Художественный текст пример из литературы – .

Написать текст в художественном стиле

Для написания любого текста в художественном стиле необходимо знать его особенности.

Особенности художественного стиля

Художественный стиль в литературе — это особый стиль речи. Он характеризуется следующими особенностями:

  • большой эмоциональностью;
  • обилием художественных средств выразительности;
  • вызывает эмоции и яркие впечатления у читателя;
  • обладает образностью;
  • в нем используется разговорный стиль речи, в том числе просторечные и жаргонные выражения.

Художественный текст заставляет читателя испытывать эмоции, погружает в мир фантазий.

Текст в художественном стиле

— А ну, стой спокойно, не топчись!
Маринка прикрикнула на лошадь, пихнув ее в бок ведром. А лошади хоть бы что – стоит, смотрит огромными карими глазами, перебирает копытами.
— Ну, я тебе! Попросишь ты у меня сахарку еще!
Лошадь обиженно дернула ушами и смешно фыркнула, но топтаться перестала. Испугалась.
— То-то же! – сказала Маринка, с трудом наливая в лохань чистую воду.

Лошадь по имени Аза была молодой кобылкой красивой черной масти. Только на лбу белело пятнышко, будто кто мукой присыпал. Ноги длинные, грива роскошная, шея гибкая и характер дурной – вот и вся Аза. Любила Аза сахар и свою хозяйку Марину. Ну и катать ее по летним лугам. Бывало, неслись они галопом, вокруг – никого, и только ветер и ароматная сочная трава бьет по ногам.
Но теперь не выводит Марина свою Азу на вечерние поля. Не запрыгивает в седло, как раньше, не выпускает попастись, пожевать вкусной травы. Не несутся они галопом, и теплый ветер больше не треплет черную гриву.
Аза вздохнула тяжело и печально.
— Ну что ты? На вот сахару.
Марина достала из кармана несколько белых сахарных кусков. Лошадь аккуратно смела их с ладони теплыми мягкими губами и тут же подставила голову, чтобы погладили. Марина так всегда делала, но почему-то не в этот раз.
Аза недоуменно мотнула головой, ожидая ласки.
— Не могу, милая. Прости, моя хорошая.
Марина вышла, избегая смотреть на Азу. Хлопнула дверь денника, которую Марина почему-то не придержала.
Свет фонаря выхватил у выхода из конюшни тоненькую фигурку Марины. Куртка, наброшенная на плечи, скрыла сверкнувший в отблеске металлический протез вместо руки.

 

 

vashurok.ru

русский язык и литература: Тексты разных стилей

Тексты разных стилей речи

1.     Научный стиль.

    В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход» ) и «мельк» (в значении «миг», «мгновение» ). Эти существительные в творительном падеже – «пешком» и «мельком» — перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» – «на короткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс –ом. Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нём корень

мельк- и суффикс -ом. (Из книги В. В. Колесова «Гордый наш язык…»)

2.     Официально-деловой стиль.

    Желающим обратиться за помощью на биржу труда, получить статус безработного и найти новую работу понадобятся следующие документы:

— паспорт или документ, его заменяющий;

— трудовая книжка или её дубликат;

— документы об образовании и профессиональной квалификации;

— справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий её (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости).

(Фрагмент объявления.)

3.     Публицистический стиль.

Что значит найти себя?

    «В чём смысл жизни? Для чего мы живём? Что мы должны сделать?» – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый из нас. Однозначного ответа, конечно же, не существует. Здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения. Найти себя, по-моему, – это определить своё место в жизни. Место в жизни – это своего рода цель, ради которой и стоит жить. Работа, семья, служение Родине… Найти себя – это оказаться в таких условиях и быть окружённым такими людьми, с которыми бы ты чувствовал себя счастливо. Дело, в которое бы ты вкладывал все свои силы и которое приносило бы тебе полное удовлетворение, которое бы ты любил – разве это не значит найти себя? Существует масса вещей, в которых человек может реализовать себя. Везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать такое, где наш талант и способности смогли бы воплотиться в полной мере. И главное – никогда не останавливаться на достигнутом! Потому что, как только человек прекратит свой жизненный поиск, вначале придёт спокойствие, а затем, скорее всего, неудовлетворённость. Как сказал один из великих, счастье не может быть продолжительным, иначе это уже не счастье, а обыденность.

