Как составлять схемы предложений – Как составить схему предложения

Как составить схему предложения. Схемы предложений на все случаи жизни

Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение — совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.

Что включает в себя схема предложения

Для начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы.

Что же должно быть указано при составлении схемы?

  1. Предикативная основа. Главные члены необходимо указывать для того, чтобы доказать, что перед нами действительно предложение (ведь по этому признаку его и отличают от словосочетания), правильно определенные подлежащее и сказуемое помогут отнести синтаксическую единицу к односоставным либо двусоставным.
  2. Если предложение сложное, то указываются союзы, соединяющие его части. Эти же объекты отмечаются, если они употреблены при однородных членах.
  3. Схемы предложений в русском языке могут содержать осложняющие элементы. В следующем разделе разберем, какие именно.

Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В квадратные скобки заключаются собственно простые предложения и они же в составе сложносочиненного и бессоюзного. Если речь идет о сложноподчиненной синтаксической конструкции, то главная ее часть заключается в квадратные скобки, а придаточная — в круглые.

Чем осложняется предложение

Как говорилось выше, схема простого предложения может включать осложняющие его элементы. Перечислим их, приведем примеры.

  1. Однородные члены. Они в схеме заключаются в круги. Кроме того, при однородных членах может быть обобщающее слово. Оно обозначается буквой «о», заключенной в круг.
  2. Обособленные определения (причастные обороты): «Растения, требующие тщательного ухода, необходимо раздать на каникулы ученикам». В данном предложении имеет место причастный оборот, стоящий после определяемого слова «растения». Соответственно, он должен быть отражен в схеме, также как и член предложения, к которому относится. [Х, |П.О.|, =]. Это могут быть не только причастные обороты, так же несогласованные определения, согласован

policom-rt.ru

Схема сложного предложения примеры. Как составить схему предложения

Инструкция

Помните, что сложноподчиненное предложение может включать два и более придаточных, которые между собой соединяются сочинительными союзами. При этом предложения не являются сложносочиненными по отношению друг к другу, так как они оба подчиняются главному. Их относят к однородных придаточных предложений. Знаки препинания между ними ставятся по правилам, относящимся к однородным .

Видео по теме

Обратите внимание

Существуют также бессоюзные сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом только интонацией, без помощи союзов и союзных слов.

В нашем языке передавать мысли можно, используя разные конструкции предложений. Союзные и бессоюзные сложные предложения способны замещать друг друга в речи: при изменении структуры смысловое содержание остается прежним. Опустите союз – и перед вами бессоюзное предложение. Не исказите смысл и правильно расставьте знаки препинания!

Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение — совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.

Что включает в себя схема предложения

Для начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы.

Что же должно быть указано при составлении схемы?

  1. Предикативная основа. Главные члены необходимо указывать для того, чтобы доказать, что перед нами действительно предложение (ведь по этому признаку его и отличают от словосочетания), правильно определенные подлежащее и сказуемое помогут отнести синтаксическую единицу к односоставным либо двусоставным.
  2. Если предложение сложное, то указываются союзы, соединяющие его части. Эти же объекты отмечаются, если они употреблены при однородных членах.
  3. Схемы предложений в русском языке могут содержать осложняющие элементы. В следующем разделе разберем, какие именно.

Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скоб

mmkspo.ru

Как составить схему предложения с прямой речью

Инструкция

Прочитайте текст, для которого требуется составить схему. Найдите прямую речь. Для наглядности ее можно выделить, например, подчеркнуть красным карандашом. Определите, где начинаются и заканчиваются слова автора. Их подчеркните карандашом синего цвета. Обратите внимание, продолжается ли прямая речь после слов автора. Она может состоять из одного или двух предложений, связанных между собой интонационно.

Отметьте, какую эмоциональную окраску имеет прямая речь. Предложение может быть восклицательным, повествовательным, вопросительным. В конце его ставится соответствующий знак препинания, что важно отразить в схеме.

Используйте условные обозначения для составления схемы. Слова автора, как правило, обозначают заглавной или строчной буквой «а», высказывание персонажа – заглавной или строчной буквой «п». Речь персонажа заключается в кавычки. От слов автора ее отделяет тире. Однако тире не ставится перед прямой речью, начинающей предложение.

