❶ Зачем нужны метафоры 🚩 для чего используется метафора 🚩 Гуманитарные науки
Для метафоры необходимо, чтобы человек осознавал ее действенность. Когда вы говорите «до глубины души», под словом «глубина» подразумеваете духовный феномен, не имеющий ничего общего с пространством и лишенный таких характеристик, как дно или поверхность. Ведь обозначая «глубину» как некоторую частицу души, каждый понимает, что это слово использовано не в прямом смысле, а нужный косвенный смысл является производным от прямого.
Зачем человек использует слова не по прямому предназначению? Почему не предпочитает прямого обозначения и не употребляет слова в собственном смысле?
Интересующий человека психический объект не только тяжело назвать, но и трудно понять. Он ускользает, его невозможно уловить. Метафора служит развитию мышления, а не только наименованию предмета.
Глубокая функция метафоры заключается в познании. Она нужна не только для того, чтобы сделать мысль человека доступной для других людей, но и самому человеку для того, чтобы объект стал более доступен для мышления.
Метафора является важным орудием мышления, а не только средством выражения мысли. Далеко не все объекты доступны мышлению индивида, не обо всех вещах он может составить четкое отдельное представление. Ваша душа вынуждена обращаться к легко доступным объектам, приняв их в качестве отправной точки и составив себе понятие о трудноуловимых, более сложных вещах.
Метафора – это орудие мысли, при помощи которого человеку удастся достигнуть наиболее отдаленных участков концептуального поля. Она не раздвигает границ мыслимого, а только обеспечивает доступ к тем вещам, которые смутно виднеются на дальних рубежах.
Метафора широко используется в поэзии, где ее функция досконально изучена. К поэтической и научной метафоре подходят с одинаковых позиций. Ее рассматривают как чарующую вспышку, озарившую своим светом. К ней не применяют понятие истины и не считают орудием познания действительности. И это не мешает заметить, что поэзии не чуждо исследование, а его методы способны открывать такие же позитивные факты, какие открывает наука.
www.kakprosto.ru
Что такое метафора и где она используется
Среди художественных средств, которыми располагает любой автор вне завистимости от жанра, в котором он пишет, особое место занимает метафора. Она позволяет обогатить речь и окрасить в нужные эмоциональные оттенки практически любое произведение, наиболее точно передать образ того или иного объекта или явления. Что такое метафора? Это перенесение свойств одного предмета или явления на другой, основанное на их сходстве, то есть что-то вроде сравнения, только скрытого, без слова «как» и ему подобных, но при этом читатель полностью понимает, что это именно сравнение.
Это может быть использование названия одного объекта для того, чтобы описать свойства другого. Примером могут служить строки из многих стихотворных произведений, например, «Пешеходов морда дождя обсосала» у Маяковского – понятно, что несчастных граждан никто не обсасывал, а просто они попали под сильный дождь, но образ получился очень ярким и понятным – если бы автор написал более прямо, получилось бы гораздо менее выразительно. Иногда для того, чтобы точно определить, метафора это или эпитет, нужно четко понимать, что такое метафора и что такое эпитет, да и то это помогает не всегда. В первую очередь, это касается прилагательных, например, «золотая осень» – слово «золотая» здесь можно рассматривать и как метафору, и как эпитет.
Также функции метафоры могут нести целые образы героев произведений: в частности, это присуще произведениям Горького, например, образу матери в одноименном произведении. Также значение метафоры имеют практически все пословицы и поговорки: например, «у семи нянек дитя без глазу» применяется отнюдь не только по отношению к довольно редкой ситуации, когда имеется семь гувернанток на одного несчастного ребенка.
Чтобы понять, что такое метафора, можно представить ситуацию, когда один человек пытается долго и нудно объяснить другому то, как он видит то или иное явление – как мы знаем, это довольно непросто, но в этом случае можно обратиться к выразительному образу, и тогда все сразу встанет на свои места. То есть в функции метафоры входит быстрая и понятная передача эмоции или ощущения.
На самом деле не обязательно знать, что такое метафора, чтобы ей пользоваться. Мы сталкиваемся с ними далеко не только в высокохудожественных произведениях. Например, образы сновидений – это практически всегда метафора, именно поэтому они являются одним из первых и любимых предметов изучения психологов и психиатров. Кстати, сами эти специалисты в своей работе тоже частенько используют метафоры – это помогает им находить более тонкий подход к пациентам.
