Как работать на гончарном круге для начинающих – Работа на гончарном круге. Урок №1. Центровка

Работа на гончарном круге. Урок №1. Центровка

Здравствуйте, уважаемые … все)) Итак, мы начинаем с вами разбирать основные этапы работы на гончарном круге. Сегодня мы будем учиться центровке. Это один из самых сложных этапов для начинающих практиковаться в гончарном деле. Он чем-то схож с процессом воспитания детей — здесь, также как и от ребенка, от глины нужно добиться послушания. А это ох как не просто…

Для работы нам понадобится гончарный круг, миска с водой, подготовленный кусок глины, струна, губка, ну, и, конечно же, благодарные зрители)).

Для начала нужно проверить глину на мягкость. Если на глине легко остаются следы от пальцев, но в то же время она не прилипает к ним (т.е. не очень жидкая), то переходим к следующему шагу. Если же нет, и глина жесткая, — ее надо обернуть мокрой тканью и положить в целлофановый пакет на некоторое время. Если же глина слишком мягкая, то ее надо подсушить.

Теперь отрезаем струной кусок нужного нам размера. Как правило в глине есть пустоты, также она может оказаться неоднородной по составу и по плотности.

Поэтому перед тем, как положить глиняный комок на гончарный круг, его нужно хорошенько похлопать рукой. (Иногда это приходится делать и с детьми, но лучше найти к ним другой подход 🙂 Заодно мы формируем из нашего комка шар.

Теперь нам нужно взять небольшой кусочек глины, включить гончарный круг

и размазать глину тонким слоем по кругу. Этот слой нужен, чтобы рабочий ком глины хорошо прикрепился и не улетел во время работы.

Выключаем круг и прикрепляем наш основной кусок, хорошенько прижимая глину по периметру.

Теперь в дело вступает вода. Это наша смазка, она не дает глине прилипать к рукам. Воду нужно подливать периодически — по мере ее стекания и впитывания в глину.

Теперь снова включаем гончарный круг и приступаем к центровке. Двумя руками немного сдавливаем наш комок. Тут важно зафиксировать руки, чтобы они не «прыгали» от неровностей глины. Как раз здесь и нужно добиться от глины послушания — чтобы не руки шли вслед за глиной, а глина шла за руками.

Как в случае с детьми, нужно обязательно добиваться от них выполнения своих обязанностей (убирать игрушки, например), так и с глиной — нужно «настоять на своем». И также, как и с детьми, важно не «пережать» — этим вы можете оттолкнуть от себя ребенка, глина же сильно деформируется или просто слетит с круга.

Здесь нужна мягкая сила.

Постепенно сужаем комок, чтобы он превратился в конус. При этом правая рука надавливает сильнее, а левая поддерживает.

Вот на этой картинке видно какие участки рук участвуют при центровке.

Не забывайте убирать лишнюю воду губкой.

Если у вас большой ком глины, то можно применить еще такой «супер-захват» гончарного кунг-фу. Правая рука является рабочей, она упирается локтем в живот, левая рука крепко держит правую, помогая ей не реагировать на толчки глины. (Иногда родителям нужно объединить свои усилия в воспитании 🙂 Медл

goncharnoe-delo.ru

центровка – мастер-класс для начинающих и профессионалов

В этом уроке я объясню, как центровать глину на гончарном круге.

Центровка — самый сложный и самый важный этап гончарки.

Секрет прост и сложен одновременно. При центровке давить на глину надо навстречу движению, достаточно близко к центру, но не в центр и не походу движения.

Рассмотрим для начала схему:

Перед нами гончарный круг, вращение против часовой стрелки, как для правши. Правая рука ложится на глину первой. Запястье прямое. Тянем к себе, как бы подтягиваясь.

Так это выглядит вживую.

Левая рука ложится поверх правой и давит запястьем вперёд, левее центра, одновременно сжимая кусок глины пальцами через пальцы правой руки.

Выдавливаем глину в довольно высокую «колбасу». Делается это для того, чтобы закрутить структуру глины в спираль и сделать её более равномерной.

Далее, придерживая середину правой рукой, чтобы не разбалтывалась, накрываем левой сверху и немного сбоку.

Наклоняем верх «колбасы» вправо и по дуге опускаем вниз.

