Движки сайта: ТОП-10 лучших CMS для сайтов 2020 — какой движок выбрать?

Содержание

Как выбрать CMS для сайта — Сервисы на vc.ru

Многие руководители, обращаясь за разработкой сайта, требуют, чтобы ресурс был сконструирован на конкретной CMS, при этом главным критерием выбора для многих является популярность или цена движка. О его удобстве и функциональности у руководителя, как правило, представления очень размытые.

CMS (в народе называют движком) – система управления контентом сайта. Это костяк, на котором все строится. От движка зависит удобство наполнения сайта, его «дружелюбность» для поискового продвижения, возможность подключения дополнительных сервисов.

Мы собрали специалистов Отделов разработки и интернет-маркетинга WebCanape и с пристрастием опросили их на предмет того, чем хороши и плохи разные CMS. Эта статья поможет вам выбрать движок так, чтобы потом не было мучительно больно.

Вселенная движков: разнообразие видов

Все существующие CMS можно условно разделить на 4 большие категории:

  1. Самописные
  2. Коробочные
  3. Конструкторы
  4. Студийные

У каждой категорий есть плюсы и минусы, и каждую можно приспособить к делу более или менее эффективно. Главное – определиться с задачами, которые должен решать ваш сайт.

1. Самописные CMS

Самописная CMS – это система управления контентом, которую пишут с нуля под задачи конкретного бизнеса. Это несерийное решение. Оно создается под один проект и не тиражируется.

☺ Полное соответствие вашим бизнес-задачам

Коробочные движки и конструкторы имеют наборы модулей для расширения функционала сайта, но в готовых решениях всегда есть ограничения, и вам придется идти на компромиссы.

Кастомная система управления будет полностью отвечать задачам, прописанным в ТЗ, ведь ее разрабатывают не для того, чтобы потом продать разношерстной аудитории. Разработчик держит в голове только ваши потребности.

☺ Интеграция последних достижений

Обзор CMS по категориям / Хабр

В мире существуют тысячи CMS для самых разных целей, самого разного качества, самой разной перспективы, стоимости, распространённости и так далее. Серьёзно опробовать их все — нереально. Поэтому когда я только знакомился с миром движков для сайтов, выбирать приходилось наугад. Ниже я опишу свои впечатления от знакомства с теми или иными движками для тех или иных целей. К некоторым приложу краткое описание особенностей, впечатление о прочих состоит только из заглядывания в админку. Заметки эти составлялись и редактировались в течении долгого времени, но сейчас я решил, что лучше опубликовать их в нынешнем виде, чем ещё полгода-год по чуть-чуть редактировать не добавляя ничего принципиально нового.
Преимущество отдаётся бесплатным движкам. Платные будут рассматриваться только для сравнения или от безысходности, т.е. если нет бесплатных аналогов. Также ограничение на технологии: php. О движках на перле и питоне я не более чем слышал, на шарпе и джаве имел дело с самописными.
Итак, рассматриваются

