Схема предложения для 1 класса – 1 класс. Как нарисовать схему предложения?

Содержание

Урок русского языка в 1-м классе. Тема: «Предложение»

Цели урока:

  • развить умение употреблять заглавную букву в начале предложения; формировать из слов предложения; выделять основу предложения;
  • уточнить представление о знаках препинания в конце предложения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Перед вами план работы урока. Мы должны его выполнить. Будем внимательными и активными и обязательно справимся.

  1. словарная работа;
  2. работа с предложениями;
  3. минутка чистописания;
  4. работа с постановкой знаков препинания в конце предложения;
  5. физминутка;
  6. задания из конверта Знайки-Словознайки;
  7. путешествие в картину;
  8. домашнее задание;
  9. итог урока.

2. Словарная работа.

Первое задание вам даёт наш весёлый человечек Словарик.

— Отгадайте загадку:

    Буквы вставишь

    Ты в слова

    Угадаешь их тогда

В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыли
Для гостей. (Кормушка)

3. Работа по теме урока.

Повторение знаний о предложении.

— Что такое предложение?

— Из чего состоит предложение?

-Что ещё знаем о предложении?

(слова в предложении связаны по смыслу; первое слово в предложении пишется с большой буквы; в конце предложения ставится . ? !)

На доске строится схема:

— Назовите лавные члены предложения.

— Что обозначает подлежащее?

— на какие вопросы отвечает?

— Что обозначает сказуемое?

— На какие вопросы отвечает?

Продолжаем строить схему:

подлежащее сказуемое

 

основа предложения

— Чему будем учиться на уроке?

2) Записать предложение на доске с комментированием.

У Кости Крылова живёт ручная ворона Кара.

3) Записать предложения под диктовку в тетрадях:

Зимой птички весь день ищут пищу.

Проверка с составлением схемы на доске:

|И_ ЧК Ь__ Ь__ ЩУ__ ЩУ_ .

— найти главные члены предложения.

4. Минутка чистописания.

— Отгадайте загадку:

Кто на бегу
Пары клубя
Пуская дым трубой
Везёт вперёд и сам себя
Да и меня с собой? (Паровоз)

Вслед за птичками отправимся в лес на паровозике. Чтобы паровозик ехал быстро – правильно будем писать буквы-вагончики.

5. Предложение и знаки препинания в конце предложения.

Мы прибыли в волшебный лес. На опушке нас встречает компания знаков препинания.

Учащиеся читают стихи о знаках препинания.

У последней
Точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал
Чудак-
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит.

-Ура! — Домой! — Караул! — Разбой!
Притащился кривокосый

Вопросительный знак:

— Кто?

— Откуда?

— Кого?

— Как?

— В лесу на деревьях висят плакаты. Нужно прочитать предложение на плакате и поставить в конце предложения нужный знак, а загадки отгадать.

    1) Вот так лес(!)

    2) Полон лес и загадок и чудес(.)

Плакат №1:

    3) Пока дети – каждый в берете

    Повзрослели – шляпы надели(.)

Плакат №2:

    4) Падают с ветки золотые монетки(.) (Листья)

Плакат №3:

    5) Чей домишко из иголок

    На земле, у старых ёлок(?) (Муравейник)

Плакат №4:

    6) Что за зверь лесной

    Встал, как столбик,

    Под сосной (?) (Заяц)

Плакат №5:

Всего 6 предложений. Учащиеся заполняют карточку и затем объясняют вслух поставленный знак. (Работа в парах)

    № — / п * ? !
    1    

    +

    2    

    +

    3

    +

     
     
    4

    +

       
    5  

    +

     
    6  

    +

     

5. Физкультминутка.

6. Задания из конверта Знайки-Словознайки.

1) Связь слов в предложении. Рассыпались слова, собрать и записать в тетрадях предложение.

    Карточки:

Воробышек прискакал и коровой замычал.

— Из какого произведения эти строки?

— Кто автор? (“Путаница” С.Я. Маршак)

Вывод: (Слова в предложении связаны по смыслу)

Найти главные члены. (Проблема: в предложении может быть 2 сказуемых)

2) Отгадать ребусы и записать предложение.

