Научный – Научный стиль — это… Что такое Научный стиль?

Содержание

научный — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

на-у́ч-ный

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — нау́чнее, нау́чней, понау́чнее, понау́чней.

Приставка: на-; корень: -уч-; суффикс: ; окончание: -ый [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [nɐˈut͡ɕnɨɪ̯] 

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. связанный с наукой; имеющий отношение к науке ◆ Научная работа. ◆ Научная конференция. ◆ Научный институт.
  2. основанный на принципах и методах науки ◆ Научный подход.
Синонимы[править]
  1.  ?
  2.  ?
Антонимы[править]
  1. религиозный
  2. антинаучный, квазинаучный, лженаучный, ненаучный, паранаучный; частичн.: околонаучный
Гиперонимы[править]
  1.  ?
  2.  ?
Гипонимы[править]
  1. технонаучный, малонаучный, высоконаучный, полунаучный, частнонаучный
  2. узконаучный

Родственные слова[править]

Список всех слов с корнем «наук-/науч-»[править]
  • топонимы: Научный
  • существительные: наука; научение, наученье, научность, научник; антинаука, антинаучность, квазинаука, квазинаучность, лженаука, лженаучность, науковед, науковедение, наукоград, наукоёмкость, наукометрия, наукообразие, наукообразность, наукоподобие, ненаучность, паранаука, паранаучность, псевдонаука, псевдонаучность
  • прилагательные: научный, ненаучный; научно-внедренческий, научно-инновационный, научно-исследовательский, научно-координационный, научно-методический, научно-организационный, научно-познавательный, научно-популярный, научно-практический, научно-производственный, научно-просветительный, научно-просветительский, научно-реставрационный, научно-спортивный, научно-теоретический, научно-технический, научно-технологический, научно-фантастический, научно-художественный, научно-экспериментальный; антинаучный, высоконаучный, квазинаучный, лженаучный, малонаучный, науковедческий, наукоёмкий, наукометрический, наукообразный, наукоподобный, ненаучный, околонаучный, паранаучный, полунаучный, псевдонаучный, технонаучный, частнонаучный
  • глаголы: научать, научаться, научить, научиться
  • наречия: научно, ненаучно; по-научному; антинаучно, квазинаучно, лженаучно, наукообразно, паранаучно, псевдонаучно

Этимология[править]

Происходит от существительного наука, из на- + учить, от праслав. *učiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. учити, др.-русск. укъ «учение», ст.-слав. ѹчити, ѹчѫ (др.-греч., греч. διδάσκειν), русск. учить, укр. учи́ти, белор. вучыць, наву́ка, болг. у́ча «учу», сербохорв. у̀чити, у̀чи̑м, словенск. učíti (-ím), чешск. učit, словацк. učiť, польск. uczyć, uczę, в.-луж. wučić, н.-луж. hucyś. Праслав. *učiti связано чередованием гласных с *vyknǫti (см. вы́кнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukìnti, jaukinù «приучать, укрощать», jaũkas «манок, приманка», jaukùs «смирный, ручной», др.-инд. úсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», ṓkаs «удовольствие, удовлетворение», армянск. usanim «учусь, приучаюсь», готск. biūhts «привычный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

основанный на принципах и методах науки

Библиография[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

ru.wiktionary.org

НАУЧНЫЙ — это… Что такое НАУЧНЫЙ?

  • Научный — Научный: Научный посёлок городского типа в Бахчисарайском районе Крыма (Украина) Научный посёлок в Шортандинском районе Акмолинской области Республики Казахстан Научный железнодорожная платформа Южной железной дороги, находящаяся в посёлке… …   Википедия

  • научный — См …   Словарь синонимов

  • научный — • научный журнал, содержащий статьи и материалы о теоретических исследованиях, а также статьи и материалы прикладного характера, предназначенный для научных работников; • общественно политический журнал, содержащий статьи и материалы актуальной… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • НАУЧНЫЙ — НАУЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. 1. см. наука. 2. Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. Вполне н. подход. | сущ. научность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • научный — см. Бюджет см. Наука В. В. Виноградов. История слов, 2010 …   История слов

  • научный — [http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=4184] Тематики защита информации EN scientific …   Справочник технического переводчика

  • научный — • высоко научный • глубоко научный • подлинно научный …   Словарь русской идиоматики

  • научный — ая, ое; чен, чна 1) полн. ф. Относящийся к науке, свойственный науке. Научная тема. Научное открытие. Слушая разговор брата с профессором, он замечал, что они связывали научные вопросы с задушевными (Л. Толстой). 2) полн. ф. Связанный с… …   Популярный словарь русского языка

  • научный — прил., употр. часто Морфология: научен, научна, научно, научны; научнее; нар. научно 1. Научным называют то, что имеет отношение к науке. Научные сведения, данные. | Провести научный эксперимент. | Получить научные результаты. | Круг его научных… …   Толковый словарь Дмитриева

  • научный — ▲ связанный (с) ↑ наука научный (# подход). ученый (# степень. # совет) …   Идеографический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    научный — это… Что такое научный?

  • Научный — Научный: Научный посёлок городского типа в Бахчисарайском районе Крыма (Украина) Научный посёлок в Шортандинском районе Акмолинской области Республики Казахстан Научный железнодорожная платформа Южной железной дороги, находящаяся в посёлке… …   Википедия

  • НАУЧНЫЙ — НАУЧНЫЙ, научная, научное; научен, научна, научно. 1. только полн. прил. к наука в 1 и 2 знач.; занятый разработкой вопросов какой нибудь науки. Научный работник. Научная ассоциация. Научное образование. Научная работа. Научное учреждение. 2.… …   Толковый словарь Ушакова

  • научный — См …   Словарь синонимов

  • научный — • научный журнал, содержащий статьи и материалы о теоретических исследованиях, а также статьи и материалы прикладного характера, предназначенный для научных работников; • общественно политический журнал, содержащий статьи и материалы актуальной… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • НАУЧНЫЙ — НАУЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. 1. см. наука. 2. Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. Вполне н. подход. | сущ. научность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • научный — см. Бюджет см. Наука В. В. Виноградов. История слов, 2010 …   История слов

  • научный — [http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=4184] Тематики защита информации EN scientific …   Справочник технического переводчика

  • научный — • высоко научный • глубоко научный • подлинно научный …   Словарь русской идиоматики

  • научный — ая, ое; чен, чна 1) полн. ф. Относящийся к науке, свойственный науке. Научная тема. Научное открытие. Слушая разговор брата с профессором, он замечал, что они связывали научные вопросы с задушевными (Л. Толстой). 2) полн. ф. Связанный с… …   Популярный словарь русского языка

  • научный — ▲ связанный (с) ↑ наука научный (# подход). ученый (# степень. # совет) …   Идеографический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    НАУКА • Большая российская энциклопедия

    НАУ́КА, 1) осо­бый вид по­зна­ват. дея­тель­но­сти, на­це­лен­ный на вы­ра­бот­ку объ­ектив­ных, сис­тем­но ор­га­ни­зо­ван­ных и обос­но­ван­ных зна­ний о ми­ре; 2) со­ци­аль­ный ин­сти­тут, обес­пе­чи­ваю­щий функ­цио­ни­ро­вание на­уч. по­зна­ват. дея­тель­но­сти.

