Схема предложения 6 класс: 5-6 классы. Как составить схемы предложений в русском языке, примеры?

Содержание

Тема 3. Сложные предложения с союзами и, а, но

Необходимый уровень.

Выбери один вариант ответа и обведи его в кру­жок (№ 1-7).

1. Не является сложным предложение.

1) Звуки гитары его потрясли, он даже бросил петь и только восхищённо щёлкал.

2) Синицы садились на крышу клетки, сыпали на клеста снег и тинькали в самое ухо.

3) Мелькнули красные крылья, Капитан пропал, уле­тел за наш дом.

4) Кривоклювый Капитан пел целыми днями, песня его звучала сочно и сильно.


2. Есть ошибка в схеме.

1) [- =] и [- =].

2) [_ =], и [- =].

3) [- =], а [- =].

4) [- =], но [- =].


3. Союз но соединяет части сложного предложе­ния.

1) Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но найти солдатика не могли.

2) Он чувствовал огонь, но всё ещё держался стой­ко, с ружьём на плече.

3) Его лодка скользнула вниз, но бедняга держался по-прежнему стойко.

4) Оловянный солдатик уже видел впереди свет, но вдруг услышал страшный шум.


4. Нужно поставить запятую перед союзом и в предложении

1) Архимед с детства подружился с миром чисел и всю жизнь восхищался логикой их строгих законов.

2) Он жил очень давно и память о нём обросла ракушками вымыслов и легенд.

3) Отец его был математиком и астрономом со­стоял в родстве с правителем Сиракуз.

4) Архимед забывал о пище и чертил в пыли на песке и даже на собственном теле.


5. Это схема сложного предложения, в одной из частей которого есть однородные члены.

1) [- =, 0, © и ©].

2) [- = и О, и О, и О].

3) [- =], но [- =].

4) [- = О и О], и [- ©, 0].


6. Схеме [— =], и [— =], но [= —]. соответствует предложение.

1) Оловянный солдатик был тронут, и он чуть не заплакал оловом, но удержался.

2) Рыба металась туда и сюда, но вдруг блеснул свет, и она замерла.

3) Бумага совсем размокла, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту же минуту его про­глотила рыба.

4) Кухарка взяла оловянного солдатика и отнесла в комнату, но он не загордился.


7. Летом налетит с юга горячий ветер, иссушит степь, и погибнут растения от засухи.

Этому предложению соответствует схема.

1) [© -, ©], и [= -].

2) [= -], [= -], и [= -].

3) [= -], [© — и ©].

4) [© -, © и ©].


8. Распредели примеры в группы, обозначенные цифрами:

1) простое предложение с однородными членами.

2) сложное предложение.

3) сложное предложение, в одной из частей кото­рого есть однородные члены.

а) В России лесорубы валят деревья, а плотогоны связывают из брёвен плоты и сплавляют по бурным рекам.

б) И стены, и лестницы, и перегородки домов во Вьетнаме делают из бамбука.

в) Японцы свои лёгкие дома делают из деревянных планок, перегородки внутри раздвигаются.

г) Нигерийцы* стены сплетают из веток пальмы и сверху обмазывают глиной.

1) г, б.

2) в.

3) а.

*Нигерийцы — жители Нигерии, государства в Африке.


Повышенный уровень.

Самостоятельно запиши ответ в строке или ука­занном месте (№ 9-10).

9. Объясни графически расстановку знаков пре­пинания.

Динозавры относились к наземным рептилиям. Сре­ди них встречались и плотоядные, и травоядные ди­нозавры. Чешуя покрывала тела большинства из них, но в воде они не жили, только изредка заходили в реки, озёра и болота.

Самыми большими животными на планете были бронтозавры (в переводе «громовой ящер»). Земля под их весом дрожала и стонала. Тело у них было как у слона, они имели очень длинные хвосты, а ве­сили эти животные около сорока тонн. Бронтозавры в основном жили в воде, и вода служила им защитой от огромных плотоядных соперников-ящеров.

(По энциклопедии для детей «Всё обо всём»)

Передай содержание текста в двух предложени­ях, одно из которых будет сложное, а другое — простое с однородными членами.

Динозавры — наземные рептилии — были и плотоядные, и арстительноядные.

Самыми большими животными на планете были бронтозавры, они весили окло  40 тонн и жили в воде.


10. Исправь ошибки в постановке запятых и расставь недостающие знаки препинания.

Маленькая девочка стояла на шаре и потом вдруг побежала, но шар завертелся под её ногами, и она поехала вокруг арены. Она бегала по шару своими маленькими ножками, и голубой шар вёз её на себе. Она могла ехать на нём и прямо, и назад, и налево. Кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она одела их себе на туфельки, и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре. Девочка вдобавок умела светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела.