Также и мы: часто в повседневной жизни случаются такие ситуации, когда бывает неуместным заявить что-то прямо, и приходится искать слова, передающие желаемый смысл, но по сути совершенно другие: как мы уже знаем, это тоже метафора.
Очень широко метафора используется в рекламе: большинство рекламных слоганов – метафоры. В самом деле, если воспринимать их буквально – чаще всего получается какая-то ерунда, но, тем не менее, они находят отклик именно у тех, кому адресованы, и ведь они далеко не всегда задумываются, что такое метафора, и тем более, что обращена она именно к ним.
Таким образом, метафора – это один из самых распространенных языковых приемов, который давно вышел за рамки литературы и с успехом используется каждым из нас в повседневной жизни. Метафора позволяет человеку вместо долгих и путаных объяснений наиболее точно передать то, что он хочет сказать, в любой ситуации. Без этого художественного средства было бы гораздо сложнее находить отклик в других сердцах не только поэтам и писателям, но и всем нам. Это такая уникальная вещь, которая помогает всем, вне зависимости от того, знают ли они, что такое метафора.
fb.ru
Для чего нужна метафора?
Метафора – это перенос названия, употребление слов и выражений не по их прямому назначению. Все поговорки и пословицы являются метафорами, открывают перед человеком как бы тайный смысл, который он должен угадать или понять. Зачем нужны метафоры Для метафоры необходимо, чтобы человек осознавал ее действенность. Когда вы говорите «до глубины души», под словом «глубина» подразумеваете духовный феномен, не имеющий ничего общего с пространством и лишенный таких характеристик, как дно или поверхность. Ведь обозначая «глубину» как некоторую частицу души, каждый понимает, что это слово использовано не в прямом смысле, а нужный косвенный смысл является производным от прямого. Зачем человек использует слова не по прямому предназначению? Почему не предпочитает прямого обозначения и не употребляет слова в собственном смысле? Интересующий человека психический объект не только тяжело назвать, но и трудно понять. Он ускользает, его невозможно уловить. Метафора служит развитию мышления, а не только наименованию предмета. Глубокая функция метафоры заключается в познании. Она нужна не только для того, чтобы сделать мысль человека доступной для других людей, но и самому человеку для того, чтобы объект стал более доступен для мышления. Метафора является важным орудием мышления, а не только средством выражения мысли. Далеко не все объекты доступны мышлению индивида, не обо всех вещах он может составить четкое отдельное представление. Ваша душа вынуждена обращаться к легко доступным объектам, приняв их в качестве отправной точки и составив себе понятие о трудноуловимых, более сложных вещах. Метафора – это орудие мысли, при помощи которого человеку удастся достигнуть наиболее отдаленных участков концептуального поля. Она не раздвигает границ мыслимого, а только обеспечивает доступ к тем вещам, которые смутно виднеются на дальних рубежах. Метафора широко используется в поэзии, где ее функция досконально изучена. К поэтической и научной метафоре подходят с одинаковых позиций. Ее рассматривают как чарующую вспышку, озарившую своим светом. К ней не применяют понятие истины и не считают орудием познания действительности. И это не мешает заметить, что поэзии не чуждо исследование, а его методы способны открывать такие же позитивные факты, какие открывает наука.
ques.ru
3.2. Использование метафор
Примеры простых метафор представлены соответственно репрезентативным системам:
Визуальные метафоры Я вижу, чего ты хочешь. Он выглядит сумасшедшим. Посмотри на это моими глазами. Это мое самое живое воспоминание. Я вижу, как это могло бы быть. Вы должны узнать их точку зрения. Я вижу его насквозь. Мне нужна другая точка зрения. Пролить свет на вопрос. Она — копия своей матери. Давайте рассмотрим положительные стороны.
Аудиальные метафоры Мы с тобой на одной волне. Мы говорим на одном языке. Настройся на это. Акцент на успех. Душа поет.
Кинестетические метафоры Биться лбом о стену. Уловить смысл. Взять себя в руки. Он тверд, как скала. Это задевает его чувства. Протянуть руку помощи.
Использование сложных метафор позволяет бессознательному самому определять значения и находить ресурсы. Следовательно, для создания содержательной метафоры, которая поможет решению проблемы, связи между частями рассказа должны быть такими же, как между элементами проблемы.
