Задание 253 Речевые жанры § 29 Эссе 9 класс Разумовская М.М. – Рамблер/класс
Всем здрасьте, как опеделить стиль и жанр текста?
Прочитайте текст, определите его стиль и жанр. Обоснуйте свой ответ.
…В чём смысл нашего общения с искусством, литературой?
Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»…
Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». Но нет! Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений…
Хороший читатель — соавтор писателя. Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. Чтобы научить видеть.
Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку?..
Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь — это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности… И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.
(Е. Богат)
1. Какие две смысловые части можно выделить в размышлениях автора? Найдите и подчеркните (или выпишите) фразу, которая соединяет обе части.
2. Укажите языковые средства, которые: а) подчёркивают логику рассуждения; б) передают эмоциональность речи.
Научный стиль — стилевые черты и языковые средства
Научный стиль обслуживает сферу аналитической деятельности человека (науки), он предназначен для описания фактов действительности, объяснения их взаимодействия, формулировки закономерностей и законов.
Добавим, что в научной речи преобладает рассуждение как функционально-смысловой тип речи, и это понятно: чтобы выявить и описать закономерности, надо доказать, что сделанное истинно.
Мы уже знакомы с экстралингвистическими факторами, определяющими специфику этого стиля.
Стилевые черты научного стиля
Таковыми являются:
- подчеркнутая логичность,
- доказательность,
- точность (однозначность),
- отвлеченность (обобщенность).
Подчеркнутая логичность речи должна
позволить автору доказать свою правоту и убедить адресата в этой правоте. Практически такую же цель выполняют доказательства.
От автора текста требуется точность, которая должна исключить возможность непонимания текста. Наука, имея дело с конкретными примерами, извлекает из них общие закономерности.
И поэтому, говоря о конкретном, одновременно говорит и о всеобщем — этим зачастую объясняется отвлеченность и обобщенность научного стиля.
Некоторые ученые отмечают и такую стилевую черту, как неэмоциональность, безОбразность текста.
Действительно, цель науки — воздействовать на адресата не с помощью эмоций, а используя логику и доказательства.
Стилевые черты научного стиля проявляются в языковых средствах: лексических, морфологических, синтаксических и т.д.
Лексические средства научного стиля
В данном стиле встречаются специальные слова, обозначающие понятия — термины. Основное требование к термину – лексическая однозначность.
Любое слово в научном тексте употребляется лишь в одном значении, т.к. в науке недопустима игра слов. Слово чаще выступает в обобщенном значении. Например в предложении —
Осина растет быстро
имеется в виду любая осина, а не какая-то определенная, конкретная. В этом стиле очень много слов, которые имеют отвлеченное (абстрактное) значение: установление, зависимость, закономерность, происхождение и т.д., В качестве основного средства связности обычно используется повтор слова. Как правило, здесь не используют эмоционально окрашенную лексику, а также синонимическую замену в качестве средства связности.
Морфологические средства научного стиля
Здесь чаще используются глаголы несовершенного вида настоящего времени. Это особая форма настоящего времени. Иногда его называют «настоящее вневременное», потому что оно имеет значение «всегда», «постоянно»: Система терминов данной области науки, производства или искусства составляет ее терминологию (например, терминология лингвистическая, физическая, медицинская и др.). В отличие от остальных слов языка термины создаются искусственно. Так, слово «корень» (растения) возникло в языке, а термин «корень» (слова) образован в лингвистике. Поэтому в каждой терминологии термин имеет дефиницию — точное, строго логическое определение. Многие глаголы (является, представляется, считается и т.п.) выступают в роли связок в составном именном сказуемом.
Существительных в предложении значительно больше, чем глаголов (соотношение
4:1), при этом чаще используются существительные среднего рода. Местоимения необходимы для того, чтобы текст не казался однообразным.
Другие части речи, в частности прилагательные, могут употребляться в значении местоимений:
Это явление имеет определенные характеристики.
В предложениях используются также наречия со значением следования: сначала,
потом, затем.
Особую роль в научном стиле играет местоимение мы. Его используют для обозначения автора: Мы пришли к выводу = Я пришел к выводу. Местоимение «мы» выступает в качестве авторского «я». Надо заметить, что в последнее десятилетие ХХ века мы авторское все чаще заменяется Я, а также местоимение мы выступает в значении мы совокупности: Итак, мы видели = Мы с вами видели.
Синтаксические средства научного стиля
Как правило, предложения стиля науки сложные, повествовательные, распространенные, достаточно большие по объему.
В научной речи практически не используются восклицательные и побудительные предложения. Очень частотны причастные и деепричастные обороты, страдательные конструкции и безличные предложения. В тексте используются вводные слова и предложения, которые подчеркивают логичность текста: во-первых, во-вторых, итак, следовательно. Употребляются специальные слова и обороты связи, а иногда это целые предложения — предложения скрепы: вначале рассмотрим…, перейдем к проблеме…. Об этом говорилось выше.
