Примеры метафора – что это такое и как применять: 5 примеров

Метафора: примеры и виды — 24СМИ

В литературном языке, как, впрочем, и в разговорном, мы часто используем разнообразные фигуры речи, подчас даже сами того не осознавая. Мало кто думает: «Хм, а вот вверну-ка я сейчас такую метафору…» Но иногда очень полезно знать, уметь находить в чужой речи и употреблять в собственной разные художественные элементы. Это разнообразит речь, делает её более живой, насыщенной, приятной на слух и своеобразной. Из этой статьи вы узнаете об одном из самых распространённых тропов речи — метафоре.

Троп

Сперва давайте разберёмся, о чём вообще идёт речь. Что это за тропы и куда они ведут?

Троп (от греческого τρόπος — оборот) — это слово или выражение, которое используется в переносном значении, чтобы усилить, разнообразить речь. Не будь тропов, наша речь была бы похожа на словарную статью или, ещё хуже, на какие-нибудь нормативные акты.

Вот в этих случаях тропы не используются вообще, потому что законы, словари, всякие инструкции, дела и справки должны быть не образными, а как можно более конкретными, не допускающими разночтений. Во всех остальных случаях: в разговоре, в литературе, в публицистике, авторы насыщают речь разнообразными тропами и фигурами. Это делает речь более художественной, выразительной, интересной, насыщенной.

К тропам относятся такие приёмы, как метафора — мы подробно расскажем про неё ниже, а также метонимия, эпитет, гипербола, сравнение, эвфемизм и так далее.

Метафора

Итак, перейдём ближе к теме. Концепция метафоры дана ещё Аристотелем, а это было довольно-таки давно. Тогда и зародились лексикология и филология. И большинство терминов заимствованы в современный русский язык именно из древнегреческого.

АристотельАристотель

Аристотель определял метафору как «сравнение неназванного предмета с другим на основании какого-то общего признака». А само слово μεταφορά с древнегреческого переводится как «переносное значение». Чтобы вам сразу стало понятно, вот пример, который наверняка знаком всем:

Простой, как валенок (как три рубля, как тапочки).

Это и есть та самая метафора. Но вернёмся к Аристотелю. Он вообще понимал всё искусство как «подражание жизни». То есть, как одну большую, ёмкую метафору. Позднее другие учёные сузили это огромное понятие, выделив в отдельные категории гиперболу (преувеличение), синекдоху (соотношение), простое сравнение и некоторые другие тропы.

Функции метафоры

Учёным-лексикологам нужно не просто определить понятие. Им нужно ещё подробно описать, какие функции оно выполняет, с какой целью употребляется и существует. В своём исследовании в 1992 году В.К. Харченко выделил целых 15 (!) функций метафоры. Основными же, как говорит курс средней школы, являются текстообразующая, жанрообразующая и стилеобразующая функции.

Метафора "Золотые руки"Метафора «Золотые руки»

Иными словами, с помощью метафор можно придать тексту окраску, присущую какому-то отдельному жанру, стилю. Что касается текстообразующей функции, то существует мнение, согласно которому именно метафоры создают подтекст (содержательно-подтекстовую информацию) любого произведения.

Метафора "Серебряные волосы"Метафора «Серебряные волосы»

В разных контекстах метафоры могут нести различные функции. Например, в поэтических текстах они чаще всего несут функцию эстетическую. Метафора должна украшать текст и создавать художественный образ. В научных текстах метафоры могут иметь эвристическое (познавательное) значение. Это помогает описать, осмыслить новый объект исследования через знания об известных, уже описанных объектах.

Метафора "Осень жизни"Метафора «Осень жизни»

В последнее время в лингвистике выделяют также политическую метафору (некоторые исследователи выделяют эту функцию метафоры отдельно), которая призвана придать высказываниям двусмысленность, завуалировать острые и спорные моменты, «минимизируя отвественность говорящего за возможную буквальную интерпретацию его слов адресатом» (И.М. Кобозева, 2001). Появляется новая, манипулятивная функция метафоры. Так развивается язык и наука о нём.

Как создать метафору?

Чтобы создать метафорическое выражение, нужно найти у предметов точки сравнения или сопоставления. Вот так всё просто. Например, берём предмет «заря». С чем бы его сравнить? Заря алая, яркая, горит… Сравним-ка мы её с огнём! И получится то, что делали миллионы писателей до нас: «огонь зари», «горит восход», «пожар разгорался на востоке». Действительно, это намного интереснее, чем просто написать «всходило солнце».

