Сложносочиненное предложение схемы – типы, примеры, особенности пунктуации в художественной литературе

Содержание

Схемы сложных предложений

Схемы сложных предложений представлены двумя видами – схемы линейные и блочные. Линейные схемы встречаются более часто и представлены во всех типах сложных предложений, блочные же схемы, как правило, применяются относительно к сложным предложениям с разными видами связи и СПП с несколькими придаточными.

Рассмотрим на примерах поэтапное построение схемы сложного предложения.

1. ССП.

NB! Все части предложения на схеме представлены квадратными скобками [   ], а союз выносится ЗА скобки. Количество частей регламентируется количеством грамматических основ: каждая часть – это квадратные скобки + союз.

[Поднялся ветер] 1, и [стало сыро и мрачно] 2 [ ск. + подл. ], и [ сказ. ].

2. СПП.

NB! СПП состоит из главной части и части придаточной, которые графически представлены квадратными [ ] и круглыми ( ) скобками соответственно. Союз или союзное слово в СПП располагаются внутри частей. В СПП необходимо указывать те слова в главной части, которые являются опорными для придаточной части. Количество частей также регламентируется количеством грамматических основ. Придаточная часть определяется вопросом, который ставится от главной части. Придаточная часть несамостоятельна, т.е. использоваться без главной части она не может.

[Я увидел] 1, (что горы расступились) 2, (что в просвет между ними показалось море) 3.

[ подл. + ск. ], ( что… ), ( что… ).

Так как перед нами СПП с несколькими придаточными (однородное подчинение), поэтому мы можем представить и блочную схему. Для удобства обозначения в такой схеме главную часть мы обозначаем прямоугольником, а зависимые – кругом.

3. БСП.

NB! В БСП все части равноправны, но нужно быть внимательным со знаками препинания между частями.

[Всю дорогу от станции до хутора молчали] 1: [говорить мешала тряская езда] 2.

[ ск. ]: [ ск. + подл. ].

4.  СП с разными видами связи.

NB! Схемы этих предложений – синтез всех ранее рассмотренных схем. Но следует помнить, что СП с разными видами связи выделяется ведущая связь, которая объединяет блоки – части, наиболее связанные по структуре и смыслу.

[Переулок был весь в садах] 1, и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень] 2, (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) 3.

| [ подл. + ск. ] |, и | [ ск. + подл. ], ( так что… ) |.

В нашем предложении ведущая связь сочинительная (союз и), объединены два блока: 1 блок – предложение простое (1), 2 блок – СПП (2,3).

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

виды, примеры употребления, сочинительные союзы

В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

Классификация ССП

Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц. В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны. Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

  1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и, да, также, тоже и некоторых частиц: ни… ни.
  2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или, а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли, не то… не то и другие.
  3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть: Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
  4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а, но, а значит, а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
  5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы. Для связи используются союзы мало того что… ещё и, не только… но и, не сказать чтобы… но и другие.

Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но) и уступительные (с использованием только).

Виды сочинительных союзов

Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи — союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

  • соединительные: и, да и, тоже;
  • разделительные: либо, не то… не то, или;
  • противительные: однако, зато, а, но.

Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато) и употребляется только в одной части ССП:

Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь.

Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или):

Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же, которые могут располагаться в середине фразы:

Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

Основные правила пунктуации

Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

Точка с запятой и тире

В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

Удар — и он упал.

Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

Когда знаки препинания не ставятся

Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и, да, или, либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

  1. Общий второстепенный член (обычно — дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
  2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
  3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
  4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё.

Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? — вопросительная интонация.

Пусть завершится старый год и начнётся новый! — побудительное предложение.

Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! — обе части объединены восклицанием.

Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл. Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но.

Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […].

Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли. Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и. Схема ССП имеет вид: […], и […].

Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое — хотел дать. Второе предложение — обычные, двусоставное; его грамматическая основа — они закоченели. Связь производится при помощи противительного союза но. Схема выглядит так: […], но […].

Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру верёвка была готова.

В первой части наблюдаются однородные сказуемые — набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] — и […].

Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 — простые с однородными сказуемыми.

ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП — подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и) и одинарных сочинительных союзов (но). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

  • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
  • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
  • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
  • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое — глаголом, определение — прилагательным.
  • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород. В качестве осложнения выступает вводное слово конечно. Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое — двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство — именем существительным.
  • Схема имеет вид: […], и […].

Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.

1001student.ru

Глава 36. Синтаксис. Сложносочинённые предложения

В данной главе:

§1. Общие понятия

Сложносочинёнными называются предложения, части которых независимы, равноправны и соединены сочинительной синтаксической связью, выраженной сочинительными союзами.

Пример:

Тебе нравится демонстрировать свои преимущества, но люди этого не любят.

Схема: (…), но (…).

Сложносочинённые предложения обычно обозначаются так: ССП.

Сочинительная связь выражена сочинительными союзами. Они определяют характер смысловых отношений в ССП.

Тренер заболел, и занятия перенесли.

(соединительный союз и, в предложении выражена последовательность действий, обусловленная как причина и следствие)

Разлука с любимыми тяжела, но она легче жизни с нелюбимыми.

(противительный союз но, в предложении выражено противопоставление)

Не то он заболел, не то мать оставила его дома помочь по хозяйству.

(разделительный союз не то… не то, в предложении выражено взаимоисключение)

 

§2. Классификация сложносочинённых предложений

Классификация ССП строится на использовании в них союзов и их значении.

ССП делятся на следующие виды:

  1. ССП с соединительными союзами и, да (в значении и), ни… ни, как, так и выражают или одновременность событий, о которых говорится в частях ССП, либо отношения причины или следствия:

    Анна не отвечала, и пауза затянулась.

    (одновременность действий)

  2. ССП с противительными союзами а, но, да (в значении но),однако, зато, же, в то время как, между тем как, тогда как выражают сопоставление или противопоставление:

    Анна не отвечала, однако я её не торопил.

    (сопоставление)

  3. ССП с разделительными союзами или(иль), либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то выражают чередование или взаимоисключение:

    Возможно, мы соберёмся к вам, или лучше вы приезжайте к нам на дачу.

    (взаимоисключение)

  4. ССП с присоединительными союзами да и, причём, тоже, также указывают на дополнительную информацию:

    Она выражала свои чувства прямо, я также был прост и прям в обращении.

  5. ССП с пояснительными союзами то есть, а именно содержат пояснение:

    Ваша статья нас не заинтересовала, то есть мы не будем её публиковать.

  6. ССП с градационными союзами не только… но и, не то чтобы… но и выражают соотношение по значимости:

    Мне не то чтобы всё надоело, но и мириться дальше с происходящим я не собиралась.

Схемы ССП:

Анна не отвечала, и пауза затянулась.

[…], и […].

Мне не то чтобы всё надоело, но и мириться дальше с происходящим я не собиралась.

[…не то чтобы…], но и […]

Пунктуация в сложносочинённом предложении.

 

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест


  1. Верно ли, что ССП называются такие сложные предложения, части которых независимы, равноправны и соединены сочинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзами?


  2. Верно ли, что сочинительная связи в ССП выражена сочинительными союзами и союзными словами?


  3. Верно ли, что сочинительные союзы выражают не только характер синтаксической связи, но и смысловые отношения в ССП?


  4. Сколько типов ССП?

    • один
    • два
    • три
    • четыре
    • пять
    • шесть

  5. Определи вид ССП: Занавес раскрылся, и актёры вышли на поклоны.

    • ССП с пояснительным союзом
    • ССП с присоединительным союзом
    • ССП с соединительным союзом

  6. Определи вид ССП: Занавес раскрылся, но никто не вышел на сцену.

