Особенности текста – 60. Понятие о тексте. Основные признаки текста

Каковы основные признаки текста? Признаки текста в русском языке

Текст – наивысшая единица языка. Он состоит из более мелких языковых единиц – предложений и словосочетаний, слов. Как и любое другое явление, он имеет свои особенности и отличительные признаки, которые отличают его от других языковых явлений. Кроме того, в зависимости от стиля, к которому он относится, текст обладает рядом дополнительных признаков. Далее мы рассмотрим, каковы основные признаки текста и различных функциональных стилей.

Что такое текст?

Текст – это речевое произведение, которое состоит из последовательно взаимосвязанных различных языковых знаков. Отличается целостностью и оформленностью.

основные признаки текста

Композиционно текст состоит из:

  • предложений;
  • абзацев;
  • параграфов;
  • разделов;
  • глав.

Все эти элементы связаны между собой одной темой и целью. Для того чтобы определить, является ли набор тех или иных предложений текстом, необходимо знать основные признаки текста в русском языке.

Каждый текст имеет определенную, четко выраженную функционально-стилевую ориентацию – научный, художественный, публицистический стиль и т. д.

Основные признаки текста

Чтобы набор слов и предложений можно было назвать одним целым, они должны отвечать определенным требованиям. Вот основные признаки текста, которые выделяют в лингвистике:

  1. Завершенность, которая подразумевает смысловую оконченность.
  2. Связность.
  3. Единство используемых стилистических средств.
  4. Членимость и автономность.

Только при наличии всех вышеперечисленных признаков композиция из нескольких предложений может считаться текстом.

Завершенность

Разбирая признаки текста, необходимо начать с завершенности. Данный признак предполагает, что текст полностью раскрывает замысел, который поставил перед ним автор. Все это приводит к полному восприятию и пониманию прочитанного или услышанного реципиентом.

признаки текста в русском языке

Ознакомившись с текстом, мы должны понять его смысл, увидеть связь темы и содержания.

Связность

Данный признак проявляется в расположении предложений в определенной логической последовательности, что помогает отразить развитие мысли. Одно предложение является смысловым продолжением первого, строится на базе ранее поданной информации. Сюда же относится и оформление текста с помощью грамматических и лексических средств языка. Для связи используются различные ключевые слова, повторы, союзы, синонимы.

Разбирая признаки текста в русском языке, в особенности связность, следует отметить наличие двух основных связей между предложениями — параллельной и цепной. При первой предложения связываются друг с другом благодаря одинаковому порядку слов, схожей структуре.

каковы основные признаки текста

Во второй – связкой выступает ключевое слово, которое несет основную информацию. Его могут заменять синонимом. Кроме того, употребляются глаголы совершенного вида.

Стилевое единство

Разбирая основные признаки текста, нельзя не отметить единство стиля. Любой текст оформляется согласно особенностям того или иного функционального стиля. В зависимости от выбранного стиля, подбираются лексические и языковые средства, грамматическое оформление текста. Синтаксические структуры также строятся на основе выбранного стиля. Так, в разговорном стиле преобладают простые предложения, в научном – сложные.

Целостность

Данный признак подразумевает одновременное выполнение трех описанных выше признаков текста. То есть наличие связности, завершенности и стилевого единства.

Даже если в предложенном фрагменте были найден один или два признака, его нельзя назвать текстом до тех пор, пока не будут соблюдены три ранее описанных нами основных признака текста.

Другие признаки

Выделим также и другие, менее важные признаки текста в русском языке.

Членимость, которая подразумевает, что текст состоит из нескольких предложений. При этом не стоит забывать о том, что они должны быть связаны между собой единой темой.

И автономность: каждый текст имеет начало и конец.

Выделяют также такой признак, как информативность – текст несет определенную информацию. В целом она определяется темой и целью высказывания.

Отличительные особенности стилей

В русском языке выделяют ряд функциональных стилей – научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Каждый из них имеет не только основные признаки текста, но еще и ряд дополнительных, которые помогают различать их между собой.

признаки текста

Научный стиль

Научный стиль используется при написании статей и монографий, дипломных и магистерских работ, диссертаций, научных выступлений, докладов, лекций. Основные признаки научного текста: использование терминологии, сложных предложений, безличность автора, которая проявляется благодаря использованию «мы» вместо «я», тезисному изложению, наличию вводных слов и конструкций, эмоциональной нейтральности.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль охватывает все официальные документы: законы, деловые записки, заявления, протоколы. Основные признаки данного стиля – прямой порядок слов, логика в изложении, использование штампов и языковых клише, лаконичность, эмоциональная и оценочная нейтральность, наличие стандартов. Часто в данном стиле употребляются регламентированные образцы и бланки.

признаки научного текста

Публицистический стиль

Публицистический стиль охватывает всю сферу действия СМИ. Основная его функция – информирование, воздействие на человека. Признаки публицистического текста – это логичная и лаконичная подача информации, образность, оценка, наличие призыва к действию. Важным признаком также является выделение информации с помощью заголовков и подзаголовков, визуальных эффектов. Предложения в текстах данного стиля как простые, так и сложные.

Разговорный и художественный стили

Художественный стиль характеризуется экспрессивно-эмоциональной лексикой, использованием метафор и сравнений, легкими конструкциями. Им написаны все художественные произведения: рассказы, романы, стихи.

признаки публицистического текста

Разговорный стиль употребляется в устной речи, интернет-переписке. Основные признаки текста данного стиля — использование разговорных и просторечных слов, повторов, неполных и простых предложений. В нем также выделяют отсутствие четкой структуры и логики изложения.

Вывод

Мы рассмотрели, каковы основные признаки текста в русском языке. Так, выделят связность, целостность и завершенность текста, стилевое единство. При наличии только одного или двух из перечисленных нами признаков назвать тот или иной фрагмент текстовой информации текстом нельзя. Кроме признаков, общих для всех текстов, выделят также особенности — лексические и грамматические, синтаксические, благодаря которым мы можем определить, к какому функциональному стилю принадлежит тот или иной текст.

fb.ru

особенности текстов–описаний — это… Что такое особенности текстов–описаний?


