научный — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
на-у́ч-ный
Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — нау́чнее, нау́чней, понау́чнее, понау́чней.
Приставка: на-; корень: -уч-; суффикс: -н; окончание: -ый [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: [nɐˈut͡ɕnɨɪ̯]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- связанный с наукой; имеющий отношение к науке ◆ Научная работа. ◆ Научная конференция. ◆ Научный институт.
- основанный на принципах и методах науки ◆ Научный подход.
Синонимы[править]
- ?
- ?
Антонимы[править]
- религиозный
- антинаучный, квазинаучный, лженаучный, ненаучный, паранаучный; частичн.: околонаучный
Гиперонимы[править]
- ?
- ?
Гипонимы[править]
- технонаучный, малонаучный, высоконаучный, полунаучный, частнонаучный
- узконаучный
Родственные слова[править]
Список всех слов с корнем «наук-/науч-» | [править] | |
|
Этимология[править]
Происходит от существительного наука, из на- + учить, от праслав. *učiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. учити, др.-русск. укъ «учение», ст.-слав. ѹчити, ѹчѫ (др.-греч., греч. διδάσκειν), русск. учить, укр. учи́ти, белор. вучыць, наву́ка, болг. у́ча «учу», сербохорв. у̀чити, у̀чи̑м, словенск. učíti (-ím), чешск. učit, словацк. učiť, польск. uczyć, uczę, в.-луж. wučić, н.-луж. hucyś. Праслав. *učiti связано чередованием гласных с *vyknǫti (см. вы́кнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukìnti, jaukinù «приучать, укрощать», jaũkas «манок, приманка», jaukùs «смирный, ручной», др.-инд. úсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», ṓkаs «удовольствие, удовлетворение», армянск. usanim «учусь, приучаюсь», готск. biūhts «привычный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
основанный на принципах и методах науки | |
Библиография[править]
![]() | Для улучшения этой статьи желательно:
|
НАУЧНЫЙ — это… Что такое НАУЧНЫЙ?
Научный — Научный: Научный посёлок городского типа в Бахчисарайском районе Крыма (Украина) Научный посёлок в Шортандинском районе Акмолинской области Республики Казахстан Научный железнодорожная платформа Южной железной дороги, находящаяся в посёлке… … Википедия
научный — См … Словарь синонимов
научный — • научный журнал, содержащий статьи и материалы о теоретических исследованиях, а также статьи и материалы прикладного характера, предназначенный для научных работников; • общественно политический журнал, содержащий статьи и материалы актуальной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
НАУЧНЫЙ — НАУЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. 1. см. наука. 2. Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. Вполне н. подход. | сущ. научность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
научный — см. Бюджет см. Наука В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов
научный — [http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=4184] Тематики защита информации EN scientific … Справочник технического переводчика
научный — • высоко научный • глубоко научный • подлинно научный … Словарь русской идиоматики
научный — ая, ое; чен, чна 1) полн. ф. Относящийся к науке, свойственный науке. Научная тема. Научное открытие. Слушая разговор брата с профессором, он замечал, что они связывали научные вопросы с задушевными (Л. Толстой). 2) полн. ф. Связанный с… … Популярный словарь русского языка
научный — прил., употр. часто Морфология: научен, научна, научно, научны; научнее; нар. научно 1. Научным называют то, что имеет отношение к науке. Научные сведения, данные. | Провести научный эксперимент. | Получить научные результаты. | Круг его научных… … Толковый словарь Дмитриева
dic.academic.ru
научный — это… Что такое научный?
Научный — Научный: Научный посёлок городского типа в Бахчисарайском районе Крыма (Украина) Научный посёлок в Шортандинском районе Акмолинской области Республики Казахстан Научный железнодорожная платформа Южной железной дороги, находящаяся в посёлке… … Википедия
НАУЧНЫЙ — НАУЧНЫЙ, научная, научное; научен, научна, научно. 1. только полн. прил. к наука в 1 и 2 знач.; занятый разработкой вопросов какой нибудь науки. Научный работник. Научная ассоциация. Научное образование. Научная работа. Научное учреждение. 2.… … Толковый словарь Ушакова
научный — См … Словарь синонимов
научный — • научный журнал, содержащий статьи и материалы о теоретических исследованиях, а также статьи и материалы прикладного характера, предназначенный для научных работников; • общественно политический журнал, содержащий статьи и материалы актуальной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
НАУЧНЫЙ — НАУЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. 1. см. наука. 2. Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. Вполне н. подход. | сущ. научность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
научный — см. Бюджет см. Наука В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов
научный — [http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=4184] Тематики защита информации EN scientific … Справочник технического переводчика
научный — • высоко научный • глубоко научный • подлинно научный … Словарь русской идиоматики
научный — ая, ое; чен, чна 1) полн. ф. Относящийся к науке, свойственный науке. Научная тема. Научное открытие. Слушая разговор брата с профессором, он замечал, что они связывали научные вопросы с задушевными (Л. Толстой). 2) полн. ф. Связанный с… … Популярный словарь русского языка
научный — ▲ связанный (с) ↑ наука научный (# подход). ученый (# степень. # совет) … Идеографический словарь русского языка
dic.academic.ru
НАУКА • Большая российская энциклопедия
НАУ́КА, 1) особый вид познават. деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире; 2) социальный институт, обеспечивающий функционирование науч. познават. деятельности.
