Что такое метафора? Примеры метафоры в русском языке
Метафора — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении. Термин происходит от греческого слова μεταφορά («перенос») и был придуман еще Аристотелем.
В основе метафоры лежит сравнение предмета или явления с другим предметом и явлением на основании их общего признака. Слово, которое подменяет метафора, при этом не называется напрямую.
Примеры метафор:
Ледяной взгляд
Золотые руки
Червь сомнения
Осень жизни.
Метафора — один из самых распространенных тропов, художественных средств речи. Метафоры широко используются в литературе, особенно в поэзии.
Читайте подробнее: Тропы в литературе. Примеры и виды литературных тропов
В чем разница между эпитетом и метафорой?
Эпитет — это яркое определение, а метафора — перенесение свойств одного предмета на другой. Эпитеты могут быть составляющей частью метафоры, они помогают лучше раскрыть ее суть.
Например, вот строки из элегии А.С. Пушкина:
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Здесь поэт усиливает метафоры, добавляя к ним эпитеты. Закат жизни становится печальным, а улыбка любви — прощальной.
О том, что такое эпитеты и какими они бывают, можно почитать в отдельном материале Anews.
Виды метафор
По частоте использования можно выделить: общеупотребительные (мудрое решение), общепринятые поэтические (золотая листва) и индивидуально-авторские метафоры (ситец неба).
Эпифора — это стертая метафора, которая от частого употребления уже не воспринимается как сравнение. Например: прошло как по маслу или автомобильные дворники.
Метафора может быть простой, состоящей даже из одного слова, и развернутой — если сравнение используется не один раз, а последовательно на протяжении фрагмента или всего текста.
Метонимия — это замена одного слова на другое по смежности понятий. Например, в выражении «выпил три бутылки», происходит подмена содержимого бутылок на название емкости.
Синекдоха — это перенос общего на частное или наоборот — части на целое. В синекдохе единственное число может использоваться вместо множественного:«И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М.Ю. Лермонтов).
Либо наоборот — множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны» (А.С. Пушкин).
Часть может обозначать целое: «Первая ракетка мира». А целое может использоваться для обозначения части: «Россия забила Саудовской Аравии пять голов».
Примеры метафор в русской литературе
Безымянный червь точил его сердце (Н.В. Гоголь)
Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)
Огнем душа твоя полна (М.Ю. Лермонтов)
Она была — живой костер из снега и вина (А.А. Блок)
Повисли перлы дождевые (Ф.И. Тютчев)
Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковкий)
www.anews.com
Что такое Метафора — Узнай Что Такое
Метафора — это фигура речи, в которой используется слово или выражение в необычном смысле, с существенными сходствами между двумя терминами.
Это слово было принесено из греческого (μεταφορά), где оно означает “изменение”, “перестановка”, “перевод”, “перенос”.
Метафора — это сравнение слов, где один термин заменяет другой. Это сокращённое сравнение, в котором глагол не выражен, а только подразумевается.
Например: “Мой друг — как бык, он сам перетащил тяжёлый шкаф”. Очевидно, что он не бык и вовсе не похож физически на это животное, но он настолько силён, что напоминает быка. В этом примере сравнивается сила животного и этого человека.
Эта риторическая фигура соответствует замене одного термина на другой через аналогию.
Аналогия — это отношение установленного сходства между двумя или несколькими отдельными объектами. Аналогию можно произвести, например, между головой и телом или капитаном и солдатами. Важно отметить, что для того, чтобы произошла аналогия, должны существовать аналогичные семантические элементы между этими двумя терминами.
Метафора — это лингвистический инструмент, часто используемый в повседневной жизни, имеющий важное значение в общении между людьми. Было бы практически невозможно говорить и думать, не прибегая к метафоре.
Недавние исследования показали, что во время разговора люди используют в среднем 4 метафоры в минуту. Часто люди не хотят или не могут выразить то, что они действительно чувствуют. Поэтому они говорят фразы-метафоры, где подразумевается смысл.
Примеры метафор:
- острый ум;
- каменное сердце;
- золотая голова;
- железный характер;
- золотые руки;
ядовитый человек;- золотые слова;
- кот наплакал;
- ежовые рукавицы;
- глухая ночь;
- волчья хватка;
- пятое колесо в телеге;
- наступать на одни и те же грабли.
Метафора — примеры из литературы
«Мы пьем из чаши бытия с закрытыми глазами…»
(М. Лермонтов)
«Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины»
(С. Есенин)
«Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень»
(Н. Рубцов)
«Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать»
(Э. Рязанов)
«Прапорщики воткнулись глазами в царя»
(А. Толстой)
«Небо над портом было цвета телевизора, включенного на пустой канал»
(Уильям Гибсон)
«Все наши слова – лишь крошки, которые падают во время пиршества нашего ума»
(Халиль Джебран )
Типы метафоры
Номинативная метафора
Это средство создания новых терминов, предназначена для образования имён предметов, ещё не имеющих собственного наименования.
Например:
- спутник Земли;
- застёжка-молния;
- ножка стола;
- носик чайника;
- нос корабля (сходство предметов по форме и расположению;
- ручка чашки;
- глазок двери;
- спинка стула;
- роза ветров;
- глазное яблоко;
- белок глаза
- лисички (сорт грибов)
- зонтик (тип соцветия) и др.
«Метафорная свежесть» таких наименований существует лишь в момент номинации. Постепенно внутренняя форма метафоры “угасает”, связь с соответствующим объектом утрачивается.
Когнитивная метафора
Метафоризация значения признаковых (предикатных) слов порождает этот вид метафоры, который имеет познавательную ценность, так как с её помощью человек может постичь абстрактное понятие, исходя из конкретного. Например: встать стеной, тупая боль, острый ум, колючий ответ и т. п.
Согласно концепции Н. Д. Арутюновой из средства создания образа когнитивная метафора превращается в способ формирования недостающих языку значений.
