Пример репортажа: Репортаж — ТАСС – 35 лучших репортажей 2013 года

Содержание

35 лучших репортажей 2013 года

В ушедшем году мы сделали для вас более 300 репортажей, открыли две новые рубрики – Vox Business и Vox Interview, а также запустили несколько крупных проектов, в числе которых «Дорога», «50 000 долларов» и «Один день». Сегодня мы подводим итог – 35 наших самых просматриваемых репортажей 2013 года.

Первый материал из нашего списка, занимающий 35-е место по количеству просмотров, об отце-одиночке с двумя маленькими детьми родом из Южного Казахстана. Они прожили 3 года на автомобильной стоянке в центре Алматы, где отец работал охранником. Историю просмотрели 36 500 человек и оставили 147 комментариев, среди которых было немало подобных этому: «Зачем работать в шымкентском ауле? Зачем пасти скот, возделывать землю, когда можно ни фига не делать на автостоянке и получать деньги?». В начале осени герою пришлось вернуться с детьми в свой родной аул, потому что старшего сына без прописки не брали ни в одну алматинскую школу. Райхан Рахим и Максим Шатров отправились вслед за героем и убедились, что возможностей нормально жить, а не выживать в этой местности особо и нет. В помощь семье силами читателей Vox Populi и сочувствующих были куплены корова с теленком, чтобы отец с сыновьями могли прокормиться и пережить зиму.

Следующий материал, собравший свыше 37 000 просмотров и 200 комментариев, о том, как рождается ребенок и обо всем, что предшествует этому таинству (нет, речь не о сексе!). Идея этого репортажа родилась в редакции давно, чуть ли ни с первых дней существования Vox Populi. А осуществить получилось только летом 2013 года благодаря Жанаре Каримовой, которая тогда еще была в числе стажеров, проходивших конкурс на вакантное место в штат редакции. И этот репортаж стал решающим, после его публикации Жанара оказалась в команде Vox Populi.

Редакция Vox Populi старается поддерживать связь со своими героями, а в случае с социальными репортажами узнавать, как изменилась жизнь людей после публикации. Еще в 2012 году мы сделали репортаж о семье, которая 5 лет прожила в киоске. Тогда многие читатели выразили желание помочь героям. Семья съехала из киоска, но следующей зимой снова вернулась на старое место. О причинах возвращения узнавал Канат Бейсекеев, материал просмотрели 37 655 человек.

Некоторые репортажи не требуют текстового сопровождения, если, например, идет речь о южной столице Казахстана – Алматы. Вид города сверху глазами известного фотографа Максима Золотухина. Никто не снимает Алматы так, как он. Количество просмотров (37 800) и восхищенных комментариев (98) это подтверждает.

На 31-м месте нашего списка из 35 репортажей идет полезное руководство в фотографиях о том, как пригнать машину в Казахстан из России, подготовленное Виктором Магдеевым вместе с Бахтиёром Исхаковым. Это было уже второе автомобильное путешествие Виктора после масштабного летнего проекта «Дорога». Репортаж просмотрели 38 000 человек и 140 выразили свое мнение о таком способе покупки авто в комментариях.

Репортажи о наших людях, живущих в Америке, будут встречаться еще не раз в этом рейтинге. Начнем с тех, кто живет и работает в святая святых технологичной сферы – в Кремниевой долине

(Silicon Valley. – Прим. ред.), расположенной в Сан-Франциско. Кто из казахстанцев работает в американских офисах Twitter, Grupon и других известных компаниях и как туда можно попасть, выяснил наш специальный корреспондент Beks Nice. Этот репортаж занимает почетное 30-е место в нашем рейтинге.

Одним из главных мастеров в поиске и подготовке социальных тем на Vox Populi по праву является Райхан Рахим. Благодаря ей мы узнаем о том, как живут заключенные, отчего становятся попрошайками и почему женщины подвергаются бытовому насилию. Вместе с Максимом Шатровым Райхан отправилась с полицейскими в рейд по Алматы и Шымкенту, лидирующим по части бытового насилия, чтобы выяснить, как женщины и их мужчины доходят до такой жизни. Репортаж готовился около полумесяца и собрал более 42 000 просмотров и почти 300 комментариев от возмущенных читателей.

Конкурсы красоты наш читатель любит и встречает на ура – доказано уже не раз количеством просмотров на Vox Populi. Тем более нельзя обойти стороной соревнование, в котором участвуют очаровательные девушки-военные. Репортаж подготовил большой друг нашего сайта популярный астанинский блогер Искандер Салиходжаев, а вся мужская часть редакции тихо завидовала ему, ведь такая красота прошла мимо нашей алматинской студии. Почти 43 тысячи просмотров и 28-е место в нашем списке самых популярных материалов за ушедший год.

Пока космические корабли бороздят просторы нашей Вселенной, мир охватывает глобализация и заключается все больше межнациональных браков, отдельные личности продолжают отстаивать чистоту наций в комментариях к данному репортажу, подготовленному Максимом Шатровым. Особо ретивых приходилось отправлять в бан, а комментарии удалять. Тем не менее их набралось почти 400 и почти 45 000 просмотров, что вывело материал на 27-е место в общем зачете за 2013 год.

Материалы о звезде отечественного шоу-бизнеса Кайрате Нуртасе всегда вызывают неизменный интерес. И неудивительно, ведь, как оказалось, его песни слушают сотни тысяч жителей со всех регионов Казахстана, из-за срыва его концертов устраивают побоище, а многие мечтают быть похожими на него. Собственно, о двойниках Кайрата и шла речь в этом репортаже, их у него, к слову, оказалось больше, чем у других казахстанских знаменитостей. Почти 45 тысяч человек зашли полюбоваться на двойников певца. В итоге — 26-е место!

Наш сайт не является новостным ресурсом, однако бывают происшествия, мимо которых мы просто не можем пройти. Когда стало известно о страшной аварии в центре Алматы, фотограф Максим Шатров отправился на место происшествия. Туда же приехали редакторы Vox Populi Светлана Ромашкина и Инесса Шлапак. В тот день все трое так и не попали в родную редакцию. Они выпускали и дополняли репортаж, находясь рядом со сгоревшим домом.

Еще один конкурс красоты, на этот раз с девушками в популярном образе прошлого века – Pin Up! Идея и сам репортаж подготовлены усилиями Vox Populi и Vse.kz. Восхищенных комментариев он набрал немало – более 200, а количество просмотров вывело его на 24-е место по итогам года.

Собака – друг человека, даже если это бойцовский стаффордширский терьер. Так нас уверяли хозяева этих собак и фотограф Виктор Магдеев, подготовивший репортаж. Редакция поверила на слово, про себя подумав, что все-таки лучше не встречаться с этими четвероногими на улице.

Одна из вкладок, открытых в ушедшем 2013-м, – VOX INTERVIEW, где появлялись итоги встреч с известными деятелями культуры, министрами, оппозиционерами и политиками, ушедшими в отставку, как это было в случае с Булатом Абиловым. Руководитель Vox Populi Алишер Еликбаев успел первым взять интервью у экс-политика и узнать о его дальнейших планах. Репортаж собрал около 50 000 просмотров.

У нас было немало репортажей о том, где и как людям приходится жить в силу обстоятельств – и в киоске, и на стоянке, и на стройке, и даже… на кладбище. Почему людям приходится жить среди могил, выяснил Максим Шатров. Его репортаж набрал более 53 тысяч просмотров и около 200 комментариев, оказавшись на 21-м месте.

Мы всегда с большим удовольствием рассказываем о национальных традициях народов Казахстана. Как это было в случае с уйгурской свадьбой, на которую через редакционные знакомства удалось попасть нашим фотографам Виктору Магдееву и Жанаре Каримовой. И если вы, дорогие наши читатели, собираетесь в этом году на большую свадьбу где-нибудь в ауле ЮКО, то обязательно зовите нас запечатлеть национальный колорит! Этот репортаж посмотрели более 53 тысяч человек, и он оказался на 20-м месте по посещаемости.

Прошедший год был не очень радостным по части социальных изменений в отношении женщин. Повышение пенсионного возраста для женщин, уменьшение декретных… Сильные и смелые, которые не привыкли ждать милостей от судьбы, а добиваться всего сами, вышли на митинг за достойные декретные всем матерям Казахстана. Их истории прочитали почти 54 тысячи человек, а прокомментировали более 700. Причем отклики были разные – от «поддержим женщин!» до «плачут о нехватке бабок, они за перекладывание бумаг и имитацию работы получают 400 000 тенге в месяц, и им еще мало. Хотите – рожайте, нет – не надо. Вы же рожаете не ради денег!».

Если хочешь похудеть – спроси наших героев как! Мы опубликовали реальные истории, подкрепленные комментариями Академии питания РК, о том, как люди эффективно сбрасывали вес. Кстати, после выхода репортажа к нам в редакцию звонили и писали с вопросами о том, как в конкретной ситуации сбросить вес. Так что теперь мы серьезно раздумываем, не заняться ли нам решением проблем с весом. А что? Доход гарантированно будет всегда, ведь по статистике каждый второй казахстанец страдает от избыточной массы тела.