Метафора «Горит восход»

На самом деле, писатели и поэты тратят часы, чтобы найти удачную метафору: меткую, образную, цельную. Не случайно мы так восхищаемся работами классиков литературы. Например, возьмём известное стихотворение Фета:

Дул север. Плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.

Или другое — Лермонтова:

Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах.

Как видно, в обоих четверостишиях не просто повествуется о каком-то явлении или человеке, а создаётся его объёмный, яркий образ, воплощающий мысль автора, передающий её красочно и художественно.

Метафора "Плакала трава"Метафора «Плакала трава»

Так вот для чего нужны метафоры — для создания образов! Метафорами мы не просто украшаем речь, а создаём картинку для слушателя или читателя. Представьте речь без метафор как карандашный набросок, а обогащённую выразительными средствами — как объёмное изображение, и вы поймёте смысл метафоры.

Какие бывают метафоры?

В современном языкознании различают два вида метафор: диафору и эпифору.

Диафора (резкая метафора) — это метафора, в которой объединяются очень контрастные понятия. В таких метафорах ясно заметна фигуральность, они являются более образными. Само слово на древнегреческом обозначает «спор».

Метафора "Цветок Луны"Метафора «Цветок Луны»

Примеры диафоры: “цветок луны”, “медоточивые уста”, “лить бальзам на душу”. Видно, что понятия для сравнения взяты из разных сфер, поэтому такие высказывания нельзя воспринимать буквально, но в контексте произведения их смысл станет ясным, добавив тексту выразительности и красоты.

Эпифора (стёртая метафора) — это привычное выражение, часто клишированное, которое мы уже не всегда воспринимаем как метафорическое. Например: “лес рук”, “как по маслу”, “прирасти к месту”.

Метафора "Лес рук"Метафора «Лес рук»

К эпифоре близка метафора-формула — ещё более стереотипная конструкция, которую уже вряд ли возможно сделать нефигуральной. Примеры: “ручка двери”, “носок ботинка”, “еловая лапа”. Метафоры также различаются по составу на развёрнутые и простые:

Простые метафоры состоят из одного слова, использованного в переносном значении, или фразеологизма: “сводить концы с концами”, “твои глаза — океан”.

Метафора "Твои глаза — океан"Метафора «Твои глаза — океан»

Развёрнутые метафоры — это целые фразы или даже абзацы, в которых одна метафора влечёт за собой целую цепочку других, связанных друг с другом по смыслу. Эти примеры можно найти в любом произведении классиков. Например, всем известные с детства строчки стихотворения: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком…»

Другие тропы, которые относятся к метафорическим

К метафорическим относят тропы, в которых используется перенос смысла с одного слова на другое.

Гипербола (преувеличение): “я в сотый раз повторяю”, “миллионы человек не могут ошибаться”. Это именно те случаи, когда для усиления послания мы прибегаем к намеренному преувеличению масштабов. Мы не считали, действительно ли что-то говорим в сотый или всего лишь в десятый раз, но использование большого числа делает наше послание как будто более веским.

Метафора "Этот дом похож на замок"Метафора «Этот дом похож на замок»

Простое сравнение: “этот дом похож на замок”. Мы видим перед собой просто дом, который просто похож на замок.

Олицетворение: “луна скромно сбежала за тучку”. Заведомо неодушевлённый предмет (луну) мы наделяем человеческими качествами (скромность) и приписываем человеческое поведение (сбежала). На этом приёме основано огромное количество детских сказок со всеми их Михаилами Иванычами, Лисичками-сестричками и Зайками-побегайками.

Метафора "Луна скромно сбежала за тучку"Метафора «Луна скромно сбежала за тучку»

Синекдоха: “вся маршрутка упала со смеху”. Этот приём сродни гиперболе. Он приписывает части свойства целого. Его любят авторы многочисленных сетевых историй — приведённый здесь пример, думаю, вы видели не раз. Так же синекдохой называют противоположный приём — перенос названия с частного на общее. Его часто можно узнать по использованию единственного числа вместо множественного, например, «советский солдат победоносно возвращается с войны» или «среднестатистический человек тратит 8 часов в день на сон». Этот приём любим журналистами и публицистами.

Метафора "Советский солдат победоносно возвращается с войны"Метафора «Советский солдат победоносно возвращается с войны»

Иногда к метафорическим тропам относят и аллегорию. Многие учёные не соглашаются с этим, относя её в отдельную категорию. Тем не менее, мы можем тут упомянуть о ней, потому что аллегория — это тоже представление одного понятия через другое. Но аллегория более всеобъемлюща, так например, на ней строится почти вся мифология. Аллегория — это представление понятия или идеи через определённый художественный образ. Все древние боги по сути — аллегории. Гром и молнии — это Перун, Зевс, Юпитер; война — Арес, любовь — Афродита, солнце — Ярило и так далее. Многие произведения являются аллегориями. Например, многие учёные верят, что Библия и Коран — это чистые аллегории, которые нельзя воспринимать буквально.