Образная метафора
Метафоризация может сопровождаться синтаксическим сдвигом: существительное переходит из именной позиции в предикатную.
Например: Собакевич был настоящий медведь; он такой заяц, всего боится и т. п. Метафора этого типа имеет целью индивидуализацию или оценку объекта. Образная метафора способствует расширению синонимических средств языка, ведёт к появлению новых синонимических связей (пугливый и заяц).
Концептуальная метафора
Этот тип уже понимается как способ думать об одной области опыта через призму другой, например, выражение «любовные отношения зашли в тупик» можно интерпретировать как реализацию концептуальной метафоры «любовь – это путешествие».
Образы, в которых осмысливается мир, как правило, стабильны и универсальны внутри одной культуры. Несмотря на то, что образ от многократного использования метафоры стирается, связанный с ним положительный или отрицательный оттенок сохраняется.
Концептуальная метафора призвана выполнять в языке функцию формирования новых понятий-концептов на основе уже сформированных. Примеры: предвыборная машина, президентская гонка, поле деятельности.
Что такое троп
Троп — это образный оборот речи, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении, сопоставляются два предмета или явления, которые связаны между собой по смыслу.
Слово «троп» произошло от др. греч. τρόπος «оборот». Используют его для усиления образности языка и художественной выразительности речи. Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве, да и в повседневной речи.
Основные виды тропов:
- метафора;
- метонимия;
- синекдоха;
- эпитет;
- гипербола;
- дисфемизм;
- каламбур;
- литота;
- сравнение;
- перифраз;
- аллегория;
- пафос;
- олицетворение;
- сарказм;
- оксюморон;
- ирония;
- эвфемизм.
Разница между метафорой и сравнением
Метафора предполагает завуалированное, иносказательное, образное сравнение. Сравниваемый предмет называется именем чем-то похожего на него предмета. Сравнение обычно касается однородных или близких объектов.
Смысл метафоры всегда переносный, а в сравнении — прямой. Сравнение строится только с физическими объектами, а в метафоре по-разному.
Метафора, не указывая на наличие сходства, побуждает искать общие качества предметов, а сравнение прямо указывает на сходства между предметами.
Метафора зачастую объёмнее по содержанию, чем сравнение, и вводных слов не требует. В сравнении нередко применяются сравнительные союзы.
Метафора Айсберга
Метафора Айсберга — суть состоит в том, что часто видимая часть айсберга, что на поверхности, очень мала по сравнению с той, что погружена в воду. Эта метафора широко используется для объяснения различных социальных явлений.
Метафору айсберга часто применяют для описания человеческого разума, где поверхностная часть является сознательной, а бóльшая, погруженная — подсознанием.
Эта метафора заставляет людей понять, что часто существует гораздо больше правды, чем могут увидеть наши глаза. С ней мы также можем научиться тому, что ещё есть очень много за пределами поверхностного и оно часто имеет гораздо бóльшую ценность, чем то, что находится на поверхности и видимо для всех.
Этот пример показывает, как применение метафор обогащает наш язык.
Интересное о метафорах
Клаудия Кларидж (Claudia Claridge) в своей книге «Гипербола английского языка: корпусная лингвистика изучения преувеличений» («Hyperbole in English: A Corpus-based Study of Exaggeration») на стр. 73 рассказывает о том, как Рэймонд Гиббс (Raymond W. Gibbs Jr.) в 1994 году, сравнил три исследования.
Все три были сделаны на тему метафор и их использования:
1) первая работа учёных Барлоу, Файн и Поллио (1977 год), которая показала, что в минуту в среднем люди используют в своей речи 1,8 новых метафор и 4,08 старых. Таким образом, они заявили, что в среднем люди используют 5,88 метафор в минуту;
2) вторая работа, в 1989 году, сделанная Грайссером, Мио и Миллисом (Graesser, Mio, Millis), показала использование одной метафоры на каждые 25 слов;
3) уже в 1992 году Восс, Кеннет, Виллей и Энгстлер-Скулер, в свой черёд, выяснили, что люди используют в среднем одну новую метафору каждые 2-3 минуты.
Смотрите также значение Анафора и Оксюморон
www.uznaychtotakoe.ru
что это такое и примеры из литературы
Добрый день, друзья-читатели и сочинители!
С вами Елена Никитина, и сегодня на повестке дня метафора. Поговорим о том, что это такое, как ее обнаружить в тексте и для чего используется этот художественный прием.
Пишущая публика сталкивается с необходимостью сделать свое творчество более привлекательным. Для этого применяются различные средства выразительности, или тропы.
Тропы (от древнегреческого τρόπος — оборот) — фразы, употребленные в переносном значении (объект описания наделяется свойством другого объекта). Они используются для создания художественной образности.
Основными тропами считаются метафора и метонимия. Кроме этого, существует аллегория, иносказание, эпитет, синекдоха, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, ирония, катахреза.
Первые три из них многие ученые склонны рассматривать как частные случаи нашего предмета рассмотрения. Теперь о том, что означает слово «метафора».
Значение термина
Впервые данное обозначение предложил Аристотель, сформулировавший следующее определение.
Метафора — это несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии.
Но ученый понимал метафору очень широко, включая в нее метонимию. С течением времени лингвисты сузили значение понятия, добавив, что перенос значения основан на подобии.
Таким образом, мы понимаем метафору как троп, описывающий один предмет при помощи названия или признаков другого, схожего. Говоря кратко, уподобление по сходству.
Вот пример с объяснением:
Гуляет ветреный кистень
По золотому войску нив… (В. Хлебников)
Колосья сравниваются с войском, а сила ветра – с кистенем, т. е. природные объекты уподобляются объектам человеческого мира и рукотворным предметам.