Проверьте составленную вами схему. Она должна соответствовать одному из приведенных ниже образцов. Если ваш вариант отличается от стандартного, возможно, вы допустили ошибку при определении места прямой речи и слов автора, либо пропустили необходимый знак препинания.

Схема №1: прямая речь перед словами автора. Высказывание персонажа пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки. В конце него ставится запятая, восклицательный или вопросительный знак в соответствии с интонацией предложения. Слова автора пишутся со строчной буквы и отделены от прямой речи тире. Примеры:
1. «Гости пожаловали», — сказал отец.
2. «Гости пожаловали!», — обрадовался отец.
3. «Гости пожаловали?» — удивился отец.
Для этих предложений схемы будут выглядеть следующим образом:
1. «П», — а.
2. «П!» — а.
3. «П?» — а.

Схема № 2: прямая речь после автора. Слова автора пишутся с заглавной буквы. После них ставится двоеточие. Далее в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. Примеры:
1. Отец сказал: «Гости пожаловали».
2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!»
3. Отец удивился: «Гости пожаловали?»
Схемы подобных предложений имеют вид:
1. А: «П».
2. А: «П!»
3. А: «П?»

Схема № 3: слова автора внутри прямой речи. В этом случае в кавычки заключается все предложение. После первой части прямой речи ставится запятая. Авторская часть пишется со строчной буквы. Перед словами автора и после них ставится тире. Вторая часть прямой речи может быть продолжением первой, тогда она пишется со строчной буквы. Если же это самостоятельное предложение, после слов автора ставится точка и далее текст начинается с заглавной буквы. Примеры:
1. «Гости пожаловали, — сказал отец, — пойду им навстречу».
2. «Гости пожаловали, — сказал отец. – Пойду им навстречу».
Правильные схемы предложений в этом случае:
1. «П, — а, — п».
2. «П, — а. – П».

Схема № 4: прямая речь внутри слов автора. Первая часть слов автора пишется с заглавной буквы, вторая – со строчной. Прямая речь заключается в кавычки. Перед ней ставится двоеточие, после нее – интонационно необходимый знак препинания и тире. Примеры:
1. Отец сказал: «Гости пожаловали», — и пошел им навстречу.
2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!» — и пошел им навстречу.
3. Отец удивился: «Гости пожаловали?» — и пошел им навстречу.
Для таких предложений подходят следующие схемы:
1. А: «П», — а.
2. А: «П!» — а.
3. А: «П?» — а.

www.kakprosto.ru

Как сделать схему предложения?

     Чтобы верно составить схему предложения, необходимо сначала выделить в предложении все члены предложения, правильно их подчеркнуть, а затем составить схему, включив в нёё грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).

Как сделать полный разбор предложения

   Чтобы полностью разобрать предложения по членам, необходимо знать, какие бывает члены предложение, на какие вопросы они отвечают и как выделяются графически. В русском языке существует пять членов предложения, но только два из них — главные, а три второстепенные. Разберем главные члены — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает определенный предмет. Отвечает на вопрос «что?», «кто?». Подлежащее подчеркивается одной чертой снизу. Сказуемое обозначает действие предмета в предложении. Отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Сказуемое подчеркивается двумя чертами снизу. Теперь перейдем к второстепенным членам предложения:

  • Определение. Отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Определение указывает на признаки предмета, то есть определяет его характеристики, некоторые свойства, присущие только данному предметы. Графически определение выделяется волнистой линией снизу.
  • Обстоятельство. Отвечает на вопросы «когда?», «как?», «где?», «почему?», «зачем?». Обстоятельство носит такое название, потому что в предложении оно указывает на различные цели, причины, места, время и другое, то есть показывает самые различные обстоятельства, которые указывают на происходящее в предложении. Обстоятельство подчеркивается снизу точкой — тире.
  • Дополнение. Отвечает на вопросы «кого?», «что?». Дополнение в предложении имеет свою роль: оно поясняет происходящее, дополняет его, делает ситуацию понятней. Именно поэтому дополнение имеет такое название. Дополнение подчеркивается пунктирной линией снизу.

      После того как все члены определены и верно выделены, можно составить схему. Разберем на примере.