Весной разгорелся скандал, связанный с министром труда и социальной защиты РК Сериком Абденовым. Появилось видео «патамушта, патамушта…» и памятной пресс-конференции в Алматы, на которой чиновника закидали яйцами. Сразу же после этого Алишер Еликбаев связался с помощниками Серика Абденова и договорился об интервью. Что осталось за кадром – министр минут двадцать прождал Алишера и фотографа, сидя в машине, и только после этого они отправились в ресторан на съемки. Интерьеры ресторана несколько шокировали некоторых читателей. Мы вынуждены признать, что место для фотосессии выбирали сотрудники редакции, а не министр. Разговор с Абденовым посмотрели почти 62 тысячи человек и он занимает 17 место в нашем рейтинге.

16-е место занимает репортаж «Казахи, усыновленные американцами». У этого материала есть небольшая предыстория. Летом 2013 года мы простились с нашим юным фотографом Канатом Бейсекеевым. Простились и с грустью, и с радостью одновременно – да, такое бывает. Канат не без нашей помощи получил грант на обучение в США – в Нью-Йоркской киноакадемии. Уезжая, Канат обещал, что не забудет родной Vox и будет присылать нам фоторепортажи. Свое слово он сдержал. Один из его самых трогательных материалов посвящен казахским детям, усыновленным американцами. При просмотре этого материала нужно обязательно иметь при себе носовой платок. Если вы не пустите слезу во время чтения, то ваша «оборона» непременно рухнет при просмотре видеоролика, опубликованного в конце репортажа.

Через две недели после побоища возле ТРЦ «Прайм Плаза» руководитель нашего проекта Алишер Еликбаев встретился с Кайратом Нуртасом и поговорил с ним по душам. Певец попросил прощения, хотя сразу оговорился, что не чувствует своей вины. А также рассказал о том, что собирается запустить свою линию одежды и авиалинию. Честно говоря, мы подумали, что он шутит, но через несколько недель и правда появилась одежда имени Кайрата Нуртаса. Теперь мы переживаем за авиацию. Интервью с Кайратом прочитали более 66 тысяч человек.

Однажды на планерке в редакции мы случайно выяснили, что только двое из нас являются коренными алматинцами. Так родилась идея сделать репортаж «Понаехавшие в Алматы». Кто такие коренные алматинцы, существуют ли они в природе, за что не любят приезжих… Эту важную тему мы доверили стажерам Айсулу Тошибековой и Чингизу Бакишеву, и ребята с ней справились: 67 тысяч просмотров и более 300 комментариев говорят сами за себя.

Постепенно мы дошли до 13-го места в нашем рейтинге. Канат Бейсекеев подготовил серию репортажей о казахстанцах, проживающих в Америке. Вторая часть этого материала собрала более 70 тысяч просмотров. Модель, физик, дантист, фотограф, которому вид на жительство помог получить Брэд Питт, – все эти герои рассказывают о том, как борются за место под американским солнцем. Материал собрал более 70 тысяч просмотров и около 300 комментариев.

В прошлом году мы запустили вкладку VOX BUSINESS, в которой рассказываем об интересных начинаниях казахстанцев. Неожиданно для нас статья о пенсионерке, которая открыла в ауле мастерскую по войлоковалянию, собрала 73 тысячи просмотров.

Немало эмоций у читателей вызвал репортаж о том, что казахи и венгры – родственники. Так утверждает венгерский антрополог Андраш Жолт Биро, который давно занимается историей тюркских народов. Рассказ о его теории вызвал мощную дискуссию на нашем сайте – более 500 комментариев, 77 639 просмотров и 11 место в нашем списке самых популярных материалов.

Наконец мы подошли к десятке самых просматриваемых материалов. Открывает ее репортаж Каната Бейсекеева о казахстанцах, которые навсегда или на время уехали жить в США. Парень, подрабатывающий фотографом на улице, юноша, рисующий картины, парикмахер, cбежавший от гомофобов, женщина-пенсионерка, у которой отобрали в Казахстане маленький, но успешный бизнес… Канат смог найти очень интересных героев и своим материалом вызвать настоящую бурю – достаточно прочитать комментарии наших читателей, чтобы понять, что репортаж их зацепил. К началу этого года «Казахстанцы в Америке. Часть I» собрали почти 80 тысяч просмотров. Сейчас Канат готовит уже третью часть.

Наш стажер Жанара Каримова неожиданно для редакции предложила женщинам поговорить о сокровенном. О груди. Довольны ли девушки своим размером, правда ли, что если есть капусту, то перси вырастут, как жить с нулевым размером и чем опасны бюстгальтеры с поролоном. И хотя многие мужчины возмущались в комментариях, что в материале не было женщин с пятым размером, репортаж «Размер груди не имеет значения?» все же набрал почти 80 тысяч просмотров и занял почетное девятое место.

Клянемся, что в этом обзоре мы в последний раз упоминаем имя Кайрата Нуртаса. Честно. Статистика сурова, и от нее никуда не скрыться – материал о побоище у ТРЦ «Прайм Плаза» «После Кайрата Нуртаса» собрал 88 тысяч просмотров. Когда стало известно о начале погрома, руководитель нашего проекта Алишер Еликбаев строго-настрого запретил фотографам Vox ехать на съемки, поскольку переживал за безопасность сотрудников и сохранность их камер. Но Максим Шатров и Виктор Магдеев, презрев все опасности, отправились исполнять свой журналистский долг. Итог: 88 618 просмотров, 355 комментариев, 8-е место.

Весной прошлого года в Казахстане выбирали самую красивую казашку. Мы опубликовали фото 18 красавиц конкурса «Казак аруы», вдохновительницей которого является продюсер Баян Есентаева. Требования к девушкам такие: знание казахского языка, национальных традиций, истории Казахстана, казахской литературы, рост не ниже 170 см и длинные волосы. Красивые девушки привели на сайт почти 110 тысяч человек. Не зря основной запрос, по которому находят наш ресурс, – «фото красивых казашек».

Шестым по счету самым просматриваемым материалом стал рекламный репортаж «Никто ни от чего не застрахован». К нам обратилась компания STANDARD, которая хотела рассказать о видах страхования. Мы сделали этот материал усилиями журналистов и фотографов трех стран: Казахстана, Голландии и США. Получились интересные жизненные истории. Затраченные усилия были не напрасны: 127 тысяч просмотров. Что тут скажешь? Теперь мы знаем, к чему нужно стремиться, делая рекламные материалы.

Пятым самым просматриваемым репортажем в ушедшем году стал материал журналиста Райхан Рахим и фотографа Максима Шатрова «Новые мусульмане» – о том, как люди разных национальностей принимают ислам, совершают намаз и держат оразу. 118 тысяч просмотров, рекордные 1127 комментариев, которые можно читать как трактаты на тему религии.

На четвертом месте рассказ о нашей бывшей соотечественнице «Американская бизнесвумен Гульнара Фебрес», 20 лет назад уехавшей в США и сделавшей успешную карьеру, вызвал бурю обсуждений и осуждений. От «Гульнара молодец!» до «продала Родину за палку колбасы». Итог: почти 120 тысяч просмотров, 382 комментария (а уж сколько было удалено из-за оскорблений!). От редакции можем лишь сказать большое спасибо Гульнаре за то, что она не побоялась рассказать про свою очень увлекательную жизнь, а прочитав комментарии недоброжелателей, не стала требовать от нас удаления репортажа.

Неожиданно для нас в тройке лидеров оказался материал о правильном питании. Совместно с Академией питания РК мы провели эксперимент: дали нескольким героям по 5000 тенге и отправились с ними в магазин, чтобы они закупили продукты на несколько дней. Каждую получившуюся «продуктовую корзину» прокомментировал специалист академии. Судя по комментариям, которые мы получили, практически все наши читатели – дипломированные диетологи! «Эксперимент #15. Что мы едим» просмотрели 138 тысяч человек.

Второе место по просмотрам занимает свадебный репортаж. Весной мы опубликовали материал карагандинских журналистов Ботагоз Омаровой и Олега Битнера «Другая свадьба: она и она». В роли брачующихся были две столичные девушки – Крис и Каролина. Репортаж о первой карагандинской лесбийской свадьбе собрал более 140 тысяч просмотров, 586 комментариев, часть из которых была удалена по этическим причинам, и массу перепостов у коллег – в том числе даже у британцев на сайте BBC. Многие заклеймили наш сайт как «рассадник гей-пропаганды, алкогольного и табачного геноцида».

Почти два года самым просматриваемым материалом на сайте был репортаж о красотах нашей страны «Красота по-казахстански» фотографа Константина Киквидзе. Однако в этом году природу неожиданно потеснил другой репортаж. В конце 2013 года в лидеры вырвался материал «Казахстанцы в Голландии. Другая реальность», сделанный нашим редактором Инессой Шлапак. 162 801 просмотр, почти 500 комментариев, более тысячи лайков и десятки нарушителей правил ресурса, забаненных модератором. Инесса обещает продолжение, в котором будут потомки известных казахских деятелей. Кажется, пора объявить амнистию для тех, кто в бане!

Список самых просматриваемых репортажей на начало 2012 года

Список репортажей, набравших больше всего лайков в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

11. Язык репортажа. Как создать «эффект присутствия»

Репортаж как текст имеет несколько важных особенностей. Во-первых, это текст длинный. Из этого следует важная вещь – написан он должен быть достаточно живым языком для того, чтобы его хотелось дочитать до конца. Во-вторых, как мы уже знаем, цель репортажа – не столько рассказать, ЧТО произошло, сколько рассказать, КАК это произошло. Чтобы узнать о самом факте того, что состоялся, например, митинг или интересное заседание суда, читателю будет достаточно короткого новостного сообщения. А вот чтобы почувствовать себя на месте происшествия, посмотреть на событие глазами журналиста – для этого и нужен репортаж. А репортажу для этого нужен «эффект присутствия». О том, как такой эффект создавать, мы и поговорим в этой главе.