Этот троп соединяет несоединимое по признаку цвета, объема, формы, фактуры, назначения предметов, а также вызываемых ими ощущений и ассоциаций:
Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт)
В самом деле, стихии огня и воды достаточно далеко отстоят друг от друга — их сводит воедино только уникальная авторская метафора. В обычной речи мы сказали бы: в плеске прибоя.
Метафора «в чистом виде» не называет сравниваемый объект, но он легко восстанавливается из контекста, как показано выше. Иногда (в данном случае — чтобы показать нарастание тактильных ощущений персонажа) ей предшествует сравнение — его легко можно обнаружить по союзам как, словно, будто и др.
Вдруг, неожиданно для себя, обернулся Барыба и, стиснув челюсти, запустил глубоко руки в мягкое что-то, как тесто (сравнение).
– Ах ты етакой, а? Да ты что ж это, вон что, а? Ну, так уж и быть, для тебя согрешу, для сиротинки.
Потонул Барыба в жарком и сладком тесте (метафора). (Е. Замятин)
Тестом называется тело грузной купчихи Чеботарихи, о чем несложно догадаться, читая отрывок.
Классификация
На самом деле, существуют разные виды метафор, и образная – та самая, о которой ведем речь, – лишь кусочек пирога. Но зато самый лакомый.
Образ – это отражение внешнего мира в нашем сознании. В сознании поэтов он отображается несколько иначе – потому-то мы не перестаем удивляться яркости, неожиданности их метафор:
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. (Б. Пастернак)
Чем более удалены друг от друга, не похожи между собой предметы, сопоставленные в метафоре, тем более сочной и запоминающейся она получается.
Образ здесь может вмещаться в слово, выражаться словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством (смысловым отрывком текста, состоящим из одного или нескольких абзацев, скрепленных общей темой), распространяться на главу или даже разворачиваться в пределах большого произведения (как, например, представление людей как марионеток в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»).
Вот тут мы подходим к видам метафор.
По восприятию выразительности выделяют резкую (живую: крылья огня) и стертую (забытую, неосознаваемую: ножка стула) метафору. К последней близка метафора в виде формулы – она представляет собой застывшее выражение: книга жизни, чаша бытия.
В отдельный вид (и это уже по объему) просится развернутая метафора, которая охватывает весь фрагмент речи, как в стихотворении:
Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя,
И волна, проблистав белизной в вышине,
Точно конь, распаленный от бега и боя,
В напряженье предсмертном домчалась ко мне.
И за нею другие, как белые кони,
Разметав свои гривы, несутся, бегут,
Замирают от ужаса дикой погони,
И себя торопливостью жадною жгут.
Опрокинулись, вспыхнули, вправо и влево, —
И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней,
На песке умирают в дрожании гнева
Языки обессиленных белых огней. (К. Бальмонт)
Реализованная метафора используется для создания комической ситуации, часто представляет собой понимаемый буквально фразеологизм:
Чтобы стала жизнь, как мед,
Счастье выпало большое,
Молодежь свое возьмет,
Прихватив еще чужое. (Е. Запяткин, творящий под псевдонимом ЗЕВС)
Или вот еще: Ушел в себя, вернусь не скоро.
Функции
Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?
Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.
- Эмоционально-оценочная
Наряду с образностью, говорящий может вызвать у собеседника какие-либо эмоции и, что часто бывает, породить новый образ: Отелившееся небо лижет красного телка. (С. Есенин). Сравнение месяца с новорожденным теленком вызывает нежность, умиление, теплоту.
- Номинативная (назывная)
Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.
- Познавательная
Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).
- Я бы еще выделила мнемоническую функцию, вытекающую из предыдущей.
Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
История метафоры
Если углубляться в историю языка, все наши переносные и вторые словарные значения, такие как ручка двери и горлышко бутылки в прошлом были метафорами. Первый произнесший их художник слова, как и его слушатели, осознавал образность фразы. И настолько всем она понравилась, что прочно закрепилась в языке и утвердилась в качестве единственно возможного варианта наименования предмета.
Более того, так образовывалось едва ли не каждое привычное нам слово. Так, выдающийся ученый А. А. Потебня приводит в пример слово окно: когда-то оно образовалось от слова око, т. е. в поэтическом представлении наших предков связывалось с очами дома.
Именно это метафорическое представление о слове (названное Потебней внутренней формой) и закрепилось в русском языке (а также в чешском, польском, словенском, словацком), в отличие, например, от английского window, образованного от wind (ветер). Кстати, в родственном нам болгарском окно звучит как прозорец, что тоже передает идею взгляда.
И сейчас, как во все времена, метафора принимает живое участие в творении повседневной речи, а вместе с ней – и реальности. Ибо, как сказал В. Гумбольдт, мы воспринимаем мир не иначе как сквозь призму языка, на котором говорим. Да-да, язык не только выражает, но и формирует наши понятия. Кому интересно подробнее, почитайте в интернете о языковой картине мира этноса.
Возвращаясь к теме, напомню, что наименования таких знакомых предметов, как компьютерная мышь и значка @ (собака) – тоже метафоры, только стертые, неосознаваемые как образные выражения. Тем более, поэтичность совсем забудется, когда проводные мышки окончательно исчезнут из употребления.
В разные времена метафора может осознаваться по-разному. Может утрачивать, а может приобретать выразительность.
Так, в повторяющейся строчке из гомеровской «Одиссеи»:
Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос… (Перевод В. Жуковского)
для нашего восприятия заря в образе молодой девушки и солнечные лучи в виде ее пальцев определенно метафоричны. Но для древних греков все было иначе. Их божества вначале отождествлялись с природными стихиями, а затем стали антропоморфны (приняли человеческий облик). И эллины верили, что каждое утро сама богиня Эос показывается над горизонтом, а тонкие розовые облачка – ее персты.
Сфера применения
Метафора — главный из тропов, т. к. она рождает яркие, интересные, неожиданные образы.
