Развернутая метафора примеры из литературы: Что такое метафора? | База ответов на любые вопросы

Содержание

Что такое метафора в русской литературе и языке: примеры предложений с развернутыми и скрытыми сравнениями, способы их определения

Русский язык богат художественными приемами, среди которых лидирующее место занимают метафоры. Подобные речевые обороты используется как в художественной литературе, так и в повседневном общении. Дадим определение понятия и рассмотрим особенности употребления выражений в переносном смысле….

Характеристика

Несмотря на разницу формулировок в разных словарях, все толкования едины в том, что метафора – это оборот речи в переносном смысле на основе схожести. Слово имеет греческие корни и обозначает «перенос», «переносное значение». Это могут быть отдельные словоформы либо словосочетания, а иногда и предложения, которые используются в непрямом значении. Перенос чаще всего основан на схожести свойств, признаков, внешних проявлений, действий.

Механизм формирования метафоры состоит из трех этапов:

  • сравнение,
  • сопоставление,
  • выделение общего.

Необходимо выделить схожие черты двух понятий. Так, понятие «зеркало реки» возникло как результат сравнения речной воды с зеркалом, в котором отражаются разные предметы. Происходит сопоставление общих черт, по которым вода похожа на зеркало. В связи с этим появилось понятие скрытое сравнение.

Важно! Сравнения и метафоры не являются тождественными понятиями. Во втором случае выражаются традиционные, устоявшиеся схожие признаки. Метафора в литературеМетафора в литературе

Эволюция понятия

Метафора в литературеНа вопрос, что такое метафора в литературе, пытались найти ответ еще древние философы. Первым значение слова метафора раскрыл Аристотель.

Философы древности полагали, что подобный литературный прием связан непосредственно с природой, и его использование не является чем-то особенным. Подобные приемы использовали в обыденной разговорной речи, потому не было необходимости как-то называть данное понятие.

Древние философы рассмотрели в нем решение проблемы недостатка слов, поэтому позже значение слова метафора стало приобретать негативный оттенок. Полагали, что данный литературный прием мешает поиску истины и поэтому вреден для науки. Несмотря на все разногласия, метафорические выражения продолжали существовать, но основной сферой их применения стала поэзия.

Как отдельную часть речи ее стали воспринимать в 20 веке, когда расширились рамки использования данного художественного приема, что повлекло за собой возникновение новых жанров литературы – аллегории, пословиц и загадок.

Функции

В русском языке, как и во всех других, метафора играет важную роль и выполняет следующие основные задачи:

  • придание высказыванию эмоциональности и образно-экспрессивной окраски,
  • наполнение словарного запаса новыми конструкциями, фразеологизмами и лексическими оборотами (номинативная функция),
  • яркое необычное раскрытие образов и сути.

Благодаря широкому употреблению данной фигуры, появились новые понятия. Так, метафорически значит иносказательно, образно, фигурально, а метафорически выраженный означает использованный в непрямом, переносном значении. Метафоризм – использование метафор для изображения чего-либо.

Метафора в литературеМетафора в литературе

Разновидности

Нередко возникают трудности с тем, как определить данный литературный прием и отличить его от других. Определить метафору можно по наличию:

  • подобия по пространственному расположению,
  • подобия по форме (шляпка женщины – шляпка у гвоздя),
  • схожести внешней (швейная игла, игла ели, игла ежа),
  • переноса какого-либо признака человека на предмет (немой человек – немое кино),
  • подобия цвета (золотое колье – золотая осень),
  • схожести деятельности (горит свеча – горит лампа),
  • подобия положения (подошва сапога – подошва скалы),
  • схожести человека и животного (баран, свинья, осел).

Все вышеперечисленное является подтверждением того, что это скрытое сравнение. Предложенная классификация указывает, какие бывают виды метафор в зависимости от схожести понятий.

Важно! Художественный прием имеет свою специфику в разных языках, поэтому по значению может отличаться. Так, «осел» у русских людей ассоциируется с упрямством, а, например, у испанцев с трудолюбием.

Выразительное средство классифицируют по различным параметрам. Предлагаем классический вариант, который существует еще с античности.

Метафора может быть:

  1. Резкая – на основе сравнения разных, почти несовместимых понятий: начинка высказывания.
  2. Стертая – та, которая не расценивается как фигуральный оборот: ножка стола.
  3. Иметь вид формулы – подобно стертой, но имеет более размытые грани фигуральности, нефигуральное выражение в этом случае невозможно: червь сомнения.
  4. Реализованная – при использовании выражения не учитывается его фигуральный смысл. Часто реализуется комическими высказываниями: «Я вышел из себя и вошел в автобус».
  5. Развернутая метафора – оборот речи, который строится на основе ассоциации, реализуется на протяжении высказывания, распространен в литературе: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими…». В поэзии тоже занимает особое место: «Вот охватывает ветер стаи волн объятъем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы…» (М. Горький).

В зависимости от степени распространенности бывают:

  • общеупотребительные сухие,
  • общеупотребительные образные,
  • поэтические,
  • газетные образные,
  • авторские образные.

Метафора в литературеМетафора в литературе

Примеры выражений

Литература изобилует предложениями с метафорой примеры в русском языке:

  • «В саду горит костер рябины красной» (С. Есенин).
  • «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы» (А. Пушкин)
  • «Она поет и звуки тают…» (М. Лермонтов) – звуки тают,
  • «…Плакала трава…» (А. Фет) – плакала трава,
  • «Пора золотая была, да сокрылась» (А. Кольцов) – золотая пора,
  • «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» (Э. Рязанов) – осень жизни,
  • «Прапорщики воткнулись глазами в царя» (А. Толстой) – воткнулись глазами.

Это один из наиболее употребляемых образов в речи. Особое место занимает поэзия, где образность выходит на первый план. В некоторых произведениях эти речевые обороты встречаются на протяжении всего повествования.

Яркие примеры метафоры в литературе: глухая ночь, золотая голова, ежовые рукавицы, золотые руки, железный характер, каменное сердце, как кот наплакал, пятое колесо в телеге, волчья хватка.

Метафора

Откуда взялась метафора? [Лекции по литературе]

Вывод

Прием переноса схожих качеств с одного понятия на другое часто используется в повседневной речи. Найти множество примеров в художественной литературе, прозе и поэзии, также не составит труда, ведь этот оборот речи является основным в любом литературном произведении.

Это интересно! Составляем план итогового сочинения и готовим тезисы, аргументы и структуру

Развернутая метафора или Как попасть «живой стрелой» в сердце читателя

развернутая метафораБез метафор художественную литературу (как классическую, так и современную) представить было бы сложно. Именно метафоры можно отнести к центральным тропам, используемым в композиции. Подобные риторические конструкции дают возможность сделать любое повествование реалистичным, передать определенную эмоциональную гамму читателю.

Многократные психологические исследования подтвердили, что именно метафорические образы сильнее всего отпечатываются в памяти человека. Именно при помощи такого ассоциативного ряда читатель может воссоздать в мыслях картину прочитанного.

Настоящей «королевой бала» является развернутая метафора. Она дает возможность передать одновременно целый набор образов, а через них – некую мысль или идею. Развернутая метафора последовательно осуществляется на протяжении большого фрагмента текста. Нередко литераторы используют данный прием для словесных игр, например, используя метафорическое значение слова или выражения по соседству с прямым для получения комического эффекта.

