Репортаж текст – , — .

Содержание

Что такое репортаж — виды, примеры и как лучше написать

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать. Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров. Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

Все про репортаж как информационного жанра журналистики

Все про репортаж как информационного жанра журналистики

Что такое репортаж

Все про репортаж как информационного жанра журналистикиВсе про репортаж как информационного жанра журналистики

Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.

Что такое репортаж в журналистике и какова его особенность

Что такое репортаж в журналистике и какова его особенность

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от заметки, тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод. То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Все про репортаж как информационного жанра журналистикиВсе про репортаж как информационного жанра журналистики

Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

Если получаете такие отзывы от читателей, значит вы все сделали правильно.

Ваша задача, чтобы человек увидел это событие вашими глазами. Но для этого вы должны сами это событие увидеть. Притом не просто в нем поучаствовать или понаблюдать. Когда вы пишите, нужно вспомнить это событие и видеть его перед глазами.

Тогда у вас все получится!

Объем репортажа от 6 до 8 тысяч знаков. Как правило, это объемный материал. Конечно же, фотографии делают материал более живым.

Виды репортажа

Есть несколько основных видов репортажа:

  1. Исследовательский (или аналитический)
  2. Постановочный (познавательный)
  3. Событийный (информационный)

В аналитическом репортаже вы исследуете какое-то явление и показываете новый для читателя мир. К примеру, вы окунаетесь в субкультуру готов. Вы начинаете с ними разговаривать, посещать их мероприятия. То есть исследуете этот мир и потом рассказываете об этом читателю.

Вот именно ваш вход в эту среду и сам рассказ являются поводом для репортажа.

Что такое аналитический репортаж в журналистике и каковы его особенности

Что такое аналитический репортаж в журналистике и каковы его особенности

Бывают еще и постановочные репортажи. Это когда вы пробуете себя в другой роли. Хороший пример, это передача Михаила Кожухова. Это необычная передача о путешествиях.

Автор пробует себя в разных ипостасях. Он может быть то в роли электрика, то поваром в египетском ресторане, то еще кем-то.

То есть он в различных странах и городах пробует себя в разных профессиях. При этом делает телевизионные репортажи о том, с какими сложностями сталкивается, какой этот мир данной профессии.

Также это может быть какая-то тематическая информация, которая будет интересна определенному кругу лиц.

Есть еще и событийный репортаж. О нем мы выше говорили. Это, когда что-то произошло. Вы выезжаете на место события и с него записываете репортаж.

Что такое событийный репортаж в журналистике

Что такое событийный репортаж в журналистике

Структура

Структура репортажа практически такая же, как и в других жанрах журналистики. Это:

  1. Заголовок
  2. Лид (введение)
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование)
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж)
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным)

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий. То есть вы делаете это от первого лица (я, мы). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие. То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво».

Подмечайте яркие детали. Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности.

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Как написать репортаж правильно чтобы понравилось всем читателям

Как написать репортаж правильно чтобы понравилось всем читателям

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое интервью в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

Все про репортаж как информационного жанра журналистикиВсе про репортаж как информационного жанра журналистики

Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты. Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Как написать репортаж правильно чтобы понравилось всем читателямКак написать репортаж правильно чтобы понравилось всем читателям

Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Все про репортаж как информационного жанра журналистикиВсе про репортаж как информационного жанра журналистики

Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения), то это уже будет реконструкция события, а не репортаж.

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму. Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.

Пример как не надо писать репортаж в газетуПример как не надо писать репортаж в газетуПлохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

А не поняли потому что автор только восхищается. Он не смог передать детали. Что там происходило и почему. Репортер не смог это достаточно подробно все описать. Все идет какими-то общими предложениями.

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Неудачный пример репортажа в информационном жанре журналистикиНеудачный пример репортажа в информационном жанре журналистики

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или эссе. Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия). Вот ссылка на полный текст.

Пример текста хорошего заголовка и введения репортажа в журналистикиПример текста хорошего заголовка и введения репортажа в журналистикиХороший пример заголовка и лида репортажа

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.

Хороший пример текста репортажа об определенном событииХороший пример текста репортажа об определенном событииПример текста репортажа

Дальше идет основной текст. Первый абзац этой составной части уже дает нам событие. Также нас познакомили с первым героем.

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.

Текст примера более удачного аналитического репортажа в журналистикеТекст примера более удачного аналитического репортажа в журналистикеПродолжение примера аналитического репортажа

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

В данном примере будут и персонажи, и диалоги, и действия. Действие не такое насыщенное. Однако есть динамика от начала путешествия и до его завершения.

