Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка
В этом уроке я объясню, как центровать глину на гончарном круге.
Центровка — самый сложный и самый важный этап гончарки.
Секрет прост и сложен одновременно. При центровке давить на глину надо навстречу движению, достаточно близко к центру, но не в центр и не походу движения.
Рассмотрим для начала схему:
Перед нами гончарный круг, вращение против часовой стрелки, как для правши. Правая рука ложится на глину первой. Запястье прямое. Тянем к себе, как бы подтягиваясь.
Так это выглядит вживую.
Левая рука ложится поверх правой и давит запястьем вперёд, левее центра, одновременно сжимая кусок глины пальцами через пальцы правой руки.
Выдавливаем глину в довольно высокую «колбасу». Делается это для того, чтобы закрутить структуру глины в спираль и сделать её более равномерной.
Далее, придерживая середину правой рукой, чтобы не разбалтывалась, накрываем левой сверху и немного сбоку.
Наклоняем верх «колбасы» вправо и по дуге опускаем вниз.
Важно, чтобы локти в процессе гончарки имели опору на бёдра или корыто. Это помогает новичкам справлятся с глиной.
Эту операцию (подъём, спуск) требуется сделать пару-тройку раз, в зависимости от типа глины и её перемешанности.
Можем приступать к продавливанию горлышка по самое донышко.
Обхватили правой рукой, обхватили левой. Большими пальцами надавили в центр и плавно сделали заглубление в куске глины. Важно не продырявить до диска.
Теперь нам потребуется щепотка левой руки. Придерживая большой палец «пистолетом» правой руки опускаем щепоть в самый низ заготовки. Большой палец — снаружи, остальные пальцы левой руки — внутри и слегка сдавив, плавно ведём на верх, вытягивая стенку.
Важно сконцентрироваться не на силе давления на глину, а на выдерживание одинакового расстояния между пальцами.
Дойдя до верха, следует плавно остановиться, выдержать паузу в 5-10 оборотов круга и только потом аккуратно отпускать.
Теперь щепоткой до низа мы уже достать не можем и начинаем работать пальцами правой и левой рук. Изнутри — левая, снаружи — правая. Руки между собой связанны, как показанно на следующей картинке. Задача — вытянуть цилиндр с достаточно тонкими и ровными стенками.
Теперь можно придавать форму. Выставив ровный интервал между пальцами правой и левой рук, плавно расширяем низ заготовки.
Руки, по возможности должны быть связанны между собой, правый локоть — на бедре.
Теперь подсдушиваем горлышко.
Подрезаем низ.
Куском кожи или полиэтилена заглаживаем верх.
Делаем узор.
Отминаем носик.
Струной срезаем готовую крынку.
Можно убирать получившееся издели на сушку.
В заключении, отмечу важные моменты:
1. Все движения делаются с водой, плавно, без черезмерных усилий. Если вы прикладываете большую силу, а кусок глины не формируется, значит, просто не туда давите.
2. При центровке обращайте внимание на то, чтобы всегда видеть кусок глины между рук, не сводите запястья вместе. Правое запястье прямое, левая рука направленна левее центра.
3. Дышать надо равномерно, не задерживайте дыхание! Иначе через 10-15 секунд руки начинают пульсировать в такт биению сердца, потом человек вдыхает и случается непоправимое.
4. Важно — вовремя остановиться! Чем дольше работаешь с изделием, тем больше оно размокает. Становится слишком мягким и ломается.
5. Если у вас не получилось с первого раза — не отчаивайтесь. В среднем, обучение гончарки требует 2-6 месяцев регулярных занятий.
Удачных обжигов и удачи на круге!
Ваш Zolo.
www.livemaster.ru
Методическое пособие «Технология работы на гончарном круге»
МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
НА ГОНЧАРНОМ КРУГЕ
Методическое пособие
Составитель: Новикова Валентина Петровна
Содержание
Введение.
Виды гончарных кругов.
А) Ручной станок.
Б) Ножной станок.
В) Электрический станок.
Техника безопасности при работе на гончарном круге.
Основные инструменты.
Особенности и приготовление глиняной массы.
Последовательность формирования изделия на гончарном круге.
А) Центровка глиняной массы.
Б) Открытие комка.
В) Подъем стенок.
Г) Формирование изделия.
Правила, соблюдаемые при работе на гончарном круге.
Введение
Дивлюсь тебе, гончар, что ты имеешь дух
Мять глину, бить, давать ей сотни оплеух,
Ведь этот влажный прах трепещущий был плотью,
Покуда жизненный огонь в нём не потух.
Омар Хайям
Замечательный стих поэта Омар Хайяма говорит о сильном духе гончара, о живой глине. Действительно, перед тем как выкрутить изделие на гончарном круге, глину приходится «мять, бить, давать ей сотни оплеух…». Проявляя физическое усилие тщательно: проминать, отбивать, прессовать, хлопать по ней так, чтобы в глине не остались воздушные раковины. Они часто являются причиной неудачной работы. Почти готовое изделие, в самый последний момент, может расцентроваться и получится кривым. Поэтому каждый мастер-гончар уделяет особое внимание подготовке глины. Принципы работы на гончарном круге сохраняются и используются мастерами с незапамятных времён. Владея навыками гончарного дела, позволяет будущему художнику-керамисту осуществлять свои творческие замыслы, идеи. Глубоко проникая в тайну древнего ремесла, познаёшь искусство керамики и нашей истории в целом. Несмотря на древнее возникновение гончарного искусства, оно до сих пор притягивает многих своим завораживающим действием — превращения на глазах куска глины, вращающего на диске, в красивую форму вазы или сосуда. Древнее ремесло на самом деле современно. Казалось бы, все возможности этого искусства исчерпаны, но можно убедиться в обратном. Оно помогает открывать новые пластические и декоративные свойства глины, создавать оригинальные, овеянные современным духом произведения. Самое главное научиться чувствовать гончарный круг. Чем выше профессионализм, тем больше свободы в выражении своих замыслов. Необходимостью развития гончарного мастерства в Чистопольском районе, а так же возросшим интересом людей к своим национальным корням определяет актуальность и потребность разработки данного учебно-методического пособия. В рабочую программу «Мир керамики» включены часы по работе на гончарном круге. Освоение гончарного ремесла является важным продолжением работы с глиной. Изучение технологии работы позволяет детям заниматься более углублённо формообразованием, уметь воплощать свои замыслы в материале с помощью гончарных изделий, выполнять объём учебных работ быстро и качественно. Всё это способствует образной творческой активности при разработке авторских проектов.
Цель данного методического пособия: Обучение выполнению формы кринки на гончарном круге. Для достижения цели методического пособия необходимо решение
следующих задач: изучение последовательности и технологических приёмов процесса изготовления кринки; формирование умений и навыков работы на гончарном круге; воспитание интереса к сохранению традиций керамики. Технология гончарного производства состоит из двух операций: формование керамического изделия и его обтачивание. Первая операция включает формование изделия из комка хорошо замешанной глины посредством установки её на вращающийся с определённой
скоростью круг. Эта первая операция делится на четыре этапа: центровка глиняной массы; открытие комка; подъём стенок; формование изделия. Обтачивание является продолжением предыдущего процесса. На первом этапе снимаются излишки глины, стенкам придаётся более равномерная толщина и завершается формование изделия. Следующие этапы обработки – декорирование сырца, сушка, обжиг и декорирование
изделия после обжига. Данное методическое пособие может быть рекомендовано для школьников и студентов , для педагогов. Надеюсь, что эти данные методические материалы будут полезными и тем, кто желает самостоятельно освоить гончарное дело.