Важно, чтобы локти в процессе гончарки имели опору на бёдра или корыто. Это помогает новичкам справлятся с глиной.

Эту операцию (подъём, спуск) требуется сделать пару-тройку раз, в зависимости от типа глины и её перемешанности.

Можем приступать к продавливанию горлышка по самое донышко.

Обхватили правой рукой, обхватили левой. Большими пальцами надавили в центр и плавно сделали заглубление в куске глины. Важно не продырявить до диска.

Теперь нам потребуется щепотка левой руки. Придерживая большой палец «пистолетом» правой руки опускаем щепоть в самый низ заготовки. Большой палец — снаружи, остальные пальцы левой руки — внутри и слегка сдавив, плавно ведём на верх, вытягивая стенку.

Важно сконцентрироваться не на силе давления на глину, а на выдерживание одинакового расстояния между пальцами.

Дойдя до верха, следует плавно остановиться, выдержать паузу в 5-10 оборотов круга и только потом аккуратно отпускать.

Теперь щепоткой до низа мы уже достать не можем и начинаем работать пальцами правой и левой рук. Изнутри — левая, снаружи — правая. Руки между собой связанны, как показанно на следующей картинке. Задача — вытянуть цилиндр с достаточно тонкими и ровными стенками.

Теперь можно придавать форму. Выставив ровный интервал между пальцами правой и левой рук, плавно расширяем низ заготовки.

Руки, по возможности должны быть связанны между собой, правый локоть — на бедре.

Теперь подсдушиваем горлышко.

Подрезаем низ.

Куском кожи или полиэтилена заглаживаем верх.

Делаем узор.

Отминаем носик.

Струной срезаем готовую крынку.

Можно убирать получившееся издели на сушку.

В заключении, отмечу важные моменты:

1. Все движения делаются с водой, плавно, без черезмерных усилий. Если вы прикладываете большую силу, а кусок глины не формируется, значит, просто не туда давите.

2. При центровке обращайте внимание на то, чтобы всегда видеть кусок глины между рук, не сводите запястья вместе. Правое запястье прямое, левая рука направленна левее центра.

3. Дышать надо равномерно, не задерживайте дыхание! Иначе через 10-15 секунд руки начинают пульсировать в такт биению сердца, потом человек вдыхает и случается непоправимое.

4. Важно — вовремя остановиться! Чем дольше работаешь с изделием, тем больше оно размокает. Становится слишком мягким и ломается.

5. Если у вас не получилось с первого раза — не отчаивайтесь. В среднем, обучение гончарки требует 2-6 месяцев регулярных занятий.

Удачных обжигов и удачи на круге!

Ваш Zolo.

www.livemaster.ru

Все уроки | Уроки гончарного дела


  1. Уроки гончарного дела »

  2. Делаем печь для обжига керамики своими руками »

  3. Едем за глиной »

  4. Глиняное печенье к Новому году »

  5. Магнит на холодильник. Часть первая »

  6. Сушка »

  7. Обжиг »

  8. Магнит на холодильник. Часть вторая »

  9. Гончарный круг своими руками »

  10. Как приготовить глину. Отмучивание »

  11. Маленькие горшочки на гончарном круге »

  12. Страна чудес — магазин креативных товаров »

  13. Гончарное дело: центровка »

  14. Кружево »

  15. Гончарный круг из беговой дорожки — своими руками »

  16. Гончарное дело: формирование дна »

  17. Гончарная мастерская »

  18. Огнеупорное керамическое волокно »

  19. Лепка из глины сосуда: ленточно-жгутовая техника »

  20. Чернение (дымление) керамики »

  21. Птичка-свистулька. Лепим методом прищипывания »

  22. Молочение керамики »

  23. Лепка из глины. Дерево »

  24. Как измерить температуру в муфельной печи »

  25. Дерево. Часть 2 »

  26. Гончарное дело: подъем стенок »

  27. Как мы делали огненную скульптуру »

  28. Гончарное дело: формирование силуэта сосуда »

  29. Блок управления муфельной печью своими руками »

  30. Квадратное кашпо своими руками »

  31. Отстойник для глины своими руками »

  32. Как мы лепили слоников. Видео »

