Негосударственное образовательное учреждение: отличия
В последнее десятилетие негосударственные образовательные учреждения заняли собственную нишу на образовательной ниве. Зачастую уровень подготовки их выпускников не уступает государственным учебным учреждениям с вековой историей. И это не странно. Деятельность негосударственных учебных учреждений регламентирована теми же нормативными предписаниями, что и деятельность государственных. Пройдя аттестационную процедуру они обретают право выдавать выпускникам документы о полученном образовании государственного образца, а пройдя аккредитацию – получать финансирование от государства и муниципалитетов на общих основаниях.
Негосударственное образовательное учреждение (НОУ): общая характеристика
Частный детский сад
Определение НОУ отечественное законодательство не содержит. В правоприменительной практике под НОУ обычно подразумевают созданную частными лицами, коммерческими или некоммерческими структурами организацию, предоставляющую услуги в сфере образования и/или воспитания детей. НОУ учреждаются в организационно-правовых формах, оговоренных ГК РФ. Их деятельность регламентирована преимущественно 237-ФЗ «Об образовании в РФ» и во многом – профильными подзаконными актами.
Руководство НОУ может осуществлять сам учредитель, либо сформированный им попечительский совет. Схема управления НОУ и полномочия попечительского совета определяются собственником (он вправе делегировать эту функцию попечительскому совету), согласовываются с педагогическим коллективом и фиксируются в учредительной документации.
В советский период образование было бесплатным. В связи с рыночными преобразованиями законодатель легализовал возможность взыскивать с учащихся плату за предоставляемые им образовательные услуги. Это и стало предпосылкой создания НОУ. Платным, среди прочего, может быть обучение в пределах гособразовательных программ. При этом НОУ не признаются коммерческими структурами, их деятельность не направлена на извлечение прибыли.
Законодательство РФ об образовании распространяется на все профильные учреждения независимо от права собственности, организационно-правовой формы и подчиненности. Негосударственные ВУЗы и другие образовательные учреждения руководствуются одними и теми же нормативными предписаниями, что и государственные.
Содержание и трактование категории НОУ
Легального определения понятия «НОУ» законодатель не дал. Несмотря на широту использования в правоприменительной практике, его содержание не совсем понятно. Разберем термин по словам.
Законодательное объяснение НОУ
- «Негосударственное». Ст.22 237-ФЗ делит образовательные организации по форме собственности на государственные, муниципальные и частные. В России местным общинам гарантируется самостоятельность, а муниципалитеты исключены из системы органов госвласти. Строго говоря, логический объем понятия НОУ таков, что оно включает все негосударственные (частные и муниципальные) организации. Но в быту термин «негосударственный» синонимичен понятию «частный». Правовой статус муниципальных образовательных организаций имеет больше схожего со статусом аналогичных государственных структур, нежели частных.
- «Образовательное». Образование – ключевая сфера демократизации российского общества. Законодательство об образовательной деятельности поддерживает баланс между интересами частных лиц и социума. Оно обращено непосредственно к индивиду, устанавливает его право на образование и гарантии его осуществления. Согласно Национальной доктрине образования в РФ существующая система призвана среди прочего обеспечить: вариативность учебных программ; обеспечение необходимой степени индивидуализации образования; многообразие типов образовательных учреждений.
- «Учреждение». Понятие и особенности учреждений как организационной формы отображены в ч.2 §7 гл.4 ГК РФ.
Логический объем понятия «НОУ» зависит от контекста.
Когда рассматриваемую категорию понимают расширено, к НОУ зачастую причисляют: муниципальные образовательные учреждения; организации, для которых образовательная деятельность является неосновной; юридические лица, не являющиеся учреждениями по организационной форме.
НОУ: особенности организационно-правовой формы
Кто выступает учредителем
Учреждением в ст.123.21 ГК РФ законодатель признает унитарную некоммерческую структуру, созданную для реализации социокультурных, управленческих и иных некоммерческих функций. Отдельных пояснений требует термин слово «унитарную».
Унитарность заключается в отсутствии правоотношений членства. Учредители унитарных организаций не становятся участниками НОУ (ст.65.1 ГК). Соответственно, они лишены возможности напрямую управлять деятельностью созданного ими юридического лица и формировать органы его управления. В НОУ эти полномочия исполняет публично действующий коллегиальный орган – попечительский совет.
Учредитель НОУ признается единственным собственником его имущества. Само же НОУ владеет закрепленными за ним активами на праве оперативного управления.
Соучредительство при создании НОУ недопустимо.
На НОУ распространяется действие ст.123.23 ГК РФ о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично. Они отвечают по обязательствам переданным им в управление имуществом. Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.