особенности текстов–описаний
Описание – тип текста, основанный на изображении свойств, явлений природы, предмета, характера человека и т.п. Художественная литература представлена такими видами описаний, как: пейзаж (описание природы), портрет (описание внешности человека), интерьер (описание помещения). От дискурса зависит использование тех или иных видов описаний. Так, в художественной речи описания характеризуются наличием полных прилагательных, предложений с однородными членами, повествовательных предложений усложненной конструкции: «Я не видел глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачков, эти глаза расширялись и сверкали в минуты воодушевления;

в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение пленительной доброты и беспечного счастья. Голос у него был слаб, но приятен

: говорил он с особенными ударениями и придыханиями«. Описание связано с образностью художественной речи. Научное описание ориентировано на раскрытие существенных признаков и явлений предметов, поэтому в подобных случаях в описаниях будут активизироваться языковые средства, группирующиеся вокруг обобщенности-отвлеченности – одной из стилевых черт научного стиля. В деловой речи описание представлено разными жанрами: это и описание отдельного предмета, и производственная характеристика, описание обстановки (в следственных протоколах) и т.п. Описание в деловом стиле строится так, чтобы не появлялась возможность инотолкования.

Инвариантная схема описания как текста включает следующие компоненты:

1) характеристику ситуации общения;

2) структурно-композиционные элементы: собственно описание, общее впечатление от увиденного, обобщение;

набор языковых средств, зависящих от ситуации общения и структуры текста. Каждая информационная модель текста-описания представляет собой модификацию инвариантной схемы.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.

  • особенности современной лексикографии
  • особенности текстов-повествований

Смотреть что такое «особенности текстов–описаний» в других словарях:

  • ИСТОРИЯ И МИФЫ

    — Для народов архаической культуры, не имеющих собственно исторических текстов, мифологические источники при всей их неполноте и неточности восполняют (хотя и в специфической форме) исторические источники, помогают в решении задач истории как… …   Энциклопедия мифологии

  • Астрология — Иллюстрация из Часослова герцога Беррийского 15 века, отображающая связь знаков Зодиака с Гиппократовыми темпераментами в соответствии с «горячестью холодностью» и «влажностью сухостью» …   Википедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… …   Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ III — Литература Визант. лит ра, словесность и книжность в целом составляют труднообозримый массив духовного наследия христ. империи. Его освещение предполагает обращение ко мн. видам и жанрам лит ры, в первую очередь к святоотеческой, богословской лит …   Православная энциклопедия

  • ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ — [῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίας Αἰκατερίνης τοῦ Θεοβαδίστου ῎Ορους Σινᾶ], автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п ова. Игуменом Е. в. м. является архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский (подробнее см. в ст.… …   Православная энциклопедия

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия

  • ЯЗЫК (естественный) — ЯЗЫК (естественный язык), хранящаяся в сознании человека сложная система правил, в соответствии с которыми происходит речевая деятельность, т.е. порождение и понимание текстов. Всякий текст является (материальным) объектом, передающим… …   Энциклопедический словарь

  • ИЕЗЕКИИЛЯ ПРОРОКА КНИГА

    — входит в состав ВЗ (относится к т. н. великим пророкам). Автором традиционно признается прор. Иезекииль. Текст Еврейская традиция По утверждению мн. комментаторов, евр. текст И. п. к. один из самых плохо сохранившихся. Как считал Р. Сменд, И. п.… …   Православная энциклопедия

lingvistics_dictionary.academic.ru

Текст и его особенности. Основные признаки текста

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы.

·                   Что такое текст?

·                   Какие особенности есть у текста?

·                   Каковы основные признаки текста?

А помогут нам Маша и Вениамин. Они как раз собрались зайти к своему другу Сене. И очень озадачились, услышав из-за его двери радостные крики:

– Ура! Ура! Наконец-то я дождался!

– Кажется, Сеня чему-то рад, – пробормотал Вениамин.

Что бы это могло быть?

– Случилось что-то хорошее? – поинтересовалась Маша.

– Ещё бы! – радостно ответил Сеня. – Мне наконец-то задали сочинить текст! Ух, и развернусь я теперь! Потренируюсь немного – и стану великим писателем. Как Маяковский. Или ещё лучше.

– Мне уже хочется увидеть твой текст! – подпрыгнула от нетерпения Маша. – Ну же, что ты такое написал?

– Вот, – важно сказал Сеня. И зачитал: «Вот и наступили каникулы!»

Ребята подождали продолжения, но его не было.

– И это все? – осторожно спросил Вениамин.

– Ну да, – удивился Сеня. – Ну как, я гениален, правда? И тема такая приятная…

– Э-э… – протянул Вениамин. – Видишь ли, я пока что вижу перед собой одно предложение.

А ведь текст – это не предложение!

Считается, что обычно в тексте бывает больше двух предложений.

Вот несколько таких предложений:

Ученики сидят на уроке. Что же это за урок? Это очередной урок русского языка.

Учитель объясняет новую тему, а ученики внимательно слушают.

Можем ли мы сказать, что перед нами текст? Видимо, да. Здесь у нас четыре предложения.

Но мы можем обойтись и двумя предложениями.

Наступила осень, и на юг потянулись длинные косяки птичьих стай.

С небес доносятся грустные крики крылатых путешественников: звонкое прощание гусей, печальное курлыканье журавлей, глухое кряканье уток.

Предложений у нас два. Это текст или нет? Мы считаем, что текст.

Так что же такое текст и что можно считать текстом? Иногда даже учёные не могут дать ответ на этот вопрос.

Например, однажды американский писатель Эрнест Хемингуэй взялся написать печальный рассказ всего лишь в несколько слов. И написал вот что:

«Продаются детские ботиночки. Неношенные». В этом рассказе всего лишь два коротких предложения. Но за ними стоит целая трагедия – ведь если кто-то купил детские ботиночки, а они не понадобились – значит, с ребёнком что-то случилось.

Можно ли считать такой короткий рассказ текстом? Видимо, да, потому что за несколькими словами здесь спрятана масса смыслов.

Но в таком рассказе может быть даже одно предложение. Вот это, например, явно что-то из фильмов ужасов:

Моё отражение только что мне подмигнуло.

И опять перед нами разворачивается целая история – тревожная и пугающая.

И значит, перед нами текст.

Ну, а как насчёт японской поэзии? Ведь некоторые японские стихи могут состоять из одного-двух предложений.

Вот, например, хайку японского поэта Кобаяси Исса:

О, с какой тоской

Птица из клетки глядит

На полёт мотылька!

Перед нами художественное произведение? Да. Это текст? Конечно. Но он состоит из одного предложения, как такое может быть? За одним этим предложением опять прячется много образов и символов.

Из одного предложения могут часто состоять и загадки. Например, вот такая:

Ни окон, ни дверей, полна горница людей. Что это?