24smi.org

Рождение метафоры. 5-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Метафора не украшение, не побрякушка — она мощнейшее средство, позволяющее поэту  выразить свою жизненную философию.
Е.Эткинд

Цели урока:

  • активизировать имеющиеся у учащихся знания о средствах выразительности речи;
  • организовать деятельность учащихся по узнаванию метафор в поэтическом тексте;
  • показать красоту и выразительные возможности этого тропа;
  • организовать творческую деятельность по созданию учениками метафоры.

Перед уроком раздаём буклеты (Приложение 2), в которых ребята будут вести записи.

Ребята, вы любите праздники? А день рождения это праздник? Давайте мы с вами тоже устроим праздник. А называться он будет «Рождение метафоры». Для начала давайте украсим наш класс. (Выпускаются шары, которые дети заберут по окончании урока).

Ребята, кто умеет пользоваться Интернетом? Найди, пожалуйста, загадки про ромашку. Ну а мы с вами займёмся не менее интересным делом. Любите отгадывать загадки?

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи.
(Подсолнечник)

Среди двора стоит копна,
спереди вилы, сзади метла
(Корова)

В уголке живёт,
Пряжу прядёт,
Тоньше его пряжи —
Не найдёшь в продаже.
(Паук и паутина)

Маленький шарик
Под лавкой шарит.
(Мышь)

Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.

(Берёзы)

Стоит лепёшка
На одной ножке,
Кто мимо не пройдёт,
Всяк поклон отдаёт.
(Гриб)

Ребята, а как создаются загадки?

Человек наблюдает окружающий его мир, внимательно присматривается к отдельным предметам и замечает сходство между ними. На основе этого сходства строится сравнение. А что такое сравнение?

Запись в тетради

Сравнение — сопоставление двух предметов на основе общего признака.

Ребята, а с чем можно сравнить ромашку? (солнышко, яйцо, колесо:)

Вы помните загадки про ромашку? Давайте посмотрим, что у нас есть в Интернете.

(Чтение загадок)

Скажите, а в какой-нибудь загадке сказано, что ромашка похожа на солнышко или колесо? Но здесь ведь явно есть сравнение, но оно скрытое. Скрытое сравнение в литературоведении называется метафорой.

В результате сравнения рождается метафора.

Запись в тетради

Метафора — перенос признаков, свойств одного предмета на другой по принципу сходства (скрытое сравнение).

И в сравнении и в метафоре — сходство.

Чем же отличается метафора от сравнения?

Самое простое отличие продемонстрировано на этом примере:

Лес точно терем расписной.

Лес — терем расписной.

Но чаще всего метафора рождается так:

  1. Метафора — скрытое сравнение. Значит, совмещаем и скрываем основание. Получается метафора — костёр рябины. (В саду горит костёр рябины красной. Есенин). (Далее работа в парах)
  2. Зелёная листва, как огонь, на деревьях шевелится. — Зелёный огонь шевелится на деревьях. (Люблю, когда на деревах/ Огонь зелёный шевелится. Есенин)
  3. За окном слышался звук дождя, как будто тихая мелодия. — Слышалась мелодия дождя. (И дождь забарабанил невпопад/ по клавишам, и вся клавиатура/ пойдёт плясать под музыку дождя: Ю.Левитанский)
  4. Осень роняет жёлтые, как золото, листья. — Осень роняет золото листьев.
  5. Золотые листья, как слёзы, падают на землю. - Листья золотыми слезами падают на землю. (И золотеющая осень/ Листвою плачет на песок. Есенин)
  6. Ручей своим движением напоминает бегущего человека. — Ручей весело бежит.
  7. Сильный ветер издаёт звук, похожий на стон. - Ветер стонет. (Стонет ветер,/ Протяжен и глух: Есенин)
  8. Дождь своим движением напоминает пляшущего человека. — Дождь проплясал. (Проплясал, проплакал дождь весенний: Есенин).

В последних примерах мы сравнивали с человеком. Этот приём — разновидность метафоры, и называется он олицетворением.

Запись в тетрадь:

Олицетворение — перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Метафоры, сравнения, олицетворения — тропы. Троп — употребление слова или выражения в переносном значении.

В основе метафоры лежит сравнение. Значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то.