Также есть событие (что случилось). А случилось то, что на Филиппинах постоянно смывает дома. Журналист поехал это исследовать.

И дальше по ходу репортажа тоже все время что-то случается с человеком. Он знакомится с людьми, заходит в разные дома и так далее. То есть наблюдается определенная динамика.

На этом все!

Теперь вы знаете, как создается репортаж новости или какого-нибудь события. Темы для написания могут быть весьма разнообразные. Главное, придерживаться тех правил, которые были упомянуты в статье. Также для практики не забываем анализировать различные примеры.

alzari.ru

Как написать о мероприятии: основы репортажа

Тот случай, когда новомодный «инфостиль» спасает далеко не всегда.

Надя Бойкова, автор блога «Бумагомарака», рассказывает о том, как писать репортаж.

Светские рауты бизнес-элиты Мещанбурга. Модный показ на лучшем подиуме города. Открытие нового барбершопа в престижном районе. Премьера постановки эпатажного режиссера-постмодерниста в местном театре драмы. Вернисаж скандального скульптора-сварщика. Открытая дегустация продукции фермерского хозяйства «Мещанбургские рульки»…

Представьте, что вы должны написать об этих событиях. Сели эдак за комп и в творческом ударе разбили клавиатуру! А потом: модельер завален заказами от светских львиц, его тощие модельки в очередной раз теряют честь с бизнес-элитой за щедрые «чаевые», в барбершоп захаживает бриться самый одиозный режиссер-постмодернист, который после сенсационной премьеры уже приглашен в Нью-Йорк, Париж и Токио, а скульптор-сварщик продал свою монументальную пятиметровую «Мечту Мещанбурга» за миллион долларов в частную коллекцию куда-то в Берн… «Мещанбургские рульки» берут три приза на федеральной выставке мясных полуфабрикатов, они на столе у каждых Вани и Вали, на рауте у самого богатого бизнесмена города, и скульптор уже подумывает сварить их из стального листа в 20-кратном увеличении…

«Королева в восхищении», господа, или, другими словами: учимся писать репортаж!

Цель репортажа

Репортаж — самый капризный из информационных жанров журналистики. Его цель — вызвать у читателя эффект присутствия. Хороший репортаж читается на одном дыхании, захватывает с первого предложения и держит в напряжении до самого конца. Это, если позволите, «экшен» от журналистики, и здесь главное — не скатиться в унылый отчет, получив эффект прямо противоположный.

Сравните два текста:

«Вчера в городском выставочном зале им. И.Н. Бургомистрова состоялась открытая дегустация продукции фермерского хозяйства «Мещанбургские рульки». Мероприятие прошло при поддержке администрации города и областного кооператива фермеров. Пришедшие на дегустацию горожане увидели богатое разнообразие колбас, рулетов, сосисок и копченостей. В целом было представлено 68 наименований продукции, каждый товар можно было продегустировать и приобрести. Глава фермерского хозяйства «Мещанбургские рульки» Борислав Ненасытный отметил, что предприятие запустило новую линию с итальянским оборудованием, и теперь Мещанбург точно не останется без качественной закуски».

И:

«Взволнованные мещанбуржцы быстро заполняют выставочный зал, торопливо вверяя шубы гардеробщице, спеша вооружиться бумажной тарелкой и горстью шпажек для дегустации.

Волшебный запах мясных деликатесов стелется под потолком фойе, как дурман, официанты не успевают менять подносы с нарезкой, в центре зала журналисты окружили главу фермерского хозяйства «Мещанбургские рульки» Борислава Ненасытного.

— Запущена новая линия, оборудование самое лучшее, из Италии, — говорит он. — Вы только представьте, мы сможем производить на три тонны больше колбасно-сосисочных изделий! А наша особая грудинка, рецепт которой мы храним в секрете, уже взяла первый приз на Международной выставке в Южной Корее!

Вдруг зал загудел, кто-то восторженно ахнул, засуетились операторы, разворачивая камеры, — входит пара рослых официантов, а над ними плывет, сверкая, огромное блюдо с цельным поросенком: вьется ароматный пар, краснеет печеное яблочко в его пасти, вспышки камер превращают шествие порося в стробоскопное шоу… Сюрприз удался».

Ну и в каком случае счастливый собственник «Мещанбургских рулек» срубит жирный куш после дегустации? Думаю, ясно без комментариев.

