Метафора: примеры и виды — 24СМИ
В литературном языке, как, впрочем, и в разговорном, мы часто используем разнообразные фигуры речи, подчас даже сами того не осознавая. Мало кто думает: «Хм, а вот вверну-ка я сейчас такую метафору…» Но иногда очень полезно знать, уметь находить в чужой речи и употреблять в собственной разные художественные элементы. Это разнообразит речь, делает её более живой, насыщенной, приятной на слух и своеобразной. Из этой статьи вы узнаете об одном из самых распространённых тропов речи — метафоре.
Троп
Сперва давайте разберёмся, о чём вообще идёт речь. Что это за тропы и куда они ведут?
Троп (от греческого τρόπος — оборот) — это слово или выражение, которое используется в переносном значении, чтобы усилить, разнообразить речь. Не будь тропов, наша речь была бы похожа на словарную статью или, ещё хуже, на какие-нибудь нормативные акты.
Вот в этих случаях тропы не используются вообще, потому что законы, словари, всякие инструкции, дела и справки должны быть не образными, а как можно более конкретными, не допускающими разночтений. Во всех остальных случаях: в разговоре, в литературе, в публицистике, авторы насыщают речь разнообразными тропами и фигурами. Это делает речь более художественной, выразительной, интересной, насыщенной.
К тропам относятся такие приёмы, как метафора — мы подробно расскажем про неё ниже, а также метонимия, эпитет, гипербола, сравнение, эвфемизм и так далее.
Метафора
Итак, перейдём ближе к теме. Концепция метафоры дана ещё Аристотелем, а это было довольно-таки давно. Тогда и зародились лексикология и филология. И большинство терминов заимствованы в современный русский язык именно из древнегреческого.
АристотельАристотель определял метафору как «сравнение неназванного предмета с другим на основании какого-то общего признака». А само слово μεταφορά с древнегреческого переводится как «переносное значение». Чтобы вам сразу стало понятно, вот пример, который наверняка знаком всем:
Простой, как валенок (как три рубля, как тапочки).
Это и есть та самая метафора. Но вернёмся к Аристотелю. Он вообще понимал всё искусство как «подражание жизни». То есть, как одну большую, ёмкую метафору. Позднее другие учёные сузили это огромное понятие, выделив в отдельные категории гиперболу (преувеличение), синекдоху (соотношение), простое сравнение и некоторые другие тропы.
Функции метафоры
Учёным-лексикологам нужно не просто определить понятие. Им нужно ещё подробно описать, какие функции оно выполняет, с какой целью употребляется и существует. В своём исследовании в 1992 году В.К. Харченко выделил целых 15 (!) функций метафоры. Основными же, как говорит курс средней школы, являются текстообразующая, жанрообразующая и стилеобразующая функции.
Метафора «Золотые руки»Иными словами, с помощью метафор можно придать тексту окраску, присущую какому-то отдельному жанру, стилю. Что касается текстообразующей функции, то существует мнение, согласно которому именно метафоры создают подтекст (содержательно-подтекстовую информацию) любого произведения.
Метафора «Серебряные волосы»В разных контекстах метафоры могут нести различные функции. Например, в поэтических текстах они чаще всего несут функцию эстетическую. Метафора должна украшать текст и создавать художественный образ. В научных текстах метафоры могут иметь эвристическое (познавательное) значение. Это помогает описать, осмыслить новый объект исследования через знания об известных, уже описанных объектах.
Метафора «Осень жизни»В последнее время в лингвистике выделяют также политическую метафору (некоторые исследователи выделяют эту функцию метафоры отдельно), которая призвана придать высказываниям двусмысленность, завуалировать острые и спорные моменты, «минимизируя отвественность говорящего за возможную буквальную интерпретацию его слов адресатом» (И.М. Кобозева, 2001). Появляется новая, манипулятивная функция метафоры. Так развивается язык и наука о нём.
Как создать метафору?
Чтобы создать метафорическое выражение, нужно найти у предметов точки сравнения или сопоставления. Вот так всё просто. Например, берём предмет «заря». С чем бы его сравнить? Заря алая, яркая, горит… Сравним-ка мы её с огнём! И получится то, что делали миллионы писателей до нас: «огонь зари», «горит восход», «пожар разгорался на востоке». Действительно, это намного интереснее, чем просто написать «всходило солнце».