Виды гончарных кругов
Ручной станок: состоит из одного диска, который раскручивается одной рукой.
Самые первые гончарные круги были просто широкими дисками, которые по центру устанавливались на стержень. Стержень приводился во вращение рукой или короткой палкой, которая вставлялась в спицу ближе к наружному краю. Палку вставляли и в небольшое отверстие, находящееся на краю диска для того, чтобы
она при раскручивании не соскальзывала. Такое приспособление до сих пор используется в Индии и в Японии
Ножной станок: при работе на ножном станке, который состоит из двух дисков: нижнего и верхнего, мастер подталкивает ногой нижний диск, и таким образом раскручивает верхний диск. Нижний диск должен быть большим по диаметру, толщине, тяжёлым по весу (металл, например, сталь; дерево). Это придавало верхнему диску сохранять скорость длительное время. Благодаря моменту инерции маховика, расположенного под кругом, круг дольше сохраняет вращение, кроме того, поддерживать вращение удобно, толкая приводной стержень, причём толчок может быть усилен за счёт педального привода или зубчатой передачи. В течение столетий это была самая распространённая модель в Европе и Северной Африке.
Электрический станок: в настоящее время ножной гончарный станок вытесняется электрическим с моторным приводом, который находится внизу. Он подключается к сети. Станок очень удобен при массовом производстве изделий, а так же при учебных работах, позволяющий сосредоточиться на манипуляциях рук. Он состоит из вертикального вала, на вершине которого закреплён круглый плоский диск небольшого диаметра 25 см, на нём и формируют глину. На другом конце вала, с небольшим расстоянием от земли, укреплён второй диск диаметром 22 см. У электрического гончарного станка с правой стороны вверху находятся две кнопки: включатель («пуск», зелёная ) и выключатель («стоп», красная ). Внизу есть педаль, которую нужно регулировать ногой. Надавливая от себя — скорость круга увеличивается, к себе — уменьшается, если надавить к себе сильнее — круг остановится. Максимальная скорость гончарного круга 10-15 оборотов в минуту.
Техника безопасности при работе на гончарном круге
1. Перед началом работы необходимо надеть спецодежду (халат или фартук, лучше полиэтиленовый), произвести осмотр станка, убедиться в отсутствии повреждений, в плавности вращения диска, в исправной работе тормоза, в наличии и исправности защитного заземления и электропроводки;
2. Одежда не должна быть слишком свободной, длинные волосы должны быть прибранными;
3. Перед работой на круге снять металлические предметы, такие как кольца, часы;
4. Включить электродвигатель кнопкой «Пуск». Руки под диск при его вращении не совать;
5. Не допускать удара по работающему гончарному кругу;
6. Не допускать попадания на электрические части гончарного круга
воды, грязи и других веществ;
7. Не оставлять работающий станок без присмотра;
8. При уборке рабочего места нажать на кнопку «Стоп»;
9. В конце работы отключить основной рычаг электропитания сухими
руками.
Основные инструменты.
Стол: высота стола приблизительно должна быть на 5 см ниже нашей
поясницы — это очень важный фактор в работе. Оно связано с необходимостью часто перемешивать на нём глину. Если не будет возможности использовать вес своего корпуса, то увеличится нагрузка на мышцы рук, и можно быстро устать.
Бельтинг (плотная ткань): на нём гончары, как правило, проминают глину, чтобы она не прилипала к столу. Важно иметь ткань
плотную, тогда она не будет тянуться за глиной. Её иногда слегка смачивают водой, так как влага из глины при отмене частично испаряется.
Ёмкость с водой: вода нужна для постоянного смачивания рук и глины при работе на гончарном круге.
Леска или тонкая струна (скрипичная или гитарная) важно, чтобы она не подвергалась ржавчине. Струна может быть длиной от 17 до 26 см. Использовать капроновую леску желательно диаметром 0,35, а инструментальную струну 0,28 — 0,3. К каждому концу прикрепляется небольшой деревянный брусок или пуговица, это помогает удобно взяться за него при работе, а так же не потерять леску. Применяется для резки глины и перемещения изделия с шлифовального круга.
Губка (паралон) применяется для увлажнения поверхности изделия во время его выкручивания, для сглаживания и выбирания излишка воды. Для того чтобы было удобно убирать воду и образовавшуюся жидкую глину внутри сосуда, губку укрепляют на один конец палки, а другой держат рукой. Можно применить беличью кисть № 6-8, как показано на рисунке.
Стеки: деревянные разных форм. Для осуществления многих функций, чаще используется один стек, например, показанный на Стеки.
Кронциркуль (толщиномер) применяется для измерения частей изделия: диаметра горловины, тулова, крышки и т.д. Например, чтобы крышка подходила для чайника и плотно его закрывала. Кронциркули бывают различных форм и размеров, в зависимости от выполняемых ими функций: циркули с прямыми ножками – для измерения высоты с изогнутыми ножками – для измерения ширины.
Шаблон (лекало) или деревянные шнарики различного профиля
Используются для зачистки и шлифовки изделий, создания нескольких одинаковых, ровных форм. Они изготовляются из дерева, пластмассы и других материалов размером не больше ладони. Могут иметь разнообразные конфигурации . Другие названия шаблонов: гончарные гребешки, скребки. Деревянные н различного профиля
Гончарные иглы или шило с наконечником, используются для проделывания отверстий, разметки, насечек или надрезов, состоят из деревянной ручки с длинным металлически.
Петля предназначена для снятия с поверхности изделия лишней глины, отачивания ножки, выполнения углубления в основании изделия после того, как оно немного подвялится. Петельные приспособления могут быть разными.
Особенности и приготовление глиняной массы.
Оттого как приготовлена глина зависит качество выполненной работы.
Глина должна иметь следующие особенности:
Глиняная масса должна быть средней жирности (смешение жирной и тощей глин, для облегчения формования изделия). Тощие глины — это глины с содержанием кварца. Они добавляются в жирную глину для уменьшения усадки готового изделия при сушке, избежания трещин в процессе обжига. Например, в Древнем Китае в качестве отощителя добавляли мелко нарезанную траву, которая сгорая оставляла характерные отпечатки на керамике; измельчённые раковины, рыбьи кости; мелко измельчённый шамот, от старой керамики; камыш, кварц и другие компоненты. Правильно и хорошо приготовленная глина облегчает работу мастера. Вытягивая изделие на гончарном круге, глина не должна оседать, ломаться и выдерживать массу. Кроме того, она должна позволять изменять форму с помощью осторожного лёгкого
надавливания. Пластичность и плотность глиняной массы (легко изгибается, растягивается без разрыва).Для улучшения пластичности глины, обычно её долгое время выдерживают на отдельных участках под открытым небом в жару и в дождь. Иногда её выдерживают до 2-х лет, например, в Древнем Китае, глина передавалась из поколения в поколение до 50 или 100 лет. Такие сроки для нас конечно не приемлемы. Сейчас редко кто использует этот способ. Во время выдержки глины (в воде) размножаются бактерии, которые вырабатывают коллоидный гель, ещё более смачивающий частицы глины. Процесс этот достаточно заметен, когда глина «закисает», то начинает выделять лёгкий запах застоявшейся воды, а её цвет темнеет. Чем больше глина «закиснет», тем выше она ценится. Некоторые гончары специально добавляют в свои смеси различные вещества, чтобы ускорить и развить этот процесс. Например, добавляют немного уксуса, прокисшего йогурта или простокваши, а порой замешивают глину «болотной» водой богатой органическими веществами и какое-то время вылёживают. Практика подтверждает эффективность этого метода. Содержание определённого количества воды. Большое количество воды делает глину мягкой — работы будут разваливаться, а недостаток жидкости делает глину твёрдой – трудно будет вытягивать, как бы замешивая тесто. Стараться избегать при этом замеса воздуха добиваясь однородной плотности (рис.3:1). Задача заключается в том, чтобы освободить глину от газовых пузырьков и довести до мягкой консистенции.