Конечно, огурец. А вот текст ли перед нами? Получается, что текст, раз одно предложение – это одна загадка.

Но это совершенно особые виды текстов, в которых смысл как бы ужимается и содержится в одном или двух предложениях. Гораздо чаще мы сталкиваемся с текстами, которые состоят из группы предложений.

Вот, например, сказка «Курочка Ряба». Это небольшой привычный нам текст в прозе. Если мы посчитаем здесь предложения, получится, что их семь.

Курочка Ряба

(народная сказка)

Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое − золотое.

Дед бил, бил − не разбил.

Баба била, била − не разбила.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

− Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое − простое!

А вот басня Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, щука и рак». Это уже поэтический текст. Басня состоит из четырёх длинных предложений.

Лебедь, щука и рак

(И. А. Крылов)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав −                                                                         

                                           судить не нам;

Да только воз и ныне там.

– Вот видишь! – сказала Маша. – Если только ты не собираешься заниматься японской поэзией, то тебе нужно больше предложений!

– Нет проблем! – согласился Сеня.

– Но эти предложения никак не связаны! – остолбенел Вениамин.

А ведь предложения в тексте должны быть связаны по смыслу. Ведь мы создаём текст как раз чтобы связно о чём-то рассказать!

Посмотрим на небольшой текст, который мы составили раньше. Два предложения связаны по смыслу: мы рассказываем про осень и про птиц.

А вот сказка «Курочка Ряба». Здесь все предложения тоже связаны между собой по смыслу. И получается чёткий и складный рассказ.

– Так что предложения нужно связать по смыслу, – добавила Маша.

– Да это просто! – отмахнулся Сеня. – Вот, например, допишем ещё два предложения: «Скоро придёт Новый год». И «Ребята ждали с нетерпением». Теперь у меня все здесь о зимних каникулах и праздниках!

– Вот только, кажется, ты забыл о грамматической связи, – заметил Вениамин.

А ведь между предложениями в тексте должна быть грамматическая связь. Предложения должны как-то цепляться друг на за друга.

Можно спросить – но разве одного смысла для этого недостаточно? Оказывается, немного грамматики никогда не помешает.

Посмотрим на сказку «Курочка Ряба».

 

При помощи чего связаны предложения в этом тексте? Второе предложение связано с первым при помощи местоимения у них. Третье предложение. В нем повторяется слово курочка. Четвёртое и пятое предложение очень похожи друг на друга и построены одинаково. И дальше мы опять видим повторы слов – например, дед, баба, курочка… И можно заметить, что глаголы в тексте в основном стоят в форме прошедшего времени.

Вот чем связаны наши предложения в тексте!

– Теперь я понял все! – воскликнул Сеня. – Как вам такой вариант?

Наступили каникулы. А вслед за ними придёт и Новый год. Ребята ждут его с нетерпением.

Я связал предложения в своём тексте при помощи местоимений.

– Гораздо лучше! – похвалила Маша.

– Да, только теперь нужно расширить твой текст, дополнить его и украсить, – подхватил Вениамин. – Видишь, сочинять тексты не так уж и просто!

Итак, самое главное мы выяснили. Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Но что же должно быть в тексте? Иначе говоря, каковы признаки текста?

Во-первых, это информативность. Зачем нам текст? Потому что он всегда сообщает какую-то информацию!

Так что любой текст должен быть наполнен информацией. Мы можем вспомнить романы, в которых происходят новые для нас события. Или учебники, из которых мы получаем новые сведения. Или огромное количество сайтов в Интернете – ведь и там тексты наполнены информацией!

При этом информацию мы можем найти в тексте любого типа. Вспомним, мы изучали, что есть три типа речи – повествование, описание и рассуждение.

В повествовательных текстах мы узнаем о действиях и событиях. Описание рассказывает нам о признаках предметов – об их виде, запахе, о звуках, которые они издают. А в рассуждении мы узнаем о мыслях автора по какому-то поводу.

При этом в тексте каждое следующее предложение сообщает какую-то новую информацию. Посмотрим на три первых предложения сказки про курочку Рябу.

Жили-были дед да баба. Вот мы назвали главных героев текста. Нужно сообщить ещё что-то!

Была у них курочка ряба. Отлично, теперь появилась ещё и курочка. В следующем предложении мы опять сообщим новую информацию.

Снесла курочка яичко, не простое – золотое. И опять здесь почти все для нас – новое.

А что ещё должно быть в тексте?

Связность.

Поменяем первое предложение местами с третьим. Получается какая-то неправильная сказка, где ничего не понятно: какая курочка? У кого – у них? При чем тут дед и баба?

А все потому, что предложения в тексте должны стоять в определённом порядке, чтобы передавать смысл. Поменяем предложения местами. Теперь все верно.

Мы уже говорили, что предложения должны быть ещё и связаны между собой. Давайте составим небольшой текст и посмотрим, как мы связали предложения.

Коля принял решение. Это случилось неожиданно. Мальчик просто посмотрел на учебник, а потом на тетрадку. И тут у него появилась ослепительная идея. Во-первых, почему бы не сделать домашнее задание? Во-вторых, почему бы после этого не поиграть с друзьями? Колины друзья были потрясены его гениальностью.

Во втором предложении мы видим указательное местоимение это. В третьем предложении появляется синоним для имени Коля – мы называем героя мальчиком. И продлеваем свою мысль в четвёртом предложении при помощи союза и и наречия тут. Можно посмотреть на вот такие конструкции – во-первых и во-вторых, они тоже служат для связи. А в последнем предложении мы видим сразу однокоренное слово для существительного Коля и повтор слова друзья. И, конечно, глаголы в тексте у нас встречаются в прошедшем времени.

Значит, к основным средствам связи предложений в тексте мы можем отнести местоимения, синонимы, союзы и наречия, повторы слов и однокоренные слова и одинаковую форму глаголов.

Неужели нашему тексту нужно что-то ещё? Нам не помешала бы цельность!

Мы должны воспринимать текст как нечто единое целое. Нельзя относиться к тексту, как к куче отдельных предложений, собранных вместе.

Превращению таких предложений в текст помогают тема и основная мысль. Они объединяют предложения.

Что же ещё не хватает тексту? Завершённости.

Представим, что сказка про курочку Рябу будет выглядеть вот как. Разве интересно было бы слушать такую сказку и гадать – что же там случилось, чем там кончилось?

Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое − золотое.

Дед бил, бил − не разбил.