    • ССП с соединительным союзом
    • ССП с противительным союзом
    • ССП с градационным союзом

  7. Определи вид ССП: То Машу собирались отправить на юг к бабушке, то она сама вдруг решила поехать в Москву.

    • ССП с противительным союзом
    • ССП с разделительным союзом
    • ССП с пояснительным союзом

  8. Определи вид ССП: Машу собрались отправить на юг к бабушке, причём никто ей об этом не сказал.

    • ССП с присоединительным союзом
    • ССП с соединительным союзом
    • ССП с противительным союзом

  9. Определи вид ССП: Машу собрались отправить на юг к бабушке, то есть в Москве на лето она не останется.

    • ССП с присоединительным союзом
    • ССП с пояснительным союзом
    • ССП с градационным союзом

  10. Определи вид ССП: Маша не то чтобы отказалась ехать, но и оставаться дома ей явно не хотелось.

    • ССП с разделительным союзом
    • ССП с противительным союзом
    • СПП с градационным союзом
Правильные ответы:
  1. нет
  2. нет
  3. да
  4. шесть
  5. ССП с соединительным союзом
  6. ССП с противительным союзом
  7. ССП с разделительным союзом
  8. ССП с присоединительным союзом
  9. ССП с пояснительным союзом
  10. СПП с градационным союзом

 

 

 

 

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Сложносочиненное предложение (ССП) — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти

  • Регистрация

  • Схемы

    • Биология

    • География

    • История

    • Математика и алгебра

    • Медицина

    • Обществознание

    • Педагогика

    • Политология

    • Право

    • Психология

    • Русский язык

    • Социология

    • Физика

    • Философия

    • Химия

    • Экономика

    • Прочее

  • Книги

    • Биология

    • География

    • История

    • Математика и алгебра

    • Медицина

    • Обществознание

    • Педагогика

    • Политология

    • Право

    • Психология

    • Русский язык

    • Социология

    • Физика

    • Философия

xn--e1aogju.xn--p1ai

Синтаксический разбор сложного предложения: примеры

Раздел грамматики при изучении русского языка, который называется синтаксисом, изучает различные способы сочетания слов в предложениях. Разбор таких предложений на синтаксические единицы носит название синтаксического. С разбором простых предложений на синтаксические единицы дети сталкиваются уже с третьего класса, а вот с понятием сложных предложений знакомятся уже в среднем звене. В этой статье мы расскажем, какими бывают сложные предложения, и приведем примеры из синтаксического разбора.

План разбора сложного предложения

Что значит разобрать предложение на синтаксические единицы и что это дает ребенку? Этот процесс подразумевает осуществление грамматического анализа всех составляющих предложения, с целью определения его строения, для увеличения пунктуационной грамотности учащихся. Простыми словами, разбор сложных предложений позволяет правильно расставлять знаки препинания в них.

Порядок синтаксического разбора может быть разным, в зависимости от того, как рассматривается каждое конкретное предложение. В одних случаях при подобном анализе необходимо дать характеристику целому сложному предложению как единой единице, в других – сложное предложение следует разобрать на составляющие его простые. В зависимости от вида сложных предложений различаются и схемы их разбора. Но существует общий порядок синтаксического разбора сложных предложений, которым пользуются школьники и педагоги русского языка.