Изучение работы на гончарном круге рекомендуется начинать с формы кринки, которая состоит из горловины, тулова, бортика (кромки или каёмки) и ножки Овладев умением , даёт возможность быстрее и качественнее выполнить другие более сложные формы сосудов, ваз, кувшинов.
Последовательность формирования изделия на гончарном круге
Центровка глиняной массы
Это один из самых сложных этапов . Он чем-то схож с процессом воспитания детей — здесь, также как и от ребенка, от глины нужно добиться послушания. А это ох как не просто… Для работы нам понадобится гончарный круг, миска с водой, подготовленный кусок глины, струна, губка.
Для начала нужно проверить глину на мягкость. Если на глине легко остаются следы от пальцев, но в то же время она не прилипает к ним (т.е. не очень жидкая), то переходим к следующему шагу. Если же нет, и глина жесткая, — ее надо обернуть мокрой тканью и положить в целлофановый пакет на некоторое время. Если же глина слишком мягкая, то ее надо подсушить.
Теперь отрезаем струной кусок нужного нам размера. Как правило, в глине есть пустоты, также она может оказаться неоднородной по составу и по плотности.
Поэтому перед тем, как положить глиняный комок на гончарный круг, его нужно хорошенько похлопать рукой. Заодно мы формируем из нашего комка шар.
Теперь нам нужно взять небольшой кусочек глины, включить гончарный круг
и размазать глину тонким слоем по кругу. Этот слой нужен, чтобы рабочий ком глины хорошо прикрепился и не улетел во время работы.
Выключаем круг и прикрепляем наш основной кусок, хорошенько прижимая глину по периметру.
Теперь в дело вступает вода. Это наша смазка, она не дает глине прилипать к рукам. Воду нужно подливать периодически — по мере ее стекания и впитывания в глину.
Теперь снова включаем гончарный круг и приступаем к центровке. Двумя руками немного сдавливаем наш комок. Тут важно зафиксировать руки, чтобы они не «прыгали» от неровностей глины. Как раз здесь и нужно добиться от глины послушания — чтобы не руки шли вслед за глиной, а глина шла за руками.
Как в случае с детьми, нужно обязательно добиваться от них выполнения своих обязанностей (убирать игрушки, например), так и с глиной — нужно «настоять на своем». И также, как и с детьми, важно не «пережать» — этим вы можете оттолкнуть от себя ребенка, глина же сильно деформируется или просто слетит с круга.
Здесь нужна мягкая сила.
Постепенно сужаем комок, чтобы он превратился в конус. При этом правая рука надавливает сильнее, а левая поддерживает.
Вот на этой картинке видно, какие участки рук участвуют при центровке.
Не забывайте убирать лишнюю воду губкой.
Если у вас большой ком глины, то можно применить еще такой «супер-захват» гончарного кунг-фу. Правая рука является рабочей, она упирается локтем в живот, левая рука крепко держит правую, помогая ей не реагировать на толчки глины. Медленно руки надавливают на ком глины, добиваясь от него нужной формы.
Еще один способ — это «тонкая обработка». Здесь участвуют пальцы рук — они идут сверху-вниз и снизу-вверх и, как резец на токарном станке, убирают все неровности.
Пальцем же можно срезать лишнюю глину у основания.
Также, проведя пальцем по всей высоте кома, можно проверить, насколько хорошо он отцентрован, нет ли биения. Если палец подпрыгивает на некоторых участках, то нужно еще немного подровнять.
Вот такой должен получиться конус.
Теперь наш конус нужно опустить — приплющить, чтобы получился «пенек» (или «грибок»). Правая рука — рабочая — надавливает сверху, левая держит форму. При этом подушечки ладони правой руки прилегают сбоку и также удерживают глину от биения.
Это следы от глины при «опускании» глины.
Вид сверху. Правая рука проходит через центр и закрывает половину глиняного кома.
Медленно продолжаем опускать руки
Вот такой должен получиться «грибок».
Иногда одного подъема-опускания достаточно, чтобы кусок глины хорошо отцентровался и промялся. Но обычно таких подходов нужно сделать несколько и только потом переходить к следующему этапу.
Открытие комка
Итак, у нас есть хорошо отцентрованный кусок глины. Теперь указательный палец устанавливаем по центру и слегка надавливаем. Важно, чтобы палец зафиксировался на оси вращения и не гулял из стороны в сторону.
Теперь надавливаем сильнее и продвигаем палец вниз по оси. При этом угол наклона пальца — около 45 градусов.
Доходим до дна сосуда — дно будет толщиной где-то полсантиметра. Если вам сложно поймать момент, когда нужно остановиться — попробуйте делать цветочные горшочки с отверстием — так вы сразу увидете, какая толщина получается у дна.
Затем постепенно сгибаем палец, раздвигая при этом глину. Подушечка пальца двигается горизонтально, формируя дно сосуда.
Доходим до момента, когда толщина стенки внизу сосуда будет приблизительно равной толщине по всей высоте.
Если стенки слишком сильно разъехались в стороны, их нужно немного подсобрать.
Для этого обхватываем горшочек со всех сторон и плавно сдвигаем пальцы к центру.
Теперь можно пройтись пальцами снизу-вверх и проверить толщину стенки по всей высоте.
Действуют в основном только указательные пальцы, остальные на подхвате.
Обязательно нужно выровнять кромку сосуда. Большой и указательный палец левой руки держат толщину стенки, а указательный палец правой — ровняет кромку сверху.
Вот такой у нас получился цилиндр с толстыми стенками.
В разрезе.
На следующем этапе нам нужно будет эти стенки сделать тоньше и выше.
Подъем стенок
Это довольно сложный этап для новичков — для того, чтобы его освоить, очень важно научиться чувствовать толщину стенки. К тому же толщина должна быть одинаковой по всей высоте изделия.
Подъем стенок нужно начинать с самого низа сосуда. Участвуют два пальца разных рук — например указательные. Остальные на подхвате — могут помогать. Палец правой руки устанавливаем на планшайбу гончарного круга рядом со стенкой сосуда, левый палец — внутри — в угол между дном и стенкой.
Слегка придавливаем пальцами стенку с двух сторон —
получаются небольшие углубления.
Вид в разрезе:
Расположение пальцев — правый идет ниже левого.
Теперь нужно постараться зафиксировать положение пальцев друг относительно друга. И в этом положении мы постепенно поднимаем их снизу-вверх. С внешней стороны видно, как глиняный бугорок поднимается, как волна.
Пальцы могут быть выпрямленными или согнутыми — тогда работают не подушечки, а косточки пальцев.
Как только пальцы прошли один раз снизу-вверх, нужно выровнять и слегка утолщить кромку сосуда. Она служит своего рода ребром жесткости. Если она начнет немного гулять по вертикали или горизонтали, или по толщине, то при дальнейшем подъеме стенок биение усилится, и изделие может развалиться. Поэтому за кромкой нужно постоянно следить.