(Фрагмент ученического сочинения.)

4.     Художественный стиль.

    Он вступил в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, который выходил из-под широкой щели, что находилась внизу двери. Казалось, будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.

    По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки. Заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежавший на столе. (

Н. В. Гоголь «Мёртвые души».)

5.     Разговорный стиль.

Встреча подруг после летнего отдыха.

– Привет. Ну, как у тебя дела? – спросила Лена.

– Здравствуй. Да ничего, вот только вчера приехала, – ответила Женя.

– Как отдохнула? – поинтересовалась Лена.

– Ой, здорово, – пояснила Женя. – На Байкале так красиво! Обалдеть… Ну, а ты как?

– Была у бабушки в Задонске. Столько интересного узнала! А в каких местах я побывала!

– И я туда хочу съездить. Возьмёшь меня в следующем году? – спросила Женя.

– Конечно. Можно и ещё кого-нибудь взять из наших друзей. Бабушка гостям всегда рада. У меня фотки есть. Хочешь посмотреть? – предложила Лена.

– Ещё спрашиваешь, – ответила Женя, и девочки пошли

rumova.blogspot.com

Примеры из художественной литературы в рецензии на ЕГЭ по русскому языку

1. «Слово о полку Игореве».

Князь Игорь, его брат Всеволод, Ярославна, киевский князь Святослав и его «золотое слово» о необходимости объединения русских княжеств для защиты перед внешними врагами.

Проблематика: доблесть и мужество русских воинов, защита своей земли, трагические последствия междоусобиц русских князей, верность, нежность русских женщин, предопределённость событий (затмение солнца), помощь природы русским людям.

2. Михаил Васильевич Ломоносов

Ода «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны», 1747

Проблематика: наука, постижение разумом тайн природы, способность человека к творческому преобразованию мира.

3. Гавриил Романович Державин

«Властителям и судиям»

Проблематика: сатирическое обличение порочных вельмож, создание образа достойного гражданина, утверждение идеала мудрого, просвещённого правителя.

4. Денис Иванович Фонвизин

«Недоросль»

Госпожа Простакова, её муж, сын Митрофан, брат Скотинин, учителя, кормилица, портной Тришка, Софья, Милон, Стародум, Правдин.

Проблематика: крепостничество, противостояние прогрессивно мыслящих дворян и реакционных дворян-крепостников, воспитание и образование детей, служение своему Отечеству, невежество, бесчеловечность, способность совершить подлый, бесчестный поступок, мудрость и справедливость правителя.

5. Александр Сергееевич Грибоедов

Комедия «Горе от ума»

Фамусов, Чацкий, Софья, Молчалин, Скалозуб, Лиза, Горичи, Тугоуховские, Хрюмины, Хлёстова, Загорецкий, Репетилов.

Проблематика: борьба нового со старым, противостояние вольнолюбивых, прогрессивно мыслящих дворян реакционному лагерю крепостников, отношение к крепостничеству, карьеризму, преклонению перед общественным мнением, оценка личности в зависимости от богатства, чина, положения в обществе, соблюдение внешних форм жизни, несмотря на их содержание, карьеризм, мелочность интересов, духовная пустота, идеал праздной жизни, отношение к воспитанию, образованию молодёжи, смысл жизни, нравственный выбор человека.

6. Александр Сергеевич Пушкин

Роман «Евгений Онегин»

Онегин, Татьяна Ларина, Ленский, Ольга

Проблематика: воспитание, образование человека, социальная среда как основа формирования характера, пути просвещённой передовой дворянской интеллигенции, противопоставление романтического и реалистического восприятия жизни, внешняя и внутренняя красота человека, глубина, сила и искренность чувств, праздная жизнь и духовная пустота представителей поместного дворянства, а также московского барства, отношение к светским предрассудкам, жизнь и смерть человека, выбор между любовью и долгом, русский национальный характер..

«Повести Белкина»

«Барышня-крестьянка» — Лиза Муромская, Алексей Берестов, их отцы.

Проблематика: взаимоотношения отцов и детей, любовь героев вопреки мнимым социальным преградам, обман, заканчивающийся счастьем.