    Специфика научного познания

    Как вид по­зна­ния Н. взаи­мо­дей­ст­ву­ет с др. его ви­да­ми: обы­ден­ным, ху­до­же­ст­вен­ным, ре­ли­ги­оз­но-ми­фо­ло­ги­че­ским, фи­ло­соф­ским. Воз­ни­кая из по­треб­но­стей прак­ти­ки и ре­гу­ли­руя её, Н. ста­вит сво­ей це­лью вы­явить сущ­но­ст­ные свя­зи (за­ко­но­мер­но­сти), в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми объ­ек­ты мо­гут пре­об­ра­зо­вы­вать­ся в че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти. Н. мо­жет ис­сле­до­вать лю­бые объ­ек­ты и про­цес­сы – при­род­ные, со­ци­аль­ные, со­стоя­ния че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния, но толь­ко как осо­бые объ­ек­ты, под­чи­няю­щие­ся за­ко­нам функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия. Н. не ис­чер­пы­ва­ет со­бой всей куль­ту­ры, хо­тя и вы­сту­па­ет од­ной из её важ­ней­ших об­лас­тей.

    Важ­ней­шей ха­рак­те­ри­сти­кой Н., её пер­вым сис­те­мо­об­ра­зую­щим при­зна­ком яв­ля­ет­ся пред­мет­ный и объ­ек­тив­ный спо­соб рас­смот­ре­ния ми­ра. При этом, в от­ли­чие от обы­ден­но­го по­зна­ния, Н. не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся изу­че­ни­ем толь­ко тех объ­ек­тов, их свойств и от­но­ше­ний, ко­то­рые в прин­ци­пе мо­гут быть ос­вое­ны в прак­ти­ке со­от­вет­ст­вую­щей ис­то­рич. эпо­хи. Н. спо­соб­на вы­хо­дить за рам­ки этой прак­ти­ки и от­кры­вать для че­ло­ве­че­ст­ва но­вые пред­мет­ные ми­ры, ко­то­рые мо­гут стать объ­ек­та­ми мас­со­во­го прак­тич. ос­вое­ния лишь на бу­ду­щих эта­пах раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции. Дан­ная Г. В. Лейб­ни­цем ха­рак­те­ри­сти­ка ма­те­ма­ти­ки как нау­ки о воз­мож­ных ми­рах в прин­ци­пе мо­жет быть от­не­се­на к лю­бой фун­дам. нау­ке. Элек­тро­маг­нит­ные вол­ны, ядер­ные ре­ак­ции, ко­ге­рент­ные из­лу­че­ния ато­мов бы­ли вна­ча­ле от­кры­ты в Н., и в этих от­кры­ти­ях по­тен­ци­аль­но был за­ло­жен но­вый уро­вень тех­но­ло­гич. раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции, реа­ли­зо­вав­ший­ся зна­чи­тель­но позд­нее (тех­ни­ка элек­тро­дви­га­те­лей и элек­тро­ге­не­ра­то­ров, ра­дио- и те­ле­ап­па­ра­ту­ра, ла­зе­ры и атом­ные элек­тро­стан­ции и т. д.). По­сто­ян­ное стрем­ле­ние Н. к рас­ши­ре­нию по­ля изу­чае­мых объ­ек­тов, без­от­но­си­тель­но к ак­ту­аль­ным воз­мож­но­стям их мас­со­во­го прак­тич. ос­вое­ния, вы­сту­па­ет её вто­рым сис­те­мо­об­ра­зую­щим при­зна­ком. Он от­ли­ча­ет Н. от обы­ден­но­го по­зна­ния. Ес­ли в слу­чае обы­ден­но­го по­зна­ния ис­тин­ность зна­ний про­ве­ря­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но в на­лич­ной прак­ти­ке, то в си­лу то­го, что Н. по­сто­ян­но вы­хо­дит за рам­ки этой прак­ти­ки, она лишь час­тич­но мо­жет опе­реть­ся на её фор­мы и ну­ж­да­ет­ся в осо­бой прак­ти­ке, с по­мощью ко­то­рой про­ве­ря­ет­ся ис­тин­ность её зна­ний. Та­кой прак­ти­кой ста­но­вит­ся на­уч. экс­пе­ри­мент. Часть зна­ний не­по­сред­ст­вен­но про­ве­ря­ет­ся в экс­пе­ри­мен­те, ос­таль­ные свя­зы­ва­ют­ся ме­ж­ду со­бой ло­гич. свя­зя­ми, обес­пе­чи­ваю­щи­ми пе­ре­нос ис­тин­но­сти с од­но­го вы­ска­зы­ва­ния на дру­гое. В ито­ге воз­ни­ка­ют при­су­щие Н. сис­тем­ная ор­га­ни­за­ция зна­ний, их обос­но­ван­ность и до­ка­зан­ность.

    Н. не мо­жет ог­ра­ни­чить­ся ис­поль­зо­ва­ни­ем толь­ко обы­ден­но­го язы­ка и тех ору­дий, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся в про­из­вод­ст­ве и по­все­днев­ной прак­ти­ке, ей нуж­ны осо­бые по­зна­ват. сред­ст­ва – спец. тео­ре­тич. язык, осо­бые ком­плек­сы при­бо­ров для эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ния. Не­об­хо­ди­ма так­же раз­ра­бот­ка спе­ци­фич. ме­то­дов, обес­пе­чи­ваю­щих ос­вое­ние но­вых объ­ек­тов без­от­но­си­тель­но к воз­мож­но­стям их се­го­дняш­не­го прак­тич. ос­вое­ния. Ме­тод в Н. час­то слу­жит ус­ло­ви­ем фик­са­ции и вос­про­из­ве­де­ния объ­ек­та ис­сле­до­ва­ния. На­ко­нец, тре­бу­ет­ся осо­бая под­го­тов­ка по­знаю­ще­го субъ­ек­та. Ес­ли субъ­ект обы­ден­но­го по­зна­ния фор­ми­ру­ет­ся в са­мом про­цес­се со­циа­ли­за­ции, то для субъ­ек­та на­уч. дея­тель­но­сти тре­бу­ет­ся осо­бое обу­че­ние, а так­же ус­вое­ние свой­ст­вен­ной Н. сис­те­мы цен­но­стей – ус­та­нов­ки на по­иск ис­ти­ны и по­сто­ян­ное на­ра­щи­ва­ние ис­тин­но­го зна­ния. На ба­зе этих ус­та­но­вок ис­то­ри­че­ски раз­ви­ва­ет­ся сис­те­ма идеа­лов и норм на­уч. ис­сле­до­ва­ния, ко­то­рая за­пре­ща­ет умыш­лен­ное ис­ка­же­ние ис­ти­ны в уго­ду тем или иным со­ци­аль­ным це­лям и тре­бу­ет по­сто­ян­ной ин­но­ва­ци­он­ной дея­тель­но­сти, вво­дя за­прет на пла­ги­ат. Ин­сти­тут ссы­лок как обя­зат. ус­ло­вие оформ­ле­ния на­уч. мо­но­гра­фии и ста­тьи при­зван не толь­ко за­фик­си­ро­вать ав­тор­ст­во тех или иных идей и на­уч. тек­стов, но и обес­пе­чи­ва­ет чёт­кое раз­де­ле­ние уже из­вест­но­го в Н. и но­вых ре­зуль­та­тов.

