Колесниченко А.В. Практическая журналистика. ГЛАВА 5
Глава 5.
РЕПОРТАЖ
◄◄ в оглавление ►►
в раздел библиотека
Определение жанра. Дистанция и барьеры. Сбор материала. Наблюдение при подготовке репортажа. Особенный аспект события. Правила общения с людьми. Композиция репортажа. «Красная нить». Источники напряжения в репортаже. Гибридные формы репортажа – новостной, политический и специальный.
Репортаж – это рассказ очевидца, написанный так, чтобы дать возможность читателю почувствовать себя на месте события. Главное в репортаже – эффект присутствия, когда читатель словно видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с журналистом. Репортаж читают не ради того, чтобы узнать о событии (обычно новостная информация в репортаже минимальна), а чтобы это событие пережить. Поэтому репортаж относят не к новостным жанрам, а к жанрам эмоциональной публицистики. Так как каждый журналист воспримет событие по-своему и по-своему о нем расскажет, репортаж по своей сути не претендует на объективность. Если новости об одном и том же событии, написанные разными журналистами, будут выглядеть примерно одинаково, то репортажи об одном и том же событии могут иметь между собой очень мало общего. В этой связи правдивость репортажа будет определяться искренностью журналиста, стремлением как можно точнее увидеть и прочувствовать событие, а не подогнать происходящее под заранее заготовленный в сознании шаблон.
Репортаж является самым древним жанром журналистики. Если схема «перевернутой пирамиды» была придумана в XIX в., а ньюс-фиче – и вовсе в XX, то репортаж в виде путевых заметок появился еще до нашей эры. Так, в жанре, близком к современному репортажу, написал рассказы о своих путешествиях древнегреческий ученый-историк Геродот. Тогда же проявилась одна из особенностей репортажа: чтобы заинтересовать читателя, он должен сообщать о чем-то далеком, что читатель не может сам увидеть, а не о том, с чем человек и так сталкивается каждый день. То есть репортаж должен «преодолевать дистанцию».
Позднее к географической дистанции добавилась социальная. Современные журналисты описывают не только и не столько жизнь в далеких странах, сколько жизнь различных слоев общества в их собственной стране и в родном городе. Благодаря развитию транспорта и средств связи географическая дистанция становится все менее значимой, тогда как социальная с развитием общества, наоборот, возрастает. В результате зачастую многие люди лучше осведомлены о жизни аборигенов Океании, чем о жизни своих собственных соседей по дому или по микрорайону, особенно если эти соседи относятся к элите или маргиналам. Очень мало осведомлены друг о друге представители разных поколений, национальностей и профессий. Также журналисты при написании репортажей часто преодолевают «барьеры», проникая в закрытые для читателя учреждения, например тюрьмы, воинские части, психиатрические клиники.
-41-
Немецкий ученый Михаэль Халлер (Michael Haller) сформулировал пять тезисов, которым должен соответствовать репортаж, чтобы быть успешным. Вот эти тезисы.
1. Задача журналиста-путешественника – преодолеть дистанцию, чтобы сделать близким далекое и чужое. Это далекое и чужое проявляет себя через переживания журналиста, которыми он хочет поделиться.
2. Задача журналиста-свидетеля – преодолеть барьеры, чтобы сделать доступным неизвестное и спрятанное. Это неизвестное и спрятанное становится близким через описание событий. Репортаж – это мостик к событиям, которые происходят и без журналиста.
3. В обоих типах репортажей журналист дает возможность читателю почувствовать себя участником событий. Поэтому язык репортажа рассказывающий и описательный, а происходящее передается конкретно, чувственно и непосредственно.
4. В современном «непрозрачном» обществе дистанция и барьеры также проявляются в переносном смысле: журналист преодолевает социальную дистанцию и институциональные барьеры, то, что граждане самостоятельно преодолеть не могут.
5. Каждая хорошая репортажная тема предполагает преодоление или дистанции, или барьеров. Если же тема содержит и то и другое, тогда она для репортажа подходит идеально. Наоборот, чем обыденнее тема, чем меньше дистанции и барьеров она содержит, тем труднее оформить ее как репортаж. В этом случае журналист должен найти какой-то неожиданный аспект этой темы, например рассказать о ней «с другой стороны прилавка», из-за кулис, чтобы знакомую ситуацию показать как новую. Еще один прием – провоцирование событий, чтобы сделать их центром репортажа
Сбор материала для репортажа обязательно включает в себя посещение места события. Без непосредственного наблюдения написать репортаж невозможно. Если журналист не имеет возможности лично наблюдать событие, тогда лучше отказаться от подготовки репортажа и написать о событии новостную заметку, при которой без присутствия на месте события можно обойтись.
Перед посещением места события журналисту рекомендуется изучить как можно больше информации по теме репортажа. Это нужно для того, чтобы на месте события быть в состоянии отличить общее от особенного и сосредоточить внимание на этом особенном, а не тратить время на введение в ситуацию. Журналист еще до того, как окажется на месте события, должен примерно представлять, что он увидит, на что ему следует обратить внимание, какие вопросы нужно будет задать участникам события.
На месте события задача журналиста заключается не только в том, чтобы собрать фактическую информацию. Этого было бы достаточно при подготовке новостной заметки. Написание же репортажа предполагает
__________________________
[7] Haller M. Die Reportage. Ein Handbuch für Journalisten. Konstanz: UVK Medien, 1997. P. 33.
-42-
Особенный аспект события – это неизвестная для читателя сторона темы. Например, городской праздник можно наблюдать с площади, где проходит концерт. Однако едва ли эта сторона события будет для читателей неизвестной. Если же журналист проведет День города не с гуляющими горожанами, а с нарядом милиции или бригадой «Скорой помощи», этот аспект события будет для читателей неизвестным, а потому интересным. Найти особенный аспект можно даже в событии, которое проводится по заранее подготовленному сценарию. Например, журналист во время митинга затесался в ряды телохранителей одного из лидеров и затем описал, как воспринимался митинг с этой точки наблюдения.
Что касается эмоций, то здесь действует правило, что журналист при подготовке репортажа обязан их переживать, потому что тот, кто ничего не переживает, написать репортаж не сможет. Чтобы добыть эмоции, событие воспринимают при помощи всех органов чувств. Журналист должен не только смотреть и слушать, но и нюхать, щупать, пробовать на вкус. Нужно также замечать, что именно дает ту или иную эмоцию. Например, журналист вошел в комнату, и она показалась ему мрачной и унылой. Так вот, в репортаже нельзя прямо написать, что комната была мрачной и унылой. Нужно описать эту комнату, но описать так, чтобы читатель сам пришел к выводу, что эта комната мрачная и унылая. Или в одном из репортажей журналисту нужно было показать, что больной ребенок почти ничего не видит. Для этого он описывает сцену, как прощается с ребенком и его мамой, и ребенок машет рукой в другую сторону, потому что он не видит, куда ушел журналист. Вообще, при написании репортажа явление нужно описывать, а не оценивать. Оценку даст сам читатель. И второе правило: эмоции не должны противоречить впечатлению, которое передает репортаж в целом. Например, если журналист пишет репортаж об ужасных условиях содержания больных в психиатрической клинике, закладываемые в репортаж эмоции должны «работать» на создание атмосферы этого ужаса.
Особое место в подготовке репортажа уделяется общению с людьми. Люди всегда находятся в центре репортажа. Известный журналист Валерий Панюшкин даже сравнивает репортаж с «кашей из топора», где топор – это событие, а все остальные ингредиенты, из которых, собственно, и варится каша, – это люди и их истории. И любое событие – не более чем повод в очередной раз написать о людях и о «вечных» темах, таких, как добро и зло, любовь и смерть, надежда и отчаяние.
-43-
Если при написании новости или проведении расследования журналист общается с людьми, чтобы узнать факты, то при подготовке репортажа главная цель общения – выявить характерные черты героев, особенности их речи и способа мышления. Поэтому надо не столько выспрашивать у людей определенную информацию, сколько просто давать им возможность выговориться, следя за их мимикой и жестами. Отход от темы разговора также пойдет репортажу на пользу. Если человек расскажет то, что его в этот момент волнует, это породит больше эмоций, чем ответы на заранее подготовленные вопросы журналиста.
По поводу продолжительности наблюдения существует правило, что покидать место события можно лишь тогда, когда журналист определился с началом и концом репортажа, а также с «красной нитью» – линией повествования. Репортаж – это всегда движение от точки А к точке В, путь, который проделывает читатель вместе с журналистом. Существует три вида «красной нити» – хроника, путешествие и развитие доказательства.
При «красной нити»–хронике движение в репортаже происходит во времени. Эта линия повествования наиболее подходит для описания мероприятий или «квази–мероприятий». Последнее означает, что журналист оформляет в виде мероприятия какое-либо событие, например, визит к чиновнику или дежурство вместе с бригадой спасателей. Начало репортажа в этом случае совпадает с началом мероприятия, конец – с его окончанием либо с достижением мероприятием его высшей точки. К этому же типу относятся репортажи вида «Один день из жизни…». Такой репортаж начинается утром и заканчивается вечером.
«Красная нить»–путешествие – это движение в пространстве. Эта схема подходит как для реального путешествия, так и для ознакомления с темой, когда журналист последовательно обходит место действия и беседует с участниками. По схеме «путешествие» пишут репортажи из закрытых учреждений – тюрем, воинских частей, лагерей беженцев. Репортаж начинается с прибытия журналиста в учреждение и заканчивается его отъездом либо каким-то ярким эпизодом в процессе сбора информации.