Когда участники тренинга сталкиваются со сложными личностными проблемами, часто используется следующее упражнение: 1. А рассказывает Б о существующей проблеме. 2. Б слушает, отмечает ключевые элементы проблемы и используемый язык (так же, как физиологические проявления, глазные ключи доступа и т. д.). 3. Б придумывает историю, в которой на основе последовательности ключевых событий с помощью присоединения к языку пересказывает проблему, заканчивая моментом ее признания А. 4. Б рассказывает А свою историю. Как только проблема обнаружится, Б умолкает и А сам заканчивает рассказ.
Замечание. Б не предлагает решения. Его метафорический рассказ должен быть подхвачен и закончен А.
Очевидно, что такое структурированное переживание позволит А тут же или со временем извлечь что-то полезное для себя, ранее не осознаваемое. Это может послужить толчком к началу изменений. Обратная связь показывает: поскольку решение не было навязано А, а принято самостоятельно, повышаются шансы его успешного применения в следующий раз.
Основными шагами при создании метафор являются: а) сбор информации; б) создание метафоры: – выбор контекста; – осознание используемой стратегии; – рефрейминг исходной проблемы; в) употребление метафоры: – понимание ощущений другого; – тонкость в использовании ситуаций. г) ожидание реакции: – предоставление другому возможности найти собственное решение; – улавливание невербальных сигналов.
Тренеру необходим навык распознавания двух наиболее информативных типов метафор: – изоморфных; – выявляющих.
Изоморфная метафора формально подобна рассказу обучающегося. Ключевыми навыками при этом являются подстройка и ведение, доступ к осознанным и неосознанным возможностям, выбор одного решения из нескольких возможных.
Выявляющая метафора предназначена для получения определенной реакции, позволяющей раскрыть разнообразие состояний сознания и соответствующие им ресурсы. Она помогает обучающимся получить доступ к собственным возможностям и предоставляет свободу выбора.
В книге «Карты, модели и структура реальности» (Kim Kostere and Linda Malatesta, 1990), из которой взяты эти два определения, авторы утверждают, что «существуют два ключевых понятия для понимания метафоры: – смещенный референтный индекс; – трансдеривационный поиск».
Они объясняют их так. Смещенный референтный индекс имеет отношение к условию «как если бы», обязательному для всех метафор. В каждой метафоре есть определенный элемент символизма. Символизм может быть либо абстрактным, либо конкретным. Метафоры с абстрактным символизмом называются глубокими, а содержащие конкретные символы — поверхностными. Независимо от характера метафоры обучающийся обычно идентифицирует себя с одним или несколькими символами и с их точки зрения интерпретирует и осмысляет его значение.
Трансдеривационный поиск позволяет установить связь языка с опытом. Именно посредством трансдеривационного поиска обучающийся ассоциирует использованные в метафоре слова с собственной моделью мира. Таким образом, интерпретация метафоры у каждого уникальна, так как используемые в рассказе слова отражают индивидуальные внутренние сенсорные системы. Участники тренинга интерпретируют представленную метафору наиболее конгруэнтным себе способом и в соответствии с желаемой целью.
Не исключено, что эта информация усложнит применение соответствующего навыка тренером, но зато поможет понять, когда его следует взять на вооружение.
Предлагаемый популярный в НЛП рассказ иллюстрирует некоторые сложности, с которыми приходится сталкиваться тренерам и учителям.
Один фермер темным вечером проходил мимо колодца и услышал из глубины крик о помощи. «Что случилось?» — крикнул он вниз. Голос из колодца ответил: «Я — учитель, случайно свалился сюда и не могу выбраться». «Не беспокойся, сейчас я принесу веревку и лестницу», — сказал фермер. «Подожди минутку, пожалуйста, — остановил его учитель, — у тебя хромает грамматика и плохая дикция, нужно заняться этим». «Если для тебя это так важно, — сердито заявил фермер, — оставайся там, пока я не научусь говорить правильно». И пошел дальше.
Каждый воспримет эту историю в соответствии со своими убеждениями и моделью мира. Учителя могут счесть ее неправдивой и оскорбительной, но между тем признать, что подобные черты встречаются у их коллег. Обучающимся она, вероятно, понравится по ряду причин.