«Станционный смотритель» — Самсон Вырин, дочь Дуня, гусар.

Проблематика: взаимоотношения отцов и детей, социальное неравенство, судьба «маленького человека», раскаяние, прощение.

«Дубровский»

Андрей Гаврилович Дубровский, сын Владимир, Кирилла Петрович Троекуров, дочь Маша, князь Верейский.

Проблематика: крестьянское восстание, внутрисословный конфликт, самоуправство помещиков, бюрократические злоупотребления местных властей, любовь «благородного» разбойника-мстителя.

«Пиковая дама»

Офицер Германн, старая графиня, воспитанница Лизавета Ивановна.

Проблематика: неутолимая жажда денег, наживы, обогащения как стремление к личной независимости и власти, проникновение денежных отношений во все сферы жизни общества, обличение жестокого, хищного эгоизма и необычайного честолюбия.

«Медный всадник»

Бедный чиновник Евгений, Петербургское наводнение, памятник Петру I.

Проблематика: трагичность отношений государственной власти и «маленького человека», безжалостность стихии, Петербург как «рукотворный» памятник Петру I , «Кумир на бронзовом коне» как воплощение бесчеловечной власти, карающей даже за робкий протест.

«Капитанская дочка»

Пётр Гринёв, Пугачёв, капитан Миронов, Маша, Швабрин.

Проблематика: семьи Мироновых и Гринёвых как воплощение честности, прямоты, простоты в быту, чувства собственного достоинства

«Береги платье снову, а честь смолоду», противопоставление старинного «коренного «дворянства (Гринёвы) «новой знати» (Швабрин), черты национального характера в образе Савельича, верность, преданность, любовь, милосердие, прощение, причины, последствия народной войны под предводительством Пугачёва.

7. Михаил Юрьевич Лермонтов

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Царь Иван Грозный, опричник Кирибеевич, Калашников, Алёна Дмитриевна.

Проблематика: конфликт между справедливостью, правдой-матушкой (Калашников) и эгоизмом, необузданными страстями (Кирибеевич), защита чести, права, достоинства человека в условиях самодержавной власти.

Поэма «Мцыри»

Проблематика: протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического ей служения, страстная жажда жизни.

Роман «Герой нашего времени»

Печорин, Максим Максимыч, Бэла, Казбич, ундина, Янко, слепой мальчик, старуха, Грушницкий, княжна Мери, драгунский капитан, Вернер, Вулич.

Проблематика: герой и общество, «лишний человек», «портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего поколения», трагическое мироощущение и философские искания личности, осознание своего места в мире, активная или пассивная жизненная позиция, удачные или неудачные попытки реализовать свои желания и таланты, проблемы бытия — смерти, добра — зла, выбор цели жизни, отношение человека к окружающим людям, любовь и дружба, подлость и предательство, ответственность человека за его поступки..

8. Николай Васильевич Гоголь

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Проблематика: красота духовной сущности народа, характеры, духовные свойства, моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства, победа добра над злом, великодушия над корыстолюбием, гуманизма над эгоизмом, отваги над трусостью, энергии над ленью и праздностью, благородства над низменностью и подлостью, одухотворённой любовью над грубой чувственностью; власть денег губительна, счастье достигается не преступлением, а добром, человеческие, земные силы побеждают дьявольские, нарушение естественных, народно-нравственных законов, предательство родины заслуживает самой тягчайшей кары.

Повесть «Тарас Бульба»

Тарас, Остап, Андрий, Запорожская Сечь

Проблематика: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение, вольнолюбивый характер казачества, утверждение демократических основ Запорожской Сечи, прославление её, чувства товарищества и коллективизма, стремление запорожцев к воле

urok.1sept.ru

Художественный текст как вершина речи

Отец русского художественного текста А. С. Пушкин

Когда речь заходит о художественном тексте, возникает вопрос: если его практическая польза неясна, а информационная ценность сомнительна, для чего же он вообще существует? Какая сила позволяет ему преодолевать время и равнодушие человека?

Развитие художественного текста знаменует новый этап в развитии языка, так как и содержание, и язык художественного текста гораздо сложнее любого другого. Сложность содержательной стороны словесного искусства в том, что человек с его помощью пытается разгадать самую непостижимую загадку – самого себя.