Какими приемами можно достичь эффекта присутствия? Я вижу пять основных:

  • Линейная композиция
  • Использование глагола
  • Доминирование настоящего времени глагола
  • Использование прямой речи
  • Детализация в эпитетах и звукоподражании

Разжуем подробнее, как из всего этого великолепия слепить приемлемый рассказ о мероприятии, достигнув эффекта присутствия.

Пишем от и до

То бишь пересказ событий в хронологической последовательности. Мероприятие от и до, без ретроспекций и отзеркаливания.

Нам дано:


→ Дизайнеры-модельеры, меценаты от мира моды, прочая «элита» и масс-медиа пришли на модный показ новой коллекции Лазаря Воскресенского

→ тусовка до начала, все чмокаются и обсуждают друг друга, модельки в гримерке натягивают непостижимые наряды дизайнера

→ сам показ, описание коллекции, внимание на известных моделях и смелых тенденциях предстоящего сезона

→ выход дизайнера, поклоны, аплодисменты, съемки — афтер-пати со звездами эстрады, коксом и купанием в шампанском.


Мы должны рассказать читателю все по порядку, найдя кульминацию, выделив ее ради наших хитрых маркетинговых целей. Никакой ретроспективы а’ля «вспомним предыдущий показ: ах, как тогда удивила всех эта штучка из столицы, выйдя на подиум на восьмом месяце беременности, и ведь что самое интересное, ее муж-футболист бросил ее через полгода после родов». Никакой аналитики, зауми и отчетности — одни голые факты от завязки, через кульминацию к развязке, а в конце эдак:

«…под утро сонный дворник-узбек, шмыгая носом, сметал облетевшие блестки праздника моды. Лазарь Воскресенский подарил свою красоту всему Мещанбургу».


Мы должны рассказать читателю все по порядку, найдя кульминацию, выделив ее ради наших хитрых маркетинговых целей.


Глагол рулит

А куда же без него. Глагол — самая динамичная часть речи, он передает движение, задает темп. Дай больше глагола — и увидишь, как побежит время в твоем тексте. Вычисти глагол, и время замедлится вплоть до полного застоя. Так мы можем превратить вернисаж скульптора-сварщика в полумистическое суаре:

«Галерея в шорохах и полумраке. В каждом углу — сизо-коричневые железные колоссы, концептуальные работы известного скульптора-сварщика Андрея Заманы. Онемевшие от восхищения посетители, как призраки, между ними, и редкое будто «С-с-с-бляууу..!» от случайного прикосновения к металлу. Дрожь. Прохлада. Ясность линий. Все мировоззрение художника — в потеках сварки и напластованиях смыслов…»

А так:

«Гости все идут и идут: крупнейшая галерея принимает сегодня вернисаж эпатажного Андрея Заманы, и в Мещанбург с окрестных областей слетается вся «творческая косточка». Цветочники выгружают охапки роз от губернатора в приемной, в конференц-зале ведущие культурные обозреватели

поджидают появления звезды — самого скульптора-сварщика. Замана задерживается: говорят, он лично руководит доставкой своей монументальной «Мечты Мещанбурга» от мастерской до галереи. Первые восхищенные поклонники пьют шампанское, закусывая тирамису, — повсюду слышатся ахи и охи, перезвон хрусталя, блики играют на стальной поверхности скульптур»

— мы дадим вернисажу драйва и энергии.


Дай больше глагола — и увидишь, как побежит время в твоем тексте.


Фокус с прошедшего на настоящее

Заметили, в предыдущем примере глаголы стоят в настоящем времени? Ну так это тоже один из практических приемов создания эффекта присутствия. Некий интерактив с читателем. Тот видит множество глаголов в настоящем времени и вместе с нами проживает ключевые моменты мероприятия, окунается в него, испытывает эмоции. Так после прочтения у читателя остается  искомое послевкусие, способное заставить его пойти и купить то, что там продает наш заказчик.

Засилью прошедшего времени место в унылом отчете, мол, состоялось-провели-было организовано-присутствовали-подвели итоги-решили на будущее. Репортаж с мероприятия не может позволить себе такого занудства, а посему постараемся писать, к примеру, так:

«Когда стемнело, на проспекте Центральном в Мещанбурге никто и не думал ложиться спать: на всю улицу там гремели хиты популярной инди-рок группы, голос ведущего подзадоривал прохожих, манил их присоединиться к вечеринке по случаю открытия нового модного барбершопа Lumberjack’s. И вдруг посреди шума и веселья к дверям цирюльни

подкатывает роскошный Porsche и из него является собственник разреза, шахты, медиахолдинга Иосиф Альтшулер, самый богатый человек города.