Использование метафор — это хороший способ стимулировать решение проблем, творческий подход и появление новых мыслей и образов. Для начала в небольших группах можно попробовать подобрать метафоры к следующим примерам: Обучение подобно растущему дереву. Человек стоит на вершине горы жизни. Рюкзак может быть наполнен камнями или мечтами. Жизнь похожа на карусель. Обучение — это марафон. Использование метафор
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ · Осознавайте свои метафоры и метафоры обучающихся. · Используйте метафоры, чтобы помочь обучающимся добиться результата. · Помогайте обучающимся создавать собственные метафоры. · Для создания метафор проделайте следующие шаги: – соберите информацию; – создайте метафору; – употребите ее; – ждите реакцию. · Не забывайте о двух типах метафор: – изоморфных; – выявляющих. · Помните о двух важных понятиях: – смещенный референтный индекс; – трансдеривационный поиск. · Употребляйте метафоры для стимулирования творчества, решения проблем и возникновения новых мыслей и образов.’ · Создавайте собственные метафоры в тренинге, для понимания конкретных тем и проблем.
Метафоры «работают» на разных уровнях, их воздействие основано на глубинной структуре языка, которую полезно знать и понимать. Метафоры можно постоянно использовать в общении. В руках виртуозного тренера они способны незаметно для обучающихся привести к значительным переменам.
Для тренеров, которые сомневаются в эффективности метафор, следует добавить: во-первых, Иисус многие свои проповеди основывал на метафорах; во-вторых, быть тренером само по себе является метафорой жизни с убеждением в том, чего можно достичь.
УПРАЖНЕНИЯ 1. Используйте упражнения, рассмотренные в этом разделе. 2. Применяйте выработанные навыки не только на занятиях. Оценивайте их эффективность по реакциям, происходящим изменениям и успехам в обучении. 3. Используйте навыки создания метафор. 4. Поощряйте использование обучающимися метафор по отношению друг к ДРУГУ (и к вам). 5. Отмечайте метафоры, в том числе используемые неосознанно, на занятиях и вне тренинга.
studfile.net
Что такое метафора? Функции и разновидности метафоры
Содержание
- Функции метафоры
- Разновидности метафор
Русский язык не только могуч, но еще и очень интересный. В нем содержится много необычных слов, которые подразумевают собой то или иное значение. Давайте разберем, что такое метафора, когда ее используют, какие существуют определения.
Русский язык позволяет нам высказывать свое мнение разными словами, употребляя те или иные фразы, которые будут содержать в себе большой смысл. Чем больше у человека будет словарный запас, тем более подробно и ясно он сможет изложить свои мысли. Метафора – это использование тех или иных словосочетаний в переносном значении, основой которого является перенесение признаков с одного явления на другое, если они имеют определенные сходства. В основе метафоры всегда лежало сравнение.
Метафора имеет множество функций, отметим следующие:
- Оценочная – она используется в том случае, если необходимо вызвать представление о том или ином человеке или предмете, к примеру, «человек-волк» – является метафорой, объясняющей, что данная персона склонна к агрессии, злобе, хищности.
- Эмоционально-оценочная – она используется с целью получения эмоционального воздействия, она буквально создает образность речи. Уместней в качестве примера привести следующее: «Он на нее посмотрел, как баран на новые ворота».
Метафоры бывают банальными и оригинальными. Банальные метафоры мы слышим каждый день, мы их употребляем в повседневной речи с окружающими нас людьми. Оригинальные все чаще встречаются в книгах, сюжетных фильмах, деловых разговорах. Можно выделять простые и развернутые варианты.
Простые метафоры – это метафоры, состоящие из двух или трех слов, они могут охарактеризовать предмет только с одной стороны. Среди простых метафор можно отметить следующие примеры:
- Носок ботинка (передняя часть).
- Пошло, как по маслу (все идеально).
- Гора рук (много желающих).
- Бросить корни (остановиться).
Также можно отметить и развернутые метафоры, они могут состоять уже не просто из слов, а из целых высказываний, словосочетаний, предложений. В некоторых случаях развернутыми метафорами являются целые стихотворения.