Метафора «Горит восход»На самом деле, писатели и поэты тратят часы, чтобы найти удачную метафору: меткую, образную, цельную. Не случайно мы так восхищаемся работами классиков литературы. Например, возьмём известное стихотворение Фета:
Дул север. Плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.
Или другое — Лермонтова:
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах.
Как видно, в обоих четверостишиях не просто повествуется о каком-то явлении или человеке, а создаётся его объёмный, яркий образ, воплощающий мысль автора, передающий её красочно и художественно.
Метафора «Плакала трава»Так вот для чего нужны метафоры — для создания образов! Метафорами мы не просто украшаем речь, а создаём картинку для слушателя или читателя. Представьте речь без метафор как карандашный набросок, а обогащённую выразительными средствами — как объёмное изображение, и вы поймёте смысл метафоры.
Какие бывают метафоры?
В современном языкознании различают два вида метафор: диафору и эпифору.
Диафора (резкая метафора) — это метафора, в которой объединяются очень контрастные понятия. В таких метафорах ясно заметна фигуральность, они являются более образными. Само слово на древнегреческом обозначает «спор».
Метафора «Цветок Луны»Примеры диафоры: “цветок луны”, “медоточивые уста”, “лить бальзам на душу”. Видно, что понятия для сравнения взяты из разных сфер, поэтому такие высказывания нельзя воспринимать буквально, но в контексте произведения их смысл станет ясным, добавив тексту выразительности и красоты.
Эпифора (стёртая метафора) — это привычное выражение, часто клишированное, которое мы уже не всегда воспринимаем как метафорическое. Например: “лес рук”, “как по маслу”, “прирасти к месту”.
Метафора «Лес рук»К эпифоре близка метафора-формула — ещё более стереотипная конструкция, которую уже вряд ли возможно сделать нефигуральной. Примеры: “ручка двери”, “носок ботинка”, “еловая лапа”. Метафоры также различаются по составу на развёрнутые и простые:
Простые метафоры состоят из одного слова, использованного в переносном значении, или фразеологизма: “сводить концы с концами”, “твои глаза — океан”.
Метафора «Твои глаза — океан»Развёрнутые метафоры — это целые фразы или даже абзацы, в которых одна метафора влечёт за собой целую цепочку других, связанных друг с другом по смыслу. Эти примеры можно найти в любом произведении классиков. Например, всем известные с детства строчки стихотворения: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком…»
Другие тропы, которые относятся к метафорическим
К метафорическим относят тропы, в которых используется перенос смысла с одного слова на другое.
Гипербола (преувеличение): “я в сотый раз повторяю”, “миллионы человек не могут ошибаться”. Это именно те случаи, когда для усиления послания мы прибегаем к намеренному преувеличению масштабов. Мы не считали, действительно ли что-то говорим в сотый или всего лишь в десятый раз, но использование большого числа делает наше послание как будто более веским.
Простое сравнение: “этот дом похож на замок”. Мы видим перед собой просто дом, который просто похож на замок.
Олицетворение: “луна скромно сбежала за тучку”. Заведомо неодушевлённый предмет (луну) мы наделяем человеческими качествами (скромность) и приписываем человеческое поведение (сбежала). На этом приёме основано огромное количество детских сказок со всеми их Михаилами Иванычами, Лисичками-сестричками и Зайками-побегайками.
Синекдоха: “вся маршрутка упала со смеху”. Этот приём сродни гиперболе. Он приписывает части свойства целого. Его любят авторы многочисленных сетевых историй — приведённый здесь пример, думаю, вы видели не раз. Так же синекдохой называют противоположный приём — перенос названия с частного на общее. Его часто можно узнать по использованию единственного числа вместо множественного, например, «советский солдат победоносно возвращается с войны» или «среднестатистический человек тратит 8 часов в день на сон». Этот приём любим журналистами и публицистами.
Иногда к метафорическим тропам относят и аллегорию. Многие учёные не соглашаются с этим, относя её в отдельную категорию. Тем не менее, мы можем тут упомянуть о ней, потому что аллегория — это тоже представление одного понятия через другое. Но аллегория более всеобъемлюща, так например, на ней строится почти вся мифология. Аллегория — это представление понятия или идеи через определённый художественный образ. Все древние боги по сути — аллегории. Гром и молнии — это Перун, Зевс, Юпитер; война — Арес, любовь — Афродита, солнце — Ярило и так далее. Многие произведения являются аллегориями. Например, многие учёные верят, что Библия и Коран — это чистые аллегории, которые нельзя воспринимать буквально.
