Книжный и разговорный стили различаются по – ? —

Стили речи. Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика

 

Стили речи — это системы речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности

В русском языке существует пять основных стилей речи.

1. Научный стиль.

2. Публицистический стиль.

3. Официально-деловой стиль.

4. Литературно-художественный.

5. Разговорный.

Научный стиль используют в сфере научной деятельности. Жанры, в которых он реализуется, это написание диссертаций, курсовых, контрольных или дипломных работ, научные статьи, лекции, рефераты, конспекты, тезисы. Основной характеристикой этого стиля речи является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора.

Публицистический стиль речи также как и предыдущий относится к книжному стилю и применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей, которых нужно в чем-то убедить или чем-то заинтересовать. Публицистический стиль характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных радио- и телепередач. Такому стилю присущи эмоциональность и выразительность.

Официально-деловой стиль характеризуется несколькими основными свойствами. Это четкость, отсутствие эмоциональности изложения стандартность и консерватизм. Его используют при написании законов, приказов, докладных записок, заявлений, деловых писем и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме — шаблону. Используются специфическая лексика и морфология.

Литературно-художественный стиль — отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. А так, как литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используется и просторечие, диалекты, жаргонная речь. Также для него характерна эмоциональность. Литературно-художественный стиль применяется в художественной литературе.

Разговорный стиль речи

не является книжным. Он используется в повседневном общении людей между собой в различных бытовых ситуациях. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами является неполнота выраженной мысли и эмоциональность.

 

В целом все стили речи можно разделить на две большие группы: разговорный стиль с одной стороны и книжные стили речи (художественный, публицистический, официально-деловой, научный) — с другой.

 

Официально–деловой стиль

Официально-деловой стиль речи применяется для передачи информации в условиях официальной обстановки (законодательная, административно–правовая деятельность, делопроизводство). С помощью этого стиля создаются нормативно-правовые акты, протоколы, справки, расписки и т.д.

Официально–деловой стиль имеет ряд особенностей, которые отличают его от остальных стилей речи: императивность, точность (не допустимо применять два толкования), отсутствие эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. В этом стиле широко используются речевые клише, наименования номенклатур, аббревиатуры и отглагольные существительные.

Научный стиль

Главной функцией этого стиля является передача и распространение научной информации, а также доказательства ее истинности. Основными свойствами научного стиля является употребление общенаучных терминов, абстрактной лексики, описание каких – либо открытий либо прецедентов. В научном стиле преобладают краткие вещественные существительные.

Наиболее часто научный стиль встречается в статьях, научно-исследовательских работах, школьных сочинениях, монографиях и учебной литературе.

Публицистический стиль

Данный функциональный стиль речи используется для воздействия, чаще всего идеологического, на широкую публику с помощью средств массовой информации и ораторства. Публицистический стиль чаще всего встречается в таких жанрах как очерк, статья, репортаж, интервью. От других речевых стилистик, научный стиль отличается присущей только ему повышенной эмоциональностью и употреблению общественно-политической лексики.

Разговорный стиль

Этот стиль выступает в роли инструмента непосредственной передачи и обмена информации, касающийся бытовых вопросов и не требующей официальной обстановки. В нем используется преимущественно простая лексика, которая несет в себе эмоциональность, экспрессивность и логическое насыщение. Наиболее распространенный жанр – диалог. Большое значение в разговорном стиле имеют невербальные факторы: жесты и мимика. В нем также допустимы повторы, неполные предложения и вводные слова.