Баба била, била − не разбила.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Что же ещё должно быть в тексте?

Например, членимость.

Когда мы пишем сочинение, то легко можем расчленить его, разделить на абзацы и предложения.

Так можно поступить с любым текстом.

Текст всегда можно расчленить на что-то более мелкое.

В романе три тома. Но в каждом томе – несколько разделов. А в каждом разделе – несколько глав. Одна глава – это много абзацев. А абзацы мы можем поделить на предложения.

Учёные также считают, что в тексте должна быть ситуативность. Что это такое? Вот представьте, мы читаем в рассказе, что герой попал в лапы огромному монстру. Разве мы задумаемся – плохо это или хорошо? Нет, мы встревожимся за героя.

Ведь многое в тексте мы додумываем, исходя из своих законов и понятий. Текст должен подчиняться законам реальности. Или законам произведения, которое мы читаем.

Так, нам покажется ненормальным, если кто-то получит двойку и вдруг начнёт радоваться. Вот слезы и огорчение – этому мы скорее поверим.

- Кажется, ты все понял, — улыбнулась Маша, глядя на текст Сени. — Он у тебя и завершённый, и цельный, и информативный, и связный, и ситуативность есть: каникулы это хорошо…

Вот и наступили каникулы! И совсем скоро вслед за ними придёт Новый год. Ребята ждут его с нетерпением. Ведь Новый год – это украшение ёлки, подарки, игры и веселье!

Ах, если бы новогодние каникулы были каждый месяц!

– Буду тренироваться, – решил Сеня. – И обязательно на днях напишу роман!

Что же нам требуется сегодня запомнить?

Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Текст должен быть завершённым, цельным, связным.

Предложения в тексте связываются при помощи местоимений, союзов, синонимов, повтора слов и других средств.

videouroki.net

Текст. Признаки текста. Типы текстов.

Текст

это группа предложений, объединённых одной мыслью и темой.

Предложения в тексте могут быть связаны как лексически, так и грамматически.

Признаки текста:

  • Текст состоит из нескольких предложений.

  • В тексте предложения связаны по смыслу.

  • У текста есть название, или можно дать название.

  • Все предложения в тексте объединены одной темой.

  • Текст состоит из3 частей: начало, основная часть, концовка.

Тема текста

это то, о чём говорится в тексте.

Часто тема текста бывает отражена в его заголовке.

Текст обычно разделён на части, которые называются абзацами, каждый абзац отделён от другого, так как в нём содержится своя микротема.

Основная мысль текста

это то, что хотел нам сказать автор, то, ради чего он написал этот текст. Основная мысль текста обычно передаёт оценку автора предмета речи.

Cпособы соединения предложений в тексте:

последовательный (цепной) и параллельный

При последовательной связи первое предложение текста связано со вторым, второе — с третьим, третье — с четвёртым и т.д.

Пример: Маша проспала. Она влетела в класс в 8:45. Оказалось, что занятия перенесли на 9:00, и Маша спокойно села за парту.

При параллельной  связи события в тексте происходят одновременно. Предложения обычно содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий.

При параллельной связи предложения связываются между собой:
1) одинаковыми глагольными формами;
2) одинаковым порядком слов.

Пример: Мы смотрели на озеро. Небо переливалось яркими красками. Тихо щебетали птицы.

Тип речи:

В зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три типа: повествование, рассуждение, описание.

В тексте-повествовании рассказывается о последовательно происходящих действиях и событиях. К ним можно поставить вопросы что? когда? где? как? (они происходили).

 

В тексте-описании называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. Эти признаки проявляются в один и тот же период времени. К этим текстам можно поставить вопрос какой?  каков? (предмет, человек и т.д.)

 

В тексте-рассуждении что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями.

Текст-повествование рассказывает

Текст-описание показывает

Текст-рассуждение доказывает

infourok.ru

Характеристика текста как основной единицы речи План

 

 

 

 

 

 

 

1.       Определение понятия текст и его общая характеристика.

2.       Способы изложения и типы текстов.

3.       Виды связи, структурные компоненты текста.

4.       Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

5.       Общие рекомендации по корректировке текста.

 

1. Общие сведения о тексте таковы.

Текст (лат. textum – ткань, соединениеявляется единицей синтаксиса и представляет собой группу предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно.

Другими словами, если речь рассматривать не только как процесс, но и как результат, то именно текст – устный, письменный, мысленный – как раз и будет таким результатом, поскольку содержит в себе самостоятельное законченное сообщение. Из определения также следует, что основными признаками текстаявляются содержательность, связность и цельность, логичность и лаконичность. А ведь это те самые признаки, о которых уже говорилось, когда определялись качественные показатели речевой культуры. Напомним, в чем они проявляются.

Содержательность – это наличие в тексте информационной насыщенности, целесообразной с точки зрения замысла произведения.

Связность текста находит свое выражение в содержании и в структуре текста, это стройность и последовательность изложения.

Цельность проявляется в смысловом единстве.

В свою очередь, логичностьпредполагает следование трем законам логики: тождества, противоречия и достаточного основания. Сутьпервого в том, что в рамках одного рассуждения предмет мысли остается неизменен, отход от главной темы есть нарушение логики. Второй закон говорит о том, что не могут быть истинными два противоположных положения. Третийтребует четкости в аргументации при доказательстве или опровержении какой-либо мысли.

Также показателем качества текста, его важнейшим признаком считаетсялаконичность,т.е. умение в малой форме передать большое содержание. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью простого и сложного предложения. Что предпочесть? Многое диктуют форма, стиль речи, особенности жанров. Например: отличительная особенность книжной письменной речи – употребление сложных предложений. Хотя известны слова Паскаля: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко». Л. Толстой писал: «Короткие мысли тем и хороши, что заставляют думать». С одной стороны, лаконичность предполагает сжатость речи, а с другой – информационную насыщенность, которую следует отличать от избыточности, т.е. уметь избегать тавтологии и плеоназмов. В то же время в художественном стиле плеоназм может придать тексту выразительность: «И устарела старина и старым бредит новизна» (А.C. Пушкин).

Чтобы текст соответствовал вышеназванным признакам, а значит тому, что связано с понятием хорошей речи, он должен быть подчинен единой теме,наилучшим образом выражать заложенную в нем идею и отличатьсякомпозиционной стройностью.

Напомним, что тема – это то, что лежит в основе речевого произведения, то, о чем говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Заглавия могут быть широкими и узкими. (Охрана природы. Влияние вредных выбросов в атмосферу.)