Карточки:

(Вороны и галки всю зиму живут в городе)

Найти главные члены. (Проблема: в предложении может быть 2 подлежащих)

7. Путешествие в картину.

Составить предложение по картинке, использовать данные словосочетания.

Примерный текст:

Пришла холодная зима. Голодно птицам в зимнем лесу. Дружные ребята повесили кормушки. Будут сыты наши пернатые друзья.

Примерный текст: Пришла холодная зима.

Голодно птицам в зимнем лесу.

Дружные ребята повесили кормушки.

Будут сыты наши пернатые друзья.

— Кто из вас сделал кормушки?

8. Домашнее задание.

Составить и записать рассказ из 3-4 предложений на тему: “Как я помогаю птицам зимой”.

9. Итог урока.

— Чему учились на уроке?

— Что нового узнали?

urok.1sept.ru

Как составить схему предложения в 1 классе?

В первые годы обучения в школе учащимся закладываются в голову все знания, необходимые для успешного обучения в последующие годы средней и старшей школы. Поэтому особенно важно хорошо запомнить и уметь применять весь тот материал, который преподается в школе, начиная еще с первого класса. В особенности это касается математики и русского языка, традиционно считающихся фундаментальными науками, без знания которых невозможно хорошо разбираться и в остальных школьных предметах.

В принципе, так и есть, ведь, к примеру, умение построить схему предложения с 1 класса развивает не только данный практический навык, но и в какой-то степени показывает логическую структуру русского языка. Это, определенно, может помочь и в дальнейшем пути освоения этого предмета. Также это и работает и для других предметов. А так как практически всю программу русского языка проще осваивать по примерам предложений, то и в данной статье будет использован именно этот метод. В этом нет ничего сложного!

Главные члены предложения. О чем речь?

Прежде чем разбираться со схемами предложений по примерам, следует узнать, что это такое «члены». Знаете ли вы, какие они вообще могут быть? Как обозначаются с 1 класса в схеме предложения.

Итак, подлежащее — главный член, который обозначает лицо или объект, о котором идет речь. Чаще всего в предложениях подлежащими являются живые существа или предметы, которые имеют какие-либо свойства, качества и характеристики, выполняют (или не выполняют) какое-либо действие или же находятся в каком-либо состоянии. Это не работает лишь для односоставных предложений.

Сказуемое — это такой же главный член предложения, который описывает свойства, действия или состояние подлежащего. Впрочем, в схемах предложения 1 класса чаще всего используются грамматические основы, в которых сказуемое — глагол. Кстати, грамматическая основа — это и есть подлежащее и сказуемое. Внимание: без каких-либо второстепенных членов!

Пример разбора предложений (только грамматическая основа) № 1

Лучше начать с простого. Вот пример разбора предложения: «Я ем мороженое».

Можно задать вопросы, к примеру: кто или что выполняет действие? Ответ: я, значит, «я» — это подлежащее. Затем от подлежащего можно задать вопрос к сказуемому: я делаю что? Ответ: ем, следовательно, «ем» — это сказуемое.

Распространенной ошибкой при построении схемы предложения в 1 классе может быть определение слова «мороженое» как подлежащего. Чтобы не допускать такой ошибки, можно проверить себя так. Нужно понять, возможна ли ситуация, чтобы сказуемое и предполагаемое подлежащее были логически связаны. Так, по смыслу этого предложения ясно, что мороженое не может быть главным действующим лицом в предложении, так как мороженое не может выполнять такое действие как «есть». Таким образом, понятно, что функция слова «мороженое» — второстепенная.

Пример разбора предложений (только грамматическая основа) №2

Теперь рассмотрите разбор предложения: «Домашнее задание было выполнено мной».

Несмотря на то, что объектом, выполняющим действие, казалось бы, является не слово «задание», а слово «мной» (то есть «я»), нужно учитывать, во-первых, форму страдательного залога сказуемого, а во-вторых то, что подлежащее всегда имеет форму только именительного падежа.