Специфика научного познания
Как вид познания Н. взаимодействует с др. его видами: обыденным, художественным, религиозно-мифологическим, философским. Возникая из потребностей практики и регулируя её, Н. ставит своей целью выявить сущностные связи (закономерности), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Н. может исследовать любые объекты и процессы – природные, социальные, состояния человеческого сознания, но только как особые объекты, подчиняющиеся законам функционирования и развития. Н. не исчерпывает собой всей культуры, хотя и выступает одной из её важнейших областей.
Важнейшей характеристикой Н., её первым системообразующим признаком является предметный и объективный способ рассмотрения мира. При этом, в отличие от обыденного познания, Н. не ограничивается изучением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей историч. эпохи. Н. способна выходить за рамки этой практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами массового практич. освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации. Данная Г. В. Лейбницем характеристика математики как науки о возможных мирах в принципе может быть отнесена к любой фундам. науке. Электромагнитные волны, ядерные реакции, когерентные излучения атомов были вначале открыты в Н., и в этих открытиях потенциально был заложен новый уровень технологич. развития цивилизации, реализовавшийся значительно позднее (техника электродвигателей и электрогенераторов, радио- и телеаппаратура, лазеры и атомные электростанции и т. д.). Постоянное стремление Н. к расширению поля изучаемых объектов, безотносительно к актуальным возможностям их массового практич. освоения, выступает её вторым системообразующим признаком. Он отличает Н. от обыденного познания. Если в случае обыденного познания истинность знаний проверяется непосредственно в наличной практике, то в силу того, что Н. постоянно выходит за рамки этой практики, она лишь частично может опереться на её формы и нуждается в особой практике, с помощью которой проверяется истинность её знаний. Такой практикой становится науч. эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте, остальные связываются между собой логич. связями, обеспечивающими перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие Н. системная организация знаний, их обоснованность и доказанность.
Н. не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике, ей нужны особые познават. средства – спец. теоретич. язык, особые комплексы приборов для эмпирич. исследования. Необходима также разработка специфич. методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их сегодняшнего практич. освоения. Метод в Н. часто служит условием фиксации и воспроизведения объекта исследования. Наконец, требуется особая подготовка познающего субъекта. Если субъект обыденного познания формируется в самом процессе социализации, то для субъекта науч. деятельности требуется особое обучение, а также усвоение свойственной Н. системы ценностей – установки на поиск истины и постоянное наращивание истинного знания. На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм науч. исследования, которая запрещает умышленное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям и требует постоянной инновационной деятельности, вводя запрет на плагиат. Институт ссылок как обязат. условие оформления науч. монографии и статьи призван не только зафиксировать авторство тех или иных идей и науч. текстов, но и обеспечивает чёткое разделение уже известного в Н. и новых результатов.
В развитой Н. наряду с эмпирическим формируется слой теоретич. исследования. В нём реальные объекты замещаются идеализированными объектами, которыми оперирует мышление. Построенные из их связей модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретич. схемы изучаемой предметной области. Наряду с эмпирич. зависимостями и фактами, почерпнутыми непосредственно из практики, создаётся особый тип знания – теория, позволяющая выводить эмпирич. зависимости как следствие из теоретич. постулатов. Знания соотносятся уже не только с осуществлённым опытом, они строятся в категориях возможного и необходимого и выступают как знания об объектах реальности «самой по себе». Формируется система науч. дисциплин (математика, физика, химия, биология, технич. и социальные науки) со сложными связями между ними.