    В раз­ви­той Н. на­ря­ду с эм­пи­ри­че­ским фор­ми­ру­ет­ся слой тео­ре­тич. ис­сле­до­ва­ния. В нём ре­аль­ные объ­ек­ты за­ме­ща­ют­ся идеа­ли­зи­ро­ван­ны­ми объ­ек­та­ми, ко­то­ры­ми опе­ри­ру­ет мыш­ле­ние. По­стро­ен­ные из их свя­зей мо­де­ли вы­сту­па­ют в ка­че­ст­ве ги­по­тез, ко­то­рые за­тем, по­лу­чив обос­но­ва­ние, пре­вра­ща­ют­ся в тео­ре­тич. схе­мы изу­чае­мой пред­мет­ной об­лас­ти. На­ря­ду с эм­пи­рич. за­ви­си­мо­стя­ми и фак­та­ми, по­черп­ну­ты­ми не­по­сред­ствен­но из прак­ти­ки, соз­да­ёт­ся осо­бый тип зна­ния – тео­рия, по­зво­ляю­щая вы­во­дить эм­пи­рич. за­ви­си­мо­сти как след­ст­вие из тео­ре­тич. по­сту­ла­тов. Зна­ния со­от­но­сят­ся уже не толь­ко с осу­ще­ст­в­лён­ным опы­том, они стро­ят­ся в ка­те­го­ри­ях воз­мож­но­го и не­об­хо­ди­мо­го и вы­сту­па­ют как зна­ния об объ­ек­тах ре­аль­но­сти «са­мой по се­бе». Фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма на­уч. дис­ци­п­лин (ма­те­ма­ти­ка, фи­зи­ка, хи­мия, био­ло­гия, тех­нич. и со­ци­аль­ные нау­ки) со слож­ны­ми свя­зя­ми ме­ж­ду ни­ми.

    Генезис научного познания

    На на­чаль­ной ста­дии за­ро­ж­даю­щая­ся Н. ещё не вы­хо­дит за рам­ки на­лич­ной прак­ти­ки, она мо­де­ли­ру­ет из­ме­не­ние объ­ек­тов, вклю­чён­ных в прак­тич. дея­тель­ность, пред­ска­зы­вая их воз­мож­ные со­стоя­ния. Опе­ра­ции с ни­ми так­же чер­па­ют­ся из прак­ти­ки, вы­сту­пая как схе­ма прак­тич. дей­ст­вий. Та­кой ха­рак­тер име­ли, напр., гео­мет­рич. зна­ния древ­них егип­тян, где ре­аль­ные опе­ра­ции раз­мет­ки зе­мель­ных уча­ст­ков с по­мо­щью ту­го на­тя­ну­той мер­ной ве­рёв­ки и этой же ве­рёв­ки, но за­кре­п­лён­ной на кон­це с по­мо­щью ко­лыш­ка, что­бы про­во­дить ок­руж­но­сти и ду­ги, за­тем бы­ли схе­ма­ти­зи­ро­ва­ны и ста­ли спо­со­бом по­строе­ния гео­мет­рич. фи­гур с по­мо­щью цир­ку­ля и ли­ней­ки.

    Мож­но вы­де­лить три осн. эта­па фор­ми­ро­ва­ния Н. в собств. смыс­ле сло­ва. Пе­ре­ход от пред­нау­ки к соб­ст­вен­но Н. ис­то­ри­че­ски пер­вой осу­ще­ст­ви­ла ма­те­ма­ти­ка в кон­тек­сте куль­ту­ры ан­тич­но­го по­ли­са, с при­су­щи­ми ей цен­но­стя­ми пуб­лич­ной дис­кус­сии, де­мон­ст­ра­ция­ми до­ка­за­тель­ст­ва и обос­но­ва­ния как ус­ло­вия­ми по­лу­че­ния ис­ти­ны. Иде­ал обос­но­ван­но­го зна­ния, от­лич­но­го от мне­ния, по­лу­чил своё ос­мыс­ле­ние в ан­тич­ной фи­ло­со­фии, уде­лив­шей осо­бое вни­ма­ние ме­то­дам по­сти­же­ния и раз­вёр­ты­ва­ния ис­ти­ны (диа­лек­ти­ке и ло­ги­ке). Соз­дан­ная в эпо­ху эл­ли­низ­ма гео­мет­рия Евк­ли­да яви­лась пер­вым об­раз­цом раз­ви­той на­уч. тео­рии. Имен­но в греч. ма­те­ма­ти­ке ут­вер­ди­лись но­вые прин­ци­пы из­ло­же­ния зна­ний в ви­де тео­рем: «да­но – тре­бу­ет­ся до­ка­зать – до­ка­за­тель­ст­во», то­гда как в др.-егип. и ва­ви­лон­ской ма­те­ма­ти­ке да­ва­лись лишь нор­ма­тив­ные ре­цеп­ты ре­ше­ния за­дач, из­ла­гае­мые по схе­ме: «Де­лай так!», «Смот­ри, ты сде­лал пра­виль­но!». Про­из­вод­ст­во и транс­ля­ция зна­ний в куль­ту­ре Древ­не­го Егип­та и Ва­ви­ло­на, за­кре­п­лён­ные за кас­той жре­цов и чи­нов­ни­ков, но­си­ли ав­то­ри­тар­ный ха­рак­тер.