значение слова метафора

В отличие от других троп, позволяющих сделать литературную речь выразительнее, метафора может существовать как отдельное явление, когда она становится эстетической самоцелью автора. В этот момент суть высказывания теряет свое решающее значение, на первый план выходит то неожиданное значение, новый смысл, который оно приобретает за счет использования метафорического образа.

Само значение слова «метафора» уходит корнями во времена Древней Греции. Переводится это слово как «переносное значение», что вполне объясняет саму суть тропа. К слову сказать, античная литература была более богата эпитетами, нежели метафорами. Тем не менее, в творчестве Пиндара, Эсхила, Гомера и многих других выдающихся фигур мира литературы того времени данные приемы используются весьма активно. Примечательно то, что некоторые произведения (в частности, речь идет о мифологии древних греков) можно смело назвать олицетворением того, как может выглядеть развернутая метафора. Ведь абсолютно каждый образ, вне зависимости от того, шла ли речь о каком-либо из божеств или их действиях, нес в себе некий подтекст, аналогию с жизнью простых смертных.

развернутая метафора примерыНикакой другой прием не может настолько живо передать читателю картину, представшую глазам или воображению автора, как развернутая метафора. Примеры ее использования можно отыскать как в классической античной литературе, так и в более поздней. Не упустили из вида данный прием и наши соотечественники. К примеру, развернутая метафора стала одной из главных отличительных черт творчества Сергея Есенина («Погаснет день, мелькнув пятою златою…», «У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром…», и т.п.). Настоящим мастером метафор был небезызвестный Оскар Уайльд.

Истинные мастера слова нередко комбинируют в своих творениях развернутую и индивидуально-авторскую метафору. Именно это способно придать любому произведению, стихотворному либо прозаическому, уникальный колорит и атмосферу.

Метафоры в художественной литературе

Метафоры художественной литературы

В художественной литературе существуют различные языковые средства выразительности – тропы, собственно, и отличающие художественную литературу от любой другой. К тропам относят и такое средство выразительности как метафору.

Определение 1

Самое краткое определение метафоры – это скрытое сравнение.

Однако, скрытым сравнением может быть и аллегория, и метонимия, и синекдоха, и перифраз. Различие всех этих средств выразительности состоит в следующем:

  • Метафора – это троп, в котором слова и выражения употребляются в переносном их значении, что обусловлено сходством их признаков – качественных или количественных.
  • Метонимия – это троп, в основе которого лежит замена одного слова другим. Схожим по значению. В метонимии, в отличие от метафоры, у слова-сравнения сохраняются признаки исходного слова.
  • Синекдоха – это троп, являющийся разновидностью метонимии. Он означает перенесение значения одного слова на другое по признаку количественного соотношения между ними. Примером может являться строчка из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»: «и слышно было до рассвета как ликовал француз».
  • Аллегория – это языковое средство выразительности, основанное на замене абстрактного понятия конкретным изображением. Аллегорию можно встретить в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» и «Карась-идеалист».
  • Перифраз – это троп, в котором название предмета как оно есть заменяется описанием какого-либо качества этого предмета. Примером нам может служить знакомый с детства перифраз: лев – царь зверей.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы выяснили, каковы отличия метафоры от любого другого, схожего с ней по значению, средства выразительности в художественной литературе.

Метафоры встречаются как в прозаическом, так и в лирическом произведениях. Значение метафоры – это представление какого-либо предмета или явления иносказательно, сравнительно. Обычно, метафоры добавляют в текст произведения живость, придают ему больший интерес. Также метафоры несут и смысловую нагрузку – они помогают читателю понять идейный замысел того или иного произведения.

Замечание 1

В прозаических произведениях метафоры добавляют тексту некой «живости», то есть произведение по своему языковому стилю становится более живым и ярким. Примером этому может служить практически любое прозаическое произведение.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что метафора в художественной литературе – это языковое средство выразительности, в основе которого лежит употребление истинного значение слова в переносном значении и которое добавляет тексту яркость, обогащая язык того или иного произведения, а также несет смысловую нагрузку, помогая читателю глубже понять идейный замысел произведения.

Примеры метафор в лирическом и прозаическом текстах

Рассмотрим примеры метафор и их значения более наглядно. Для этого проанализируем средства выразительности в стихотворении Сергея Александровича Есенина «Отговорила роща золотая» и в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Для начала, укажем в лирическом произведении все средства выразительности:

  1. Эпитеты – красочные определения, служащие для придания тексту яркости происходящего, для описания обстановки лирического героя, для эстетики стихотворения. Примером в этом стихотворении могут являться следующие эпитеты: «роща золотая», «голубым прудом», «равнины голой», «юности веселой», «сиреневую цветь», а также многие другие.
  2. Метафоры: «березовым языком» — означает то, что роща была березовой. Известно, что в стихотворных произведениях С. А. Есенина береза олицетворяла Русь. «Костер рябины красной» — означает алые ягоды рябины поздней осенью. «Души сиреневую цветь» — означает прошедшую весну души лирического героя, уход его юности.
  3. Сравнение: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова» — это символизирует тоску лирического героя, тоску по ушедшей молодости. Однако, данное сравнение несколько раз подвержено опровержениям. То есть, возникает противоречие чувств лирического героя: с одной стороны, он тоскует по своей юности, а с другой – понимает, что ее уход неизбежен и что осень его души наступит в любом случае.

В этом стихотворном произведении метафоры несут большую смысловую нагрузку. Благодаря метафорам мы понимает, о чем тоскует лирический герой, что его окружает и какие чувства он при этом испытывает.

Проанализируем прозаическое произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Безусловно, в этом произведении присутствуют как эпитеты, так и метафоры, а также многие другие средства выразительности. Рассмотрим лишь некоторые из них:

  1. «Убаюканный пением бури» — метафора, означающая спокойный и усталый сон, вызванный, вероятно, долгой и трудной дорогой. Данная метафора в тексте помогает понять чувства героя, увидеть реальную картину происходящего.
  2. «Свинцовые волны грустно чернели» (относится к незамерзшей реке) – метафора, изображающая действительность, которая окружает главного героя.
  3. «Удивительное волнение желчи» — данная метафора описывает внутреннее состояние героя, относится к Савельичу, который читал свою любимую книгу. Также она характеризует Савельича, то есть выполняет определяющую функцию в произведении.

Таким образом, исходя из этого, мы видим, что значение метафоры в лирическом и в прозаическом произведениях сильно отличается. В лирических произведениях метафоры несут смысловую нагрузку и помогают читателю понять идею этого произведения. В прозаических же произведениях метафоры практически не несут смысловой нагрузки, однако, помогают выразить чувства героя и окружающую его действительность более точно и ярко. К тому же, в прозе метафор значительно меньше, чем в лирике, что обусловлено их малой смысловой нагрузкой в прозаических произведениях.

Итак, можно сделать вывод о том, что метафоры имеют очень большое значение в художественной литературе – фактически определяют ее.

Развернутая метафора. Метафора: примеры и виды

В литературном языке, как, впрочем, и в разговорном, мы часто используем разнообразные фигуры речи, подчас даже сами того не осознавая. Мало кто думает: «Хм, а вот вверну-ка я сейчас такую метафору…» Но иногда очень полезно знать, уметь находить в чужой речи и употреблять в собственной разные художественные элементы. Это разнообразит речь, делает её более живой, насыщенной, приятной на слух и своеобразной. Из этой статьи вы узнаете об одном из самых распространённых тропов речи — метафоре.