  33. Свойства и разновидности глин и керамических масс. Пластичность, усадка, дисперсность »

  34. Медная раку глазурь »

Другие записи:


  1. Был в Коми »

  2. Let’s create! Pottery »

  3. The Potter — Гончар »

  4. Отпечатки »

  5. С Новым годом! »

  6. Гончарный круг »

  7. Был я на копанце »

  8. Профессия Гончар »

  9. Херсонес Таврический »

  10. Дорога в Крым »

И ещё много интересного…

Не пропустите »

goncharnoe-delo.ru

Работа на гончарноимкруге – мастер-класс для начинающих и профессионалов

Техника работы на гончарном круге. Основные приёмы и положение рук при работе с глиной. На примере обыкновенной крынки.

Замешивание глины.

Размещаем на круге.

Прижимаем руками и приклеиваем

Начинаем Центровать.

Центровка. Поднимаем вверх.

Центровка. Опускаем вниз.

Отцентровали.

Открываем глину.

Залаживаем донышко на будущее изделие.

Начинаем поднимать стену.

Контролируем край изделия.

Второй-третий оборот поднятия стенки.

Постоянно контролируем край.

Начинаем придавать форму изделию.

Выводим горлышко.

Придаём форму винчику.

Выравниваем.

Контролируем край.

Заглаживаем край винчика.

Отрезаем струной и снимаем с круга.

Ну вот и всё изделие (крынка) готово.

www.livemaster.ru

«Китайский за одну ночь» или как я сама научилась работать на гончарном круге

Лепить из глины я начала еще в детстве, а вот гончарный круг никак не попадался на моем пути. Мне конечно интересно было научиться, но в то время, когда я всерьез занялась керамикой, гончарные круги были редкостью. И вот однажды произошла такая забавная история.

В тот период жизни я уже зарабатывала на жизнь глиной — учила деток и продавала свои работы. Моя, когда-то преподавательница по керамике, а на тот момент уже подруга, позвала меня вместе с ней работать на новом тогда туристическом объекте под названием «Русская деревня Шуваловка». Построена была эта деревня по принципу города мастеров недалеко от Питера. Там были кузница, гончарная, дом ремесел, гостиница, музей водки и еще что-то тому подобное. Мы с подругой должны были проводить в гончарной мастер-классы по лепке. Еще должен был быть гончар, но за день до открытия пришел директор и сказал, что гончар то ли ушел в запой, то ли просто не выходит на связь, в общем его не будет, а без гончара-какая гончарная, и что хотя бы на торжественном открытии крутить на круге придется нам. Подруга сказала, что это точно будет не она, тогда директор выдал мне знаменитую книгу «Гончарное дело» Александра Поверина и ушел. Я несколько растерялась, но поскольку всегда была авантюристкой и жила по принципу, что «Титаник построили профессионалы, а любители-Ноев ковчег», попросту взялась за дело. Вечер я провела за книгой и за кругом, с первой же попытки выкрутила маленький кривой горшочек, вот он на фото, и даже крышку к нему.

Горшочек, а если точнее молочник, но почему-то без ручки, сохранился дома у моих родителей, как и все остальные мои первые работы. После этого горшочка я еще довольно долго мучала круг, но больше ничего так и не выкрутила и ушла домой.

А наутро было открытие — приехали питерские телевизионщики, причем даже несколько каналов. Ведь в те времена это был первый такой крупный ремесленный объект, по крайней мере в Питере. И я, пряча глаза, краснея, смущаясь и путая слова (до сих пор помню свою фразу — «берем кусочек глины в форме апельсина» вместо «размером с апельсин» ) рассказывала и показывала, как сделать изделие на гончарном круге- по сути я заучила текст из книги Поверина и пыталась воплотить его на практике. С перепугу я сделала, как мне показалось тогда, вполне симпатичную вазочку. Конечно сейчас, любой, даже не очень опытный гончар, увидев ее, поймет что за кругом сидел дилетант. (Вот она кстати на фото, тоже сохранилась у мамы)