Художественный текст как вершина речевой культуры

В течение своего существования язык, как и любая живая материя, постоянно менялся. Этот процесс характеризовался не только новыми формами слов, звуков и смыслов, но и появлением нового его вида – письменности. Именно она пробудила литературу – сразу несколько ее разновидностей: сакральную, деловую, юридическую. Одной из самых поздних по времени возникновения, и самой удивительной по мере воздействия на человека, стала художественная литература.

В каждом художественном произведении создается особый мир, а создавать такие миры помогают образы – важнейшие элементы художественной модели мира. Именно благодаря образам удается соединять такие несовместимые вещи как абстрактное с конкретным, типичное с уникальным, привычное с неожиданным. Образ адресован и разуму, и чувству, ибо порождается и тем, и другим одновременно.

В силу того, что образ воспринимается чувствами, он связан с особенностями материала, в котором воплощается модель мира. В художественном тексте роль материала играет язык. Отсюда возникает вопрос: как язык претворяется в материю словесного искусства? Здесь дело не в каких-то особенных свойствах языка, проявляющихся в литературе, а в особом к нему отношении. Человек, создающий художественный текст, и человек, его читающий, вспоминают о творческой сути языка. Ведь он не просто передает мысли, а создает очеловеченный, одухотворенный вариант мира, а не механическое его отражение.

Автор своим произведением выражает собственное “я” – эта мысль привычна, общепринята и понятна. Неясное другое: почему в этом случае для читателя литература не только банальный источник информации, но и способ познания самого себя?

Пример художественного текста

Художественная литература

Склонность человека к литературе, несмотря на возможность обойтись в жизни и без нее, является актом самовыражения. Самовыражение читателя – в его сопереживании, сочувствии, сотворчестве. В художественном тексте не только писатель, но и читатель должен ощущать себя творцом, впервые воплощающим мир в слове. Это личностное проживание творческой природы языка и составляет основу словесного образа. Звучание речи, наполнение слов смыслом, прорастание друг в друге их значений – все это читатель ощущает как событие, как открытие.

Обычно, при свободном владении языком, человек не задумывается над словесной формой выражения мысли – она выстраивается автоматически, сама собой. Совсем не так с речью художественной: она не столько носитель информации, сколько сама информация. Подбор слов, грамматических форм и конструкций, даже звуков, не менее важен, чем предмет разговора. В художественной литературе мы ищем не столько содержание речи, сколько саму речь. Автор, создавая свое произведение и пытаясь выразить на бумаге свои мысли и переживания, напряженно ищет созвучия, слова и предложения не расчетом, а чутьем. В результате и получается то, что мы называем литературой.

В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того, что сказано, на то, как сказано, однако второе, придавая первому глубину, силу и неповторимость, при этом не может без него существовать. Именно в тонкой пропорции между смыслом опуса и мастерством автора, несвойственной другим видам литературы, заключается художественный текст – вершина любой речевой культуры.

Данил Рудой – 2002

Лучшие современные стихи и проза о любви

www.danilrudoy.com

Художественный текст — примеры и определение. Художественная литература :: SYL.ru

Любое литературное произведение имеет в своей основе текст. Несмотря на все разнообразие текстов как в содержательном, так и в стилистическом плане, они имеют определенные закономерности построения и анализа.

Понятие текста

Сам текст как таковой является не столько выражением имеющейся вне его информации, определением чего-то, существовавшего уже до него (идеи, языка, авторской интенции, внетекстовой реальности, и др.), сколько самостоятельным универсумом, порождающим и включающим это в свою структуру. Существует даже метафорическое представление о тексте как о неком лабиринте, в который погружается читатель во время чтения и который предстоит определенному «распутыванию».

Текст и контекст

Любой текст принято рассматривать в соответствии с другим текстом – контекстом. «Только в точке этого контакта текстов вспыхивает свет, освещающий и назад и вперед, приобщающий данный текст к диалогу», — говорил М. Бахтин. Если внутри текста возможно определенное противоречие (оппозиция) используемых высказываний, то между текстом и контекстом оно считается недопустимым. Значимым моментом в данном случае является личностное понимание текста читателем, а не механическое усвоение.