Художественный стиль

Художественный стиль используется при создании художественной литературы. С его помощью автор воздействует на читателя, управляет его чувствами. В художественном стиле присущее богатство лексики, образность и эмоциональность. Возможно также смешивание всех других стилей. Художественный стиль выполняет эстетическую функцию, в этом состоит его главное отличие от разговорного и публицистического стилей.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Книжный и разговорный стиль. Книжный стиль речи: его основные постулаты

Стиль книжный

(книжная речь) – стиль, свойственный книжно-письменной речи (см. Письменная речь). В стилистике помимо выделения функц. стилей существует разграничение языковых средств и стилей на две основные сферы – книжную и разговорную, идущее от традиций словесности и стилистики XIX в. Это отражает историческое развитие рус. лит. языка, в котором приоритетным и хронологически первым был книжный тип лит. языка – язык памятников письменности, в том числе на старославянской основе, а также на основе народно-разговорной речи, постепенно «олитературивающейся». Книжная речь была, т. о., изначально связана с письменной формой выражения (а позже, с введением книгопечатания, – и с реализацией письменной речи в форме печатных текстов) и обслуживала сферу официальных отношений (в отличие от разг. речи, функционирующей широко в устной форме, непосредственном межличностном общении).

Таким образом, он приписывает читателю и Рубиану вину за то, что он последовал такой мысли, освободив себя от всякой вины за переданные факты. Вспомним, что в начале работы рассказчик предупреждает, что читатель должен внимательно прочитать все детали, и здесь обвиняет его в том, что он не следит за его советами.

Таким образом, существует почти параллель между изобретательностью читателя в вере в повествователя, который фактически привел его к такому выводу эпизода, а также Рубиану в сюжете ревности. Рубиан не обращает внимания на детали, потому что он правильно связан с напряжением, которое умиляет его любовь к Софии. Они паразиты, так как Мачадо, конечно, любил их называть. Другим интересным ресурсом, используемым рассказчиком, является подход читателя. В отличие от Браса Кубаса, здесь рассказчик не будет использовать слова низкого сленга или ссылки на подлость.

В рамках лит. языка как дихотомической системы, где книжная речь противостоит разг. (см. Литературно-разговорный стиль, или тип, речи), постепенно формируются функц. стили. Становление системы функц. стилей происходит в конце XVIII – нач. XIX в. Теория функц. стилей складывается позже – лишь в XX в., и с ее появлением в лингвистике начинают сосуществовать два разных подхода к стилям, две классификации – стилей в традиционном их понимании и стилей функциональных.

Он будет хорошо относиться к читателю: «моя дорогая», «моя леди», «мой господин» и т.д. но это не означает, что он менее жесткий, наоборот, острота и агрессивность рассказчика здесь даются тонкостью; он наполнит читателя хвалить, в определенное время, берет поводья повествования жестоким образом и берет рассудок, превращает свой мир наизнанку и всегда непримиримым и суровым образом. Манера повествования совпадает с книгой, которая в целом наполнена иронией.

Работа Посмертных Воспоминаний Браса Кубаса выиграла две адаптации: Брас Кубас и Мемориас Постостумас. Шоу — португальско-бразильское партнерство, в котором представлены Реджинальдо Фариа, Маркос Карузо, Сония Брага, Отавио Мюллер и Уолмор Чагас. Просмотрите фильмы.

С. к. отличается строгостью норм, особой окраской – официальностью, «сухостью» либо возвышенностью. С. к. представлен прежде всего в т. н. специальной литера

babiki-kaluga.ru

Книжные стили это — Чем разговорный стиль отличается от книжного? — 2 ответа



Книжный и разговорный стили различаются

Автор Tik tak задал вопрос в разделе Домашние задания

Чем разговорный стиль отличается от книжного? и получил лучший ответ

Ответ от Nadezhda N[активный]
Разговорный стиль используется в разговорной речи, это бытовая лексика; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; лексика, выражающая чувства, в основном это диалог. Книжный стиль (литературный) в отличие от разговорного используется в художественной литературе, создаёт образы героев, природы, народной жизни, в него входят диалекты, устаревшие, просторечные слова, фразеологизмы, историзмы.
Как-то так.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Чем разговорный стиль отличается от книжного?

Ответ от Настюшка Высоцкая[эксперт]
Разговорный стиль используется в разговорной речи. Книжный стиль (литературный) в отличие от разговорного используется в художественной литературе.

Ответ от Fred_ Play[новичек]
Разговорный стиль используется в разговорной речи. Книжный стиль (литературный) в отличие от разговорного используется в художественной литературе.