Но тогда обман не был раскрыт, ведь я сделала вид, что это авторская задумка такая. В общем открытие состоялось, а сюжеты вышли в эфир. Надо кстати отыскать- один записан где-то на кассете. После того, как уехали камеры, ко мне на круг потянулись первые ученики, а если быть точнее, просто желающие попробовать покрутить. Но тем не менее-мне надо было их обучать. И я, используя все те же заученные фразы из книги Поверина, теперь уже в четыре руки с посетителями весь день крутила горшки. В общем, тогда я поняла, что «выучить китайский за ночь» — это про меня. Из того недолгого периода работы в ремесленной деревне-он длился буквально несколько месяцев, потом я переехала в Москву- мне также запомнились дикие очереди ко мне на круг по выходным, через меня проходило по 20-30 человек в день, и к вечеру все кружилось перед глазами. Также я накачала правую ногу- круг был ножным и крутила его я только правой ногой. Еще помнятся комментарии мужчин, заходивших в гончарную после посещения музея водки. Первое, что я от них слышала -«о, Деми Мур, прямо как в фильме «Приведение» (для тех, кто не знает, в начале этого фильма есть сцена, как Деми Мур работает на гончарном круге, потом к ней подходит ее любимый и далее следует романтически-эротическая сцена) Не буду скрывать, что ассоциация эта была мне особенно приятна, хотя никакого сходства с Деми Мур я не имею, но у мужчин сразу загорались глаза и вдохновленные они садились крутить.Также, справедливости ради надо отметить, что работать мне приходилось в русском народном костюме, который и сам по себе не был красив, и мне категорически не шел, а также меня посещала крапивница, из-за которой у меня было красное, опухшее лицо и узкие, отекшие глазки… Вот такая вот Деми Мур…

Потом мне пришлось переучиваться, так как в гончарном деле главное — это постановка рук, а у меня она была неправильная. Ибо руки «ставит» учитель, которого у меня не было. И до сих пор у меня порой руки «вспоминают» старую привычку неправильно крутить.
А еще, у этой истории случилось продолжение-годы спустя уже живя в Москве я познакомилась с самим Александром Повериным (ах, кто бы мог тогда подумать ) на одной из ремесленных выставок. Я рассказала ему, как научилась гончарить по его книге. Помню, Поверин удивился и сказал, что это невозможно, что книга может помочь, но учиться надо все таки непосредственно у гончара, и что, вероятно, я первый и последний человек, который смог так научиться. Мне вот и самой теперь интересно -кто-нибудь еще пытался учиться самостоятельно? И что из этого получилось?

P.s. да, на заглавной фото-тоже одни из моих первых горшочков, сейчас я типо как на фотографиях ниже делаю, если делаю, ибо я по-прежнему предпочитаю лепить без круга, а если еще точнее, то делаю ажурную керамику.

www.livemaster.ru

Гончарное ремесло для начинающих

Приступая к созданию глиняных шедевров в домашних условиях,
не спешите приобретать гончарный круг. Ведь существует большое количество самых
разнообразных техник, которые на первых порах позволят лучше «почувствовать»
материал, узнать о его свойствах и «поведении» во время и после работы.

Исторически большинство из этих техник предшествовали формовке на гончарном круге: ручная лепка появилась задолго до изобретения прославленного инструмента гончара. Главный инструмент истинного мастера по лепке – его руки, а глина лишь материал, послушно отражающий фантазии творца.

Лепить можно из кусочков глины, собирая целое из отдельных частей. Этот способ называют конструктивным. Он подходит для изготовления различных некрупных элементов декора: игрушек, блюдец, кружек. Яркий пример такой лепки – знаменитая дымковская игрушка. При лепке из отдельных частей работа начинается с формирования крупной детали, а затем к ней буквально примазывают дополнительные элементы, но так, чтобы швы соединений не были видны.

Второй популярный способ лепки – пластический – из целого куска: все части формируются из одного отрезка глины. То есть комок глины сначала необходимо скатать в шар, а потом из него аккуратными движениями вытягивать дополнительные элементы.

Третий способ – комбинированный. Как и следует из названия, он объединяет несколько видов лепки: конструктивный и пластический. Например, из целого куска лепится чаша, а к ней присоединяются ручки.

 Для изготовления различных видов сосудов способом
ручной лепки (без использования гончарного круга) используют разные техники.
Ниже – несколько наиболее распространенных.