В зависимости от определенных критериев принято различать художественный и научный тексты.

Специфика научного текста

Научный и художественный тексты различаются по цели создания, а также по предмету и способу описания. Научный текст отличается четкостью и лаконичностью, что отражает его цель: передача информации, изложение фактов. Соответственно, допустимо употребление только точных данных и прямого значения слов. Например: «В рамках научной конференции в области педагогики были рассмотрены проблемы снижения читательской активности среди молодежи. Особое внимания было уделено идее возрождения литературных секций на базе средних общеобразовательных школ». Или: «Согласно пресс-релизу регулятора банк Англии в четверг принял решение сохранить основные параметры монетарной политики».

Читателю данного типа текста необходимо владение лексическим значением слов, используемых автором и знать о синтаксической структуре речи. Речевая деятельность читателя в процессе чтения научного текста направлена на извлечение и усвоение информации.

Цели художественного текста

Активизация воображения, сопереживание читателя героям и т.д. – все это характеризует художественный текст. Пример: «Нет людей несчастнее станционных смотрителей, ибо во всех своих неприятностях путешествующие непременно винят смотрителей и стремятся на них выместить свою злость по поводу плохих дорог, несносной погоды, скверных лошадей и тому подобного» (А.С. Пушкин). Пытаясь разбудить в своем читателе сочувствие к категории станционных смотрителей, создавая определенный эмоциональный настрой, автор тем самым готовит читателя к встрече с будущим героем.

Таким образом, художественный текст, в отличие от научного, обладает эмоциональной окраской, которая в свою очередь оказывает влияние на восприятие и оценку читателем повествуемых событий.

Морфологические особенности в художественном тексте

Художественный текст может иметь особую морфологию, не свойственную типичному представлению о тексте как таковом. О чем идет речь? Например, такой текст может быть полностью безглагольным или, напротив, перенасыщен глаголами. Во втором случае автор таким образом пытается подчеркнуть динамичность событий, интенсивность действий. Пример — текст из художественной литературы: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли. Исполнись волею моей…» (А.С. Пушкин). Автор побуждает героя к действию, призывает к активной гражданской позиции.

Дополнительную образность описания текст художественного стиля может приобретать за счет насыщения его прилагательными и причастиями. Например: «Яркий солнечный свет проходил сквозь прозрачный хрусталь вазы на столе и разбивался радужными брызгами по ее поверхности, искрящимися и переливающимися всеми цветами радуги». Благодаря данному описанию перед читателем встает красочная картина, создающая светлое и радостное настроение. Однако стоит свести количество прилагательных к минимуму, и весь колорит сразу исчезает: «Солнце освещало хрустальную вазу на столе». Несмотря на то что основное содержание, которое в данном случае передает текст художественной речи, сохранено, картина представляется менее яркой и, соответственно, менее эмоциональной.

Синтаксическая специфика

Как мы могли уже убедиться, художественный текст может различаться по цели высказывания. Для сравнения: «Редкая птица долетит до середины Днепра». Или: «И вон она понеслась, понеслась, понеслась!..» «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?» (Н.В. Гоголь). Соответственно, художественный текст может включать в себя все виды предложений относительно цели высказывания. Также нет ограничений по интонации, наличию главных и второстепенных членов и т.д. Напротив, чем сложнее структура предложений художественного текста, чем больше она изобилует различными дополнениями, средствами выразительности и прочими изысками, чем более эмоциональным становится восприятие его читателем, тем глубже передается основной замысел автора.

Особенности художественного текста в поэзии

Для поэтического текста характерно преимущественное описание художественной действительности. Она может носить либо вымышленный характер, либо быть слегка приукрашенной. В любом случае данная действительность имеет многозначную специфику и может по-разному восприниматься читателем. Слово в поэтическом тексте приобретает особую роль. Помимо носителя конкретной информации, слово становится средством создания образа, на который нацелен данный художественный текст. Пример: «Опять весна в висках стучится. Снега землею прожжены» (Б.Л. Пастернак).

В данном случае для читателя уже становится недостаточным обычное понимание лексического значения слов. Ведь если воспринимать текст художественного стиля дословно, то представляется довольно странная картина: весна принимает форму некоего физического существа, которое странным образом попадает внутрь головы человека и оттуда стучит ему в висок.