    Вто­рой этап пред­став­лен но­во­ев­ро­пей­ским ес­те­ст­во­зна­ни­ем, ко­то­рое ос­но­ва­но на со­еди­не­нии ма­те­ма­тич. опи­са­ния при­ро­ды с её экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ни­ем и фор­ми­ро­ва­лось в ре­зуль­та­те куль­тур­ных сдви­гов, со­вер­шив­ших­ся в эпо­ху Ре­нес­сан­са и Ре­фор­ма­ции. Пред­по­сыл­кой ут­вер­жде­ния экс­пе­ри­мен­та как ме­то­да по­зна­ния и про­вер­ки ис­тин­но­сти вы­дви­гае­мых в Н. ги­по­тез яви­лось по­ни­ма­ние че­ло­ве­ка как твор­ца, про­дол­жаю­ще­го в сво­их де­лах ак­ты Бо­же­ст­вен­но­го тво­ре­ния, ак­тив­но из­ме­няю­ще­го объ­ек­ты при­ро­ды и про­ти­во­стоя­ще­го ей в сво­ей дея­тель­но­сти, вы­яв­ляя сво­им вме­ша­тель­ст­вом в про­те­каю­щие в ней про­цес­сы её уни­вер­саль­ные за­ко­ны, управ­ляю­щие дви­же­ни­ем всех ве­щей и оди­на­ко­во дей­ст­вую­щие во всех точ­ках про­стран­ст­ва и во все мо­мен­ты вре­ме­ни. Эти ми­ро­воз­зрен­че­ские ус­та­нов­ки, скла­ды­вав­шие­ся в эпо­ху ста­нов­ле­ния ба­зис­ных цен­но­стей тех­но­ген­ной ци­ви­ли­за­ции, бы­ли чу­ж­ды тра­ди­цио­на­ли­ст­ским куль­ту­рам. Так, в ан­тич­ной куль­ту­ре с её про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем ис­кус­ст­вен­но­го (тех­нэ) и ес­те­ст­вен­но­го (фю­сис) по­зна­ние кос­мо­са как це­ло­ст­но­го жи­во­го ор­га­низ­ма по­нима­лось как по­сти­же­ние его гар­мо­нии в умо­зрит. со­зер­ца­нии, и да­же ко­гда ан­тич­ная нау­ка в эпо­ху эл­ли­низ­ма вплот­ную по­до­шла к со­еди­не­нию ма­те­ма­тич. опи­са­ния при­ро­ды с экс­пе­ри­мен­том (Ар­хи­мед, Ге­рон, Папп Алек­сан­д­рий­ский), она не сде­ла­ла ре­шаю­ще­го ша­га к кон­сти­туи­ро­ва­нию экс­пе­ри­мен­та как спо­со­ба по­зна­ния при­ро­ды. То, что се­го­дня вы­сту­па­ет как фи­зич. зна­ние о при­ро­де, в ан­тич­ном ми­ре рас­смат­ри­ва­лось толь­ко как зна­ние об ис­кус­ст­вен­ном (тех­нэ).

    Тре­тий этап в раз­ви­тии Н. – ста­нов­ле­ние тех­ни­че­ских, а за­тем со­ци­аль­ных и гу­ма­ни­тар­ных на­ук – свя­зан с ин­ду­ст­ри­аль­ной эпо­хой, с уси­лив­шим­ся вне­дре­ни­ем на­уч. зна­ний в пром. про­из­вод­ст­во, сти­му­ли­ро­вав­шим изо­бре­те­ние и ти­ра­жи­ро­ва­ние всё но­вых ин­же­нер­ных уст­ройств, и с ус­ко­рив­ши­ми­ся транс­фор­ма­ция­ми со­ци­аль­ных струк­тур и воз­ник­но­ве­ни­ем но­вых ти­пов со­ци­аль­ных общ­но­стей. По­след­нее тре­бо­ва­ло вы­яс­не­ния спо­со­бов ра­цио­наль­ной ре­гу­ля­ции стан­дар­ти­зи­руе­мых функ­ций и дей­ст­вий ин­ди­ви­дов, вклю­чае­мых в те или иные со­ци­аль­ные груп­пы. В кон­тек­сте этих по­треб­но­стей фор­му­ли­ру­ют­ся пер­вые про­грам­мы по­строе­ния на­ук об об­ще­ст­ве (К. А. Сен-Си­мон, О. Конт, К. Маркс), соз­да­вав­шие­ся пер­во­на­чаль­но по об­раз­цу ес­теств. на­ук («со­ци­аль­ная фи­зи­ка» Кон­та и др.). Фор­ми­ро­ва­ние гу­ма­ни­тар­ных на­ук, ис­сле­дую­щих со­стоя­ния и соз­да­ния куль­ту­ры, со­про­во­ж­да­лось вы­яв­ле­ни­ем спе­ци­фич. про­це­дур их изу­че­ния (от­не­се­ние к цен­но­стям, по­ни­ма­ние, идио­гра­фи­че­ский ме­тод, нар­ра­тив­ные опи­са­ния и т. д.) и свя­зан­ным с этим про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем «на­ук о при­ро­де» и «на­ук о ду­хе» (Г. Рик­керт, В. Вин­дель­банд, В. Диль­тей, М. Ве­бер). В совр. Н., од­на­ко, де­мар­ка­ция ме­ж­ду ес­те­ст­вен­ны­ми и гу­ма­ни­тар­ны­ми нау­ка­ми не но­сит жё­ст­ко­го ха­рак­те­ра.

    Наука как социальный институт

    Пер­вые на­уч. об­ще­ст­ва и ака­де­мии воз­ник­ли в Ев­ро­пе в 17–18 вв. В этот пе­ри­од скла­ды­ва­ют­ся но­вые ти­пы ком­му­ни­ка­ций учё­ных, в т. ч. «рес­пуб­ли­ка учё­ных», ос­но­ван­ная на ча­ст­ной пе­ре­пис­ке на ла­тыни ме­ж­ду ис­сле­до­ва­те­ля­ми, в рам­ках ко­то­рой из­ла­га­лись ре­зуль­та­ты экс­пе­ри­мен­тов, их ин­тер­пре­та­ция и объ­яс­няю­щие ги­по­те­зы. В кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. уг­луб­ле­ние спе­циа­ли­за­ции на­уч. дея­тель­но­сти при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию дис­ци­п­ли­нар­ных объ­е­ди­не­ний ис­сле­до­ва­те­лей. По­яв­ля­ют­ся на­уч. жур­на­лы, на­уч. ста­тья (на­ря­ду с мо­но­гра­фи­ей) ста­но­вит­ся осн. про­дук­том на­уч. дея­тель­но­сти. Ла­тынь ус­ту­па­ет ме­сто нац. язы­кам. На­ря­ду с воз­ни­каю­щи­ми в это вре­мя ака­де­мич. уч­ре­ж­де­ния­ми (Лон­дон­ское ко­ро­лев­ское об­ще­ст­во, 1660; Па­риж­ская АН, 1666; Бер­лин­ско-Бран­ден­бург­ская ака­де­мия на­ук; Пе­терб. АН, 1724) фор­ми­ру­ют­ся та­кие ас­со­циа­ции учё­ных, как Франц. кон­сер­ва­то­рия (хра­ни­ли­ще тех­нич. ис­кусств и ре­мё­сел; 1794), Со­б­ра­ние нем. ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­лей (1822), Брит. ас­со­циа­ция со­дей­ст­вия про­грес­су (1831) и др. Ме­ня­ет­ся сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния. В ун-тах в чис­ло учеб­ных пред­ме­тов, кро­ме тра­ди­ци­он­но гу­ма­ни­тар­ных, вклю­ча­ют­ся так­же ес­теств.-на­уч. и тех­нич. дис­ци­п­ли­ны. От­кры­ва­ют­ся но­вые цен­тры под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов, как, напр., По­ли­тех­нич. шко­ла в Па­ри­же (1794). В 19 в. об­ра­зо­ва­ние на­чи­на­ет стро­ить­ся на ос­но­ве спе­циа­ли­за­ции по отд. об­лас­тям на­уч. зна­ния, что со­от­вет­ст­ву­ет фор­ми­ро­ва­нию дис­ци­п­ли­нар­ной ор­га­ни­за­ции Н. Це­ле­на­прав­лен­ная спе­циа­ли­зир. под­го­тов­ка на­уч. кад­ров как спо­соб вос­про­из­вод­ст­ва субъ­ек­та на­уч. дея­тель­но­сти оформ­ля­ет осо­бую про­фес­сию на­уч. ра­бот­ни­ка. В 20 в. нау­ка пре­вра­ща­ет­ся в осо­бый тип про­из­вод­ст­ва на­уч. зна­ний, вклю­чаю­щий круп­ные кол­лек­ти­вы учё­ных, це­ле­на­прав­лен­ное фи­нан­си­ро­ва­ние и осо­бую экс­пер­ти­зу ис­сле­до­ват. про­грамм, спец. пром.-тех­нич. ба­зу, об­слу­жи­ваю­щую на­уч. по­иск, це­ле­на­прав­лен­ную под­го­тов­ку кад­ров. Воз­рас­та­ет удель­ный вес меж­дис­ци­п­ли­нар­ных и про­блем­но ори­ен­ти­ро­ван­ных ис­сле­до­ва­ний. Ста­цио­нар­ные объ­е­ди­не­ния учё­ных (НИИ, ака­де­мии, на­уч. цен­тры в уни­вер­си­те­тах) со­че­та­ют­ся с не­фор­маль­ны­ми объ­е­ди­не­ния­ми ти­па «не­зри­мо­го кол­лед­жа». В кон. 20 в. воз­ник­но­ве­ние ком­пь­ю­тер­ных се­тей и ми­ро­вой се­ти Ин­тер­нет по­ро­ж­да­ет но­вые ти­пы на­уч. ком­му­ни­ка­ций (ком­пь­ю­тер­ная дис­кус­сия как свое­об­раз­ный ана­лог «рес­пуб­ли­ки учё­ных» и т. п.).