Главный бич современных журналистов и главные враги живого языка – это

1)       Повторы – одинаковые слова в соседних предложениях или даже внутри одного.

2)       Штампы, то есть устойчивые, давно «зачерствевшие», словосочетания.

3)       Канцелярит – язык, которым пользуются при составлении официальных документов (и лучше там ему и оставаться).

На последнем хочется остановиться особо. Многие обычные люди, да и сами журналисты, часто  считают, что раз СМИ и страницы газет – это серьезно, то и говорить в них надо на «серьезном» языке.

Само слово «канцелярит» было придумано самим Корнеем Чуковским, который в книге «Живой как жизнь: О русском языке» (1966 год) придумал название для этой «болезни» языка – по аналогии с менингитом и колитом. Большое внимание борьбе с этим явлением (судя по результатом, безуспешной) уделялось в книге Норы Галь «Слово живое и мёртвое» (1972 год).

Вот примеры из этой книги:

«Одна школьница, выступая в радиопередаче для ребят, трижды кряду повторила:

– Мы провели большую работу.

Ей даже в голову не пришло, что можно сказать:

– Мы хорошо поработали!

Не кто-нибудь, а учительница говорит в передаче «Взрослым о детях»:

– В течение нескольких лет мы проявляем заботу об этом мальчике.

И добрым, истинно «бабушкиным» голосом произносит по радио старушка-пенсионерка:

– Большую помощь мы оказываем детской площадке…

Тоже, видно, привыкла к казенным словам. Или, может быть, ей невдомек, что для выступления по радио эта казенщина не обязательна.

Хотя в быту, надо надеяться, бабушка еще не разучилась говорить попросту:

– Мы помогаем…»

Со времени первого издания этой замечательной книги прошло уже полвека, но канцелярит вовсе не побежден. Меняются социальные устройства и поколения журналистов, но тинейджеры, хипстеры и яппи все так же пишут «находился в состоянии усталости» вместо «устал», «было принято решение» вместо «решили» или «проводился забор проб» вместо «брали пробы».

Хороший репортаж – это ни что иное, как ваш живой рассказ о каком-то заинтересовавшим вас событии. Хороший и опытный рассказчик всегда старается, чтобы его история была 1) интересной 2) связной 3) понятной слушателю 4) рассказанной живым языком.

Вот и вы, авторы репортажей, при их составлении представьте, что рассказываете историю… ну, допустим, своей маме. Конечно, вы не будете пользоваться нецензурной или жаргонной лексикой (хотя если вы общаетесь с друзьями/читателями журнала Cool или «Хулиган» — то почему бы и нет). Но ведь и канцеляритом не будете пользоваться?

Неужели при рассказе нельзя обойтись без всех этих бесконечных «на сегодняшний день», «май месяц», «состоялась» и на «текущий момент»? Пытайтесь писать нормальным языком – как будто беседуете с друзьями. Впрочем, почему «как будто»? Текст – это и есть беседа с читателем, который ничуть вас не глупее, но который и услышит лучше живой язык, чем канцелярит (и чем мат).

Важнейший компонент репортажа – «эффект присутствия», создаваемый автором у читателя. Достигается это смутное чувство с помощью передачи эмоций, запаха, звуков, чувств, которые журналист испытывал на месте и теперь через текст пытается транслировать читателю.

Вот как решает эту задачу журналистка РИА Новости Вера Костамо в своем очерке о рок-группе, созданной православными священниками. Жирным шрифтом я выделил как раз элементы, которые и призваны у читателей создавать «эффект присутствия».

«Если сесть в прославленную Венедиктом Ерофеевым электричку Москва-Петушки, около часа проехать в вагоне —  среди людей в душных шубах, под четкий такт колес и непрерывное бормотание торговцев — окажешься в городе Электроугли… Вырвавшись на волю через прокуренный тамбур, попадаешь в заснеженное пространство вечернего города. Переход через пути, на котором приходится решать извечный вопрос: направо или же все-таки налево. Вопрос решается просто: справа кружком стоят таксисты. Издалека видно, как беседуют огоньки сигарет. Вот одна из них полетела, прочертив на прощанье светлую полоску в наступающей темноте — диспетчер продиктовал очередной адрес».

Формированию у читателя эффекта присутствия служат детали. Впрочем, у деталей есть еще одна функция – они могут «говорить», и тогда они превращаются в «говорящие детали».

Вот пример парочки «говорящих деталей» из моего репортажа из маленького города Лермонтова Ставропольского края, охваченного беспорядками.

«Лермонтов — маленький городок с малоэтажной застройкой сталинских времен. На домиках до сих пор тут и там попадаются вывески «Дом образцового социалистического содержания». Социалистические времена давно прошли, а с ними закончился и золотой век Лермонтова… Впрочем, сейчас город живет обычной жизнью, только на каждом углу висят объявления, расклеенные оппозицией. «Если мы не прекратим этот произвол, то уже завтра решать судьбу нашего города будете не ВЫ, а чиновники Пятигорска, Ессентуков и Кисловодска», — пугает горожан листовка, объявляющая о начале голодовки».

Факт того, что в Лермонтове тут и там висят «социалистические» таблички, прямого отношения к теме репортажа не имеет – ведь он посвящен политическим событиям в городе и голодовке его активистов. Но зато с помощью этой детали автор пытается воссоздать картину упадка, в котором живет город Лермонтов. Ну и создает у читателя искомый эффект присутствия.

«Самое главное, что должен уметь репортер, — это чувствовать деталь. Это слух репортера, — утверждает Дима Соколов-Митрич в своем мастер-классе. И тут же категорично добавляет. –  Если у человека нет этого таланта, если медведь на ухо наступил — лучше выбрать другую профессию».

Причем деталь может быть не обязательно осязаемой – это не обязательно афишка на стене клуба или белая полоска в петличке демонстранта. Это может быть и некий факт, на первый взгляд, малозначимый, но создающий у читателя определенное настроение.

Соколов-Митрич по этому поводу говорит: «Иногда можно побывать на месте и даже не понять, что происходит. И даже не разобраться, кто прав, кто виноват. При одном условии — вы успели увидеть событие на уровне детали. У вас появилось чувство уверенности, что этого добра достаточно. Когда Вы начинаете писать, из деталей, как из пазлов, складывается не только текст, но и суть события. И сложиться она может, как и любой пазл, единственно правильным образом. Потому что деталь — это мысль репортажа и его рифма. Стихотворение осмысляется помимо смысла. С репортажем бывает та же фигня. У него вообще с поэтическим текстом больше общего, нежели с прозаическим. У них есть главное сходство — теснота. А в ней на первый план выступает ритм и дыхание. И дышит репортаж именно деталью. Главное ее свойство — мотивированность. Немотивированная деталь — это мертвая деталь. Но не надо путать «мотивированность» со «смысловой нагрузкой». Слишком осмысленная деталь — это тоже мертвая деталь. Мотивированной может быть и совершенно бессмысленная, на первый взгляд, деталь».

Соколов-Митрич в своем интернетовском мастер-классе приводит такой пример. «В репортаже Оли Тимофеевой про мусор, который выйдет в следующем номере «РР», все люди, занимающиеся отходами — чистюли и педанты (деталь). Потому что бизнес на мусоре промывает мозги и очищает душу (мотивация). В моем репортаже о трагедии «Курска» есть такой эпизод. Родственники погибших подводников, которых везут в гарнизон Видяево, разговаривая друг с другом, смеются — и совсем не похожи на родственников погибших (деталь). Чуть ниже психолог объясняет, что означает этот смех. Он означает, что этим людям очень плохо, хуже некуда. Просто свое они уже вырыдали и началась реакция замещения — таков человеческий организм (мотивация). Эти несколько секунд между смехом и словами психолога читатель в ужасе, он эмоционально ранен — а значит деталь сработала».

Напоследок – еще парочка советов. Во-первых, не стоит злоупотреблять слишком длинными предложениями – их тяжело читать. Если только конструкцией «а ля Лев Толстой» вы не хотите добиться какого-то художественного эффекта – например, показать читателю, что описываемые события длились долго и нудно – их лучше разбить на более мелкие. Некоторые теоретики даже вводят правило двух запятых – в предложении не должно быть больше двух запятых. Слишком затянутое предложение безболезненно можно «расчленить» на более короткие.

Еще одно правило, шуточное, ввел все тот же неутомимый Дмитрий Соколов-Митрич. Дело в том, что в последние годы стало вполне допустимым на страницах печатной прессы употребление непечатной лексики – мата, по-русски говоря. Если вы считаете для себя использование мата вполне допустимым, то и тут важно не переборщить. Соколов-Митрич сформулировал это как «правило одного мата» — если таковой в тексте употребляется один раз, то это придает тексту остроту. Если больше – то «соленая» лексика превращается в банальную ругань и пошлость.

Контрольные вопросы

1) Что такое канцелярит? Попытайтесь сформулировать его признаки. Найдите и выучите признаки канцелярита в учебной литературе по русскому языку

Практические задания

1) Возьмите любой репортаж. Найдите в нем «говорящие детали» и прочие методы, которыми автор добивается эффекта присутствия.