Генезис научного познания
На начальной стадии зарождающаяся Н. ещё не выходит за рамки наличной практики, она моделирует изменение объектов, включённых в практич. деятельность, предсказывая их возможные состояния. Операции с ними также черпаются из практики, выступая как схема практич. действий. Такой характер имели, напр., геометрич. знания древних египтян, где реальные операции разметки земельных участков с помощью туго натянутой мерной верёвки и этой же верёвки, но закреплённой на конце с помощью колышка, чтобы проводить окружности и дуги, затем были схематизированы и стали способом построения геометрич. фигур с помощью циркуля и линейки.
Можно выделить три осн. этапа формирования Н. в собств. смысле слова. Переход от преднауки к собственно Н. исторически первой осуществила математика в контексте культуры античного полиса, с присущими ей ценностями публичной дискуссии, демонстрациями доказательства и обоснования как условиями получения истины. Идеал обоснованного знания, отличного от мнения, получил своё осмысление в античной философии, уделившей особое внимание методам постижения и развёртывания истины (диалектике и логике). Созданная в эпоху эллинизма геометрия Евклида явилась первым образцом развитой науч. теории. Именно в греч. математике утвердились новые принципы изложения знаний в виде теорем: «дано – требуется доказать – доказательство», тогда как в др.-егип. и вавилонской математике давались лишь нормативные рецепты решения задач, излагаемые по схеме: «Делай так!», «Смотри, ты сделал правильно!». Производство и трансляция знаний в культуре Древнего Египта и Вавилона, закреплённые за кастой жрецов и чиновников, носили авторитарный характер.
Второй этап представлен новоевропейским естествознанием, которое основано на соединении математич. описания природы с её эксперим. исследованием и формировалось в результате культурных сдвигов, совершившихся в эпоху Ренессанса и Реформации. Предпосылкой утверждения эксперимента как метода познания и проверки истинности выдвигаемых в Н. гипотез явилось понимание человека как творца, продолжающего в своих делах акты Божественного творения, активно изменяющего объекты природы и противостоящего ей в своей деятельности, выявляя своим вмешательством в протекающие в ней процессы её универсальные законы, управляющие движением всех вещей и одинаково действующие во всех точках пространства и во все моменты времени. Эти мировоззренческие установки, складывавшиеся в эпоху становления базисных ценностей техногенной цивилизации, были чужды традиционалистским культурам. Так, в античной культуре с её противопоставлением искусственного (технэ) и естественного (фюсис) познание космоса как целостного живого организма понималось как постижение его гармонии в умозрит. созерцании, и даже когда античная наука в эпоху эллинизма вплотную подошла к соединению математич. описания природы с экспериментом (Архимед, Герон, Папп Александрийский), она не сделала решающего шага к конституированию эксперимента как способа познания природы. То, что сегодня выступает как физич. знание о природе, в античном мире рассматривалось только как знание об искусственном (технэ).
Третий этап в развитии Н. – становление технических, а затем социальных и гуманитарных наук – связан с индустриальной эпохой, с усилившимся внедрением науч. знаний в пром. производство, стимулировавшим изобретение и тиражирование всё новых инженерных устройств, и с ускорившимися трансформациями социальных структур и возникновением новых типов социальных общностей. Последнее требовало выяснения способов рациональной регуляции стандартизируемых функций и действий индивидов, включаемых в те или иные социальные группы. В контексте этих потребностей формулируются первые программы построения наук об обществе (К. А. Сен-Симон, О. Конт, К. Маркс), создававшиеся первоначально по образцу естеств. наук («социальная физика» Конта и др.). Формирование гуманитарных наук, исследующих состояния и создания культуры, сопровождалось выявлением специфич. процедур их изучения (отнесение к ценностям, понимание, идиографический метод, нарративные описания и т. д.) и связанным с этим противопоставлением «наук о природе» и «наук о духе» (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, В. Дильтей, М. Вебер). В совр. Н., однако, демаркация между естественными и гуманитарными науками не носит жёсткого характера.