Учреждение – не единственная организационно-правовая форма, в которой может существовать юридическое лицо, предоставляющее образовательные услуги в частном порядке. Исходя из содержания 237-ФЗ создание такой организации возможно в любой форме, установленной ГК РФ для некоммерческих структур.
Итак, предпочтительной и наиболее распространенной организационно-правовой формой существования НОУ является учреждение, особое значение в управлении которым имеет публично действующий попечительский совет.
Виды НОУ
В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:
Частная школа
Организация, предоставляющая образовательные услуги на постоянной основе, реализующая хотя бы одну образовательную программу и, как вариант, обеспечивающую содержание учеников/воспитанников.- Образовательная организация – действующая на основании лицензии некоммерческая структура, для которой предоставление образовательных услуг – ключевой вид уставной деятельности.
- Осуществляющая обучение организация, для которой образовательная деятельность является дополнительной.
Ранее нормативно была определена следующая типология образовательных организаций:
- дошкольные
- общеобразовательные (от начального до полного общего образования)
- начального, среднего, высшего, последипломного профобразования
- дополнительного образования для совершеннолетних
корректирующие (для учеников с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии) - для фактических и социальных сирот
- дополнительного образования для несовершеннолетних
237-ФЗ в текущей редакции не разделяет НОУ или образовательные организации на конкретные виды. Между тем, 237-ФЗ содержит ссылку на необходимость указания организационно-правовой формы и типа образовательной организации непосредственно в ее наименовании. Выделяют следующие виды НОУ:
- дошкольные (детсад, ясли)
- общеобразовательные (школа, интернат, гимназия)
- профессиональная (техникум, лицей)
- высшего образования (институт, академия)
- дополнительного образования (дворец детского творчества, школ искусств)
- организация дополнительного профобразования (институт повышения квалификации)
В зависимости от сферы деятельности, особенностей целевой аудитории и образовательной программы НОУ могут быть разных типов.
Устав НОУ
Деятельность государственных образовательных учреждений императивно регламентирована типовыми положениями и разработанными на их основании уставами. Примеры:
- типовое положение об образовательном учреждении допобразования детей, утв. Приказом Минобрнауки России №504 от 26.06.95
- типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профобразования специалистов
Названные и другие типовые положения для НОУ исполняют роль примерных. Обеспечиваемое ими правовая регламентация является диспозитивной. Этому законодательному положению корреспондируют положения п.5 ст.12 237-ФЗ: если иное не оговорено законом, Устав НОУ разрабатываются и утверждаются НОУ на свое усмотрение.
Устав НОУ состоит из следующих разделов:
Законодательная база
- «Общие положения» – раздел отображает перечень реализуемых видов образовательной деятельности, суть и направление образовательных программ, содержание оказываемых дополнительных услуг, задачи НОУ.
- «Организация деятельности НОУ» содержит описание порядка и условий создания, реорганизации и ликвидации учреждения. Раздел может содержать ссылку на возможность создания филиалов и вступления НОУ в ассоциации и союзы. Здесь также отображен режим работы НОУ.
- «Участники образовательного процесса». Раздел содержит описание прав и обязательств администрации, педагогов, учащихся, а также ссылку на способы участия в учебном процессе родителей (актуально в отношении детей).
- «Управление НОУ» отображает порядок принятия устава, перечень и процедуру формирования руководящих органов НОУ, их полномочия.
- «Имущество, финансовое обеспечение деятельности НОУ» содержит ссылку на вещное право, на котором организации передается имущество, возможные источники получения средств и способы распоряжения ими.
Сведения, обязательные к отображению в Уставе НОУ
- наименование
- тип и статус (школа, ВУЗ)
- организационная форма
- форма собственности
- сведения об учредителях
- особенности образовательного процесса, а именно:
- основания и процедура набора учащихся
- продолжительность обучения
- режим проведения занятий
- описание системы оценивания знаний и умений учеников
- наличие дополнительных курсов, порядок их проведения
- порядок управления НОУ:
- система органов управления и компетенция каждого из них
- правомочности учредителя
- способ организации деятельности и принятия решений (актуально, прежде всего, для коллегиальных органов)
- требования к преподавательскому составу и условиям приема преподавателей на работу
- условия труда
- порядок его оплаты
- процедура внесения изменений в устав
- права и обязательства участников образовательного процесса
Госрегистрация НОУ
Будучи юридическим лицом, НОУ подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ, постановке на учет в ФНС, пенсионном и других фондах. Для госрегисрации НОУ необходимы следующие документы:
Программы обучения
- программы обучения
- подтверждение местонахождения (например, свидетельство о праве собственности на учредителя + гарантийное письмо, договор аренды)
- документы будущего руководителя (паспорт и справка об ИНН)
- документы учредителя
- учредители – физлица с российским гражданством
- копии паспортов
- справка о присвоении ИНН
Пакет документов, касающийся учредителей, зависит от их статуса.