Троп

Сперва давайте разберёмся, о чём вообще идёт речь. Что это за тропы и куда они ведут?

Троп (от греческого τρόπος — оборот) — это слово или выражение, которое используется в переносном значении, чтобы усилить, разнообразить речь. Не будь тропов, наша речь была бы похожа на словарную статью или, ещё хуже, на какие-нибудь нормативные акты.

Вот в этих случаях тропы не используются вообще, потому что законы, словари, всякие инструкции, дела и справки должны быть не образными, а как можно более конкретными, не допускающими разночтений. Во всех остальных случаях: в разговоре, в литературе, в публицистике, авторы насыщают речь разнообразными тропами и фигурами. Это делает речь более художественной, выразительной, интересной, насыщенной.

К тропам относятся такие приёмы, как метафора — мы подробно расскажем про неё ниже, а также метонимия, эпитет, гипербола, сравнение, эвфемизм и так далее.

Итак, перейдём ближе к теме. Концепция метафоры дана ещё , а это было довольно-таки давно. Тогда и зародились лексикология и филология. И большинство терминов заимствованы в современный русский язык именно из древнегреческого.

Аристотель определял метафору как «сравнение неназванного предмета с другим на основании какого-то общего признака». А само слово μεταφορά с древнегреческого переводится как «переносное значение». Чтобы вам сразу стало понятно, вот пример, который наверняка знаком всем:

Простой, как валенок (как три рубля, как тапочки).

Это и есть та самая метафора. Но вернёмся к Аристотелю. Он вообще понимал всё искусство как «подражание жизни». То есть, как одну большую, ёмкую метафору. Позднее другие учёные сузили это огромное понятие, выделив в отдельные категории гиперболу (преувеличение), синекдоху (соотношение), простое сравнение и некоторые другие тропы.

Функции метафоры

Учёным-лексикологам нужно не просто определить понятие. Им нужно ещё подробно описать, какие функции оно выполняет, с какой целью употребляется и существует. В своём исследовании в 1992 году В.К. Харченко выделил целых 15 (!) функций метафоры. Основными же, как говорит курс средней школы, являются текстообразующая, жанрообразующая и стилеобразующая функции.


Метафора «Золотые руки»

Иными словами, с помощью метафор можно придать тексту окраску, присущую какому-то отдельному жанру, стилю. Что касается текстообразующей функции, то существует мнение, согласно которому именно метафоры создают подтекст (содержательно-подтекстовую информацию) любого произведения.


Метафора «Серебряные волосы»

В разных контекстах метафоры могут нести различные функции. Например, в поэтических текстах они чаще всего несут функцию эстетическую. Метафора должна украшать текст и создавать художественный образ. В научных текстах метафоры могут иметь эвристическое (познавательное) значение. Это помогает описать, осмыслить новый объект исследования через знания об известных, уже описанных объектах.


Метафора «Осень жизни»

В последнее время в лингвистике выделяют также политическую метафору (некоторые исследователи выделяют эту функцию метафоры отдельно), которая призвана придать высказываниям двусмысленность, завуалировать острые и спорные моменты, «минимизируя отвественность говорящего за возможную буквальную интерпретацию его слов адресатом» (И.М. Кобозева, 2001). Появляется новая, манипулятивная функция метафоры. Так развивается язык и наука о нём.

Как создать метафору?

Чтобы создать метафорическое выражение, нужно найти у предметов точки сравнения или сопоставления. Вот так всё просто. Например, берём предмет «заря». С чем бы его сравнить? Заря алая, яркая, горит… Сравним-ка мы её с огнём! И получится то, что делали миллионы писателей до нас: «огонь зари», «горит восход», «пожар разгорался на востоке». Действительно, это намного интереснее, чем просто написать «всходило солнце».


На самом деле, писатели и поэты тратят часы, чтобы найти удачную метафору: меткую, образную, цельную. Не случайно мы так восхищаемся работами классиков литературы. Например, возьмём известное стихотворение :

Дул север. Плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах.

Как видно, в обоих четверостишиях не просто повествуется о каком-то явлении или человеке, а создаётся его объёмный, яркий образ, воплощающий мысль автора, передающий её красочно и художественно.


Метафора «Плакала трава»

Так вот для чего нужны метафоры — для создания образов! Метафорами мы не просто украшаем речь, а создаём картинку для слушателя или читателя. Представьте речь без метафор как карандашный набросок, а обогащённую выразительными средствами — как объёмное изображение, и вы поймёте смысл метафоры.

Какие бывают метафоры?

В современном языкознании различают два вида метафор: диафору и эпифору.

Диафора (резкая метафора) — это метафора, в которой объединяются очень контрастные понятия. В таких метафорах ясно заметна фигуральность, они являются более образными. Само слово на древнегреческом обозначает «спор».


Метафора «Цветок Луны»

Примеры диафоры: “цветок луны”, “медоточивые уста”, “лить бальзам на душу”. Видно, что понятия для сравнения взяты из разных сфер, поэтому такие высказывания нельзя воспринимать буквально, но в контексте произведения их смысл станет ясным, добавив тексту выразительности и красоты.

Эпифора (стёртая метафора) — это привычное выражение, часто клишированное, которое мы уже не всегда воспринимаем как метафорическое. Например: “лес рук”, “как по маслу”, “прирасти к месту”.


Метафора «Лес рук»

К эпифоре близка метафора-формула — ещё более стереотипная конструкция, которую уже вряд ли возможно сделать нефигуральной. Примеры: “ручка двери”, “носок ботинка”, “еловая лапа”. Метафоры также различаются по составу на развёрнутые и простые:

Простые метафоры состоят из одного слова, использованного в переносном значении, или фразеологизма: “сводить концы с концами”, “твои глаза — океан”.


Метафора «Твои глаза — океан»

Развёрнутые метафоры — это целые фразы или даже абзацы, в которых одна метафора влечёт за собой целую цепочку других, связанных друг с другом по смыслу. Эти примеры можно найти в любом произведении классиков. Например, всем известные с детства строчки стихотворения: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком…»

Другие тропы, которые относятся к метафорическим

К метафорическим относят тропы, в которых используется перенос смысла с одного слова на другое.

Гипербола (преувеличение): “я в сотый раз повторяю”, “миллионы человек не могут ошибаться”. Это именно те случаи, когда для усиления послания мы прибегаем к намеренному преувеличению масштабов. Мы не считали, действительно ли что-то г

Тропы в литературе. Примеры и виды литературных тропов. Таблица

Троп — это риторическая фигура, призванная усилить выразительность языка, его образность. Суть тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении.

Примеры литературных тропов

Его грыз червь сомнения (метафора)

Солнце весело улыбалось (олицетворение)

Седой туман (эпитет)

Название троп происходит от древнегреческого слова τρόπος — оборот, поворот.

Литературные тропы — это «фигуры переосмысление», когда слова получают новое значение, объяснял литературовед Михаил Гаспаров.

Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве и в повседневном общении. Они позволяют не просто передать информацию, а показать свое отношение к ней, сделать слова эмоциональнее, навести на неожиданные мысли, создать яркий и запоминающийся образ.

Виды тропов и их примеры. Таблица

Общепринятой классификации тропов не существует. О некоторых фигурах речи литературоведы спорят, можно ли считать их тропами. Ведутся споры и о том, не следует ли считать разные тропы разновидностями одной и той же фигуры (например, метафора, метонимия и синекдоха — частные случаи одного и того же либо разные явления).