— Ну как? Теперь к простому парикмахеру ходить стало немодно, — скупо улыбается он на камеры и спешит скрыться в темном лофтовом дизайне барбершопа, где его уже ждет польщенный менеджер и официантка с пузырящимся бокалом «Моет и Шандон».

Напомаженный молодой стилист усаживает Альтшулера в кресло, укутывает пеньюаром; пара пшиков пульверизатора — и ножницы мастера начинают, сверкая, летать, танцуют, поют, творят новый look…»

Не получится весь текст облачить в настоящее время, но переключайте режимы, вбрасывайте интерактив в те моменты, к которым хотите привлечь внимание.


Пишите в настоящем времени. Тогда читатель точно не уснет от вашей статейки.


Говорим напрямую

«— Как это банально: человек валит с больной головы на здоровую, когда виновата задница… Одна из певичек была спасена. Додо…

— Что?

— Может, нам пойти исповедаться?

— В чем?

— Нуу… Можно обойтись и без подробностей.

— Не в том ли, что нас угораздило родиться в этом проклятом Мещанбурге?

Диалог героев на сцене не дает зрителю расслабиться. Пьеса погружает каждого из нас в свой персональный адок, а ведь именно в том и была цель драматурга Ивана Коптилова».

Короткие яркие реплики участников, гостей, зрителей смотрятся лучше, чем длинные «кирпичи» речи организаторов события, но и от последних обязательно нужно брать комментарий.


С прямой речью в ваш репортаж войдут объем, фактурность, сиюминутность происходящего.


Из плоскости — в объем

Представьте себе репортажную фотосъемку. А как бы вы пересказали ее словами? Калейдоскоп образов, деталей, «няшек» вы сможете создать с помощью старых добрых эпитетов, звукоподражания, уместных аналогий. Напишем такой текст:

«Благотворительный вечер известного бизнесмена и мецената Иосифа Альтшулера собрал предпринимателей, общественных деятелей, актеров, музыкантов, художников, писателей и поэтов. В светлом фойе Мещанбургской филармонии с его исполинскими потолками и витыми колоннами яблоку негде было упасть: тут были и почтенные старцы-бородачи, и юные танцовщицы в органзе и сеточках на волосах, и элегантные поэтессы с веерами из перьев, и маститые мастера кисти в обнимку со своими спутницами, безмолвными музами с воловьими глазами… Зал дышал дорогими парфюмами, кожей, свежей краской, искусством.

И вдруг публика взрывается аплодисментами: вносят статуэтку премии Альтшулера — изящную серебряную нимфу с арфой. «Ф-фух-х! Пиу-у!» — летят в воздух петарды с разноцветным конфетти. «Пок! Пш-ш-ш…», — шампанское пенится в ловких руках барменов. Гости восхищенно замирают, кто-то шепотом ахает, все забывают дышать, гадая, кому же достанется почетная премия в этом году».

А теперь вынем из текста все украшательства и сравним:

«Благотворительный вечер известного бизнесмена и мецената Иосифа Альтшулера собрал предпринимателей, общественных деятелей, актеров, музыкантов, художников, писателей и поэтов. В фойе Мещанбургской филармонии толпились гости: тут были и пожилые прозаики, и танцовщицы, и поэтессы, и мастера кисти в обнимку со своими спутницами.

И вдруг публика начинает аплодировать: вносят статуэтку премии Альтшулера — серебряную нимфу с арфой. Взрываются петарды, в потолок летят пробки от бутылок с шампанским: вот-вот объявят того, кому в этом году достанется премия…»

Может, оно и так сойдет, но без вот этого шампанского «пш-ш-ш» тексту не хватает вкуса. Не пренебрегайте синонимами. И да: новомодный «инфостиль» спасает далеко не всегда. Мы не учимся писать модно — мы учимся писать хорошо.


Устройте праздник чувственных образов: опишите цвет, запах, звук, текстуру и выведите текст из плоскости в объем.


Вместо «вишенки на торте»

А теперь возьмем наши пять приемов и напишем короткий репортаж с закрытого авторского показа штор известного в Мещанбурге дизайнера Аграфены Шпульки.