Граждане РФ подают:
- копию паспорта
- справку о присвоении ИНН
Физлица иностранцы подают:
- подтверждающий личность документ (например, загранпаспорт иноземного государства) с нотариально заверенным переводом
- подтверждение права ПМЖ в РФ
- справка о присвоении ИНН (если иностранец получал такой код в РФ)
Российские организации подают:
- свидетельство о госрегистрации либо о внесении сведений в ЕГРЮЛ (выбор документа в зависимости от даты госрегистарции компании)
- Устав
- учредительный договор
- свидетельство о постановке на налоговый учет
- доверенность на представителя юрлица
Иностранные юридические лица подают:
- Устав
- выписку из реестра юрлиц своей страны
- справку ФНС о присвоении налогового номера в РФ
- справку из банковского учреждения о наличии расчетного счета
- доверенность на представителя, уполномоченного провести регистрационные действия
Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения
Аккредитация
Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. Лицензия обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.
В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.
НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть процедуры сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.
Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:
- самообследование
- внешняя аттестационная экспертиза
- вынесение комиссионного решения
Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.
Позитивный результат общественной экспертизы повышает престижность ВУЗа, однако правового значения не имеет. Аттестация и аккредитация влекут разные последствия, однако принципы и механизмы из проведения схожи.
Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на договорной основе. НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
pravodeneg.net
Информация о частных образовательных организациях в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании», заменив тем самым Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании»), регулировавший статус образовательных организаций.
Федеральный закон «Об образовании» весьма существенно отличается от предыдущего закона об образовании.
1. Понятие образовательной организации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
В ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании» говорится об образовательных учреждениях и образовательных организациях. При этом в законе понятие образовательной организации не раскрывался, а лишь использовался термин «образовательное учреждение», которое является родовым понятием, и включает в себя все те организационно-правовые формы юридических лиц, которые предусмотрены гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательным являлось учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Федеральным законом «Об образовании» введены 2 понятия: образовательные организации и организации, осуществляющие обучение.
Так, образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организация, осуществляющая образование – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.
Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (часть 7 статьи 22 Федерального закона «Об образовании»).
2. Типы образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Одним из существенных отличий нового закона от старого является то, что в Федеральном законе «Об образовании» количество типов образовательных организаций уменьшено, вместе с тем виды образовательных организаций по типу упразднены.
Закон РФ «Об образовании» предусматривал разделение образовательных учреждений на различные типы. При этом, типы образовательных учреждений подразделялись на виды в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или федеральными законами.
Типы образовательных организаций по Федеральному закону «Об образовании» подразделяются в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы подразделяются на следующие типы:
1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
3. Требования к наименованию образовательной организации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в наименовании образовательного учреждения указывался тип, вид и организационно-правовая форма образовательного учреждения.
По Федеральному закону «Об образовании» в наименовании образовательной организации указывается только тип и организационно-правовая форма образовательной организации.
Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, содержанием образовательной программы, специальными условиями их реализации и (или) особыми образовательными потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Специальное название образовательной организации также указывается в ее наименовании.
4. Органы управления образовательной организацией.
В Законе РФ «Об образовании» в основном внимание уделялось органам управления государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Об органах управления негосударственного образовательного учреждения сказано кратко в статье 36: руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.
В новом Федеральном законе «Об образовании» различий между органами управления государственных и негосударственных образовательных организаций нет.
Согласно статье 26 Федерального закона «Об образовании» единоличным органом управления образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), к коллегиальным органам относятся общее собрание работников, педагогический совет, управляющий совет, наблюдательный совет и др.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов устанавливаются уставом образовательной организации.
Кроме того, в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления организацией и при принятии организацией локальных нормативных актов могут создаваться советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников.
5. Структура, компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.
Одним из новшеств Федерального закона «Об образовании» является описание структуры образовательной организации.
Так, образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории и др.).
Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования могут создавать кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Требования к содержанию устава образовательной организации.
Федеральным законом «Об образовании» изменены подходы к содержанию устава образовательной организации.
Так, ранее по Закону РФ «Об образовании» в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке необходимо было указывать следующие сведения: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус, организационно-правовая форма образовательного учреждения; учредитель; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса; структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения; порядок управления образовательным учреждением; права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
По Федеральному закону «Об образовании» к уставу образовательной организации помимо информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, предъявляются следующие основные требования:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
К информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации», относятся обязательные сведения, включаемые в уставы в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 12.01.1995 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в зависимости от организационно-правовой формы образовательной организации.
В соответствии с частью 5 статьи 108 Федерального закона «Об образовании» наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с названным Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года с учетом следующего:
1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;
2) образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации;
3) образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования;
4) образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;
5) образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования;
6) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением»;
7) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением».