Второй заход — еще больше утоньшаем стенку — сосуд продолжает расти.
И снова выравниваем кромку.
Таких заходов снизу-вверх может быть несколько — в зависимости от нужной нам толщины стенки.
Некоторые мастера стремятся сделать стенку, как можно тоньше. Но, как правило, при слишком тонкой стенке теряется прочность изделия, особенно если используется низкотемпературная глина. Такая стенка больше подойдет изделиям из фарфора или какой-нибудь другой каменной массы.
Другие же мастера, наоборот, делают стенки очень толстыми, по примеру старинных сосудов. При этом значительно увеличивается расход материала. И изделия получаются довольно тяжелыми.
Для себя вы можете выбрать свою оптимальную толщину. В среднем — где-то 3 мм для небольших и среднего размера изделий, для крупных — 4 мм и более.
Теперь у нас с вами получился цилиндр с тонкими стенками. Это уже практически готовое изделие — например, стакан или цветочный горшок.
Формирование изделия.
Теперь нашему сосуду нужно придать более сложную форму, например, форму кринки.
Итак, приступим. Для начала можно немного уменьшить диаметр у основания. Левой рукой придерживаем наш сосуд, чтобы его не увело в сторону, а пальцем правой руки надавливаем по направлению к центру.
Затем формируем широкую часть тулова. Участвуют два пальца, также как и при подъеме стенок
правый палец идет выше левого.
Потом пальцы снова меняются.
Следующий шаг — сужение горлышка. Обхватываем его со всех сторон и сжимаем.
Указательным пальцем правой руки можно обхватить стенку сверху — так мы сразу сможем выровнять кромку в горизонтальной плоскости.
Привычным уже движением подъема стенок сужаем область над туловом — шею сосуда.
Затем указательным пальцем нажимаем сверху на кромку — загибаем стенку и расширяем горловину. Большой палец левой руки поддерживает снизу.
Придать кромке округлую форму поможет кусочек ткани или полиэтилена.
Последние штрихи — добиваемся нужной нам формы.
Подрезаем основание с помощью стека.
Поверхность крынки можно оставить с бороздками от пальцев, или же выровнять ее поверхность пластиковой картой или специальной циклей.
Заключительный этап — декор. С помощью стека сделаем пару горизонтальных полосок. Для этого нужно просто поднести острие стека к изделию на нужной высоте, и при вращении круга получит
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Все уроки | Уроки гончарного дела
- Уроки гончарного дела »
- Делаем печь для обжига керамики своими руками »
- Едем за глиной »
- Глиняное печенье к Новому году »
- Магнит на холодильник. Часть первая »
- Сушка »
- Обжиг »
- Магнит на холодильник. Часть вторая »
- Гончарный круг своими руками »
- Как приготовить глину. Отмучивание »
- Маленькие горшочки на гончарном круге »
- Страна чудес — магазин креативных товаров »
- Гончарное дело: центровка »
- Кружево »
- Гончарный круг из беговой дорожки — своими руками »
- Гончарное дело: формирование дна »
- Гончарная мастерская »
- Огнеупорное керамическое волокно »
- Лепка из глины сосуда: ленточно-жгутовая техника »
- Чернение (дымление) керамики »
- Птичка-свистулька. Лепим методом прищипывания »
- Молочение керамики »
- Лепка из глины. Дерево »
- Как измерить температуру в муфельной печи »
- Дерево. Часть 2 »
- Гончарное дело: подъем стенок »
- Как мы делали огненную скульптуру »
- Гончарное дело: формирование силуэта сосуда »
- Блок управления муфельной печью своими руками »
- Квадратное кашпо своими руками »
- Отстойник для глины своими руками »
- Как мы лепили слоников. Видео »
- Свойства и разновидности глин и керамических масс. Пластичность, усадка, дисперсность »
- Медная раку глазурь »
Другие записи:
- Был в Коми »
- Let’s create! Pottery »
- The Potter — Гончар »
- Отпечатки »
- С Новым годом! »
- Гончарный круг »
- Был я на копанце »
- Профессия Гончар »
- Херсонес Таврический »
- Дорога в Крым »
И ещё много интересного…
Не пропустите »
goncharnoe-delo.ru
Работа на гончарноимкруге | Журнал Ярмарки Мастеров
Техника работы на гончарном круге. Основные приёмы и положение рук при работе с глиной. На примере обыкновенной крынки.
Замешивание глины.
Размещаем на круге.
Прижимаем руками и приклеиваем
Начинаем Центровать.
Центровка. Поднимаем вверх.
Центровка. Опускаем вниз.
Отцентровали.
Открываем глину.
Залаживаем донышко на будущее изделие.
Начинаем поднимать стену.
Контролируем край изделия.
Второй-третий оборот поднятия стенки.
Постоянно контролируем край.
Начинаем придавать форму изделию.
Выводим горлышко.
Придаём форму винчику.
Выравниваем.
Контролируем край.
Заглаживаем край винчика.
Отрезаем струной и снимаем с круга.
Ну вот и всё изделие (крынка) готово.
www.livemaster.ru
«Китайский за одну ночь» или как я сама научилась работать на гончарном круге
Лепить из глины я начала еще в детстве, а вот гончарный круг никак не попадался на моем пути. Мне конечно интересно было научиться, но в то время, когда я всерьез занялась керамикой, гончарные круги были редкостью. И вот однажды произошла такая забавная история.
В тот период жизни я уже зарабатывала на жизнь глиной — учила деток и продавала свои работы. Моя, когда-то преподавательница по керамике, а на тот момент уже подруга, позвала меня вместе с ней работать на новом тогда туристическом объекте под названием «Русская деревня Шуваловка». Построена была эта деревня по принципу города мастеров недалеко от Питера. Там были кузница, гончарная, дом ремесел, гостиница, музей водки и еще что-то тому подобное. Мы с подругой должны были проводить в гончарной мастер-классы по лепке. Еще должен был быть гончар, но за день до открытия пришел директор и сказал, что гончар то ли ушел в запой, то ли просто не выходит на связь, в общем его не будет, а без гончара-какая гончарная, и что хотя бы на торжественном открытии крутить на круге придется нам. Подруга сказала, что это точно будет не она, тогда директор выдал мне знаменитую книгу «Гончарное дело» Александра Поверина и ушел. Я несколько растерялась, но поскольку всегда была авантюристкой и жила по принципу, что «Титаник построили профессионалы, а любители-Ноев ковчег», попросту взялась за дело. Вечер я провела за книгой и за кругом, с первой же попытки выкрутила маленький кривой горшочек, вот он на фото, и даже крышку к нему.
Горшочек, а если точнее молочник, но почему-то без ручки, сохранился дома у моих родителей, как и все остальные мои первые работы. После этого горшочка я еще довольно долго мучала круг, но больше ничего так и не выкрутила и ушла домой.