CMS общего назначения. Информационные сайты, визитки, блоги…


Комментариев мало, я являюсь модератором официального форума и вообще один из тех, кто следил за этой системой с самого рождения. Поэтому если что, о МаксСайте будем говорить отдельно.
Система написана на фреймворке, следовательно, дописывать любой функционал можно как угодно. Да и сама система поверх фреймворка предоставляет большое количество сервисного API. Поэтому нечего удивляться, что встречаться будет и в прочих разделах.
Структура и заточенность движка изначально блоговая, но как показывает пример того же вордпресса — это никакое не ограничение. В преимуществах: хорошая архитектура и сильное кеширование дают хорошую производительность, удобство при написании расширений — всю сервисную часть система берёт на себя, гибкость настроек — условия отображения виджетов, построения ссылок, конструирование типов данных позволяют делать сайты очень отличающиеся структурой от блогов.
Там ещё какие-то форки, кто-то чей-то наследник и так далее. Вроде бы нейтрино — наследник москито, а нейтрино атомик эдишн — форк нейтрино. CMS, не использующая базу данных (а мне понадобилось однажды и такое). Для простеньких визиток и блогов вполне пойдёт. Тем более, что плагины можно писать и к ней, и некоторое их количество уже имеется. Есть лента публикаций, категории и теги, поиск (регистрозависимый), шаблоны, ЧПУ. В атомике — в шаблонах можно управлять блоками (очень удобно, на самом деле).
Upd. Neutrino Atomic Edition всё же получше будет, хотя ещё лучше см. ниже.
Пришлось опробовать всю компанию: Neutrino Classic, Neutrino Atomic Edition, Nanote и Mosquito Blood Mary. Из всех их лучшее впечатление со значительным отрывом произвёл москит. Всё началось с инсталятора — больше ни у одного из перечисленных его нет. Дальше абсолютно все манипуляции делаются через интерфейс, а не вручную. Всё удобно и понятно. Минималистичная система на файлах, однако для очень многих случаев её достаточно. Плюс самая дружелюбная документация по созданию плагинов. А по возможностям плюс-минус все равнозначны, может, москит самый функциональный, а наноте наименее функциональный. Блоки, теги, комментарии и всё о них, rss, кат, минималистичная загрузка файлов и т.п. Подробней о движке.
Один из авторов этого движка в своё время создал галерею Pikateka, о которой ниже. Это ещё один движок, не использующий базу данных. Движок на файлах, но не такой, как вышеперечисленные. В качестве модулей этого движка есть форум (примитивнейший), каталог, рейтинги и даже, кажется, магазин. Также движок поддерживает регистрацию, права пользователей и всякое разное прочее.
Проблема та же, что и с Пикатекой — проект умер в 2007. Ещё одна проблема, судя по отзывам, при активном использовании повреждаются индексы файловой БД, т.е. нуждается в постоянном бекапе. А упоминаю лишь затем, что сайты, не использующие базы данных, очень хорошо держать под системами контроля версий.
Третий встреченный мной русскоязычный движок на Codeigniter. Первые два — это MaxSite и Cogear соответственно. Если МаксСайт — это в основе блоговый, «убийца вордпресса», а Когир — соц-сеть, то Image CMS, насколько видно при беглом взгляде — больше портальный движок. На данный момент он ещё болен некоторыми детскими болезнями, первая из которых — мало дополнений. Но в остальном это хороший движок, чем-то напоминающий modx. Функционал стандартный: дерево категорий, теги, комментарии, виджеты, вставка фото и галерея. Дополнительные поля позволяют самому конструировать типы содержимого. Есть simple_cart. А главное преимущество перед первыми двумя движками: многоязычность из коробки. Я, правда, не исследовал её, но на первый взгляд она сделана получше, чем в МаксСайте.
  • Также для сайтов общего назначения можно задействовать и WordPress, и Drupal, и Joomla и почти любую любимую CMS…

Многофункциональные монстры.

Многофункциональность монстров заключается в том, что к ним существует уйма плагинов, за счёт чего можно построить хоть портал, хоть мультиблог, хоть магазин, хоть галерею, хоть соцсеть, хоть всё это разом.