При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.
7. Государственная регистрация частных образовательных организаций.
Образовательная организация, как и любое другое юридическое лицо, подлежит обязательной государственной регистрации.
Частные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
Государственную регистрацию частной образовательной организации на территории Республики Тыва осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании» орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации образовательной организации, уведомляет лицензирующий орган о государственной регистрации образовательной организации, в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
8. Об образовательных организациях, зарегистрированных в ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления.
В настоящее время в ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления зарегистрировано 15 некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Из них частных учреждений — 13, автономных некоммерческих организаций – 2.
Получить консультации по порядку создания и государственной регистрации частных образовательных организаций можно при личном обращении в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва по адресу г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, 37 «а», 2 этаж, каб. № 4, а также посредством телефона (2-48-59) или через Интернет-сайт (htpp://to17minjust.ru).
to17.minjust.ru
Типы и виды образовательных организаций
Система российского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения.
Принятие нового базового закона об образовании направлено не только на комплексную модернизацию данной сферы правоотношений, но и на расширение возможности граждан по получению образовательных услуг.
Изобилие учебных заведений, равно как и многообразие реализуемых ими образовательных программ, появление новых форм обучения, зачастую ставят потенциального потребителя образовательных услуг перед трудным выбором.
На сегодняшний день, под образовательной организацией законодатель понимает некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.
Однако не все образовательные организации имеют одинаковый правовой статус.
Прежде всего, образовательные организации создаются в формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Почему именно некоммерческие организации могут заниматься образовательной деятельностью?
Законодательство Российской Федерации определяет, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в том числе, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.
Образовательная организация по своей юридической природе призвана осуществлять образовательный процесс, реализуя при этом одну или несколько учебных программ, т.е. она как и предполагается для некоммерческих организаций призвана удовлетворять духовные и иные нематериальные потребности граждан.
Для образовательных организаций наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются учреждение и автономная некоммерческая организация.
Кроме того, образовательные организации в зависимости от учредителей подразделяются на государственные, муниципальные или частные.
В ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Минюста России по Тамбовской области внесены сведения о 84-х частных образовательных организациях, из них в форме частных учреждений – 64, автономных некоммерческих организаций — 20.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации об образовании строго регламентирована классификация образовательных организаций по их типам. Прежде всего, все типы образовательных организаций классифицируются на: основные и дополнительные.
К образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, относятся следующие типы:
1)
дошкольная образовательная организация;
2)
общеобразовательная организация;
3)
профессиональная образовательная организация.
Дополнительные образовательные программы вправе реализовывать следующие типы образовательных организаций:
1)
организация дополнительного образования;
2)
организация дополнительного профессионального образования.
Исходя из изложенного, образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, которые они реализуют. Таким образом, чтобы определиться с типом конкретной образовательной организации, первоначально необходимо знать какие же виды образовательных программ будут либо уже реализуются в приоритетном порядке в данной организации.
Поскольку указание на тип образовательной организации должно обязательно содержаться в ее наименовании, образовательным организациям следует придерживаться классификации, установленной законодательством Российской Федерации об образовании.
Негосударственный сектор образовательных услуг, первоначально позиционирующийся в качестве альтернативы государственному образованию, все больше и больше завоевывает доверие граждан. Поддержание высокого уровня качества оказываемых в негосударственных образовательных организациях услуг, приводят к признанию негосударственного образования не менее эффективным, нежели образование, предоставляемое государственными и муниципальными учреждениями.
Спектр образовательных услуг, предоставляемых частными образовательными организациями, зарегистрированными на территории Тамбовской области довольно широк: среднее профессиональное (3) и дополнительное профессиональное образование (5), дошкольное образование (2), дополнительное языковое образование (2), обучение водителей (46), религиозное образование (4), подготовка персонала (5), подготовка частных охранников (5) и др.
Следуя нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данным законом не позднее 1 января 2016 года.
Кроме того, частным (негосударственным) образовательным учреждениям при приведении уставов в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» необходимо учитывать нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, запрещающие соучредительство.
Таким образом, негосударственным образовательным учреждениям, имеющим несколько учредителей необходимо до 01.01.2016 пройти процедуру реорганизации в форме преобразования в автономную некоммерческую образовательную организацию, одновременно приведя устав созданной организации – правопреемника в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
По всем возникающим вопросам, касающимся государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы частных (негосударственных) образовательных организаций, а также их реорганизации необходимую информацию можно получить в Управлении Минюста России по Тамбовской области по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. К. Маркса, д.142, каб. № 4, тел.: (4752) 47-65-79.