24smi.org
Рождение метафоры. 5-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Метафора не украшение, не побрякушка — она мощнейшее средство, позволяющее поэту выразить свою жизненную философию.
Е.Эткинд
Цели урока:
- активизировать имеющиеся у учащихся знания о средствах выразительности речи;
- организовать деятельность учащихся по узнаванию метафор в поэтическом тексте;
- показать красоту и выразительные возможности этого тропа;
- организовать творческую деятельность по созданию учениками метафоры.
Перед уроком раздаём буклеты (Приложение 2), в которых ребята будут вести записи.
Ребята, вы любите праздники? А день рождения это праздник? Давайте мы с вами тоже устроим праздник. А называться он будет «Рождение метафоры». Для начала давайте украсим наш класс. (Выпускаются шары, которые дети заберут по окончании урока).
Ребята, кто умеет пользоваться Интернетом? Найди, пожалуйста, загадки про ромашку. Ну а мы с вами займёмся не менее интересным делом. Любите отгадывать загадки?
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи.
(Подсолнечник)
Среди двора стоит копна,
спереди вилы, сзади метла
(Корова)
В уголке живёт,
Пряжу прядёт,
Тоньше его пряжи —
Не найдёшь в продаже.
(Паук и паутина)
Маленький шарик
Под лавкой шарит.
(Мышь)
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.(Берёзы)
Стоит лепёшка
На одной ножке,
Кто мимо не пройдёт,
Всяк поклон отдаёт.
(Гриб)
Ребята, а как создаются загадки?
Человек наблюдает окружающий его мир, внимательно присматривается к отдельным предметам и замечает сходство между ними. На основе этого сходства строится сравнение. А что такое сравнение?
Запись в тетради
Сравнение — сопоставление двух предметов на основе общего признака.
Ребята, а с чем можно сравнить ромашку? (солнышко, яйцо, колесо:)
Вы помните загадки про ромашку? Давайте посмотрим, что у нас есть в Интернете.
(Чтение загадок)
Скажите, а в какой-нибудь загадке сказано, что ромашка похожа на солнышко или колесо? Но здесь ведь явно есть сравнение, но оно скрытое. Скрытое сравнение в литературоведении называется метафорой.
В результате сравнения рождается метафора.
Запись в тетради
Метафора — перенос признаков, свойств одного предмета на другой по принципу сходства (скрытое сравнение).
И в сравнении и в метафоре — сходство.
Чем же отличается метафора от сравнения?
Самое простое отличие продемонстрировано на этом примере:
Лес точно терем расписной.
Лес — терем расписной.
Но чаще всего метафора рождается так:
- Метафора — скрытое сравнение. Значит, совмещаем и скрываем основание. Получается метафора — костёр рябины. (В саду горит костёр рябины красной. Есенин). (Далее работа в парах)
- Зелёная листва, как огонь, на деревьях шевелится. — Зелёный огонь шевелится на деревьях. (Люблю, когда на деревах/ Огонь зелёный шевелится. Есенин)
- За окном слышался звук дождя, как будто тихая мелодия. — Слышалась мелодия дождя. (И дождь забарабанил невпопад/ по клавишам, и вся клавиатура/ пойдёт плясать под музыку дождя: Ю.Левитанский)
- Осень роняет жёлтые, как золото, листья. — Осень роняет золото листьев.
- Золотые листья, как слёзы, падают на землю. - Листья золотыми слезами падают на землю. (И золотеющая осень/ Листвою плачет на песок. Есенин)
- Ручей своим движением напоминает бегущего человека. — Ручей весело бежит.
- Сильный ветер издаёт звук, похожий на стон. - Ветер стонет. (Стонет ветер,/ Протяжен и глух: Есенин)
- Дождь своим движением напоминает пляшущего человека. — Дождь проплясал. (Проплясал, проплакал дождь весенний: Есенин).
В последних примерах мы сравнивали с человеком. Этот приём — разновидность метафоры, и называется он олицетворением.