Хроника и путешествие – это простые виды «красной нити». Развитие доказательства – более сложный вариант. В этом случае движение в репортаже происходит через раскрытие по-новому старой темы. Начинается репортаж с эпизода, который показывает тему так, как ее и раньше представлял читатель. Однако затем следуют другие эпизоды, изменяющие представление о теме, и к концу репортажа первоначальные представления читателя разворачиваются на 180 градусов. Конкретные события и эпизоды здесь вторичны, они служат лишь для доказательства тезиса. Например, репортаж о жизни бывших героев реалити-шоу может начинаться с просмотра видеозаписи передачи, которая их прославила на всю страну. Исходный тезис: попасть в реалити-шоу – большая удача для парня или девушки, замечательный старт в карьере телезвезды. Однако затем выясняется, что созданная во время передачи семья распалась, один из героев программы спился, другой вынужден был пройти курс лечения у психиатра, чтобы вернуться к обычной жизни. Постепенно у читателя складывается впечатление, что участие в реалити-шоу – очень опасный эксперимент, в который лучше не ввязываться. Это и есть победа нового тезиса, новое восприятие старой темы.
-44-
Начинать репортаж следует со сцены. Исходная сцена должна находиться в центре события, куда сразу же помещают читателя. Эта сцена не обязательно должна совпадать с началом мероприятия или путешествия. Ее цель – привлечь внимание читателя, зацепить его, задать вопрос, на который читатель будет искать ответ в репортаже. Вариантами сильной сцены могут быть:
• запутывание (что это?), когда происходящее наглядно, но его смысл непонятен. Например, репортаж с одной из выставок начинается с описания Санта-Клауса со злым лицом, который пьет кока-колу из бутылки с нарисованной на ней свастикой;
• вопрос (и это – это?), когда смысл происходящего понятен, но такая трактовка воспринимается как сомнительная. Например, когда весь мир говорил о ядерной угрозе со стороны Северной Кореи, журналист начал репортаж из Пхеньяна с описания городского парка, где большинство аттракционов сломаны, а поиграть можно только в городки, причем в случае промаха бита полетит в нарисованного на полотнище американского солдата-агрессора. В результате военная мощь страны начинает восприниматься также карикатурно;
• противопоставление (почему это так?), когда происходящее кажется несправедливым. Например, репортаж о годовщине бесланской трагедии начинается с цитирования пресс-релиза, согласно которому жизнь в городе налаживается, и затем текст сравнивается с тем, что журналист увидел в Беслане;
• человек (почему с ним это происходит?), когда загадкой является личность главного героя. Например, репортаж про московских гастарбайтеров начинается с истории врача-киргиза «с глазами побитой собаки», работающего в Москве дворником, чтобы вернуть деньги, взятые в долг на похороны отца;
• комедия (что-то идет не так, но все равно идет), когда описываемое воспринимается как глупость, которую не должны делать, но ее делают. Например, репортаж про массовое отравление грибами в одной из областей России начинается с рассказа о человеке, который, несмотря на запрет, собрал и съел грибы, отравился, попал в больницу, был спасен, вернулся домой, доел оставшиеся грибы, чтобы они не пропали, после чего умер.
Завершать репортаж следует сценой, цитатой или выводом автора. Завершающая сцена может быть либо повторением начальной сцены, либо ее противоположностью. Окончание-цитата – это прощальные слова героя. Вывод автора в конце репортажа допустим при условии, что он не содержит морализаторства, так как люди читают репортаж, чтобы пережить событие, ощутить себя на месте другого, а вовсе не ради того, чтобы им в очередной раз напомнили вечные истины.
-45-
Так как при наблюдении на месте события журналист нередко исписывает в блокноте несколько десятков страниц, разработаны приемы быстрого упорядочения записей. Во-первых, можно маркером разделить записи на три группы – «необходимое», «важное» и «неважное». «Необходимое» сразу идет в текст, «важное» – по мере возможности, про «неважное» можно забыть. В результате объем записей, с которыми работает репортер, сокращается в разы. Другой прием – ставить на полях первые буквы называний соответствующих элементов репортажа: «С» – для сцен, «Ц» – для цитат, «Д» – для деталей, «Н» – для настроения. Потом ориентирование по этим буквам поможет быстро выбрать самую сильную сцену, лучшую цитату, яркую деталь и нужное настроение.
Еще один метод заключается в том, что устанавливают перечень необходимых для репортажа элементов, а затем их целенаправленно ищут и записывают на соответствующие страницы блокнота. Перечень элементов репортажа может быть таким:
• цель репортажа;
• особенный аспект;
• конфликт;
• «красная нить»;
• главные действующие лица;
• сцены;
• цитаты;
• ощущения органов чувств;
• детали;
• информация о действующих лицах;
• информация в целом.
Этот метод позволяет сразу определить, чего журналисту не хватает, и не тратить время на сбор избыточной информации, которая все равно не пойдет в текст. В качестве ориентира можно также использовать типовой план газетного репортажа объемом 80–100 строк (1,5–2 машинописные страницы):
-46-
1. Вводная сцена;
2. Развитие вводной сцены – описание темы, информационный повод;
3. Бэкраунд – предыстория события, представление персонажей;
4. Сильная сцена, яркая деталь;
5. Бэкграунд – аргументы персонажей, контекст события;
6. Завершающая сцена с участием главных героев или вывод журналиста.
Напряжение и динамизм достигаются в репортаже за счет смены перспективы, смены сцен и бэкграунда, смены планов, монтажа, смены темпа речи и дискурса, а также противопоставления сценария и реальности.
Смена перспективы – это показ одного и того же явления с разных сторон. Обычно используют противопоставления «из зрительного зала – из-за кулис» и «субъекты – объекты действия». В первом случае наряду с общедоступной стороной явления журналист показывает его скрытую сторону, например, рассказ о городском празднике попеременно ведется с центральной площади города и из штаба по организации праздника. Во втором случае меняются местами те, кто принимает решение (субъекты), и те, кого оно касается (объекты). Например, в репортаже о призыве в армию журналист дает слово то сотрудникам военкомата и представителям власти, то призывникам и их родителям. Иногда для смены перспективы журналисты дают высказаться человеку, которого пресса традиционно обходит вниманием. Например, в одном из репортажей о похоронах американского президента главным действующим лицом был кладбищенский рабочий, который копал могилу.
Смена сцен и бэкграунда – это чередование действий и объясняющей их информации. Информация касается предыстории события и вписывания увиденного журналистом в более широкий контекст. В репортаже информация подается порциями в виде перебивок. Репортаж в этой связи иногда сравнивают с поездом, где локомотив – это сильная начальная сцена, а затем чередуются пассажирские вагоны (персонажи, которые что-то делают и говорят) и товарные (дополнительная информация). При этом последний вагон поезда всегда пассажирский. Установлено, что оптимальная доля бэкграунда – 30% от объема репортажа. Если информации больше, репортаж становится медленным и скучным, если меньше, репортаж рискует превратиться в набор отдельных, не связанных между собой и с окружающей действительностью сцен.
-47-
Смена планов – это приближение и удаление показываемого, прием, который часто используют в кино и на телевидении. Пишущий журналист также должен мыслить «кинематографически», постоянно варьировать крупность плана, показывая происходящее так, как его в естественной обстановке воспринимает человеческий глаз: вначале картина в целом, потом отдельные элементы, потом детали. Всего различают пять планов, мерой которых является человек. Самый крупный план служит для показа отдельных деталей, например выражения глаз, шрама, татуировки. Крупный план – это лицо в целом, он служит для передачи мимики. Средний план – это человек по пояс, этот план служит для показа жестов. Общий план – это человек в полный рост. Такой план нужен, чтобы показать позу, походку. И наконец, самый общий план – это человек в интерьере[8]. Американский медиаконсультант Рой-Питер Кларк (Roy-Peter Clark) в качестве иллюстрации смены планов приводит такой фрагмент репортажа с войны в Косово в 1999 г.[9]:
Стоящий в грузовике человек берет буханку хлеба и бросает ее, не глядя. (Общий план.) У нее нет шансов упасть на землю. Слишком много людей стоят вокруг грузовика и следят за ее полетом. За буханкой следует вторая, третья, и сотни рук тянутся в небо. (Самый общий план.) «Для детей! Для детей!» – кричит женщина, пытаясь дотянуться до хлеба. (Средний план.) Позади в нее вцепилась девочка лет восьми. (Общий план.) Толпа ее давит со всех сторон, и девочка кричит. (Самый общий план.) Сзади стоит еще одна девочка лет десяти. (Общий план.) Она одета в яркий свитер с нарисованными кошками и цветами. (Средний план.) На свитере видна грязь. (Деталь.) У девочки рыжие волосы. (Крупный план.) В ее волосах тоже грязь. (Деталь.)
(Finkel D. Give and Take On the Road to Somewhere // Washington Post. 1999. 6 Apr.)
Монтаж – это постановка сцен и эпизодов в осмысленные ряды. Обычно при помощи монтажа подчеркивают контраст, выявляют противоречивость явления. Вот как использует монтаж Валерий Панюшкин при описании митинга в Москве в память погибших в бесланской школе:
Поэтесса Дина Мамчуева сказала, что в Беслане погибли дети, чистые души, цветы жизни, ангелы. На слове «ангелы» женщина рядом со мной стала вытирать слезы, а девушка, державшая плакат «Враг будет разбит, победа будет за нами» стала звонить домой и говорить, что освободится еще часа через полтора.
(Панюшкин В. Свистать всех на спуск // Коммерсантъ, 2004. 8 сент.)