План разбора сложного предложения на синтаксические единицы

  1. Определение типа предложения в зависимости от цели высказывания. Типы бывают трех видов: повествовательные (если в предложении идет повествование о чем-либо), побудительные (если в предложении имеется какое-либо побуждение к действию) и вопросительные (если предложение содержит вопрос).
  2. Определение типа предложения в зависимости от его эмоциональности (бывает восклицательным (при наличии эмоционального всплеска речи) и невосклицательным (при его отсутствии).
  3. Определение грамматических основ в заданном предложении, с целью объяснения, почему оно считается сложным (в сложном предложении имеется несколько грамматических основ).
  4. Определение связующих звеньев между простыми предложениями в составе сложного (в качестве средств связи выступают союзы, союзные слова, интонация).
  5. Определение типа предложения в зависимости от типов союзов. Все виды сложных предложений делятся на сложносочиненные (такие предложения, которые связываются между собой соединительными союзами либо бессоюзные) и сложноподчиненные (такие предложения, в которых одно простое находится в смысловой зависимости у другого и соединяются подчинительными союзами).
  6. Для сложносочиненных предложений нужно дать характеристику соединительных связей между простыми частями и указать средства связи в них.
  7. Для сложноподчиненных выделить главное и придаточное предложения, указать средства связи и дать их характеристику.
  8. Для бессоюзных предложений дать характеристику смысловых отношений между простыми частями сложного предложения.
  9. Для сложных предложений с различными видами связи дать их полную характеристику смысловых отношений и разобрать его на простые предложения.
  10. Составление схемы сложного предложения и проставление знаков препинания в нем.

Руководствуясь этим порядком синтаксического разбора, можно разобрать любое по типу и сложности предложение. Позже мы рассмотрим примеры разбора разных типов сложных предложений.

Пример синтаксического разбора сложного бессоюзного предложения

В таких предложениях между несколькими простыми частями нет никаких союзов. Вместо них разделителями являются знаки препинания: двоеточие, тире, запятая.

Примеры бессоюзных сложных предложений

Смеркалось, во дворе зажглись фонари. – Здесь две части сложного предложения «смеркалось» и «во дворе зажглись фонари» разделяются между собой запятой, союзов в предложении нет.

Я сижу у окна и вижу: ливень льет, как из ведра. – Здесь тоже две простые части сложного предложения «я сижу у окна и вижу» и «ливень льет, как из ведра» разделяются двоеточием, союза, как и в предыдущем случае, отсутствуют.

Для примера возьмем следующее предложение.
Сегодня учитель домашнего задания не задал, мы классом ходили в театр.
Устный разбор

По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ — сложное, поскольку оно содержит в себе две грамматические основы «учитель не задал» и «мы ходили». По средству связи – бессоюзное, так как не содержит никаких союзов, и соединяется между собой знаком препинания (запятой).

Первое предложение – простое, полное, односоставное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено дополнительными членами, не осложнено (ни причастными, ни деепричастными оборотами, ни прямой речью и т.д.)

Второе предложение – простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.

Письменный разбор

Повествовательное. Невосклицательное. Сложное. Бессоюзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.

Пример синтаксического разбора сложносочиненного предложения

Предикативные части сложносочиненного предложения всегда равнозначны по смыслу и независимы по отношению одно к другому. Проверить это легко, достаточно попытаться переставить местами простые предложения и посмотреть, меняется ли смысл сложного.

Для соединения частей предложения могут использоваться три типа союзов: соединительные («и», «тоже», «да», «также», «ни…ни», «не только…но и», «как…так и», «да и»), противительные («но», «а», «однако», «да» в значении «но», «зато», «же») и разделительные («либо», «или», «не то…не то», «то…то», «то ли…то ли»).

Примеры союзных сложносочиненных предложений

Смеркалось и во дворе зажглись фонари. – Здесь две части сложного предложения «смеркалось» и «во дворе зажглись фонари» разделяются между собой соединительным союзом «и».

Село уснуло, Иван тоже побрел к своей хате. – Здесь две части сложного предложения «село уснуло» и «Иван тоже побрел к своей хате» разделяются между собой соединительным союзом «тоже». Если поменять местами простые части предложения, то смысл не изменится «Иван тоже побрел к своей хате, село уснуло».

Няня хлопотала на кухне, а воспитатель укладывал детей спать. – Здесь две части сложного предложения «няня хлопотала на кухне», «воспитатель укладывал детей спать» разделяются противительным союзом «а» и определяются отношением противопоставления одно другому.