Начинал знакомство году ещё в 2006 или 2007. Тогда ещё первая ветка жила и развивалась. Система была, что называется, не для программиста. Из админки можно сконструировать абсолютно всё. Но при этом ощущалась неповоротливость. Одним из главных недостатков, но я ещё не знал, что это недостаток — отсутствие юникода. Но при этом была галерея (и не одна), была какая-никакая возможность организовать ЧПУ, многоязычность (глючно, но лучше, чем никак), ещё что-то…
Сейчас пришлось столкнуться опять. Актуальна версия 1.5.x. Юникод есть. Куча уже гововых плагинов. ЧПУ, форум(ы?), галереи, соц-сеть(и?), магазин(ы?) и так далее. Неповоротливость в принципе осталась, но всё же рекомендовать систему хотя бы тем, кто её более-менее знает и кому она подходит (или тем, у кого уже работающий проект на джумле) — согласен. Наверняка кэшированием можно исправить многое.
Русскоязычные сообщества, насколько помню, конкурировали между собой. joom.ru, joomla.ru или как-то так. Сейчас их изрядно больше. Что облегчает поиск информации и ответов на вопросы.
Upd. Довелось поработать с джумлой всерьёз. Впечатления разработчика абсолютно нецензурные. Впечатления пользователя очень благоприятные. Сконструировать можно абсолютно всё. Но выбрать из одинаковых плагинов наименее грузящий систему, наименее глючный и тот, который не будет заброшен (или переведён на платную основу) к следующей версии джумлы… Быстрей написать самому (не под джумлу, разумеется). В общем, если вы знакомы с джумлой хотя бы пару лет и знаете картину и перспективы нужных вам плагинов — тогда хорошо. И, да, у вас вдобавок должен быть мощный сервер, которому не страшно ворочать CMS с несколькими тысячами файлов и чудовищными запросами типа выборки по одной записи в цикле.
Ещё проблема в том, что много информации, которую удаётся найти, относится к джумле 1.0.х, тогда как версия 1.5.х носит то же название просто по недоразумению. Внутренне — это абсолютно другая система. А ещё предположительно в этом году должна выйти ветка 1.6, которая изрядно отличается уже от 1.5.
Ещё один апдейт. Опробовал 1.6 бета 2. Скривился.
  • Что хорошего: больше удобств в админке. Действительно гораздо более мощный ACL. Явно для серьёзных порталов. Его ещё нужно изучать и настраивать. SEF из коробки.
  • Что нейтрального: по функционалу всё та же джумла.
  • Что обещано: совместимость с расширениями 1.5, теговая иерархия, многие улучшения во фреймворке, новый тип аддонов — библиотеки (раньше стояли монолитно в ядре), избавление от старого наследия (и копипаста) в коде.
  • Что плохого: кроме ACL беглый взгляд ничего из обещанного не нашёл, масса багов на простейших вещах (не меняется порядок пунктов меню, вылезают ошибки запросов на простых иерархиях контента и т.п.), никакой совместимости с компонентами 1.5 нет и в помине (ни один даже не установился).
  • Что в ретроспективе: одна мажорная версия в три года, очень рыхлое комьюнити, многие аддоны заброшены в версии для j1.0, про которую до сих пор появляется материал. Руководство по программированию для j1.5 до сих пор не полностью переведено на русский язык.
  • Что в перспективе: выпустят релиз 1.6 вряд ли раньше осени. Нормально его обкатают, портируют основные аддоны, напишут мануалы и так далее не раньше чем через год. Только тогда можно будет начинать серьёзные проекты на j1.6. До этого только собственные небольшие сайтики, где всё под контролем и в случае чего сам можешь поправить траблу.
Такие дела.
На что перешёл, уйдя от джумлы — вордпресс. Админка вордпресса после джумлы оказалась верхом логичности и простоты. Тем более, что тогда была актуальна ветка около 2.0.x. Уже тогда поддерживался юникод. Уже сразу в коробке были нормальные ЧПУ, настраиваемые к тому же. Тогда же CMS ворочалась и заливалась по FTP существенно быстрей джумлы.
Чем больше о вордпрессе узнавал, тем больше проникался. Плагинов — уйма. Это и галереи, и форум, и многоязычность, и каталоги всяческие, и магазины, и чёрт с рогами. Из вордпресса можно сделать что угодно. А со сборкой WP MU — ещё и сателлиты-мультиблоги ставить.
Но при этом по мере совершенствования моих знаний и роста версий вордпресса всё более ужасался растущей прожорливости. И ограниченности в какой-то мере. На версии 2.8.0 можно было в определённые моменты (при обращении к архиву крупного сайта) увидеть 12 000 запросов к базе. Это один из самых впечатляющих, но не единственный пример того, что бывает, когда у проекта нет лидера и roadmap определяется голосованием.
Опять же, и эту систему можно рекомендовать. Но при этом её желательно знать и уметь настраивать на максимум производительности. Большая просьба к фанатам вордпресса — не устраивать здесь холивары, потому что высказываю я субъективное мнение, однако подтверждённое опытом.
Ещё один монстр, который может всё, к которому есть уймища плагинов на все случаи жизни.
В минусах большая сложность этой системы. Как-то так получилось, что за долгое время попыток его изучить, я так с ним и не сжился. Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус.
И ещё в минусах серьёзная прожорливость, ничуть не меньшая, а временами и большая, чем у предыдущих двух движков.
Главное преимущество друпала — очень развитая и продуманная система хуков, позволяющая переопределять практически любое событие системы. Плюс два самых популярных модуля, cck и views, позволяющих конструировать произвольные типы данных и их отображение.

Галереи.

Когда-то я не видел нормальных галерей в рамках других движков. Поэтому исследовал отдельные галереи.