Литературный троп

Пример

Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа.

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов — метафора человеческого одиночества)

Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)

Она была — живой костер из снега и вина (А.А. Блок)

Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковский)

Метонимия — это называние одного предмета или явления названием другого предмета, в чем-то смежного.

Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)

Рука бойцов колоть устала. (М.Ю. Лермонтов)

Синекдоха — это перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)

По домам идет Европа. (А.Т. Твардовский)

Эпитет — это художественное определение, образное и эмоциональное.

Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)

Крылатые качели (Ю. Энтин)

Гипербола — это художественное преувеличение.

Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их — не чета моей. (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака)

Литота — это художественное преуменьшение, умаление.

Прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)

Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия.

O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)

Море — смеялось. (М. Горький)

Ирония — это использование слова в противоположном значении.

Просто обожаю работать в выходные!

Ну спасибо, удружил!

Сарказм — это злая ирония, издевательская насмешка.

Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? (И. Ильф, Е. Петров)

Эвфемизм — это замена неприличного, запретного слова или выражения нейтральным синонимом.

Женщина легкого поведения (проститутка)

Припудрить носик (сходить в туалет)

Дисфемизм — это замена слова или выражения вульгарным синонимом.

Отбросить коньки (умереть)

Дать в репу (ударить по голове)

Бухать (пить алкоголь)

Каламбур — это обыгрывание разных значений одного слова или разных слов, сходных по звучанию.

Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» (Я. Козловский)

Перифраз — это непрямое художественное описание предмета, позволяющее легко угадать его по характерным признакам.

голубая планета (Земля)
царь зверей (лев)
творец Макбета (Шекспир)

Литературные тропы в стихотворении. Пример

Писатели и поэты обычно используют сразу множество литературных тропов, сочетают их между собой.

Для примера посмотрим на стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» эти стихи читает главный герой в исполнении Александра Кайдановского.

Автор использует эпитеты («лист пятипалый»), олицетворение («жизнь брала под крыло, берегла и спасала») метафору («день промыт, как стекло»), аллегорию (прошедшее лето как символ жизни и несбывшихся надежд):

Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.

Все, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало.

Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Все горело светло,
Только этого мало.

Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло.
Только этого мало.

Листьев не обожгло,
Веток не обломало…
День промыт, как стекло,
Только этого мало.

Арсений Тарковский, 1967

Виды, примеры тропов – таблицы

В8.

Речь. Анализ средств выразительности.

Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства литературы), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.

Лексические средства.

Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.

синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу словаскоро – вскорости – на днях – не сегодня-завтра, в недалеком будущем
антонимы (контекстные, языковые) – противоположные по смыслу словаони никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы.
фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному словуна краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (= «замерз»)
архаизмы – устаревшие словадружина, губерния, очи
диалектизм – лексика, распространенная на определенной территориикурень, гутарить
книжная,

научная,

разговорная лексика

дерзновенный, сподвижник;

коррозия, менеджмент;

просадить деньги, глубинка

Тропы.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

Виды тропов и примеры к ним в таблице:

метафора – перенос значения слова по сходствумертвая тишина
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существуотговорила роща золотая
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного)яркий, как солнце
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей)Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборотбелеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторенияавтор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и  эмоциональностьКуда ты скачешь, гордый конь?
аллегория – выражение отвлеченных понятий   в конкретных художественных образахвесы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемогов сто сорок солнц закат пылал
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемоговаш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешкиОткуда, умная, бредешь ты, голова?

Фигуры речи, строение предложений.

В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другомМне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборотпришел, увидел, победил
анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другомЖелезная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

каламбур – игра словШел дождь и два студента.
риторическое восклицание (вопрособращение) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресатаЧто стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложениймолодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет

многосоюзие – повтор избыточного союзаИ пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

бессоюзие – построение  сложных предложений или ряда однородных членов  без союзовМелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

эллипсис —  пропуск подразумеваемого словая за свечкой – свечка в печку
инверсия – непрямой порядок словИзумительный наш народ.
антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимыГде стол был яств, там гроб стоит
оксюморон – соединение двух противоречащих понятийживой труп, пожар льда
цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов.Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»
вопросноответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на нихИ опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению
ряды однородных членов предложения– перечисление однородных понятийЕго ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.
парцелляция– предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы.Я видел солнце. Над головой.

Помни!

При выполнении задания В8 следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д.

Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе изменений значения слова, вторая – строение предложения.

Разбор задания.

(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном   корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском,  масштабе существа.  (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

https://5-ege.ru/primery-tropov/

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается  от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

(По В. Солоухину)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«В первых двух предложениях использован такой троп, как ________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведет себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество – это болезнь планеты». ______  («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте _________ (предложения 8, 13, 14) подчеркивает, что все сказанное автору далеко не безразлично. Употребленный в 15-м предложении ________ «оригинальная» придает рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

  1. эпитет
  2. литота
  3. вводные слова и вставные конструкции
  4. ирония
  5. развернутая метафора
  6. парцелляция
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. диалектизм
  9. однородные члены предложения

Делим список терминов на две группы:  первая – эпитет, литота, ирония, развернутая метафора, диалектизм; вторая – вводные слова и вставные конструкции, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, однородные члены предложения.

Выполнение задание лучше начинать с пропусков, которые не вызывают трудности. Например, пропуск № 2. Так как в качестве примера представлено целое предложение, скорее всего подразумевается какое-либо синтаксическое средство. В предложении «снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли»используются ряды однородных членов предложения: глаголы снуют, размножаются, делают дело, деепричастия выедая, истощая, отравляя и  существительные реки, океаны, атмосферу.  В то же время  глагол «передают» в рецензии  указывает на то, что на месте пропуска должно стоять слово во множественном числе. В списке во множественном числе стоят вводные слова и вставные конструкции и однородные членные предложения. Внимательное прочтение предложения показывает, что вводные слова, т.е. те конструкции, которые тематически с текстом не связаны и могут быть изъяты из текста без потери смысла, отсутствуют. Таким образом, на месте пропуска № 2 необходимо вставить вариант 9) однородные члены предложения.

В пропуске № 3 указаны номера предложений, значит термин снова относится к строению предложений.  Парцелляцию сразу можно «отбросить», так как авторы должны указать два или три подряд идущих предложения. Вопросно-ответная форма тоже является неправильным вариантом, так как предложения 8,  13, 14 не содержат вопроса. Остаются вводные слова и вставные конструкции. Находим их в предложениях: по-моему, к сожалению, с одной стороны, с другой стороны.

На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное «употребленный», и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово «оригинальная». Термины мужского рода – эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: «оригинальная болезнь». Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами – эпитет.

Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным. В рецензии сказано, что это – троп, и он используется в двух предложениях, где переосмысляется образ земли и нас, людей, как образ космического тела и космонавтов. Это явно не ирония, так как в тексте нет ни капли насмешки, и не литота, а скорее даже наоборот, автор  намеренно преувеличивает  масштабы катастрофы. Таким образом, остается единственно возможный вариант – метафора, перенос свойств с одного предмета или явления на другой на основе наших ассоциаций. Развернутая – потому, что из текста нельзя вычленить отдельное словосочетание.

Ответ: 5, 9, 3, 1.