То ли Ивана трясло в лихорадке, то ли просто усталость налилась. – Здесь между простыми частями сложного предложения «то ли Ивана трясло в лихорадке»и «то ли просто усталость налилась» используются разделительные союзы «то ли», повторяющие в обеих простых частях и характеризующиеся отношением взаимоисключения одно к другому.

Весь день то шел дождь, то светило солнце. – При разделении двух простых частей сложного предложения «весь день то шел дождь», «то светило солнце» используются повторяющиеся союзы чередования «то…то».

Для примера возьмем следующее предложение.
Мальчик учился не очень прилежно, но физкультурой интересовался серьезно.
Устный разбор

По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ сложное, поскольку содержит в себе две грамматические основы «Мальчик учился» и «но…интересовался», состоит из двух равнозначных предложений «Мальчик учился не очень прилежно» и «физкультурой интересовался серьезно». По средству связи – союзное, соединено между собой противопоставительным союзом «но».

Первое предложение – простое, полное, односоставное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено.

Второе предложение – простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.

Письменный разбор

Повествовательное. Невосклицательное. Сложное, сложносочиненное. Союзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено. Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.

Пример синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

В эту группу сложных предложений относят предложения, в которых одна простая часть зависима от другой, и соединяются они вместе с помощью союзных слов или подчинительных союзов. К союзным словам относят следующие: «который», «какой», «что» в значении местоимения и другие. К подчинительным союзам относятся «когда», «потому что», «если» и прочие.

Сложноподчиненные предложения имеют главную часть и придаточную, т.е. ту, которая находится в зависимости или подчинении от главной. Чтобы определить это, следует попытаться задать вопрос от главной части предложения к придаточной.

Например, «Ольга посмотрела в окно и поняла, что дождь закончился». В этом предложении две грамматические основы «Ольга посмотрела… и поняла» и «дождь закончился». Чтобы понять, к какому типу оно относится, нужно попробовать задать вопрос от главной части предложения к придаточной. «Ольга ….. поняла» – что? – «что дождь закончился».

Расстановка главной и придаточной частей в предложении не имеет значения. Главное может стоять как в первой его части, так и во второй. Смысл сказанного от этого не меняется.

Для примера возьмем следующее предложение.
У него не бывает свободного времени, потому что после школы он занимается в спортивной секции.
Устный разбор

По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ сложное, поскольку содержит в себе две грамматические основы «не бывает времени» и «потому что…он занимается». Состоит из главного предложения «У него не бывает свободного времени» и придаточного предложения обстоятельства «потому что после школы он занимается в спортивной секции». По средству связи – союзное, соединено между собой союзным словом «потому что».

Первое предложение – главное, простое, односоставное, полное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено.

Второе предложение – придаточное, простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.

Письменный разбор

Повествовательное. Невосклицательное. Сложное. Союзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено. Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.

Вместо заключения

В группу сложных предложений с разными видами связей относятся конструкции, в составе которых имеется три и больше предикативных частей. Между собой они могут соединяться сочинительными и подчинительными союзами, союзными словами или просто знаками препинания. Такие предложения часто встречаются в литературных произведениях. Разбор сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи проводится по общему плану разбора с последовательным анализом отдельных сложных частей.

childage.ru

Сложноподчиненные предложения примеры со схемами

Содержание статьи

Изучение состава предложения сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение ребёнок должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. Если ребёнок допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы в школе, учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

detskoerazvitie.info

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти

  • Регистрация

  • Схемы

    • Биология

    • География

    • История

    • Математика и алгебра

    • Медицина

    • Обществознание

    • Педагогика

    • Политология

    • Право

    • Психология

    • Русский язык

    • Социология

    • Физика

    • Философия

    • Химия

    • Экономика

    • Прочее

  • Книги

    • Биология

    • География

    • История

    • Математика и алгебра

    • Медицина

    • Обществознание

    • Педагогика

    • Политология

    • Право

    • Психология

    • Русский язык

    • Социология

    • Физика

    • Философия

xn--e1aogju.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о