Наука как социальный институт
Первые науч. общества и академии возникли в Европе в 17–18 вв. В этот период складываются новые типы коммуникаций учёных, в т. ч. «республика учёных», основанная на частной переписке на латыни между исследователями, в рамках которой излагались результаты экспериментов, их интерпретация и объясняющие гипотезы. В кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. углубление специализации науч. деятельности приводит к возникновению дисциплинарных объединений исследователей. Появляются науч. журналы, науч. статья (наряду с монографией) становится осн. продуктом науч. деятельности. Латынь уступает место нац. языкам. Наряду с возникающими в это время академич. учреждениями (Лондонское королевское общество, 1660; Парижская АН, 1666; Берлинско-Бранденбургская академия наук; Петерб. АН, 1724) формируются такие ассоциации учёных, как Франц. консерватория (хранилище технич. искусств и ремёсел; 1794), Собрание нем. естествоиспытателей (1822), Брит. ассоциация содействия прогрессу (1831) и др. Меняется система образования. В ун-тах в число учебных предметов, кроме традиционно гуманитарных, включаются также естеств.-науч. и технич. дисциплины. Открываются новые центры подготовки специалистов, как, напр., Политехнич. школа в Париже (1794). В 19 в. образование начинает строиться на основе специализации по отд. областям науч. знания, что соответствует формированию дисциплинарной организации Н. Целенаправленная специализир. подготовка науч. кадров как способ воспроизводства субъекта науч. деятельности оформляет особую профессию науч. работника. В 20 в. наука превращается в особый тип производства науч. знаний, включающий крупные коллективы учёных, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследоват. программ, спец. пром.-технич. базу, обслуживающую науч. поиск, целенаправленную подготовку кадров. Возрастает удельный вес междисциплинарных и проблемно ориентированных исследований. Стационарные объединения учёных (НИИ, академии, науч. центры в университетах) сочетаются с неформальными объединениями типа «незримого колледжа». В кон. 20 в. возникновение компьютерных сетей и мировой сети Интернет порождает новые типы науч. коммуникаций (компьютерная дискуссия как своеобразный аналог «республики учёных» и т. п.).
В процессе историч. развития Н. менялись её социальные функции. В эпоху становления естествознания Н. отстаивала в борьбе с религией своё право участвовать в формировании мировоззрения. Этот процесс привёл к становлению научной картины мира, которая в конечном итоге предстала как самостоят. форма знания, ставшая затем основой системы массового образования. Тем самым Н. стала реальным фактором формирования мировоззрения людей. В 19 в. к мировоззренч. функции добавилась функция производит. силы. Широкое применение достижений Н. в производстве породило феномен научно-технической революции. В 20 в. Н. пpeвращается в социальную силу, внедряясь в самые разл. сферы обществ. жизни.
Научные революции и типы научной рациональности
Перестройка оснований Н., характеризуемая как науч. революция, осуществляется, с одной стороны, под давлением нового эмпирич. и теоретич. материала, возникающего внутри науч. дисциплин, а с другой – под влиянием социокультурных факторов. Можно выделить два типа таких революций. Первый из них, описанный Т. Куном, связан с появлением аномалий и кризисов, вызванных экспансией Н. в новые предметные области; примером его может служить становление относительности теории и квантовой механики. Второй может возникать за счёт междисциплинарных взаимодействий, когда науч. парадигмы переносятся из одной дисциплины в другую (напр., совр. процессы взаимодействия между кибернетикой, биологией и лингвистикой).
В эпохи глобальных науч. революций происходит изменение типа науч. рациональности. В развитии Н. (начиная с 17 в.) можно выделить три осн. типа науч. рациональности: классическую (17 – нач. 20 вв.), неклассическую (1-я пол. 20 в.), постнеклассическую (кон. 20 в.). Классич. Н. предполагала, что субъект дистанцирован от объекта, а условием объективно истинного знания считала устранение из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности. Для неклассич. рациональности получение истинного знания об объекте невозможно без раскрытия средств и операций деятельности, используемых субъектом (подход, реализованный в квантово-релятивистской физике). Наконец, для постнеклассич. рациональности важны соотнесённость знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами человеческой деятельности, соединение ценностей науч.-технологич. мышления с теми социальными ценностями, которые представлены нравственностью, иск-вом, религ. и филос. постижением мира.
Появление каждого нового типа рациональности не устраняет предыдущего, но ограничивает пространство его действия, расширяя при этом поле исследуемых объектов (от доминирующих в классич. Н. простых механич. систем до сложных саморегулирующихся и саморазвивающихся систем в неклассич. и постнеклассич. Н.). В современной, постнеклассической, Н. всё большее место занимает особый тип исторически развивающихся систем, которые включают человека и его деятельность в качестве составного компонента. К ним относятся объекты совр. биотехнологий, в первую очередь генной инженерии, медико-биологич. объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные системы и сложные информац. комплексы (включая системы искусственного интеллекта), социальные объекты и т. д. С системами такого типа нельзя свободно экспериментировать, в процессе их исследования и практич. освоения особую роль играет знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофич. последствия для человека. Исследование таких объектов предполагает включение ценностных факторов в состав объясняющих положений, что осуществляется при социально-этической экспертизе науч. программ. В ходе самой исследоват. деятельности с такими объектами учёному приходится решать проблемы этич. характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. Методология исследования таких систем сближает естеств.-науч. и гуманитарное познание, составляя основу для их глубокой интеграции.
bigenc.ru
Научный язык — это… Что такое Научный язык?