    В про­цес­се ис­то­рич. раз­ви­тия Н. ме­ня­лись её со­ци­аль­ные функ­ции. В эпо­ху ста­нов­ле­ния ес­те­ст­во­зна­ния Н. от­стаи­ва­ла в борь­бе с ре­ли­ги­ей своё пра­во уча­ст­во­вать в фор­ми­ро­ва­нии ми­ро­воз­зре­ния. Этот про­цесс при­вёл к ста­нов­ле­нию на­уч­ной кар­ти­ны ми­ра, ко­то­рая в ко­неч­ном ито­ге пред­ста­ла как са­мо­сто­ят. фор­ма зна­ния, став­шая за­тем ос­но­вой сис­те­мы мас­со­во­го об­ра­зо­ва­ния. Тем са­мым Н. ста­ла ре­аль­ным фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния ми­ро­воз­зре­ния лю­дей. В 19 в. к ми­ро­воз­зренч. функ­ции до­бави­лась функ­ция про­из­во­дит. си­лы. Ши­ро­кое при­ме­не­ние дос­ти­же­ний Н. в про­из­вод­ст­ве по­ро­ди­ло фе­но­мен на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции. В 20 в. Н. пpe­вращается в со­ци­аль­ную си­лу, вне­дря­ясь в са­мые разл. сфе­ры об­ществ. жиз­ни.

    Научные революции и типы научной рациональности

    Пе­ре­строй­ка ос­но­ва­ний Н., ха­рак­те­ри­зуе­мая как на­уч. ре­во­лю­ция, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся, с од­ной сто­ро­ны, под дав­ле­ни­ем но­во­го эм­пи­рич. и тео­ре­тич. ма­те­риа­ла, воз­ни­каю­ще­го внут­ри на­уч. дис­ци­п­лин, а с дру­гой – под влия­ни­ем со­цио­куль­тур­ных фак­то­ров. Мож­но вы­де­лить два ти­па та­ких ре­во­лю­ций. Пер­вый из них, опи­сан­ный Т. Ку­ном, свя­зан с по­яв­ле­ни­ем ано­ма­лий и кри­зи­сов, вы­зван­ных экс­пан­си­ей Н. в но­вые пред­мет­ные об­лас­ти; при­ме­ром его мо­жет слу­жить ста­нов­ле­ние от­но­си­тель­но­сти тео­рии и кван­то­вой ме­ха­ни­ки. Вто­рой мо­жет воз­ни­кать за счёт меж­дис­ци­п­ли­нар­ных взаи­мо­дей­ст­вий, ко­гда на­уч. па­ра­диг­мы пе­ре­но­сят­ся из од­ной дис­ци­п­ли­ны в дру­гую (напр., совр. про­цес­сы взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду ки­бер­не­ти­кой, био­ло­ги­ей и лин­гвис­ти­кой).

    В эпо­хи гло­баль­ных на­уч. ре­во­лю­ций про­ис­хо­дит из­ме­не­ние ти­па на­уч. ра­цио­наль­но­сти. В раз­ви­тии Н. (на­чи­ная с 17 в.) мож­но вы­де­лить три осн. ти­па на­уч. ра­цио­наль­но­сти: клас­си­че­скую (17 – нач. 20 вв.), не­клас­си­че­скую (1-я пол. 20 в.), по­ст­не­клас­си­че­скую (кон. 20 в.). Клас­сич. Н. пред­по­ла­га­ла, что субъ­ект дис­тан­ци­ро­ван от объ­ек­та, а ус­ло­ви­ем объ­ек­тив­но ис­тин­но­го зна­ния счи­та­ла уст­ра­не­ние из объ­яс­не­ния и опи­са­ния все­го, что от­но­сит­ся к субъ­ек­ту и сред­ст­вам дея­тель­но­сти. Для не­клас­сич. ра­цио­наль­но­сти по­лу­че­ние ис­тин­но­го зна­ния об объ­ек­те не­воз­мож­но без рас­кры­тия средств и опе­ра­ций дея­тель­но­сти, ис­поль­зуе­мых субъ­ек­том (под­ход, реа­ли­зо­ван­ный в кван­то­во-ре­ля­ти­ви­ст­ской фи­зи­ке). На­ко­нец, для по­ст­не­клас­сич. ра­цио­наль­но­сти важ­ны со­от­не­сён­ность зна­ний об объ­ек­те не толь­ко со сред­ст­ва­ми, но и с цен­но­ст­но-це­ле­вы­ми струк­ту­ра­ми че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, со­еди­не­ние цен­но­стей на­уч.-тех­но­ло­гич. мыш­ле­ния с те­ми со­ци­аль­ны­ми цен­но­стя­ми, ко­то­рые пред­став­ле­ны нрав­ст­вен­но­стью, иск-вом, ре­лиг. и фи­лос. по­сти­же­ни­ем ми­ра.