То ли первая, то ли одна из первых галерей, с которыми я познакомился. Есть некоторые претензии к интерфейсу, субьективно не всё нравится, но это потому, что галерея заточена на многопользовательность, многоальбомность и так далее. Роли пользователей, альбомы пользователей, лимиты, модерация и так далее.
Есть много переводов, скинов (табличных и кустарных), плагины есть. Интеграция с джумлой и, вероятно, некоторыми другими системами.
Ветка, с которой знакомился, развивается несколько лет очень вяло, в основном баг- и секьюрити-фиксы. Следующая ветка уже давно лежит в svn, но только недавно доросла до статуса беты и «официального» скачивания.
Сказал бы, что можно поставить, если галерея — это главная часть сайта. Тем более, что есть плагин, реализующий простейшую cms, чтобы не ставить ещё и какой-то другой движок ради нескольких страничек. Кстати, ради нескольких страничек можно поставить и нейтрино.
После лет четырёх как минимум разработки выложили версию 1.5.х.
В противовес коппермайну мне очень понравилась пикатека. Галерея изрядно проще. Лёгкая быстрая и удобная. Почти всё что нужно, почти ничего лишнего. Вместо альбомов — теги. Многопользовательность есть, но базовая. Ватермарка в коде реализована вроде бы, но отдельной функцией (методом класса) и нигде не используется, т.е. включить из админки нельзя. А главное неудобство: ссылки по тегам используют всё те же теги, поэтому для русских оных ссылки получаются ужасными.
Заброшена в конце 2006. Никаких плагинов — не поддерживаются. Оф-сайт канул в лету. Если сливать из svn, то не последнюю ревизию, а ревизию 179. Там, кстати, есть багфиксы по сравнению с последним архивом.
Дописал ей некоторые мелочи. Понемногу портирую в MaxSite. Тому как раз не хватает хорошего плагина галереи.
P.s. Сейчас выяснил, что автор принимал участие в создании ReloadCMS — довольно большой CMS, не использующей базы данных.
Монстр от класса галерей. Кода в десятки раз больше, чем у галерей всех прочих. Есть интеграция с разными CMS. Но поскольку мне никогда не была нужна такая мощь, то реально никогда не ставил.
Сейчас глянул, увидел, что в феврале после нескольких лет разработки вышел 3.0RC1. Оказывается, третью ветку переписали на кохане. В результате чего она основательно похудела. Ещё из занятного: проект стартовал уже десять лет как. Возможно, это старейший проект php-галереи из оставшихся на плаву.
Если нужна галерея без базы данных. Две небольших, одна — форк другой. Заброшены в ± 2005. Простые, с базовыми возможностями (разве что лайтбокса тогда не было, но несложно его и приспособить).
Симплвьювер — ещё одна штука без базы данных. Флешовый просмотрщик, интересен был как раз при отсутствии лайтбоксов и прочих спецэффектов. Хотя если нужен флеш, то можно приспособить и сейчас. Сам вьювер бесплатный, но есть платная к нему версия с сурцами, отсутствием линка на скачивание и т.п., и бесплатный плагин к вордпрессу. Подумываю о том, как его приспособить к МаксСайту. Но не очень активно, ибо для больших обьёмов фотографий он малоприспособлен.
Галерей без баз данных в сети можно найти великое множество, что на соурсфордже, что на phpclasses, что ещё где-то. Да и самому написать или собрать из кусков такой скрипт довольно просто: навигация на основе имеющихся папок, считывание файлов в этих папках и вывод превьюшек, загрузчик с предварительной жёстко прописанной авторизацией. И программа-минимум выполнена. Можно лайтбокс прицепить, а в процессе загрузки ставить ватермарки.

Недавно же наткнулся на такой образчик. Там в плагинах фигурируют: cms, slideshow, googlemaps, flwplayer. Говорится о поддержке Ajax, мультиязычности, скинах, password protection доступе к альбомам. Предъявляются награды, которые галерея получала. Разработка началась в 2005 и продолжается по сей день. Есть награды.
Ставиться на третий денвер не пожелала с пятисотой ошибкой — чего-то ей не хватает.

Социальные сети.

Функционал социальных сетей можно организовать любым из многофункциональных монстров. И даже некоторыми форумами. Особо упомяну МаксСайт. Пока на нём развёрнута одна соц-сеть и делается ещё. Но система изрядно не готова для такого. Нужно многое дописать (архитектура позволяет): админку для зарегистрированных (ну не в админку же сайта их пускать), рейтинги, загрузки, чтобы была у каждого изолированная и не было доступа к основной, фотоальбомы тоже изолированные от чужих вмешательств и привязанные к пользователям, древовидность комментариев. Самборский не выкладывает свои наработки, а повторять их — есть более готовые инструменты. Хотя планирую всё же повторить собственного развития для и чтобы всё время можно было использовать свой любимый инструмент.