В реальности же такой картины не возникает – мы понимаем, что речь идет о физиологическом ощущении лирического героя, которое вызывает у него приход весны. Однако чтобы осознать данное значение, читателю необходимо осуществить определенную эстетическую деятельность – взаимосвязанная работа мышления, воображения и конечно же эмоций. Только в результате ее успешного осуществления возможно постижение авторского замысла, определяющего текст художественной речи.

www.syl.ru

Анализ ТекстА художественного стиля

Весна

(1) Между тем пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди… (2) Весна долго не открывалась. (3) Последние недели стояла ясная, морозная погода. (4) Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги. (5) Потом вдруг… понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. (6) В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. (7) В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. (8) Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. (9) Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. (10) Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимся бурою, не убравшеюся водой, низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготанием журавли и гуси. (11) Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. (12) Пришла настоящая весна. (Л.Н. Толстой)

НАЧАЛО: Как удивительно прекрасна природа, пробуждающаяся от долгого зимнего сна. Март улыбнётся тепло – оживает всё окружающее. Щедро и приветливо размахнет апрель ворота – и затрещит, загудит, запоёт, забурлит весна…

Ведущая тема, определенная в заглавии, – весна. Ей подчиненытри микротемы: 1) пришла весна, но долго не открывалась; 2) теплый воздух пробудил землю; 3) забурлила жизнь в деревне. Толстой радуется наступившей весне. Это время года вносит оживление, ликование как в природе, так и в душе человека. Лев Николаевич, описывая весну, заставляет читателя восторгаться красотой родной земли, вселяет в него оптимизм.Основная мысль текста, по-моему, в том, что жизнь прекрасна и надо уметь радоваться ей, ценить ее.

Этот текст – отрывок художественного произведения, в котором представлена образная картина пробуждения природы. В целом в нем описывается весна. Неожиданное начало весны передается использованием преимущественно глаголов совершенного вида (больше всего – с приставкой, имеющей значение «начало действия»), с помощью которых создается динамика. Эти глаголы составляютповествовательнуюканву текста – мгновения весны.

Предложения в тексте соединены цепной ипараллельной связью. Предложения 1 и 2, 5 и 6, а также 6 и 7 связанылексическим повтором(«весна – весна»; «ветром – ветер»; «туман – в тумане»). Дистанционную связь можно наблюдать между предложениями 8-11: все они в целом подчинены предложению 7.

Цветопись и звукопись в тексте являются основным средством образности. Краски здесь солнечные, весенние: «серый туман», «прояснело», «зазеленела трава», «золотым цветом». Но более всего слышна музыка весны: «полились воды», «затрещали льдины», «воздух задрожал», «загудела пчела», «залились жаворонки». В создании колорита весны Толстой используетолицетворения(«пришла весна», «радуются растения», «заплакали чибисы»),эпитеты(«веселые голоса», «яркое солнце»),сравнения(«тучи разбежались барашками», «вылезающая иглами трава»),метафоры(«открылась весна», «над бархатом зеленей», «затрещали голоса»),метонимию(«застучали топоры»). Такое оформление помогает ярче представить картину весны, услышать ее разные звуки.

Таким образом, Л. Н. Толстой, великий художник слова, сумел передать, как мне кажется, не только состояние весенней природы, но и состояние души человека, когда сердце наполняется любовью ко всему окружающему, когда рождается гимн весне и жизни.

studfile.net

Пример стилистического анализа художественного текста

Пример стилистического анализа текста

Цели: закрепление ранее изученного материала и совершенствование знаний по теме «Стилистический анализ текста», систематизация знаний; работа над понятиями: текст, составляющие текста, тема, основная мысль текста, стили и типы речи;
развитие навыков аналитической работы с текстом, редактирования, устной и письменной речи учащихся, развитие творческого воображения, логики, мышления, интереса к изучению русского языка и литературы;
воспитание любви к русскому языку и литературе.

План анализа:

  1. Тема и микротемы ССЦ.

  2. Грамматическая связь предложений (синтаксическая и лексическая).

  3. Структура ССЦ (зачин, основная часть, концовка).