А наутро было открытие — приехали питерские телевизионщики, причем даже несколько каналов. Ведь в те времена это был первый такой крупный ремесленный объект, по крайней мере в Питере. И я, пряча глаза, краснея, смущаясь и путая слова (до сих пор помню свою фразу — «берем кусочек глины в форме апельсина» вместо «размером с апельсин» ) рассказывала и показывала, как сделать изделие на гончарном круге- по сути я заучила текст из книги Поверина и пыталась воплотить его на практике. С перепугу я сделала, как мне показалось тогда, вполне симпатичную вазочку. Конечно сейчас, любой, даже не очень опытный гончар, увидев ее, поймет что за кругом сидел дилетант. (Вот она кстати на фото, тоже сохранилась у мамы)
Но тогда обман не был раскрыт, ведь я сделала вид, что это авторская задумка такая. В общем открытие состоялось, а сюжеты вышли в эфир. Надо кстати отыскать- один записан где-то на кассете. После того, как уехали камеры, ко мне на круг потянулись первые ученики, а если быть точнее, просто желающие попробовать покрутить. Но тем не менее-мне надо было их обучать. И я, используя все те же заученные фразы из книги Поверина, теперь уже в четыре руки с посетителями весь день крутила горшки. В общем, тогда я поняла, что «выучить китайский за ночь» — это про меня. Из того недолгого периода работы в ремесленной деревне-он длился буквально несколько месяцев, потом я переехала в Москву- мне также запомнились дикие очереди ко мне на круг по выходным, через меня проходило по 20-30 человек в день, и к вечеру все кружилось перед глазами. Также я накачала правую ногу- круг был ножным и крутила его я только правой ногой. Еще помнятся комментарии мужчин, заходивших в гончарную после посещения музея водки. Первое, что я от них слышала -«о, Деми Мур, прямо как в фильме «Приведение» (для тех, кто не знает, в начале этого фильма есть сцена, как Деми Мур работает на гончарном круге, потом к ней подходит ее любимый и далее следует романтически-эротическая сцена) Не буду скрывать, что ассоциация эта была мне особенно приятна, хотя никакого сходства с Деми Мур я не имею, но у мужчин сразу загорались глаза и вдохновленные они садились крутить.Также, справедливости ради надо отметить, что работать мне приходилось в русском народном костюме, который и сам по себе не был красив, и мне категорически не шел, а также меня посещала крапивница, из-за которой у меня было красное, опухшее лицо и узкие, отекшие глазки… Вот такая вот Деми Мур…
Потом мне пришлось переучиваться, так как в гончарном деле главное — это постановка рук, а у меня она была неправильная. Ибо руки «ставит» учитель, которого у меня не было. И до сих пор у меня порой руки «вспоминают» старую привычку неправильно крутить.
А еще, у этой истории случилось продолжение-годы спустя уже живя в Москве я познакомилась с самим Александром Повериным (ах, кто бы мог тогда подумать ) на одной из ремесленных выставок. Я рассказала ему, как научилась гончарить по его книге. Помню, Поверин удивился и сказал, что это невозможно, что книга может помочь, но учиться надо все таки непосредственно у гончара, и что, вероятно, я первый и последний человек, который смог так научиться. Мне вот и самой теперь интересно -кто-нибудь еще пытался учиться самостоятельно? И что из этого получилось?
P.s. да, на заглавной фото-тоже одни из моих первых горшочков, сейчас я типо как на фотографиях ниже делаю, если делаю, ибо я по-прежнему предпочитаю лепить без круга, а если еще точнее, то делаю ажурную керамику.
www.livemaster.ru
Хочу научиться создавать керамику! С чего начать?..
«Хочу научиться создавать керамику! С чего начать?..»
Всему приходится учиться, познавая жизнь; даже первые шаги по земле ребёнок делает не сразу…
Выбор способа обучения.
Самостоятельно или с помощью преподавателя?
Этот вопрос задают очень часто: можно ли самостоятельно, с помощью книги, научиться поднимать глину на гончарном круге, придавая ей нужную форму?..
Ответ: можно, при условии, что у вас в запасе – годы времени, а характер – кремень.
Обычно после нескольких десятков попыток «самостоятельный» бросает «это безнадёжное дело». Увы, таково правило. Впрочем, бывают и исключения. Правда, когда видишь работу таких горе-самоучек, вспоминается мелодия «собачьего вальса»…. Понимаешь, сколько потрачено времени и усилий – а перед тобой кривоватое изделие со стенками разной толщины… Новоиспечённому самодеятельному гончару остаётся только гордо сказать: «Это – мой стиль».
Правда, любой импрессионист, несколькими крупными мазками изображающий человека, при необходимости нарисует человеческую фигуру технически и анатомически правильно. А вот сможет ли этот «гончар» выкрутить классическую греческую амфору, пусть небольшую?..
Картинки в книгах, иллюстрирующие сие действо, очень привлекательны. Кажется, что всё легко и просто…
Представьте, что Вы решили в один прекрасный день научиться фигурному катанию на коньках. Ведь мы видим фигуристов по телевизору – как изящно и легко у них всё получается! Что ж, попробуйте кататься так же, как они, несмотря на то, что вы никогда не стояли на коньках. Вначале вы будете неуверенно ковылять по льду, падать, получая синяки и ссадины. Наконец — вот оно стало появляться, неустойчивое пока равновесие… Но стоит поехать чуть быстрее или попытаться сделать поворот… падение почти неизбежно.
На круге это означает не просто встать и поехать снова. Изделие, только чуть проявившееся ценой стольких усилий, «свернётся», свалится. Вам придётся снова смять его и опять приготовить глину. И всё начать сначала. А потом выяснится, что все ваши неудачи – из-за того, что вы чуть сильнее давите на глину правой рукой, в тот момент, когда надо – левой… Или слишком размачиваете глиняный комок… Или… Таких мелочей – великое множество. Даже одна из них может разрушить всё.
Тем не менее… За спиной – множество проб и ошибок… И вот вы катитесь…после стольких неудачных попыток, и уже подживают ссадины на локтях и ушибы на коленках. Ура… еду! Но вряд ли кто-нибудь завороженно засмотрится на ваше катание, а тем более, заплатит деньги, чтобы полюбоваться на ваше «искусство». Таков удел большинства самоучек в деле сложном, тонком; где многое невыразимо в словах и непередаваемо в картинках…
Желаемый результат будет достигнут в сотни раз быстрее, если у Вас за спиной будет умелый мастер-гончар. Учитель, способный не только доходчиво передать свои секреты, но и умеющий вовремя почувствовать и выправить критическую ситуацию, в которую вы на первоначальном этапе будете ежесекундно толкать глину.
…Ещё император Марк Аврелий писал: «От прадеда я унаследовал то, что не пришлось посещать публичных школ; я пользовался услугами прекрасных учителей на дому и понял, что на это стоит потратиться».
В группе или индивидуально?
Оцените для себя: сможете ли вы освоить задуманное, находясь в группе таких же новичков?.. Не опасаетесь ли вы отставать от группы, или, наоборот, скучать оттого, что «схватываете» материал быстрее других? Не будет ли для вас дискомфортным негласное сравнение своих успехов с чужими?.. Хотите ли вы с самого начала обучения делать то, что нравится именно вам, работать по своему проекту и двигаться в собственном направлении?..
Если всё это важно для Вас, ищите индивидуальное обучение. Тогда ваши затраты окупятся сторицей.
Что же касается специфики обучения работе на гончарном круге – здесь и вовсе ценность индивидуального обучения несомненна. Ведь лёгкость его иллюзорна. И мы не устаём это повторять.
Гончарное мастерство – это прежде всего Практика, основанная на тонких ощущениях и правильных, скоординированных, очень точных движениях не только рук, но и всего тела. Понаблюдать за действиями нескольких обучающихся в некоторой степени полезно, но КПД такого «тренинга» тем более приближается к нулю, чем многочисленнее группа. К тому же спросите себя: справитесь ли вы с незнакомым и сложным делом, зная, что на вас смотрят несколько пар чужих глаз?..