Перенос значения глубже и тоньше передает чувства, эмоции, ощущения героя (иногда равного автору), а потому широко используется в литературе и публицистике.
Однако не стоит думать, что этими сферами ее употребление ограничено. Человеку свойственна потребность в образности – недаром ей богато украшены народные пословицы и поговорки:
- В каждой бочке затычка.
- Моя хата с краю.
- В тихом омуте черти водятся.
Неизменным успехом у слушателей пользуются рассказчики, уснащающие свою речь различными тропами. Следовательно, в разговорной речи без них не обойтись. Метафора проникает даже в жаргон: получить по тыкве.
В ораторском искусстве для влияния на аудиторию этот прием незаменим. Что уж говорить о рекламе!
Чем ярче образ товара, тем сильнее он воздействует на потребителя. В рекламе важно задействовать именно чувственное восприятие целевой аудитории, что и достигается при помощи данного тропа.
К примеру, слоган — Тамада грузинских вин, придуманный для вина фирмы “Тамада”, создает богатый ассоциативный ряд с щедрым застольем, весельем, знаменитым грузинским гостеприимством, широтой души и т. д., попутно метафорически представляя названную марку как главаря пиршества.
Способ обнаружения
Если возникает вопрос, как найти метафору в тексте, можно поступить следующим образом:
- Прочитайте текст.
Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора. Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения, как в примере про море (несколько раз упоминается слово конь, упоминаются конские гривы, глаголы, означающие свойственные лошадям быстрые движения и т. д.)
- Найдите слова в переносном значении.
Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально (войска золотого цвета, стоящего в поле и разметаемого кистенем, в реальности не существует). Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.
- Установите, что скрыто за переносным значением.
Так, клавишей стая — это, как минимум, октава, как максимум — все клавиши фортепиано. Здесь в переносном значении употреблено слово стая, т. к. клавиши уподобляются птицам (а само стихотворение описывает игру на фортепиано), но никак не наоборот.
- В “классической” метафоре сравниваемый предмет не называется.
Пригоршнями водяных горошин
Плещет черноморская
Волна. (С. Есенин)
С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.
Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:
Как лампы с абажуром,
Светятся медузы из воды…
Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.
- Подумайте, по какому признаку сопоставлены два понятия.
Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.
Повседневная польза
Метафора существует не только на страницах книг. Она живет в воображении своего создателя. Чем более развито воображение, тем более метафорично мыслит и живет человек. Зачастую такой способ мировосприятия помогает творить не только художественные произведения, но и собственную реальность. Как минимум – формировать отношение к окружающей действительности.
Помню, в студенческие годы мне было проще переносить различные неурядицы, осознавая свою жизнь как кино. Что характерно, такая ассоциация у меня присутствовала и в детстве (под влиянием модных «мыльных опер»), только не совсем отчетливо понималась.
Рожденный примерно на втором курсе «манифест актрисы», неоднократно вспоминаемый впоследствии, помогал мне справляться с разными стрессами:
Моя жизнь — как кадры кинофильма,
Как еще не снятый сериал.
Непонятно только, кто всесильный
Для меня сценарий написал.
Я снимаюсь только в главной роли –
Иногда, к несчастью, не в своей –
В окруженье множества героев
И эпизодических ролей…
Метафоры стимулируют правое полушарие, отвечающее за образное восприятие. Емкий образ вызывает в сознании чувственно воспринимаемые ассоциации. Это не только способствует творческому развитию, но и помогает решить трудные логические задачи. Так наши предки соорудили сложные технические механизмы, наблюдая за строением животных и птиц. Используя метафоры и аналогии, мы порой неожиданно для себя находим выход из ситуации.
Это выразительное средство помогает погрузить человека в транс и наладить общение с ним. Не случайно на метафорах основаны различные магические тексты, например, заговоры:
Месяц в небе, солнце в дубе, червяк в зубе. Аминь, аминь, аминь.
В межличностном общении использование пословиц, поговорок (не без участия данного тропа) помогает выразить свою мысль твердо, не обижая собеседника:
- На чужой каравай рот не разевай.
- Под лежачий камень вода не течет.
На уроках литературы подмечается, как троп раскрывает внутренний мир автора:
Ах, как птицы поют – так в неволе не спеть.
Это сладкое слово «свобода»!
Соловьи, соловьи, я б хотел умереть
Под акафист подобного рода! (Иеромонах Роман (Матюшин))
В одном емком слове акафист (радостная хвалебная песнь в честь святых) и мировосприятие, и жизненный путь поэта-монаха.
Но ведь люди пользуются метафорами и в обычной жизни. Наблюдение за излюбленными выражениями собеседника, пусть не его собственными, позволяет сделать выводы о его характере, темпераменте, ценностях, кругозоре.
Так, использование «военных» терминов (победа, поражение, атака, наступление): мама меня атакует, я сегодня победил математичку – получил «пятерку». – и т. д. говорит о важности физической и моральной силы для человека.
Изучив речевое поведение собеседника (т. е. его частые выражения, темп и характер высказываний (конструкцию предложений, их объем)), мы можем немного подстроиться под него для облегчения диалога. Мне помогало в работе с умственно отсталыми детьми.
Не случайно метафоры используются в притчах, помогая создать сильные, понятные и запоминающиеся образы, и в детских жанрах фольклора – для развития образного мышления малышей.
Кузница метафор
Как мы видим, повседневная человеческая деятельность без метафор не обходится. Еще важнее правильно использовать этот троп в словесном творчестве, чтобы научиться писать красиво. Любители чтения, а тем паче сочинения, согласятся, что пара-тройка емких фраз освежает, ободряет текст, добавляет ему привлекательности.
Как же сотворить яркие метафоры, украшающие тексты?
По словам А. А. Потебни, «искусство есть деятельность», т. е. поэзия не отображает готовые, а творит новые идеи. Поэтому сложно специально сочинять метафору. Невозможно метафорой отразить существующее – его надо заново выдумать.