Наталия Савватеева
Начальник отдела по делам некоммерческих организаций
to68.minjust.ru
Автономная некоммерческая организация – формы создания и порядок деятельности
Автономная некоммерческая организация является новым видом некоммерческих организаций. Введена она была Законом о некоммерческих организациях (в перечне некоммерческих организаций, содержащемся в ГК РФ, она отсутствует). Согласно Закону о некоммерческих организациях автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т.д. Следует иметь в виду, что условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц, которые будут заниматься подобной деятельностью.
Автономная некоммерческая организация имеет общие черты с учреждениями и фондами. Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая организация не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений — субъектов права оперативного управления данная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями. При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам. Определение автономной некоммерческой организации почти совпадает с определением фонда, различаясь лишь незначительно, прежде всего – целями создания. Так, автономная некоммерческая организация в отличие от фонда создается в целях предоставления услуг.
Из признака отсутствия членства вытекает то, что круг учредителей автономной некоммерческой организации формируется при ее учреждении и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен.
Таким образом, у данной организационно-правовой формы юридического лица следующие особенности:
— не основана на членстве;
— учредителями могут выступать как граждане, так и юридические лица;
— представляет собой объединение имущественных взносов учредителей;
— имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации;
— учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей;
— цели — предоставление различного рода услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Ограничений в отношении субъектного состава учредителей законом не установлено. При этом, закон четко ограничивает тех лиц, которые могут выступать в качестве учредителей. Ими, в частности, могут быть только физические и юридические лица. Законом не установлены ограничения по составу учредителей, таким образом, возможен ли только один учредитель для автономных некоммерческих организаций, поскольку прямого запрета нет, следует прийти к выводу, что это возможно.
Имущественная база автономной некоммерческой организации создается путем передачи учредителями имущества в собственность некоммерческой организации, а также путем приобретения имущества за счет разрешенной деятельности. Причем учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.
Законом допускается осуществление предпринимательской деятельности автономной некоммерческой организацией, которая должна отвечать общим для некоммерческих организаций признакам — соответствие целям, для достижения которых создана указанная организация.
Прежде всего, — это возмездное оказание услуг в соответствии с уставом организации. Кроме того, автономная некоммерческая организация вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, и в этой связи — вправе участвовать в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Особенностью является право учредителей осуществлять надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации.
Формы такого надзора законом не регламентированы и, следовательно, их выбор оставлен на полное усмотрение учредителей в уставе организации.
Это может быть и создание специального контрольного органа по типу попечительского совета в фонде или наблюдательного совета, ревизионной комиссии, установление форм отчетности, в том числе и публичной, а также путем непосредственного участия в управлении автономной некоммерческой организацией.
Порядок осуществления контроля должен быть определен в учредительных документах организации. Таким обязательным учредительным документом в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является устав. По желанию учредителей может быть заключен учредительный договор.
Основной формой деятельности автономной некоммерческой организации является оказание услуг в соответствии с учредительными документами. В этой связи учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами, что является нормой, способствующей предупреждению возможных злоупотреблений со стороны учредителей автономной некоммерческой организации.
Согласно Закону о некоммерческих организациях автономная некоммерческая организация может быть преобразована только в фонд.
При ликвидации автономной некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой автономной некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Учредители при ликвидации автономной некоммерческой организации не получают часть ее имущества. В отличие от фонда автономная некоммерческая организация может быть ликвидирована в общем порядке ликвидации некоммерческих организаций.
А-М.Х. Богатырев,
и.о. начальника отдела по делам
некоммерческих организаций
to09.minjust.ru
Особенности образовательного учреждения как некоммерческой организации
Выше было рассмотрено определение системы образования , данное в Законе « Об образовании». Образовательные учреждения выступают как элемент системы образования .Следовательно ,основным типом организации , осуществляющих образовательную деятельность , является учреждение .Оно считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса ,т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитание обучающихся ,воспитанников (ст.12).Следует отметить , что это определение содержит два важных положения :
А)только при условии осуществления образовательного процесса учреждение считается образовательным ;
Б)образовательным процессом является реализация образовательной программы (это первый элемент системы образования ) и (или)содержание и воспитание обучающихся , воспитанников .
Данное определение является одним из основании отнесения учебных заведений к некоммерческим организациям в форме учреждения .В ряде других статей закона подчеркивается , что образование может быть получено в образовательных учреждениях соответствующего уровня .И только профессиональная подготовка ,не сопровождающаяся повышением образовательного уровня обучающихся ,может быть получена ,наряду с профессиональными училищами , в образовательных подразделениях предприятий ,учреждении и организаций , имеющих лицензию на право ведения этой деятельности (п.3 ст.21).
По определению Гражданского кодекса ,учреждения –это некоммерческая организация . В частности ,в ст.120 сказано ,что «учреждением признается организация , создания собственником для осуществления управленческих , социально –культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Как следует из определения ,сфера деятельности учреждения также попадает под это определение . Главное в нем –подчеркнуть некоммерческий характер осуществляемых функций .