  4. Тип ССЦ.

  5. Стиль ССЦ.

  6. Лексико-фразеологические средства языка.

  7. Морфологические, словообразовательные, синтаксические средства данного стиля.

  8. ССЦ и абзац.

  9. Интонация.

  10. С какой целью автор использовал все эти средства.

1. Может быть, эти сумерки и были причиною того, что внешность прокуратора резко изменилась. 2.Он как будто на глазах постарел, сгорбился и, кроме того, стал тревожен. 3.Один раз он оглянулся и почему-то вздрогнул, бросив взгляд на пустое кресло, на спинке которого лежал плащ. 4.Приближалась праздничная ночь, вечерние тени играли свою игру, и, вероятно, усталому прокуратору померещилось, что кто-то сидит в пустом кресле. 5.Допустив малодушие, – пошевелив плащ, прокуратор оставил его и забегал по балкону, то потирая руки, то подбегая к столу и хватаясь за чашу, то останавливаясь и начиная бессмысленно глядеть в мозаику пола, как будто пытаясь прочесть в ней какие-то письмена.

6.За сегодняшний день уже второй раз на прокуратора пала тоска. 7.Потирая висок, в котором от адской утренней боли осталось только тупое, немного ноющее воспоминание, прокуратор все силился понять, в чем причина его душевных мучений. 8.И быстро понял это, но постарался обмануть себя. 9.Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями. 10.Обман же самого себя заключается в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти, теперешние, вечерние, не менее важны, чем утренний приговор. 11.Но это очень плохо удавалось прокуратору.

(М.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Образец разбора

Перед нами соединение отдельных предложений, тематически единых и синтаксически замкнутых.

Тема — состояние прокуратора после вынесения приговора Иешуа объединяет предложения в сложное синтаксическое целое. Микротемы: внешнее и внутреннее состояние прокуратора.

Предложения в ССЦ связаны цепной связью, чтобы показать, что одно вытекает из другого, т. е. одно действие напрямую зависит от другого. В 5-м предложении используется повторяющийся союз то при однородных обстоятельствах с целью показать бессмысленность, нервозность действий.

Лексическая связь осуществляется при помощи повтора одного и того же слова, личных местоимений, текстовых синонимов, однокоренных слов и при помощи уточнения, распространения слова из одного предложения следующим предложением (3-4, 7-8).

В данном ССЦ неклассическая структура: зачин – 1 предложение, основная часть – 2-11. Концовки нет. Чтобы показать безысходность, что конец мучениям не наступит никогда. Чувство вины будет преследовать прокуратора всегда.

Тип ССЦ – описание внешнего и внутреннего состояния прокуратора. При этом используется много глаголов и глагольных форм.

Стиль – художественный. Это доказывают лексико-фразеологические средства.

Эпитеты: усталому, адская, тупое, ноющее, ничтожными.

Олицетворение: тени играли свою игру.

Таким образом, мы видим, что автор использует мало тропов, чтобы показать реалистичность описания. Это обусловлено содержанием произведения, умением Булгакова подчеркнуть характерные детали.

Морфологические средства. Преобладание глаголов и глагольных форм (причем, деепричастий) при описании, чтобы показать динамику, постоянную смену действий, хаотичность, быстроту. Глаголы используются в основном совершенного вида, изъявительного наклонения (реалистичность, показ того, что все главное уже свершилось, нет будущего). Союз но в начале 11-го предложения подчеркивает бессмысленность действий прокуратора, еще раз подчеркивает, что конец мучениям не наступит.

Синтаксические средства. Сложноподчиненные предложения (в основном – изъяснительные. Почему? Скорее всего, это обусловлено темой текста. Автор пытается объяснить, в чём причина такого состояния героя), сложносочиненные, с разными видами связи, простое, осложненное обособленными обстоятельствами.

ССЦ и абзац. Несовпадение ССЦ с абзацами (их два!). Но они совпадают по микротемам, которые связаны между собой. Внешние действия зависят от внутреннего состояния. 2-й абзац поясняет события 1-го абзаца. И наоборот.

Интонация повествовательная, изъяснительная. Паузы: логическая (6) и синтаксическая (11).

infourok.ru

Оставьте комментарий