<= 10. Композиция репортажа. Как его закончить
=> 12. Общение с жертвами ЧП и как самому не стать жертвой

Пример аналитического репортажа. — МегаЛекции

РЕПОРТАЖ (газета)

Репортаж— это сообщение факта, развернутая передача события, в которой ярко выступает личность автора. Репортаж должен быть динамичным.

 

Журналист:

— привлекает внимание к событию,

— пробуждает интерес или сочувствие.

— подтверждает реальность происходящего: вводит прямую речь, выражает собственное отношение к сообщаемому, подробно описывает какие-то моменты, рассуждает вместе с читателями газеты.

 

Разновидности репортажа

Информационный репортаж — репортер сообщает о факте, событии и не пытается обобщать то, о чем рассказывает. Может дать сжатую оценку, высказать свое отношение к тому, что увидел или узнал.

Репортаж-«раздумье» — автор не только сообщает факты, но и передаёт личное отношение к ним.

Аналитический репортаж — автор анализирует событие со всех сторон, привлекая к этому людей, имеющих прямое отношение к происходящему, такое изложение способствует тому, что читатели сами сопоставляют факты, обобщают их.

Исторический репортаж — сообщается о событии давно прошедшем. В подобных репортажах можно обнаружить черты перечисленных выше разновидностей, но то, что речь идет о событии, при котором автор непосредственно не присутствовал, обусловливает особую специфику репортажа.

Криминальный репортаж подходит под определение информационный.

 

Как работать над репортажем

Автордолжен быть свидетелем, непосредственным участником события — подбирает материал на месте, записывая детали, которые затем помогут восстановить последовательность события, отмечая собственные впечатления от увиденного и услышанного, собирая сведения у лиц, участвующих в нем.

 

Тема репортажа — любое событие из любой области жизни: политической, культурной, спортивной. Это может быть событие, происходящее в отдельном коллективе, и событие, известное во всем мире. При выборе темы автор ориентируется на то, является ли она общественно-значимой, способна ли заинтересовать широкий круг читателей своей занимательностью, необычностью, своеобразием.



 

Раскрытие темы репортажа.

Обстоятельство.

указание места, где происходит событие. Место может быть названо под заголовком репортажа, как главное уточнение документального факта, в виде суммирующего лида, а затем в тексте дается описание этого места, иногда несколько раз и с разных позиций. Если автор в своем репортаже ведет рассказ не из одного места, а из нескольких, то все они указываются в тексте.

 

указание времени, когда происходило или происходит событие, и сколько оно длилось или длится. Прямое указание времени встречается тогда, когда это принципиально важно для раскрытия темы. В других же случаях время можно узнать из каких-либо побочных деталей, но оно, тем не менее, указывается.

 

условия, в которых разворачивается действие или которые привели к данным событиям.

Целое – часть.

Например, схематично деление темы можно представить: Крым – Севастополь – уникальные памятники, секретные объекты – войсковая часть и т.д.

Последующее всегда идет за предыдущим.

В тексте могут быть использованы лирические отступления, рассуждения, автор разворачивает тему вокруг чего-то.

Свойства.

Описание свойств – способ наиболее подробного, тщательного показа предмета речи, в том числе события.

 

Заголовок помогает объединить весь текст репортажа.

Композиция репортажа — три части: лид (введение), основная часть, концовка.

 

Введение(зачин) — небольшой по объему элемент текста, который выполняет одну из следующих задач:

1) введение в тему;

2) название темы;

3) описание места действия;

4) описание характера или свойств действия;

5) авторская оценка события;

6) постановка вопросов, ответ на которые будет дан в последующем тексте.

Основные функции зачина – привлечение внимания читателей и переход к основной части – рассказу о том, как происходило событие.

В основной части обязательно должен быть свой сюжет, вокруг которого организуется весь материал. Поскольку темой репортажа может стать только то, что обязательно имеет событийность, в основной части идет последовательное изложение события, для этого чаще всего используется повествование. Шаг за шагом автор рассказывает нам о том, свидетелем чего он был на протяжении какого-то времени.

Концовказанимает один последний абзац. Очень редко концовка как вывод, заключительная фраза отсутствует в репортаже, тогда создается впечатление, что рассказ о событии может быть продолжен, дополнен новыми деталями.

Язык репортажа сочетает в себе элементы всех стилей: разговорного, публицистического, книжного.

Ни один репортаж не обходится без имен собственных, служащих для конкретизации, усиления достоверности описываемого. Имена собственные используются для названий мест, откуда ведется репортаж, или как-то связанных с темой, для названия лиц, участвующих в репортаже, организаций, также непосредственно связанных с содержанием темы.

 

 

Пример аналитического репортажа.

 

Автор: В. Каркавцев:

 

ДИГГЕРЫ НА ДНЕ МОСКВЫ

 

Шестнадцатый год Вадим Михайлов спускается в московские подземелья. Он встречался с бомжами и полуметровыми крысами, видел уникальные памятники и двери в секретные объекты. Оттуда, снизу, он не устает повторять: «Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина».

Здесь нет времени. День? Ночь? Время определяется по яркости фонарика: садятся батарейки – бегом наверх. Без света тут делать нечего. Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами мутный поток. Стоп. Что-то там объясняет наш гид.

Вот эта керамическая труба – скорее всего «неучтенный» сток. В прошлом веке за канализацию надо было платить приличные деньги. Поэтому многие московские домовладельцы прокладывали такие вот пиратские трубы и сбрасывали нечистоты тайком. Да это еще что. Свои подземные ходы были и у содержателей притонов. Явится туда купчик – напоят, гирькой по голове, оберут до нитки, а труп в Неглинку…

Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков. Странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно. «Мне, когда худо наверху – быстрее в колодец». Зачем? Этот вопрос заводит Вадика с пол-оборота.

Ну разве не ясно? Подземная Москва превращается в клоаку. Вы не замечали легкое движение воздуха летними вечерами?

Это поднимаются с глубины миазмы. А вода? Ребята Вадима однажды выловили рыбу-мутанта с рогами на голове. У себя под ногами мы закладываем страшную экологическую мину. А уникальные памятники? Подземелья Кремля? Библиотека Ивана Грозного, которая, по преданиям, покоится где-то здесь? Старинные ходы петровских времен? Все это может быть утрачено, если подземный город станет одной большой помойкой. Но есть еще и другое: в подземелья столицы беспрепятственно проникают бомжи – любой фанатик может учинить диверсию.

Наша цель, – горячится Михайлов, – сколотить универсальную бригаду, куда бы вошли экологи, археологи, спасатели, чтоб она могла заниматься и исследованиями, и ликвидацией подземных аварий, и тушением пожаров на коммуникациях.

А в первую очередь надо составить экологическую карту подземного города.

Пока это красивая мечта, никем практически не поддержанная. Ученые копают свое, метрополитен возится со своим хозяйством. «Водоканал» – со своим. А между тем подземный мир Москвы – единый организм, и деление его на сферы влияния весьма условно.

– Рыбы-мутанты: это так, мелочь, – делятся впечатлениями диггеры. – Мы видели жуткие подземные комарники. Во время одного из спусков на Диму Силантьева напала огромная крыса – около полуметра, не считая хвоста. Трудно даже представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность…

…Хлюпанье наших бахил эхом разносится над сводами Неглинки. Крепко строили предки, почти два века отслужило подземное жерло – до сих пор ни трещинки в подземной кладке.

Лишь кое-где сквозь боковые трубы дотянулись сюда мощные корни деревьев. Еще остановка – лопата-«дуршлаг» у стены, ломики, топчан. Ага: хозяйство кладоискателей. В историческом слое, по которому мы бредем, современные старатели добывают монеты и украшения. Кто такие, часто ли здесь бывают? Во всяком случае, после этой остановки невольно начинаешь озираться – встречаться тут с незнакомцами неохота…

Подземная Москва хранит немало тайн – от древнейших времен до сегодняшних бомжатников. Не однажды диггеры Вадима наталкивались на замурованные штольни – по их предположениям, там покоятся несчастные дети 37-го года. Где-то под нашими ногами сокрыт во тьме секретный бункер Берии. Бог весть, что таят в себе доселе охраняемые сретенские каменоломни. Наверное, кое-какие из тайн, связанные с современными спецобъектами, нам и не следует знать. Но уж во всяком случае представлять, насколько опасен в экологическом смысле подземный город, москвичи имеют право. Это право команда Михайлова готова отстаивать. Мы видели, как она умеет работать в экстремальных ситуациях, какова здесь дисциплина и выучка.

Пока, однако, этот опыт остается невостребованным.