Цитаты являются одним из способов доказательств.
Предлагаем ознакомиться с яркой видео презентацией по этой теме
Текстовые особенности научного стиля
В научной речи четко выдержана структура абзаца. Первое предложение абзаца, как правило, является новым положением. Предложение строится по схеме:
— тезис — доказательство.
Каждый абзац в научном тексте начинает новую микротему.
( Микротема –это наименьший предельный отрезок текста, тему которого можно назвать. Микротему можно выделить из готового текста или закладывать при его создании. Например, тема «Сад» разделяется на подтемы: «Плодовые деревья», «Кустарники» и т.д. Подтема «Плодовые деревья» в свою очередь на подтемы «Яблони», «Груши», вид дерева разделяется на новую подтему: сорт дерева и т.д.)
Научный текст легко делится на части, потому что каждая часть достаточно четко композиционно оформлена: зачин — развитие мысли — концовка-вывод.
Для такой речи также характерны особые стандартные обороты:
Нам представляется возможным доказать…, Нетрудно заметить, что.., Из всего сказанного можно сделать вывод…
А еще — у нас есть увлекательный онлайн-кроссворд на эту тему для проверки ваших знаний — здесь
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесьМатериалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой, (см. «Наша библиотека»)
Контрольная работа по теме «Тексты и стили речи».
Контрольная работа по теме «Тексты и стили речи». 7 класс
Прочитайте текст и выполните задания.
Узенькой тропинкой шли два путника. (2) С одной стороны тропинки плескалось синее море, а с другой – стояли седые горы.
Путники искали красоту. (4) Один человек был с горячим сердцем, а другой – с холодным сердцем.
(5)Подошли путники к серому камню. (6) У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза. (7) он увидел в сером камне прекрасный цветок. (8) Другой увидел только трещину на камне.
(9) Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал серый камень. (10) А другой человек сидел на берегу и смотрел на море.
(11) Вот из камня показался цветок изумительной красоты. (12) Человек освободил из каменного плена красоту!
(13) Даже горы поднялись выше. (14) Даже волны морские затихли. (15) Только человек с холодным сердцем не увидел красоты. (По К.Антаровой)
1.1. Какой заголовок наиболее точно отражает содержание текста?
1) Два путника
2) Мудрость
3) Учитесь видеть красоту
4)Человек познаётся в труде.
1.2. Какова основная мысль текста?
1) Любите природу!
2)Все люди разные, но каждый хорош по-своему.
3)Только человек, влюблённый в жизнь, умеет видеть и чувствовать красоту.
4) Творите чудеса!
1.3. Каков тип речи?
1) Описание
2) Повествование
3) Рассуждение с элементами описания
1.4. Какое языковое средство использовано для связи предложений 6 и 7?
1)Существительное с предлогом.
2) Личное местоимение
3) Неопределённое местоимение.
4)Лексический повтор
1.5. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в прямом значении?
1) Седые горы.
2) С горячим сердцем.
3) С холодным сердцем
4) К серому камню
2.Для какого стиля речи характерна диалогическая речь?
1) Для научного
2) Для официально-делового
3) Для разговорного
3. Для какого стиля речи характерна неофициальная обстановка?
1) Для разговорного
2) Для научного
3) Для публицистического
4. Для какого стиля речи характерна злободневность, яркость, страстность, призывность?
1) Для художественного
2)Для научного
3) Для публицистического
5. Определите стиль речи текста:
Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла.
Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать.
1) публицистический
2) научный
3) художественный
6.Определите стиль речи текста:
Более полувека назад на огромных пространствах России гремела и клокотала война. Волею судьбы многие тяжёлые и кровопролитные бои пришлись на территорию нынешних Курской и Белгородской областей. Одной из величайших баталий в мировой истории по праву считается Курская битва, эпицентром которой стало танковое сражение под Прохоровкой. Недаром здешнее поле называют Полем русской славы, третьим после Куликова и Бородина – полем России.
1) художественный
2) публицистический
3)научный
7. К какому стилю речи относятся слова и выражения: настоящая справка дана в том, что…?
1) К публицистическому
2) К разговорному
3) К официально-деловому
8. Для какого стиля речи характерно прямое обращение к собеседнику?
1) Для официально-делового
2) Для научного
3) Для публицистического
9. Укажите, какие характеристики текста неверны.
(1) Очень странно! (2) Этот чердак был обитаем. (3) На стене висели мотки верёвок, фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта посёлка. (4) В углу лежала покрытая мешковиной охапка соломы. (5) Тут же стоял перевёрнутый фанерный ящик. (6) Над ним висел самодельный телефон.