И это всё было, как в сказке.

Зажгли свет, и девочка соскочила со своего шара. Я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней. Но девочка вдруг остановилась, рас­кинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась.

(В. Драгунский «Девочка на шаре»)

5 сложных предложений, как их составить?

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний.

У предложения есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое.

Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а с несколькими грамматическими основами — сложными.

Содержание


Что такое сложное предложение?
Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения
5 сложных предложений — примеры
Как составить или найти сложное предложение?
Знаки препинания в сложных предложениях
Сложные предложения с однородными членами и причастными оборотами
10 примеров из русской литературы
Ошибки в построении сложного предложения

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение — это предложение, в котором несколько грамматических основ. Чаще всего их две, но может быть и больше.

Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. Связь между частями сложного предложения может быть сочинительной (равноправной) или подчинительной (неравноправной).

Для примера приведем два сложных предложения:

    Вы пообещали приехать, и мы очень обрадовались.

    Алексей заранее отправился на почту, чтобы посылка с подарками дошла вовремя.

Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения

Сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложносочиненное предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью — то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.
Пример: Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.

Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.
Пример: Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.

Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.
Пример: Прозвенел звонок, дети зашли в класс.

Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.
Пример: Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.

5 сложных предложений — примеры

    В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)

    Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)

    Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)

    Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)

    Собака лает, караван идет. (Бессоюзное предложение)

Как составить или найти сложное предложение?

Чтобы составить сложное предложение, необходимо:

    Придумать не менее двух грамматических основ (в двусоставном предложении это подлежащее и сказуемое).

    Соединить грамматические основы сочинительной или подчинительной связью, либо составить бессоюзное предложение.

Чтобы найти в тексте сложное предложение, необходимо:

    Найти предложение, в котором содержится не менее двух грамматических основ. Это может быть сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное предложение.
    Например: Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
    Первая грамматическая основа — река не замерзла. Вторая — волны чернели.

    Сложное предложение можно разделить на два простых: Река еще не замерзла. Ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

    Будьте внимательны: несколько однородных подлежащих или однородных сказуемых не делают предложение сложным. Например: Мальчики и девочки играли и веселились в песочнице. В данном случае мальчики и девочки — однородные подлежащие, играли и веселились — однородные сказуемые. Это простое предложение.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:

и, да, ни… ни

а, но, однако

или, либо, или… или,

да, да и, тоже, также

то есть, а именно

Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.

В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:

Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь

Между двумя назывными предложениями:
Хриплый стон и скрежет ярый.

Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:
Это кто такие и что им надобно?

Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:
Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.

Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:
Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.

Подробнее о пунктуации в сложносочиненных предложениях.

В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.
Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.

Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.
Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.

Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:
Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…

Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица «не».
В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь.

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.
Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.

Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).
Я бы тоже желал знать почему.

Если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения:
Позвонят — расспроси кто и зачем.

Подробнее о пунктуации в сложноподчиненных предложениях.

В бессоюзных предложениях могут использоваться запятые, точка с запятой, тире, двоеточие.
Была без радости любовь, разлука будет без печали.
Привычка, свыше нам дана: замена счастию она.

Подробнее о пунктуации в бессоюзных предложениях.

Сложные предложения с однородными членами и причастными оборотами

Сложное предложение может дополнительно содержать однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения. В этом случае они также выделяются запятыми в соответствии с правилами.

О знаках препинания при однородных членах читайте здесь: Что такое однородные члены предложения

О том, как выделять запятыми причастные и деепричастные обороты, читайте в статье: Что такое причастие и деепричастие

О том, как выделять вводные слова, читайте в статье: Вводные слова в русском языке

Об обращениях читайте здесь: Обращение в русском языке

10 примеров сложных предложений из русской литературы

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул.
Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Петр глянул в сторону, куда указывал барин.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Сегодня утром вспомнила, что я именинница, и вдруг почувствовала радость, и вспомнила детство, когда еще была жива мама.
А.П. Чехов. «Три сестры»

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
И.А. Бунин. «Темные аллеи»

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Темные деревья дремали раскорячившись, объятые лаской спокойного дождя; им было так хорошо, что они изнемогали и пошевеливали ветками без всякого ветра.
А.П. Платонов. «Чевенгур»

Хозяйка пришла звать его к телефону, и он, вежливо сутулясь, последовал за ней в столовую
В.В. Набоков. «Дар»

Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения

Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку — найти ошибку в построении сложного предложения.

К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:

Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.

Избыточное употребление частицы «бы»: Я прошу, чтобы вы сказали бы мне правду.

Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.

Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.

Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Нарушение смысла при отделении слова «который» от замещаемого слова: Я увидел человека в доме, который раньше был на улице.

Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.

Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:

Задание 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несенно­сти гла­голь­ных форм

1) На уроке все, кто про­чи­тал учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту.

2) Ве­че­ром мы уже были на ту­ри­сти­че­ской базе, ко­то­рая сто­я­ла на бе­ре­гу моря и за­ни­ма­ла почти пол­пар­ка.

3) Я не за­ме­тил, что был ли кто-ни­будь еще так рас­стро­ен, как она.

4) Тех, кто в ХVIII сто­ле­тии вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи энер­гии по про­во­дам, счи­та­ли фан­тазерами.

5) Об ис­то­рии со­зда­ния Тре­тья­ков­ской га­ле­реи рас­ска­зы­ва­ет Л. Во­лын­ский в книге «Лицо вре­ме­ни».

6) Со­глас­но плану опе­ра­ции, мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве.

7) Никто не уди­вил­ся, что он идет и стал ко­пать вме­сте с ра­бо­чи­ми

8) В жур­на­ле «Юно­сти» была опуб­ли­ко­ва­на ре­цен­зия на новый сбор­ник сти­хов мо­ло­дых по­этов.

9) Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те, вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.

Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Я не заметил, что был ли кто-нибудь еще так расстроен, как она». Использован лишний союз — «что». При наличии частицы «ли» союз не ставится.

Задание 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.

2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.

3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала.

4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна.

5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.

8) В журнале «Науке и жизни» не раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии.

9) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала». Ошибка снова в том, что использован лишний союз — «что».

Задание 5 ВПР — 5 класс. Выпишите предложение с прямой речью.

ВПР по русскому языку 5 класс. Задание 5. Прямая речь и слова автора. Составление схемы предложения.

1. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Алёша сказал что в команде он хочет быть защитником
2) По словам Алёши футбольной команде нужен вратарь
3) Ирина Андреевна уверенно сказала Алёша станет хорошим футболистом
4) Какой матч ты сегодня будешь смотреть Алёша

 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Ирина Андреевна уверенно сказала: «Алёша станет хорошим футболистом».
2) составление схемы предложения: А: «П». 

2. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Кто у вас играет на гитаре по утрам сосед
2) Сосед робко признался что на гитаре играет его сын
3) По словам соседа Василий ещё только осваивает гитару
4) Василий станет хорошим гитаристом сказал сосед

 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Василий станет хорошим гитаристом», – сказал сосед.
2) составление схемы предложения: «П», – а. 

3. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Когда ты отправишься в летнюю математическую школу Петя
2) Мария Павловна отметила Петя нашёл два способа решения этой сложной задачи
3) По словам Пети он успешно прошёл собеседование по математике
4) Петя сказал что хочет записаться в летнюю математическую школу

 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Мария Павловна отметила: «Петя нашёл два способа решения этой сложной задачи»;
2) составление схемы предложения: А: «П». 

4. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Как называются горячие источники на полуострове Камчатка
2) Географы говорят что такие источники называются ге́йзеры
3) Путешественники утверждают Камчатка восхищает Доли́ной ге́йзеров
4) По словам путешественников Камчатка привлекает своими ге́йзерами

 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Путешественники утверждают: «Камчатка восхищает Долиной гейзеров».
2) составление схемы предложения: А: «П». 

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам охотников Подмосковье славится своими лесами
2) Охотники сказали что Подмосковье славится своими лесами
3) Много ли в Подмосковье охотничьих и рыболовных мест
4) Охотники утверждают Подмосковье славится своими лесами

 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Охотники утверждают: «Подмосковье славится своими лесами».
2) составление схемы предложения: А: «П». 

6. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Маши почти каждое растение содержит в себе целебные соки
2) Маша ответила что морские водоросли содержат много минералов
3) Дмитрий Сергеевич объявил Маша подготовила сообщение о морских растениях
4) Маша в чём польза морских водорослей для человека

 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Дмитрий Сергеевич объявил: «Маша подготовила сообщение о морских растениях».
2) составление схемы предложения: А: «П». 

7. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Стёпа как вы переправлялись на другой берег
2) Стёпа ответил что они ловили рыбу на обычную удочку
3) Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку тихо сказал дедушка
4) По словам Стёпы самый хороший клёв был ранним утром

 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку», – тихо сказал дедушка.
2) составление схемы предложения: «П», – а. 

8. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Вани в краеведческом музее проходит новая выставка
2) Ваня сказал что в краеведческом музее он побывал впервые
3) Ваня расскажет о посещении музея громко объявил Павел Петрович
4) Что тебе понравилось в краеведческом музее Ваня

 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«Ваня расскажет о посещении музея», – громко объявил Павел Петрович.
2) составление схемы предложения: «П», – а. 


9. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Кати репетиция праздничного концерта прошла успешно
2) Кто тебе помог нарисовать такие красочные плакаты Катя
3) Катя отвечает за оформление сцены напомнила Наталья Петровна
4) Катя сказала что сцена будет украшена шарами и плакатами

 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«Катя отвечает за оформление сцены», – напомнила Наталья Петровна;
2) составление схемы предложения: «П», – а. 

10. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Никиты ребята слушали его сообщение с интересом и задавали вопросы
2) Никита ответил что изучил современные справочники и энциклопедии
3) Какую литературу ты использовал для подготовки сообщения Никита
4) Татьяна Алексеевна объявила Никита расскажет о планетах Солнечной системы

 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Татьяна Алексеевна объявила: «Никита расскажет о планетах Солнечной системы»;
2) составление схемы предложения: А: «П».  

11. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть
2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны
3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова
4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска

 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Раиса Ивановна громко произнесла: «Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова»;
2) составление схемы предложения: А: «П». 

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения считается самым трудным и объёмным из всех грамматических разборов.

Этот разбор, как правило, выполняют на уроках с 9 класса, когда изучаются значения, виды сложных предложений и пунктуация в них. О том, как ставить знаки препинания в сложном предложении мы уже писали ранее, поэтому сосредоточимся на самом разборе.

Прежде всего нужно хорошо узнавать виды связи в сложном предложении, находить границы его частей, определять смысловые отношения в них, средства связи. Без всего этого можно легко перепутать простое предложение со сложным.

 

Порядок разбора сложного предложения

1.Найти грамматические основы, выделить части и пронумеровать их.

2.Построить линейную (горизонтальную) или ярусную (вертикальную) схему.

3.Дать общую характеристику всего предложения.

4.Описать каждую часть отдельно.

Поскольку существует три вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, то и разбор будет существенно отличаться. Таким образом, чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения, нужно придерживаться какого-то одного из нескольких образцов.

Для примеров мы воспользовались предложениями из рассказов писателя-натуралиста Геннадия Снегирёва.

 

План разбора сложного предложения

  1. Общая характеристика всего предложения:
  • по цели высказывания,
  • по эмоциональной окраске,
  • по количеству грамматических основ,
  • по виду связи между частями.
  1. Характеристика по смысловым отношениям, средствам связи, месту неравноправных частей.
  2. Характеристика отдельных частей:
  • по наличию главных членов,
  • по наличию второстепенных членов,
  • по полноте,
  • по наличию осложнений.
  1. Тип подчинения (для сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными).
  2. Виды связи в смысловых блоках (для сложных предложений с разными видами связи).

 

Образцы разбора сложносочинённого предложения

[Мне надоело* жить в городе], и [весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею].

[ = ], и [ — = ].

* — выделены и подчёркнуты главные члены предложения.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным одиночным союзом И, выражающим причинно-следственные отношения между частями: 1 часть — односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[В лесу было мокро], но [листья на деревьях уже распустились].

[ = ], но [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление: 1 часть — односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Весной в горах лежит снег], и [цветут эдельвейсы], и [голубое перо сойки мелькает в зелёных кедрах].

[ = — ], и [ = — ], и [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным повторяющимся союзом И, выражающим одновременные отношения: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, 3 часть — двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена.

[Колокольчик качнулся], но [паутина его удержала], и [я увидел в нём воздушный шарик].

[ — = ], и [ — = ], и [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление, и соединительным одиночным союзом И: 1 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена; 2 и 3 части — двусоставные, распространённые, полные, не осложнены.

 

Образцы разбора сложноподчинённого предложения

[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).

[ — = и = ], (как = — ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная,  осложнена однородными членами; 2 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

(Кто там живёт), [не знал я раньше].

(Кто = ), [ = — ],

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть — придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).

[ — = ], (которую = — ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].

[   , (когда = ),  = и = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.

 

Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).

[ — = и = ], (что = — ), ( = — ) и ( — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть — главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части — придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.

[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).

[ — = ], (как  , (на котором — = ),  — =, = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ — придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.

[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).

[ — = , (пока — = ), и = ], (что — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.

 

Образцы разбора бессоюзного сложного предложения

[Ёлки стоят и не шелохнутся], [на ветках подушки снега намело].

[ — = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — односоставная безличная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинные отношения.

[Я ногой по ёлке ударил] — [целый сугроб мне свалился на голову].

[ — = ] — [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями отношения следствия (результат).

бабочки зимой не могут спать]: [они маленькие и нежные], [сразу замёрзнут].

[ — = ] : [ — = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 3 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, между частями отношения пояснительные.