 

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

5 примеров репортажа — Спортивные потуги — Блоги

  • Главная
  • Футбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Трансферы
    • Россия
    • Лига чемпионов
    • Лига Европы
    • Евро-2020
    • Англия
    • Испания
    • Италия
    • Германия
    • Франция
    • Сборные
    • Олимп-ФНЛ
    Все турниры
    • Ливерпуль
    • Тоттенхэм
    • Челси
    • Арсенал
    • Зенит
    • Барселона
    • Реал Мадрид
    • Спартак
    • Сборная России
    • Манчестер Юнайтед
    Все клубы
    • Салах
    • Сон Хын Мин
    • Азар
    • Месси
    • Роналду
    • Головин
    • Мбаппе
    • Суарес
    • Дзюба
    • Неймар
    Все футболисты
  • Коронавирус
  • Хоккей
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • КХЛ
    • НХЛ
    • Чешские игры
    • Юниорский чемпионат мира
    • Кубок Гагарина
    Все турниры
    • Вашингтон
    • СКА
    • ЦСКА
    • Авангард
    • Тампа-Бэй
    • Питтсбург
    • Спартак
    • Динамо Москва
    • Рейнджерс
    • Нью-Джерси
    Все клубы
    • Александр Овечкин
    • Артемий Панарин
    • Никита Кучеров
    • Андрей Свечников
    • Евгений Малкин
    • Евгений Кузнецов
    • Сергей Бобровский
    • Андрей Василевский
    • Никита Гусев
    • Илья Ковальчук
    Все хоккеисты
  • Баскетбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • НБА
    • Turkish Airlines EuroLeague
    • Единая лига ВТБ
    • НБА плей-офф
    • Зарплаты НБА
    Все турниры
    • Лейкерс
    • ЦСКА
    • Бостон
    • Голден Стэйт
    • Милуоки
    • Торонто
    • Чикаго
    • Сан-Антонио
    • Оклахома-Сити
    • Зенит
    • Сборная России
    • Сборная США
    Все клубы
    • Леброн Джеймс
    • Стефен Карри
    • Кобе Брайант
    • Джеймс Харден
    • Кайри Ирвинг
    • Кевин Дюрэнт
    • Кавай Ленард
    • Расселл Уэстбрук
    • Алексей Швед
    • Яннис Адетокумбо
    • Зайон Уильямсон
    Все баскетболисты
  • Авто
    • Гонки
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Формула 1
    • MotoGP
    • Формула 2
    • Формула E
    • Ралли Дакар
    • Шелковый путь
    Все турниры
    • Феррари
    • Макларен
    • Ред Булл
    • Мерседес
    • Уильямс
    • Хаас
    • Альфа Таури
    • Рейсинг Пойнт
    • Рено
    • Альфа Ромео
    Все команды
    • Льюис Хэмилтон
    • Себастьян Феттель
    • Даниил Квят
    • Ландо Норрис
    • Кими Райкконен
    • Карлос Сайнс
    • Шарль Леклер
    • Валттери Боттас
    • Даниэль Риккардо
    • Макс Ферстаппен
    Все пилоты
  • Теннис
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Ролан Гаррос
    • Уимблдон
    • US Open
    • Australian Open
    • Мужчины
    • Женщины
    • Кубок Дэвиса
    Все турниры
    • Новак Джокович
    • Роджер Федерер
    • Рафаэль Надаль
    • Наоми Осака
    • Симона Халеп
    • Мария Шарапова
    • Серена Уильямс
    • Карен Хачанов
    • Даниил Медведев
    • Александр Зверев
    • Эшли Барти
    Все теннисисты
  • Бокс/MMA/UFC
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • UFC
    • MMA
    • Бокс
    • UFC 248
    • UFC 249
    • Бой Хабиб – Тони Фергюсон
    • Бой Тайсон Фьюри – Деонтей Уайлдер
    Все турниры
    • Хабиб Нурмагомедов
    • Конор Макгрегор
    • Федор Емельяненко
    • Александр Усик
    • Василий Ломаченко
    • Энтони Джошуа
    • Деонтей Уайлдер
    • Сауль Альварес
    • Тони Фергюсон
    • Александр Емельяненко
    Все бойцы
  • Ставки
  • Фигурное катание
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Гран-при
    • Чемпионат мира
    • Чемпионат мира среди юниоров
    Все турниры
    • Сборная России
    • Сборная Японии
    • Сборная США
    • Сборная Канады
    • Сборная Франции
    Все сборные
    • Алена Косторная
    • Алина Загитова
    • Евгения Медведева
    • Александра Трусова
    • Анна Щербакова
    • Михаил Коляда
    • Елизавета Туктамышева
    • Этери Тутберидзе
    • Татьяна Тарасова
    Все фигуристы
  • Биатлон
    • Гонки
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Кубок мира
    • Кубок IBU
    • Чемпионат России
    Все турниры
    • Сборная России
    • Сборная России жен
    • Сборная Германии
    • Сборная Германии жен
    • Сборная Норвегии
    • Сборная Норвегии жен
    Все сборные
    • Александр Логинов
    • Мартен Фуркад
    • Йоханнес Бо
    • Доротея Вирер
    • Дмитрий Губерниев
    • Лиза Виттоцци
    • Светлана Миронова
    • Екатерина Юрлова
    • Дмитрий Малышко
    Все биатлонисты
  • Стиль
  • Лыжи
  • Легкая атлетика
  • Волейбол
  • Регби
  • Олимпиада-2020
  • Американский футбол
  • Бадминтон
  • Бейсбол
  • Бильярд/снукер
  • Борьба
  • Бобслей/сани/скелетон
  • Велоспорт
  • Водные виды
  • Гандбол
  • Гимнастика
  • Гольф
  • Гребля
  • Единоборства
  • Керлинг
  • Конный спорт
  • Коньки/шорт-трек
  • Мини-футбол
  • Настольный теннис
  • Парусный спорт
  • Пляжный футбол
  • Покер
  • Современное пятиборье
  • Стрельба
  • Триатлон
  • Тяжелая атлетика
  • Фехтование
  • Хоккей на траве
  • Хоккей с мячом
  • Шахматы
  • Экстремальные виды
  • Экзотические виды
  • Промокоды
  • Финансы
  • Прочие
  • Главная
  • Футбол
  • Коронавирус
  • Хоккей
  • Баскетбол
  • Авто
  • Теннис
  • Бокс/MMA/UFC
  • Ставки
  • Фигурное катание
  • Биатлон
  • Стиль
  • Лыжи
  • Легкая атлетика
  • Волейбол
  • Регби
  • Олимпиада-2020
  • Американский футбол
  • Бадминтон
  • Бейсбол
  • Бильярд/снукер
  • Борьба
  • Бобслей/сани/скелетон
  • Велоспорт
  • Водные виды
  • Гандбол
  • Гимнастика
  • Гольф
  • Гребля
  • Единоборства
  • Керлинг
  • Конный спорт
  • Коньки/шорт-трек
  • Мини-футбол
  • Настольный теннис
  • Парусный спорт
  • Пляжный футбол
  • Покер
  • Современное пятиборье
  • Стрельба
  • Триатлон
  • Тяжелая атлетика
  • Фехтование
  • Хоккей на траве
  • Хоккей с мячом
  • Шахматы
  • Экстремальные виды
  • Экзотические виды
  • Промокоды
  • Финансы
    • Матч-центр
      • Футбол
      • Хоккей
      • Баскетбол
      • Авто
      • Биатлон
    • Новости
      • Футбол
      • Хоккей
      • Баскетбол
      • Теннис
      • Авто
      • Бокс/MMA/UFC
      • Биатлон
      • Фигурное катание
      • Прочие
    • Академия футбола
    • Блоги
      • Блоги
      • Форумы
      • Статусы
      • Комментарии
      • Футбол
        • Россия
        • Сборные
        • Лига чемпионов
        • Лига Европы
        • Англия
        • Испания
        • Италия
        • Германия
        • Франция
        • Украина
        • Южная Америка
        • Голландия
        • Португалия
        • Африка
        • Любительский
        • Азия
        • Беларусь
        • ФНЛ
      • Хоккей
        • 🏒Чемпионат мира по хоккею 2019
        • Россия
        • Сборные
        • НХЛ
        • КХЛ
      • Баскетбол
        • Turkish Airlines Euroleague
        • Россия
        • НБА
        • Зарплаты НБА
        • Еврокубки
        • Сборные
        • Еврочемпионаты
        • Женский баскетбол
      • Биатлон
        • Чемпионат мира по биатлону
        • Кубок мира по биатлону
      • Теннис
        • ATP
        • WTA
        • Кубок Дэвиса
        • Кубок Федерации
        • Ролан Гаррос
      • Авто
        • Формула-1
        • Мото
        • Ралли
        • ДТМ
        • Другие серии
      • Бокс/MMA/UFC
        • Бокс Профи
        • ММА
        • Прочее
      • Фигурное катание
        • Чемпионат мира по фигурному катанию
      • Прочие
        • Американский футбол
        • Бадминтон
        • Бейсбол
        • Бильярд/снукер
        • Борьба
        • Бобслей/сани/скелетон
        • Велоспорт
        • Водные виды
        • Волейбол
        • Гандбол
        • Гимнастика
        • Гольф
        • Гребля
        • Единоборства
        • Керлинг
        • Конный спорт
        • Коньки/шорт-трек
        • Легкая атлетика
        • Лыжи
        • Мини-футбол
        • Настольный теннис
        • Парусный спорт
        • Пляжный футбол
        • Покер
        • Регби
        • Современное пятиборье
        • Стрельба
        • Триатлон
        • Тяжелая атлетика
        • Фехтование
        • Хоккей на траве
        • Хоккей с мячом
        • Шахматы
        • Экстрим
        • Экзотические виды
      Все блоги
    • Подкасты
    • Статусы
      • Популярные
      • Новые
    • Рейтинг букмекеров
      • Бонусы букмекеров
      • Легальные
      • Зарубежные
      • Киберспортивные
      • С кэшбеком
    • Fantasy
      • Fantasy
      • Прогнозы
      • Редакционные игры
      Fantasy-команды
        Другие лигиЛига Прогнозов
          Больше лиг
        • Киберспорт
        • Прогнозы на спорт

        Виды и жанры журналистики: информационные, аналитические

        Рассмотрим все основные виды и жанры журналистики. Для каждого дам определение и в качестве дополнения предоставлю несколько интересных примеров. Вся классификация будет идти по Тертычному.