    По­яв­ле­ние ка­ж­до­го но­во­го ти­па ра­цио­наль­но­сти не уст­ра­ня­ет пре­ды­ду­ще­го, но ог­ра­ни­чи­ва­ет про­стран­ст­во его дей­ст­вия, рас­ши­ряя при этом по­ле ис­сле­дуе­мых объ­ек­тов (от до­ми­ни­рую­щих в клас­сич. Н. про­стых ме­ха­нич. сис­тем до слож­ных са­мо­ре­гу­ли­рую­щих­ся и са­мо­раз­ви­ваю­щих­ся сис­тем в не­клас­сич. и по­ст­не­клас­сич. Н.). В со­вре­мен­ной, по­ст­не­клас­си­че­ской, Н. всё боль­шее ме­сто за­ни­ма­ет осо­бый тип ис­то­ри­че­ски раз­ви­ваю­щих­ся сис­тем, ко­то­рые вклю­ча­ют че­ло­ве­ка и его дея­тель­ность в ка­че­ст­ве со­став­но­го ком­по­нен­та. К ним от­но­сят­ся объ­ек­ты совр. био­тех­но­ло­гий, в пер­вую оче­редь ген­ной ин­же­не­рии, ме­ди­ко-био­ло­гич. объ­ек­ты, круп­ные эко­си­сте­мы и био­сфе­ра в це­лом, че­ло­ве­ко-ма­шин­ные сис­те­мы и слож­ные ин­фор­мац. ком­плек­сы (вклю­чая сис­те­мы ис­кус­ст­вен­но­го ин­тел­лек­та), со­ци­аль­ные объ­ек­ты и т. д. С сис­те­ма­ми та­ко­го ти­па нель­зя сво­бод­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, в про­цес­се их ис­сле­до­ва­ния и прак­тич. ос­вое­ния осо­бую роль иг­ра­ет зна­ние за­пре­тов на не­ко­то­рые стра­те­гии взаи­мо­дей­ст­вия, по­тен­ци­аль­но со­дер­жа­щие в се­бе ка­та­ст­ро­фич. по­след­ст­вия для че­ло­ве­ка. Ис­сле­до­ва­ние та­ких объ­ек­тов пред­по­ла­га­ет вклю­че­ние цен­но­ст­ных фак­то­ров в со­став объ­яс­няю­щих по­ло­же­ний, что осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при со­ци­аль­но-эти­че­ской экс­пер­ти­зе на­уч. про­грамм. В хо­де са­мой ис­сле­до­ват. дея­тель­но­сти с та­ки­ми объ­ек­та­ми учё­но­му при­хо­дит­ся ре­шать про­бле­мы этич. ха­рак­те­ра, оп­ре­де­ляя гра­ни­цы воз­мож­но­го вме­ша­тель­ст­ва в объ­ект. Ме­то­до­ло­гия ис­сле­до­ва­ния та­ких сис­тем сбли­жа­ет ес­теств.-на­уч. и гу­ма­ни­тар­ное по­зна­ние, со­став­ляя ос­но­ву для их глу­бо­кой ин­те­гра­ции.

    bigenc.ru

    Научный язык — это… Что такое Научный язык?

    Нау́чный стиль — функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

    Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

    Особенности научного стиля

    Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

    Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

    Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

    Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

    Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления.

    Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.

    Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.

    Эмоциональность, как и экспрессивность, в научном стиле, который требует объективного, «интеллектуального» изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского «я» — это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.

    Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными). Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе.

    Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики.

    В области морфологии наблюдается использование более коротких вариантов форм, что соответствует принципу экономии языковых средств.

    Для связи частей текста используются специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.), на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.), на причинно-следственые отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.), на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).

    Подстили научного стиля

    Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три так называемых подстиля:

    • Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.
    • Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые.
    • Научно-популярный. Адресат — любой интересующийся той или иной наукой. Цель — дать представление о науке, заинтересовать читателя.

    Жанры, использующие научный стиль

    Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

    Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

    К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.

    К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.

    История научного стиля

    Возникновение с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние, в то время, на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология.

    Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

    В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

    Пример

    Пример, иллюстрирующий научный стиль речи:

    Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения. (Г. Фетисов.)

    Литература

    • Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам: Требования к ученому и к диссертации; Психология и организация научной работы; Язык и стиль диссертации и др. СПб., БХВ-Петербург, 2005, 496 с ISBN 5-94157-804-0.

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    60 полезных ссылок для любителей науки

    Надежда Чеботкова
    Надежда Чеботкова

    Друзья, тряхнем закладочками!

    Начнем с новостей

     

    1.N+1

    Прекрасное сочетание качественных научно-популярных новостей и качественного же дизайна. Радует рубрика «самое сложное». В основном, новости технических и естественных наук.

    2. Индикатор

    Молодой, но активно развивающийся научно-популярный проект Рамблера. Весь спектр наук, свежие новости, подборки событий и интересные специальные рубрики.

    3. Чердак

    Научно-популярная редакция ТАСС. Четко, серьезно, достоверно.

    4. Naked science

    Журнал Naked Science щедро выкладывает материалы на сайт, публикует новости и ведет онлайн-трансляции. А для тех, кто любит старый добрый формат научно-популярного журнала — можно купить электронную версию (за очень скромную сумму).

    Новости науки по-английски:

    5. EurekAlert!

    Читать новости науки можно еще до того, как их перевели и рерайтнули журналисты. EurekAlert! — это глобальный агрегатор научных новостей. Авторизовавшись, можно публиковать пресс-релизы своей научной организации. А если вы зарегистрируетесь как научный журналист, но перед вами открывается целая бездна научных статей (еще в неопубликованных журналах).

    6. Scientific American

    Классика. Scientific American — старейший американский научно-популярный журнал, издается с 1845 года.

    7. Science

    Тяжелая классика. Больше науч, чем поп, хотя журнал идет в ногу со временем и ведет свой канал на ютюб. Дайджест статей на русском языке можно почитать на портале Биомолекула, о нем расскажу далее.

    8. I f*cking love science

    Самое популярное сообщество про науку в Фейсбуке (25 млн подписчиков). Носит развлекательный характер, хотя в последнее время у них стало больше науки и меньше сердитых котиков.

    Смотрим видео

     

    9. Thoisoi

    Ютюб создан, чтобы показывать. Самые красивые химические опыты, демонстрация свойств почти всех элементов таблицы Менделеева — это на уроках химии вам не показывали.

    10. GetAClass

    От химических экспериментов переходим к физическим, не менее впечатляющим. В этом помогут слоны и жирафы (при записи видео не пострадали).

    11. Все как у зверей

    Евгения Тимонова ездит по свету, трогает животных (даже кубомедуз) и рассказывает о них интересные факты. У просмотра канала есть побочный эффект: хочется все бросить и поехать натуралистом по свету.

    Перейдем от показывания к рассказыванию:

    12. Лекции ЕУ СПб

    Наука для всех от Европейского университета в Санкт-Петербурге: видеолекции, видеокурсы, подкасты. ЕУ — это высочайший уровень гуманитарного образования в России. Я фанат Евгения Анисимова и Михаила Крома.

    13. Лекции ВШЭ

    Видеолекции ВШЭ по истории, культурологии, лингвистике, филологии и философии. Лекторы выдающиеся, глаза разбегаются: Игорь Данилевский, Гасан Гусейнов, Алексей Гиппиус…

    14. Наука Pro

    Короткие видео (большинство до 10 минут), на которых ученые говорят об археологии, антропологии, физике, биологии… в общем, круг тем широкий. Для тех, кто не может и пары дней прожить без нового видео Станислава Дробышевского или Сергея Попова. 🙂

    15. АРХЭ

    Лекторий культурно-просветительского центра АРХЭ. Темы от эволюции до фольклора. Лекции и курсы лекций можно послушать очно (Москва), расписание и билеты на сайте центра.

    16. Курилка Гутенберга

    Еще один просветительский проект с лекторием широкого профиля. Лекции проходят в разных городах России, вступайте в группу своего города.