Первый экземпляр, с которым на этом поприще познакомился. Хотя, вру, первым был друпал. 🙂 Так вот, по функциональности это вполне себе отличная социальная сеть. Почти полный аналог хабра. Персональные и коллективные блоги, рейтинги, топики-опросы, топики-ссылки, инвайты. К сожалению, галерея — платная, и даже топик-фотоотчёт — платный.
А так система представляет собой отличную платформу для соц-сети и дописывания необходимого функционала. Cамая технологичная из тех, что я видел, и так далее. Там на самом деле очень хорошее ООП, сильно напоминающее мне Java. Может заменить собой форум, если пользователи не слишком консервативны к этому и если немного поработать напильником.
Что до составляющих: для отображения используется Smarty, клиентская часть — mootools. Для работы с данными DbSimple, для кеширования DklabCache (весьма желательен memcache). Для поиска Sphinx, который соответственно должен быть установлен на сервере. Ну и ещё ряд библиотек.
Активно развивается (с сентября 2008 к июню 2010 940 коммитов, два активных разработчика и несколько десятков сторонних дополнений, проходящих контроль качества). Рекомендую, если функционала достаточно для ваших целей. Преимущество перед друпалом и компанией в том, что друпал до нужного функционала ещё нужно допилить.
Теперь о недостатках. Их два. Не смотря на хорошую оптимизацию, для полноценной посещаемой соц-сети требует выделенный сервер, т.е. системные требования не самые маленькие (см. пункт про мемкеш и сфинкс). И на доводку сайта на LiveStreet нужно закладывать определённые ресурсы времени и денег или самостоятельных усилий. Это вам не вордпресс, у которого существуют бесплатные плагины и шаблоны, а кому мало, то и готовые сборки на все случаи жизни.
Движок, в пику которому создавалась «Живая Улица». Какое-то время назад был в подвешенном состоянии. Недавно продан, после чего его развитие возобновилось. Но, похоже, снова агонизирует. Выбор между этими двумя — дело личных предпочтений. Но лично я не очень приглядывался. Поэтому только и знаю, что для живой улицы блоги на поддоменах реализуются платным хаком, а для большой — вроде бы как стандартно.
Upd. Новый разработчик оценивает ядро как функциональное, но в целом кустарное. Подумывает о переписке ядра с нуля и возможно на фреймворке — Zend или Kohana. А скорость разработки всё же отстаёт от разработки LiveStreet.
Ещё один экземпляр. Каждая ветка переписывается заново. Скоро должна выпуститься выпустилась третья. Но всё равно код очень ругают. Исследовать внимательней не буду, т.к. хватает инструментов и без неё.
Форк Эксплея. Более исправленный, более безопасный, а в грядущем релизе изрядно переписанный. Но хоть автор и утверждает, что проект жив, подтверждений этому не видно. Последний релиз и последний коммит в svn осенью 2008. Последние публикации на эту тему весной 2009. Дальнейшие разработки в паблик всё не выкладываются. Сайты автора на его же движке — глючат. Проект явно мёртв, в отличии от предшественника.
Описание переписано. Социальная сеть, написанная на Codeigniter. Из всех виденных движков у автора этого — самый серьёзный подход к документации, внешнему виду и всем и всяческим мелочам. И вообще, автор проделал гигантский рывок при написании этого движка. Продуманная архитектура позволяет при наличии знаний сделать на Cogear что угодно, хотя движок и заточен на соцсети. В недостатках то, что весь воз автор тянет на себе в одиночку и явно устал. Хотя и грозится переписать с нуля и не на CI. В каталоге плагинов сейчас имеется десяток дополнений и ни одной темы, но написание расширений очень простое и быстрое за счёт архитектуры и системы хуков. Также иногда случаются косяки, и движок совершенно не дружит с вин-хостингом. Но на багрепорты автор реагирует очень быстро.
Наряду с LiveStreet очень технологичный движок, отстающий от LS только величиной комьюнити.
Нашёл случайно и оказался очарован. Движок, который из коробки предлагает: портал, личные и коллективные блоги, личные и коллективные фотоальбомы, френдленты, клубы, рейтинги, гостевые в профилях и загрузки файлов там же, каталоги, FAQ, доски объявлений, магазин (скромный в комплекте и посерьёзней в виде отдельного платного компонента), форум и чёрта с рогами. Не хватает только регистрации по инвайтам. Меня поправляют: уже есть, хотя и сторонним аддоном, но очень-очень функциональным.
В базе данных семьдесят таблиц, но по нагрузке это вполне вменяемое решение, всё равно для любой социальной сети нужен хороший сервер.
Самый большой недостаток: отсутствие юникода. Второй — префикс таблиц жёстко зафиксирован. Но разработчики обещают это исправить (меня поправляют, уже есть). Проект живой и код непозорный. Т.е. рекомендую, особенно если возможностей хватает для целей, а знаний и времени мало.
Организация админки и некоторая логика очень похожи на джумлу, иногда даже кажется, что это и есть сборка джумлы с другим скином админки и уже подобранным набором компонентов, модулей и плагинов.
Не знаю даже, почему не отнёс к многофункциональным монстрам.
О, а ещё узнал, что пишется и скоро зарелизится под эту систему хороший форум. Хотя если учесть, что даже встроенный — вполне неплох, то этот (с интеграцией в систему) вообще должен быть супер. Форум весьма скромен, нужна интеграция со сторонним. В принципе, в комьюнити есть инструкция по интеграции с smf, но слегка устаревшая.
В целом лучшее КОРОБОЧНОЕ решение для социального портала.
Два первых форума — платные. У воблы (платной, увы) есть плуги галереи, блогов и т.п. Кажется, у IPB — аналогично. Ваниль изначально пишется по вебдванольной идеологии. Очень гибкая архитектура и изменяемость плагинами. Все три форума как следует не щупал, но ваниль — планирую попробовать. А в принципе, популярную соц-сеть можно построить на любом хорошем форуме.
  • Social Engine. DataLife Engine (DLE).