Смена темпа речи – изменение длины предложений, размеров абзацев, грамматического времени глаголов и языкового дискурса. Установлено, что точка в конце предложения действует на чтение так же, как знак «Стоп» – на движение автомобиля. Если предложения длинные, автомобиль едет размеренно, если короткие – рывками, останавливаясь почти сразу после начала движения. Схожий эффект дает уменьшение абзацев, когда, к примеру, в длинном абзаце долго рассказывается, что делал человек, чтобы что-то не случилось, а затем следует абзац из одной фразы, что это все же случилось. По отношению к грамматическому времени глаголов действует закономерность, что прошедшее время замедляет повествование, а настоящее, наоборот, ускоряет. В принципе, репортаж желательно писать в одном грамматическом времени, но для создания определенного эффекта можно в прошедшее сделать вставку из настоящего, а в настоящее – из прошедшего. Смена языкового дискурса – это варьирование стилей, например переход от «живого» языка к официальному.
__________________________
[8] См.: Дмитриев Л.А. Парадоксы художественного образа. С. 12–16.
[9] http://www.poynter.org/column.asp?id=78&aid=103943
-48-
Прием «противопоставление сценария и реальности» применяется при описании «псевдособытий» – всевозможных церемоний и прочих ритуальных мероприятий. Вопрос: «Что будет дальше?» – двигателем репортажа о «псевдособытии» стать не может, потому что сценарий мероприятия заранее известен, роли распределены, а реплики являются стандартными для соответствующего мероприятия и, следовательно, не несут сами по себе никакого смысла. Например, политик на съезде партии будет говорить, что он за все хорошее и против всего плохого; бизнесмен при проведении благотворительной акции – о том, что не нужно забывать помогать людям; ученый, получивший премию, – о том, что он очень благодарен и готов продолжать так же работать и дальше. Выход для журналиста – представить себя зрителем спектакля и перевоплотиться в театрального критика. Тогда репортаж будет посвящен тому, насколько хорошо играют актеры свои роли, правильно ли подобраны декорации и освещение, добросовестно ли работают клакеры. Можно сравнить данное «псевдособытие» с другими подобными ему, оценить, в какой мере нынешняя постановка лучше или хуже предыдущих.
Слово «я» в репортаже желательно не употреблять. От первого лица репортер может писать только в том случае, если он сам является одним из действующих лиц. Это справедливо при «включенном» наблюдении, когда журналист, к примеру, не скрывая своей профессии, становится одним из членов геологической экспедиции, или, скрыв свою профессию (метод «маски»), идет торговать на рынок, чтобы разоблачить рыночную мафию. Еще повествование от первого лица допустимо, когда журналист описывает свой экстремальный опыт, например, как он спасался с тонущего корабля.
И в заключение особые, гибридные формы репортажа, когда репортаж совмещается с каким-то другим жанром. Таких форм три – новостной репортаж, политический и специальный.
Новостной репортаж – это расширение новости (ответа на основные шесть вопросов) повествованием с места события. Иногда в редакциях одному событию посвящают два текста – большой субъективный репортаж, написанный с места события, и в виде подверстки короткую новость, излагающую суть случившегося. Но чаще текст готовят один – новостную заметку, «разбавленную» репортажными элементами (сценами и цитатами). Обычно репортажные сцены появляются в начале и в конце заметки. При этом не следует путать новостной репортаж с «оживленной» новостью. Новостной репортаж рассказывает об отдельном, уникальном событии, и репортажные сцены касаются только этого события. В «оживленной» же новости сцены используются лишь для наглядности, иллюстрирования и могут быть легко заменены на аналогичные сцены из других событий с другими действующими лицами.
-49-
Политический репортаж находится на пересечении репортажа и комментария. Журналист присутствует на месте события и детально фиксирует происходящее, но при этом вспоминает, что говорил этот политик в прошлый раз, насколько соответствует реальности то, что он говорит сейчас, высказывая тем самым свое отношение к происходящему. Здесь очень важно, чтобы мнение журналиста было обоснованным, а сам он пользовался у читателей доверием, потому что в противном случае его ироничные комментарии вызовут лишь раздражение. Вот фрагменты политического репортажа, написанного журналистом газеты «Коммерсантъ» Андреем Колесниковым:
Все это время в фойе функционировали стенды неправительственных организаций, которые выразили желание принять участие в работе форума. Я видел стенды Лиги здоровья нации, «Казарм 21 века», Фонда радикального продления жизни… Президент последнего фонда допытывался у меня, хочу ли я жить вечно, рассказывал, что тоже очень хочет, разъяснял, что регулярные занятия спортом к желаемому результату никак не приведут, и уверял, что, если он и его сторонники получат деньги на научные исследования, то за старость можно будет не беспокоиться. Причем мне было понятно, что президент фонда говорит в основном о своей старости. На выставке его стенд пользовался таким вниманием, что она и в самом деле представлялась ему, похоже, обеспеченной.
<…>
Участники форума работали в это время по секциям. На форум в полном составе аккредитовали Общественную палату. Некоторые ее члены, впрочем, предпочли рутинной работе по становлению гражданского общества в секциях активную публичную деятельность, то есть общение с журналистами, тосковавшими у стендов в ожидании начала работы форума. Причем общение было временами принудительным, ибо журналисты, чья воля к жизни к этому времени притупилась, так как многие из них слонялись здесь часа уже четыре, проявляли преступно скромный интерес к членам Общественной палаты, напротив, заряженным энергией созидания (своего положительного образа).
<…>
Открывая форум, секретарь Общественной палаты Евгений Велихов был настроен откровенно оптимистично, так как у него, как он сообщил, имеется доклад о состоянии гражданского общества. Действительно, одно только существование этого доклада недвусмысленно намекало на существование самого гражданского общества.
– Я рад, – сказал Евгений Велихов, – что здесь встретились те, на ком держится гражданское общество.
И он, по-отечески оглядев зал, рассказал о результатах последнего социологического опроса на эту тему. Выяснилось, что «60 процентов граждан так или иначе помогают ближнему». Участники опроса признались в этом на условиях полной анонимности.
– Только пять процентов опрошенных считают, что общественные организации могут что-то изменить, – без тени расстройства заметил академик Велихов. Я даже не понял, относит он этот результат к достижениям общественных организаций и Общественной палаты или все-таки к их недоработкам.
Выступавшие вслед за академиком Велиховым демонстрировали заразительную уверенность в завтрашнем дне. Елена Дьякова готова бороться за чистый и нравственный Интернет. В этом деле неоценимую помощь, по ее мнению, окажут «официальные сайты органов власти». Там, где они со всем своим духовно-нравственным влиянием окажутся бессильны, нужен просто жесткий контроль со стороны заинтересованных структур. Впрочем, молодой учитель русского языка из Мурманска Анастасия Комарова с трибуны, по сути, возразила Елене Дьяковой, рассказав, как важно, чтобы «ребенок искал себя не в интернет-игрушках, блогах и чатах, а чтобы действительно расширял свой кругозор». То есть на форуме завязалась дискуссия, такая естественная в рамках гражданского общества.
– Я хочу, чтобы ребенок, которого я учу, – заявила Анастасия Комарова, – смотрел на мир восторженно и светло и чтобы он мог объять необъятное.
-50-
А я, в свою очередь, подумал, что не хотел бы только одного: чтобы Анастасия Комарова учила моего ребенка.
Подводник Андрей Звягинцев заявил, что российские вооруженные силы наконец-то на подъеме и что «флот и армия возрождаются, только когда воюют», и с этим человеком не хотелось даже спорить.
Актриса Чулпан Хаматова попросила отменить квоту на операции детей, больных раком. Она говорила, что многие из них получают возможность прооперироваться, когда уже поздно. Мне казалось, что квоты эти не являются полным аналогом, например, установленных законом квот на вылов рыбы, за распределение которых борются местные и федеральные власти. Это, скорее всего, результат стыдной производственной необходимости, когда невозможно сделать больше какого-то количества операций только потому, что их не на чем и некому делать. Сказать на это, в общем, нечего, кроме общих слов. Но и они в этой ситуации были нужны. И главное, в зале было кому их произнести. Этот человек должен был выступать через одного.
– А еще, – закончила Чулпан Хаматова, – меня попросили сказать, что мы все очень хорошие и что живем в гражданском обществе. Я говорить не умею, но если все мы начнем друг другу улыбаться, то это и будет начало строительства гражданского общества!..
Чулпан Хаматову хотелось погладить по голове.
(Колесников А. Демверсия // Коммерсантъ. 2008. 23 янв.)
И наконец, специальный репортаж – это гибрид репортажа и расследования (под расследованием имеется в виду не разоблачение чьих-то проступков, а просто глубокое исследование темы). При его подготовке вначале журналист выявляет проблему, собирает факты и комментарии экспертов, а затем выезжает на место события и встречается с героями материала, чтобы выявить связанные с проблемой и «эмоционально заряженные» детали. Потом собранный материал подается как репортаж с хорошей фактологической составляющей. Репортажная форма здесь выбирается из-за ее популярности у читателей и возможности представить проблему как на логическом, так и на эмоциональном уровне. Особенность специального репортажа – большой объем (до 200–600 строк) и наличие сразу нескольких событий и главных героев в одном тексте.
Специальный репортаж наряду с фиче является одним из наиболее затратных жанров. На подготовку специального репортажа может уйти от несколько дней до нескольких недель, включая командировки (зачастую также несколько). Поэтому специальные репортажи обычно публикуют журналы (например, «Власть», «Русский репортер», «Русский Newsweek»). У газет же, особенно ежедневных, как правило, не хватает ни журналистов, чтобы выделить сотрудника для глубокой разработки темы, ни площади, чтобы потом отдать под специальный репортаж одну – две полосы[10].