Нужно заметить, что не следует приравнивать тему к общему содержанию, поскольку последнее является более широким понятием: оно отражает не только то, о чем говорится в тексте, но и отношение автора к теме. Следует помнить, что тема может содержать микротемы, т.е. части общей темы.

Подчеркнем, что идея текста (основная мысль)всегда связывается с тем,что хочет сказать автор, это выражение авторского замысла. Идея может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста, но чаще всего ее надо понять из контекта произведения и сформулировать. В случае затруднения обычно рекомендуется произвести смысловое сжатие текста.

Как это сделать? Для этого нужно отыскать и выделить в тексте главные, опорные слова, которые являются своеобразным ключом для передачи идеи текста: именно они помогут вам сформулировать основную мысльпроизведения.

Тема и идея текста предполагают выбор его композиции. Данное слово восходит к латинскому «compositio» – расстановка, составление.

Так, под композицией принято понимать определенный порядок следования структурно-содержательных компонентов (частей) текста. Особенности построения текстов, наличия и следования его частей будут проанализированы ниже применительно к текстам разных типов.

2. В зависимости от содержания и внутренней организации различаются три типа изложения содержания и соответствующие им три типа текста:описание, рассуждение, повествование.

Описание – это словесное изображение явлений, предметов действительности путем последовательного перечисления их признаков (свойств). Основной вопрос, на который призвано отвечать описание, – это вопрос «какой?» Композиция описания включает: 1) название предмета, 2) изображение деталей, 3) общее впечатление о предмете или явлении. Описание характеризуется статичностью, перечислительной структурой однородных компонентов, перечислительной интонацией. Нередко речевой ошибкой в текстах-описаниях считается неоправданное использование противопоставления вместо перечисления.

Повествование представляет собойрассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. Такие тексты отвечают на вопрос: «Что произошло?» и характеризуются динамичностью, соотнесенностью видо-временных форм глаголов-сказуемых. Композиция обычно состоит из следующих компонентов: 1) экспозиция (часть, предшествующая завязке), 2) завязка (начало действия), 3) развитие действия, 4) кульминация (момент наивысшего напряжения), 5) развязка (конец действия). Это можно наблюдать в развернутых эпических жанрах: повестях, сказках, романах, но если текст-повествование является эпизодом полномасштабного произведения, то в его композиции могут быть представлены не все компоненты. Нарушение последовательности считается серьезной речевой ошибкой в текстах-повествованиях.

Рассуждение – это такой порядок изложения мыслей, когда высказывается какое-то утверждение и для доказательства его истинности (либо для его опровержения) приводятся доводы. Тексты-рассуждения отвечают на вопрос:«Почему?». Полная композиционная форма состоит из трех частей: 1) тезис, 2) доказательство и 3) вывод. Рассуждение характеризуется наличием сложных структур, передающих причинно-следственные связи, отношения. Речевой ошибкой считается нарушение логики, ошибочность или недостаточность аргументации.

Чтобы обобщить данную информацию, такое деление текстов на определенные типы можно представить в виде следующей таблицы и комментария к ней.

 

Тип текста

Основной

вопрос

Характер

содержания

Текст-описание

 

 

 

Что произошло..?

Речь идет о последовательных событиях: сначала.., потом.., затем… и наконец… .

Текст-повествование

Какой..?

Каков..?

Речь идет о признаках, свойствах, о том, что составляет характеристику предметов, явлений, субъектов и объектов действия

Текст-рассуждение

Почему..?

Речь идет о причинах возникновения явлений, событий, процессов, устанавливается между ними связь

 

Указанные типы текстов в чистом виде встречаются редко. Чаще всего в тексте представлены элементы и повествования, и описания, и рассуждения (доказательства).

 

3. Анализ третьего вопроса – виды связи предложений в тексте – позволит объяснить, как они соединяются, как при этом образуется единое речевое произведение.

Известно, что предложения могут быть связаны последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Эта связь называетсяцепной. Связь при этом осуществляется главным образом при помощи 1) повтора, одного и того же слова, 2) личных местоимений, слов, близких по значению, 3) союзов.

Например: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» (А. Пушкин). За домом был заброшенный пруд. Пруд был весь покрыт зеленью. Здесь повтор выражен в словесной форме, но связь может быть установлена и с помощью семантического повтора в виде перифразы:  Утро. Туман рассеялся. Солнце уже было высоко над горами.

Цепная связь используется в текстах разных жанров и стилей речи. Это самый распространенный способ соединения предложений. Широкое ее распространение объясняется тем, что она в наибольшей степени соответствует специфике мышления, особенностям соединения суждений, она встречается там, где мысль развивается линейно: и в текстах-описаниях, и в текстах-повествованиях, но особенно в текстах-рассуждениях научного стиля речи.

 

Другой вид связи предложений –параллельный.Эта связь осуществляется без связывающих слов, но при этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развертывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении.

Например: Нашу верность проверяли каленым же-лезом. Нашу гордость испытали танками и бомбами (И. Эренбург).

Очень часто некоторые члены соединяемых предложений имеют одинаковое лексическое выражение. В этом случае параллельная связь усиливается анафорой. Этохудожественное средство языка, для которого характерно единоначатие, повторение первого слова в предложениях. Но анафора – необязательное условие параллельнойсвязи. Такая связь может достигаться параллелизмом синтаксической структуры предложений:Маленькие ветви пригнуло к земле. Желтые листья унесло далеко в сторону. (Безличные предложения.) Параллельные связи используются в текстах с экспрессивной окраской, в текстах художественного ипублицистического стиля. Особенно характерен параллелизм для поэтической речи. А. Блок «Анне Ахматовой»:

«Красота страшна» – Вам скажут, –

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан – в волосах. …

————————————-

Вы задумаетесь грустно: …

«Не страшна и не проста я;

Я не так страшна, чтоб просто

Убивать; не так проста я,

Чтоб не знать, как жизнь страшна.»

Параллелизм – сюжетный и синтаксический – составляет суть этого стихотворения, имеющего кольцевую композицию.

 

Схема параллельной связи такова:

 

 

 

 

 

Итак, в любом тексте наблюдается сцепление, связь предложений. Как предложения строятся по определенным синтаксическим моделям, точно так же и предложения соединяются по определенным синтаксическим правилам. Язык диктует нам не только правила образования слов, словосочетаний и предложений, но и правила соединения самостоятельных предложений. Эти знания важны для владения связной речью, т.е. умения строить собственное высказывание. Нарушение связи расценивается как нарушение нормированности построения текста.