Что значит сравнить?

Часто поэты используют для создания образа явления природы. Мы все помним первый дождь, который вызывает у нас массу чувств. Давайте попробуем свои силы в создании образов, используя это явление.

Природное явление дождь. С чем его можно сравнить, на что он похож?

Например, дождь у меня ассоциируется с нитями. А у вас? (Горошины, слёзы, ходули, мокрая грива, дробь:)

:дождь, точно горошины,:

:дождь, как будто нити,:

:дождь, что ходули,:

:дождь, как слёзы,:

:дождь, как барабанная дробь,:

Теперь попробуйте составить метафору или загадку, используя ассоциации.

Самостоятельная работа под звук дождя.

Зачитать. Лучшие записать.

Кто закончит раньше, выполняет тест на ноутбуке (или слабый ученик). (Смотри Презентацию 2)

Трудно? Но интересно. Создать хорошую метафору очень трудно, еще Аристотель говорил, что метафора — это отличительный признак гения. Значит, сегодня мы прикоснулись с вами к гениальному.

А сейчас послушайте, каким увидели дождь художники слова.

1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)

2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив. (В. Луговской)

3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)

4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)

Вопрос

Ребята, а где живёт метафора? Где мы её можем встретить?

В художественной речи. И даже в обычной, повседневной речи: идёт дождь, ножка стола.

Д/З: используя метафору, придумать загадку про дождь.

Гимнастика для глаз.

Лото. (Приложение 1)

На парты каждому ученику раздаются карточки (Смотри Приложение 1), а учитель достаёт из мешочка бочонки с номерами.

  1. Первый снег опушил у деревьев ресницы.
  2. Как дерево роняет тихо листья,/ Так я роняю грустные слова.
  3. Серебряные солнышки пуговиц.
  4. Объясните созданный автором образ: «Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек»
  5. О красном вечере задумалась дорога.
  6. Сравнение
  7. Продолжите сравнение. «Сильный порыв ветра — и шалаш разлетелся, как :»
  8. Утром ветерок поднялся к облакам и осторожно сдул последние огоньки мигающих звёзд.
  9. Скоро осень проснётся и заплачет спросонья.
  10. Метафора
  11. Объясните созданный автором образ: «Пляшет ветер по равнинам,/ Рыжий ласковый ослёнок»
  12. На небе задумчиво замерли серые облака.
  13. Олицетворение
  14. Над морем одна за другой вспыхивали звёздочки, словно золотые украшения южного неба.
  15. С неба неустанно сыпались капельки дождя и стучали по листве, что напоминало: (печальную песню).
  16. В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть.
  17. Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.
  18. Горит восток зарёю новой.
  19. Продолжите сравнение: «Вода от лунного света поблёскивала, словно:»
  20. Камыши, склонясь, шепталися.
  21. Объясните созданный автором образ: «Плюйся, ветер, охапками листьев».
  22. Объясните созданный автором образ: «На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра»
  23. Продолжите сравнение: «И росинки серебристые, словно:, осыпалися»
  24. «Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи»
  25. Музыка дождя.
  26. Тихие дожди листвы шуршат под холодным солнцем.
  27. Зелёный шёлк травы.
  28. А месяц будет плыть и плыть, роняя вёсла по озёрам:

Записать наиболее понравившуюся метафору.

Надеюсь, вы теперь безошибочно будете находить метафоры, использовать их в своей речи.

Вот и подошёл наш урок к концу. Получился праздник? Но какой же праздник без угощения?! (Раздать конфеты)

urok.1sept.ru

Что такое метафора? Скажите простыми словами можно и с примерами

образное мышление метафорично, метафора это сравнение, но на более образном уровне. Золотое яблоко — солнце

Иносказание. Пример: Верблюд — «корабль пустыни» 🙂

крылатое выражение

антипод метонимии

Или например: Корабль — верблюд океана :))

Метафора — это скрытое сравнение. Что это значит? В сравнении что-то сравнивается с чем-то, например: нам, как аппендицит, поудаляли стыд (т. е. сравнение вводится союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО и т. д.) , а метафора одной части сравнения не имеет, она скрыта, например: висит груша — нельзя скушать. Метафора — ГРУША (под грушей подразумевается лампочка, потому что она похожа на грушу формой и цветом) Итак, метафора — это слово в переносном значении, которое имеет что-то общее со сравниваемым предметом. Примеры: Били копыта по клавишам мёрзлым (Здесь метафора — клавиши. Под ними подразумевается, конечно, брусчатка. Здесь сравнение по форме) ) В саду горит костёр рябины рябины красной (Костёр — куст с листьями красного цвета. Сравнение по форме и цвету)