Ответ от Владислав Валиев[новичек]
Разговорный стиль используется в разговорной речи, это бытовая лексика; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; лексика, выражающая чувства, в основном это диалог. Книжный стиль (литературный) в отличие от разговорного используется в художественной литературе, создаёт образы героев, природы, народной жизни, в него входят диалекты, устаревшие, просторечные слова, фразеологизмы, историзмы.


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Функциональные стили речи на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Функциональные стили речи

2oa.ru

Конспект. Разговорный и книжные стили речи»

Разговорный и книжные стили речи»

Цель урока:

  • Научить различать речь книжную и разговорную, познакомить с отличительными признаками книжной и разговорной речи;

  • Развивать воображение, творческие способности, коммуникативные компетенции;

  • Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Оборудование: дидактический раздаточный материал с текстами и таблицей, карточки с лингвистическими терминами.

Ход урока

Стадия «Вызов».

А). Целеполагание. Прием «Ключевые слова».

Сегодня на роке мы продолжим знакомство со стилями речи. Тема нашего урока «Разговорная и книжная речь» (запись темы в тетрадь).

Предположите, какие из слов, фраз, символов, расположенных на доске нам понадобятся сегодня на уроке.

Карточки на доске:

Морфология

Речевая ситуация

Стилистика

Суффикс

Текст

Наречие

Стиль речи

1 — много

Неофициальная обстановка

Официальная обстановка

Цель общения

Транскрипция

Подлежащее

Орфограмма

Ученики. Выбирая тот или иной лингвистический термин, обосновывают свой выбор, используя образец рассуждения «Я выбираю :, потому что :». (Образец можно озвучить или записать на доске в зависимости от уровня класса)

Выбранные термины остаются на доске, остальные убираются.

— Разбейте оставшиеся слова, фразы на группы. Какие группы вы предложили бы сформировать из оставшихся карточек? Почему? (Варианты могут быть разными; главное, чтобы дети обосновали свою позицию).

Какие слова, фразы вы используете, чтобы сформулировать задачи урока? (Научиться различать книжные и разговорный стили речи, выявить различия в речевой ситуации этих стилей).

Стадия «Осмысление».

Постановка проблемы.

Сравним два текста

Оля, а кто такой Тимур?

Это не бог, это один царь такой, — :неохотно ответила Ольга, — злой, хромой, из средней истории.

Тимур (Тамерлан) — один из великих мировых завоевателей, сыгравший заметную роль в истории Средней Азии и Кавказа. Выдающийся полководец, эмир (с 1370). Создатель крупной державы со столицей в Самарканде. Основатель династии тимуридов. Его завоевательные походы отличались жестокостью даже по средневековым меркам.

Прочитайте тексты.

— Что общего в этих текстах? (Тема и основная мысль).

— Почему, говоря об одном и том же, выражая одну и ту же мысль, тексты совершенно разные? (Разная речевая ситуация). Если тексты используются в различных речевых ситуациях, значит эти тексты разных стилей. Предположите, какой из текстов относится к книжному стилю, а какой — к разговорному.

Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение нам нужно знать отличительные признаки этих стилей. Чтобы определить их, обратимся к тексту известного лингвиста Д.Розенталя

Работа с текстом. Прием «Сравнительная (системная) таблица»

Чтение текста (раздаточный материал). Подразумевается работа в группах.

Вспомните, как вы пользуетесь языком, с одной стороны, у себя дома, среди родных и знакомых, а с другой стороны — при выступлении с докладом на уроке или заседании какого-либо кружка.

В первом случае ваша речь характеризуется отсутствием предварительного обдумывания мыслей и заранее сделанного отбора языкового материала, непринуждённостью беседы. Широким использованием обиходно-бытовой лексики, употреблением грамматических форм и построений, нередко нарушающих литературные нормы: это разговорная речь.

Во втором случае вы чувствуете себя скованными, более внимательно подбираете слова и выражения по образцам, которые вам знакомы из чтения художественной литературы, строже следите за соблюдением правильного произношения и ударения: это книжная речь.