Потренируйся.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

(По Н. Аксёновой)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«Использование рассказчицей для описания вьюги такого лексического средства выразительности, как_____(«страшную метель», «непроглядную тьму»),  придаёт  изображённой   картине  выразительную  силу,  а  такие тропы, как _____ («боль кружила меня»  в предложении 20) и _____ («водитель визгливо, как женщина, стал кричать» в предложении  15), передают драматизм описанной в тексте ситуации. Такой приём, как_____ (в предложении 34),  усиливает эмоциональное воздействие на читателя».

Список терминов:

  1. контекстные антонимы
  2. метафора
  3. синтаксический параллелизм
  4. сравнение
  5. эпитет
  6. фразеологизм
  7. контекстные синонимы
  8. метонимия
  9. антитеза

Ответ: 5, 2, 4, 9.

Рекомендуем:

Что такое метафора

Метафора – это, пожалуй, самый распространённый вид тропа. В основе метафоры лежит сравнение. Всем, наверно, ещё со школы запомнилось определение: «Метафора – скрытое сравнение». Но не всегда понятно, что же там скрыли. А скрыли – первую часть сравнения. Например, сравнение: «Заря на восточной части неба горит, как при пожаре». Красиво? В принципе, да. Но не особо лаконично. А теперь метафора: «Горит восток зарёю новой»… Стоит закрыть часть сравнения – «как при пожаре» (ведь и так понятно, о чём речь!), как фраза приобретает совсем другое звучание, появляется образность и многозначность. В результате текст от сворачивания сравнения в метафору только выигрывает.

Д.Н. Ушаков выделяет две основные модели, по которым образуются метафоры. В основе первой лежит олицетворение, в основе второй – овеществление.

Олицетворяющие метафоры, по мнению языковеда, самые древние в языке: «снег лежит», «мороз сковал реки», «ручей бежит», «год пролетел», «время остановилось», «тоска грызет», «заела скука», «чувства угасают». Собственно, это и есть олицетворение, которое обычно выделяют в отдельный вид выразительных средств.

Овеществляющие метафоры: « железная воля», «глубокая печаль», «тонкая мысль», «горькая усмешка», «сладкие речи», «языки пламени», «ручка двери». Как легко заметить, это эпитеты.

Такова тесная связь между выразительными средствами языка, что зачастую затрудняет выделение определённого тропа и позволяет говорить о синкретизме выразительных средств.

Метафора делает нашу речь более выразительной, запоминающейся, а стихи – живыми и красочными. Удачная метафора вызывает у читателя положительный отклик, порождает множество ассоциаций, действует не столько на разум, сколько на чувства, подсознание. Недаром в НЛП много внимания уделяют правильному подбору метафор в тексте.

При метафоризации речи поэт редко ограничивается только одной метафорой. Их встречается множество. Обычно метафоры нужны ему для формирования какого-либо запоминающегося образа, поэтому все метафоры подчиняются одному негласному правилу. В каждом стихотворении – своему. Если, например, автор пользуется метафорами-клише, обычно он не ищет ярких тропов. И, напротив, в украшенном необычными метафорами стихотворении одна неудачная метафора звучит фальшиво и нелепо.

Итак, метафоры бывают оригинальными и банальными. Метафор-клише довольно много, мы ими пользуемся повседневно: лес рук, носок ботинка, пустить корни, концы с концами сводить, пойти как по маслу, обозреть с вершины. Такие стёртые метафоры вряд ли способны кого-то поразить. Они не прибавят образности вашим стихам. Нужно искать новые пути выражения.

Простые метафоры состоят из двух-трёх слов и характеризуют предмет только с одной стороны. Приведённые выше метафоры-клише – яркий пример простых метафор. Но не стоит думать, что все простые метафоры банальны. Можно придумать простую яркую метафору: небоскреб бумаг, пыль звёзд и т.д.

Но чаще поэты используют развёрнутые метафоры. Причём размах поэта в метафоризации достигает порой такой ширины, что метафора превращается в символ. Например, метафорическое изображение паруса в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий» превращается в символ одиночества.

Развёрнутая метафора охватывает несколько фраз или даже целое стихотворение. В творчестве каждого поэта можно найти множество примеров развёрнутой метафоры. Особенно любил развёрнутые метафоры В.Маяковский.

Парадом развернув моих страниц войска,
я прохожу по строчечному фронту
Стихи стоят свинцово-тяжело,
готовые и к смерти, и к бессмертной славе
Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло
нацеленных зияющих заглавий.
Оружия любимейшего род,
готовая рвануться в гике,
застыла кавалерия острот,
поднявши рифм отточенные пики.
И все поверх зубов вооружённые войска,
что двадцать лет в победах пролетали,
до самого последнего листка
я отдаю тебе, планеты пролетарий.

Это – развёрнутая метафора поэзии. В стихотворении Ш. Бодлера «Падаль» описание нутра мёртвой лошади – метафора жизни и смерти.

То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий,

Как первый очерк, как пятно,

Где взор художника провидит стан богини,

Готовый лечь на полотно.

Кстати, в этом же стихотворении Бодлер использует немало развёрнутых сравнений. Выше читаем:

И этот мир струил таинственные звуки,

Как ветер, как бегущий вал,

Как будто сеятель, подъемля плавно руки,

Над нивой зерна развевал.

Попробуйте в качестве эксперимента «свернуть» сравнения в метафору, хотя бы в прозе.

Много развёрнутых метафор в творчестве С. Есенина.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму —

Куда несет нас рок событий.

«Развороченный бурей быт» – какая сильная метафора! И далее: землю поэт сравнивает с кораблем:

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

Земля — корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

Таким образом, С.Есенин поднимается над прозой жизни (он ведь мог просто сказать: как же плохо без тебя, любимая женщина! – но это была бы не поэзия, а пошлость). И сильный образ жизни на земле, когда качает из стороны в сторону, как на корабле в буре, когда устоит только крепкий и опытный, впечатляет читателя и даёт ему полное представление о том, что жизнь сложна.

Цель метафоры – описывать, а не называть! Читатель должен проникнуться образом, только тогда поэту удастся воздействовать на него эстетически.

Метафорами пользовать можно и нужно. Но при этом не забывайте, что метафора должна быть реалистичной. Да, она может быть отвлечённой, яркой, неожиданной (да и не может быть – а должна быть: иначе какая образность появится в тексте?!), но всегда должна иметь реальные корни. Всегда должна вызывать ассоциации, а не быть просто красивым набором слов.

метафор в творческом письме // Лаборатория письма Purdue

OWL logo

Эта страница предоставлена ​​вам OWL в Университете Пердью. При печати этой страницы вы должны включить полное юридическое уведомление.

Авторские права © 1995-2018, Лаборатория письма и СОВ при Университете Пердью и Пердью. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, воспроизводить, транслировать, переписывать или распространять без разрешения. Использование этого сайта означает принятие наших условий добросовестного использования.


Использование метафор в творческом письме

Резюме:

В этом раздаточном материале обсуждаются письменные препятствия, с которыми чаще всего сталкиваются начинающие поэты и писатели-фантасты, и предлагаются тактики решения этих проблем во время учебного курса.

Что такое метафора?