Наряду с этим в Гражданском Кодексе говорится о возможности коммерческой деятельности учреждений, т.е. некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку ,поскольку это служит достижению целей ,ради которых они созданы , и соответствующую этим целям .При этом в кодексе нет определений «некоммерческой деятельности», а также критериев оценки степени «служения достижению основной цели» и «соответствия основным целям».
Законом «Об образовании» также образовательным учреждением разрешена практически любая предпринимательская ,т.е. коммерческая деятельность ,что на практике и осуществляется .
Термин «некоммерческая» относится к организации , не ставящей своей целью извлечение прибыли от осуществления своей деятельности. Наряду с этим ,само по себе отсутствие такой цели вовсе не означает ,что не коммерческая организация не может получать прибыли .В свою очередь , коммерческие организации могут не получать прибыль вовсе ,будучи ,например, убыточными . Таким образом , наличие или отсутствие получения прибыли в качестве цели деятельности не связанно с фактом получения или неполучения прибыли .Поэтому отсутствие формально объявленной цели извлечения прибыли не является определяющим моментом типа организации .
В результата остается совершенно неясным ,каким же образом можно определить размеры коммерческой деятельности ,удовлетворяющие указанным условиям .Например ,можно представить крайнюю ситуацию ,когда в образовательном учреждении обучается один учащийся и осуществляется громадный объем коммерческой деятельности .Причем эта коммерческая деятельность идет в не ущерб основной деятельности, а в уставе сформулированы соответствующие цели .В итоге можно подчеркнуть , что учреждение как форма не коммерческой организации отличается от других форм организации тремя чертами :
• Учреждение финансируется собственником ,т.е. учредителем ;
• Учреждение не ставит своей основной целью извлечение прибыли ;
• Предпринимательской деятельностью учреждение может заниматься лишь в связи с необходимостью реализации его уставных целей .
Важной характеристикой ,на наш взгляд ,является то обстоятельство ,что учреждение финансируется собственником ( учредителем). По определению финансирование –это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на реализацию некоторой потребности .следует подчеркнуть ,что при этом собственник (учредитель)не оплачивает произведенные для него товары или услуги, а именно финансирует некоторую деятельность ,т.е. компенсирует полностью или частично расходы, понесенные в процессе осуществления этой деятельности ,имеющей значение для учредителя .В частности ,учебное заведение осуществляет образовательный процесс , а учредитель обеспечивает его средствами на выплату заработной платы сотрудникам и содержание развитие материально–технической базы .образовательное учреждения является юридическим лицом т.е. пользуется правами и несет обязательства, предусмотренные гражданским законодательством (ст.12 п.2)Филиалы .отделения ,продуктов материального производства .Труд в сфере образования нестандартен , требует самоуправляемости и слабо поддается четкой регламентации .Если в материальном производстве главным измерителем результатов труда является количество и качество созданной продукции , то в области образования такой показатель не пригоден. Здесь нужны другие критерии количественной и качественной оценки результатов труда .Результатом педагогического труда является образовательная услуга , которая имеет свои специфические особенности как продукт производства .Она менее осязаема и неотделима от деятельности субъекта труда ;она труднее подается объективной оценке со стороны потребителей и непостоянна по качеству .Образовательная услуга не может быть произведена заранее ,процесс ее производства совпадает с процессом ее потребления .Поэтому в образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы а не произведенной продукции .
структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. [2]
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
Таким образом, к основным чертам образовательного учреждения могут быть отнесены следующие:
• это юридическое лицо со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;
• это некоммерческий тип организации, осуществляющие образовательную деятельность;
• имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса, находится в образовательном учреждении на правах оперативного управления, т.е. предусматривает использование этого имущества для осуществления уставной деятельности, но не позволяет продавать или иным способом распоряжаться этим имуществом;
• образовательное учреждение имеет право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса и использовать для этого переданное ему имущество;
• образовательное учреждение имеет право собственности на доходы от самостоятельной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты, интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами.