В нашей практике не раз приходилось обучать людей, до этого пробовавших свои силы на круге в группе. Хорошо, если после этого у человека хотя бы сохраняется желание вернуться за круг. Бывали и такие, кто стал гончарного круга просто панически бояться и обрёл лишь уверенность в том, что у него ничего никогда не получится.
Если у нашего ученика есть хотя бы какой-то опыт работы с глиной, мы всегда спрашиваем, с чего мы начнём, а что пропустим, чтобы не учить тому, что человек уже умеет. В том, что касалось работы на круге – люди всегда просили начинать с нуля, и потом обнаруживали массу явных ошибок, которые и приводили к неудачам – просто в группе нет возможности отследить их у каждого, и времени, чтобы их исправить…
Увы. Проблем часто становится только больше: начать с чистого листа проще, чем переучить, «стерев» предыдущий ложный опыт.
В гончарном деле инструктор и ученик должны работать один на один Рецепт успеха прост: рядом постоянно должен находиться Учитель. Тренер, который всё заметит, и просто покажет, на какой угол нужно чуть повернуть конёк, или перейти с внешнего на внутреннее ребро, или… Хоп! Рука тренера самую малость, казалось бы, подтолкнула Вас в нужную сторону – и вот он. Первый прыжок в один оборот! …
И горшочек вырос вдруг на круге и радостно блестит влажными шоколадными боками…
Что прежде: теория или практика?
Конечно, многое и многое в керамическом деле можно эффективно усваивать и в группе. Особенно это касается теоретических сведений. Здесь уже только Вы сами сможете решить, насколько вы готовы тратить время на прослушивание сведений по истории керамики; на постижение тонкостей химии и физики пигментов, глазурей, глиняных масс и их взаимодействия во время обжига.
Человечество создаёт керамику уже несколько тысячелетий, и это чрезвычайно интересно. Каждый народ имел свою, особенную керамику, и это тема практически неисчерпаема!.. Не всегда понятно, правда, почему авторы лекций по истории керамики порой ограничиваются сведениями о керамике отдельных стран и эпох, не затрагивая других, не менее богатых и интересных… Во всяком случае, в ваших силах заполнить эти пробелы самостоятельно, ведь книг на эту тему существует достаточно.
Однако есть существенная разница в том, как человек воспринимает эту информацию, в зависимости от собственного практического опыта. Ведь если ты никогда сам не готовил еду, тебя не восхитит какой-нибудь сложнейший рецепт китайского кушанья. Как не оценишь и достоинств простоты японской чайной церемонии… Только если попробовал САМ, как это делается, сможешь увидеть в вазах и горшках египтян, греков, индейцев майя гораздо большее, чем увидит сторонний, хотя и заинтересованный взгляд. И не только увидеть, но и поучиться у них чему-то. Вот это как раз тот случай, когда книга будет безусловным помощником.
Но знания такого рода вы можете усвоить тогда, когда это вам удобно; и в том объёме, в каком это вас интересует на данный момент. К тому же из многих книг вы сможете легко выбрать наиболее интересные и талантливые, если у вас будет опора на собственный практический опыт.
И ещё несколько полезных советов…
Система обучения, основанная на справедливых принципах, предполагает, что, если вам что-то не понравилось, вы должны иметь возможность уйти без финансовых потерь. Плата за всё обучение вперёд означает ваше согласие с тем, что вам придётся пройти весь курс независимо от его качества, либо вы потеряете деньги. Лучший вариант – оплата каждого урока непосредственно после занятия: ровно за столько времени, сколько было сегодня затрачено преподавателем только и именно на ваше обучение.
К тому же, вы всегда сможете договориться о переносе урока на более удобное время, либо пропустить занятия по уважительной причине без финансовых потерь. Даже если на период обучения у Вас выпадает долгожданный отпуск, вы вернётесь к тому, на чём закончили обучение, и вам не придётся догонять группу.
Иногда на тех или иных курсах людей привлекает то, что по окончании обучения они получат диплом или сертификат. Но ведь в области искусства грош цена любым подобным бумагам, особенно при нынешнем уровне развития полиграфии! И даже если на Вашем удостоверении крупными золотыми буквами написано, Кто Вы Есть, оценивать вас будут исключительно по вашим работам.
Выбор учителя.
…Как давно это написано, но как актуально звучит: «Участь детей наших хуже скотов: об ослах и лошадях мы более заботимся, нежели о детях. Если кто имеет лошака, тот всячески старается найти лучшего конюха, который был бы честен. Не вор, не пьяница, и знал своё дело. Если же нам нужно дать наставника сыну, то мы просто без всякого выбора принимаем кого случится, хотя нет ничего важнее этой должности. Ибо какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек, знающий это искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля…»(Иоанн Златоуст).
Обязательно и прежде всего: посмотрите, что умеют делать ваши будущие учителя. Ибо учитель может научить только тому, что он умеет делать сам!
К сожалению, нередко учитель не является мастером в том деле, которому пытается научить. Снова вспомним Иоанна Златоуста: «Как тот, кто любомудрствует только на словах, без дела, не приносит великой пользы слушателю, так, напротив, тот, кто может предложить совет, наперёд исполненный им самим, этим больше всего увлекает слушателя».
Далее очень важно оценить, насколько совпадает мировосприятие учителя с вашим собственным. Они не могут быть идентичными, но общее направление движения необходимо. Близки ли вашей душе работы вашего наставника? Хочется ли вам освоить именно его методы и техники обращения с материалом (ведь их – бесчисленное множество!) Наконец, есть ли совпадения во взглядах на творчество, в оценках работ других авторов, в понимании того, что есть достойное в искусстве?..
Взгляните на картину Нестерова «Философы». Идут они одной дорогой, но как же различны их жизненные пути! Какой из них окажется вам дороже?..
Допустим, первое условие соблюдено: вам нравится в целом то, что создано учителем, и вам даже хотелось бы научиться творить нечто подобное. Тогда возникает второе, не менее важное; но, к сожалению, выясняется это лишь в процессе обучения. Не каждый преподающий – мастер, но справедливо и обратное: не всякий мастер своего дела сможет передать даже азы своего мастерства новичку.
Это совсем иная деятельность, требующая и способностей, и желания передать накопленное. Передать живо и легко, с максимальной ясностью; постепенно, как бы даже играючи – ведь перед новым и неизведанным мы все становимся детьми… Передать не только знания и навыки, но и свою Любовь, своё отношение к тому, что делаешь – весьма редкий дар.
…Есть старая истина: хороший учитель не мог не быть хорошим учеником в своё время. Поинтересуйтесь, кого он считает своими наставниками, у кого черпает вдохновение, мудрость, а у кого – трудолюбие и мастерство.
Истинный учитель никогда не будет скрывать, что его познания и умения небезграничны. Он обязательно расскажет, что ему ещё неведомо, и чему он научить вас не сможет.
…Подъём глины на гончарном круге состоит из взаимодействия сложных сил. А сложные силы всегда можно разложить на простые и двигаться постепенно, от простого к сложному. Направление и величина взаимодействующих сил всё время меняется, и в этом состоит почти вся сложность подъёма глины.
Наверно, этот процесс можно описать математическими формулами («Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию …» И стать ремесленником. Не стоит этого делать, ибо – скучно. В жизни хорошего ремесленника есть довольство и достаток. Нет радости от сотворённого. И жизнь превращается в бесконечный серый частокол.