 

Выше было показано, как объединяются самостоятельные предложения. Теперь необходимо узнать, во что объединяются самостоятельные предложения. Звуки объединяются в слова, слова в словосочетания, а предложения? Предложения – в строфы, или в абзацы.

 

Группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих относительно законченную мысль, называется в лингвистике сложным синтаксическим целым, сверхфразовым единством, компонентом, абзацем, прозаической строфой.

 

Мы будем придерживаться последнего термина, прозаическая строфа,поскольку абзац имеет и другое значе-ние – отступ в начале строки, красная строка. Ставя абзац, мы отмечаем, что в тексте начинается новая мысль. Это своеобразная разбивка текста, которая позволяет нам сконцентрировать внимание на той или иной мысли автора. Правильное абзацное членение важно еще и потому, что человеку вообще свойственно членить информацию, воспринимать ее частями.

Другими словами, с помощью абзаца мы членим текст на строфы – наименьшие, относительно законченные, смысловые, структурные части целого речевого произведения.

Строфа как единица текста имеет свою композициюзачин, содержащий начало мысли, микротему строфы; затем следует средняя часть – развитие мысли темы, а далее идет завершение – концовка, которая, как правило, выделяется специально, так как требуется подчеркнуть, что развитие мысли строфы заканчивается. Организующие строфу компоненты выполняют неодинаковую роль.

Наибольшей свободой построения характеризуется обычно первое предложение строфы, или зачин, где используются специальные синтаксические средства, оформляющие момент начала мысли. Зачин может быть представлен в виде:

– постановки проблемы,

– вопроса,

– примера,

– замечания о важности темы,

– цитаты.

Другие предложения менее самостоятельны в структурном и смысловом отношении. Только первое предложение можно считать построенным свободно. Структура второго предложения и последующих в значительной степени определена и обусловлена отношением к первому. Предложения средней части особыми средствами не оформляются: они присоединяются к зачину посредством цепной или параллельной связи.

Существуют и другие виды связи предложений в строфе, например, присоединительные, отличающиеся большей свободой в их организации и содержании, большей независимостью в составе целого. Они характерны для художественных текстов, которые не являются предметом нашего анализа

По типу связи предложений различаются цепные и параллельные строфы. Цепные строфы играют большую роль в связной речи. Строфы с цепными связями составляют основную массу (80-85%) словесной ткани текста во всех стилях речи.

Нижняя граница строфы – концовка – выделяется, как правило, особо, специально. (Древние римляне: «Dixi – Я сказал!»)

Наиболее распространенными являются следующие типы концовок:

– выводы, в которых содержатся все положения, рассмотренные в тексте;

– концовка-повтор, которая делает речь подчеркнуто завершенной;

– цитата.

Некоторые строфы получили название кольцевых, так как зачин и концовка их полностью или частично совпадают, что подчеркивает цельность и завершенность строфы. Они чаще используются в жанрах публицистического стиля, чем научного, потому что отличаются эмоциональной окрашенностью.

Например: Я пересек Сибирь от… и до…. Побывал … . Увидел… . Узнал… . Я пересек всю Сибирь и понял… .

Представленная композиция строфы – типовая, но необязательная. В зависимости от структуры произведения возможны строфы без зачинов, без концовки, строфы-предложения, например текст рекламы.

 

Итак, мы выяснили, что строфа является основной единицей текста. Мы поняли, что каждый шаг вперед от слова к тексту ведет к укрупнению единицы нашего анализа. В словосочетании такой единицей является слово, в предложении – член предложения, в строфе – предложение, в тексте – прозаическая строфа.

Но чтобы составить развернутый текст (высказывание), мы обязаны мыслить более крупными семантико-синтаксическими «блоками», ведь развитие темы обычно осуществляется на уровне двух-трех строф. Так образуются сложные семантико-синтаксические единицы, которые получили названиефрагмента текста. Как правило, «программа» фрагмента содержится в первой строфе, там намечается тема и узловые моменты ее развития. Подобные строфы называются ключевыми. Это своеобразные зачины фрагмента. Строфы, находящиеся внутри фрагмента, призваны пояснять, иллюстрировать основную тему. Поэтому они менее самостоятельны и не оказывают влияния на развитие главной, сквозной мысли. Именно зачины фрагментов образуютсмысловой каркас произведения, там содержатся опорные фразы, заключающие в себе основные мысли-тезисы. Об этом следует помнить при составлении вторичных текстов на основе оригинала, например: аннотации, конспекта или реферата, подробный анализ которых будет представлен ниже.

Далее за фрагментом– крупной семантико-синтакси-ческой единицей текста – следуют параграф, глава, часть, том.

Схему связной книжной письменной речи можно представить следующим образом: предложение – строфа – фрагмент – глава – часть – законченное речевое произведение (текст).

Специфика всех перечисленных единиц текста – в их структурной и смысловой законченности. Конечно, не в каждом произведении должны быть представлены все компоненты схемы. Объем, протяженность их могут быть разными: включать одно предложение (афоризм, загадка, пословица), одну строфу или один фрагмент (заметки в газете, служебная записка) и более значительные его составляющие.

 

4. Вполне понятно, что композиция текста в целом, его построение определяется общим замыслом, типом текста и жанрово-стилевыми особенностями. Композиция может быть ступенчатой, когда автор последовательно переходит от одной мысли к другой (параграфы учебника), иконцентрической, при этом автор на протяжении всего текста несколько раз возвращается к сказанному, но на новом уровне (лекции).

В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста.Прокомментируем особенности приемов, которые наиболее часто встречаются в произведениях и которые вы сами могли бы использовать при написании текстов.

1) Если части текста противопоставлены друг другу, значит в композиции использован прием контраста. На этом приеме построено стихотворение Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».

2) Дилемма как конструктивный прием тоже достаточно часто встречается в текстах разных жанров. Суть приема состоит в выборе между двумя противоположными положениями (знаменитый монолог Гамлета).

3) Прием вопросно-ответного хода (когда автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или стушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора.

4) Прием обрамления, когда первая и последняя фразы части текста одинаковы или почти одинаковы, способствует большей выразительности текста.

5) Прием перечисления используется для усиления, выделения логических отношений в тексте.

6) Не менее востребован и прием, называемый конкретизацией, суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли.

7) Композиция текста также может быть построена на приемепараллелизма.

8) В некоторых текстах можно наблюдать прием, именуемый парадоксом,построенном на намеренном нарушении логики.