Нет, разумеется, описывая море, мы не выдумываем его – оно прекрасно существовало и до нас – мы просто каждый раз придумываем новый его образ. Уверена, для многих бальмонтовское сопоставление прибоя с пожаром, приведенное выше, было весьма неожиданным. Для меня – точно.
Как и в любом творчестве, нужен источник вдохновения. Это не только сама окружающая действительность, но и ее описание классиками и современниками. Больше читайте интересных текстов – и рука сама потянется сотворить нечто не хуже.
Очень хорошо, если вдохновляющее творчество будет разноплановым. Потому что восточная цветистость речи (Он свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания. Л. Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине) – это одно, есенинская природная образность – совсем другое, а выразительность современных авторов – третье. Механизм мышления, традиции и, следовательно, результат отличаются.
Из современников меня очень вдохновляет (как удобно, что далеко ходить не надо!) творчество моей бывшей одногруппницы Ольги Юрьевой.
Пусть это (пока еще) не признанный автор, но пожелаем ей успеха. А вообще учиться можно не только у великих. Многие художники создают шедевры по мотивам творчества своих детей.
Читая понравившийся текст, задумывайтесь над тем, как создана метафора. С чем сравнивается предмет? А с чем бы сравнили его вы? Попробуйте записать на листочке несколько ассоциаций. Впоследствии к списку можно вернуться, чтобы дополнить его или почерпнуть идею.
Если вам повезло найти творческое общество (хотя бы в лице одного друга), устройте мозговой штурм. Это помогает хорошо. Мои воспитанники из интерната в игре в ассоциации выдавали мне замечательные результаты.
Если собственно метафоры, т. е. скрытые сравнения, даются не очень легко, попробуйте придумать побольше «обычных» сравнений и трансформировать их в метафоры.
Возможно, поначалу ничего, на ваш взгляд, оригинального не получится. Как говорится, терпенье и труд все перетрут.
Все же, творя образ, достойный включения в текст, не забывайте, что до вас его могли сотворить другие. Очень часто в нашей поэзии глаза сравниваются с озерами:
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут… (С. Есенин)
Или:
Как озера, глаза твои синие…
В тех озерах — такая синь!
Горизонта теряется линия
В запределье хрустальных глубин. (Динислам Алтынгузин, современный поэт из Башкортостана)
И по запросу Яндекса найдется немало поэтических сопоставлений.
Есть даже рекомендации по составлению комплимента с этой метафорой.
Поэтому, как бы ни манила неисчерпаемая бездонность озерного образа, попробуйте переключиться на другие варианты:
Не мигают, слезятся от ветра
Безнадежные карие вишни… (А. Вознесенский)
Или так: эти глаза напротив — калейдоскоп огней… (Т. Сашко)
Кстати, интересно, какие ассоциации с глазами родятся у вас. Делитесь в комментариях!
В заключение – замечательное метафорическое пожелание всем творящим:
Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него, —
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой. (К. Бальмонт)
iklife.ru
Что такое метафора? Примеры метафор в литературе, поэзии, кино
Автор: Костильен Пелих / Опубликовано:11.04.2019 / Последнее обновление: 1.08.2019
Термин «метафора» принадлежит к сфере языкознания и произошел от греческого слова, которое в переводе означает «перенос». Стало быть,
Основная функция метафоры – создание запоминающегося образа с помощью сравнения предмета с другими объектами. В результате, образ становится сильным, емким и имеет больший эффект благодаря необычности используемых сравнений.
Метафоры широко используются в литературе ввиду своей поэтичности. Прием характеризуется переносом свойств одного предмета или явления на другое, используя свойственный для обоих признак. Метафорой может быть одно слово или целое выражение. Вот несколько примеров:И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
А.С. Пушкин.
Его слова были как бальзам на душу.
Одели коньки и побежали по зеркалу реки.
Огнем полна твоя душа.
Костер рябины красной.
У него море денег.
Ему палец в рот не клади.
Дело чести.
Теплый ветер ласкал лицо
Не стоит путать метафоры с эпитетами – определениями, добавляемыми к предметам для большей выразительности, например: железный характер, каменное сердце, острый ум и др. Эти художественные приемы могут использоваться друг с другом, дополняя друг друга и создавая еще более интересные образы.
Метафора – это скрытое сравнение
Из чего состоит метафора?
Метафоры постоянно используют в повседневной жизни, часто неосознанно. На основании наличия общих свойств мы называем одним и тем же словом разные предметы. К примеру, на основе общих признаков «острый» и «колючий» мы называем иглой:
- Инструмент хирурга и швеи.
- Листья хвойных деревьев, которые выглядят как иглы.
- Образования, заменяющие некоторым животным мех (например, иголки у ежа).
Люди часто сравнивают других людей, поведение которых им не нравятся, с животными. Например, «козел» и «баран» по отношению к человеку часто используются, чтобы поставить под сомнения умственные способности последнего. Общий признак в данном случае – неосмысленное поведение, которое свойственно животному, но не человеку.
Итак, метафора состоит из:
- Предмета, который с чем-либо сравнивают. Это может быть любой одушевленный или неодушевленный предмет, а также явление.
- Образа – то, с чем сравнивают предмет.
- Общего признака – то, что свойственно и предмету, и образу.
Метафора состоит из существительного + существительное в родительном падеже
Метафоры в литературе
Писатели и поэты применяют метафоры в разных целях. Для кого-то, как для Шекспира, смысл имели именно значения, получаемые в результате применения приема. Другие драматурги, воспитанные на принципах реализма, менее склонны к использованию переносных значений. Метафора может быть целью создания образа и даже произведения, упражнением для того, чтобы максимально удалиться от первоначального значения слова.
Метафоры очень часто встречаются в прозе и поэзии для передачи ощущений посредством образов:
Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.
С. Есенин.