Получаются как бы два языка в пределах одного национального языка, хотя, конечно, до разрыва между разговорной и книжной речью дело не доходит, тем более что между книжными и разговорными элементами находится значительный нейтральный слой.

Д.Розенталь

Заполните таблицу, используя информацию данную в тексте.

Проверка осуществляется таким образом: одна пара учащихся называет один отличительный признак, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным пунктам таблицы.

Используя материал таблицы, составьте рассказ о книжном и разговорном стилях. (Выслушивается 1-2 варианта)

В.. Творческая работа с текстом. Прием «Метаморфозы».

Чтение текста (раздаточный материал). Определение стиля текста. Обоснование своей точки зрения.

Двое на одного.

Вышел я на поляну : и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный стиль)

Превратите этот текст разговорного стиля в текст книжного стиля. Что для этого надо сделать? (Заменить разговорные слова на книжные, снять избыточную эмоциональность)

Примерный вариант полученного текста.

Двое на одного.

Вышел я на поляну и очень удивился, потому что увидел, как на краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! (Книжный стиль)

Стадия «Рефлексии».

Вернемся к тем задачам, которые прозвучали в начале урока. Смогли ли мы решить поставленные задачи? Изобразим схематически полученные на уроке знания. Я предлагаю закончить схему:

Стили речи.

Книжный

2 — :

(1 — много, о/о)

Разговорный

2 — :

(1-1, н/о)

Домашнее задание.

Найти примеры текстов разговорного и книжного стиля и доказать их стилевую принадлежность.

infourok.ru

Разговорный или книжный: поговорим о языке

Разговорный или книжный: поговорим о языке

Одно из самых удивительных и неотъемлемых явлений, созданных человечеством, – это язык, тем более такой богатый и сложный, как русский, который И.С. Тургенев недаром называл великим и могучим. Он имеет неповторимую историю, которая сформировала многообразие и уникальность нашей культуры. Однако современное состояние языка отображает множество изменений, которые принято оценивать как негативные. В частности, это стилистическое снижение речи, расшатывание традиционных литературных форм, активное использование жаргонизмов и многие другие явления, легче всего проникающие в литературный язык через разговорную речь. Как это происходит и так ли проста разговорная речь? Именно в этом нам с вами и предстоит разобраться.

Как известно, любой язык неоднороден. Его можно анализировать с точки зрения различных критериев, как-то: соотношение языка и речи; устная и письменная речь; книжная и разговорная речь; разговорный и все книжные стили речи, а также много других разграничений на более глубоких уровнях.

Язык и речь. Под речью понимается способ общения с целью передачи информации или обмена таковой. Речь может быть устной и письменной. Характеристика речи в лингвистике чаще всего предстаёт через противопоставление языку. Речь – это линейная последовательность слов, включающая в себя социальное взаимодействие и отражающая опыт отдельного человека. Язык, напротив, имеет уровневую организацию (по категориям и словарям), стремится не к слиянию слов в речевом потоке, а к сохранению их отдельности, и ценит общий национальный опыт. Речь является языком в действии, использует его и его системы в целях говорения.

Устная и письменная речь. Русский литературный язык существует в двух обозначенных формах. Устная речь создаётся в процессе разговора с характерной словесной импровизацией и звуковыми особенностями (использование простых предложений, употребление слов различных стилей, повторы, незаконченные фразы). Она имеет две разновидности: разговорную речь, характеризующуюся непринуждённостью и неподготовленностью общения, и официальную речь, заранее подготовленную и используемую на собраниях, конференциях и др.

Письменная речь графически закреплена, заранее обдуманна, использует книжную лексику и строго соблюдает языковые нормы.

Книжная и разговорная речь. Литературный язык можно разделить по функциональности: разговорный и книжный. В соответствии с этим выделяют разговорную речь и книжный язык.

Для начала необходимо разобраться с термином литературный.

Большинство считает, что литературный язык – это язык художественный литературы; но такое определение ошибочно..