touch.otvet.mail.ru

Метафора. Примеры от простого к сложному :: SYL.ru

Один из самых сильных литературных тропов – это метафора. Примеры ее мы видим повсюду и даже сами говорим метафорами, часто не замечая этого. Только с ее помощью в одном маленьком стихотворении можно поместить целый роман, а в одном предложении – жизнь. Как песок сквозь пальцы, убегают годы… Все представляют, что это такое – теплый, золотистый, шелковый песок. Как он неудержимо бежит сквозь пальцы, как его струя становится то тоньше, то толще. Ощущений в связи с этим – масса. А если теперь представить что этот песок – годы, которые человек уже прожил, то чем старше он, тем ярче для него это сравнение. Колоссальную силу воздействия имеет метафора. Это примеры безграничных возможностей сплава мысли и языка.

Суть метафоры

метафора примерыМетафора основывается на принципе схожести или контраста. Конечно, это не сравнение, а лишь подобие и некая ассоциация. Про скрытое сравнение в метафоре говорят, только чтобы облегчить понимание ее сути. Но ведь в сравнении обязательно присутствует два понятия, также в нем есть сравнительные союзы, а метафора примеры для создания образа лишь дает наброском: воображение человека должно показать объемную картину (и у каждого она может быть своя).

Простые метафоры

метафора это примеры

Простые метафоры бывают замкнутыми и незамкнутыми. В первом случае дается четкое указание на объект, который дополнит субъект восприятия какой-то образностью. Можно вспомнить есенинскую метафору о ситце неба. Небо – это как раз тот субъект, который дополняется объектом «ситец», а уж перед глазами у каждого свое ситцевое небо. Незамкнутая метафора подразумевает отсутствие субъекта, он и так понятен и, опять же, будет индивидуален. Если воспользоваться метафорой Максима Горького «золотистые свечи сосен», то все сразу поймут, что речь идет о сосновых стволах. А еще есть и «бывшие» метафоры — те, которые стали настолько общеупотребительными, даже бытовыми, что уже не способны вызвать какой-то волнующий образ. Это «стертая» метафора, примеры которой повсюду: кого сейчас удивишь бисерным почерком или игольным ушком?

Метафорический образ

метафора примеры из литературыМетафора может быть развернутой и составлять целое стихотворение или текст, в котором с помощью подобия создается цельный, индивидуальный образ восприятия жизни или событий. Как правило, это авторская метафора, примеры из литературы яркое тому подтверждение. Нет ни одного классика художественного слова, у которого бы не встретился этот замечательный троп. Метафорическими образами предстают у них и дорога, и жизнь, и время, и чувства. Именно эти субъекты в текстах не называются, но при восприятии создаются только их образы. Так, у Пушкина в «Телеге жизни» субъект «жизнь» упоминается только в заглавии, но потом на протяжении всего стихотворения предстает только образ жизни в понимании лирического героя.

Ожившая метафора

Метафора способна и на метаморфозы, то есть на употребление в первоначальном смысле. Такую ее особенность называют реализацией. Но, что самое удивительное, троп при этом не лишается своей образности, наоборот, метафора, примеры которой встречаются у Владимира Маяковского, обретает новый оттенок звучания, становится сатирической. В стихотворении «Прозаседавшиеся» удивительно реализуется общеупотребительная метафора, которую все говорят, когда накапливается много дел: «разрываюсь на части». Вот автор и описывает, что на одном заседании сидят половины людей, потому что им приходится разрываться от такого количества собраний, значит, другие половины в это время на другом совещании решают другие проблемы.

www.syl.ru

Чем метафора отличается от олицетворения? Примеры

Метафора отли­ча­ет­ся от оли­це­тво­ре­ния слож­но­стью сво­ей струк­ту­ры и мно­го­знач­но­стью создан­но­го обра­за на осно­ве пере­нос­но­го зна­че­ния сло­ва.

Чтобы понять, чем отли­ча­ет­ся мета­фо­ра от оли­це­тво­ре­ния, вспом­ним, что обо­зна­ча­ют эти лите­ра­ту­ро­вед­че­ские тер­ми­ны, как они воз­ни­ка­ют в худо­же­ствен­ной речи.

Метафора — образное выражение

Современной линг­ви­сти­че­ской нау­ке извест­но мно­же­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. Одним из них явля­ет­ся мета­фо­ра. Метафора — это фор­ма поэ­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, образ­ный обо­рот речи, как и сле­ду­ю­щие тро­пы:

и т. п.