Самые известные и распространённые платные варианты. DLE повсеместно используется для варезников и новостных андерграундных порталов. Плагины, скины и так далее. Ни того, ни другого изнутри в глаза не видел, упомянул только потому, что распространены очень.

Форумы.

  • На рассмотрение: phpbb, прочие bb, vanilla, smf, ещё что-то. PhpBB — очень тяжёлый, навороченный, мощный. Очень сложный в администрировании (мне в кошмарах снился даже). Для простых случаев не рекомендую.
  • В противовес punbb — лёгкий, шустрый и простой. Немного необычно то, что расширения должны быть в xml-файлах, но довольно быстро получилось разобраться. В миниатюрности и простоте кроется два подвоха. Первый: если нет какого-то функционала — то его нет. Второй: многие расширения модифицируют структуру базы данных и совершают прочие издевательства над базовой поставкой форума. Форум — для простых случаев — самое то. А судя по forum.mozilla-russia.org — можно рискнуть и для серьёзного проекта этот форум ставить. Только следует учесть, что на forum.mozilla-russia.org своя собственная сборка этого форума, уже, кажется, не совместимая с оригиналом. Но открытая.
  • Vanilla (не опробовал, но обязательно опробую) — форум, который изначально заявлен «не такой как другие». За счёт модульности и более 450 плагинов можно создавать форумы очень разной функциональности и направленности. Заявлена лёгкость самого форума и лёгкость изучения, изначально вебдванольная идеология, собственный фреймворк для написания расширений, возможность встроить форум в самые разные движки. Версия 1.1.10 выпущена в ноябре 2009. Версия 2.0 доступна в репозитории, говорят, только-только появился RC. Русское сообщество скромное и полумёртвое, но возлагают надежды на выход двойки.
  • Плагины форумов есть у wordpress, drupal (в стандартной поставке), кажется, у джумлы…
  • Для МаксСайта примитивный и очень глючный форум в ограниченном кругу водится ещё один пишется. Возможно, будет развиваться, в том числе моими силами. До функциональности примерно punbb. Но это будет не скоро, если вообще будет.

В комментариях мне предоставили дополнение по IPB и Вобле. Спасибо LastDragon’у и DevArt’у.
0) Офф. сайт: community.invisionpower.com/ (ссылка на сам форум)

1) Покупать есть смысл только третью версию (скоро выйдет 3.1.0)
2) Платные: IP.Gallery, IP.Blog, IP.Downloads, IP.Content
3) Также есть бесплатные для клиентов: IP.Tracker (багтрек, используют сами), IP.Shoutbox (чат), и т.д. (можно найти на их сайте)
4) Очень просто разрабатывать модификации (мелкие изменения функционала; в большинстве случаев можно обойтись без модификации кода форума) и приложения (типа IP.Gallery, IP.Blog и т.д.). Также очень удобно редактировать шаблоны (после включения режима разработки). К сожалению, требует достаточно большого количества ручной работы при разработке и особенно сборке релизов, но большая часть мною уже автоматизирована.
5) Документация вся есть у них на сайте (EN), также можно найти на русском (не вся)
6) Недостатки: присутствует копипаст и говнокод (часть — наследие), баги есть, но оперативно исправляются. Убогий парсер BB-кодов (периодически допиливается).
7) Многоязычность (не полная — в ACP часть строк перевести сразу не несколько языков невозможно, public часть — вся переводиться)
8) Поддержка скинов (+мобильная версия, + xml версия). IE6 не поддерживается. Из коробки присутствуют баги в IE7/8.
9) ЧПУ (несколько видов, поддержка зависит от конкретного приложения)
10) Достаточно требователен к ресурсам
11) Поддержка Sphinx из коробки (можно создавать плагины для собственных приложений)
12) Поддержка кеширования — из коробки использует БД, но одной строкой строкой включается нужный кеш (memcached, eaccelerator, и т.д.)