__________________________
[10] К примеру, у московского корреспондента немецкой еженедельной газеты «Die Zeit» Иоханнеса Фосвинкеля (Johannes Voswinkel) на подготовку специального репортажа уходит до двух недель, а объем текста обычно составляет 300–400 строк. Например: Voswinkel J. Iwan im Underground // Die Zeit. 2006. № 44.
-51-
Репортаж – это рассказ очевидца, содержащий «эффект присутствия». При подготовке репортажа журналист должен преодолеть дистанцию и барьеры, делая близким и доступным далекое и скрытое. Сбор материала для репортажа обязательно включает в себя посещение журналистом места события. Особенный аспект события – это неизвестная читателю сторона темы. Журналист, который не переживает эмоций, написать репортаж не сможет. Цель общения с людьми – выявить их характерные черты, особенности их речи и способа мышления. Покидать место события можно лишь тогда, когда журналист определился с началом и концом репортажа, а также с «красной нитью» – линией повествования. Виды «красной нити» – хроника, путешествие и развитие доказательства. Начинать репортаж следует со сцены, завершать – сценой, цитатой или выводом автора. Напряжение и динамизм достигаются в репортаже за счет смены перспективы, смены сцен и бэкграунда, смены планов, монтажа и смены темпа речи и дискурса. Гибридные формы репортажа – новостной (расширение новости), политический (репортаж плюс комментарий) и специальный (репортаж плюс расследование).
-52—
◄◄ в оглавление ►►
в раздел библиотека
Урок 4. Написание пресс-релизов, создание репортажей, ведение колонок, интервьюирование
Уметь писать грамотные статьи, журналистские отчеты и эссе – это, конечно, хорошо и похвально, но этого далеко не достаточно для журналиста. Исходя из популярности, мы рассмотрим еще несколько жанров журналистики, с которыми вам непременно придется столкнуться.
Из четвертого урока вы узнаете:
Без лишних слов приступим к делу.
Как написать пресс-релиз
Пресс-релизом называют информационное сообщение для размещения в СМИ, которое включает в себя новость о человеке или организации, выпустившей пресс-релиз, и представление его или ее позиции на тему того или иного вопроса. Пресс-релиз – это основной PR-документ любой компании, т.к. позволяет донести до общественности важную тематическую информацию.
Пресс-релизы могут быть нескольких типов:
- Пресс-релизы-анонсы. Информация в них сообщает о грядущих событиях. Используются для привлечения к событиям прессы. Кроме изложения особенностей самих событий, в таких пресс-релизах могут содержаться их предыстории.
- Пресс-релизы-новости. Содержат информацию о прошедших событиях. Нередко включают в себя комментарии заинтересованных лиц и авторитетных персон.
- Информационные пресс-релизы. Информируют о текущих, но еще не завершенных событиях. Включают в себя отчеты об актуальных изменениях или новых поворотах (предполагается, что суть событий уже известна публике).
Подготовка и писание пресс-релиза основываются на ряде правил:
- Писать пресс-релиз стоит только в том случае, если информация действительно интересная и полезная, иначе работа может оказаться бессмысленной.
- Материалы пресс-релиза должны быть профессионально ориентированы на конкретную аудиторию.
- Материалы пресс-релиза должны быть злободневными и актуальными и включать в себя новые факты и статистические данные.
- Материалы пресс-релиза должны легко восприниматься читателями и быть значимыми для них (для этого можно связать информацию с какой-то социально значимой проблемой).
- Материалы пресс-релиза должны касаться событий текущего или предшествующего ему дня, либо событий, ожидаемых в обозримом будущем.
- Приветствуется использование в пресс-релизах мнений руководителей, авторитетных личностей, экспертов или лидеров в какой-либо области.
Общие требования для написания пресс-релиза таковы:
- Писать нужно доступным каждому языком, избегая научной терминологии.
- Писать пресс-релиз нужно без употребления сленга, просторечных оборотов и большого количества эпитетов.
- Нельзя использовать в тексте троеточия, восклицательные и вопросительные знаки (все предложения заканчиваются только точкой).
- Нельзя использовать в тексте аббревиатуры, помимо общепринятых (если все-таки приходится это делать, то первый раз аббревиатура должна быть указана в скобках после названия).
- Нельзя использовать в тексте слова «вчера» и «завтра» (использовать слово «сегодня» тоже не рекомендуется, но иногда допускается).
- Имена, отчества и фамилии, упоминаемые в тексте впервые, пишутся полностью.
- Пресс-релиз не должен быть перегружен цифрами (вместо них приводится общая статистика).
- Предварительно нужно продумать содержание материала (он должен касаться только одного информационного повода, например, новости).
- Пресс-релиз выстраивается по четкому плану (заголовок – введение – основная часть – заключение).
- Заголовок следует делать емким, броским и запоминающимся.
- Заголовок должен отвечать на вопросы: «Почему?», «Когда?», «Где?», «Что?», «Кто?».
- Первый абзац (лид) раскрывает суть информационного повода.
- В лиде повторяется, дополняется и уточняется смысл заголовка (в нем должен содержаться максимум полезной информации).
- Каждый последующий абзац дополняет первый.
- Один абзац посвящен одному факту.
- Можно использовать цитаты и комментарии экспертных лиц и руководителей в форме прямой речи.
- Факты должны перечисляться в порядке убывания их значимости.
- Не допускаются преувеличения и искажение информации, наличие разночтений.
- Все сведения, содержащиеся в пресс-релизе, должны быть достоверными и проверенными (в работе нужно использовать несколько источников).
- Пресс-релиз должен быть выполнен в повествовательном и деловом стиле.
- Информации не следует придавать эмоциональную окраску.
- Пресс-релиз должен быть выполнен в стилистике издания (или ресурса), где впоследствии будет опубликован.
- Пресс-релиз нужно писать так, чтобы в любой момент его можно было сократить и составить заново.
- Если пресс-релиз отправляется в редакцию какого-то издания или сайта для публикации, можно указывать не конкретную дату публикации, а вставлять фразу «Для немедленного опубликования».
- Рекомендованный объем пресс-релиза: 1-2 страницы.
Чем больше ваш пресс-релиз будет соответствовать этим требованиям, тем больший отклик он получит как у издания, для которого подготавливается, так и у аудитории. Имейте в виду, что основная ошибка при написании подобных материалов – это низкая информативность. Поэтому очень удобно привязывать пресс-релиз к новостям, знаковым событиям, итоговым отчетам и знаменательным датам. Для примера на этой странице вы можете посмотреть примеры лучших пресс-релизов за 2017 год.
Как написать и представить репортаж
Репортаж по праву считается одним из самых популярных жанров журналистики, т.к. именно он чаще всего первым доходит до общественности после любого значимого события. Репортаж можно охарактеризовать как материал с места событий, который отличается оперативностью и объективностью.
Репортаж бывает нескольких разновидностей:
- Проблемный репортаж. В нем не просто освещаются происходящие события, но и изучаются ставшие их причиной социальные явления. Предполагаются размышления автора, его анализ и оценка информационного повода.
- Событийный репортаж. Поводом для него служат яркие и запоминающиеся события, инциденты или случаи, вызвавшие общественный резонанс. Отличается хронологической последовательностью, деталями и подробностями, точной датой, временем и местом происходящего.
- Актуальный репортаж. Является мгновенным откликом на происходящее. Требует максимальной оперативности.
- Постановочный репортаж. Автор сам режиссирует какое-то событие (проводит полевой медиа-эксперимент, провоцирует уличную демонстрацию, моделирует курьезную ситуацию и т.п.) и становится не наблюдателем, а его главным действующим лицом.
- Тематически познавательный репортаж. Процессы и события в этом случае не обязательно представлять оперативно. До аудитории нужно донести максимум информации, раскрывая все грани информационного повода.
Особенности любого репортажа проявляются в тонкостях подачи материала. Отсюда вытекают и основные признаки этого жанра:
- Повествование не должно быть отстраненным и сухим
- Всегда присутствует авторское мнение и активная позиция
- Информация преподносится в хронологическом порядке
- В репортаже всегда есть наглядность и описательность
- Репортаж всегда должен быть своевременным
- Репортаж всегда соответствует фактам и предельно точен
- В репортаже не допускаются никакие вымыслы
Однако структура репортажа остается достаточно простой:
- Заголовок (он должен интриговать, «цеплять», привлекать внимание)
- Вводный абзац – лид (в нем автор вводит читателя в курс дела)
- Основная часть (раскрывает суть происходящего)
- Заключение (в нем автор выражает свое отношение к происходящему)
Что касается стиля репортажа, то он должен определяться в зависимости от того, какие будут описываться события. К примеру, для описания конференции по рекламе или маркетингу подойдет деловой стиль, а если рассматривается какой-то концерт или стендап-шоу, нужно выбирать более свободную и даже несколько комичную форму. Но главное – это запомнить, что сухие репортажи, написанные протокольным языком, очень скучны и малоинтересны. Для оформления репортажа рекомендуется использовать фотографии и видео.
Также обратите внимание на несколько нюансов при написании репортажа:
- Делайте текст репортажа конкретным и структурированным (для этого необходимо предварительно составлять план).
- Не перегружайте текст ненужной бессмысленной информацией, громоздкими словесными конструкциями и нагромождением деталей (использующиеся детали должны оживлять сюжет).
- Составляйте текст на основе причинно-следственных и логических связей.