 

Образцы разбора сложного предложения с разными видами связи

(Когда мама с работы пришла), [Галя ей ничего не рассказала], и [я тоже].

(Когда — = ), [ — = ],  и [ — ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной и сочинительной связью, СПП и ССП: 1 часть — придаточная обстоятельственная времени, в препозиции, прикреплена союзом КОГДА, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть — главная для 1 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть — двусоставная, нераспространённая, неполная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И, присоединительные отношения.

[Это у паука-серебрянки такой домик под водой], и [там паучата живут], [вот он и носит им воздух].

[ ], [- = ], [- = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и бессоюзной связью, ССП и БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И; 3 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинно-следственные отношения.

[Мы пили чай], а [узбек рассказывал], (что и дед его, и прадедвсе были гончары).

[ — = ], а [- = ], (что и  -, и  —   —   —  = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и подчинительной связью, ССП и СПП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, прикреплена сочинительным противительным союзом А; 3 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, прикреплена союзом ЧТО, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными подлежащими с обобщающим словом.

[Интересно мне стало]: [простую свинку я знаю], а [морскую никогда не видел].

[ = ] : [- = ], а [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и сочинительной связью, БСП и ССП: 1 часть — односоставная безличная, распространённая, полная; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями пояснительные отношения; 3 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, соединена с помощью противительного союза А, отношения противопоставления.

[Сел Серёжа в машину], [мама его плащом укрыла], (потому что дождь начал капать).

[ = — ], [ — = ], (потому что — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и подчинительной связью, БСП и СПП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть — главная для 3 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть — придаточная обстоятельственная причины, в постпозиции, прикреплена союзом ПОТОМУ ЧТО, двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена.

[Весной, (когда снег растаял и лес стал зелёный), я проснулся утром и слышу]: [кто-то шуршит под кроватью].

[     , (когда — = ) и ( — = ),  — = и = ] : [  — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной и бессоюзной связью, СПП и БСП: 1 часть — главная для 2 и 3 частей, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 и 3 части — придаточные обстоятельственные времени, в интерпозиции, прикреплены союзом КОГДА, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены, однородное подчинение; 4 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, дополнительные отношения.

Памятка для учащихся по русскому языку «План синтаксического разбора предложения»

План синтаксического разбора предложения.

I.Разбор предложения по членам:

1.Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.

Подлежащее — главный член предложения, обозначающий предмет речи, то есть то, о чём или о ком говорится в данном предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и подчёркивается одной чертой.

Сказуемое – главный член предложения, обозначающий то, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ ОН? И ДР. и подчёркивается двумя чертами.

2.Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными.

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? Определение подчёркивается волнистой линией. Чаще всего оно выражено именем прилагательным.

Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? и подчёркивается пунктирной линией.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель, способ действия предмета. Обстоятельство отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КАК? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И ДР. и подчёркивается пунктиром с точкой.

II. Характеристика предложения:

1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное

4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Простое предложение

Сложное предложение

1. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

1. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

2. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

2. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

3. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами, причастными, деепричастными оборотами) или не осложнено.

3. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП).

4. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

4. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №1-3 соседнего столбца.

5. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

5. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

 

6. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Презентация «Синтаксический разбор простого и сложного предложения»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Синтаксический разбор простого и сложного предложения
Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.

Слайд 2

Цель
Повторить порядок синтаксического разбора простого и сложного предложения Закрепить постановку знаков препинания в сложном предложении

Слайд 3

Разбор предложения
Записать предложения, произвести их синтаксический разбор, объяснить постановку знаков препинания. Капает дождик, все капает, капает, Капает на полуголые ветки. Падают листья, все падают, падают, Листья на ветках и желты и редки. (Р.Гамзатов)

Слайд 4

Разбор предложения
Записать предложения, произвести синтаксический разбор, объяснить постановку знаков препинания. Горной речки мы слушаем клёкот, Шелест трав, колокольчиков звон. (Р.Гамзатов) Составьте схему предложения.

Слайд 5

Комплексный анализ текста
Запишите текст. По свету кочевать случалось мне, Меня три дня пленяла заграница. А на четвертый день я, как во сне, Все видел дом родной, родные лица. Меня пленяли первые три дня Чужая речь и стон чужого моря. А после слышался мне храп коней, И птичий гам, и речь родных нагорий. (Р.Гамзатов)

Слайд 6

Комплексный анализ текста
Какова главная мысль текста? Назовите ключевые слова, которые помогут раскрыть главную мысль. Как вы понимаете значение слова «пленяла»? Какие мысли и чувства пытается передать нам автор? Начертите схему первого предложения. Дайте его характеристику. Начертите схему последнего предложения и охарактеризуйте его. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

Слайд 7

Графический диктант
Запишите предложения. Графически объясните постановку тире во втором предложении. Березы и осины стали золотыми. Осины – оранжевыми, а листья бересклета – фиолетовыми. В красные ажурные одежды облачились рябины и кусты малины, медью отливают листья дуба. А вот ольха и бузина так и остались зелеными, листья у них лишь чуть побурели. (Т.Горова)

Слайд 8

Домашнее задание
С. 16-17, упр. 39

Знаки препинания в предложении с прямой речью. Русский язык. 5 класс. Конспект урока

Тип урока: закрепление изученного.