«Торговый зал магазина «Белошвея» был похож на роскошный шатер арабской принцессы: все стены украшали портьерные и тюлевые ткани. Прибывшие на закрытую презентацию авторских штор Аграфены Шпульки обозреватели мира моды Мещанбурга, блогеры, декораторы и дизайнеры интерьера в ожидании появления звезды вечера коротали время у фуршетного стола. Изысканная публика, канапе-тарталетки, игристое вино, разговоры о модных тенденциях — уникальное событие для мещанбургского мира дизайна интерьера и самобытного творчества.

— Встречайте! — кричит в микрофон взявший на себя роль конферансье маркетолог магазина. — Мастер, черпающий вдохновение у самой природы, троекратная призерша «Золотой Иглы», пятикратная — премии «Шустрые ручки», лауреатка, номинантка и прочая и прочая, прибывшая из соседнего Н-ска специально по приглашению магазина «Белошвея», А-а-аграфена Шпулька-а-а..!

По рядам гостей прокатывает восторженно-сдавленное «Ооох!», идет она, в бабушкиной пуховой шали, накинутой поверх просторного макси-платья в хохломских орнаментах, высокая, статная, с большим красным ртом.

Вопросы сыпятся лавиной.

— Для актуального сегодня в лучших домах Европы стиля кэжуал возьмите тюль из трикотажа, — плавно и с растяжкой вещает Аграфена. — Его приятная, мягкая текстура создаст уют. А для портьер в последнее время все чаще используются ворсистые ткани локальных расцветок…

В разгар вечера конферансье объявляет розыгрыш набора готовых штор для гостиной. Лотерея выбирает счастливого победителя — корреспонденту газеты «Мещанский вестник» Лидии Имярек приз вручает сама Аграфена Шпулька.

Кажется, у магазина «Белошвея» сюрпризы не кончаются. Магазин анонсирует акцию: до такого-то числа шторы самобытного мастера Аграфены Шпульки можно будет приобрести со скидкой 20%, а купившему два набора — третий достанется бесплатно.

Фуршет после презентации дал возможность гостям пообщаться с дизайнером неформально, виновница вечера отвечала на вопросы, давала советы декораторам, обменивалась визитками с дизайнерами интерьера. Радостный гул голосов в зале, звон хрусталя и возбужденную беготню дирекции магазина прервало еще одно знаковое событие: под занавес на закрытую презентацию прибыл знаменитый модельер Лазарь Воскресенский, чтобы лично познакомиться с Аграфеной.

— Ой, да вы что? Не зна-аете? — говорит он, по-свойски беря дизайнершу под руку. — Я еще в прошлом сезоне купил ее шторы. У меня дуплекс в Сытой Окраине, там еще не все закончено. Так вот туда-а я повесил эти шторы! Ну, соверше-енно невозможный талантище!

Словом, вечер удался.

На другой день после презентации все СМИ Мещанбурга наперебой говорят о неподдельном обаянии самобытной Аграфены. Ее трикотажный кэжуал сегодня в каждом доме».

Откровенно говоря, репортаж получился с элементами памфлета, но с лихвой передает суть наших пяти приемов. О сатирических жанрах поговорим как-нибудь в другой раз. За свежим памфлетом-фельетоном  о персонажах Мещанбурга (и не только) заглядывайте ко мне в блог «Бумагомарака».

Толстой музы вам в перо. Пишите да обрящете. По поиску идеального заказчика!

Надя Бойкова

Как написать о мероприятии: основы репортажа

4.65 (92.94%) 17 votes

help.miratext.ru

Как написать репортаж: пример и рекомендации

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель – создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

репортаж примерКомпозиционно репортаж состоит из 3 частей.
  1. Вступление: краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть: информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка: впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Постановочный

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий – пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж – пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

 репортаж примеры текстов

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж – пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый – требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго – непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж – пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

как писать репортаж пример

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж – пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность – значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

тематический репортаж пример

Главное – оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре «репортаж» примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Общие рекомендации при создании репортажей

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе… ), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах… ).

репортаж в газете пример

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.

fb.ru

Как написать репортаж: три кита журналистика, научись

Вот посмотрите сразу мой пример репортажа с места событий.

Как написать репортаж

Привет, друзья. На связи Павел Ямб. Репортажи в жизни блоггера и копирайтера занимают особое место. Да, мы не журналисты, чтобы писать их круче профессионалов. Совсем немногие коллеги могут похвастаться таким специальным образованием.  А большинству из нас просто нужно знать, как написать репортаж, чтобы сделать свой блог живым и интересным.