Литературный язык – это язык культуры, нормированный и обработанный, основное средство общения между людьми одной национальности. Да, на русском литературном языке создаются научные труды и художественные произведения, это язык СМИ, театра, но в то же самое время именно на нём мы просто разговариваем в быту со всеми окружающими нас людьми. Современный русский литературный язык выполняет все эти функции одновременно, но так было не всегда. Например, в XVII веке письменным языком служил церковнославянский, а непосредственным языком общения культурных людей был русский. Аналогичная ситуация имела место и в более раннюю эпоху, когда тексты писались на старославянском, а люди разговаривали на древнерусском.

И книжная, и разговорная речь имеют устную, а также письменную форму. Сфера общения задаёт критерий отбора языкового материала, а он определяет и формирует тип речи.

Книжная речь применима в законодательной, политической и научной сферах жизни. В ней недопустимы нарушения языковых норм литературного языка, предложения обязательно связаны друг с другом и закончены. Используются книжные слова, термины, много отвлечённых понятий. Одно из самых главных свойств книжного языка – это сохранение текстов, служащих средством связи между поколениями.

Разговорная речь используется на полуофициальных мероприятиях и в обиходно-бытовой обстановке. В ней не так строго соблюдаются языковые нормы и допускается использование разговорных форм слов. В тексте преобладают простые предложения, используется общеупотребительная или разговорная лексика.

Разговорный стиль. Каждый функциональный стиль обладает своими признаками, но мы подробнее остановимся на разговорном стиле речи. Это понятие обычно подразумевает особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме. Он используется в непринуждённой обстановке, чаще всего при взаимодействии с друзьями и близкими людьми (разговор или переписка). Целью данной сферы является общение, обмен мыслями, включая и внеязыковые факторы: жесты, мимику, интонацию. Для разговорного стиля характерны эмоциональность, конкретность, простота речи. Всё это реализуется в форме диалога.

Русский язык никогда не был статичен, он всегда развивался, что-то выбрасывал из своей системы, что-то в неё принимал. Долгое время учёные-филологи изучали высокие уровни языка в письменной форме, а разговорная речь не представляла для них интереса, так как считалась непродуктивной и некачественной. Однако в эпоху информационного общества произошёл словесный бум, повлёкший за собой возникновение огромного количества новых слов. Да, во все времена из разных сфер в речь проникали иноязычные слова, жаргонизмы, просторечие, неологизмы, но именно в XXIвеке в связи со свободным доступом в интернет обратили на себя внимание компьютерные термины и сленг (зачастую англоязычного происхождения), «олбанский» язык, сокращённые или переделанные лексемы, мемы, звукоподражания, клички и многое другое. Это является неотъемлемой и естественной частью нашей жизни. Стало понятно, что язык живёт и формируется в реальном общении, а не в абстрактном мире письменной культуры. Возможно, через какое-то время сленг и другие языковые реалии займут почётное место в толковых словарях, а это значит, что именно разговорная речь является первичной, отражая наш менталитет.

Данная область лингвистики относительно молода, и каждый исследователь может обнаружить в ней непочатый край для собственных открытий. Конечно, здесь возникает много сложностей при создании своей научной работы, т.к. нет чёткой, устоявшейся системы разговорной речи в связи с её постоянной изменчивостью, подвижностью. Но зато это так интересно! С чего же начать изучение? С разделения на сферы употребления? А может, с регионального деления? А если проводить систематизацию по возрастным категориям? Выбор за вами! Только общими усилиями мы сможем обуздать этого строптивого скакуна.

Подведём итоги всего вышесказанного. Русский язык не перестаёт удивлять своей многогранностью и заинтересовывать тем, что долгое время может казаться незначительным. Видите, как этот принцип работает с такой, казалось бы, простой на первый взгляд разговорной речью! В ваших силах доказать всем, что изучение этой области лингвистики действительно имеет реальную научную ценность. 

globallab.org

Разговорный стиль — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 сентября 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 сентября 2019; проверки требуют 2 правки.

Разгово́рный стиль — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи. Например, в булочной не кажется странной фраза: «Пожалуйста, с отрубями, один».