        Основные виды и жанры журналистики

        Основные виды и жанры журналистики

        Что такое жанр

        Основные виды и жанры журналистикиОсновные виды и жанры журналистики

        Жанр — это вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Скажем так, это конвенция о согласовании сигналов. Тех сигналов, которые подает автор.

        Если к примеру, мы видим, что стоит жанр роман, то понимаем, что тут будет достаточно большой объем произведения. Там скорее всего будут какие-то приключения и насыщенный сюжет.

        Если видим, что стоит семейная сага, то понимаем, что будет идти повествование о жизни какой-нибудь семьи. Будет много сюжетных линий. Если это комедия, то мы будем готовы к различным смешным поворотам.

        То есть сам жанр дает нам какую-то наводку, что следует ожидать от данного произведения.

        Жанр — это также и инструмент (форма произведения). Причем они могут смешиваться. И на самом деле в чистом виде существуют очень редко. Гораздо сложнее найти в чистом виде репортаж или заметку, нежели определенное смешение (гибрид).

        Но чтобы смешивать жанр, мы должны владеть каждым из них в чистом виде. Только после этого можно экспериментировать.

        Жанры в этом смысле еще дают возможность оценивать произведения не с точки зрения художественно-литературной ценности, а объективно. То есть наличия в нем определенных признаков.

        К примеру, если будем дальше писать заметки, то мы выработаем ряд признаков, по которым этот жанр будет оцениваться.

        Таким образом, мы вырабатываем критерий оценки произведения. Ведь оценивать литературный труд по типу нравится или нет является очень неблагодарным делом.

        Система жанров или виды журналистики

        Ниже можно увидеть классическую систему жанров или основные виды журналистики:

        • Информационная публицистика
        • Аналитическая публицистика
        • Художественная публицистика

        Каждый из видов имеет свои определенные жанры. Ниже мы их рассмотрим.

        Информационные жанры журналистики

        В информационных жанрах журналистики мы даем только информацию. Мы не делаем оценок и не стараемся как-то осмыслить данное событие. Мы просто о нем рассказываем.

        Основные информационные жанры журналистики с примерами

        Основные информационные жанры журналистики с примерами

        Жанры:

        • Заметка
        • Репортаж
        • Интервью
        • Информационная корреспонденция
        • Информационный отчет
        • Блиц-опрос
        • Вопрос-ответ
        • Некролог
        Заметка

        Заметка — это небольшое информационное сообщение, которое содержит обычную новость. Жанр состоит из заголовка, лида и текста.

        Пример информационного содержания заметкиПример информационного содержания заметкиПример заметки

        Заголовок может содержать главную мысль заметки. Лид — это подзаголовок. Он содержит краткое описание основного текста заметки. Отвечаем на вопросы: что, где и когда. При создании основного текста отвечаем на те же вопросы, но уже подробно.

        Информационная корреспонденция

        Информационная корреспонденция представляет собой предмет, явление, единичное событие или действие. Она может включать в себя фактологическое описание предмета (что, где, когда). А также некоторые элементы оценки автора, предписания или прогноза.

        Пример информационной корреспонденции в журналистикеПример информационной корреспонденции в журналистикеИнформационная корреспонденция

        Ее целью является сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

        По сути корреспонденция близка к репортажу, но таковым никогда не является. Ведь автор никогда не присутствует на месте события. В тексте это чувствуется.

        Репортаж

        Жанр репортаж возникает в результате развернутого применения метода наблюдения и тщательной фиксации в ее результатах.

        Пример репортажа как жанра журналистикиПример репортажа как жанра журналистикиПример репортажа

        Автор данного жанра всегда пытается создать эффект присутствия путем описания каких-то деталей, настроений, обстановки и так далее. Когда читаем репортаж, то создается впечатление, что мы находимся в гуще события.

        Информационный отчет

        Информационный отчет отличается сухостью подачи информации. Часто используется канцеляризм. У этого жанра всегда специфический предмет.

        Пример информационного отчета как жанра в журналистикеПример информационного отчета как жанра в журналистикеИнформационный отчет

        Обычно это событие, которое совершается в форме обмена информации. Например, конференции, заседания, собрания или семинары.

        Если мы видим сухое описание какого-то заседания или конференции, то сразу понимаем, что это информационный отчет.

        Информационное интервью

        Интервью сформировано в стиле вопрос-ответ. В самом материале всегда заложен информационный повод. То есть из-за чего разговаривают именно с этим человеком.

        Пример жанра информационного интервью в журналистикеПример жанра информационного интервью в журналистикеЖанр информационное интервью

        Видно, что под заголовком сначала идет информационный повод, затем вопрос и ответ на него.

        Блиц-опрос

        По методу получения информации блиц-опрос немного похож на интервью. Отличие лишь в том, что в интервью много вопросов задают одному человеку. А в блиц-опросе многим людям задают один и тот же вопрос.

        Такой опрос обычно сопровождается фотографиями тех, кого опрашивают. Информация посвящена какой-то определенной теме. Обычная привязка тоже идет по информационному поводу.

        Пример блиц-опроса в информационном жанре журналистикиПример блиц-опроса в информационном жанре журналистикиБлиц-опрос

        Тут опрашивают людей разного пола, профессий и возраста. Собственно, это в опросе и сообщается.

        Некролог

        В некрологе указывается про смерть человека, а также краткая информация о нем. Но еще уделяется внимание достижениям человека. Что он сделал, какое значение имел в обществе и так далее.

        Некролог как информационный жанр в журналистикеНекролог как информационный жанр в журналистикеПример некролога

        Аналитические жанры журналистики

        В аналитических жанрах журналистики автор может проявить себя. Он старается дать оценку тем или иным событиям, с чем-то их сравнить и сделать определенные выводы.

        Разбираем основные аналитические жанры журналистики

        Разбираем основные аналитические жанры журналистики

        Жанры:

        • Комментарий
        • Корреспонденция
        • Статья
        • Журналистское расследование
        • Аналитические отчеты
        • Аналитическое интервью
        • Аналитический опрос
        • Беседа
        • Социологическое резюме
        • Анкета
        • Мониторинг
        • Рейтинг
        • Рецензия
        • Обозрение
        • Обзор СМИ
        • Прогноз
        • Версия
        • Эксперимент
        • Письмо
        • Исповедь
        • Рекомендация (совет)
        • Аналитический пресс-релиз
        Аналитическое интервью

        Аналитическое интервью содержит в себе анализ факта и отвечает на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и так далее.

        Роль автора заключается в том, чтобы своими вопросами задать направление анализа, которое осуществляет интервьюируемое лицо.

        Аналитическое интервью как жанр в журналистикеАналитическое интервью как жанр в журналистикеАналитическое интервью

        В примере сначала вводится социально-значимая проблема после чего задается тон анализу. Затем идет само интервью. Оно посвящено не столько информационному поводу, сколько мнению эксперта в заявленной проблеме.

        Рецензия

        Рецензия содержит критический отзыв о произведениях художественной литературы, науки, искусства и так далее.

        Целью является не просто осветить данное информационное явление. Нужно проанализировать его значение или культуру в той среды, для которой оно вышло. Это может быть спектакль, фильм и так далее.

        Пример рецензии как жанра журналистикиПример рецензии как жанра журналистикиРецензия

        В примере заявляется, что будет анализироваться и кто будет анализировать. А дальше идет анализ (рецензия).

        Статья

        Статья является главным аналитическим жанром. Здесь наблюдается глубинный анализ актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.

        Статья как жанр журналистикиСтатья как жанр журналистикиСтатья

        Аналитика предмета создана так чтобы читатели смогли и дальше размышлять над интересующими ими вопросами.

        Виды статьи:

        1. Общеисследовательская — автор может вести речь о направлениях политического и экономического развития страны. Или же он может рассуждать об уровнях нравственности. В основу анализа часто берутся крупные проблемы.
        2. Тактико-аналитическая — в основе лежат актуальные, практические проблемы. Например, промышленность, сельское хозяйство, предпринимательство и так далее. То есть тут идут уже мелкие проблемы.
        3. Полемическая — это ответ на уже опубликованную статью. Это могут быть какие-то политические оппоненты, художественные критики, которые придерживаются другой позиции.
        Пример тактико-аналитической статьи как жанра в журналистикеПример тактико-аналитической статьи как жанра в журналистикеТактико-аналитическая статья
        Аналитический отчет

        Предметами использования аналитического отчета являются различные доклады, конференции, собрания и так далее. Здесь показывается взаимосвязь выводов, оценок в речах выступающих и выносится оценка выступления участников мероприятия.

        Пример аналитического отчета в журналистикеПример аналитического отчета в журналистикеАналитический отчет

        Это своего рода отчет-объяснение или оценка причин, проблемы или какого-то процесса.

        Комментарий

        С помощью комментария можно выражать свое отношение к различным событиям, создавать связанные с ним проблемы и задачи.

        Пример комментария в аналитическом жанре журналистикиПример комментария в аналитическом жанре журналистикиКомментарий как жанр журналистики

        В таком жанре журналистики всегда присутствует анализ какого-то явления, уделяется большое внимание на главные факты, дается их оценка и прогноз события. Обязательно должен присутствовать вывод.