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;А. Фет
Улыбается осень сквозь слезы,
В небеса улетает мольба,
И за кружевом тонкой березы
Золотая запела труба.А. Блок
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита —
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!Федор Тютчев
Отличие метафоры от эпитета и олицетворения
Язык очень гибкий инструмент обладающий большим запасом средств художественной выразительности. Некоторые из художественных приемов схожи, но все-таки не тождественны. Попробуем подчеркнуть различия между метафорой, эпитетом и олицетворением.
Метафора – это скрытое сравнение. Например, “горит костер рябины красной” – подразумевается, что рябина яркая и красная как костер. Подобное скрытое сравнение можно перефразировать с помощью слова “как”. Например, “зеркало реки” – река как зеркало. В случае с эпитетом, к слову добавляется определение, например: железные нервы, сверкающие глаза, тонкий слух. Но если сказать “острие слуха” или “огонь глаз” то это уже метафора. Для олицетворения характерно переносить характеристики живого на неодушевленные предметы и явления, например: лес проснулся, река дремала, зима боролась с весной.
Отличие метафоры от эпитета и олицетворения
Виды метафор
Поиск общих признаков обычно отражает:
- Общность формы объектов. Например, кольцом называют украшение, которое носят на руке. Кроме того, бывает кольцо сигаретного дыма. Шляпка может быть у леди и у гвоздя.
- Общий цвет. Например, коралловыми губы женщины называют из-за цвета кораллов, которые можно найти в море. Золотыми руки называют из-за того, что этот драгоценный металл имеет большую ценность. То, что делается руками, сравнивается с ценностью золота.
- Похожие функции. Дворники убирают метлой территорию около дома и стекла автомобилей. Стальными нервы называют потому, что происходит сравнение психической уравновешенности с прочностью стали.
- Одинаковое положение. Нижнюю часть горы часто называют подошвой потому, что она находится снизу, как у обуви.
Метафора может быть:
- Резкой, ее также называют диафорой. Для сравнения используют максимально удаленные по смыслу понятия или явления. Например, лить бальзам на душу.
- Стертой (или общепринятой). Встречается в словах и выражениях, которые так прочно вошли в обиход, что мы не ощущаем переносного значения. Например, ножка стула или носик чайника.
- В виде формулы. Как и в случае со стертой метафорой, используются заезженные, стереотипные выражения. Например, острый язык.
- Развернутой. Такая метафора используется в большом фрагменте текста или, как в примере, стихотворения:
Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя,
И волна, проблистав белизной в вышине,
Точно конь, распаленный от бега и боя,
В напряженье предсмертном домчалась ко мне.
И за нею другие, как белые кони,
Разметав свои гривы, несутся, бегут,
Замирают от ужаса дикой погони,
И себя торопливостью жадною жгут.
Опрокинулись, вспыхнули, вправо и влево, —
И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней,
На песке умирают в дрожании гнева
Языки обессиленных белых огней.
К. Бальмонт.
- Реализованной. Переносное значения слова или фразы не учитывается. Она становится забавной и даже смешной:
Дa нa вac жe лицa нeт – нa вac тoлькo pyбaшкa и бpюки.
C.Coкoлoв.
Согласно классификации, предложенной советским лингвистом Н.Д. Арутюновой, метафоры могут быть:
- Номинативными – та самая ножка стула.
- Образными – передающими сходства предметов и явлений по форме, ощущениями. Например, узкий круг друзей.
- Когнитивными (или концептуальными). Сравниваются объекты и явления на основе их осмысления. Например, любовь – боль, острый конфликт.
- Генерализирующими. Значение слова стирается, в результате чего оно приобретает другие значения. Например, кариес мировоззрения.
В кино и рекламе
Создатели фильмов часто дают своим произведениям метафорические названия, намекающие на события, которые будут происходить на экране. Например, «Грязные танцы».
Прием также активно используется в рекламе для привлечения пользователей. Рекламодателю жизненно необходимо заставить его запомнить товар с помощью ярких и эффектных образов.
Видео
Загрузка…Поделиться:[addtoany]
androfon.ru
Что такое олицетворение. Примеры. Метафора, олицетворение и эпитет
Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Их наделяют способностью говорить, думать, чувствовать.
O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)
Море — смеялось. (М. Горький)
Олицетворение и метафора
Синонимы к слову олицетворение — одушевление, персонификация, прозопопея.
Олицетворение — средство выразительности речи, один из видов метафоры (использования слов в переносном значении). Как и любые метафоры, олицетворения бывают общепринятыми, и оттого стертыми.
Примеры олицетворения:
Снег идет
Лес проснулся
Ласковый дождь
Ночь подкралась
Поющая гитара
Голос ветра
Компьютер ожил
Ударил мороз
А бывают неповторимые, авторские олицетворения:
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
А.С. Пушкин
Олицетворение — это всегда перенос качества с живого на неживое («посмотри, как дремлют ивы»), а метафора может возникать и на основе сходства неодушевленных предметов («зеркало реки»), и на основе переноса свойств неживого на живое существо («каменное лицо»).
Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно («за окном злится буря»). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.Анна Ахматова
Зачем нужно олицетворение и где его используют
Олицетворение позволяет автору создать глубокий художественный образ — яркий и неповторимый. С помощью олицетворения описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям.
Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:
Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась капель. «Я! я! я!»-звенит каждая капля, умирая; жизнь ее — доля секунды. «Я!» — боль о бессилии.
М.М. Пришвин
Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах:
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Дело мастера боится.
Морда просит кирпича.
Олицетворение и эпитеты
Олицетворение может быть украшено эпитетами — образными определениями. Это делает олицетворение более ярким и оригинальным. Например, в стихотворении Заболоцкого «Утренняя песня»:
А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песнюНиколай Заболоцкий
Олицетворение и аллегория — в чем разница?