Метафора — это образ­ное сло­во или выра­же­ние, осно­ван­ное на сопо­став­ле­нии пред­ме­та с новым пред­ме­том или явле­ни­ем на осно­ве их сход­ства в чем-либо.

Например:

  • заря жиз­ни;
  • воро­бьи­ная прыть;
  • камен­ное лицо

Метафора это, что такое метафора, метафора определение

Метафора это, что такое метафора, метафора определение

Олицетворение — прием в литературе

Часто писа­те­ли и поэты при­бе­га­ют к одной из раз­но­вид­но­стей мета­фо­ры — оли­це­тво­ре­нию, что­бы создать ёмкий и яркий образ при­ро­ды или явле­ния. Художники сло­ва наде­ля­ют нежи­вые пред­ме­ты свой­ства­ми и каче­ства­ми чело­ве­ка. Так воз­ни­ка­ет оли­це­тво­ре­ние. Предметы оста­ют­ся нежи­вы­ми, но у них появ­ля­ют­ся чело­ве­че­ские каче­ства. Явления или пред­ме­ты, живот­ные, пти­цы ведут себя как люди: раз­го­ва­ри­ва­ют, дума­ют, печа­лят­ся или раду­ют­ся.

Могучий день при­шел. Деревья вста­ли пря­мо,
Вздохнули листья. В дере­вян­ных жилах
Вода зака­па­ла.

Н. Заболоцкий. Утренняя пес­ня.

Олицетворение — лите­ра­тур­ный при­ем, осно­ван­ный на том, что чело­ве­че­ские каче­ства, свой­ства, осо­бен­но­сти пове­де­ния при­пи­сы­ва­ют­ся неоду­шев­лен­ным пред­ме­там.

Определение олицетворения

Определение олицетворения

Метафора и оли­це­тво­ре­ние — это тро­пы, кото­рые исполь­зу­ют­ся в худо­же­ствен­ной речи. Тем не менее это раз­ные образ­ные средcтва. Как их отли­чить друг от дру­га? Какие основ­ные отли­чия мета­фо­ры от оли­це­тво­ре­ния?

Отличие метафоры от олицетворения

1. Метафора воз­ни­ка­ет на осно­ве схо­же­сти в чем-либо одно­го нежи­во­го пред­ме­та с дру­гим.

Олицетворение же, напро­тив, созда­ет­ся путем наде­ле­ния изна­чаль­но нежи­во­го пред­ме­та каче­ства­ми живо­го. Этот троп при­ме­ня­ет­ся в образ­ном опи­са­нии при­ро­ды с помо­щью при­да­ния ей чело­ве­че­ских свойств или дей­ствий, напри­мер:

Летний вечер  тих и ясен;
Посмотри, как дрем­лют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки бле­стят изви­вы.

А. А. Фет

2. Метафора — это нена­зван­ное срав­не­ние одно­го пред­ме­та с дру­гим. Этот троп не оформ­ля­ет­ся с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов «точ­но», «как», «слов­но», «буд­то», но мета­фо­ру с их помо­щью мож­но лег­ко пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот:

  • камен­ное лицо — лицо застыв­шее, как камень;
  • сол­неч­ная улыб­ка — яркая улыб­ка, как солн­це.

3. Метафора не ука­зы­ва­ет кон­крет­но на пред­мет, на осно­ве ассо­ци­а­тив­ных свя­зей с кото­рым воз­ни­ка­ет худо­же­ствен­ный образ.

Возникновение оли­це­тво­ре­ния все­гда понят­но и про­зрач­но:

  • небо сме­ет­ся — ребе­нок сме­ет­ся;
  • буря воет — волк воет;
  • непо­го­да злит­ся — чело­век злит­ся.

4. Метафора глу­бо­ка, мно­го­знач­на и слож­на по сво­ей струк­ту­ре. Часто содер­жа­ние мета­фо­ры пони­ма­ет­ся по-разному в зави­си­мо­сти от субъ­ек­тив­но­го под­хо­да к ней.

Олицетворение же одно­знач­но.

И гре­зит пруд, и дрем­лет тополь сон­ный,
Вдоль туч сколь­зя вер­ши­ной заост­рен­ной,
Где воз­дух, свет и думы — заод­но,
И грудь дро­жит от стра­сти неми­ну­чей.
И вет­кою все про­сит­ся паху­чей
Акация в рас­кры­тое окно!

А. А. Фет. Знакомке с юга.