Нау́чный стиль — функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.
Особенности научного стиля
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.
Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления.
Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.
Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.
Эмоциональность, как и экспрессивность, в научном стиле, который требует объективного, «интеллектуального» изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского «я» — это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.
Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными). Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе.
Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики.
В области морфологии наблюдается использование более коротких вариантов форм, что соответствует принципу экономии языковых средств.
Для связи частей текста используются специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.), на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.), на причинно-следственые отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.), на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).
Подстили научного стиля
Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три так называемых подстиля:
- Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.
- Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые.
- Научно-популярный. Адресат — любой интересующийся той или иной наукой. Цель — дать представление о науке, заинтересовать читателя.
Жанры, использующие научный стиль
Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.
Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.
К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.
К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.
История научного стиля
Возникновение с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние, в то время, на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология.
Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.
Пример
Пример, иллюстрирующий научный стиль речи:
- Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения. (Г. Фетисов.)
Литература
- Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам: Требования к ученому и к диссертации; Психология и организация научной работы; Язык и стиль диссертации и др. СПб., БХВ-Петербург, 2005, 496 с ISBN 5-94157-804-0.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
60 полезных ссылок для любителей науки
Надежда Чеботкова
Друзья, тряхнем закладочками!
Начнем с новостей
1.N+1
Прекрасное сочетание качественных научно-популярных новостей и качественного же дизайна. Радует рубрика «самое сложное». В основном, новости технических и естественных наук.
2. Индикатор
Молодой, но активно развивающийся научно-популярный проект Рамблера. Весь спектр наук, свежие новости, подборки событий и интересные специальные рубрики.
3. Чердак
Научно-популярная редакция ТАСС. Четко, серьезно, достоверно.
4. Naked science
Журнал Naked Science щедро выкладывает материалы на сайт, публикует новости и ведет онлайн-трансляции. А для тех, кто любит старый добрый формат научно-популярного журнала — можно купить электронную версию (за очень скромную сумму).
Новости науки по-английски:
5. EurekAlert!
Читать новости науки можно еще до того, как их перевели и рерайтнули журналисты. EurekAlert! — это глобальный агрегатор научных новостей. Авторизовавшись, можно публиковать пресс-релизы своей научной организации. А если вы зарегистрируетесь как научный журналист, но перед вами открывается целая бездна научных статей (еще в неопубликованных журналах).
6. Scientific American
Классика. Scientific American — старейший американский научно-популярный журнал, издается с 1845 года.
7. Science
Тяжелая классика. Больше науч, чем поп, хотя журнал идет в ногу со временем и ведет свой канал на ютюб. Дайджест статей на русском языке можно почитать на портале Биомолекула, о нем расскажу далее.
8. I f*cking love science
Самое популярное сообщество про науку в Фейсбуке (25 млн подписчиков). Носит развлекательный характер, хотя в последнее время у них стало больше науки и меньше сердитых котиков.
Смотрим видео
9. Thoisoi
Ютюб создан, чтобы показывать. Самые красивые химические опыты, демонстрация свойств почти всех элементов таблицы Менделеева — это на уроках химии вам не показывали.
10. GetAClass
От химических экспериментов переходим к физическим, не менее впечатляющим. В этом помогут слоны и жирафы (при записи видео не пострадали).
11. Все как у зверей
Евгения Тимонова ездит по свету, трогает животных (даже кубомедуз) и рассказывает о них интересные факты. У просмотра канала есть побочный эффект: хочется все бросить и поехать натуралистом по свету.
Перейдем от показывания к рассказыванию:
12. Лекции ЕУ СПб
Наука для всех от Европейского университета в Санкт-Петербурге: видеолекции, видеокурсы, подкасты. ЕУ — это высочайший уровень гуманитарного образования в России. Я фанат Евгения Анисимова и Михаила Крома.
13. Лекции ВШЭ
Видеолекции ВШЭ по истории, культурологии, лингвистике, филологии и философии. Лекторы выдающиеся, глаза разбегаются: Игорь Данилевский, Гасан Гусейнов, Алексей Гиппиус…
14. Наука Pro
Короткие видео (большинство до 10 минут), на которых ученые говорят об археологии, антропологии, физике, биологии… в общем, круг тем широкий. Для тех, кто не может и пары дней прожить без нового видео Станислава Дробышевского или Сергея Попова. 🙂
15. АРХЭ
Лекторий культурно-просветительского центра АРХЭ. Темы от эволюции до фольклора. Лекции и курсы лекций можно послушать очно (Москва), расписание и билеты на сайте центра.