1) стиль речи разговорный
2) тип речи – повествование
3) средства связи предложений 3,4 — контекстные синонимы
10. Укажите правильную характеристику текста.
Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удар молнии. К этому прибавилось ещё одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесён ущерб сельскому хозяйству.
1) стиль речи – художественный; тип речи – описание.
2) стиль речи – научный; тип речи – рассуждение
3) стиль речи – публицистический; тип речи – повествование
11. Тема текста — ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Основная мысль (идея) -________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Композиция -________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Напишите план к тексту №1
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Составьте синквейн на тему: «Повествование
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы к контрольной работе по теме «Текст и стили речи» 7 класс
1,1 — 3
— 3
— 2
— 2
— 4
2 — 3
3 — 1
4 — 3
5 — 3
6 — 2
7 — 3
8 — 3
9 — 1,3
10 — 3
Задание 84 § 11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы 9 класс Разумовская М.М.
Если кто знает как это делать, помогите мне с текстом, точнее с вопросами к нему?
Прочитайте текст. Определите его стиль и жанр. Найдите в тексте иностилевые вкрапления и объясните их стилистическую роль.
МОЙ ДРУГ
Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.
Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.
Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.
Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.
Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.
«А что вы удивляетесь? — сказал мой друг. — Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».
Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах-чудаках, о должниках — а одалживал он направо и налево. Особенно много рассказывал он о своем профсоюзном боссе.
Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.
Шофёр некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.
Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофёра, что тот впускает людей в переполненный транспорт. «Классический пример разорванности сознания», — хохоча заключил он свой рассказ.
Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве XX века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.
Как же я любил его в эти часы! «Нет, — думал я, — не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»
(По Ф. Искандеру)
1. Объясните смысл и стилистическую окраску выражений.
Профсоюзный босс, музыкальная злопамятность,
разорванность сознания, золотой сон Новгорода.
2. Найдите в тексте иронически употреблённые слова и выражения.
3. Объясните правописание слов.
Обаяние, влияние, отвращение, компания, мутагенный; искусство, босс, коллеги, процесс; (не) стремящейся, (не)наживающей, никак, не мог, (не) было.
Для каких стилей приведенные языковые средства являются характерными (одно и то же средство может быть характерно для ?
Вообще вопрос не простой и зависит во многом от вкусов составителей вопроса, но на мой взгляд вот так 1. Научный стиль Профессиональные, термины, канцеляризмы, отвлеченные, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, слова-сокращения, штампы, заимствованные, Предложения: с однородными членами, с вводными словами, с обособленными членами предложения, цитаты, сложносочиненные, сложноподчиненные, 2. Деловой стиль Профессиональные, термины, канцеляризмы, слова-сокращения, Предложения: с однородными членами, с вводными словами, с обособленными членами предложения, сложноподчиненные, 3. Публицистический стиль общественно-политическая лексика и фразеология, междометные, штампы, цитаты, Предложения: сложносочиненные, сложноподчиненные, с однородными членами, с обособленными членами предложения, сложные бессоюзные, 4. Разговорный стиль разговорные, просторечные, диалектные, жаргонные, заимствованные, неологизмы, стилистически окрашенные, уменьшительно-ласкательные. Предложения: вопросительные, побудительные, восклицательные, с обращением, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, неполные, 5. Стиль художественной литературы слова в переносно-образных значениях, созданные автором, устаревшие, неологизмы, стилистически окрашенные, Предложения: с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, реплики, сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.
Вообще вопрос не простой и зависит во многом от вкусов составителей вопроса, но на мой взгляд вот так 1. Научный стиль Профессиональные, термины, канцеляризмы, отвлеченные, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, слова-сокращения, штампы, заимствованные, Предложения: с однородными членами, с вводными словами, с обособленными членами предложения, цитаты, сложносочиненные, сложноподчиненные, 2. Деловой стиль Профессиональные, термины, канцеляризмы, слова-сокращения, Предложения: с однородными членами, с вводными словами, с обособленными членами предложения, сложноподчиненные, 3. Публицистический стиль общественно-политическая лексика и фразеология, междометные, штампы, цитаты, Предложения: сложносочиненные, сложноподчиненные, с однородными членами, с обособленными членами предложения, сложные бессоюзные, 4. Разговорный стиль разговорные, просторечные, диалектные, жаргонные, заимствованные, неологизмы, стилистически окрашенные, уменьшительно-ласкательные. Предложения: вопросительные, побудительные, восклицательные, с обращением, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, неполные, 5. Стиль художественной литературы слова в переносно-образных значениях, созданные автором, устаревшие, неологизмы, стилистически окрашенные, Предложения: с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, реплики, сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.