Термин «метафора» означает по-гречески «переносить что-то» или «переносить», что предполагает многие из более сложных определений, приведенных ниже:

Таблица метафор
Определение Происхождение
Сравнение двух вещей, основанное на сходстве или сходстве, без использования слов «нравится» или «как». большинство словарей и учебников
Акт присвоения вещи имени, принадлежащего чему-то другому Аристотель
Перенос вещей и слов из их истинного значения в неподходящее подобие ради красоты, необходимости, полировки или акцента Диомед
Устройство, позволяющее видеть что-то с точки зрения чего-то другого Кеннет Берк
Понимание и переживание одного с точки зрения другого Джон Сирл
Сравнение с наименьшими размерами Джозеф Пристли
Связанные термины
Таблица связанных терминов
расширенная или телескопическая метафора : устойчивая метафора. Учитель приступил к экзаменам, погрузил когти в их страницы, разорвал ответы в клочья, а затем, усевшись на стуле, начал их переваривать.
подразумеваемая метафора : менее прямая метафора. Иоанн распух и взъерошил свое оперение. (против Джона был павлин)
смешанная метафора : неудобное, часто глупое использование более чем одной метафоры одновременно. Следует избегать! В фильме загорелась искра, растерзавшая сознание зрителей.
мертвая метафора : широко используемая метафора, которая со временем стала частью обычного языка. Связать концы с концами, бутерброд с подводной лодкой, ветвь правительства и большинство клише
simile : сравнение с использованием «like» или «as» Ее лицо было бледным, как луна.
метоним : Замена одного термина другим, с которым он обычно ассоциируется или тесно связан. перо сильнее меча, корона (относится к королеве или королю), руки (относится к рабочим, которые используют свои руки)
synecdoche : Замена части целым или наоборот (своего рода метоним). Хлеб наш насущный дай нам на сей день
Зачем нужны метафоры?
  • Они оживляют обычный язык.

    Люди настолько привыкают использовать одни и те же слова и фразы снова и снова и всегда одним и тем же способом, что перестают понимать, что они означают.Творческие писатели обладают способностью делать обычное странным, а странное — обычным, делая жизнь снова интересной.

  • Они щедры к читателям и слушателям; они поощряют интерпретацию.

    Когда читатели или слушатели сталкиваются с фразой или словом, которые нельзя интерпретировать буквально, они должны подумать — или, скорее, им дается удовольствие от интерпретации. Если вы пишете «Я расстроен» или «Воздух был холоден», вы не даете своим читателям ничего делать — они говорят «ну и что?» С другой стороны, если вы скажете: «Моими амбициями была Хиросима после бомбардировки», ваши читатели могут подумать и выбрать из множества возможных значений.

  • Они более эффективны и экономичны, чем обычный язык; они дают максимум смысла с минимумом слов.

    Написав «мое общежитие — тюрьма», вы внушаете своим читателям, что чувствуете себя так, как будто вас поместили в одиночку, вас кормят паршивой едой, вы лишены всех великих удовольствий жизни, ваша комната плохо освещена и тесна … И сотни других вещей, которые, если бы вы попытались сказать их все, вероятно, заняли бы несколько страниц.

  • Они создают новые смыслы; они позволяют писать о чувствах, мыслях, вещах, опыте и т. д., для которого нет легких слов; они необходимы.

    В языке много пробелов. Когда ребенок смотрит в небо и видит звезду, но не знает слова «звезда», он вынужден сказать: «Мама, посмотри на лампу в небе!» Точно так же, когда разработчики компьютерного программного обеспечения создавали рамки на экране в качестве пользовательского интерфейса, им требовался новый язык; в результате были окна. В своих стихах вы часто будете пытаться писать о предметах, чувствах и т. Д., Настолько сложных, что у вас нет другого выбора, кроме как использовать метафоры.

  • Это признак гения.

    Или так говорит Аристотель в «Поэтике»: «На сегодняшний день величайшее достижение — это владеть метафорой». Это «признак гениальности, поскольку хорошая метафора подразумевает интуитивное восприятие сходства в несходных».

Творческие способы использования метафор

В большинстве книг приводятся довольно скучные примеры метафор, например, мой отец — медведь или библиотекарь — животное. Однако в своих стихах (и в художественной литературе) вы можете сделать гораздо больше, чем сказать, что X есть Y, как алгебраическая формула.Обязательно поиграйте с расширенными метафорами (см. Выше) и поэкспериментируйте с некоторыми из следующих, используя метафоры …

Использование метафор
как глаголы Новости, которые зажгли его лицо, погасили ее улыбку.
как прилагательные и наречия Ее плотоядный карандаш высек преданность Сьюзен.
как предложные фразы Врач осмотрел сыпь глазом стервятника.
в качестве аппозитивов или модификаторов На тротуаре лежала вчерашняя бумага, испачканная чернилами губка.
Примеры
Таблица метафор
Царапает окно сосновыми когтями, ветер хочет внутрь. Имоджин Боллс, «Койот Ветер»
Какой кайф — мой большой палец вместо луковицы. Верха совсем нет, за исключением петли из кожи…. Это праздник. Из бреши бежит миллион солдат, каждый в красных мундирах. Сильвия Плат, «Cut»
Облака в небе были низкими и мохнатыми, как локоны, взорванные вперед в свете глаз. Роберт Фрост, «Однажды у Тихого океана»
Маленькие мальчики лежат неподвижно, не спят, недоумевая, удивляясь нежным коробочкам с пылью. Джеймс Райт, «Подрыв оборонной экономики»
.

Когда и как писать метафоры

Как писать метафоры

A. Избегайте клише

Очень часто вы пишете метафоры, даже не осознавая этого. Поскольку определенные метафоры очень распространены, многие из них стали клише или злоупотребляли.

Обычное предложение:

Мой день был эмоционально потрясным.

С метафорой клише:

Мой день был эмоциональными американскими горками .

Кое-где клише безвредны, но они могут начать накапливаться и стать повторяющимися и неоригинальными, если их использовать слишком много. Не беспокойтесь об этом, если вы экономно используете клише.

Вот еще несколько примеров метафор, ставших клише:

  • Тикающая бомба замедленного действия
  • Верхушка айсберга
  • Скользкий склон
  • Прохождение лишней мили
  • Ранняя пташка
  • Ледяная личность
  • Превращение в себя могила
  • Вот-вот взорвется (от гнева)

Б.Советы по формированию творческих метафор

Настоящая уловка, однако, состоит в том, чтобы написать оригинальные метафоры, которые действительно запомнятся читателю, и для этого нет четких правил. Чтобы написать хорошую метафору, нужно много творческого подхода!

Один из способов практики — начать с фразы «жизнь — это… а я…». Начав с одной метафоры (для жизни) и расширив ее на себя, вы можете практиковать систематическое мышление о значениях ваших метафор, пока одновременно работая над своими творческими способностями.

Жизнь — холст, а я художник.

Жизнь — это холст, а я — краска.

Жизнь — песочные часы, а я — песчинка.

Жизнь — это песочные часы, и я собираюсь снова их перевернуть.

Жизнь — это класс, а я сижу в первом ряду.

Жизнь — это класс, а я сижу в заднем ряду.

Обратите внимание, насколько отличаются эти утверждения и насколько все они отличаются от клише.

C. Избегайте смешанных метафор

Это важный момент для использования метафор в вашем письме — после того, как вы выбрали метафору, вы должны довести ее до конца, чтобы она имела самый сильный эффект. Не забывайте об этом и сразу же выбирайте новую метафору! Слишком много разных метафор в вашем письме может сбить с толку или сделать его чрезмерным.