Художника посещает восторг и вдохновение («Ай, да Пушкин, ай да сукин сын!»), ремесленника – удовлетворение («Хорошо сработано!»)
Но ваша жизнь – нехоженая тропа… И хороший преподаватель должен подготовить вас к Путешествию, снабдив вас своим Творческим подходом, Опытом и Интуицией, которые и будут вашими проводниками.
Конечно, это – ваш выбор. Но задумайтесь: вы ищете того, кто передаст вам лишь навыки ремесла, или того, кто наряду с этим будет постоянно побуждать и вдохновлять вас к собственному творчеству?..
Счастливы те немногие, кто может рассказать, что имели в жизни истинных Учителей…
Счастливы и те Учителя, которым встретились истинные Ученики.
www.livemaster.ru
Гончарный круг своими руками: инструкция по изготовлению
Нельзя сказать, что гончарное дело стало очень популярным, но интерес к нему у многих наших соотечественников начал возвращаться. Делать своими руками поделки из глины интересно всем возрастам и полам: детям и пожилым, мальчикам и девочкам, мужчинам и женщинам.
Гончарный круг своими руками
Для успешных занятий необходимо выполнить три условия.
- Иметь глину. Даже для городских жителей эта задача выполнима, всегда можно найти в интернете советы по поискам глины. А в деревнях глина почти на каждом подворье под ногами.
- Иметь гончарный круг. Здесь могут возникать сложности. Для более зажиточной части нашего общества не проблема купить такое устройство, хотя стоит оно недешево. Что касается остальных, то сделать круг они могут самостоятельно, ниже в этой статье мы дадим подробные рекомендации.
- Иметь желание. Вот здесь могут возникать неожиданные неприятности. К сожалению, у многих желание что-то делать своим руками быстро проходит. Причины различные, от физической и моральной усталости, до обыкновенной лени и нежелания проявить силу характера.
Работа на гончарном круге
Если вы уверены, что без проблем выполните все три условия, то можно приступать к главному – изготовлению гончарного круга.
Типы оборудования
Ничего нельзя делать без подготовки, каждое новое дело рекомендуется внимательно и не спеша обдумать, составить предварительный план действий, оценить свои материальные возможности и практические навыки. Перед тем как приступать к изготовлению гончарного круга, следует узнать его виды, технические особенности, сильные и слабые стороны.
Как показывают раскопки историков, гончарный круг можно назвать одним из первых станков, придуманных человечеством. Причем решение было настолько удачным, то и на сегодняшний день принципиальных изменений в конструкции не произошло, она имеет такие же отдельные элементы. Отличается только привод, и то профессиональные гончары до сих пор отдают предпочтения ножному приводу. Такие круги используются многие сотни лет.
Таким же станком гончарные мастера пользовались и сотни лет назад
Узлы станка
- Маховик. Изготавливается из камня, металла или тяжелых пород древесины, может иметь диаметр до одного метра. Задача маховика – накапливать кинетическую энергию и постепенно по мере надобности отдавать ее для формирования изделий из глины.
- Вертикальная ось. Передает вращение с маховика на гончарный круг. Для уменьшения сил трения используются подшипники качения или специальные втулки с низким коэффициентом скольжения.
- Гончарный круг. На нем изготавливаются изделия из глины.
- Скамейка для сидения. Может изготавливаться на одной раме со станком или быть отдельной.
Дополнительно иногда устанавливается чаша для сбора отходов и остатков глины.
Устройство гончарного станка
Вне зависимости от материала изготовления, привода, размеров и прочих факторов принципиальная инженерная схема гончарного круга не меняется.
Какие виды кругов по типу привода используются в настоящее время?
Тип привода | Краткое описание особенностей |
---|---|
Ножной | Традиционный гончарный круг, история использования насчитывает многие сотни лет. Мастер одной ногой придает маховику вращательные движения, руки в это время свободны и занимаются изготовлением поделок. Маховик имеет различные размеры и массу, от этих параметров зависят значения накапливаемой энергии. Надо понимать, что тяжелый круг труднее вращать ногой, у него большая сила инерции. Такие станки легче всего изготавливать самостоятельно, на них проще учиться работать. Кроме того, ножные механизмы почти не ломаются. Причина очень простая – у них нечему ломаться. Чем меньше деталей имеет механизм, тем выше его надежность, это аксиома действий конструкторов. |
Механический | Появился в Англии в период развития промышленности. Конструкция на тот момент была передовой и удачной, в середине позапрошлого века даже началось серийное производство. Автор механического гончарного круга известен, это гончар Бернард Лич. Маховик приводился в движение педалью, а она связывалась с осью кривошипным механизмом. Недостатки устройства – довольно сложно вывести тяжелый маховик из состояния покоя. |
Электрический | Такой привод значительно облегчал труд мастеров, всю механическую работу выполнял электрический двигатель. Станок работал без тяжелого и большого маховика, габариты и вес значительно уменьшались. Недостатки станка – привязанность к электрическим сетям, механическая сложность конструкции, довольно высокая стоимость. Гончарное производство всегда связано с водой и глиной, а это главные враги механизмов. Электрические круги намного чаше выходят из строя, требуют периодического технического ухода. Кроме того, во влажных помещениях значительно возрастают риски поражения людей электрическим током. |
В статье мы рассмотрим технологию изготовления только самых простых и надежных кругов.
Выбор гончарного станка при покупке
Цены на гончарный круг iMold Basic
Компактный гончарный круг iMold Basic
Практические советы по изготовлению ножного круга
Сделать такой гончарный круг не составит большого труда, если знать главные принципы и требования. На них мы и остановимся. Из каких узлов состоит гончарный круг и какие к ним требования?
Каркас
Несущая рама, к которой крепятся все остальные детали механизма. Главные требования к каркасу – жесткость и устойчивость. На него воздействуют большие нагрузки, в том числе и динамические. Если во время изготовления поделок из глины станок дергается, то это становится причиной появления брака.
Основные элементы каркаса
Для изготовления нашего каркаса потребовалось два метра доски 40×200 мм и семь метров бруска 40×50 мм. Прочность ног станка увеличивается перемычками, все соединения сделаны в полдерева, из метизов применяются саморезы и болтики. Под маховик диаметром 1 м расстояние между ножками рамы должно быть не менее 60 см, в противном случае он не впишется в свободное пространство и придется вносить коррективы в конструкцию.
Ось
Мы ее делаем из трубы Ø 25 мм, на нее как раз отлично одеваются подшипники. Длина оси 83 см. Верхний подшипник в закрытом корпусе и полностью герметичный, такие используются на сельскохозяйственной технике отечественного производства. Найти их в деревне не проблема. Нижний подшипник роликовый упорный. Ресурс работы таких подшипников огромен, на гончарном станке они будут работать вечно, если умышленно не заливать водой и не бить кувалдой.
Ось изготавливается из металлической трубы
Под нижний подшипник высверливается посадочное отверстие Ø 52 мм и плотно забивается обойма. В верхней планке рамы делается сквозное отверстие, к ней фиксируется верхний подшипник вместе с корпусом.
Рабочий диск
Делается из нескольких слоев фанеры, общая толщина диска не менее пяти сантиметров. Если он тонкий, то ось фиксируется лишь снаружи, а диск по время работы шатается. Как показывает практика, ось должна входить в диск на глубину не менее трех сантиметров, только так обеспечивается прочность посадки.
Рабочий круг склеен из фанеры
По центру высверливается технологическое отверстие для трубы (несквозное) и прикручивается металлический фланец со стопором. За счет этого элемента верхний диск жестко фиксируется к торцу трубы и вращается вместе с ней.