Запись в тетрадь:
Олицетворение — перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
Метафоры, сравнения, олицетворения — тропы. Троп — употребление слова или выражения в переносном значении.
В основе метафоры лежит сравнение. Значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то.
Что значит сравнить?
Часто поэты используют для создания образа явления природы. Мы все помним первый дождь, который вызывает у нас массу чувств. Давайте попробуем свои силы в создании образов, используя это явление.
Природное явление дождь. С чем его можно сравнить, на что он похож?
Например, дождь у меня ассоциируется с нитями. А у вас? (Горошины, слёзы, ходули, мокрая грива, дробь:)
:дождь, точно горошины,:
:дождь, как будто нити,:
:дождь, что ходули,:
:дождь, как слёзы,:
:дождь, как барабанная дробь,:
Теперь попробуйте составить метафору или загадку, используя ассоциации.
Самостоятельная работа под звук дождя.
Зачитать. Лучшие записать.
Кто закончит раньше, выполняет тест на ноутбуке (или слабый ученик). (Смотри Презентацию 2)
Трудно? Но интересно. Создать хорошую метафору очень трудно, еще Аристотель говорил, что метафора — это отличительный признак гения. Значит, сегодня мы прикоснулись с вами к гениальному.
А сейчас послушайте, каким увидели дождь художники слова.
1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)
2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив. (В. Луговской)
3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)
4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)
Вопрос
Ребята, а где живёт метафора? Где мы её можем встретить?
В художественной речи. И даже в обычной, повседневной речи: идёт дождь, ножка стола.
Д/З: используя метафору, придумать загадку про дождь.
Гимнастика для глаз.
Лото. (Приложение 1)
На парты каждому ученику раздаются карточки (Смотри Приложение 1), а учитель достаёт из мешочка бочонки с номерами.
- Первый снег опушил у деревьев ресницы.
- Как дерево роняет тихо листья,/ Так я роняю грустные слова.
- Серебряные солнышки пуговиц.
- Объясните созданный автором образ: «Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек»
- О красном вечере задумалась дорога.
- Сравнение
- Продолжите сравнение. «Сильный порыв ветра — и шалаш разлетелся, как :»
- Утром ветерок поднялся к облакам и осторожно сдул последние огоньки мигающих звёзд.
- Скоро осень проснётся и заплачет спросонья.
- Метафора
- Объясните созданный автором образ: «Пляшет ветер по равнинам,/ Рыжий ласковый ослёнок»
- На небе задумчиво замерли серые облака.
- Олицетворение
- Над морем одна за другой вспыхивали звёздочки, словно золотые украшения южного неба.
- С неба неустанно сыпались капельки дождя и стучали по листве, что напоминало: (печальную песню).
- В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть.
- Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.
- Горит восток зарёю новой.
- Продолжите сравнение: «Вода от лунного света поблёскивала, словно:»
- Камыши, склонясь, шепталися.
- Объясните созданный автором образ: «Плюйся, ветер, охапками листьев».
- Объясните созданный автором образ: «На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра»
- Продолжите сравнение: «И росинки серебристые, словно:, осыпалися»
- «Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи»
- Музыка дождя.
- Тихие дожди листвы шуршат под холодным солнцем.
- Зелёный шёлк травы.
- А месяц будет плыть и плыть, роняя вёсла по озёрам:
Записать наиболее понравившуюся метафору.
Надеюсь, вы теперь безошибочно будете находить метафоры, использовать их в своей речи.