Содержание статьи

•Из теории журналистики
•О чем писать
•О структуре
•Как научиться
•Все держится на трех китах

Из теории журналистики

Репортаж — информация, рассказ о текущих событиях, публикуемый в периодической печати или передаваемый по радио и телевидению.

(Толковый словарь Ефремовой)

Репортаж – рассказ очевидца, нацеленный на создание у читателя эффекта присутствия. Вовлечь его в событие, заставить сопереживать, чувствовать ситуацию – вот основные задачи автора. Здесь недостаточно просто сообщить новости, нужно еще и позицию сформировать, затронуть за живое, побудить к действиям.

Интересным будет тот репортаж, в котором будет чувствоваться ваше эмоциональное состояние. Даже малопривлекательная тема, если взглянуть на нее с неординарной точки зрения, может оказаться прекрасным материалом для статьи.

Например, отчетное собрание ТСЖ обычно проходит стандартно, скучно. Людей мало, вопросов еще меньше, неожиданных поворотов – ноль. А если построить свой репортаж вокруг того, что все это результат несознательности членов ТСЖ? Поднять историю развития ТСЖ в нашей стране, рассказать о том, как в других странах строится домоуправление, побеседовать с мамочками во дворе и старушками на лавочках – может получиться отличная злободневная статья. Особенно с учетом введения обязательных взносов на капремонт. Это к тому, что автору нужно «вжиться» в тему, тогда эффект будет.

ЖКХ

О чем писать

Событийный репортаж. Самый распространенный вид статей. Поводом для написания обычно служит какой-нибудь яркий запоминающийся случай, часто неожиданный. По сути – это хроника. Достичь эффекта присутствия можно с помощью указания места события, времени, описания ярких деталей. И, конечно же, фотографий.

Тематический познавательный нужен как раз для описания тех самых конференций, слетов, семинаров, которые вы посещали. Делитесь ценным опытом, который вы приобрели на таких мероприятиях. Нашему брату, фрилансеру,  такой репортаж очень полезно почитать.

Проблемный в СМИ еще называют специальным. На подготовку такого текста уходит не один день. Журналисты проводят расследование, собирают документы, беседуют с очевидцами, жертвами, экспертами. Поводом для него обычно служит из ряда вон выходящее событие, затрагивающее многих. Именно такие работы считаются высшим пилотажем в журналистике.

Специальный репортаж

О структуре

Структура репортажа нам привычна и понятна:

  • Заголовок должен быть интригующим, привлекающим внимание, цепляющим. («Пельмень патриотизма», «Дом на честном слове»)
  • Вступление (лид) вводит читателей в курс дела.1 скриншот
  • Основная часть раскрывает суть событий.
  • Заключение отражает отношение автора к происходящему.

Стиль изложения выбирайте в зависимости от того, какое событие вы будете описывать. Если довелось побывать на очередной конференции по маркетингу и рекламе в качестве спикера – можете себе позволить более деловой тон. Хотя читать репортажи, написанные сухим протокольным языком никому не интересно. Так что всему надо знать меру.

Как научиться

Один из хитрых способов научиться писать репортажи – конспектировать журналистов. Включаем какой-нибудь новостной канал, смотрим сюжет о фестивале цветников например, или о слете байкеров. Записываем все, что услышим. Потом дополняем описаниями, редактируем и готово. Так можно научиться писать на любую тему. Если вы работаете в штате какого-нибудь СМИ, то прежде чем опубликовать ваш опус, редактор проверит вашу работу. Подскажет, что исправить. Так и научитесь.

Если вы пишете репортаж  для собственного сайта, читайте подобного рода посты у коллег, сравнивайте, делайте так же и даже лучше. В разделе «Про меня» есть несколько репортажей, напишите в комментариях свой. Вот и будет практика. Заодно примите участие в конкурсе комментаторов. А там и приз, и денежное вознаграждение. Кстати, многие известные копирайтеры прокачивали свои писательские навыки именно в конкурсах. Помогает и своих способности развить, и на коллег – конкурентов посмотреть.  На заметку вам: на Advego часто устраивают подобные конкурсы.

Все держится на трех китах

Для того чтобы написать репортаж правильно, нужно помнить о трех самых важных приемах. То, что делает наши тексты убедительными и интересными, журналисты называют тремя китами хорошего репортажа:

  • Детали
  • Диалоги
  • Действия

2 скриншот

Все три элемента как раз и создают ощущение присутствия на месте событий. А в вашем тексте  есть эти ключевые моменты?