Олицетворение может быть состав­ля­ю­щей частью мета­фо­ры. Например, чита­ем у поэтес­сы Анны Ахматовой:

И корот­кую пес­ню раз­лу­ки паро­воз­ные пели гуд­ки.

russkiiyazyk.ru

Чем метафора отличается от сравнения. Примеры

Метафора и срав­не­ние, осно­ван­ные на сопо­став­ле­нии пред­ме­тов, име­ют ряд отли­чий как образ­ные сред­ства язы­ка — троп и сти­ли­сти­че­ская фигу­ра. Выясним, чем мета­фо­ра отли­ча­ет­ся от срав­не­ния.

В язы­ке про­из­ве­де­ний рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры очень рас­про­стра­не­ны мета­фо­ры и срав­не­ния, чем отли­ча­ет­ся худо­же­ствен­ный стиль от дру­гих сти­лей речи. Оба сред­ства образ­но­сти речи, мета­фо­ра и срав­не­ние, име­ет неко­то­рое сход­ство, так как осно­ва­ны на сопо­став­ле­нии при­зна­ков пред­ме­тов или явле­ний. Проанализировав, что вклю­ча­ют в себя эти линг­ви­сти­че­ские тер­ми­ны, опре­де­лим основ­ные отли­чия мета­фо­ры от срав­не­ния.

Метафора в художественной речи

Для уси­ле­ния образ­но­сти речи худож­ни­ки сло­ва широ­ко исполь­зу­ют такой образ­ный обо­рот речи, как мета­фо­ра.

Метафора — это троп, кото­рый осно­вы­ва­ет­ся на сопо­став­ле­нии при­зна­ков пред­ме­тов или явле­ний пр прин­ци­пу схо­же­сти в чем-то (раз­ме­ра, про­тя­жен­но­сти, фор­мы, рас­по­ло­же­ния в про­стран­стве, функ­ции и др.).

Метафора это, что такое метафора, метафора определение

Метафора это, что такое метафора, метафора определение

В резуль­та­те исполь­зо­ва­ния мета­фо­ры воз­ни­ка­ет пере­нос­ное зна­че­ние сло­ва. Можно утвер­ждать, что семан­ти­ка сло­ва за счет это­го рас­ши­ря­ет­ся, ведь к основ­но­му зна­че­нию лек­се­мы добав­ля­ет­ся пере­нос­ное, мета­фо­ри­че­ское зна­че­ние, напри­мер:

золо­той харак­тер — харак­тер, как золо­то.

Сквозь язы­ко­вую приз­му пере­осмыс­ле­ния зна­че­ния сло­ва воз­ни­ка­ет этот троп, кото­рый осно­вы­ва­ет­ся на срав­не­нии, сопо­став­ле­нии ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­нии общих их при­зна­ков:

  • желез­ный гвоздь — желез­ная воля;
  • брон­зо­вый под­свеч­ник — брон­зо­вый загар;
  • бога­тыр­ское тело­сло­же­ние — бога­тыр­ское здо­ро­вье.

Метафора — это все­гда срав­не­ние, но не явное, а скры­тое, кото­рое мож­но раз­вер­нуть и пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот:

  • бога­тыр­ское здо­ро­вье — у него отлич­ное здо­ро­вье, как у насто­я­ще­го бога­ты­ря;
  • зер­ка­ло озе­ра — гладь озе­ра засты­ла, как насто­я­щее зер­ка­ло.

Сравнение — стилистическая фигура речи

Сравнение отно­сят к фигу­рам речи — сти­ли­сти­че­ским или рито­ри­че­ским обо­ро­там, высту­па­ю­щим в каче­стве образно-выразительных и уси­ли­тель­ных средств язы­ка. Одной из самых рас­про­стра­нен­ных фигур речи явля­ет­ся срав­не­ние.

Сравнение — это сти­ли­сти­че­ский при­ем, осно­ван­ный на образ­ном сопо­став­ле­нии двух пред­ме­тов, явле­ний или состо­я­ний души чело­ве­ка, при­ро­ды и пр.

Что такое сравнение

Что такое сравнение

При срав­не­нии опре­де­лен­ный пред­мет или явле­ние непо­сред­ствен­но срав­ни­ва­ет­ся с дру­гой реа­ли­ей дей­стви­тель­но­сти. При этом часто упо­треб­ля­ют­ся срав­ни­тель­ные сою­зы «как», «слов­но», «буд­то», «точ­но», что» и пр. В таком слу­чае срав­не­ние син­так­си­че­ски оформ­ля­ет­ся в виде срав­ни­тель­но­го обо­ро­та.