Спиральная техника из жгутов: первоначально из глины
изготавливаются жгуты, которые накручиваются на воображаемую фигуру, образуя
круг за кругом реальное изделие. Еще в древние времена эта техника ценилась за
то, что позволяла создавать сосуды очень больших размеров: тех, что невозможно
изготовить на гончарном круге.

Лепка из полос в некотором роде напоминает спиральную
технику. Однако она гораздо сложнее поддается начинающим гончарам: сначала
необходимо раскатать пласт, затем разрезать его на полоски. Первая полоска
укладывается на основание с насечкой, к ней присоединяется следующая, а в месте
соединения делается еще одна насечка (внутри). Затем на эту насечку с
внутренней стороны кладется тонкий жгутик, а шов замазывается. Все последующие
полосы присоединяются аналогичным способом – постепенно они «вырастают» в
задуманную автором фигуру.

Следует помнить, что болванка просто так «не отстанет» от
изделия, поэтому ее необходимо обернуть в целлофановый пакет или накрыть
бумагой. И уже через сутки (до полного высыхания фигуры) извлечь из полученного
глиняного изделия.

Одним из самых загадочных гончарных методов признана лепка сосудов на веревку: археологи много раз находили посуду с веревочным орнаментом внутри. Возникал вопрос: с какой целью древние мастера украшали сосуды с внутренней стороны? Ответ скрывался именно в способе изготовления образцов, а не в декораторских приемах: некая болванка обматывалась веревкой; по полученной заготовке лепили сосуд; затем веревку разматывали, что позволяло легко снять сосуд с заготовки.

Говоря об украшении глиняных изделий, стоит упомянуть и
специальные техники: налепные узоры, рельефная лепка, веревочный оттиск,
роспись.

Новичкам следует знать и то, что твердые предметы (цветные
стекла, бусины и так далее) нельзя использовать в качестве декора для глиняных
изделий до полной готовности образца: при сушке и обжиге глина сжимается и
буквально выдавливает все «инородные тела», что часто приводит к деформации и
повреждению изделия.

www.peredelka.tv

Как правильно центровать глину

На днях получил письмо, оно мне показалось весьма интересным, как бесценный опыт для новичков в гончарном деле. И, с согласия автора, я его публикую.

Если у вас появятся вопросы, предложения – пишите, ваш практический опыт очень полезен новичкам!

« Здравствуйте, я новичок в гончарном ремесле, купила ваш круг ПРОФИ-МАХ в декабре 2012 года, и с тех пор непрерывно его мучаю! -). Хочу поделиться своим небольшим опытом с другими любителями сего ремесла, кто, как и я, задался первым и главным вопросом — как правильно центровать глину.

С этой проблемой я столкнулась сразу же, как села за гончарный круг и чуть было не потеряла интерес к гончарному ремеслу. Виноваты у меня были все: начиная от глины (не того цвета, размера и консистенции) и заканчивая гончарным кругом (не так крутится планшайба). В итоге оказалось, что причина всему – мои кривые ручки и незнание основ правильной центровки глины. После долгих и усердных практических занятий, я вывела следующие основные моменты, которые нужно обязательно учитывать и никак не пренебрегать ими при центровке глины:

1. Глина должна быть не твердой и не очень мягкой. Если она будет твердой – то будет тяжело прикрепить глину к планшайбе (она плохо с ней сцепляется в суховатом виде) и отцентровать ее, а если очень мягкой (липнет к рукам островками) – то глина будет сваливаться с планшайбы и не держать форму. Глина максимально мягкая (но не липнущая к рукам) – основа для успешной работы на гончарном круге!

2. Глину нужно очень и очень тщательно отбить и промять перед центровкой, особенно если она не вакууммированная. Я делала очень просто: брала комочек глины по размеру ладони и сильно ударяла его об пол (предварительно положив на пол кусок слегка влажной ткани). Можно отбивать глину на обычной дощечке, это как вам будет удобнее и сподручнее. Затем разрезала комок глины пополам струной с ручками и смотрела нет ли там дырочек, т.е. воздушных пузырей. Если их не было а глина была однородной, значит глина промята хорошо. В противном случае, процесс нужно повторить.