Составляем схему предложения

     Пусть нам дано предложение «Я получил три оценки за сегодняшний день». Выделяем в нем все члены и составляем схему. Схема предложения заключается в квадратные скобки: http://bit.ly/2FzvcAm.

 

 

vashurok.ru

Радужата: Как составить схему предложения

Схема предложения — не просто прихоть педагогов. Она позволяет лучше осознать структуру предложения, найти его специфику, в конце концов, резвее разобрать. Неважно какая схема — это сначала наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, к примеру, с Львом Николаевичем, наглядность для осознания предложения очень нужна.

Начать необходимо с определения, какими членами предложения являются слова. Сначала обусловьте подлежащее и сказуемое — грамматическую базу. Так у вас уже будет полностью определённая «печка», от которой можно будет «танцевать». Потом распределяем по членам предложения другие слова, беря во внимание то, что они все делятся на группу подлежащего и группу сказуемого. В первую группу заходит определение, во вторую — дополнение и событие. Учтите и то, что некие слова не являются членами предложения (к примеру, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а бывает и так, что сходу несколько слов все совместно составляют один член предложения (деепричастные и причастные обороты).


Итак, у вас уже есть какая-то исходная схема предложения. Если вы уберёте сами слова и оставите только полосы, которыми подчёркиваются члены предложения, то это уже можно считать схемой. Но, представим, в вашем случае всё труднее. У вас, к примеру, предложение осложнённое, другими словами, к примеру, в нём есть деепричастный оборот. Таковой оборот вполне подчёркивается как событие, а на схеме будет отделяться от других линий вертикальными чёрточками: ,|_._._._._|,


Если у вас сложное предложение, то на схеме необходимо будет отразить все предикативные части, которые вы найдёте в этой громадине. Предикативную часть можно выделить средством поиска в предложении всех грамматических основ: одна грамматическая база — одна предикативная часть. Другими словами, если у нас сложносочинённое предложение (другими словами, части в нём равноправны и одна от другой никак не зависит), то обе части мы будем выделять квадратными скобками, а меж ними поместим символ препинания и альянс, который их соединяет: [], и [].


Если же у вас сложное предложение, то вам придётся показать все связи меж частями, так как в таком предложении одна часть подчиняется другой. Та, которой подчиняются, — основная, та, которая подчиняется, — придаточная. Основная обозначается квадратными скобками, придаточное — круглыми: [], (который… ). Такая схема будет уместна для предложения, к примеру: «Мы узрели дом, который выстроил Джек», и предложение будет сложноподчинённым с придаточным определительным.


При составлении схемы учитывайте требования вашего педагога, так как требования эти могут различаться. Также не запамятовывайте, что схема — это вроде бы прелюдия к разбору предложения, потому чем больше вы напишете в схеме, тем больше можете осознать и позже сказать. Но не перегружайте схему: к примеру, часто ни к чему демонстрировать на схеме огромного сложноподчинённого предложения все члены предложения, которые там есть. Можно отметить только грамматическую базу.

radugaschool11.blogspot.com

Как составить схему предложения. Основные моменты

Практически каждый ученик знает, что если преподаватель на уроке русского языка обратится к нему со словами: «Составь предложения по схемам», – то сначала нужно будет определить структуру, а в конце останется расставить знаки препинания. Причем с последними справится любой учащийся, так как они отображаются на схематическом рисунке. Все методики изображения напрямую зависят от различных факторов: наличие прямой речи, причастные и деепричастные обороты, а также вид и тип предложений и их схем.

Прямая речь

Для того, чтобы составить схему предложения такого типа, потребуются слова автора и непосредственно прямая речь. При этом первые обозначаются прописной буквой «а» или заглавной «А» (в случае написания в начале предложения), а вторая — большой буквой «П» с обязательным использованием кавычек.

Ниже рассмотрим несколько распространенных примеров:

«П», — а.;

А:»П!».;

«П, -а. -П».;

А:»П!» — а.

В каждом из них знаки препинания уже расставлены, что помогает быстро усвоить еще и пунктуацию.