Смешанная метафора объединяет одну или несколько метафор в предложение таким образом, что на самом деле не имеет смысла. Например, представьте, что вы пытаетесь побудить своих сотрудников преуспеть в проекте, говоря: «Давай вернемся на площадку и выберем этого из парка!» Вы бы сочетали метафору баскетбола с метафорой бейсбола — на самом деле, вы должны сказать: «Давай вернемся на поле и выбьем эту из парка!»

Вот пример тройной смешанной метафоры:

Mr.Спикер, я чувствую запах крысы. Я вижу, как он парит в воздухе. Но отметьте меня, сэр, я задушу его в зародыше. ( Garner’s Modern American Usage , Брайан А. Гарнер)

Во-первых, у нас есть распространенная метафора «Я чувствую запах крысы» для описания человека, совершающего предательство. Но затем Гарнер использует несвязанную метафору, чтобы описать его как «плывущего», и в конце завершает метафорой, относящейся к растениям.

Когда использовать метафору

Строго говоря, метафоры следует использовать только в творческом письме, поскольку они опираются на образный язык (не буквальное значение) и, следовательно, являются ложными утверждениями.Метафоры также часто расплывчаты и могут показаться слишком разговорными для формальной работы. Иногда тонкая метафора ускользает от формальной работы (особенно в форме общих фраз и клише). Иногда это нормально, но по возможности лучше избегать этого.

Например, если бы вы писали статью об Аврааме Линкольне, было бы довольно странно сказать, что у него «золотое сердце». Во-первых, это клише. Во-вторых, это не совсем так. В-третьих, он мало что говорит о Линкольне.Поэтому лучше сказать что-то более конкретное и конкретное, например: «Для Линкольна сострадание было одним из важнейших моральных качеств».

Однако есть риторический прием (люди часто путают с метафорой), который вы все время будете видеть в официальном письме. Это по сравнению с . Сравнения явно заявляют, что две вещи похожи, а не просто приравнивают их, как это делает метафора. Это может быть очень полезным способом объяснения сложных идей:

По аналогии:

«Магнитосфера работает как большое тонированное окно, защищая Землю от вредных солнечных лучей, но при этом пропуская свет и тепло проходит.»

С метафорой:

« Магнитосфера — это большое тонированное окно… »

Использование метафоры в данном случае делает предложение неверным. Но simile — полезный инструмент для разъяснения точки зрения автора.

Ничего из этого, конечно, не относится к творческому письму. В творческом письме метафоры чрезвычайно эффективны — если вы их не смешиваете!

.

20 великих сравнений из литературы, которые вас вдохновят

Марк Никол

background image 308

Сравнения, метафоры и аналогии — это фразы, которые помогают читателям вызывать образы в повествовании, будь то художественная или документальная литература, но именно в последней форме они расцветают более обильно. И в чем разница между каждым из трех литературных приемов?

Сравнение — это сравнение одного предмета с другим.Если вы ссылаетесь на фигуру речи, распускающуюся как цветок на странице, вы создали сравнение. Если вы более прямо скажете, что фигура речи расцвела у вас на глазах, вы использовали метафору. Аналогия — более практичное, дидактическое описание: «Представьте, что фигура речи подобна цветку, распустившемуся на странице». Аналогия чаще встречается в документальной литературе, но там также встречаются сравнения и метафоры.

Стремитесь создавать увлекательные сравнения и метафоры, но вставляйте их на службу своей прозе, как звезды в небе, а не целые луны.Они пехотинцы, а не полевые офицеры, участвующие в вашей кампании по информированию и / или интересу ваших читателей. Они члены хора, а не гении; статисты, а не звезды. Они — хорошо, хватит уже метафор.

Но прежде чем я поделюсь с вами 20 лучшими сравнениями из великой литературы, я предлагаю несколько советов, например, фонари, которые освещают ваш путь:

  • Они должны быть простыми и ясными: те, которые вы прочтете ниже, буквально выдающиеся, но они также удалены из своего контекста, где они просто цветы на плодородных полях великих писаний.Сравнения и метафоры должны быть полезными, краткими, а затем, возможно, запоминающимися, в таком порядке. И если задача его создания становится утомительным, вы слишком стараетесь, и ваши усилия будут видны.
  • Они должны перемешиваться, но их нельзя смешивать: когда вы выбираете конкретную тему, придерживайтесь ее. Смешанная метафора — это упущенная возможность и отвлечение, а не наслаждение.
  • Они должны быть оригинальными: если сравнение или метафора не поднимается на голову выше более функционального описания, оно не сработает.Убедитесь, что изображение стоит усилий, затраченных на его создание.
  • Они должны развлекать: сравнение или метафора, если вернуться к ранее использованной метафоре, подобна актеру с битовой частью, который произносит единственную строчку, но эта строка должна быть резкой или щекотной.
  • Они должны визуально привлекать внимание: сравнения и метафоры предназначены для того, чтобы нарисовать картину для читателя, чтобы придать человеку, месту или предмету резонанс.

При этом уроков по световым изображениям:

1. “. . . она пыталась избавиться от котенка, который вскарабкался по ее спине и застрял, как заусенец, вне досягаемости ». — Маленькие женщины , Луиза Мэй Олкотт

2. «Время не остановилось. Он накрыл меня, смыл, как будто я не более чем женщина из песка, оставленная неосторожным ребенком слишком близко к воде ». — Рассказ служанки , Маргарет Этвуд

3. «Ее романтический ум был подобен крошечным коробочкам, расположенным одна внутри другой, которые приходят с загадочного Востока.. . » — Питер Пэн , Дж. М. Барри.

4. “. . . и снег лежал то тут, то там клочьями в дупле берегов, как забытые женские перчатки ». — Лорна Дун: Роман об Эксмуре , Р. Д. Блэкмор

5. «Я отдал бы все, чтобы успокоить ее хрупкую душу, терзающуюся в своем непобедимом невежестве, как маленькая птичка, бьющаяся о жестокие проволоки клетки». — Лорд Джим , Джозеф Конрад

6. «На восточном небе было желтое пятно, похожее на коврик, уложенный для ног восходящего солнца. . . » — Красный знак отваги , Стивен Крейн

7. “. . . когда я положил бумагу, я почувствовал вспышку — стремительное течение — поток — я не знаю, как это назвать — ни одно слово, которое я не могу найти, является удовлетворительным описательным — в котором я, казалось, увидел, что спальня проходит через мою комнату, как картина, которую невозможно нарисовать на бегущей реке. — Чтобы взять с собой соль , Чарльз Диккенс

8. “. . . полностью поглощен любопытным опытом, который все еще цеплялся за него, как одежда ». — Великолепная одержимость , Ллойд К. Дуглас

9. «Она вошла с неуклюжей борьбой, как огромный неуклюжий цыпленок, вырванный, кричащий, из курятника». — Приключение трех фронтонов , сэр Артур Конан Дойл

10. «Он выглядит так, как будто сразу после того, как кувалда попадает в быка, а он уже мертв и еще не знает, что мертв.- Как я лежу, умираю , Уильям Фолкнер

11. «Мимо него, в десяти футах от передних колес, пролетел Сиэтлский экспресс, как летающий вулкан». — Эрроусмит , Синклер Льюис

12. «Ее отец унаследовал этот нрав; и временами, как антилопа, убегающая от огня на склоне, его люди убегали от его красной ярости ». — Всадники пурпурного мудреца , Зейн Грей