Второстепенные члены

По теме схем предложений в 1 классе проходятся лишь три наиболее часто употребляемых второстепенных члена: дополнение, определение и обстоятельство. На схемах они обозначаются так.

В данном предложении «по парку» — дополнение (так как отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть, всех, кроме именительного), «красивому» — определение (так как отвечает на вопрос «какой?»), а «долго» — обстоятельство (так как описывает обстоятельство ситуации предложения.

Теперь вы хорошо знакомы с программой первого класса о схемах предложения.

fb.ru

Презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему: Презентация к уроку чтения для 1 дополнительного класса коррекционная школа по теме:»Знакомство с новым видом схемы предложения. Деление предложения, состоящего из двух слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы I вида. Тема» «Рассказ «Скворечник.»

Технологическая карта урока чтения в 3 классе ЗПР школы глухих по теме «Рассказ «Скворечник.»…

Презентация к уроку чтения во 2 классе(УМК «Школы России»). Тема: Ф.Тютчев «Есть в осени…»

Эта презентация иллюстрирует стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Читать может учитель.Слайды меняются по щелчку. Показана красота осени и в строчках позта, и в фотографиях….

Урок чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект занятия по чтению в 3 классе специальной (коррекционной) школы №4 г. Хабаровска.Тема: «Посмотри, как день прекрасен!»Цель урока: Учащиеся получат возможность совершенствовать умение чит…

Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида «Потешка (Русская народная)»

Данный конспект урока может быть использован в работе учителями начальных классов как коррекционных школ 8  вида, так и учителями массовых школ….

презентация к уроку чтения в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Символы Ростовской области»

в презентации использованы материалы о символах Ростовской области и Всевеликого войска Донского…

Урок чтения в 1 классе коррекционной школы 8 вида «Составление и чтение слов и текста с буквой «Ж»

Тип урока:  Урок – закреплениеИндивидуализированно-групповая форма обучения.Цели урока: Учить составлять и читать слова, состоящие из  2-х-3-х слогов с буквой «Ж, ж».Оборудование: АРМ, презе…

Урок чтения в 1 классе коррекционной школы 8 вида по теме: «Русская народная сказка «Колобок»

Урок чтения в 1 классе (1 четверть, добукварный период)Тема: Русская народная сказка «Колобок».Цель: познакомить с содержанием и героями сказки «Колобок».Задачи:- учить правильно, произносить слова и …

nsportal.ru

Методические материалы по обучению грамоте для 1 класса

Фамилия, имя ______________________________________ 1 класс

Тест № 11 «Буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э].

Буква Е – показатель мягкости согласного звука»

Вариант 1

  1. В какой группе все слоги с мягкими согласными?

 ВЫ, НА, СУ, ЛО, ТА  ВЕ, СЕ, ЛЕ, РЕ

  1. Подчеркни в данном предложении буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Начерти схему предложения.

Вот наступило лето.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соедини стрелочкой картинку со схемой. Раскрась схему цветными карандашами.

  1. Запиши три слова, в написании которых встречается буква Е.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя ______________________________________ 1 класс

Тест № 11 «Буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э].

Буква Е – показатель мягкости согласного звука»

Вариант 2

  1. В какой группе все слоги с мягкими согласными?

 ВЕ, НИ, СИ, ЛЕ, ЛИ  ЛО, НУ, ВИ, ЛУ, РА

  1. Подчеркни в данном предложении буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Начерти схему предложения.

Елена моет тарелку.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соедини стрелочкой картинку со схемой. Раскрась схему цветными карандашами.

  1. Запиши три слова, в написании которых встречается буква Е.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Обучающие карточки для учеников 1 класса по обучению грамоте

Обучающие карточки для учеников

1 класса по обучению грамоте.


 

Пояснительная записка.

Данные карточки будут необходимы учителям начальных классов, работающим по программе «Школа России» в период обучения грамоте для закрепления, повторения или проверки знаний.

Дисциплина

Обучение грамоте

Тема и раздел дисциплины

Предложение и слово. Слово и слог. Гласные и согласные звуки.