- Избегайте сленга, жаргона, нецензурных выражений.
- В повествовании стремитесь к простоте и доступности.
- Используя цитаты, переписывайте их максимально приближенно к оригиналу (цитаты нужно именно пересказывать, но делать их краткими и точно доносящими суть сказанного).
- Воздерживайтесь от использования в тексте репортажа смайликов и ограничивайтесь в применении экспрессивной пунктуации (многоточий, вопросительных и восклицательных знаков).
- Личное мнение включайте в текст методично, ненавязчиво и дозировано.
- Описывайте только достоверные и проверенные факты (приукрашивать факты не допускается).
- Используйте диалоги (они помогают превратить сухое представление информации в интересную историю).
- Старайтесь использовать глаголы (они придают повествованию динамику и более точно передают авторское видение ситуации).
- Не имея аргументации, воздерживайтесь от резких оценок и суждений.
И в завершении разговора о репортаже обращаем ваше внимание на то, что нередко молодые журналисты делают небольшие зарисовки с места событий или берут короткие интервью, считая, что этого достаточно для репортажа. На самом деле этого мало, и репортаж должен быть дополнен динамичным рассказом. Кроме того, нужно стремиться описывать происходящее, не превращая текст в рассказ о собственном отношении к ситуации. Также не следует концентрироваться на негативных сюжетах.
Как вести свою колонку
Колонка – это еще один достаточно интересный журналистский жанр, где автор представляет общественности свое мнение на какую-либо злободневную тему. Отличается тем, что регулярно публикуется в одном издании и размещается в одном и том же месте журнальной (газетной) полосы или сайта.
Вести собственную колонку – мечта множества журналистов, и если вы относитесь к их числу, то для начала рекомендуем вам составить грамотное резюме и разослать его в редакции интересующих вас журналов или сайтов. Очень важно, чтобы тематика ресурса или издания соответствовала вашим интересам (в них должен быть хотя бы раздел на подходящую вам тему). Помните, что если стиль журналиста и стиль издания или сайта расходятся, их сотрудничество вряд ли будет возможно. К резюме желательно прикрепить несколько статей или ссылок на опубликованные материалы.
Теперь о тонкостях ведения колонок:
- В первую очередь нужно определиться с темой будущей колонки. На этом этапе следует подумать о том, о чем вы хотите писать. Тематика должна быть интересна лично вам и актуальна для окружающих. Как автор, вы должны разбираться в предмете и уметь грамотно и качественно преподносить информацию.
- Начав вести колонку, не отходите от заданной тематики. Однако можно совмещать несколько тем: например, если в колонке о путешествиях хочется написать о кулинарии, можно раскрыть тему национальных блюд разных стран и т.д. Если тема исчерпана, колонку следует закрыть. Вместо нее можно начать вести новую колонку. Но лучше выбирать такие темы, которые можно освещать продолжительное время.
- Чтобы поддерживать актуальность колонки на должном уровне, необходимо постоянно пополнять и обновлять свою базу знаний. Читайте литературу и смотрите видео по своему профилю, общайтесь с экспертами в выбранной области. Это позволит вам удерживать аудиторию и не надоедать ей. С практикой колонку можно будет расширить.
- Поддерживайте контакт со своими читателями. В конце колонки всегда должны быть указаны ваши контакты. Для активизации читателей можно просить их давать вам обратную связь, оставлять комментарии, предлагать идеи. Помимо прочего, так вы сможете всегда отслеживать свои недочеты и лучше знать свою аудиторию.
- Колонка должна быть составлена так, чтобы читатель мог получить достаточно информации, но при этом ему не нужно было много читать. Средний размер одного текста (поста) для колонки составляет от 500 до 1200 знаков без пробелов.
Чтобы грамотно вести колонку, нужно обладать аналитическими навыками и умением демонстрировать разные взгляды на одни и те же события и факты. Хороший журналист – это объективный журналист: он не склонен принимать чью-либо сторону или высказывать только свою позицию.
Поднимая какие-то проблемы, нужно предоставлять и их решения (в заключении любого текста должно предлагаться как минимум одно решение). Источники полученной для колонки информации желательно указывать всегда, но если, например, вы беседуете с человеком и он пожелал остаться неизвестным, об этом обязательно нужно упомянуть.
Категорически запрещены такие вещи, как плагиат, ложь, оскорбления, клевета. Большое внимание нужно уделять слабым местам своих текстов, построению предложений, орфографии, пунктуации и правописанию. Читатели могут быть очень умны, а это значит, что они в любом случае запомнят не только ваши сильные черты и победы, но и слабости и промахи. И никогда нельзя позволять использовать себя в качестве орудия чьей-либо пропаганды. Профессионализм в журналистике – это объективность, стремление к правде, желание помочь людям (кстати, здесь вы можете познакомиться с лучшими колонками 2015 года).
Как взять и представить интервью
Интервью можно смело назвать одним из самых сложных жанров в журналистике, тем более для начинающих журналистов. Но с помощью рекомендаций, представленных ниже, овладеть им сможет каждый.
Итак, перед тем как брать интервью требуется подготовить как можно больше интересных и оригинальных вопросов и собрать о герое интервью максимальное количество информации. После этого можно совершать звонок и договариваться о встрече или об отдельном звонке для интервью. Об официальных требованиях к визиту мы говорить не будем, т.к. пунктуальность, подходящий гардероб, ухоженный внешний вид, доброжелательное отношение и умение слушать собеседника должны быть само собой разумеющимися.
Поэтому перейдем к советам непосредственно для взятия интервью:
- Интервью лучше начинать не с прямого вопроса, а с авторских слов, содержащих ответ на первый вопрос, который будет задан. Собеседник просто должен уточнить его. Такой прием также позволяет перевести диалог в форме вопросов и ответов в интересную беседу.
- Интервью не следует делать слишком громоздким. Если собеседник – не знаменитость или важная персона, если его слова не несут в себе нечто сенсационное, пяти-шести вопросов может вполне хватить.
- Ответы не должны превосходить вопросы по объему больше чем в три раза.
- Нельзя дважды задавать одни и те же вопросы, даже если они интерпретированы в разной форме.
- Собеседника нужно всегда направлять в русло аудитории, чтобы интервью было интересно и ему и читателям.
- После интервью не должно оставаться недосказанности.
- Последние слова лучше оставить за собеседником. Но если подводить итог приходится вам, нейтральной фразы типа «Успехов вам» будет достаточно.
При оформлении интервью в текстовый материал нужно руководствоваться рядом требований:
- Заголовок рекомендуется давать авторский, но отражающий самую «сильную» мысль собеседника или самую ценную деталь из сказанного им.
- Иногда в заголовок интервью эффективно вставлять какую-то яркую, возможно даже провокационную фразу собеседника.
- Если одна и та же мысль вашего собеседника повторятся, смело вырезайте ее из текста.
- Если собеседник допустил ошибки или не точности, исправляйте их.
- Если собеседник употребляет в речи сложные для понимания термины, заменяйте их более понятными.
- В подписи к интервью достаточно использовать свои имя и фамилию (иногда перед ними ставится приписка «Беседовал»)
Конечно, это лишь основы интервью, и на практике вы наверняка столкнетесь с немалым количеством других моментов, на которые потребуется обратить внимание. Но с опытом вы выработаете свой индивидуальный стиль интервьюирования и научитесь находить подход практически к каждому человеку. И еще: советуем ознакомиться с нашими статьями «Глубинное интервью» и «Техника задавания вопросов», информация из которых вам пригодится на практике.
Подытоживая материал последних двух уроков, скажем о том, что важно уметь не только искать проверенную и достоверную информацию для любых журналистских материалов, но и грамотно и эффективно проверять готовые материалы перед публикацией или презентацией. От этого зависит и последующее восприятие ваших статей, отчетов, репортажей и т.д. аудиторией, и последующее восприятие вас как профессионального автора и журналиста. Поэтому в пятом уроке мы подробно рассмотрим основы методики и техники редактирования.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Сергей КрутькоКирилл НогалесЗаголовок к репортажу — Школа текста Александра Колесниченко
Как сочинить заголовок к репортажу
(глава из книги Алеси Лонской «Репортаж»: от идеи до гонорара»)
Для репортажа мы будем придумывать не просто заголовок, а драматургический заголовок. Вот его признаки:
- Должен заставить читателя заволноваться и посмотреть подробности;
- Содержит в себе указание на основной конфликт вашего текста;
- Подчеркивает необычного героя или необычные обстоятельства.
Примеры драматургических заголовков:
Кошмар на улице вузов
Деньги на крови младенцев
Где находят, отдают и сжигают уральских псов
«У нас больше нет дома»
Как дезоморфин убивает Ваню
Революция глазами мента
Как сочинить драматургический заголовок? Например, вы пишете текст про то, как герои зарабатывают, занимаясь рукоделием. Обычно такие тексты называют «Умелые ручки» или «Мастер на все руки». Но эти фразы никак не мотивируют меня заглянуть в текст. Мой коллега назвал такой текст «Выживание крестиком». Вы уже заволновались за героев текста? Все потому, что такой заголовок подчеркивает главный конфликт текста: заработать можно, но тяжело: и материалы дорогие, и заказчиков искать трудно, да и поклонников хенд-мейда не так много. Вы легко придумаете драматургический заголовок, если вспомните, в чем основное «НО» вашего текста.