Внимательно отнеситесь к описанию деталей. Не путайте их с подробностями. Звуки, запахи,  обстановка, черты лица, интонации, мимика, жесты – все это создает картинку в воображении читателя. А подробности происходящего (сколько человек присутствовало, количество взрывчатки в тротиловом эквиваленте) загромождают текст и убивают его живость. Оставьте подробности новостям.

Еще пару лет назад считалось хорошим тоном рассказывать на блоге о своих путешествиях, покупках, событиях из личной жизни. Потихоньку эта традиция теряет популярность, а жаль. Всегда интересно не только о работе и профессии поговорить, но и о жизни. Все мы живые люди, и многие интересы неожиданно объединяют разных людей. А иногда и заказчиков помогают находить.

Одна моя коллега в порядке хобби из воздушных шаров всякие украшения делает на праздники и для души. Разместила она как-то у себя на блоге пост на эту тему. Заказчик, выбирая среди копирайтеров исполнителя, определился сразу, как только прочитал его. Оказалось, сам любитель этого дела.

Пусть вас не смущают фразы о том, что редкому журналисту удается правильно написать захватывающий репортаж. Действительно этот король журналистики покоряется не каждому. Но если вы всерьез намерены развить в себе журналистский талант, начинайте практиковаться на собственном блоге. Учитесь писать репортажи на основе событий из личной и соседской жизни. Публиковать их на собственном ресурсе очень удобно: из неприятностей только отсутствие просмотров и положительных комментариев.

Репортаж в газете или журнале – гораздо более серьезная вещь, браться за него можно опытным авторам. Но зато оплата за такую работу хорошая. Если вы зарабатываете на таких статьях, поделитесь опытом в комментариях.

Всем удачи и до новых встреч.

copirayter.ru

репортаж текст песни и перевод на русский

Я закрываю глаза,
А по щеке слеза,
И вместе с нею мечты тают…
Моя пустая душа
Нигде приюта не нашла
И постепенно улетает…

Я закрываю глаза,
А по щеке слеза,
И вместе с нею мечты тают…
Моя пустая душа
Нигде приюта не нашла
И постепенно улетает…

За два часа я стойку бара всю опустошила…
Видимо, водка не лекарство – боль не смыла…
Бармену заплатила, он спросил: — Может, такси?
— Спасибо, нет, мой «Фиат» белый ждет скорости!
Газ в пол, лети, мне чужды остановки!
Мотор ревет,и хуятень орут колонки,
Но в перепонках сердца стук, в глазах туман,
Забыв о самосохранении, гоняюсь за обманом…
Как вышло так? Вчера любимый был, сегодня враг!
Измена как пустяк?! Да?! Как бы не так!
Во мне бушуют как обида, разочарование,
Рву память на куски, в клочья…
Твои признания, желания…
Их было много, как и впечатлений.
Какое к черту значение имеют наши отношения?
За превышение фоторадар начал запечатлять
Мой регистрационный номер: три, пять и пять…

Я закрываю глаза,
А по щеке слеза,
И вместе с нею мечты тают…
Моя пустая душа
Нигде приюта не нашла
И постепенно улетает…

Я закрываю глаза,
А по щеке слеза,
И вместе с нею мечты тают…
Моя пустая душа
Нигде приюта не нашла
И постепенно улетает…

Разногласия души и тела… Насточертело!
Прокуренные мозги, дурацким мыслям нет предела,
Моя рука окаменела на диске телефона.
Я в сотый раз тебя набираю, в ответ не слышу даже стона.
Твоя корона гордости непоколебима,
На автоответчике зависла фраза «Измена непростима!»
Это возмутимо! Да кто придумал этот бред!
Поверь, что кроме тебя у меня никого нет!

«Ромка,вдруг нашел твоей проблемы решение!
Надеюсь, ты еще хочешь избежать увольнения?
Из корреспондентского отделения программы новостей…
Друг, я позаботился о заднице твоей!
Давай вставай быстрей, видеокамеру бери с собой.
Твой репортаж стынет! Это полнейший забой!
От шока сам не свой… На Октябрьской тебя найду.
Подпись – Бертли. P.S. Быстрей, пока я жду!»