Иногда олицетворение путают с аллегорией — передачей абстрактного понятия с помощью конкретного образа (например, голубь — символ мира).
Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: «Горные вершины спят во тьме ночной». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.
Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!М.Ю. Лермонтов
Морской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова
Олицетворение. Примеры из литературы
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
А.С. Пушкин
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М.Ю. Лермонтов
И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заострённой,
Где воздух, свет и думы — заодно,
И грудь дрожит от страсти неминучей,
И веткою всё просится пахучей
Акация в раскрытое окно!
А.А. Фет
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И. Тютчев
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М.В. Исаковский
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б.Л. Пастернак
www.anews.com
Словарь метафор русского языка
Составим небольшой словарь метафор, которые прочно вошли в нашу речь. Учтем, что многие фразеологизмы являются метафорами.
- Ахиллесова пята
- бегут (мчатся) облака
- бездонное небо
- без гроша в кармане
- безмолвная улица
- бледное небо
- бойкий спор
- борьба без правил
- брачные оковы
- бряцать оружием
- бутылочные (изумрудные) глаза
- быть под каблуком
- быть на высоте
- вверх тормашками
- вдаваться в тонкости
- в духе времени
- ведет себя как хитрый лис
- вешать нос
- визг пилы
- вилами по воде писано
- витать в облаках
- взирать с высоты
- взобраться в гору
- вложить всю душу
- вой ветра
- возводить потёмкинские деревни
- волки сыты и овцы целы
- волчья хватка
- воронка разрыва
- вставлять палки в колеса
- втирать очки
- выдоить все деньги
- выдохшийся человек
- вызвать на «ковёр»
- выплеснуть младенца вместе с водой
- вытравить из сознания
- гвоздь программы
- глаз-алмаз
- глухая ночь
- говор ручья
- головка сыра
- гора вещей
- горбатые крыши
- горит лампочка
- горячая любовь
- гребень птицы
- грибы лисички
- губа не дура
- деликатный вопрос
- дерево стоячее
- деревья-карлики
- держать язык за зубами
- дождь барабанил
- дождь прошёл
- дремлет дорога
- дуги бровей
- душа ушла в пятки
- ежовые рукавицы
- железная воля
- железный характер
- железное здоровье
- железные мускулы
- железные нервы
- жемчужина поэзии
- завыл ветер
- загадывать вперёд
- загнать себя в угол
- загоготал (заржал) от удовольствия
- зайти в тупик
- заложить фундамент отношений
- запускать руку в кассу
- зарыть топор войны
- засучить рукава
- зелёная молодежь
- золотая голова
- золотая листва
- золотая осень
- золотое сердце
- золотые руки
- золотые слова
- зубастый парень
- изливать душу
- каланча (о чрезмерно высоком человеке)
- каменное лицо
- каменное сердце
- кипит желание
- кисель дорог
- кислое выражение лица
- кисея тумана
- ключ проблемы
- кольцо колбасы
- концы с концами не сходятся
- коралловые губы
- корень слова
- кот наплакал
- крошка (о маленьком ребёнке)
- крутая машина
- крыло здания
- ласковые лучи
- лбом стену прошибать
- ледяное сердце
- ледяной взор
- лента дороги
- лес голосов
- лес рук
- лёд (броня) равнодушия
- листья пропитались солнцем
- луковки церквей
- луч надежды
- любопытный вопрос
- мальчик для битья
- мачты стонут
- медь волос
- много воды утекло
- море голов
- море проблем
- мрачнее тучи
- мудрое решение
- найти общий язык
- наступить на любимую мозоль
- начать с чистого листа
- небо на ладони
- неверный глаз
- не зная броду, соваться в воду
- ни капли таланта
- ни перед чем не останавливаться
- ножка стула
- нос корабля
- облако ходячее
- огонь губ
- огненный шар
- оказаться прижатым к стене
- оставить мокрое место
- отложить на черный день
- оставлять зарубки на память
- острое зрение
- острые скулы
- открыть себе путь
- отплатить той же монетой
- паутина лжи
- палка о двух концах
- песочная рубаха
- плечи рычага
- погасить ссору
- подошва горы
- подтянуть потуже пояс
- поезд ползет еле-еле
- пойти как по маслу
- пойти легким путем
- полилась мелодия
- попасть в переплёт
- поставить шах и мат
- поток (океан) слёз
- потускневший взгляд
- приложить руку
- притормозить
- пробить стену непонимания
- провалиться на месте от стыда
- пузатый чайник
- пустая голова
- пустить корни в городе
- пшеничные усы
- пятое колесо в телеге
- раскурить трубку мира
- рев водопада
- розовые мечты
- рубить с плеча
- рыльце в пушку
- самому в петлю лезть
- с глазу на глаз
- сесть в калошу
- сиреневый туман
- скрипучий голос
- сладкие речи
- служебная лестница
- соль разговора
- солнце садилось
- ствол орудия
- стена дождя
- столкнуться с преградой
- считать каждую копейку
- тёплая встреча
- туча комаров
- тучка золотая
- тяжёлая артиллерия
- увязнуть в трясине лжи
- усталые капли пота
- учить азы
- факел знаний
- хвост кометы
- цвет общества
- цепи рабства
- цепь озер
- часы идут
- человек-волк
- чёрная зависть
- чёрная измена
- чёрные мысли
- чугунные ладони
- шепот листвы
- широко простирать руки
- шоколадный загар
- ядовитый человек
- янтарный блеск
Словообразовательные метафоры
Белоручка, безмозглый, бесчеловечный, бесхребетный, бессердечный, быстротечный, бычиться, буквальный, взбеленить, взыграть, взгреть, веский, возродиться, волнолом, горлан, глубокомыслие, дармоед, дальновидный, двоедушный, душегрейка, жестокосердие, ежиться, захребетник, змеистый, змеевик, издержать, легковесный, мальчишество, маячить, миндальничать, мироед, меднолобый, молокосос, нахлебник, небоскреб, новоиспеченный, обездушить, окрыситься, охладеть, перешеек, предвкушать, приземистый, приструнить, проныра, пылкий, сатанеть, скотство, сердцевед, сердцеед, сладкогласный, сластолюбие, услаждать, цепенеть, цыганить, школить, юлить.