На роль заголовка не подходят крылатые фразы и цитаты в исходном виде («Праздник, который всегда с тобой», «Наша служа и опасна и трудна» и т.д.). Их можно модицифировать под ваш конфликт («Кошмар на улице вузов»). Модифицированное крылатое выражение уже подходит лишь к одному тексту на свете – к вашему. А к чему отсылают читателя известные фразы в исходном виде? К фильмам, книгам и поговоркам.
Например, заголовок «Москва слезам не верит» подходит к десяти тысячам текстов, так зачем читать этот? А там – история про семью мигрантов, которая пыталась устроиться на работу в Москве и очутилась в итоге в больнице. Это интересно, но нулевой заголовок убивает историю, ведь он отпугивает читателя. Так вытащите в заголовок главное препятствие, главную эмоцию текста, кульминацию. «Как грабят и избивают мигрантов в Москве». Или «Приехал заработать – очутился в больнице». Можно и цитату: «Азизу побили, я не смог их прогнать». Это очень простые заголовки, но они работают, потому что они акцентируют внимание на конкретной трагедии. Хорошо, если в заголовок вынесено имя героя. Это делает проблему очеловеченной, подчеркивает драму конкретного человека.
Я часто вижу провальные заголовки даже в центральной прессе. «Ведомости» как-то озаглавили текст про объединение школ выражением «Дальше – больше». А «Новые известия» как-то использовали заголовок «Взялись за старое» к тексту про пытки оппозиционеров в милиции. Заголовок настолько крылатый и универсальный, что его можно применить ещё к тысяче статей на любую тему. Но когда людей пытают – это и должно быть в заголовке! Самые простые заголовки, выражающие главный посыл текста, работают лучше всего: «Оппозиционеров пытают в УВД». Еще лучше – указать, кто конкретно подвергся пыткам. Человеческая трагедия вызывает сочувствие и интерес, а обезличенная «оппозиция» сочувствие вызывает только у радикалов.
Если вы используете в качестве заголовка цитату — она должна обозначать какое-то главное препятствие, быть яркой и быть произнесенной ключевым героем или пострадавшим. Она может характеризовать положение, в котором оказался ваш герой. Вот варианты таких заголовков: «У нас больше нет дома»; «Нас двое суток держали в яме».
Нельзя вытаскивать в заголовок нечто банальное, общеизвестное или какое-то морализаторство. Например: «Наркотики убивают». Кажется, что такой заголовок драматургичен. Но он не называет то, что случилось именно у вас. «Как дезоморфин убивает Ваню» — вот это драматургический заголовок, он цепляет. Он конкретен, он про вашего героя. К тому же, слово «как» говорит о том, что будет показан процесс – видно, что впереди будет репортаж.
Драматургический заголовок – не значит содержащий что-то драматическое. Там не обязательно про выживание и убийство. Перечень конфликтных ситуаций гораздо шире. Как правило, темами публикаций становится либо необычный герой, либо необычное препятствие. Вот это и надо вытаскивать в ваш заголовок. Вы провели день с ребенком-аутистом – это и есть то самое главное. Можно назвать ваш текст «Один день с аутистом». Этот заголовок уже предусматривает препятствия, потому что герой – необычен. Можно подчеркнуть необычный способ передвижения: «На край света в собачьей упряжке».
Когда случается какое-то происшествие – вам нужно СРАЗУ обратить внимание читателя на ваш репортаж, ведь ради этого покупается газета, открывается сайт. И метафорические заголовки просто не работают – работают простой пересказ смысла текста. Ведь если вы выдумаете заголовок, который надо будет декодировать – читателю придётся напрячься, чтобы понять: этот ли текст он ищет? Даже если распознавание смысла занимает 1 секунду – это долго. Надо, чтобы оно занимало долю секунды. «Трагедия на Кубани» — вот какой заголовок был в «Русском репортёре» сразу после наводнения, унёсшего 171 жизнь. Эти два слова на первой полосе сразу сообщали, о чём будет текст. Подзаголовок в таком случае либо не нужен, либо может начинаться со слов «почему» и раскрывать детали конфликта («Почему власти не эвакуировали жителей»). Главное – не повторять ключевые слова и смысл заголовка.
А вот о чем этот текст?
Слоёное место
Квартирный вопрос, мизантропический диалог и планы на выходные
Если у вас игровой заголовок – то подзаголовок должен быть информационным и его расшифровывать. Здесь же оба элемента заголовочного комплекса ни о чем не говорят.
Осторожно: есть пафосные фразы и цитаты, которые как бы обозначают препятствия, но при этом никакого драматургического подтекста не несут. Из рода «Мы строили, строили и наконец построили!». Но драматургический заголовок должен заставить читателя волноваться за чью-то судьбу. «Когда мы строили, нас чуть было не….». А если у вас нету вот этого «Но», «оказалось, что», «чуть было не…» — это плохая работа. Может быть, тогда и текст публиковать не надо?
Мастер драматургических заголовков – бывший спецкор «Коммерсанта» Валерий Панюшкин. Он писал потрясающие репортажи о жертвах терактов и чеченских матерях, но об этом писать интересно легче, чем о рядовых праздниках, благотворительных ужинах, концертах и самых зарегулированных мероприятиях. А вот именно с последних он делал такие репортажи, что умудрялся развенчать показуху и найти тот угол зрения, с которого происходящее становится не просто фарсом, но обидным до слез фарсом. Вот, например, заголовок «Гала-концерт отборных инвалидов». Репортаж про то, что мэру собрались показать, как творчество реабилитирует детей, но отобрали выступать не тех инвалидов, которые инвалиды на самом деле. А вот, например, репортаж про театральное представление для детей из отделения челюстно-лицевой хирургии. Как бы назвал тест про праздник для больных детей начинающий корреспондент? Что-нибудь типа «Спешите творить добро». А Панюшкин услышал, как врачи спрашивали, не слишком ли смешное представление будет, потому что их детям больно улыбаться – у них швы на лице. Потом он слышал, как мамы уговаривали детишек с перевязанными лицами улыбаться не слишком сильно. Знаете, как он озаглавил текст? «Детям было больно улыбаться». Представьте себе этот заголовок на полосе. Вы бы глянули? Конечно! А всего-то рядовое представление для больных детей. Дальше. Вот текст к первому сентября. Как их обычно озаглавливают? «Торжественная линейка», «Первоклассник, у тебя сегодня праздник». Панюшкин озаглавливает текст «В школу пошли не все дети». А что с ними случилось? – тут же спросите вы и будете читать дальше. «Пустые комнаты» — репортаж про бедный детский дом, в котором нет мебели. А его репортажи про больных детей, которым собирают средства для лечения? «Половина девочки», «Катя, которая размозжит себе сердце», «Марина, у которой мир потерялся», «Поднимите его», «Мама, что со мной?», «Ожила!», «Ее раны не заживают» (Заголовки взяты с сайта http://www.kommersant.ru/).
Заголовок, чтобы работать, сам по себе должен рождать эмоции. Хорошо работает на создание эмоций противоречие – совмещение в заголовке того, что кажется несовместимым: «Девочка и смерть», «Мама и рак», «Мусульманка и колокольный звон». Но это работает при условии, что один из элементов противоречия – конкретный герой (девочка, мама, мусульманка). Иначе выйдет банальное – война и мир, смех и слезы, принц и нищий и прочие известные сочетания, которые сами по себе эмоций уже не рождают.
План написания Репортажа Я не заю как написать репортаж и с чего начать . Попунктно распишите пожалуста
репортаж – это хроника события, подробное и красочное описание происходящего. Среди главных требований к этому жанру – динамичность и наглядность. Чтобы освоить этот жанр, старайтесь почаще рассказывать окружающим о событиях, свидетелем которых вы являлись. Их реакция на ваш рассказ поможет вам определить ваши сильные и слабые стороны. При этом следите за тем, чтобы не идти на поводу у своей фантазии или эмоций — не искажайте факты. Жанр репортажа наиболее распространен в телевизионной журналистике. Это спортивные репортажи, репортажи с места происшествия, репортажи с каких-то праздничных мероприятий и т. д. Вот пример репортажа с футбольного матча: Встреча варваров и лесорубов 27 апреля в субботу на Республиканском стадионе состоялось открытие 9-го Чемпионата России по американскому футболу. Впервые Дзержинск стал центром открытия официального Чемпионата. На поле встретились московская команда под названием «Варвары» и команда «Лесорубы» из города Дзержинска. ——Краткая справка: ——— Для того, чтобы наши читатели поняли суть игры и могли себе представить, что происходило в этот день на стадионе, мы расскажем вкратце общие правила этого экзотического вида спорта. В каждой команде на поле одновременно может находиться 11 человек (замены не ограничены) . Играют овальным кожаным мячом яйцевидной формы 72х54см, весом 400гр. В концах игрового поля устанавливаются Н-образные ворота, штанги которых расположены за игровым полем. По всей длине поле размечается поперечными линиями на расстоянии 10 ярдов друг от друга. Игрок одной команды должен занести мяч за последнюю зону соперника, и его коллеги ему помогают, отталкивая от него соперников. Игроки второй команды пытаются отобрать мяч. ———————————— Вернёмся к матчу. На трибунах в этот день болело около 2,5 тысяч зрителей, многие из которых скандировали: «Варвары, вперёд!» . Веселая группа девушек-болельщиц без устали размахивала плакатами, на которых было написано название их любимой группы. Все были уверены, что кишиневские «Варвары» станут победителями, и на протяжение первого тайма им действительно удалось сдерживать натиск соперников и они даже стали лидировать. К концу тайма «Варвары получили» 12 очков, в то время как их противники — всего 6. Однако, к концу второго тайма стало заметно, что ребята из Ужгорода собрались с силами и решили во что бы то ни стало выиграть этот матч. Так и случилось. Игра закончилась со счётом 14:12 в пользу «Лесорубов» . Представьте себе, сколько эмоций это вызвало у зрителей, особенно юных! Но не стоит унывать, ведь наша команда проиграла всего только на два очка. А это значит, что единственная в Молдове команда по американскому футболу сможет всё-таки вывести свою страну в первые строчки Чемпионата Украины. Давайте поддержим их в качестве болельщиков 11 мая на Республиканском стадионе!