Главная цель таких метафор – это описание, а не раскрытие чего-либо. Очень важно понимать, что употребление метафоры уместно только в том случае, если она выглядит реалистично, уместно и содержит в себе глубокий смысл. Каждая метафора имеет право на существование, если она создана с целью донесения полной информации до человека, используя сравнения.
topkin.ru
Что такое метафора в русской литературе и языке: примеры предложений с развернутыми и скрытыми сравнениями, способы их определения
Русский язык богат художественными приемами, среди которых лидирующее место занимают метафоры. Подобные речевые обороты используется как в художественной литературе, так и в повседневном общении. Дадим определение понятия и рассмотрим особенности употребления выражений в переносном смысле….
Характеристика
Несмотря на разницу формулировок в разных словарях, все толкования едины в том, что метафора – это оборот речи в переносном смысле на основе схожести. Слово имеет греческие корни и обозначает «перенос», «переносное значение». Это могут быть отдельные словоформы либо словосочетания, а иногда и предложения, которые используются в непрямом значении. Перенос чаще всего основан на схожести свойств, признаков, внешних проявлений, действий.
Механизм формирования метафоры состоит из трех этапов:
- сравнение,
- сопоставление,
- выделение общего.
Необходимо выделить схожие черты двух понятий. Так, понятие «зеркало реки» возникло как результат сравнения речной воды с зеркалом, в котором отражаются разные предметы. Происходит сопоставление общих черт, по которым вода похожа на зеркало. В связи с этим появилось понятие скрытое сравнение.
Важно! Сравнения и метафоры не являются тождественными понятиями. Во втором случае выражаются традиционные, устоявшиеся схожие признаки. Метафора в литературе
Эволюция понятия
На вопрос, что такое метафора в литературе, пытались найти ответ еще древние философы. Первым значение слова метафора раскрыл Аристотель.
Философы древности полагали, что подобный литературный прием связан непосредственно с природой, и его использование не является чем-то особенным. Подобные приемы использовали в обыденной разговорной речи, потому не было необходимости как-то называть данное понятие.
Древние философы рассмотрели в нем решение проблемы недостатка слов, поэтому позже значение слова метафора стало приобретать негативный оттенок. Полагали, что данный литературный прием мешает поиску истины и поэтому вреден для науки. Несмотря на все разногласия, метафорические выражения продолжали существовать, но основной сферой их применения стала поэзия.
Как отдельную часть речи ее стали воспринимать в 20 веке, когда расширились рамки использования данного художественного приема, что повлекло за собой возникновение новых жанров литературы – аллегории, пословиц и загадок.
Функции
В русском языке, как и во всех других, метафора играет важную роль и выполняет следующие основные задачи:
- придание высказыванию эмоциональности и образно-экспрессивной окраски,
- наполнение словарного запаса новыми конструкциями, фразеологизмами и лексическими оборотами (номинативная функция),
- яркое необычное раскрытие образов и сути.
Благодаря широкому употреблению данной фигуры, появились новые понятия. Так, метафорически значит иносказательно, образно, фигурально, а метафорически выраженный означает использованный в непрямом, переносном значении. Метафоризм – использование метафор для изображения чего-либо.
Метафора в литературе
Разновидности
Нередко возникают трудности с тем, как определить данный литературный прием и отличить его от других. Определить метафору можно по наличию:
- подобия по пространственному расположению,
- подобия по форме (шляпка женщины – шляпка у гвоздя),
- схожести внешней (швейная игла, игла ели, игла ежа),
- переноса какого-либо признака человека на предмет (немой человек – немое кино),
- подобия цвета (золотое колье – золотая осень),
- схожести деятельности (горит свеча – горит лампа),
- подобия положения (подошва сапога – подошва скалы),
- схожести человека и животного (баран, свинья, осел).
Все вышеперечисленное является подтверждением того, что это скрытое сравнение. Предложенная классификация указывает, какие бывают виды метафор в зависимости от схожести понятий.
Важно! Художественный прием имеет свою специфику в разных языках, поэтому по значению может отличаться. Так, «осел» у русских людей ассоциируется с упрямством, а, например, у испанцев с трудолюбием.
Выразительное средство классифицируют по различным параметрам. Предлагаем классический вариант, который существует еще с античности.
Метафора может быть:
- Резкая – на основе сравнения разных, почти несовместимых понятий: начинка высказывания.
- Стертая – та, которая не расценивается как фигуральный оборот: ножка стола.
- Иметь вид формулы – подобно стертой, но имеет более размытые грани фигуральности, нефигуральное выражение в этом случае невозможно: червь сомнения.
- Реализованная – при использовании выражения не учитывается его фигуральный смысл. Часто реализуется комическими высказываниями: «Я вышел из себя и вошел в автобус».