Вот и подошёл наш урок к концу. Получился праздник? Но какой же праздник без угощения?! (Раздать конфеты)
urok.1sept.ru
Что такое метафора? Скажите простыми словами можно и с примерами
образное мышление метафорично, метафора это сравнение, но на более образном уровне. Золотое яблоко — солнце
Иносказание. Пример: Верблюд — «корабль пустыни» 🙂
крылатое выражение
антипод метонимии
Или например: Корабль — верблюд океана :))
Метафора — это скрытое сравнение. Что это значит? В сравнении что-то сравнивается с чем-то, например: нам, как аппендицит, поудаляли стыд (т. е. сравнение вводится союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО и т. д.) , а метафора одной части сравнения не имеет, она скрыта, например: висит груша — нельзя скушать. Метафора — ГРУША (под грушей подразумевается лампочка, потому что она похожа на грушу формой и цветом) Итак, метафора — это слово в переносном значении, которое имеет что-то общее со сравниваемым предметом. Примеры: Били копыта по клавишам мёрзлым (Здесь метафора — клавиши. Под ними подразумевается, конечно, брусчатка. Здесь сравнение по форме) ) В саду горит костёр рябины рябины красной (Костёр — куст с листьями красного цвета. Сравнение по форме и цвету)
touch.otvet.mail.ru
Метафора. Примеры от простого к сложному :: SYL.ru
Один из самых сильных литературных тропов – это метафора. Примеры ее мы видим повсюду и даже сами говорим метафорами, часто не замечая этого. Только с ее помощью в одном маленьком стихотворении можно поместить целый роман, а в одном предложении – жизнь. Как песок сквозь пальцы, убегают годы… Все представляют, что это такое – теплый, золотистый, шелковый песок. Как он неудержимо бежит сквозь пальцы, как его струя становится то тоньше, то толще. Ощущений в связи с этим – масса. А если теперь представить что этот песок – годы, которые человек уже прожил, то чем старше он, тем ярче для него это сравнение. Колоссальную силу воздействия имеет метафора. Это примеры безграничных возможностей сплава мысли и языка.
Суть метафоры
Метафора основывается на принципе схожести или контраста. Конечно, это не сравнение, а лишь подобие и некая ассоциация. Про скрытое сравнение в метафоре говорят, только чтобы облегчить понимание ее сути. Но ведь в сравнении обязательно присутствует два понятия, также в нем есть сравнительные союзы, а метафора примеры для создания образа лишь дает наброском: воображение человека должно показать объемную картину (и у каждого она может быть своя).Простые метафоры
Простые метафоры бывают замкнутыми и незамкнутыми. В первом случае дается четкое указание на объект, который дополнит субъект восприятия какой-то образностью. Можно вспомнить есенинскую метафору о ситце неба. Небо – это как раз тот субъект, который дополняется объектом «ситец», а уж перед глазами у каждого свое ситцевое небо. Незамкнутая метафора подразумевает отсутствие субъекта, он и так понятен и, опять же, будет индивидуален. Если воспользоваться метафорой Максима Горького «золотистые свечи сосен», то все сразу поймут, что речь идет о сосновых стволах. А еще есть и «бывшие» метафоры — те, которые стали настолько общеупотребительными, даже бытовыми, что уже не способны вызвать какой-то волнующий образ. Это «стертая» метафора, примеры которой повсюду: кого сейчас удивишь бисерным почерком или игольным ушком?
Метафорический образ
Метафора может быть развернутой и составлять целое стихотворение или текст, в котором с помощью подобия создается цельный, индивидуальный образ восприятия жизни или событий. Как правило, это авторская метафора, примеры из литературы яркое тому подтверждение. Нет ни одного классика художественного слова, у которого бы не встретился этот замечательный троп. Метафорическими образами предстают у них и дорога, и жизнь, и время, и чувства. Именно эти субъекты в текстах не называются, но при восприятии создаются только их образы. Так, у Пушкина в «Телеге жизни» субъект «жизнь» упоминается только в заглавии, но потом на протяжении всего стихотворения предстает только образ жизни в понимании лирического героя.Ожившая метафора
Метафора способна и на метаморфозы, то есть на употребление в первоначальном смысле. Такую ее особенность называют реализацией. Но, что самое удивительное, троп при этом не лишается своей образности, наоборот, метафора, примеры которой встречаются у Владимира Маяковского, обретает новый оттенок звучания, становится сатирической. В стихотворении «Прозаседавшиеся» удивительно реализуется общеупотребительная метафора, которую все говорят, когда накапливается много дел: «разрываюсь на части». Вот автор и описывает, что на одном заседании сидят половины людей, потому что им приходится разрываться от такого количества собраний, значит, другие половины в это время на другом совещании решают другие проблемы.
www.syl.ru
Чем метафора отличается от олицетворения? Примеры
Метафора отличается от олицетворения сложностью своей структуры и многозначностью созданного образа на основе переносного значения слова.
Чтобы понять, чем отличается метафора от олицетворения, вспомним, что обозначают эти литературоведческие термины, как они возникают в художественной речи.
Метафора — образное выражение
Современной лингвистической науке известно множество художественных средств создания образности и выразительности речи. Одним из них является метафора. Метафора — это форма поэтического мышления, образный оборот речи, как и следующие тропы:
и т. п.