        Аналитическая корреспонденция

        Аналитическая корреспонденция выясняет причины события или явления. Определяет их ценность, дает прогноз развития и так далее.

        Пример аналитической корреспонденции в жанре журналистикиПример аналитической корреспонденции в жанре журналистикиАналитическая корреспонденция

        Первоисточником сообщения является автор. Главным предметом данного жанра выступает один самый важный факт события. А остальные более мелкие детали являются лишь дополнительным материалом для освещения.

        Журналистское расследование

        Журналистское расследование включает в себя элементы статьи, корреспонденции и репортажа. Предметом выступает общественно значимая тема.

        Небольшой пример журналистского расследования как аналитический жанрНебольшой пример журналистского расследования как аналитический жанрЖурналистское расследование

        Определяются причины и виновники данного события. Идет поиск решения проблемы. Автор принимает непосредственное участие в расследовании. Благодаря этому его аудитория тоже находится в центре истории.

        Выявляется сопоставление фактов, изучаются улики, идет поиск виновных и так далее.

        Аналитический опрос

        Аналитический опрос очень схож с информационным в виде ответа на вопрос. Единственное, в данном жанре присутствуют элементы аналитики. Ведь автор задает еще и такие вопросы, как: в чем причина, как это объяснить, почему и так далее.

        Небольшой пример аналитического опроса как жанра журналистикиНебольшой пример аналитического опроса как жанра журналистикиПример аналитического опроса

        Очень часто такой жанр используется в общественно-политических и деловых изданиях.

        Беседа

        Беседа схожа с интервью. Отличием является то, что автор не только может задавать вопросы, но и сам выстраивать содержание будущего текста. Данный жанр хорошо использовать, когда тема не сразу может поддаваться истолкованию.

        Беседа как жанр журналистикиБеседа как жанр журналистикиПример беседы
        Социологическое резюме

        В социологическом резюме публикуются краткие итоги различных соц-исследований. Автор может комментировать эти данные исследований и публиковать их в разной последовательности.

        Пример социологического резюме в аналитической журналистикеПример социологического резюме в аналитической журналистикеСоциологическое резюме
        Анкета

        Анкета очень хорошо помогает журналистам в сборе разнообразной информации. При анкетировании задается много вопросов для широкого круга людей. В результате возникает своеобразная публикация с определенными чертами.

        Пример анкеты в аналитическом жанре журналистикиПример анкеты в аналитическом жанре журналистикиАнкета
        Мониторинг

        Мониторинг — это отслеживание какого-то явления и замер определенных его параметров. Предметом являются конкретные характеристики данного явления.

        Пример мониторинга в аналитическом жанре журналистикиПример мониторинга в аналитическом жанре журналистикиМониторинг
        Рейтинг

        В рейтинге предоставляется ранжирование схожих явлений по определенному признаку. Проводится аналогия и сравнение предметов.

        Пример простого рейтинга в аналитическом жанре журналистикиПример простого рейтинга в аналитическом жанре журналистикиПример простого рейтинга

        Данный жанр очень часто используется в различных сферах деятельности. Это может быть рейтинг политиков, бизнес-компаний, спортсменов, музыкантов и так далее.

        Обозрение

        В обозрении наглядно освещаются мысли обозревателя и общественных событий. Обозреватель формирует интерес у своей аудитории, рассказывает ей о различных событиях.

        В этом жанре происходит наблюдение за определенными событиями с последующим их анализом.

        Обзор СМИ

        В обзорах СМИ изучают информацию и подводят итоги по различным литературным публикациям, теле и радио программ. Могут рассматриваться темы, обсуждаемые прессой. Автор может информировать о том, что публикуют другие издания.

        Прогноз

        В прогнозе дается суждения автора о том, что будет в будущем в тех или иных явлениях. В качестве авторов тут в основном выступает не журналист, а различные эксперты, ученые и специалисты.

        Прогноз как жанр аналитической журналистикиПрогноз как жанр аналитической журналистикиПрогноз
        Версия

        Версия состоит из неполных доказательств. Здесь нет конкретных выводов. Наблюдается лишь метод исследования в виде домыслов и вымыслов.

        Пример версии в аналитической журналистикеПример версии в аналитической журналистикеВерсия
        Эксперимент

        Эксперимент в журналистике проводится по любому поводу. Здесь речь идет об специально организованной журналистом предметно-практической ситуации.

        Пример эксперимента в аналитическом жанре журналистикиПример эксперимента в аналитическом жанре журналистикиЭксперимент
        Письмо

        Письмо в СМИ — это более простая форма публикации. Иногда издания публикуют читательские письма чтобы разнообразить материал.

        Так появляются различные мнения об определенных ситуациях. К тому же это помогает читателям ощутить свой вклад в развитие самого издания.

        Пример жанра письма в журналистикеПример жанра письма в журналистикеПисьмо

        Письма читателей могут быть адресованы конкретным личностям, группам или населению страны.

        Исповедь

        Предметом исповеди является внутренний мир автора. Здесь он объясняет какой-то поступок, делится своим опытом, дает примеры для преодоления беды.

        Пример исповеди в аналитическом жанре журналистикеПример исповеди в аналитическом жанре журналистикеИсповедь
        Рекомендация (совет)

        Рекомендация (совет) — эта информация, в которой содержатся способы решения определенных задач. Как правило, такой жанр журналистики публикуется в виде инструкции. Здесь автор объясняет почему нужно сделать так и что это даст.

        Небольшой пример рекомендации в жанре аналитической журналистикиНебольшой пример рекомендации в жанре аналитической журналистикиПример рекомендации
        Аналитический пресс-релиз

        В аналитическом пресс-релизе рассказываются о достоинствах какой-нибудь компании или специалиста. Анализируются качества и достоинства для общественной аудитории.

        Иногда приводятся различные доказательства того, что эта компания успешно может решить определенные проблемы общества. В качества аргументов приводятся примеры успешной деятельности.

        Пример аналитического пресс-релиза в журналистикеПример аналитического пресс-релиза в журналистикеАналитический пресс-релиз

        Художественно-публицистические жанры журналистики

        В художественно-публицистических жанрах журналистики тексты отличаются тем, что в них есть больше средств выразительности. Мы уже не стремимся только дать информацию. Мы можем облечь ее в какую-то красивую форму:

        • Размышления
        • Наблюдения
        • Красивое описание и так далее

        Рассматриваем основные художественно-публицистические жанры журналистики

        Рассматриваем основные художественно-публицистические жанры журналистики

        Жанры:

        • Эссе
        • Очерк
        • Фельетон
        • Памфлет
        • Пародия
        • Сатирический комментарий
        • Житейская история
        • Легенда
        • Эпитафия
        • Колонка
        Очерк

        Очерк считается королем художественно-публицистических жанров. С точки зрения подготовки и написания, это самый сложный жанр.

        Пример очерка в художественно-публицистическом жанре журналистикиПример очерка в художественно-публицистическом жанре журналистикиЖанр журналистики очерк

        В основе очерка лежит репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало.

        Причем развернутость этого репортажного начала воспринимается, как преобладание художественного метода. В то время упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода.

        Портретный очерк

        Предметом портретного очерка выступает личность. Причем характер героя дается в каких-то нетривиальных ситуациях. Фишкой является показать обычного человека при необычных обстоятельствах.

        Пример портретного очерка в журналистикеПример портретного очерка в журналистикеПортретный очерк

        В примере сначала идет информационный повод. Затем идет описание. В нем описываются различные ситуации, где высвечиваются личностные качества героя. Доброта, помощь и так далее.

        В этом и суть портретного очерка. Показать, как обычный человек меняет судьбы других.

        Проблемный очерк

        Предметом отображения проблемного очерка выступает проблемная ситуация. В аналитических жанрах это тоже встречается. Поэтому такой очерк часто путают со статьей.

        Развитие проблемы в очерке никогда не предстает в голом виде. То есть не показывают через какие-то статистические данные, комментариев экспертов, диаграммы, отчеты и так далее.

        Проблемная ситуация в таком очерке представлена через ряд образов, которые связаны между собой. Это может быть определенный человек в проблемной ситуации. Через него и показывается развитие этой ситуации. Пытаются найти пути решения этой ситуации.

        Путевой очерк

        Путевой очерк близок к тревел-журналистике (путешествия). В основе лежит какой-то авантюрный сюжет или необычное приключение. Здесь идет описание путешествия, поездки или командировки.

        Эссе

        Эссе является спорным жанром. Ведь в нем преобладают аналитические и публицистические признаки. Поэтому его могут определить либо к художественно-публицистическим жанрам, либо к аналитическим.

        Пример эссе в художественно-публицистическом жанре журналистикиПример эссе в художественно-публицистическом жанре журналистикиПример эссе как жанр журналистики

        В примере идет создание тщательно проработанного образа.

        Колонка

        Многие колонку к жанру не относят. Они считают, что это просто место на полосе. Да, это треть страницы вертикально расположенного материала под одним авторством. Считается, что внутри этой полосы может находиться любой жанр.

        Но некоторые считают, что это все же отдельный жанр. В это место как-правило, публикует один и тот же человек. Вот он и является этим жанрообразующим признаком.

        Фельетон

        В фельетоне осмеивалось определенное зло. Жанр не совсем популярный и очень сложный. Многие фельетонисты допускают здесь ошибки. Нужно стараться писать ясным и понятным языком для читателя. Иначе такие публикации останутся просто незамеченными.