На небе ярко сверк­ну­ла, как живой глаз, пер­вая звез­доч­ка, и в окнах домов замель­ка­ли огонь­ки (И. Гончаров).

Отличие метафоры от сравнения

Выяснив зна­че­ние линг­ви­сти­че­ских тер­ми­нов «срав­не­ние» и «мета­фо­ра», мож­но сде­лать неко­то­рые выво­ды об их отли­чии.

1. Это раз­ные язы­ко­вые сред­ства выра­зи­тель­но­сти:

  • мета­фо­ра — это троп;
  • срав­не­ние — сти­ли­сти­че­ская фигу­ра.

2. Оба образ­ных сред­ства выра­зи­тель­но­сти речи осно­вы­ва­ют­ся на сопо­став­ле­нии черт, при­зна­ков, свойств  или состо­я­ний пред­ме­тов, но

  • срав­не­ние выра­жа­ет­ся явно, пря­мо ука­зы­вая на сход­ство в чем-то ана­ли­зи­ру­е­мых пред­ме­тов;
  • мета­фо­ра — это скры­тое, зашиф­ро­ван­ное, опо­сред­ство­ван­ное срав­не­ние.

3. Метафора созда­ет­ся на осно­ве пере­нос­но­го зна­че­ния сло­ва и рас­ши­ря­ет его лек­си­че­ское зна­че­ние. Сравнение сопо­став­ля­ет реаль­ные пред­ме­ты в их пря­мом зна­че­нии.

4. Метафора — это более широ­кое, глу­бо­кое и объ­ём­ное срав­не­ние в отли­чие от пря­мо­го срав­не­ния как фигу­ры речи, в кото­рой вопло­ща­ют­ся отдель­ные, ино­гда слу­чай­ные при­зна­ки двух пред­ме­тов. Сравнение может быть состав­ля­ю­щим эле­мен­том раз­вер­ну­той мета­фо­ры.

5. Различается язы­ко­вое оформ­ле­ние мета­фор и срав­не­ний. Сравнение часто тре­бу­ет ввод­ных слов в виде сою­зов, слов «напо­ми­на­ет»«похо­жий», «подо­бен» и пр. или оформ­ля­ет­ся фор­мой  тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го:

Её пыш­ные воло­сы лег­ли на пле­чи, точ­но китай­ский шёлк.

Это дерев­це похо­же на куд­ря­вую шеве­лю­ру.

В этой ком­па­нии она чув­ству­ет себя бед­ной Золушкой.

russkiiyazyk.ru

Что такое метафора примеры?

Выражения вида «метафорически говоря» и «в переносном смысле» употребляются в русском языке достаточно часто, но какое именно значение люди обычно вкладывают в слово «метафора», и насколько оно совпадает с принятым в филологии?

Метафора – разновидность тропа. Для того чтобы дать определение слову «метафора», вначале стоит разобраться с более общим понятием – «троп». Итак, под тропом понимается речевая конструкция, используемая в переносном значении. Тропы предназначены для усиления образности речи, придания ей дополнительной художественной окраски.

Не стоит думать, что тропы встречаются только в художественной литературе – повседневные разговоры тоже содержат в себе тропы, пусть даже собеседники и не отдают себе отчета в их использовании.   Метафору считают одним из трех основных тропов, наряду с синекдохой и метонимией.

Более того, некоторые исследователи полагают, что метафора, по сути, является первичным тропом, а остальные – просто его разновидностями. Согласно классическому определению, метафора – это слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле, а его основой является сравнение одного предмета или явления с другим с опорой на некий общий признак.

Проще говоря, метафора – это скрытая аналогия. Например, выражение «глаза как звезды» — это сравнение, в то время как «звезды глаз» — метафора. Виды метафор Традиционно выделяется два вида метафор: диафора или резкая метафора, и эпифора – так называемая «стертая» метафора.

Под резкой метафорой понимается троп, который соединяет далеко отстоящие друг от друга по смыслу понятия или явления для создания контраста. «Музыка волн», к примеру, является как раз диафорой. Что же касается стертой метафоры, то здесь речь идет о выражении, настолько устоявшемся в языке, что оно вообще не воспринимается в переносном смысле.

Например, «время тянулось», «ножка стола», «носик чайника» — это метафоры, но они привычны до такой степени, что кажутся прямыми значениями. Существует простой способ определить стертую метафору: нужно попробовать перевести выражение на другой язык. Если в результате получится бессмыслица, значит речь идет именно об эпифоре.

Прокомментируйте, пожалуйста, вопрос:

Какие метафоры встречались Вам и запомнились? → Ответить

ctoetotakoe.ru

Оставьте комментарий