Непринуждённая обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений: шире употребляются слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, аховый, растрёпа), жаргонные (предки, железно, на мировую).

В разговорном стиле речи, особенно при быстром её темпе, возможна большая редукция гласных, вплоть до полного их выпадения и упрощения групп согласных. Словообразовательные особенности: широко употребляются суффиксы субъективной оценки. Для усиления экспрессивности употребляется удвоение слов.

Ограничены: абстрактная лексика, иноязычные слова, книжные слова.

В качестве примера можно привести высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:

— Отворите же, черт возьми! Долго ли ещё мне придётся коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:

  • вопросительные и восклицательные предложения;
  • междометие разговорного стиля «черт возьми»;
  • личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

Разговорные слова и фразеологизмы: вымахал (вырос), электричка (электропоезд), лексика с эмоционально-экспрессивной окраской (класс), уменьшительно-ласкательные суффиксы (серенький), суффиксы субъективной оценки: деляга, работяга, общага, секретарша, директорша, рукастый. Субстантивация, использования слов стяжения — вычерка, зачетка; усечения -.

ru.wikipedia.org

Урок русского языка «Языковые средства книжных и разговорного стилей».

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Кадетская школа имени майора милиции Коврижных А.П.»

Языковые средства книжных и разговорного стилей.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Фронтальный опрос. Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Эти знания пригодятся вам при сдаче ОГЭ (задание 6).

– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре… Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте. (Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики) – Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют) – Проверьте, все ли стили вы назвали?

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых,в дружеских посланиях и др. В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Основная функция официально-делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д. Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Повторение ранее изученного материала .

Учениками подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля

3. Подведение к новой теме, мотивация

Фронтальный опрос: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков. Назовите стиль по характеристике. – Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный) – Передача научной информации, термины (научный) – Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой) – Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический) – Художественная литература (художественный)

Развитие внимания и мыслительной деятельности учащихся

4. Изучение нового материала

Запишем тему урока: «Языковые средства книжных и разговорного стилей». На экране таблица.

общеупотреби-тельная

книжная

разговорная

верх

вершина

верхушка

лицо

лик

морда

бояться

опасаться

трусить

Чем различаются стили речи? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Составьте с любым изданных слов словосочетание и определите вид подчинительной связи.

Развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение

5. Физкультминутка

Музыка и веселые картинки на экране

6. Закрепление изученного материала

Закрепление материала. В задании № 6 ОГЭ вы должны будете заменить слово из разговорного стиля на стилистически нейтральный синоним.

1задание. Подберите к словам разговорного стиля нейтральные слова или выражения.

Головушка, бедовая, еловая, садовая, дубовая, мякинная, пустая, ветреная, дурья, дырявая, забубенная, светлая, шальная, соломой набитая, сорви-голова, голова на плечах и хорошо варит.

2 задание. -Замените индивидуально-авторское слово БРЕШЕТ стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

На дворе собака брешет,

А хозяин пузо чешет. (лает)

— Замените слово ЗАКЛИНАЛА стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Я просила его взмахнуть крылышками, заклинала спастись, повторяя на человеческом языке, наверное, то же самое, что непрерывно щебетала ему мать. (Убеждала, уговаривала)

— Замените книжное слово ЖАЖДАЛИ стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Многие из нас так жаждали расплаты, что бросились вперед немедленно.(желать, хотеть).

Замените в предложении НЕ ОСКУДЕЕТ земля русская талантливым мужиком выделенное слово стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

Замените в предложении

Ты и УБОГАЯ,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная, матушка Русь! (Н.А.Некрасов)

выделенное слово стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

И т.д.

Комментированное письмо

Работа у доски и в тетрадях

Самостоятельная работа .

Взаимопроверка тетрадей

7. Рефлексия

Мне понравилось на уроке… Сегодня я понял… Подведение итогов урока

Обобщить, сделать выводы

8. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок

Домашнее задание

Командир командует «Урок окончен»

Запись домашнего задания в дневник

infourok.ru

Оставьте комментарий