Умелое использование конструктивных приемов делает текст более понятным, убедительным и запоминающимся.

Такова общая характеристика текста как речевой единицы.

 

 

 

5. Итак, чтобы построить текст, необходимо не только обладать предметным знанием, но и намечать план движения мысли, развития темы, уметь членить текст и делать переходы от одной мысли к другой, устанавливать связи между отдельными частями текста. Но и этого будет недостаточно, если вы не научитесь контролировать себя и избегать ошибок при написании текста. В этой связи можно посоветовать следующее.

1.       Написанный текст обычно читается два-три раза, с тем чтобы сконцентрировать внимание сначала на содержании, затем на речевых и грамматических средствах и, наконец, на орфографической и пунктуационной правильности.

2.       При корректировке содержания вы должны задуматься над тем, нет ли лишнего, может быть, о чем-то сказано недостаточно, точно ли выражена главная мысль, не нарушается ли последовательность в изложении.

3.       При корректировке речевых ошибок обратите внимание на правильность употребления слов с точки зрения их значения и сочетаемости. Опирайтесь на нейтральную лексику. Помните, что книжный стиль не допускает использования разговорной лексики. Избегайте ненужных повторов, однообразных по структуре зачинов и концовок строф. Не забывайте, что именно эти компоненты придают тексту динамичность и выразительность.

4.       При определении грамматической правильности обратите внимание на сочетаемость слов, их управление, а также на структуру предложений, не злоупотребляйте инверсией, следите за порядком слов в предложении.

5.       При проверке орфографической правильности обратите внимание на написание терминов, слов иноязычного происхождения. Прочитайте текст без редукции по слогам, зрительно определяя состав слов, особенно суффиксы и окончания.

6.       Для определения пунктуационной правильности большую роль играет представление структуры предложения: простое – сложное, а далее порядка слов, уровня распространенности (однородные члены, обособленные члены, вводные слова).

 

Выводы. Умение правильно излагать свои мысли – неотъемлемое качество образованного человека. Ваша задача не только знать материал, но и контролировать себя при создании речевых произведений. Помните о том, чтохороший текст – это содержательный, логичный, лаконичный, правильный с точки зрения речевой нормированности текст.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1.       Что такое текст? Каковы его основные признаки?

2.       Что такое тема, общее содержание и идея текста?

3.       Какие типы текстов вы знаете и чем они отличаются друг от друга?

4.       Что такое цепная и параллельная связь предложений?

5.       На какие структурные компоненты членится текст?

6.       Какие факторы определяют композицию текста?

7.       Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 10

 

studfile.net

особенности текстов–описаний

Описание – тип текста, основанный на изображении свойств, явлений природы, предмета, характера человека и т.п. Художественная литература представлена такими видами описаний, как: пейзаж (описание природы), портрет (описание внешности человека), интерьер (описание помещения). От дискурса зависит использование тех или иных видов описаний. Так, в художественной речи описания характеризуются наличием полных прилагательных, предложений с однородными членами, повествовательных предложений усложненной конструкции: «Я не видел глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачков, эти глаза расширялись и сверкали в минуты воодушевления;

в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение пленительной доброты и беспечного счастья. Голос у него был слаб, но приятен: говорил он с особенными ударениями и придыханиями«. Описание связано с образностью художественной речи. Научное описание ориентировано на раскрытие существенных признаков и явлений предметов, поэтому в подобных случаях в описаниях будут активизироваться языковые средства, группирующиеся вокруг обобщенности-отвлеченности – одной из стилевых черт научного стиля. В деловой речи описание представлено разными жанрами: это и описание отдельного предмета, и производственная характеристика, описание обстановки (в следственных протоколах) и т.п. Описание в деловом стиле строится так, чтобы не появлялась возможность инотолкования.

Инвариантная схема описания как текста включает следующие компоненты:

1) характеристику ситуации общения;

2) структурно-композиционные элементы: собственно описание, общее впечатление от увиденного, обобщение;

набор языковых средств, зависящих от ситуации общения и структуры текста. Каждая информационная модель текста-описания представляет собой модификацию инвариантной схемы.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Методическая разработка урока по русскому языку в 10-м классе «Функционально-смысловые типы речи. Особенности текстов описательного характера»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Когда порою не дается слово,
В котором чувств моих и мыслей суть,
К словам отцов я обращаюсь снова,
Вбираю их, как сухостой, росу.
Григорий Кукарека

Цель:

  • систематизировать знания об описательном типе речи;
  • продолжить работу по формированию умений логически мыслить, — сравнивать сходные и отличительные черты текстов — описаний;
  • содействовать развитию духовно-нравственных ориентиров учащихся: чувство патриотизма, любви к родному краю.

Оборудование: иллюстрации зимних пейзажей, закрытая запись темы и задач урока, распечатка текста И. Соколова-Микитова, Григория Кукареки.

Метод обучения: проблемно-поисковая деятельность.

Форма проведения: работа в микрогруппах, деловая игра НИЛ (научно-исследовательская лаборатория).

Тип урока: обобщающий.

Технология обучения: анализ художественных текстов (исследовательская деятельность) на основе работы в микрогруппах. Поэтапное освоение материала и приращение одних знаний к другим.

Ход урока

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Анализируя художественные тексты, мы сравним сходные и отличные черты текстов-описаний, создадим опорную таблицу по теме и попробуем создать собственные тексты-описания, черпая красоту слога, любование уголками родной земли у мастеров художественного слова. Как сказал замечательный поэт Калмыкии Григорий Кукарека:

Когда порою не дается слово,
В котором чувств моих и мыслей суть,
К словам отцов я обращаюсь снова,
Вбираю их, как сухостой, росу.

Обращаясь “к словам отцов”, прочитайте выразительно стихотворения поэта и выполните следующие задания.

I. Этап мотивации. Индуктор (прием, помогающий вызвать чувство, включить воображение).

Запишите словосочетание “зимняя степь” и свои слова-ассоциации по смыслу, по созвучию, по цвету, по слуху, по осязанию.

Прочитайте свои ассоциации, дополните свои ряды услышанными понравившимися словами.

1. Расширение “вербального облака” смысла словосочетания “зимняя степь”.

Послушайте небольшой текст и запишите то, что понравилось, запавшие в душу, необычные слова.

(Распутан пушистый клубок снегопада, рассветное оконце, румяное яблоко-солнце, белые созвездия снежинок, а на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят.)