Метафора — это образное слово или выражение, основанное на сопоставлении предмета с новым предметом или явлением на основе их сходства в чем-либо.
Например:
- заря жизни;
- воробьиная прыть;
- каменное лицо
Олицетворение — прием в литературе
Часто писатели и поэты прибегают к одной из разновидностей метафоры — олицетворению, чтобы создать ёмкий и яркий образ природы или явления. Художники слова наделяют неживые предметы свойствами и качествами человека. Так возникает олицетворение. Предметы остаются неживыми, но у них появляются человеческие качества. Явления или предметы, животные, птицы ведут себя как люди: разговаривают, думают, печалятся или радуются.
Могучий день пришел. Деревья встали прямо,
Вздохнули листья. В деревянных жилах
Вода закапала.
Н. Заболоцкий. Утренняя песня.
Олицетворение — литературный прием, основанный на том, что человеческие качества, свойства, особенности поведения приписываются неодушевленным предметам.
Метафора и олицетворение — это тропы, которые используются в художественной речи. Тем не менее это разные образные средcтва. Как их отличить друг от друга? Какие основные отличия метафоры от олицетворения?
Отличие метафоры от олицетворения
1. Метафора возникает на основе схожести в чем-либо одного неживого предмета с другим.
Олицетворение же, напротив, создается путем наделения изначально неживого предмета качествами живого. Этот троп применяется в образном описании природы с помощью придания ей человеческих свойств или действий, например:
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
А. А. Фет
2. Метафора — это неназванное сравнение одного предмета с другим. Этот троп не оформляется с помощью сравнительных союзов «точно», «как», «словно», «будто», но метафору с их помощью можно легко превратить в сравнительный оборот:
- каменное лицо — лицо застывшее, как камень;
- солнечная улыбка — яркая улыбка, как солнце.
3. Метафора не указывает конкретно на предмет, на основе ассоциативных связей с которым возникает художественный образ.
Возникновение олицетворения всегда понятно и прозрачно:
- небо смеется — ребенок смеется;
- буря воет — волк воет;
- непогода злится — человек злится.
4. Метафора глубока, многозначна и сложна по своей структуре. Часто содержание метафоры понимается по-разному в зависимости от субъективного подхода к ней.
Олицетворение же однозначно.
И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заостренной,
Где воздух, свет и думы — заодно,
И грудь дрожит от страсти неминучей.
И веткою все просится пахучей
Акация в раскрытое окно!
А. А. Фет. Знакомке с юга.
Олицетворение может быть составляющей частью метафоры. Например, читаем у поэтессы Анны Ахматовой:
И короткую песню разлуки паровозные пели гудки.
russkiiyazyk.ru
Чем метафора отличается от сравнения. Примеры
Метафора и сравнение, основанные на сопоставлении предметов, имеют ряд отличий как образные средства языка — троп и стилистическая фигура. Выясним, чем метафора отличается от сравнения.
В языке произведений русской и зарубежной литературы очень распространены метафоры и сравнения, чем отличается художественный стиль от других стилей речи. Оба средства образности речи, метафора и сравнение, имеет некоторое сходство, так как основаны на сопоставлении признаков предметов или явлений. Проанализировав, что включают в себя эти лингвистические термины, определим основные отличия метафоры от сравнения.
Метафора в художественной речи
Для усиления образности речи художники слова широко используют такой образный оборот речи, как метафора.
Метафора — это троп, который основывается на сопоставлении признаков предметов или явлений пр принципу схожести в чем-то (размера, протяженности, формы, расположения в пространстве, функции и др.).
В результате использования метафоры возникает переносное значение слова. Можно утверждать, что семантика слова за счет этого расширяется, ведь к основному значению лексемы добавляется переносное, метафорическое значение, например:
золотой характер — характер, как золото.
Сквозь языковую призму переосмысления значения слова возникает этот троп, который основывается на сравнении, сопоставлении нового предмета с уже известным и выделении общих их признаков:
- железный гвоздь — железная воля;
- бронзовый подсвечник — бронзовый загар;
- богатырское телосложение — богатырское здоровье.