На первый взгляд этот довольно большой перечень характерных черт вполне логичен. В самом деле, они указывают на определенное положение образовательных учреждений в экономических отношениях, подчеркивают их специализацию на определенном виде деятельности, свидетельствуют о широких правах в сфере экономики. Но, подчеркивая своеобразие образовательного учреждения, эти черты носят крайне противоречивый характер.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Образовательные организации | Социально ориентированные некоммерческие организации и органы власти Самарской области
Центры поддержки НКО53.207700195135
50.1295757196
Самарская региональная общественная организация поддержки социальных инициатив «Ресурсный клуб»
/node/43
Организации инвалидов53.18322
50.097813
Самарская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»
/node/48
53.505453
49.281855
Тольяттинская городская общественная организация инвалидов-опорников «КЛИО»
/node/49
53.193844
50.113407
Самарская областная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»
/node/51
53.211457612575
50.238071780424
Самарская региональная общественная организация инвалидов — больных рассеянным склерозом
/node/204
53.247840337047
50.230553440648
Самарская Городская Общественная Организация Инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница» Самарской Областной Организации Общероссийской Общественной Организации «Всероссийское Общество Инвалидов»
/node/1854
53.209131
50.135389
Региональная общественная организация инвалидов стомированных больных «Вместе»
/node/3869
53.191233
50.101469
Самарская городская общественная организация инвалидов «Диана»
/node/3913
Женские организации53.203613
50.107002
Региональная общественная организация «Союз женщин Самарской области»
/node/50
53.192763773639
50.092905915343
Городская общественная организация «Союз женщин городского округа Самара»
/node/61
53.380465
51.352041
Региональная общественная организация помощи, поддержки и содействия многодетным семьям по Самарской области «Источник жизни»
/node/3747
Организации правовой поддержки и защиты53.202001
50.108934
Самарская региональная общественная организация правовой помощи и просвещения «Гражданская позиция»
/node/443
53.202421
50.113776
Самарская региональная общественная организация по содействию защите прав человека «Достойная помощь»
/node/450
53.202001
50.108934
Самарская областная общественная организация «Общественно-правовой совет»
/node/451
53.202001
50.108934
Самарская областная общественная организация содействия участию граждан в развитии местного самоуправления и ЖКХ «Гражданин»
/node/456
53.482981
49.476376
Фонд «Социальные Инвестиции»
/node/3233
Организации ветеранов53.199918
50.104254
Самарская областная общественная организация «Герои Отечества»
/node/76
53.219392
50.291418
Самарская Региональная Общественная Организация Участников Боевых Служб Военно-Морского Флота «Центр военно-патриотического воспитания «Контингент»
/node/99
53.185054375284
50.090489469305
Самарская Региональная Общественная Организация «Ветераны Морской Пехоты и Спецназа ВМФ»
/node/106
53.188444
50.188686
Самарская региональная общественная организация ветеранов «Союз десантников и подразделений специального назначения»
/node/272
53.217883
50.16038
Самарская региональная общественная организация родителей-пенсионеров, ветеранов и инвалидов, военнослужащих, погибших в Афганистане «Долг»
/node/440
53.196317331129
50.097547724273
Самарская областная общественная организация «Союз генералов Самары»
/node/507
53.196749945754
50.095491759246
Самарское региональное отделение Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский Союз ветеранов»
/node/1135
53.217822896628
50.160362360134
Общественная организация «Ветераны-пограничники Самарской области»
/node/1282
60.058834
30.326962
Самарское региональное отделение Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации
/node/1410
53.184628263473
50.104197672315
Самарская региональная общественная организация ветеранов «Берет»
/node/1411
53.217433718434
50.225043139795
Общественная организация «Комитет Чечня Самарской области»
/node/1412
53.217683
50.25456
Самарская региональная общественная организация «Труженики тыла и ветераны труда»
/node/1781
53.27635
50.463301
Региональная общественная организация «Союз десантников и подразделений специального назначения» Самарской области
/node/3205
53.09868
49.947327
Общественная организация жертв политических репрессий г.о. Новокуйбышевск
/node/3299
53.268827
50.218142
Самарская областная общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы — «Поволжье»
/node/4056
Спортивные организации53.199514
50.126424
Самарская региональная физкультурно-спортивная общественная организация «Федерация черлидинга»
/node/101
53.524786688435
49.232900516808
Самарская Региональная Общественная Организация Спортивный Технический Клуб «Мотокросс Тольятти»
/node/1000
53.525991
49.264194
Региональная физкультурно-спортивная общественная организация «Самарская Областная Федерация Ушу»
/node/3780
53.187785
50.092737
Региональная общественная физкультурно-спортивная организация «Федерация акробатического рок-н-ролла Самарской области»
/node/4126
53.155782
48.474485
Автономная некоммерческая организация детский спортивный клуб «Азбука спорта»
/node/8041
Профессиональные объединения53.199066
50.126182
Региональное отделение ДОСААФ России Самарской области
/node/102
53.203613
50.107002
Региональное отделение Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Самарской области
/node/123