        Пример фальетона в художественно-публицистическом жанре журналистикеПример фальетона в художественно-публицистическом жанре журналистикеФельетон

        Часто авторы используют сатирические и юмористические методы изложения материала.

        Памфлет

        В памфлете идет осмеяние различных человеческих пороков и унижение злого героя. Как правило, это маленькая информация политического характера. То есть высмеивают различных политиков и чиновников.

        Пример памфлета в журналистикеПример памфлета в журналистикеПамфлет
        Пародия

        Пародия — это подражание или имитация кого-то. Например, высмеивание и имитация действий определенного человека. Может высмеиваться творческая манера определенных артистов, поведение некоторых политиков и так далее.

        Пародия в художественно-публицистическом жанре журналистикиПародия в художественно-публицистическом жанре журналистикиПример пародии в журналистике
        Сатирический комментарий

        В сатирическом комментарии идет высмеивание того феномена, который привлек автора. Очень часто высмеиваются различные нелепые действия чиновников, политиков или звезд. Как правило, их действия могут вызывать общественный резонанс.

        Также может быть и информационный повод. Например, обсуждение высказываний людей. Сначала публикуется высказывание какого-то человека, а потом идет комментарий автора о данной информации.

        Пример сатирического комментария в журналистикеПример сатирического комментария в журналистикеСатирический комментарий
        Житейская история

        Отличие от мини-истории состоит в том, что здесь присутствует полнота и насыщенность информации. Здесь описываются различные истории из жизни людей. Например, их поступки или определенные ситуации.

        В главной роли тут находится фантазия автора. Она рождает несуществующие ситуации и доводит их до реально возможных. Например, часто используются неожиданные повороты событий героя.

        Пример житейской истории в художественно-публицистическом жанре журналистикиПример житейской истории в художественно-публицистическом жанре журналистикиЖитейская история
        Легенда

        В легенде используется вымысел. Но она также может содержать и реальный исторический факт. Легенда может привязываться к определенному месту, личности или событию.

        Легенда как художественно-публицистический жанр в журналистикеЛегенда как художественно-публицистический жанр в журналистикеПример легенды
        Эпитафия

        В эпитафии рассказывается про умершего человека. Но основное внимание идет не на смерть человека, а на его достоинства. Тут идет своего рода, оценка умершего человека.

        Пример эпитафии в художественно-публицистическом жанре журналистикиПример эпитафии в художественно-публицистическом жанре журналистикиПример эпитафии

        На этом все!

        Теперь вы знаете, какие бывают виды и основные жанры в журналистике. Также мы рассмотрели их описание и примеры.

        Основы журналистики в школе — Пишем репортаж (Советы начинающим репортерам)

        17.07.2015

        Репортаж является одним из наиболее излюбленных и востребованных жанров в школьной газете. Но у репортажа, как и у любого другого жанра, есть свои особенности и специфика, которыми нельзя пренебрегать.

        К сожалению, именно об этом школьники забывают, когда начинают писать в этом жанре. В результате приходится читать репортажные тексты, созданные по принципу «что вижу, о том и пишу». Так, например, репортаж об экскурсии в зоопарк может начинаться длинным описанием того, как журналисты стояли на остановке, ожидая опаздывающих товарищей, и ехали в автобусе. А репортаж о городском празднике в детской газете нередко предваряет сообщение о том, чем журналистка занималась накануне, от кого и как узнала о предстоящем событии, во сколько проснулась, как позавтракала, как добиралась, как сдавала одежду в гардероб и повстречала знакомых.

        При этом само событие, описание которого и является целью репортажа, уходит на второй план. Читатель, ожидавший узнать подробности о прошедшем событии, будет обманут в своих ожиданиях, разочарован и, скорее всего, даже не дочитает текст до конца. В конечном итоге, кого волнует, как Маша Н. позавтракала и как Катя и Настя ехали в автобусе?

        Чтобы избежать этой ошибки, начинающему журналисту прежде, чем сесть за написание материала, и даже прежде, чем приступить к сбору информации, к непосредственному наблюдению за событием, имеет смысл задать себе вопросы: «Зачем я пишу этот репортаж? Кто его будет читать? О чем я хочу рассказать читателю?» И если вам все равно, будут читать ваш текст или нет, забудьте о журналистике. Пишите «в стол». Для потомков. Может быть, они поймут и оценят. А репортаж является информационным жанром, моментальным откликом на событие, которое интересно совершенно конкретному читателю. И он (читатель) хочет узнать подробности именно об этом событии, а не о вас лично.

        Профессионализм репортера проявляется в умении отличить «говорящие» детали от ненужных подробностей. «Говорящие детали» — это те, которые помогают ярче высветить событие, описать в красках и в лицах саму атмосферу происходящего, его масштаб, значимость, добавить в описание ярких красок для придания наглядности, заострить внимание на каких-то деталях, эпизодах.

        Основная задача репортера — дать читателю возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т. е. создать «эффект присутствия». А для этого нужно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Вот для этого и нужны детали: чтобы передать свое ощущение динамики события («картинка в движении»), чувств и эмоций, которые эти события вызывают.

        В описании события не бойтесь использовать глаголы настоящего времени. Именно они в сочетании с яркими деталями, красками, эмоциями помогают передать динамику события и создать эффект присутствия.

        А еще репортер должен уметь оперировать цифрами, фактами, обращаться за комментариями к участникам или организаторам события, включать в репортаж элементы интервью.

        Не знаете, с чего начать репортаж, чтобы не описывать длинные и ненужные подробности своей личной жизни? Начните с лида. «Жесткого» — коротко (в одном-двух предложениях) ответьте на вопросы: «что», «где», «когда», спустив ответы на вопросы: «как», «почему» и «кто» в описательную часть. «Мягкого» — если хотите поиграть с новостью. Но не увлекайтесь, играя: лид — это всего лишь один небольшой вводный абзац, а не страница текста!

        Многие начинающие журналисты ошибочно считают, что репортаж можно писать только о каком-то прошедшем мероприятии. Это не совсем так. Информационным поводом для репортажа могут послужить посещение кабинета стоматолога, ветеринарной клиники, детского дома, школьной столовой во время перемены, репетиции школьного театра, молодежной тусовки. Ищите темы, интересные вашему читателю! И не забывайте сопровождать ваши репортажи фотографиями, которые выгодно дополнят ваш текст.

        Татьяна Ковган

        Образец сочинения (жанр — репортаж) на тему «С уважением к электросбережению»

        Репортаж со школьного мероприятия «С уважением к электросбережению»

        Мы ведем репортаж с мероприятия, проходящего сегодня в школе №8 города Таштагола. Мероприятие посвящено очень важной теме и называется «С уважением к электросбережению».

        Кабинет физики. На доске яркими буквами написан плакат: «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление » Подготовлен экран, презентация. Мы видим немного волнующихся восьмиклассников: это они подготовили мероприятие вместе с учителем физики Сальниковой Тамарой Арсентьевной. За столами гости – учащиеся 6-7 классов. Все с интересом следят за происходящим.

        И вот начало. Ведущие предлагают отгадать загадку, чтобы ребята узнали, о чем пойдет речь. А речь об электроэнергии, об энергии вообще и , конечно же, о необходимости ее бережного потребления.

        Учитель физики очень просто и доступно рассказывает об энергии солнца, воды, подтверждая свои слова яркими примерами, отображенными на слайдах. Все очень интересно, познавательно. Затем ребятам предлагаются вопросы:

        -Какова роль энергии в жизни человека?

        -Зачем нам нужна электроэнергия?

        И главный вопрос:

        -Как сохранить энергетические ресурсы?

        Мы узнаем из сообщений ребят, что, по мнению специалистов, потребление энергии может быть сокращено: в быту – на 34%, в транспорте – на 24%, в промышленности – от 13 до 33%.

        Все участники активно вступают в разговор, отвечая примерами на вопрос- как сберечь энергию в быту, дома , в школе. Ответов много, и все они правильные: выключать свет, когда он не нужен; правильно пользоваться утюгом, электрочайником; как бережно относиться к воде…

        Затем девочки проводят викторину. Победителем ее становится ученик 7 класса Маралев Кирилл. Решаются экологические задачи, например, такая: сколько стоит сэкономленная электроэнергия при выключении света в кабинетах школы во время пятнадцатиминутной перемены? А ответ на этот вопрос нам дает учащийся 9 класс Кияницын Егор.

        Всеобщее внимание привлекло выступление директора школы Пашиной Екатерины Федоровны, которая на примерах показала, как много делается в школе для экономии электроэнергии: заменено по всей школе освещение на энергосберегающее, поставлены новые стеклопакеты, отчего в классах стало значительно теплее, утеплены двери. Екатерина Федоровна отметила, что очень многое зависит от каждого члена коллектива, от каждого ученика.

        Пришел на праздник герой Электроша, не совсем реальный, но и не сказочный. Задавал вопросы, предложил решить кроссворд и даже …не поверите – вместе с восьмиклассниками исполнил «Гимн электросбережению».

        В конце праздника был подведен итог творческих работ на тему «Электросбережение», вручены грамоты победителям. А главный итог, который вынесли ребята с этого увлекательного и поучительного занятия такой: «Энергосбережение – дело для всех – польза для каждого.» И для страны. И для всей нашей прекрасной планеты.

        Репортаж вели учащиеся 7 класса

        Подъярова Ксения, Дурновцева Полина

Оставьте комментарий