В лексике русского языка особое место занимают авторские (индивидуальные) метафоры, которые отличаются яркой образностью, необычностью, а также единичностью своего употребления. Такие метафоры создаются писателем в художественном произведении и не получают общеязыкового распространения.
Приведем примеры авторских метафор из произведений художественной литературы и поэзии.
Примеры метафор из художественной литературы
Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
* * *
Волны несутся гремя и сверкая. (Ф.И. Тютчев)
* * *
Умильная прелесть (Ф.И. Тютчев)
* * *
Замшевая походка. (В.В. Набоков)
* * *
Царапающий взгляд. (М. Горький)
* * *
Я хочу кинжальных слов. (К. Бальмонт)
* * *
Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. (Н.С. Тихонов)
* * *
Пустых небес прозрачное стекло. (A. Ахматова)
* * *
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева)
* * *
Мама и убитый немцами вечер. (В. Маяковский)
* * *
Немой покой. (И.А. Бунин)
* * *
Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы. (Б. Л. Пастернак)
Метафоры из русского фольклора
- добрый молодец
- грозный царь
- удалой боец
- дума крепкая
- дума черная
- сердце жаркое
- плечи богатырские
Метафоры в произведениях С.А. Есенина
Кудрявый сумрак.
* * *
В саду горит костер рябины красной.
* * *
Березовым веселым языком.
* * *
Руки милой — пара лебедей
В золото волос моих ныряют.
* * *
Ты — мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
* * *
«Черемуха»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
* * *
Дымом половодье
Зализало ил.
Желтые поводья
Месяц уронил.
* * *
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.
* * *
Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной.
* * *
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
* * *
Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед,
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет.
* * *
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
* * *
Младенцем завернула
Заря луну в подол.
* * *
Сердце гложет плакучая дума…
* * *
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.
* * *
Метафоры в произведениях А.С. Пушкина
«К Чаадаеву»
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
* * *
«Анчар»
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила…
* * *
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
* * *
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах;
Дул север. Плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.
* * *
«Евгений Онегин»
У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Метафоры в произведениях А.А. Фета
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
* * *
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
***
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
***
«На стоге сена ночью южной»
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
Метафоры в произведениях А.А. Блока
«Снежное вино»
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вюгах вкруг тебя.
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
***
В легком сердце — страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак.
Над бездонным провалом в вечность,
Задыхаясь летит рысак.
***
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
***
Горек мне мед твоих слов.
***
Змеиные кудри.
***
Гадать по картам ночи.
***
Вопли скрипок.
russkiiyazyk.ru
Чем метафора отличается от эпитета? Примеры
Метафора является скрытым сравнением, чем отличается от эпитета — образного определения предмета или явления.
Метафора и эпитет являются тропами художественного стиля речи. Эти образные средства делают речь выразительной и яркой. Оба тропа возникают на уровне ассоциативных связей между признаками, состоянием или действий явлений и предметов, и-за чего иногда бывает затруднительно определить отличие метафоры от эпитета. Чтобы выяснить, чем отличается метафора от эпитете, вспомним основные черты интересующих нас художественных средств языка.
Метафора — средство речевой выразительности
Метафора возникает как перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства зрительных и слуховых восприятий, эмоционально-психологических и вкусовых представлений, внутренних и внешних особенностей предмета или явления (размера, формы, расположения в пространстве, функции и пр.).
Этот вид тропа основывается на сопоставлении нового предмета с уже известным, нахождении точек соприкосновения в чем-либо и выделении их общих признаков, например:
- человек шепчет — шепот волн;
- беседа с другом — беседа птиц;
- синее море — море радости;
- плач ребенка — плач сердца.
Эпитет — образное определение
Ни одно художественное произведение не состоится без определений, обозначающих предметы или явления действительности. В произведениях литературы определения существуют особенные, которые не только называют признак предмета, но и выражают эмоциональное, образное восприятие действительности художником слова. Такие образные определения называются эпитетами.
Понаблюдаем, как мастерски использует эпитеты поэт А. К. Толстой:
Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо,
В полуденных лучах следы недавней стужи
Дымятся. Теплый ветер повеял нам в лицо
И морщит на полях синеющие лужи.
Эпитеты помогают создать образную картину мира. Автор через призму своего эмоционального восприятия смог расцветить её красками слов-эпитетов и сделал яркой и выразительной.
Отличие метафоры от эпитета
1. Метафора — это образное скрытое сравнение, которое можно превратить в сравнительный оборот, например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой.
А. С. Пушкин
Поэт употребил метафору, в которой улей подобен келье, сделанной из воска:
улей — келья из воска.
Эпитет — это художественное определение, которое невозможно трансформировать в сравнительный оборот.
2. Эпитет характеризует конкретный предмет иногда с неожиданной стороны. В метафоре не существует такой конкретики. Метафора возникает в результате ассоциативной связи между двумя предметами, в результате чего возникает на основе их подобия поэтический образ.
3. Эпитеты обычно выражаются прилагательными, существительными-приложениями, наречием, обозначающим образ действия.
Метафора представляет собой оборот речи, состоящий из слов разных частей речи. Метафора бывает развернутой, в составе которой используются эпитеты как её составляющая часть, например, читаем у В. В. Маяковского:
Парадом развернув
моих страниц войска,
Я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжёло,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Поэт уподобляет свою поэзию грозному оружию, а виды её и художественные средства — оружию разного рода войск. Метафору дополняют эпитеты, создавая всю полноту яркого поэтического образа.
russkiiyazyk.ru