Метафора — это всегда сравнение, но не явное, а скрытое, которое можно развернуть и превратить в сравнительный оборот:
- богатырское здоровье — у него отличное здоровье, как у настоящего богатыря;
- зеркало озера — гладь озера застыла, как настоящее зеркало.
Сравнение — стилистическая фигура речи
Сравнение относят к фигурам речи — стилистическим или риторическим оборотам, выступающим в качестве образно-выразительных и усилительных средств языка. Одной из самых распространенных фигур речи является сравнение.
Сравнение — это стилистический прием, основанный на образном сопоставлении двух предметов, явлений или состояний души человека, природы и пр.
При сравнении определенный предмет или явление непосредственно сравнивается с другой реалией действительности. При этом часто употребляются сравнительные союзы «как», «словно», «будто», «точно», что» и пр. В таком случае сравнение синтаксически оформляется в виде сравнительного оборота.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах домов замелькали огоньки (И. Гончаров).
Отличие метафоры от сравнения
Выяснив значение лингвистических терминов «сравнение» и «метафора», можно сделать некоторые выводы об их отличии.
1. Это разные языковые средства выразительности:
- метафора — это троп;
- сравнение — стилистическая фигура.
2. Оба образных средства выразительности речи основываются на сопоставлении черт, признаков, свойств или состояний предметов, но
- сравнение выражается явно, прямо указывая на сходство в чем-то анализируемых предметов;
- метафора — это скрытое, зашифрованное, опосредствованное сравнение.
3. Метафора создается на основе переносного значения слова и расширяет его лексическое значение. Сравнение сопоставляет реальные предметы в их прямом значении.
4. Метафора — это более широкое, глубокое и объёмное сравнение в отличие от прямого сравнения как фигуры речи, в которой воплощаются отдельные, иногда случайные признаки двух предметов. Сравнение может быть составляющим элементом развернутой метафоры.
5. Различается языковое оформление метафор и сравнений. Сравнение часто требует вводных слов в виде союзов, слов «напоминает», «похожий», «подобен» и пр. или оформляется формой творительного падежа существительного:
Её пышные волосы легли на плечи, точно китайский шёлк.
Это деревце похоже на кудрявую шевелюру.
В этой компании она чувствует себя бедной Золушкой.
russkiiyazyk.ru
Что такое метафора примеры?
Выражения вида «метафорически говоря» и «в переносном смысле» употребляются в русском языке достаточно часто, но какое именно значение люди обычно вкладывают в слово «метафора», и насколько оно совпадает с принятым в филологии?
Метафора – разновидность тропа. Для того чтобы дать определение слову «метафора», вначале стоит разобраться с более общим понятием – «троп». Итак, под тропом понимается речевая конструкция, используемая в переносном значении. Тропы предназначены для усиления образности речи, придания ей дополнительной художественной окраски.
Не стоит думать, что тропы встречаются только в художественной литературе – повседневные разговоры тоже содержат в себе тропы, пусть даже собеседники и не отдают себе отчета в их использовании. Метафору считают одним из трех основных тропов, наряду с синекдохой и метонимией.
Более того, некоторые исследователи полагают, что метафора, по сути, является первичным тропом, а остальные – просто его разновидностями. Согласно классическому определению, метафора – это слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле, а его основой является сравнение одного предмета или явления с другим с опорой на некий общий признак.
Проще говоря, метафора – это скрытая аналогия. Например, выражение «глаза как звезды» — это сравнение, в то время как «звезды глаз» — метафора. Виды метафор Традиционно выделяется два вида метафор: диафора или резкая метафора, и эпифора – так называемая «стертая» метафора.
Под резкой метафорой понимается троп, который соединяет далеко отстоящие друг от друга по смыслу понятия или явления для создания контраста. «Музыка волн», к примеру, является как раз диафорой. Что же касается стертой метафоры, то здесь речь идет о выражении, настолько устоявшемся в языке, что оно вообще не воспринимается в переносном смысле.
Например, «время тянулось», «ножка стола», «носик чайника» — это метафоры, но они привычны до такой степени, что кажутся прямыми значениями. Существует простой способ определить стертую метафору: нужно попробовать перевести выражение на другой язык. Если в результате получится бессмыслица, значит речь идет именно об эпифоре.
Прокомментируйте, пожалуйста, вопрос:
Какие метафоры встречались Вам и запомнились? → Ответитьctoetotakoe.ru