Репортаж – один из самых живых и оперативных жанров в журналистике. В нем рассказывается о событии, свидетелем которого стал сам журналист. Настоящий профессионал при этом обязательно отследит развитие события, определит его ключевые моменты и зафиксирует мнения участников и очевидцев. Однако собрав весь объективный материал, начинающий журналист может столкнуться с проблемой. Как начать репортаж? Как начать репортаж Инструкция 1.Жанр репортажа хорош тем, что форма его написания совершенно свободна. Самый распространенный способ – хронологический. В таком случае репортаж начинается с поэтапного фиксирования события. Некоторые журналисты даже любят указывать точное время того или иного момента. Например: «11:00. На церемонию открытия бизнес-центра прибыл глава самоуправления города». 2.Начать репортаж можно и с перечисления самой важной информации – где, когда и какое событие произошло, кто из влиятельных людей, депутатов или руководителей разных уровней на нем присутствовал. Такое начало подходит для репортажа об официальном и серьезном событии. 3.Совсем другого плана может быть начало репортажа о поездке на соревнования с молодежной командой. В таком случае очень важно передать не только объективную информацию, но и настрой команды, атмосферу, царящую среди молодежи. Для такого репортажа может подойти такое начало: «День соревнований для молодежной команды по тимбилдингу начался очень рано. Но этому обстоятельству молодые спортсмены были даже рады». 4.Еще один из способов начать репортаж – оттолкнуться от фотографии, сделанной на описываемом событии. Репортаж без репортажного снимка существовать не может. Задача этого кадра, или целой серии фотографий, отразить действительность таким образом, чтобы читатель максимально проникся событием. Выберите наиболее яркий и информативный снимок и начните писать репортаж. Например: «Самого крепкого рукопожатия президента футбольного клуба нашего города удостоился голкипер победившей команды. Но это случилось вечером, на церемонии награждения. А начался день с…»
Репортаж – один из самых живых и оперативных жанров в журналистике. В нем рассказывается о событии, свидетелем которого стал сам журналист. Настоящий профессионал при этом обязательно отследит развитие события, определит его ключевые моменты и зафиксирует мнения участников и очевидцев. Однако собрав весь объективный материал, начинающий журналист может столкнуться с проблемой. Как начать репортаж? Как начать репортаж Инструкция 1.Жанр репортажа хорош тем, что форма его написания совершенно свободна. Самый распространенный способ – хронологический. В таком случае репортаж начинается с поэтапного фиксирования события. Некоторые журналисты даже любят указывать точное время того или иного момента. Например: «11:00. На церемонию открытия бизнес-центра прибыл глава самоуправления города». 2.Начать репортаж можно и с перечисления самой важной информации – где, когда и какое событие произошло, кто из влиятельных людей, депутатов или руководителей разных уровней на нем присутствовал. Такое начало подходит для репортажа об официальном и серьезном событии. 3.Совсем другого плана может быть начало репортажа о поездке на соревнования с молодежной командой. В таком случае очень важно передать не только объективную информацию, но и настрой команды, атмосферу, царящую среди молодежи. Для такого репортажа может подойти такое начало: «День соревнований для молодежной команды по тимбилдингу начался очень рано. Но этому обстоятельству молодые спортсмены были даже рады». 4.Еще один из способов начать репортаж – оттолкнуться от фотографии, сделанной на описываемом событии. Репортаж без репортажного снимка существовать не может. Задача этого кадра, или целой серии фотографий, отразить действительность таким образом, чтобы читатель максимально проникся событием. Выберите наиболее яркий и информативный снимок и начните писать репортаж. Например: «Самого крепкого рукопожатия президента футбольного клуба нашего города удостоился голкипер победившей команды. Но это случилось вечером, на церемонии награждения. А начался день с…»
Раздел 5. Методика обучения созданию текста в форме репортажа с места событий
Репортаж– жанр публицистического стиля. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова репортаж определяется как сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, на радио, телевидении), рассказ с места события. Термин «репортаж» происходит от французского языка и означает «сообщать». Репортаж – это рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшествия детально или в общих чертах, чтобы читатель или слушатель наглядно представил себе всю картину.
Основные признаки репортажа:
1. «Открытое» присутствие автора. Изложение ведётся от первого лица, т.е.очевидца. Репортёр должен присутствовать на месте события. Присутствие автора выражается в том, что мы воспринимаем описываемое и происходящее его глазами, понимаем и разделяем его чувства и настроение.
2. Наглядность, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценка события передаётся образными языковыми средствами. Автором используются слова и выражения, которые указывают на присутствие автора: Свой репортаж я веду … Я вижу… Я иду … Передо мной открывается … Свой репортаж я заканчиваю словами … Моя встреча с героем произошла …
3. Документальность, достоверность, точность.
4. Проявление индивидуальной, авторской манеры письма.
5. Заголовки являются средством концентрации основной мысли сообщения. Заголовок репортажа должен привлекать внимание читателя (слушателя).
Репортаж и заметка сообщают о каком-либо факте, событии. Если заметка только называет событие и отвечает на вопросы «Кто действующее лицо?», «Что, где, когда произошло?», то репортаж воссоздаёт картину происшествия, рассказывает о том, как произошло оно.
Репортёр – это журналист, который сообщает о происходящих событиях, автор репортажа. Он доставляет информацию о текущих событиях местной жизни, описывает всё подробно: обстановку, в которой происходило событие, с живыми деталями, разговорами, увиденными и услышанными им самим в момент свершения события. Цель репортёра – воссоздать полную картину события, чтобы читатель по репортажу мог наглядно представить себе, как оно происходило, стать как бы его очевидцем.
Репортёр смотрит на происходящее, вглядывается, сопереживает. Он обозначает словом те действия, которые происходят на его глазах; отбирает наиболее интересные, яркие детали и факты в реальных, зримых образах, которые и составляют событие. Действия и события могут относиться к фактическому прошлому, но для репортёра (следовательно, для читателя) они происходят как бы сейчас, в момент речи.
Само событие репортёр изменить не имеет права, не может дать волю своей фантазии, вымыслу, поскольку незначительное искажение фактов вызовет недоверие к репортажу.
Репортаж соединяет в себе строгую документальность, объективность и протокольность с эмоциональностью и живостью изображения (эффект присутствия автора). Основой репортажа является динамика. Репортёр всегда в движении, он участник события. О событии можно рассказать в репортаже только в том случае, если репортёр сам присутствовал на месте события. Он должен всё видеть, слышать, а иногда и участвовать в действии.
Репортаж – это не плавный рассказ. Быстрая смена речевых планов – описание, повествование, рассуждение, авторская прямая речь и интервью – всё это создаёт динамизм, напряженность действия, многокрасочность картин жизни.
Приёмы обучения созданию репортажа с места события
1.Анализ готовых репортажей с места события (образцового и негативного).
В результате анализа образцового репортажа учащиеся убеждаются, что используется живой рассказ очевидца с места события. Используются восклицательные и неполные предложения. Широкое употребление лексики и синтаксиса живой разговорной речи.
В процессе работы над неправильным текстом организуется редактирование репортажа.
2. Сравнение репортажа и информационной заметки на одну и ту же тему.
Задание: Прочитайте репортаж и заметку на одну тему. О чём мы узнаем из них? Что между ними общего? Чем они различаются?
Сегодня 12 марта 2009 года. Выставочный зал Детской художественной школы города Сыктывкара. Здесь проходит конкурс «Дом, в котором я живу». В этом конкурсе принимают участие юные художники в возрасте от 4 до 18 лет. В зале много любителей искусства. Все внимательно рассматривают работы юных художников. Работы участников выставки выполнены в самой разной технике. Здесь можно встретить аппликации из ткани, коллажи из бумаги. А вот объёмная бумажная скульптура! Начинается торжественная церемония награждения победителей. Члены жюри признали лучшими работы сразу тридцати четырёх юных художников. Всех участников конкурса ждёт сладкий стол! |
12 апреля в зале Детской художественной школы города Сыктывкара прошёл конкурс «Дом, в котором я живу». Побывав на выставке-конкурсе, я убедилась, что окружающий нас мир – яркий, радостный и приветливый. Наш город глазами детей – это сказка, в которой много добра, красоты и фантазии. Меня поразило количество талантливых ребят. Интересна картина Липиной Наташи. На ней изображён обычный уличный пейзаж. В этом городском пейзаже «появляется» рыжая лиса. Понравилась картина с изображенными эльфийскими башнями и цветочными домами. А на одной фантастической картине я увидела Сыктывкар в 2500 году. Мне очень понравилась выставка детских работ. Эти рисунки могут быть плакатами для украшения нашего города. |
3. Составление репортажа по сюжету рассказа. Сравнение рассказа и репортажа.
Проснись, зайчонок!
Поехали мы в лес за дровами. Вышли из машины, а дверцы кабины оставили открытыми. Пока собирали дрова, грузили, прошло немало времени. Собрались домой. Дядя Коля, шофёр, первым подошёл к машине. Он вдруг замахал руками: «Идите сюда скорее».