16. Курилка Гутенберга
Еще один просветительский проект с лекторием широкого профиля. Лекции проходят в разных городах России, вступайте в группу своего города.
17. Лимб
Интернет-шоу об истории. В нем исторические события рассказаны современным языком, а также проиллюстрированы.
Англоязчные каналы:
18. Lectures by Walter Lewin
Лекции Уолтера Левина по физике. В 2007 году газета New York Times назвала профессора Уолтера Левина веб-звездой, а в числе его поклонников сам Билл Гейтс. Во время лекции Левин может вскарабкаться на верхушку высоченной лестницы и потягивать клюквенный сок из стоящей на полу мензурки через длинную соломинку, составленную из лабораторных трубок. Книга Уолтера Левина «Глазами физика» похожа на его лекции — она пропитана неутолимым любопытством и любовью к науке.

19. minutephysics
На этом канале рисуют и объясняют непростые физические явления за несколько минут. Переводы некоторых видео есть на русском языке.
20. TEDEducation
Проект TED не только организовывает конференции по всему миру, но и делает невероятно красивые анимации с объяснением тех самых «ideas worth spreading».
21. Kurzgesagt — In a Nutshell
Kurzgesagt продолжает тему крутой анимации и объяснений в двух словах научных концепций. (Как же тяжело продолжить писать статью, а не идти смотреть все подряд — это же безумно интересно!)
Все каналы здесь не перечислить, поэтому отправляю вас в рубрику #видеосуббота. В наших научпоп-группах (больше ссылок в конце) мы постоянно ищем новые интересные каналы и видео.
Передачи
22. Academia
Не будем сбрасывать со счетов традиционные медиа. На сайте канала «Культура» выложен архив передачи, более 400 выпусков — хватит надолго.
23. Час истины
Возможно, вы никогда не смотрели телеканал 365 дней, но историческая передача «Час истины» того стоит. Архив передачи (около 800 выпусков) — на сайте канала.
24. Школа злословия
В какой-то момент Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова решили перестать звать гостей для провокаций и острых вопросов и начали приглашать просто хороших интересных людей, часто ученых. Беседа — особый жанр, часто она может раскрыть больше, чем просто лекция.
25. Все так
Передача, в которой Наталья Басовская своим чарующим голосом рассказывает о жизни разных исторических персонажей. В основном, это люди, связанные с политикой — правители, полководцы. Персонажи в последних выпусках могут показаться экзотическими, но передача выходит с 2006 года — о многих уже рассказали ранее.
26. Параноид Андроид
Новая передача радио «Говорит Москва». Выделить пару часов на лекцию (даже если ее прослушивать в ускоренной перемотке) не всякий сможет, поэтому формат передачи — 5 минут концентрированной информации.
Научно-популярные порталы
27. Арзамас
Этот сайт может затмить собой десятки других вместе взятых, а на главной странице разбегаются глаза. Поэтому посоветую любимые материалы: рубрика «Слово дня», рубрика «Этноним дня», курс «Мифы Южной Америки», «Определитель святых».
28. ПостНаука
ПостНаука как и Арзамас в представлении не нуждается. Обратите внимание на раздел Постнаука.Animate — короткие качественные объясняющие видео. Некоторые наши авторы стали лекторами Постнауки — вы можете посмотреть, например, видео об институциональной экономике от Александра Аузана. Или прочесть его книгу «Экономика всего».

29. Элементы
Портал Элементы публикует новости науки, главы из научно-популярных книг и ведет несколько любопытных рубрик. Например, каталог «Наука в рунете» (если вам мало ссылок в этой статье).
30. Антропогенез.ру
База статей и свежайшие новости по антропологии, прошедшие экспертизу ученых.
31. The Batrachospermum Magazine
Нескучная (мягко говоря) биология. Новости, дайджесты, статьи и интересные картинки.
32. Горький
Сайт о литературе, серьезное литературе и литературоведении. Я всегда читаю рубрики «Лучшее в литературном интернете» Льва Оборина и «Новости книжного рынка» Владимира Харитонова. Раздел «Книжная полка» лучше не открывать (а там есть тег «научпоп»!), после этого обычно случаются незапланированные траты.
33. Биомолекула
Если я просто напишу, что сайт про биологию, то авторы могут обидеться, все-таки статьи на сайте серьезные. Поэтому позаимствую их дисклаймер: «Биомолекула — это научно-популярный сайт, посвящённый молекулярным основам современной биологии и практическим применениям научных достижений в медицине и биотехнологии».