3. Только после тщательной отбивки глины ее можно прилепить к планшайбе и заняться собственно центровкой. А вот тут начинается самое интересное, то, что тяжело описать словами, и лучше один раз увидеть вживую. Но могу сказать однозначно, на что надо обратить внимание, а именно:

4. Посадка за гончарным кругом (напольным, круг ПРОФИ-МАХ). Очень важно выбрать правильную посадку.
— Высота стула или табурета, на котором вы будете сидеть, должна быть примерно на одной высоте с плоскостью планшайбы или чуть выше ее.
— Ваши локти должны плотно прижиматься к туловищу и опираться на бедра (колени)! Если локти не будут иметь опору, то руки будут ходить ходуном за глиной и вы никогда не отцентруете даже малюсенький комок глины! Запомните, это очень важно. Это главная болезнь новичков. Они пытаются удержать комок глины на планшайбе своими руками с помощью силы мышц, а это неверный подход. Правильно – это выбрать удачное положение и точку опоры и тогда сил потребуется совсем немного.

5. На забывайте смачивать руки водой, иначе кусок глины будет прилипать к ним и может сорваться с планшайбы. Руки должны скользить по глине. Но и не стоит и очень сильно смачивать руки и глину водой, — тогда глина быстро размягчится, и вылепить изделие из нее будет невозможно, оно не будет сохранять форму.

6. Очень важно довести до автоматизма каждое действие. Нельзя браться за сложные вещи пока вы не освоили простые. Например, будет неразумно начинать вытягивать стенки сосуда, если вы до сих пор не научились быстро и качественно центровать глину, формовать донышко. А на эту, на первый взгляд, простую операцию порой уходит пара месяцев. Да, да, именно на осваивание центровки я потратила два месяца, занимаясь практически каждый день по 2..3 часа.

Этим правилом я долго пренебрегала, мне очень хотелось быстрее получить результат. А в итоге, каждый раз приходилось возвращаться к азам, т.е. к центровке глины и начинать все сначала. Сейчас я понимаю, что все надо делать поэтапно, не спешить и только тогда будет отличный результат! Чего и Вам всем желаю.

7. Если у вас есть денежки, чтобы пройти обучение у мастера – очень рекомендую. Я сама брала несколько уроков и очень этому рада. НО важно помнить одно: не мастер должен крутить ВАШИМИ руками изделие, а вы сами СВОИМИ руками это делаете под его руководством, и его пристальным вниманием. Иначе получиться, что не вы сами сделали изделие, а мастер, но вашими руками, используя их в качестве стека! Не забывайте об этом и не удивляйтесь, почему при мастере у вас все получалось, а без него — нет.

Советую поступить следующим образом (как сделала я): мастер показывает вам упражнение, вы это упражнение несколько раз повторяете под его присмотром, с учетом всех замечаний. Затем идете домой и отрабатываете эту операцию до автоматизма уже на своем круге (если он есть, конечно). Затем опять встречаетесь с мастером, показываете ему свои успехи и переходите к следующим упражнениям и так до тех пор, пока не освоите все азы гончарного ремесла. Это идеальный вариант обучения, ведь вы сэкономите свои деньги, не просиживая часами вместе с мастером, и наработаете самостоятельное мастерство. Но для этого обязательно нужно иметь свой гончарный круг, если вы, конечно, хотите добиться высоких результатов и планируете приобрести мастерство в этом нелегком, но заманчивом ремесле.

Сейчас начинаю тянуть стенки, учусь формировать узкие горлышки сосудов. Что из этого будет получаться – отпишу вам дополнительно!

И, напоследок, хочу поделиться видеороликами, найденными на ютубе, в которых очень доходчиво и понятно показано как правильно отбить глину, центровать глину и выкручивать цилиндр.

Вот ссылки:

как отбить глину

http://www.youtube.com/watch?v=_JaZXgcrQ6s
http://www.youtube.com/watch?v=Idecqc9aRbE

как отцентровать глину

http://www.youtube.com/watch?v=PXGtXVQIXF4
http://www.youtube.com/watch?v=Jag7Ah4m-bQ

как сделать цилиндр

http://www.youtube.com/watch?v=w-3mBUtplR4
http://www.youtube.com/watch?v=lGtylUONul8

 

Всего доброго,
Ольга.»

www.g-hands.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о