- Развернутая метафора – оборот речи, который строится на основе ассоциации, реализуется на протяжении высказывания, распространен в литературе: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими…». В поэзии тоже занимает особое место: «Вот охватывает ветер стаи волн объятъем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы…» (М. Горький).
В зависимости от степени распространенности бывают:
- общеупотребительные сухие,
- общеупотребительные образные,
- поэтические,
- газетные образные,
- авторские образные.
Метафора в литературе
Примеры выражений
Литература изобилует предложениями с метафорой примеры в русском языке:
- «В саду горит костер рябины красной» (С. Есенин).
- «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы» (А. Пушкин)
- «Она поет и звуки тают…» (М. Лермонтов) – звуки тают,
- «…Плакала трава…» (А. Фет) – плакала трава,
- «Пора золотая была, да сокрылась» (А. Кольцов) – золотая пора,
- «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» (Э. Рязанов) – осень жизни,
- «Прапорщики воткнулись глазами в царя» (А. Толстой) – воткнулись глазами.
Это один из наиболее употребляемых образов в речи. Особое место занимает поэзия, где образность выходит на первый план. В некоторых произведениях эти речевые обороты встречаются на протяжении всего повествования.
Яркие примеры метафоры в литературе: глухая ночь, золотая голова, ежовые рукавицы, золотые руки, железный характер, каменное сердце, как кот наплакал, пятое колесо в телеге, волчья хватка.
Метафора
Откуда взялась метафора? [Лекции по литературе]
Вывод
Прием переноса схожих качеств с одного понятия на другое часто используется в повседневной речи. Найти множество примеров в художественной литературе, прозе и поэзии, также не составит труда, ведь этот оборот речи является основным в любом литературном произведении.
Это интересно! Составляем план итогового сочинения и готовим тезисы, аргументы и структуру
tvercult.ru
Метафора — это… Что такое Метафора?
Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
- Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
- Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.
В метафоре можно выделить 4 «элемента»:
- Категория или контекст,
- Объект внутри конкретной категории,
- Процесс, каким этот объект осуществляет функцию,
- Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.
В лексикологии — смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).
Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение — новый смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма. Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. Например, Нос майора Ковалёва в генеральском мундире у Гоголя — это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла. Например, «облако в штанах». В годы господства соцреализма метафора фактически была изгнана из литературы, как приём, уводящий от действительности. В 1970-е годы появилась группа поэтов, начертавших на своём знамени «метафора в квадрате» или «метаметафора» (термин Константина Кедрова). Отличительной чертой метафоры является её постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом. Это связано с формированием метафоры под воздействием современных источников знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов технических достижений человечества.
Метафоры объясняют одно понятие в терминах другого, но «метафорическое упорядочивание реальности» носит в этих случаях не всеобъемлющий, а лишь частичный характер». Метафора, помогая осмыслить понятие, затемняет некоторые его аспекты: воспринимая оппонента как противника, можно забыть о сотрудничестве в споре. В ориентационной метафоре происходит организация целой системы понятий в терминах другой системы, напр. « обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение силы — вниз».
Виды
В современной теории метафоры принято различать диафору (резкую, контрастную метафору) и эпифору (привычную, стертую метафору)[1]
- Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав».
- Реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим. Модель: «Я вышел из себя и вошёл в автобус».
Теории
Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.
Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на
- номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии;
- образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка;
- когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию;
- генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.
Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.
В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.
Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.
Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).
Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».
Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».[2]
Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.
См. также
Примечания
Литература
- Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлёт и падение метафоры. / пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Кашаев — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 496 с.
- Блэк М. Метафора.
- Гусев C. C. Наука и метафора. — Л.: ЛГУ, 1984.
- Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция) : Учебное пособие для вузов. — М.: ПРИОР, 2001.
- Кедров К. А. Метаметафора. — М., 1999.
- Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. — М.: Едиториал УРСС, 2004.
- Москвин В. П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. — 3-е изд. — М., 2007.
- Тихомирова Е.А. Метафора в политическом дискурсе: Методология исследований политического дискурса. Вып.1. — Минск, 1998.
- Haverkamp A. Metapher. Die Ästhetik in der Rhetorik. — München: Wilhelm Fink Verlag, 2007.
Ссылки
biograf.academic.ru