Маховик
Его можно делать сплошным из досок или пустым из листовой фанеры. Первый вариант дорогой и трудоемкий, второй намного проще. В дальнейшем пустая полость маховика наполняется песком, он становится тяжелым и отлично справляется со своими задачами.
Маховик можно сделать пустотелым, а затем заполнить песком
Из фанеры толщиной 9 мм надо электрическим лобзиком вырезать два одинаковых круга и стянуть их между собой при помощи небольших деревянных брусков. От их размеров зависит толщина и, соответственно, вес маховика. По периметру на саморезы прикручивается полоска фанеры толщиной 4 мм, перед прикручиванием поверхности надо обязательно смазать столярным клеем. Чем тяжелее моховик – тем больше он накапливает кинетической энергии, что очень важно для работы на станке. К оси элемент фиксируется металлическим фланцем, установленным точно по центру круга.
Металлический фланец должен находится точно в центре маховика
Советы по сборке станка
После того как все узлы и детали подготовлены, можно приступать к сборке.
Шаг 1. Присоедините к ножкам нижнюю доску каркаса. Она фиксируется болтиками, сильно затягивать не надо, это делается только после сборки и проверки всех элементов.
Болтами прикручивают доску к нижней части каркаса
Шаг 2. Установите в отверстие обойму нижнего упорного роликового подшипника.
В отверстие на нижней доске вставляют обойму подшипника
Шаг 3. Наденьте на маховик ось, поставьте шайбу для регулировки высоты. Установите собранный узел на место.
Маховик с осью устанавливают в каркас
Шаг 4. Поставьте верхнюю планку. Наденьте ее на ось, к ножкам прикрутите болтами.
Верхнюю планку тоже прикручивают болтами
Прикрутите верхний шариковый подшипник к планке, застопорите ось во фланцах.
Шаг 5. Присоедините к оси верхний рабочий диск. Поставьте упорную перемычку для ног.
Установка рабочего диска
Шаг 6. Затяните до упора нижние болты. Для повышения жесткости конструкции по диагонали следует поставить еще один упор. Можно использовать обыкновенный деревянный черенок от штыковой лопаты.
Усиливают каркас распорками
Шаг 7. Засыпьте в маховик песок, закройте отверстие. На станке можно начинать работать.
Отверстие в маховике закрывают планкой
Цены на популярные модели шуруповертов
Шуруповерты
Пошаговая инструкция по изготовлению круга с электрическим приводом
Мы рассмотрим простой вариант изготовления из подручных материалов. Придется найти лишь электрический двигатель от стиральной машины или иного бытового прибора и колесо от велосипеда.
Выбор двигателя для гончарного круга
Шаг 1. Отрежьте два уголка длиной примерно 50 см с шириной полки 45 мм. На боковых гранях болгаркой вырежьте углубления по 1 см и 5 см.
Нарезают заготовки из уголков
Шаг 2. Сварите вместе эти уголки, у вас получится верхняя площадка несущей рамы станка, в дальнейшем на нее монтируются все остальные элементы.
Заготовки сваривают вместе
Шаг 3. Проденьте в отверстие полуось с фланцем, сверху наденьте на нее шариковый подшипник качения. Отрегулируйте положение деталей, установите их в строго вертикальном положении и прихватите подшипник.
В отверстие продевают ось, затем надевают подшипник
Важно. Во время сварки не перегревайте внешнюю обойму, не допускайте отпуска металла.
Цены на популярные модели сварочных аппаратов
Сварочные аппараты
Нагрузки на узлы гончарного круга незначительные, нет надобности полностью обваривать подшипник, достаточно его прихватить в нескольких местах.
Подшипник приваривают точечно, а не вкруговую
Шаг 4. В полуоси проделайте отверстие и вставьте шпильку с резьбой. Ее потом надо также приварить, добивайтесь полной соосности деталей.
Вставляют шпильку в ось
Шаг 5. Наденьте на ось обод колеса от велосипеда, гайкой зафиксируйте его положение. Можно использовать как переднее, так и заднее колесо.
Сверху на ось надевается обод велосипедного колеса
Шаг 6. С другого конца сваренных уголков высверлите четыре отверстия для фиксации электрического двигателя. Расстояние между ними и диаметр подбирается в зависимости от параметров фланца корпуса, у каждого двигателя свои особенности. В нашем случае использован двигатель от старой стиральной машины. К нему прилагается комплект конденсаторов большой емкости, за счет этого он может работать от однофазной домашней сети.
Готовые отверстия для крепления двигателя
Шаг 7. Между отверстиями прорежьте металл болгаркой, уберите полосы. За счет такой доработки появится возможность регулировать усилие натяжения приводного ремня, он не будет проскальзывать, колесо будет вращаться с одинаковой скоростью.
Болгаркой делают вырезы под ремень привода
Шаг 8. В нижней части рамы приспособьте любые упоры для фиксации обоймы подшипника. По периметру рамы приварите четыре вертикальные стойки для стола гончарного круга.
Упоры для крепления подшипника
Шаг 9. Из куска листового железа отрежьте пластинку подходящих размеров. Мы используем дверку старого холодильника, прорежьте в ней отверстие для оси станка. Отверстие можно сделать болгаркой.
- Нарисуйте в нужном месте круг. Диаметр должен позволять без проблем вращаться оси.
- В круге прорежьте болгаркой несколько диаметров, чем их будет больше – тем лучше.
- Загните вверх все треугольники и срежьте вертикальные концы.
Изготовление крышки рамы
Поставьте на место лист, высверлите в нем и раме отверстия и прикрутите болтиками. Теперь надо изготовить круг для работы мастера. Делаем его также из листовой стали, только толщина металла должна быть не менее 2 мм.
Изготовление верхнего круга
Шаг 1. Приварите металл к фланцу оси, соединение должно быть прочным, от этого зависит безопасность работы на гончарном круге.
К фланцу оси приваривают лист металла
Шаг 2. Соберите станок и включите двигатель. Болгаркой на вращающемся металле сделайте разметку круга. Остановите станок и отрежьте лишний металл.
Пока пластина крутится, болгаркой намечают линию среза
Шаг 3. Опять включите станок и уберите с поверхности листового железа всю ржавчину. Вначале работайте болгаркой, потом наждачной шкуркой, снимите заусеницы и острые кромки.
Металл тщательно шлифуют
Цены на угловые шлифмашинки (болгарки)
Угловые шлифмашинки (болгарки)
Практический совет. Количество оборотов рабочего круга регулируйте изменением диаметра приводного шкива. Он устанавливается на вал ротора электрического двигателя.
При желании поверхность станка можно очистить от старой краски и ржавчины и покрасить устойчивыми красками для наружных работ. Но делать это необязательно, через несколько дней работы гончарный круг испачкается глиной и краска будет незаметной. Это рабочее состояние станка, не надо обращать внимания.
Видео — Гончарный круг своими руками
Гончарное дело – одно из увлекательнейших и общедоступных ремесел, учиться делать своими руками различную посуду из глины никогда не поздно. Но для этого надо иметь специальную мастерскую, работать с глиной в условиях квартиры очень неудобно. Если есть мастерская, то желательно расширять сферы своей деятельности и начать заниматься не менее полезным и увлекательным столярным делом. Стол для циркулярной пилы – первое оборудование, которое должно занять свое место в мастерской. Инструкция по изготовлению подробно описана на страницах нашего сайта.
mebel-expert.info