Рекомендуемый класс / возраст

1 класс / 6-7 лет

Количество времени, отведенное на работу с карточками

5 – 8 минут

Рекомендуемый тип занятия

Закрепление, повторение или проверка изученного материала

Требуемые для работы знания и умения ребенка

Отличать устную и письменную речь;

Оформлять предложение в устной речи;

Выделять слова из предложения;

Знать деление звуков на гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие.

Ожидаемые результаты

Составлять предложения по рисунку;

Выделять слова из предложения;

Разделять слово на слоги с использованием графических схем;

Самостоятельно создавать звуковую схему слова;

Соотносить звуковую модель с нужным словом.

Работу с обучающими карточками учитель строит по своему усмотрению.

Такие карточки можно предложить ученику для индивидуальной проверки его знаний, использовав при этом дифференцированную работу на уроке.

Использовать для парной и групповой работы с последующей взаимопроверкой;

Поработать по карточкам с отстающими учениками;

Дать карточки всему классу для проверки пройденного материала и выявления пробелов в знаниях.


 

 


обучающие карточки
DOCX / 1.02 Мб

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Статья «Учимся составлять звуковую схему слова в 1 классе»

Учимся составлять звуковую схему слова

Уважаемые родители, для ребят, которые идут в 1 класс, будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова.

Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.

Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь.

В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом ( условные обозначения для звуков я взяла из программы “Школа России”).

Предлагаем большой выбор школьных рюкзаков для девочек и мальчиков. В нашем магазине вы можете купить школьный рюкзакдля первоклассников и для подростков, а также школьные сумки и мешки для обуви.

Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные.

Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные обозначают синим цветом, мягкие – зелёным.

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.

Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.

Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.

Начинайте работу с простых слов – односложных или двусложных.

Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.

Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?

Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?

Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.

Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.

3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.

По программе “Школа России” нет обозначений звонкого и глухого согласного. Поэтому можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.

Потренироваться давать характеристику звуку можно в игре.

Игра “Узнай звук”

Дать характеристику звуку вам поможет лента букв.

На ленте очень хорошо видно какие звуки обозначают буквы.

Например, буква “эн” обозначает два звука – твёрдый [н] и мягкий [н’]. Поэтому прямоугольник двух цветов – синего и зелёного. Эти звуки звонкие, поэтому сверху – колокольчик.

Все звуки в верхнем ряду звонкие, а в нижнем – глухие.

Буква “жэ” обозначает один звук – твёрдый звук [ж]. Поэтому прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий звук.

Особое внимание надо обратить на йотированные гласные.

Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука или один.

Если они стоят в начале слова или после гласного, они обозначают два звука:

я [й’ а], ё [й’ о], ю [й’ у], е [й’ э]

После согласного звука они обозначают один звук: я [а], ё [о], ю [у], е [э].

Составим схему слова Яна.

1. Делим слово на слоги.

Я – на

В этом слове два слога.

2. Первый слог – я. Это слияние двух звуков – [й’], [а]. Звук [й’] – мягкий согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние мягкого согласного и гласного звука.

3. Ставим разделительную черту после первого слога.

3. Второй слог – на. Это слияние двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние твёрдого согласного и гласного звука.

4. Ставим ударение. Находим ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог – первый. Чтобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте поставить ударение и на второй слог.

5. Обозначаем звуки буквами.

Звуки [й’а] обозначают одной буквой – буквой я.

Звук [н] обозначают буквой “эн”.

Звук [а] обозначают буквой а.

Все условные обозначения звуков в статье взяты из программы “Школа России”. Но для нас самое главное, чтобы ребёнок научился давать характеристику звуку, умел работать с моделями. Если ребёнок научился давать характеристику звуку, то заменить обозначение не составит труда.

infourok.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему: Звуковые схемы 1 класс

 

   

     

____________________________________________

     

       

     

               

____________________________________________

       

     

     

     

     

        

____________________________________________

                        

     

        

                              

                            

     

     

____________________________________________

        

____________________________________________

                                

                                

                        

____________________________________________

        

____________________________________________

                                

                                

                        

____________________________________________

nsportal.ru

Оставьте комментарий