    17. Лимб

    Интернет-шоу об истории. В нем исторические события рассказаны современным языком, а также проиллюстрированы.

    Англоязчные каналы:

    18. Lectures by Walter Lewin

    Лекции Уолтера Левина по физике. В 2007 году газета New York Times назвала профессора Уолтера Левина веб-звездой, а в числе его поклонников сам Билл Гейтс. Во время лекции Левин может вскарабкаться на верхушку высоченной лестницы и потягивать клюквенный сок из стоящей на полу мензурки через длинную соломинку, составленную из лабораторных трубок. Книга Уолтера Левина «Глазами физика» похожа на его лекции — она пропитана неутолимым любопытством и любовью к науке.

    Надежда Чеботкова

    19. minutephysics

    На этом канале рисуют и объясняют непростые физические явления за несколько минут. Переводы некоторых видео есть на русском языке.

    20. TEDEducation

    Проект TED не только организовывает конференции по всему миру, но и делает невероятно красивые анимации с объяснением тех самых «ideas worth spreading».

    21. Kurzgesagt — In a Nutshell

    Kurzgesagt продолжает тему крутой анимации и объяснений в двух словах научных концепций. (Как же тяжело продолжить писать статью, а не идти смотреть все подряд — это же безумно интересно!)

    Все каналы здесь не перечислить, поэтому отправляю вас в рубрику #видеосуббота. В наших научпоп-группах (больше ссылок в конце) мы постоянно ищем новые интересные каналы и видео.

    Передачи

     

    22. Academia

    Не будем сбрасывать со счетов традиционные медиа. На сайте канала «Культура» выложен архив передачи, более 400 выпусков — хватит надолго.

    23. Час истины

    Возможно, вы никогда не смотрели телеканал 365 дней, но историческая передача «Час истины» того стоит. Архив передачи (около 800 выпусков) — на сайте канала.

    24. Школа злословия

    В какой-то момент Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова решили перестать звать гостей для провокаций и острых вопросов и начали приглашать просто хороших интересных людей, часто ученых. Беседа — особый жанр, часто она может раскрыть больше, чем просто лекция.

    25. Все так

    Передача, в которой Наталья Басовская своим чарующим голосом рассказывает о жизни разных исторических персонажей. В основном, это люди, связанные с политикой — правители, полководцы. Персонажи в последних выпусках могут показаться экзотическими, но передача выходит с 2006 года — о многих уже рассказали ранее.

    26. Параноид Андроид

    Новая передача радио «Говорит Москва». Выделить пару часов на лекцию (даже если ее прослушивать в ускоренной перемотке) не всякий сможет, поэтому формат передачи — 5 минут концентрированной информации.

    Научно-популярные порталы

     

    27. Арзамас

    Этот сайт может затмить собой десятки других вместе взятых, а на главной странице разбегаются глаза. Поэтому посоветую любимые материалы: рубрика «Слово дня», рубрика «Этноним дня», курс «Мифы Южной Америки», «Определитель святых».

    28. ПостНаука

    ПостНаука как и Арзамас в представлении не нуждается. Обратите внимание на раздел Постнаука.Animate — короткие качественные объясняющие видео. Некоторые наши авторы стали лекторами Постнауки — вы можете посмотреть, например, видео об институциональной экономике от Александра Аузана. Или прочесть его книгу «Экономика всего».

    Надежда Чеботкова

    29. Элементы

    Портал Элементы публикует новости науки, главы из научно-популярных книг и ведет несколько любопытных рубрик. Например, каталог «Наука в рунете» (если вам мало ссылок в этой статье).

    30. Антропогенез.ру

    База статей и свежайшие новости по антропологии, прошедшие экспертизу ученых.

    31. The Batrachospermum Magazine

    Нескучная (мягко говоря) биология. Новости, дайджесты, статьи и интересные картинки.

    32. Горький

    Сайт о литературе, серьезное литературе и литературоведении. Я всегда читаю рубрики «Лучшее в литературном интернете» Льва Оборина и «Новости книжного рынка» Владимира Харитонова. Раздел «Книжная полка» лучше не открывать (а там есть тег «научпоп»!), после этого обычно случаются незапланированные траты.

    33. Биомолекула

    Если я просто напишу, что сайт про биологию, то авторы могут обидеться, все-таки статьи на сайте серьезные. Поэтому позаимствую их дисклаймер: «Биомолекула — это научно-популярный сайт, посвящённый молекулярным основам современной биологии и практическим применениям научных достижений в медицине и биотехнологии».

    34. Newtonew

    Проект о том, как развиваются образование и наука. Согласитесь, перед тем, как приступить к горе материалов, которые вы найдете в этой статье, было бы неплохо ознакомиться с современными технологиями образования, а также повысить свою научную грамотность. Моя любимая рубрика на сайте — это, конечно, «МИФ.Научпоп». 🙂

    35. Futurist

    Передний край технологий, технические тренды и каким будет наше будущее — все это портал Futurist. Хотите подробный рассказ про тренды будущего? Загляните в книгу «Неизбежно» Кевина Келли, сооснователя и главного редактора журнала Wired.

    Надежда Чеботкова

    36. XX2 ВЕК

    Помимо научных новостей, видео и интервью, у сайта есть отличительная особенность — рубрика «Календарь». В ней есть и ретроспектива важнейших событий прошлого и, самое интересное, прогнозы будущего, привязанные к хронологической шкале.

    37. Кот Шредингера

    Удивительно, когда люди в наши дни затевают новый научно-популярный журнал, да еще бумажный. У этих ребят получилось и получилось хорошо: создав журнал в 2014, в 2016 команда получила премию «За верность науке» как лучшее периодическое печатное издание. Статьи можно почитать на сайте журнала и в группах в соцсетях (Вк, Фб).

    38. Вокруг света

    Всего на 16 лет старше Scientific American, нам есть, чем гордиться! Хотя журнал выкладывает много статей в онлайн-доступ, для меня он останется в виде оранжевых стопок-столбиков, которые непонятно куда складывать, но традицию прерывать нельзя.

    39. Дилетант

    Продолжим ностальгическую тему: впервые об этом журнале я услышала из передачи «Все так» на Эхе Москвы и сразу захотела купить первый номер. Но незадача: первые номера до Петербурга не доезжали, я их смогла купить только в Москве. Темы номеров — популярные исторические сюжеты и личности. Но это очень важно, чтобы самые известные события истории были освещены на высоком профессиональном уровне.

    Больше конкретики!

     

    40. Molview

    Формулы и структуры молекул. Вдруг вы захотите сделать себе татуировку с дофамином — предварительно было бы неплохо удостовериться, как он действительно выглядит. А еще там можно творить.

    41. Stellarium

    Программа познакомит со звёздным небом и поможет в организации любительских наблюдений. Вы сможете убедиться, что Большая Медведица действительно похожа на медведицу, ведь состоит не только из семи звезд «ковша». Также в программе: метеорные потоки, траектории искусственных спутников Земли, галактики, туманности и всё прочее, что можно увидеть на звездном небе в ясную ночь. Приятный бонус: представления разных народов о звездном небе.