13. «Сама его загадка возбудила ее любопытство, как дверь, у которой нет ни замка, ни ключа.»- Унесенные ветром , Маргарет Митчелл

14. «Пожилые американские дамы, опирающиеся на свои трости, склоняются ко мне, как башни Пизы». — Лолита, Владимир Набоков

15. «Кампердаун, Копенгаген, Трафальгар — эти имена гремят в памяти, как грохот огромных орудий». — Mutiny on the Bounty , Чарльз Нордхофф и Джеймс Норман Холл

16. «Это была Франсуаза, неподвижная и прямая, она стояла в дверном проеме коридора, как статуя святого в нише.»- Swann’s Way , Марсель Пруст

17. «Вода издавала звук, похожий на плеск котят». — Годовалый , Марджори Киннан Роулингс

18. «Кейт медленно двигалась над своими мыслями, как мерный червяк». — К востоку от Эдема , Джон Стейнбек

19. «Он взмахнул огромным ятаганом, перед которым испанцы опустились, как пшеница, на серп жнеца». — The Sea-Hawk , Рафаэль Сабатини

20. “. . . На нее налились впечатления об этих двух мужчинах, и следовать ее мысли было все равно, что следовать за голосом, который говорит слишком быстро, чтобы его можно было уловить карандашом. . . » — К маяку , Вирджиния Вульф

Хотите улучшить свой английский за пять минут в день? Получите подписку и начните получать наши ежедневные советы и упражнения по написанию!

Продолжайте учиться! Просмотрите категорию художественной литературы, проверьте наши популярные публикации или выберите соответствующую публикацию ниже:

Прекратите делать эти досадные ошибки! Подпишитесь на Daily Writing Tips сегодня!

image description
  • Вы будете улучшать свой английский всего за 5 минут в день, гарантированно!
  • подписчиков получают доступ к нашим архивам с более чем 800 интерактивными упражнениями!
  • Вы также получите три бонусные электронные книги совершенно бесплатно!
Попробуй бесплатно прямо сейчас
.Мемуары

: определение и примеры | Литературные термины

I. Что такое мемуары?

«Memoir» происходит от французского слова memory . Это жанр литературы, в котором автор пишет о своих воспоминаниях, как правило, из детства. Мемуары, как правило, пишут знаменитости, мировые лидеры, профессиональные спортсмены и т. Д. Но любой может написать мемуары, и иногда они оказываются прекрасными литературными произведениями, даже если автор не вел особо необычный образ жизни.

Воспоминания обычно охватывают весь период жизни автора, но в некоторых случаях они охватывают лишь важные части.

II. Примеры и объяснение

Пример 1

«Исповедь святого Августина » — одно из самых влиятельных произведений христианского богословия, а также мемуары. В книге Августин рассказывает историю своей жизни и того, как он нашел Бога после того, как провел свою юность в грехе. Книга вдохновила бесчисленное количество людей вновь принять свою веру и повлияла на западное философское понимание таких понятий, как любовь, мораль и независимость.

Пример 2

Том Бургенталь, переживший Холокост, впоследствии ставший судьей Международного Суда, написал мемуары о своем пребывании в Освенциме. В книге Бургенталь рассказывает замечательную историю о том, как он выжил в лагере смерти десятилетним мальчиком и как этот опыт вдохновил его на работу в Международном суде, чтобы другие дети никогда не переживали такие ужасы.

III. Важность мемуаров


Мемуары могут выполнять самые разные функции.Главное, конечно, просто рассказать хорошую историю. Хорошие мемуары, как и хорошая жизнь, могут быть смешными, грустными, вдохновляющими, абсурдными и глубоко связанными. Записывая свои истории и выясняя их общие темы, вы можете понять, как вы пришли туда, где находитесь сегодня. Мемуары не только рассказывают хорошую историю, но и могут посылать множество сообщений:

  • Они могут помочь поддержать определенную политическую точку зрения (см. «Пропаганда», раздел 6) или вдохновить читателей изменить свое мнение.
  • Если публика отрицательно относится к автору, написание мемуаров может дать ему шанс защитить себя.
  • С другой стороны, написание мемуаров — простой способ для известного человека поднять свой авторитет и остаться в поле зрения публики.

IV. Примеры в литературе

Пример 1

Комментарии о галльских войнах Юлия Цезаря — одно из первых крупных мемуарных произведений. В книге Цезарь рассказывает о своем опыте боевых действий в Галлии. Это определенно были пропагандистские мемуары: Цезарь представляет себя героем-завоевателем, торжествующим маршем по варварским землям.Это было предназначено для того, чтобы привлечь людей на его сторону против его врагов — как его внешних врагов (галлов), так и внутренних врагов, которые препятствовали его восхождению на трон.

Пример 2

Философ Руссо написал невероятно причудливые мемуары о своем молодом человеке во Франции. Руссо был эксцентриком, который часто самым крайним образом нарушал правила приличного общества. Поскольку он был философом, многие люди ожидают, что мемуары Руссо будут сухими, но их ждет шок! Некоторые люди также видят в этом своего рода философскую пропаганду — Руссо хотел, чтобы люди не уважали власть и отказались от своей «цивилизованной» жизни, чтобы вернуться к «природе».Его мемуары были примером того, как человек жил именно таким образом.

V. Примеры в популярной культуре

Пример 1

Дэвид Седарис, брат актрисы Эми Седарис, пишет веселые воспоминания о своей необычной семье и пережитых событиях. Его книги (с названиями вроде Me Talk Pretty One Day и Dress Your Family in Corduroy и Denim ) построены на отдельных историях, а не на едином потоке, но их общими элементами являются юмор, цинизм и сюрреализм.

Пример 2

В комиксе Хранители одно из главных событий в истории — это когда Ночная Сова публикует Под капотом , свои воспоминания о супергерое. В мемуарах Ночная Сова раскрывает некоторые неудобные подробности о своих собратьях-супергероях, и это вызывает некоторые из основных противоречий в книге.

VI. Связанные термины (с примерами)

Автобиография


Хотя между мемуарами и автобиографией есть некоторые тонкие различия, в основном это одно и то же.В обоих случаях автор рассказывает историю своей жизни, хотя в случае с мемуарами это может быть скорее набор отдельных случаев, тогда как в автобиографии все воспоминания объединены в одну историю. Кроме того, автобиография охватывает всю жизнь автора, а мемуары могут охватывать только одну особенно важную или интересную ее часть.

Пропаганда

Пропаганда — это искусство или литература с преднамеренным политическим уклоном. Не все мемуары являются пропагандой, но многие из них — они написаны с целью донести определенный политический месседж.Например, когда президенты пишут свои мемуары, это влияет на то, как история будет думать о них: эти авторы пытаются убедить читателя, что они приняли правильное решение, находясь у власти, и поэтому их мемуары имеют пропагандистскую сторону.

Анекдот

Анекдот — это небольшой рассказ о том, что вы видели или пережили. Мемуары можно охарактеризовать как сборник анекдотов. Однако есть и другие варианты использования анекдота, в том числе в эссе. Анекдот может помочь сформулировать ваш аргумент или проиллюстрировать конкретную мысль.Но будьте осторожны! Хотя анекдоты полезны для иллюстрации, они — не то же самое, что данные, и, как правило, не должны использоваться в качестве доказательства того, что происходит в обществе (если данные не доступны).

.

Оставьте комментарий