Вид урока: урок-практикум.

Технология: занятие с элементами личностно ориентированного подхода и использованием ИКТ.

Цели урока:

  • образовательная: проверить знания по темам «Прямая речь» , «Диалог»; содействовать формированию умения определять слова автора и прямую речь; ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалоге; составлять схемы предложений с прямой речью; выразительно читать диалоги ;
  • развивающая: развивать познавательный интерес, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал;
  • воспитательная: воспитывать культуру учебной деятельности; способствовать формированию внимательного и вежливого отношения к товарищам, учителю.

Методы: словесный, наглядный.

Приёмы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, самопроверка.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, ноутбук, карточки, учебник «Русский язык»5 класс под ред. А.Д.Шмелёва.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас и хочу пожелать хорошего настроения. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Тема нашего урока «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Открываем тетради, записываем число, тему урока.(Слайд1)

2. Сформулируйте цели сегодняшнего урока

Чем мы будем заниматься на уроке?

Вспомнить, что такое…

Научиться выделять…

Научиться строить…

3. Фронтальный опрос

Беседа по вопросам:

1) Что такое прямая речь? (Слайд 2. )

2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Слайд 3.)

3) Где может стоять в предложении прямая речь? (Слайд 4.)

4) Какие специальные знаки существуют для записи прямой речи? (Слайд 5.)

5) Как пишется прямая речь? (Слайд 6.)

6) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (Слайд 7.)

7) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит перед словами автора? После слов автора? (Слайд 8.)

Слово учителя: Речь – это и интонация. Как на письме передать интонацию? (Если кричал – ! Если спросил – ? Если спокойно говорил – .)

8) Где должны располагаться вопросительный и восклицательный знаки внутри кавычек или за кавычками? (Слайд 9.)

9) Примечание: если слова автора идут внутри прямой речи, то знаки препинания ставятся так. (Слайд 10.)

10) Ребята, а в какой ещё форме мы можем записать прямую речь?

11) Что такое диалог? (Слайд 11. )

12) Как оформляется диалог на письме? (Слайд 12.)

Мы только что повторили правила постановки знаков препинания при прямой речи. Что нового для вас было в этих правилах?

13) Ребята, а как нам распознать в тексте прямую речь, если знаки препинания не расставлены? Что будет опознавательным признаком пунктограммы? (Слайд 13.) Прочитаем и запишем предложения.

IV. Тренировочные упражнения

1. Работа в группах

«Собери предложение» – стр. 84. упр. 102.

Самопроверка (Слайд 14.) Оценивание себя на полях тетради.

– Из каких произведений эти строки? Кто автор этих сказок?

2. Схематический диктант

(Один ученик у доски.)

  1. Девочка опять спросила: «Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?»
  2. «Иохим выучил,» – ответил Петрусь.
  3. «Это лютик, – сказала она, – а вот это фиалка.»
  4. «Послушайте!» – окликнул он, когда она с ним поравнялась.

– Из какого произведения эти предложения?

Самопроверка. (Слайд 15.) Оценивание себя на полях тетради.

3. Работа с карточками

Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам.

Самопроверка. (Слайд 16.) Оценивание себя на полях тетради.

Физкультминутка

(Слайд 17.)

4. Работа с учебником

Стр. 86. упр. 104. Работа в паре

Прочитайте диалог про себя, приготовьтесь выразительно читать вслух.

– В чём особенность передачи прямой речи в этом тексте?

– Объясните постановку запятых в репликах Лисы и Ежа.

– Дополните диалог авторской речью, используя глаголы.

– Запишите получившийся рассказ, соблюдая правила пунктуации при диалоге.

Самопроверка. (Слайд 18.)

– Разыграйте диалог по ролям. Работая над интонацией, подумайте, как на самом деле Лиса относится к Ежу. А Ёж к ней? Выражено ли их отношение друг к другу в диалоге?

5. Слушание аудиозаписи

Упр. 105. Диалог из пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

Самопроверка. (Слайд 19.)