    42. Эволюция доверия

    Игра на доверие. Играйте, изучайте стратегии и теорию игр. А если хотите погрузиться в теорию игр на 100% — у нас есть проверенное руководство «Стратегические игры».

    Надежда Чеботкова

    43. World Digital Library

    Сайт, в котором хочется жить. Библиотека Конгресса и другие библиотеки мира оцифровывают и выкладывают в открытый доступ копии рукописей и редких книг. Некоторые копии можно скачать. А еще на сайте есть удобная навигация по времени, месту и типу объектов.

    44. Mandelbrot

    Небольшая справка о фракталах, а потом много красоты.

    45. Математика — великая и ужасная!

    Группа Нелли Литвак и Аллы Кечаджан о математике для тех, кто учил, но не помнит, и тех, кто учил, но не понял. Книга Нелли Литвак и Андрея Райгородского «Кому нужна математика?» вошла в этом году в шорт-лист премии «Просветитель».

    Надежда Чеботкова

    46. Математические прогулки

    Серия интервью «Математические прогулки». Известные ученые-математики рассказывают о своих работах, о жизни, о состоянии современной науки и о математическом образовании.

    47. База находок НовГУ

    Ученые не скрывают! Фотографии и описание археологических находок на сайте Новгородского государственного университета. Благодаря особенностям новгородской почвы, археологом удалось найти уникальные письменные документы — берестяные грамоты. Что же в этих грамотах написано — в традиционных ежегодных лекциях Андрея Анатольевича Зализняка. Репортаж с лекции 2016 года. Есть прекрасная база http://gramoty.ru/, но, к сожалению, она уже несколько лет не обновляется.

    48. Намочи манту

    Телеграм-канал о доказательной медицине, ведут медицинские журналисты Даша Саркисян, Марианна Мирзоян и Карина Назаретян. Ежедневно — подбор и комментарий самых важных материалов о медицине.

    49. 1917

    Если вы проспали весь 2017 год или ждёте удачного момента, чтобы начать — пора! Можно сразу зависнуть или подписаться на интересующих персонажей.

    50. NASA picture of a day

    Эта ссылка — дань уважения. 1995 год, всех ссылок из этой подборки еще не существовало, а в интернете появилась NASA picture of a day. Моя почетная закладка, ежедевно проверяемая диалапным интернетом.

    51. Instachaaz

    Немного повеселимся. Для фанатов xkcd: чуть меньше науки, чуть больше добра и вечные графики.

    Читаем книги

     

    52. Путеводитель по лжи

    Постправда стала словом года и это сигнал. Или мы повышаем уровень своей научной грамотности и учимся отличать достоверную информацию от фейка или мы тонем в информационном потоке.

    Надежда Чеботкова

    53. Nudge, Охота на простака, Кому что достанется — и почему

    У нас есть целых три книги, написанные нобелевскими лауреатами по экономике (2017, 2001 и 2012 соответственно). Не смогла удержаться и добавила их все в подборку.

    Надежда Чеботкова Надежда Чеботкова Надежда Чеботкова

    54. Интерстеллар

    Кип Торн тоже в этом году отличился, но любим мы его не за это. Он выступал научным консультантом фильма «Интерстеллар», и книга рассказывает о физике за кадром фильма. У каждой главы есть авторская пометка: 1) истина, 2) обоснованное предположение, 3) вымысел.

    Надежда Чеботкова

    55. Как не ошибаться

    Эта книга перекликается с книгой «Путеводитель по лжи». Джордан Элленберг делает акцент именно на математике как инструменте, который поможет уберечься от ошибок как в повседневной жизни, так и в глобальных ситуациях.

    Надежда Чеботкова

    56. Ритм вселенной

    Центральное понятие книги — синхронизм. И это не только про светлячков, которые мерцают в унисон. Автор охватывает темы циркадных ритмов, квантовой запутанности, теории хаоса, теории шифрования и другие.

    Надежда Чеботкова

    57. Искусственный интеллект

    Книга Бострома — всестороннее изучение будущего искусственного интеллекта. Входит в список главных книг XXI века, составленный журналом Republic.

    Надежда Чеботкова

    58. Верховный алгоритм

    Путь читателя может быть трудным, но книга того стоит. Педро Домингес изучает пять подходов к машинному обучению, их применение и недостатки и пытается найти единый алгоритм, который объединял бы все эти подходы.

    Надежда Чеботкова

    59. Сейчас. Физика времени

    Что такое сейчас? А что такое вообще? Существует ли стрела времени? Можно ли совершить тахионное убийство? Лично мне этих вопросов было достаточно, чтобы захотеть прочесть книгу Ричарда Мюллера.

    Надежда Чеботкова60. МИФ.Научпоп

    Надеюсь, до этого места кто-нибудь дочитал. 🙂 Как же не написать про себя любимых. У нас есть группы: вконтакте, фейсбук, телеграм, инстаграм. И вишенка на торте: раз в три недели мы пишем письмо о новинках научно-популярной литературы. Подписаться на рассылку можно здесь.

    Делитесь интересным! В комментариях, в группах, почтой — мы всегда рады.

    blog.mann-ivanov-ferber.ru

    научный — это… Что такое научный?

  • Научный — Научный: Научный посёлок городского типа в Бахчисарайском районе Крыма (Украина) Научный посёлок в Шортандинском районе Акмолинской области Республики Казахстан Научный железнодорожная платформа Южной железной дороги, находящаяся в посёлке… …   Википедия

  • НАУЧНЫЙ — НАУЧНЫЙ, научная, научное; научен, научна, научно. 1. только полн. прил. к наука в 1 и 2 знач.; занятый разработкой вопросов какой нибудь науки. Научный работник. Научная ассоциация. Научное образование. Научная работа. Научное учреждение. 2.… …   Толковый словарь Ушакова

  • научный — • научный журнал, содержащий статьи и материалы о теоретических исследованиях, а также статьи и материалы прикладного характера, предназначенный для научных работников; • общественно политический журнал, содержащий статьи и материалы актуальной… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • НАУЧНЫЙ — НАУЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. 1. см. наука. 2. Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. Вполне н. подход. | сущ. научность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • научный — см. Бюджет см. Наука В. В. Виноградов. История слов, 2010 …   История слов

  • научный — [http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=4184] Тематики защита информации EN scientific …   Справочник технического переводчика

  • научный — • высоко научный • глубоко научный • подлинно научный …   Словарь русской идиоматики

  • научный — ая, ое; чен, чна 1) полн. ф. Относящийся к науке, свойственный науке. Научная тема. Научное открытие. Слушая разговор брата с профессором, он замечал, что они связывали научные вопросы с задушевными (Л. Толстой). 2) полн. ф. Связанный с… …   Популярный словарь русского языка

  • научный — прил., употр. часто Морфология: научен, научна, научно, научны; научнее; нар. научно 1. Научным называют то, что имеет отношение к науке. Научные сведения, данные. | Провести научный эксперимент. | Получить научные результаты. | Круг его научных… …   Толковый словарь Дмитриева

  • научный — ▲ связанный (с) ↑ наука научный (# подход). ученый (# степень. # совет) …   Идеографический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    Оставьте комментарий