Официальный сайт тут vbulletin.org, официальное каммюнити разработчиков vbulletin.com, Российская не официальная техническая поддержка vbsupport.org (самая старая и полная база знаний в рунете по данному движку).
Изначально vbulletin разрабатывался силами компании JelSoft, позже вся продукция и самая компания JelSoft была куплена InternetBrands. Соответственно сменились разработчики. К этому момент поспел релиз vBulletin 4 линейке, и ни что не предвещало беды. Уже как полгода, 4 версия всё ещё сыра, унизительно гадко скомпканна из того что вышло из программистов. Даже на официальном камюнити в облаке меток долго весела метка «vB 4 Is gay». Если вы хотите попробовать движку в деле — советую версию 3.8. Надёжна, стабильна.
Для vBulletin существует огромное множество модификаций. Какие-то переведены на русский можно глянуть к примеру тут devilart.net/nashi-relizy-99 или на том же vbsupport.org, а какие-то создаются русскими разработчиками. Множество платных и бесплатных хаков.
Для vbulletin есть достаточно большое количество скинов, есть много больших, известных форумов именно на этом движке. VB всегда являлся лидером в надёжности и безопасности на поприще форумных движков. Относительно приятный, чистый код. Модификации, ЧПУ пишутся просто. Есть много компонентов облегчающие жизнь сеошникам. Админка простая и приятная, многоязычность поддерживается. В качестве поиска используется фултекст. Полный русский перевод движка (админка/пользовательская часть) для все версий есть.

Интернет-магазины.

  • Несколько на рассмотрение, а тем временем всё тот же МаксСайт. Магазин для него пишется моими силами в предварительном билде выложен на офф-форуме (моя версия скорей всего не увидит свет). Небольшой и с базовой функциональностью. Использовать можно только если магазин нужен небольшой и именно на макссайте. В других случаях рекомендую prestashop или ecshop. Или magento. Есть шансы на появление ещё одного плагина-магазина — мелькали упоминания (именно он уже появился).
  • osCommerce и его клоны и форки.

Когда-то при фразе интернет-магазин можно было представить только сабж. Первопроходец или нет, но это первый магазин с открытым кодом, который получил распространённость. К большому сожалению, релиз osCommerce был аж в 2003 году, а следующая ветка до сих пор в статусе rc. Лично у меня нет желания ковыряться в коде, который несёт наследие тех лет разработки. Там сложно заподозрить существование хорошей объектной модели, разделения на функционал, отображение и данные и так далее.
Поскольку лицензия gpl, то за эти годы у магазина появилось множество клонов и форков, как бесплатных, так и очень дорогих. Есть множество комьюнити, и вообще — вокруг osCommerce так много всего, что наверняка есть возможность найти свой персональный Святой Грааль. Только искать его нужно долго и упорно.
В отличии от osCommerce, Magento — это довольно молодой движок. На конкурсе Sourceforge Community Choice Awards 2008 Magento занял первое место в номинации «лучший новый проект». Движок построен на Zend Framework, что сразу определяет его монструозность. Он большой и тяжёлый. Но и мощный. Но и сырой. Т.е. компания, которая его разрабатывает, берёт деньги за кастомизацию и поддержку, поэтому им нет резона делать коробочную конфетку.
Лучший выбор, если знать и уметь Zend Framework и не бояться неполной руссификации и прожорливости. Имеет смысл на крупных проектах.
  • Prestashop. Проект, который мне весьма понравился.