V. Итог урока

Закончи фразу (слайд 20):

  • Сегодня на уроке я…
  • Меня удивило…
  • В следующий раз мне хотелось бы…

VI. Рефлексия

Выбери один из ответов:

  • Я работал(а) очень хорошо, был(а) активен(а) и знал(а) ответы почти на все вопросы.
  • Я работал(а) хорошо, но допускал(а) негрубые ошибки.
  • Я работал(а) удовлетворительно, мне не всё было понятно.
  • Я работал(а) плохо, так как не понял(а) тему, и мне было неинтересно.

– Ребята, кто сегодня поставил себе «5», «4», «3»?

VII. Домашнее задание

(Слайд 21. )

Стр. 85–86, упр. 103.

Список принадлежностей для начальной школы на 2020-21 годы

Список снабжения начальной школы Сент-Чарльза
2020-2021
Дошкольное учреждение — 6 класс

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Всем дошкольникам необходимо принести:
(1) коробка Kleenex
(1) флакон клея Элмера
(1) Папка
(2) Джамбо клеевые стержни Elmer
(1) Канистра с дезинфицирующими салфетками, если таковая имеется в магазинах.
Мальчики:
(1) набор маркеров Crayola (8-10 шт.)
(1) коробка 2 галлона или 1 коробка пакетов Ziplock размером
галлона (1) Детские ножницы Fiskars
Девочки:
(1) набор маркеров Expo Dry Erase Markers (3-5 штук)
(1) коробка пакетов Zip-lock размером Quart
(1) коробка 12-24 кар.Crayola Crayons

Студенты дневного отделения:
Коврик для отдыха

Фамилии A-M:
Учащиеся с фамилиями от A до M, пожалуйста, принесите закуску, чтобы поделиться с классом. Студентов с фамилиями N-Z попросят прислать закуски позже в этом году.

ДЕТСКИЙ САД
(2) коробки с мелками марки Crayola по 8 или 10 штук основных цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, коричневый — обычного размера — без жирных или крупных мелков, пожалуйста,
(2) коробки с 24 цветными мелками марки Crayola
(2) коробки широких маркеров Crayola classic colors (8 или 10 шт.)
(2) коробки тонких линий / тонких маркеров Crayola classic colors (8 или 10 шт.)
(2) 4 унции.бутылка белого школьного клея
(10) клеевые стержни — БОЛЬШИЕ
(2) большие коробки салфетки Kleenex или салфетки для лица
(1) прозрачные пакеты для хранения в морозильной камере с замком на молнии (A-L: размер кварты, M-Z: размер галлона)
(1) дезинфицирующие салфетки для канистр, если они есть в магазинах
7,25 доллара за футболку для детского сада (наличными или чеком на счет Northcastle Specialties)

Вашему ребенку также понадобится:
* большой рюкзак
* коврик для отдыха (не коврик для йоги, так как он не помещается в наших шкафчиках!)
* малярная рубашка (отлично подойдет взрослая футболка)
* недавнее фото ученицы
* phy-ed обувь. Идеальной обувью для воспитанника детского сада является обувь, которую он может надевать и снимать самостоятельно (липучка — это хорошо!)

GRADE ONE
24 карандаша — по возможности заточите
пенал пластиковый
(2) ластики
(1) ножницы (тип Fiskar)
(4) коробки мелков на 24 штуки
(4) коробки моющихся маркеров
(1) 4 унции. бутылка белого клея
(6) клеевые стержни (по возможности большие)
(2-4) маркеры для белых досок (4) широкополосные спиральные блокноты на 1 тему ОБЫЧНЫЕ
(4) ОБЫЧНЫЕ папки
(1) добавление флеш-карты
(1 коробка) пакеты на молнии — фамилия A — L: размер галлона, фамилия M — Z: размер
кварты (2) коробки Kleenex
(1) канистра дезинфицирующих салфеток при наличии в магазинах
(1) Наушники — лучше всего работают надетые

ВТОРОЙ СОРТ
(48) карандаши — по возможности заточенные (Ticonderoga — хорошая марка)
(1) Чехол для карандашей (не коробка — они не помещаются на нашем столе)
(1) ластик большой
По 1 набору маркеров, мелков, цветных карандашей, ножниц
(1) 4 унции. бутылка белого клея
(6) клеевые стержни (по возможности большие)
(2) широкополосные записные книжки на спираль с одной тематикой
(4) прочные папки
(4 или более) маркеров для белой доски (сухое стирание)
(4) маркеры (4 разных цвета)
(1 коробка) Пакеты Ziploc — фамилия A — L: размер коробки в литре, фамилия L — Z: размер коробки
галлона (2) коробки салфеток
(1) канистра дезинфицирующих салфеток при наличии в магазинах
(1) прочные, но недорогие наушники с прямым разъемом

НАПОМИНАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ КЛАССОВ:
Не отправляйте охотников за звероловом.
Пожалуйста, пометьте элементы именем ребенка.
Некоторые предметы будут частью школьных принадлежностей сообщества
Если возможно, повторно используйте материалы прошлого года
Никаких рюкзаков на колесиках — они не помещаются в школьные шкафчики
Физкультура — все классы — должны иметь физическую обувь. Пожалуйста, наденьте в школу или храните пару в шкафчике.