34. Newtonew
Проект о том, как развиваются образование и наука. Согласитесь, перед тем, как приступить к горе материалов, которые вы найдете в этой статье, было бы неплохо ознакомиться с современными технологиями образования, а также повысить свою научную грамотность. Моя любимая рубрика на сайте — это, конечно, «МИФ.Научпоп». 🙂
35. Futurist
Передний край технологий, технические тренды и каким будет наше будущее — все это портал Futurist. Хотите подробный рассказ про тренды будущего? Загляните в книгу «Неизбежно» Кевина Келли, сооснователя и главного редактора журнала Wired.

36. XX2 ВЕК
Помимо научных новостей, видео и интервью, у сайта есть отличительная особенность — рубрика «Календарь». В ней есть и ретроспектива важнейших событий прошлого и, самое интересное, прогнозы будущего, привязанные к хронологической шкале.
37. Кот Шредингера
Удивительно, когда люди в наши дни затевают новый научно-популярный журнал, да еще бумажный. У этих ребят получилось и получилось хорошо: создав журнал в 2014, в 2016 команда получила премию «За верность науке» как лучшее периодическое печатное издание. Статьи можно почитать на сайте журнала и в группах в соцсетях (Вк, Фб).
38. Вокруг света
Всего на 16 лет старше Scientific American, нам есть, чем гордиться! Хотя журнал выкладывает много статей в онлайн-доступ, для меня он останется в виде оранжевых стопок-столбиков, которые непонятно куда складывать, но традицию прерывать нельзя.
39. Дилетант
Продолжим ностальгическую тему: впервые об этом журнале я услышала из передачи «Все так» на Эхе Москвы и сразу захотела купить первый номер. Но незадача: первые номера до Петербурга не доезжали, я их смогла купить только в Москве. Темы номеров — популярные исторические сюжеты и личности. Но это очень важно, чтобы самые известные события истории были освещены на высоком профессиональном уровне.
Больше конкретики!
40. Molview
Формулы и структуры молекул. Вдруг вы захотите сделать себе татуировку с дофамином — предварительно было бы неплохо удостовериться, как он действительно выглядит. А еще там можно творить.
41. Stellarium
Программа познакомит со звёздным небом и поможет в организации любительских наблюдений. Вы сможете убедиться, что Большая Медведица действительно похожа на медведицу, ведь состоит не только из семи звезд «ковша». Также в программе: метеорные потоки, траектории искусственных спутников Земли, галактики, туманности и всё прочее, что можно увидеть на звездном небе в ясную ночь. Приятный бонус: представления разных народов о звездном небе.
42. Эволюция доверия
Игра на доверие. Играйте, изучайте стратегии и теорию игр. А если хотите погрузиться в теорию игр на 100% — у нас есть проверенное руководство «Стратегические игры».

43. World Digital Library
Сайт, в котором хочется жить. Библиотека Конгресса и другие библиотеки мира оцифровывают и выкладывают в открытый доступ копии рукописей и редких книг. Некоторые копии можно скачать. А еще на сайте есть удобная навигация по времени, месту и типу объектов.
44. Mandelbrot
Небольшая справка о фракталах, а потом много красоты.
45. Математика — великая и ужасная!
Группа Нелли Литвак и Аллы Кечаджан о математике для тех, кто учил, но не помнит, и тех, кто учил, но не понял. Книга Нелли Литвак и Андрея Райгородского «Кому нужна математика?» вошла в этом году в шорт-лист премии «Просветитель».

46. Математические прогулки
Серия интервью «Математические прогулки». Известные ученые-математики рассказывают о своих работах, о жизни, о состоянии современной науки и о математическом образовании.
47. База находок НовГУ
Ученые не скрывают! Фотографии и описание археологических находок на сайте Новгородского государственного университета. Благодаря особенностям новгородской почвы, археологом удалось найти уникальные письменные документы — берестяные грамоты. Что же в этих грамотах написано — в традиционных ежегодных лекциях Андрея Анатольевича Зализняка. Репортаж с лекции 2016 года. Есть прекрасная база http://gramoty.ru/, но, к сожалению, она уже несколько лет не обновляется.
48. Намочи манту
Телеграм-канал о доказательной медицине, ведут медицинские журналисты Даша Саркисян, Марианна Мирзоян и Карина Назаретян. Ежедневно — подбор и комментарий самых важных материалов о медицине.
49. 1917
Если вы проспали весь 2017 год или ждёте удачного момента, чтобы начать — пора! Можно сразу зависнуть или подписаться на интересующих персонажей.
50. NASA picture of a day
Эта ссылка — дань уважения. 1995 год, всех ссылок из этой подборки еще не существовало, а в интернете появилась NASA picture of a day. Моя почетная закладка, ежедевно проверяемая диалапным интернетом.