Подбежали мы и глазам своим не поверили: место водителя занято зайчонком. Свернулся клубочком на мягком сиденье и посапывает себе.
Удивились мы такому сюрпризу, а потом решили разбудить малыша –пора домой ехать. Зайчишка сладко потянулся, проснулся. А потом опрометью выскочил из кабины. Между кустами мелькнул его серенький хвостик. Только мы и видели нашего неожиданного гостя.
4. Составление текста-репортажа по начальной части.
1) 9 мая. Мы находимся на Стефановской площади столицы. Здесь сотни военных, ветеранов. Все в ожидании праздника. Вот и начался военный парад….
2) Добрый день. Сейчас я нахожусь на Стефановской площади и веду репортаж с праздника «Проводы зимы». Кругом вижу оживление, радостные лица…
5. Коллективное составление репортажа с места события на темы «Спортивный праздник», «Математический КВН», «Мы на перемене», «Мы в походе», «Помогла дружба», «Праздник осени», «Новый год», «Проводы зимы», «Самый весёлый праздник», «Долгожданный праздник», «Весёлый утренник».
6. Организация «телеминуток». Игра в репортёра.
На уроке один из учеников в роли репортёра. Он задаёт вопросы по теме уроке или какой-либо проблеме.
Например, на урок ИЗО дети рисуют по теме «Как я провёл лето».
Репортёр: Сегодня я нахожусь в 3 классе. Все пытаются изобразить на листе бумаги свой отдых в рисунках. Я вижу очень много интересных рисунков, на которых много солнца и светлых красок. Что же нарисовали учащиеся? Миша, расскажи о том, что ты изобразил на своём рисунке. ( У Миши изображёны прыгающие через кольцо дельфины.)
Миша: Летом мы с родителями отдыхали в Анапе. Много купались и загорали. Мне больше всего запомнилась экскурсия в дельфинарий. Дельфины перед зрителями показали своё мастерство. Они прыгали через кольцо, играли в мяч, щёткой чистили зубы. После представления я сфотографировался на память с самым ловким дельфином.
7.Составление плана-схемы репортажа.
Кто? | Репортёр. |
Как? | Сообщает что, где, когда, с кем и как произошло; выражает своё отношение к событию. |
Зачем? | Чтобы проинформировать читателей. |
Когда? | Откликнуться на событие сразу, быстро, вовремя и оперативно. |
Урок 5.
Мы – репортёры. (4 класс)
Задачи урока: 1) Познакомить учащихся с новым информационным жанров – репортажем. 2) Научить школьников составлять текст в форме репортажа с места события.
Оборудование: 1) Видеозапись (аудиозапись) готового репортажа. 2) Плакат «Как составить репортаж».
Постановка учебной задачи.
– Назовите свои любимые телепередачи. В каких названиях отражаются темы этих передач? (Дети называют телепередачи.)
– Что мы можем увидеть и узнать в новостях? (Звучит музыка, на доске появляется карточка «НОВОСТИ»)
– Какие основные черты информационных жанров вы запомнили? (Информируют о новом в нашей жизни, сообщают о фактах и событиях.)
– Сегодня мы с вами познакомимся с новым информационным жанром – репортажем. Каждый из вас побывает в роли репортёра.
Рекомендуемые страницы:
Сочинение Репортаж (в жанре репортаж)
Репортаж прямиком из школьной столовой.
Добрый день уважаемые учителя и ученики 105 лицея города Москва. Сегодня мы с вами будем Ревизоро в самом прекрасном месте нашей школы — в столовой!
Сегодня в роли проверяющего буду я — всегда Ваша Мариненко Ольга, ученица 7-го Б класса. Если после репортажа у вас останутся вопросы, то можете оставить их на моем личном сайте.
Итак, на дворе 21 марта часы показывают 11-53, а это значит, что время близится к обеду. Бегом в столовую!
Первое, что мы сегодня проверим, это пыль. Так, под столами нет, на цветах нет, хм, ну на подоконнике точно найду. Прекрасно, подоконник тоже чистый. Я думаю, мы можем поставить плюсик за чистоту.
Второе, наверное следует проверить жвачки под столами. Жвачек под столом младших классов нет! Наверное, у старшеклассников будем много проблем. Невероятно, но жвачек нигде нет! Плюсик за отсутствие жвачек.
Третье, давайте поговорим с поварами, узнаем, как обстоят дела на кухне.
-Добрый день, я респондент газеты «школьный день» уделите мне 5 минут.
-Да, с удовольствием.
-Представьтесь, как вас зовут? Как давно вы работаете у нас? Вы любите свою работу? Ну и самый главный вопрос — что сегодня на обед?
-Здравствуйте, меня зовут Марина Викторовна. Я в школе этой уже 15 лет. Видела уже очень много выпускников и их родителей. Я свою работу люблю, люблю видеть счастливых деток. Сегодня у нас ваше любимое — пюре с котлетой и яблочный сок.
-Ммм звучит аппетитно. У меня уже слюнки текут. Спасибо вам.
Ставим плюс за таких чудесных поваров.
Четвертое. Самое важное для меня, это мнение школьников. Давайте узнаем , как оценивают нашу столовую. Ниже я собрала оценки разных учеников нашего лицея.
-Все супер ( Марта 8 Б класс).
-Очень люблю пюре ( Оля 1 А класс).
-А мне здесь нравится борщ, он супер (Ваня 3 класс).
— Очень люблю нашу столовую (Петя 4 класс).
-Еда всегда очень вкусная (Катя 5 класс).
-А я хлеб постоянно здесь ем (Витя 7 класс).
По моему все оценки достойные. Плюс, за общественное мнение.
Итак, 4 плюса — Газета «школьный день» рекомендует столовую в Лицее 105.
Приятного аппетита! Встретимся в столовой.
2 вариант
— Здравствуйте. Вы на Первом канале. Это новости спорта. Сейчас мы находимся в гимнастической школе, в Москве. Она открылась давно, но одна из гимнасток только сейчас завоевала первые места по России. Я захожу в зал и вижу 3 группы девочек. Первая группа занимается разминкой, вторая отдыхает, а третья готовится к важным соревнованиям, делая синхронные движения вместе с тренером. Давайте подойдём к девочке в красном костюме.
— Здравствуйте.
— Привет. Как тебя зовут? Сколько лет ты занимаешься художественной гимнастикой?
— Меня зовут Катя. Мне 11 лет. Занимаюсь я гимнастикой уже 6 лет.
— Почему ты решила заниматься гимнастикой?
— Моя мама хотела заниматься художественной гимнастикой, но у неё не получилось. Тогда она решила отдать меня сюда.
— Спасибо за информацию. Сейчас самое время подойти к тренеру.
— Здравствуйте.
— Добрый день. Вы же тренер?
— Да.
— Отлично. Расскажите о себе и о школе.
— Меня зовут Ольга Викторовна. В этой школе я уже работаю 10 лет. Когда-то сама занималась гимнастикой.
— Что можете сказать про ваших учениц?
— Все девочки молодцы. Они очень стараются. Сейчас я готовлю группу к соревнованиям. Несколько наших учениц уже участвовали в чемпионатах, в олимпиаде и во многих соревнованиях. Кто-то даже выиграл их.
— Спасибо. Желаем вам больше побед.
— Спасибо.
— Подойдём к группе, которая отдыхает. Здравствуйте.
— Здравствуйте.
— Девочки, сколько вам лет, как зовут, давно ли вы занимаетесь гимнастикой, и почему вы решили выбрать этот вид спорта?
— Меня зовут Ира. Мне 13 лет. Занимаюсь я с 11 лет. Раньше ходила на большой теннис, но во время соревнований получила травму и не смогла больше ходить туда. Зато пошла на художественную гимнастику.
— Меня зовут Яна. Мне 12. Занимаюсь 5 лет. Моя бабушка была гимнасткой. У неё много медалей и кубков, но после её смерти я решила заняться тем же. Я хочу, чтобы она гордилась мною.
— А с помощью чего вы занимаетесь? Что используете?
— Мы сначала разминаемся, затем используем разные снаряды. Обычно это обручи, мячи, ленточки. Тренируемся мы по 4 часа в день.
— Спасибо, девочки. Вам желаем удачи и успехов. Сегодня мы увидели тренировки юных гимнасток, поговорили с тренером и с самими гимнастками. С вами был первый канал. Передаём слово Юлии Владимировне.
Также читают:
Картинка к сочинению Репортаж (в жанре репортаж)
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Мой любимый день недели
Из всех дней недели больше всего я люблю пятницу. В этот день можно немного расслабиться, так как скоро выходные. Ты уже заранее знаешь, что следующие два для будут для тебя отдыхом. В пятницу я всегда с радостью собираюсь в школу.
- Герои книги Властелин колец (Персонажи)
Книга Дж.Р.Р.Толкина Властелин колец, которая стала любимой для нескольких поколений читателей, имеется большое количество персонажей как главных, и второстепенных. К
- Внешность Коробочки и портрет в поэме Мертвые души Гоголя 9 класс
Эта героиня Гоголя выглядит, конечно, комично. Более того, и Чичикова, и читателей (меня точно) через какое-то время она начинает раздражать. Настасья Петровна — уже старушка, вдова, коллежская, как о ней говорится, секретарша.
- Сочинение на тему город Курск
Моему родному городу Курску много лет, находится он, как и положено древнерусскому городу, на берегу реки. Наша река называется Сейм.
- Тема любви в романе Война и мир Толстого
Любовь, пожалуй, бесспорно одна из самых часто встречающихся направлений в литературе. Причем любовь абсолютно разного характера: к семье, родной земле, любимому человеку.