Это французский могазин, что лично мне бы создало достаточно проблем. Но силами русского комьюнити движок говорит по русски почти как родной.
Ставится на денвер без всяких проблем. Инсталятор хороший, с аяксовыми проверками. Системные требования, похоже, минимальные.
С первых же шагов чувсвтуется забота о безопасности: система принудительно требует переименовать каталог admin и удалить каталог install.
Возможности по первому же взгляду впечатляют.
Больше 130 таблиц в базе данных. На нагрузку ещё посмотрю, но на локальной машине шевелится достаточно быстро. Хотя кое-кто и жалуется на прожорливость.
В распакованном виде занимает 14.5 Мб, но по три с лишним мегабайта на tools, modules, img (демо-данные). Полтора метра js (jquery, tinymce and other stuff). 800 кб админка, 400 кб theme, 350 кб инсталятор. 800 кб за 80 классов.
По первому впечатлению довольно-таки ООП(php5), отчасти MVC, но не слишком ActiveRecord. Просто не вижу, чтобы модель была отдельно вынесена.
Очень серьёзный сервисный подход. Одно только меню «Инструменты» содержит: CMS для создания нескольких статических страниц типа ФАКа. Есть генератор .htaccess и robots.txt. Бэкап БД (прямо в магазине), работа с поддоменами, импорт из .csv, настраиваемое меню быстрого доступа в админке, настраиваемые виджеты, локализация.
Естественно, множество настроек. Очень хорошо поработали локализаторы, жаль только, что для России, а не Украины. Есть скидки, учёт налогов, реферальные программы, etc.
Дофига модулей, поддерживаются четыре способа оплаты (считая вебмани), статусы товаров (ждём оплату, товар закончился, отменено, доставлено, etc). Естественно, куча статистики.
Ей-Богу, с первого же взгляда очень нравится этот магазин по  возможностям, интерфейсу и сервису! Причём, как для админа, так и для покупателя.
Китайское поделие. Сразу впечатление: первый заход на морду дал 30 запросов к базе данных, а следующий — 4. К памяти тоже весьма экономно относится. Т.е. забота о производительности, кэширование…
Первый заход в админку дал 28 запросов.
За 70 таблиц в базе.
И ещё люди тестировали — признали этот магазин самым экономным для сервера.
Из админки можно делать оптимизацию, бэкап и даже прямые запросы: «SQL запрос работает напрямую с базой данных. Вы должны понимать что делаете».
Есть крон. Есть, как и в престо, настраиваемые быстрые пункты меню.
Более продвинутая CMS: не просто страницы, а категории деревом\типами.
Есть интеграция с форумами, в том числе с воблой(3.x), ipb(2.1\2) и phpbb(2.x).
Гостевая, группы пользователей (клиентов).
Рассылки, партнёрки, банеры, смс, доставки\оплаты, бонусы, распродажи.
Переведено неплохо, но не так тщательно, как престо. Однако работа идёт. Есть нюанс: перевод 1.6.2, 1.7.0 и далее — по платной подписке. Поэтому смотрел 1.6.1. Хотя позже на нулледе нашёл перевод для 1.7.2.
Если выбирать между этим магазином и престо, то даже не знаю, что выбрать. Престо понравился больше, особенно тем, как переведён и адаптирован, а здесь есть интеграция с форумами и ещё что-то такое. К тому же здесь гарантированно сильное кэширование.
3.5 мб инклюды, в т.ч. FCKeditor. Из них 1.3 мб что-то насчёт китайской codepage. 2.8 мб админки. 1.5 мб theme. Ещё какие-то data, js, api, wap, etc.
OOP почти нет и такое впечатление, что разобраться с архитектурой и  писать модули\etc будет гораздо сложней. Но в целом достойный кандидат.
Шаблонизатором вроде как смарти, но что-то странное там. Во всяком случае, шаблоны имеют нестандартное расширение.
Люди, которые ужасаются кодом osCommerce и прожорливостью magento, рекомендуют OpenCart. Таблица сравнения на сайте обещает, что движок умеет больше, чем osCommerce и prestashop. Есть русский язык, есть несколько десятков (может, пара сотен в сумме) модулей, шаблонов и т.п. При следующем поиске идеального магазина это кандидат на исследование.
Существуют плагины разных возможностей к разным CMS. Зачастую, если уже имеется сайт и к нему нужно добавить магазин, то лучше всего найти плагин к той CMS, на которой сайт построен. Для друпала это: Ubercart (рекомендую) и e-Commerce. Для джумлы: virtuemart (альтернатив нет и признаю, плагин мощный, но больше тысячи файлов — это что-то с чем-то. Учитывая несколько тысяч файлов джумлы и общую неповоротливость что системы, что плагина). Для вордпресса парочка плагинов есть. Если нужна социальная сеть с магазином — порекомендую InstantCMS…

Какой движок выбрать для сайта. Обзор популярных CMS