51. Instachaaz
Немного повеселимся. Для фанатов xkcd: чуть меньше науки, чуть больше добра и вечные графики.
Читаем книги
52. Путеводитель по лжи
Постправда стала словом года и это сигнал. Или мы повышаем уровень своей научной грамотности и учимся отличать достоверную информацию от фейка или мы тонем в информационном потоке.

53. Nudge, Охота на простака, Кому что достанется — и почему
У нас есть целых три книги, написанные нобелевскими лауреатами по экономике (2017, 2001 и 2012 соответственно). Не смогла удержаться и добавила их все в подборку.



54. Интерстеллар
Кип Торн тоже в этом году отличился, но любим мы его не за это. Он выступал научным консультантом фильма «Интерстеллар», и книга рассказывает о физике за кадром фильма. У каждой главы есть авторская пометка: 1) истина, 2) обоснованное предположение, 3) вымысел.

55. Как не ошибаться
Эта книга перекликается с книгой «Путеводитель по лжи». Джордан Элленберг делает акцент именно на математике как инструменте, который поможет уберечься от ошибок как в повседневной жизни, так и в глобальных ситуациях.

56. Ритм вселенной
Центральное понятие книги — синхронизм. И это не только про светлячков, которые мерцают в унисон. Автор охватывает темы циркадных ритмов, квантовой запутанности, теории хаоса, теории шифрования и другие.

57. Искусственный интеллект
Книга Бострома — всестороннее изучение будущего искусственного интеллекта. Входит в список главных книг XXI века, составленный журналом Republic.

58. Верховный алгоритм
Путь читателя может быть трудным, но книга того стоит. Педро Домингес изучает пять подходов к машинному обучению, их применение и недостатки и пытается найти единый алгоритм, который объединял бы все эти подходы.

59. Сейчас. Физика времени
Что такое сейчас? А что такое вообще? Существует ли стрела времени? Можно ли совершить тахионное убийство? Лично мне этих вопросов было достаточно, чтобы захотеть прочесть книгу Ричарда Мюллера.

Надеюсь, до этого места кто-нибудь дочитал. 🙂 Как же не написать про себя любимых. У нас есть группы: вконтакте, фейсбук, телеграм, инстаграм. И вишенка на торте: раз в три недели мы пишем письмо о новинках научно-популярной литературы. Подписаться на рассылку можно здесь.
Делитесь интересным! В комментариях, в группах, почтой — мы всегда рады.
blog.mann-ivanov-ferber.ru
научный — это… Что такое научный?
Научный — Научный: Научный посёлок городского типа в Бахчисарайском районе Крыма (Украина) Научный посёлок в Шортандинском районе Акмолинской области Республики Казахстан Научный железнодорожная платформа Южной железной дороги, находящаяся в посёлке… … Википедия
НАУЧНЫЙ — НАУЧНЫЙ, научная, научное; научен, научна, научно. 1. только полн. прил. к наука в 1 и 2 знач.; занятый разработкой вопросов какой нибудь науки. Научный работник. Научная ассоциация. Научное образование. Научная работа. Научное учреждение. 2.… … Толковый словарь Ушакова
научный — • научный журнал, содержащий статьи и материалы о теоретических исследованиях, а также статьи и материалы прикладного характера, предназначенный для научных работников; • общественно политический журнал, содержащий статьи и материалы актуальной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
НАУЧНЫЙ — НАУЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. 1. см. наука. 2. Основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. Вполне н. подход. | сущ. научность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
научный — см. Бюджет см. Наука В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов
научный — [http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=4184] Тематики защита информации EN scientific … Справочник технического переводчика
научный — • высоко научный • глубоко научный • подлинно научный … Словарь русской идиоматики
научный — ая, ое; чен, чна 1) полн. ф. Относящийся к науке, свойственный науке. Научная тема. Научное открытие. Слушая разговор брата с профессором, он замечал, что они связывали научные вопросы с задушевными (Л. Толстой). 2) полн. ф. Связанный с… … Популярный словарь русского языка
научный — прил., употр. часто Морфология: научен, научна, научно, научны; научнее; нар. научно 1. Научным называют то, что имеет отношение к науке. Научные сведения, данные. | Провести научный эксперимент. | Получить научные результаты. | Круг его научных… … Толковый словарь Дмитриева
научный — ▲ связанный (с) ↑ наука научный (# подход). ученый (# степень. # совет) … Идеографический словарь русского языка
dic.academic.ru