53.210477580088
50.125779610501
Самарское областное отделение общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество»
/node/586
Благотворительные организации53.516243
49.280463
Городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти»
/node/107
53.192939300899
50.110183264322
Самарское областное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд»
/node/113
56.321791
43.935487
Региональный благотворительный фонд «Самарская губерния»
/node/150
53.20172687169
50.146243587079
Самарское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест»
/node/425
53.237066738656
50.339087558446
Благотворительный Фонд помощи детям «ДетскиеДомики»
/node/468
53.215706156614
50.135503577208
Благотворительный фонд спасения тяжелобольных детей «Линия жизни»
/node/914
53.191697
50.092081
Автономная некоммерческая организация «Самарский Центр развития добровольчества»
/node/2092
53.184391
50.093079
Самарская региональная общественная благотворительная организация «Содействие»
/node/3746
53.240264
50.179272
Самарский региональный общественный благотворительный фонд «В честь Преподобного Варсонофия Оптинского»
/node/3868
53.522972
49.320977
Автономная некоммерческая организация «Патронажная служба Тольятти»
/node/3914
53.195538
50.101783
Самарская региональная благотворительная общественная организация «Реабилитация наркозависимых» («РЕМАР»)
/node/4525
Молодежные и детские организации53.509068
49.404753
Городская общественная организация «Ассоциация учащейся молодежи» г.Тольятти
/node/115
53.185408160523
50.090297442184
Межрегиональная Молодежная Общественная Организация «Инклюзивный Ресурсный Центр»
/node/1113
53.207440125719
50.230331518092
Автономная некоммерческая организация социализации работающей молодёжи Самарской области
/node/3246
53.206957
50.229506
Самарское региональное отделение Всероссийского общественного движения «ВОЛОНТЁРЫ ПОБЕДЫ»
/node/3298
53.206957
50.229506
Самарская региональная молодежная общественная организация «Центр социальных проектов»
/node/3302
53.214329
50.176272
Самарское Региональное отделение Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России»
/node/3645
53.191767
50.109976
Общественная организация «Федерация детских организаций Самарской области»
/node/3748
53.028895
51.446768
Самарская региональная молодежная общественная организация поддержки социальных инициатив «Лига молодых»
/node/4048
53.236135
50.22788
Региональное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» Самарской области
/node/4159
51.195582
58.309717
Тольяттинская городская детско-молодежная общественная организация «Пионеры Тольятти»
/node/8131
Прочие организации53.217883
50.16038
Региональное общественное самарское военно-патриотическое движение «Доблесть»
/node/214
53.202001
50.108934
Самарская региональная общественная организация по развитию патриотизма и духовности «Общественно-патриотический комитет Самарской области»
/node/454
53.246121
50.241435
Tерриториальное общественное самоуправление “12 микрорайон”
/node/1923
53.199269133242
50.099734233161
Территориальное общественное самоуправление №5 «Струковский»
/node/2117
53.257047
50.208809
Территориальное общественное самоуправление «Перспектива» Промышленного района городского округа Самара
/node/2279
53.504141
49.422253
Общественная палата городского округа Тольятти
/node/2789
53.206955354413
50.180210805617
Самарская областная общественная организация по развитию взаимодействия институтов гражданского общества «Департамент информационного взаимодействия»
/node/3245
53.202197151204
50.184076499107
Некоммерческая организация «Казачье общество станицы «Северная» Волжского казачьего войска
/node/3247
53.520676
49.400756
Самарская региональная общественная организация «Центр ушу и цигун «У Дэ»
/node/3779
53.193375
50.094983
Фонд патриотического воспитания «Патриотическая Волна»
/node/4177
53.402128868239
49.490950907024
Местная общественная организация «Добровольная народная дружина городского округа Жигулевск»
/node/4203
53.132644
48.42135
Ассоциация товариществ собственников жилья г. Сызрани
/node/4369
Экологические и природоохранные организации53.188584
50.098468
Самарская региональная общественная организация содействия благоустройству области и росту благосостояния жителей «Свежий ветер»
/node/4076
53.217829
50.221906
Поволжская Ассоциация территориального и экологического развития «Мастер-План»
/node/4281
53.194519
50.094714
Самарская региональная общественная организация по содействию защите экологии и развитию туризма «Родной край»
/node/4370
Культурно-досуговые организации53.233586
50.186351
Самарская региональная общественная организация «Социально-культурный центр «Озарение»
/node/3870
53.521796489991
49.302829287784
Автономная некоммерческая организация Центр социальных проектов «Фабрика добрых дел»
/node/3912
52.995727
49.429098
Безенчукская районная общественная организация «Культурно-просветительский центр «Русское Возрождение»
/node/4127
53.224191
50.198631
Автономная некоммерческая организация «Центр профилактики наркомании «Время перемен»
/node/4178
Образовательные организации53.153778546239
50.693921253605
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Самарский областной аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»
/node/2008
53.093992117004
49.961111838561
Автономная некоммерческая организация Музейно-образовательный центр «Школа-Музей-Культура»
/node/2324
53.211962
50.177502
Некоммерческое партнерство «Межвузовский международный центр образования и науки» Самарской области
/node/4182
sonko.samregion.ru