ЗИМНИЙ ЭТЮД

По балкам, лиманам, распадкам
Распутан по степи ночной
Пушистый клубок снегопада
Метели холодной рукой.

Стремительный стрепет рассвета
Лишь крыльями тени взмахнет —
Проснусь на меже тьмы и света,
Услышав бесшумный полет.

Увижу в рассветном оконце:
Над белой равниной полей
Румяное яблоко-солнце
На дымчатых ветках лучей.

* * *

Замела метелица ложбинки,
Разметала руки, сладко дремлет.
Белые созвездия снежинок
Снова опускаются на землю.
И в селе намного стало тише,
Загрустил о лете старый сад.
А на плечи зябнущие вишен
Все летят снежинки и летят.
А за садом звонкий скрип полозьев —
Кони снег взметают на бегу.
И так пахнет молодым морозом,
Что вкусней представить не могу!
Г.Кукарека

Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).

Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).

Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите словосочетания, которые передают это состояние.

(Распутан по степи ночной пушистый клубок снегопада метели холодной рукой; над белой равниной полей румяное яблоко-солнце на дымчатых ветках лучей; белые созвездия снежинок снова опускаются на землю; на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят; пахнет молодым морозом.)

Какие синтаксические конструкции использует автор?

(Предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами. Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.)

Какие образные средства языка встретились в тексте?(Эпитеты, метафоры.)

2. “Вбирание” впечатлений через зрительный канал восприятия.

— Выберите для себя одну из репродукций зимней степи, продолжите расширение ассоциативного ряда.

Поделитесь выражениями-впечатлениями от увиденного.

II. Этап конструирования.

Создайте собственный небольшой текст, включив в него накопленный материал.

III. Этап демонстрации (предъявление текстов).

Прочитайте получившийся текст.

Читается 2-3 текста. Даются комментарии.

Организующее ядро.

— Какого типа речи получились тексты?(Описание)

Как вы это определили? (По словам одной тематической группы, эмоционально-экспрессивная структура текста, предложения в основном без подлежащего, с обратным порядком слов, большое количество однородных членов, описательных оборотов.)

Это тема сегодняшнего урока.

IV. Этап актуализации имеющихся знаний.

Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами при изучении этой темы.

Высказывания учащихся.

Сравните ваши высказывания с планом на доске.

Это круг вопросов сегодняшнего урока.

(Открывается запись на доске)

Функционально-смысловые типы речи. Описание.

  1. Цель, задача, содержание текстов описательного характера.
  2. Виды текстов-описаний.
  3. Особенности текстов-описаний:
    1. композиционные;
    2. лексические;
    3. морфологические;
    4. синтаксические.

V. Этап практической деятельности и созидания (творения нового знания).

— Попробуем определить, каково содержание текстов-описаний, с какой целью создаются подобные тексты.

Выслушиваются версии учащихся, можно использовать материал учебника.

Вывод 1. Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель: читатель должен увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.

Вспомните виды текстов-описаний.

(Портрет (внешность), описание внутреннего состояния, описание состояния окружающей среды, описание места, описание действий (процессов), архитектурных сооружений.

Познакомимся с особенностями текстов описательного характера на примере текста Ивана Сергеевича Соколова — Микитова.

Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек.

С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов”.

— Прочитайте текст про себя, а затем вслух, передав настроение автора, эмоциональный настрой текста.

Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).

Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).

Подберите синонимы к слову “состояние”. (Настроение, самочувствие, расположение духа).

Как можно сформулировать основную мысль текста? (Красив и чуден русский лес зимою).

Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите слова, которые передают это состояние. (Глубокие, чистые; кружевные белые арки; согнулись под тяжестью инея; тяжелые шапки снега; темно-зеленые ветви; ветки, унизанные ожерельями лиловых шишек).

А какое настроение у субъекта повествования этого текста? (Любование, восхищение, умиление, умиротворение).

Чем вызвано такое настроение? (Состояние природы передается человеку, самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).

Меняется ли состояние природы и человека в описываемый момент?(Нет).

Вывод 2. В текстах-описаниях представляется постоянная на данный момент картина мира (какого-либо явления действительности).

— Что является “данным” в этом тексте?(Лес, человек)

Что является “новым”?(Признаки леса, чувства человека)

Как взаимосвязаны “данное” и “новое”? Какой тип связи используется?(Параллельный)

— Изобразите этот тип связи на схеме.

 

Что характерно для этого вида связи?(В первом предложении задается тема, которая развертывается в последующих предложениях)

Вывод 3. Для текстов описательного характера используется параллельная связь. В текстах, как правило, одно “данное” или общая тема. Сведения о “данном” и будут “новым”.

— Попробуйте выделить характерные элементы композиции текстов описательного характера.

  1. Общее представление о предмете.
  2. Отдельные признаки предмета. (Остальные предложения)
  3. Авторская оценка, вывод, заключение. (Отсутствует)

Вывод 4. Характерные элементы композиции описания: общее представление, отдельные признаки, вывод, оценка.

— Выясним, какие языковые особенности характерны для текстов описаний. Назовите предметно-логическую структуру текста. (Лес, сугробы, березы, ели, стайки клестов)

Это слова одной тематической группы “лес зимой” — наиболее распространенное лексическое средство связи текстов описаний.

Назовите эмоционально-экспрессивную структуру текста. (Красив, чуден, глубокие, чистые, кружевные, белые, молодые, тяжелые шапки, темно-зеленые, любуешься, с восторгом смотришь, весело посвистывают)

Это слова, обозначающие качества и свойства предметов. Какие это части речи? (Прилагательные, краткие прилагательные, наречия на –о, причастия)

А в какой форме стоит большинство глаголов? (Несовершенный вид, настоящее время)

Что позволяет эта форма глагола выразить? (Особую наглядность, постоянство во времени)

Это основные морфологические особенности текстов описаний.

Какие синтаксические конструкции использует автор? (Предложения без подлежащего, предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами)

Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.

Какие образные средства языка встретились в тексте? (Эпитеты, метафоры, сравнения)

Сделайте вывод о языковых особенностях текстов описаний.

Вывод 5. В текстах описательного характера используются такие морфологические средства, как…, такие синтаксические средства, как… и образные средства языка.

VI. Этап рефлексии.

— Заполните в таблице “Функционально-смысловые типы речи” графу “Описание”.

(Заполнение, чтение, дополнение и корректировка записанного.)

ФУНКЦИОНАЛЬНО — СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

 Повествование Описание Рассуждение

urok.1sept.ru

Оставьте комментарий