Простые и сложные

Если отвечать на вопрос о том, как составить схему предложения сложного или простого типа, то начинать нужно с условных изображений, используемых в схематических рисунках. Самой распространенной считается линейная схема, которая подразумевает использование круглых скобок для придаточных предложений и квадратных для выделения главных. Кроме того, сказуемое и подлежащее тоже обладают собственными знаками. В первом случае это две параллельные черточки, а во втором – тире. Стоит отметить, что в сложном типе могут указываться так называемые средства связи – союзное слово или союз, а также ставится вопрос от главной к придаточной части. Вот самые основные примеры: [- =, =], [ -, — =] и [- =].

Сложные

Решая, как составить схему предложения сложного типа, необходимо учесть, что они бывают трех видов: бессоюзные, сложноподчиненные и сложносочиненные. При графическом отображении надо помнить: все средства связи и сами части предложения должны быть отображены в обязательном порядке. К примеру: [- =], [= -], и [- =, =].

Сложноподчиненные

Здесь всегда должна присутствовать зависимая часть. Она выделяется круглыми скобками с вписанным в них словом, которое служит в качестве связки, и именно к ней ставится вопрос, исходящий от главного слова или словосочетания. Как составить схему предложения в таком случае — видно на наглядном примере: [- =], (так как).

Альтернативный вид схематического рисунка

Помимо линейных типов, иногда принято использовать вертикальные схемы. Их главное отличие от первых — отсутствие запятых и других знаков препинания и расположение под главной частью. При этом придаточных предложений может быть сколько угодно. Например:

[- =]

почему? (потому что)

какой? (которого).

Высшее образование

Возникает вопрос, как составить схему предложения и во время предвузовской подготовки. В этом случае практикуются специализированные плакаты с изображением придаточных частей в виде кружков, а главных – в форме прямоугольников. Кроме того, в некоторых ситуациях союзы могут быть вынесены за пределы графических фигур, но с обязательным оставлением внутри союзного слова. Это необходимо сделать, так как союз является такой же частью слова, как и остальные компоненты (причастие, сказуемое, подлежащее и так далее).

fb.ru

Как сделать схему предложения 🚩 схемы предложения в русском языке 🚩 Лингвистика

Автор КакПросто!

Многие школьники не понимают, зачем нужно составлять схемы предложений на уроках русского языка. Они считают, что достаточно будет усвоить правила орфографии, чтобы не допускать ошибок. Но это не так. Владение навыками грамотного письма предусматривает и отсутствие пунктуационных ошибок. А этого можно добиться, благодаря умению составлять схемы предложений.

Статьи по теме:

Инструкция

Знакомство со схемами на уроках русского языка у школьников происходит в пятом классе, когда они изучают прямую речь. Учащиеся должны отобразить в схеме границы слов автора и непосредственно прямой речи. По ней будет видно, какие знаки препинания и где нужно поставить в предложении. Так если предложение начинается со слов автора, а далее уже следует чужая речь, то нужно составить такую схему: А: «П?». Обратите внимание, что пишется с большой буквы и заключается в кавычки.

Далее школьники знакомятся с простыми и сложными предложений в составе сложного, их способ связи (при помощи союзов или без них), последовательность и подчиненность придаточного от главного. Например, к сложноподчиненному предложению «Путешественники быстро достигли вершины, которая была покрыта снегом» схема должна быть такой: [ ], ( ).

Имейте в виду, что в сложноподчиненных предложениях каждое отдельное предложение — самостоятельное, не зависит от другого. В схеме они обозначаются квадратными скобками. А вот сложноподчиненное состоит из главного и придаточного (или нескольких придаточных), которые обозначены круглыми скобками.

По схеме можно также сказать о количестве главных членов предложения, т.е. будет оно односоставным или двусоставным. Подлежащее графически обозначается одной чертой, а сказуемое — двумя. Поэтому сразу видно наличие в предложении одного или двух главных членов.

Составляя схему, не забудьте отразить в ней наличие однородных членов, если таковые имеются. Их, как правило, заключают в кружок или подчеркивают в соответствии с условными обозначениями: определение — волнистой линией, дополнение — пунктиром, обстоятельство — прерывистой линией и точкой.

Если вы усвоите навык составления схем к предложениям, то избавитесь от ошибок в постановке знаков препинания.

Совет полезен?

Статьи по теме:

www.kakprosto.ru

Оставьте комментарий