ТРЕТИЙ КЛАСС
(48) Карандаши — по возможности затачивайте (часто пополняйте) Ticonderoga — хороший бренд.
(1) Коробка для карандашей (прибл. 5 x 8 дюймов)
(1) маркеры коробки
(1) ножницы
(1 коробка) цветные карандаши или мелки
(1) 4 унции. бутылка белого клея
(6 и более) клеевых стержней
(4) карманные папки
(1) ноутбук
в широкую стенку (4) Маркер
(8) маркеры для белой доски (сухое стирание)
(1) 1 дюймовая папка с 3 кольцами
(1) коробка Kleenex
(1) канистра дезинфицирующих салфеток при наличии в магазинах
(1) Наушники с прямым гнездом
(1) Беспроводная мышь (дополнительно)
Мальчики: (1) сумка Ziploc Bag
размером с галлон Девочки: (1) сумка Ziploc размером с сэндвич

GRADE FOUR
(48) карандаши — по возможности точить (часто пополнять), ластики для шапочек карандашей
(1) установите мелки, цветные карандаши, маркеры, мешочек для карандашей и ножницы
(2) клеевые стержни (по возможности большие),
(1) 4 унции. бутылка клея
(2) желтые маркеры
(4) маркеры сухого стирания (черный, красный, зеленый или синий)
(6) папок
(6) тетради с широким переплетом на спирали
(1) каталожные карточки (около 100 штук)
(2) коробки Kleenex
(2) канистры дезинфицирующих салфеток — при наличии в магазинах
(1) пакеты с застежкой-молнией — фамилия AL: (1) размер кварты коробки / фамилия MZ: (1) размер галлона коробки

Музыка — класс 4 — 1 скоросшиватель с тремя кольцами, 1 дюйм, — это будет использоваться через 6 класс и выше, карандаши

КЛАСС ПЯТЫЙ
(24) карандаши, по возможности заточенные
(1) прочный чехол для карандашей на молнии
(1) ластик большой
(1) ножницы
(1 упаковка) маркеры
(1 упаковка) карандаши цветные
(4) большие клеевые стержни
(1 упаковка) ручки красные
(1) черный маркер
(3) широкополосные спиральные тетради
(1) КРАСНЫЙ блокнот на спирали с широкой линией
(1) ЗЕЛЕНЫЙ блокнот на спирали с широкой линией
(1) Карманная папка RED PLASTIC
(1) Папка-папка GREEN PLASTIC
(1 упаковка) листовая бумага — широкая линейка
(4) маркеры — несколько цветов
(1) базовый калькулятор
(3-6) маркеры для белой доски — сухое стирание
(1) коробчатые пакеты с застежкой-молнией (любой размер)
(1) коробка салфетки или салфетки
(1) дезинфицирующие салфетки для канистр, если они есть в магазинах
(1) полка для рундуков (складная)

MUSIC –Grade 5 and 6
(1) однодюймовая папка с 3 кольцами, вкладыши, карандаши и записывающее устройство, изготовленное в прошлом году, или их можно приобрести у нашего учителя музыки, миссис А. Джистад.

ШЕСТОЙ КЛАСС
(24) карандаши, по возможности заточенные
(1) прочный чехол для карандашей на молнии
(1) ластик
(1 упаковка) ручки красные
(1 упаковка) карандаши цветные, заточенные
(1 упаковка) обычные маркеры (набор из 8 или 10)
(1) ножницы
(3) большие клеевые стержни
(2) черные маркеры
(2) 100 упаковок карточек (каталожных карточек)
(4) маркеры — разноцветные
(2) широкополосные спиральные тетради
(1) Папка GREEN PLASTIC с 2 карманами
(4) маркеры сухого стирания
(1) базовый калькулятор
(1) линейка
(1) полка шкафчика (складная)
(1) коробка бумажных салфеток
(1) контейнер дезинфицирующих салфеток при наличии в магазинах
дезодорант для тела (иметь в шкафчике)

Список припасов класса

— Св.Patrick School

2020-2021 Список школьных принадлежностей Св. Патрика

Учителя могут добавлять или изменять эти списки в соответствии с потребностями своего класса, но, как правило, ученики должны начинать учебный год со следующих предметов.