Я закрываю глаза,
А по щеке слеза,
И вместе с ней надежды тают…
Моя пустая душа
Нигде приюта не нашла
И постепенно улетает…

Я закрываю глаза,
А по щеке слеза,
И вместе с нею мечты тают…
Моя пустая душа
Нигде приюта не нашла
И постепенно улетает…

Мое молчанье разрушает пейджера звучанье,
Пробуждая меня из депрессивного состояния.
Прочёл послание, вышел на проспект, такси словил,
Чтобы шеф на светофоре стал дальтоником, тройной тариф набил!
Окно открыл… Машины взгляд мой провожает.
Надежда увидеть белый «Фиат» моей девчонки постепенно тает…
Шеф тормоз нажимает… Движение дальше перекрыли
Ментовские машины грязь с цементом оцепили…
« Где тебя черти носили, да сколько можно ждать!
Еще немного, и мусора бы стали прессу пропускать!
Готов снимать? Прими валерьянки, живых там нет!
Какой то псих на легковухе фрау отправил на тот свет!»
Вот это бред! Мне постовой территорию открыл.
Я в транс впал от увиденного,но камеру включил,
Незамедлив опустил, чтобы обломки снять…
И среди груды металла увидел
Регистрационный номер: три, пять и пять!

Я закрываю глаза,
А по щеке слеза,
И вместе с ней надежды тают…
Моя пустая душа
Нигде приюта не нашла
И постепенно улетает…

Я закрываю глаза,
А по щеке слеза,
И вместе с нею мечты тают…
Моя пустая душа
Нигде приюта не нашла
И постепенно улетает…

Я закрываю глаза,
А по щеке слеза,
И вместе с ней надежды тают…
Моя пустая душа
Нигде приюта не нашла
И постепенно улетает…
Я закрываю глаза,
А по щеке слеза,
И вместе с нею мечты тают…
Моя пустая душа
Нигде приюта не нашла
И постепенно улетает…
Другие тексты песен «нтл»

Другие названия этого текста
  • нтл — репортаж
  • NTL♥Репортаж — Я закрываю глаза, А по щеке слеза, И вместе с нею мечты тают… Моя пустая душа Нигде приюта не нашла И постепенно улетает…
  • NTL♥Репортаж — ахуенная песня))
  • NTL♥Репортаж — Белый рафик
  • NTLРепортаж — охуеть но это моя любимая песня!
  • NTL♥Репортаж — репачек
  • NTL♥Репортаж — пипец.. но это моя любимая песня!
  • NTL♥Репортаж — аааа как долго я её искала!
  • NTL♥Репортаж — на перекрестке
  • NTL — хорошая песня
  • NTL♥Репортаж — За два часа я стойку бара всю опустошила… Видимо, водка не лекарство – боль не смыла… Бармену заплатила, он спросил: — Может, такси? — Спасибо, нет, мой «Фиат» белый ждет скорости!
  • нтл — репортаж..
  • NTL♥Репортаж — аааа как долго я её искала!
  • NTL♥Репортаж — Я закрываю глаза, А по щеке слеза, И вместе с нею мечты тают… Моя пустая душа Нигде приюта не нашла И постепенно улетает…
  • * — ох**ть но это моя любимая песня!
  • NTL♥Репортаж — охуеть но это моя любимая песня!
  • NTL♥Репортаж — Я закрываю глаза, А по щеке слеза, И вместе с нею мечты тают…
  • NTL♥Репортаж — Я закрываю глаза, А по щеке слеза, И вместе с нею мечты тают…

pesniclub.com

текст, цитаты фильма, читать содержание, описание

Добрый вечер, в эфире Анжела Видаль.
Сегодня, как обычно,
мы проведём эту ночь…
Секундочку…

— Что в кадр идёт?
— Вот так.
Вот так? Не видно… Эту руку не видно?

— Нет.
— Хорошо.
Погоди, стоп.
Добрый вечер, в эфире Анжела Видаль.
Сегодня в передаче «Пока вы спите» мы присоединимся к пожарной команде
на время её ночного дежурства.
Дай отдышаться.
Добрый вечер, в эфире Анжела Видаль.
Сегодня в передаче «Пока ты спишь» мы присоединимся к пожарной команде
на время её ночного дежурства на улицах города.
Но кроме этого, мы увидим то, что никто раньше не видел:
как они живут, спят, что они едят…
Мы увидим пожарный участок изнутри.
Всё это — в передаче «Пока ты спишь».

— Готов.
— Готов?
Слушай, если полная мудятина будет — вырезай, ладно?
Надо плёнку поэкономить.
Андрэ, вы тут главный?
Вы организатор…
Да, я начальник смены,
и внутри участка, и на вызовах.
Это наш шлем. Это цельный шлем.
Можете примерить, он чистый.
Я буду героиней «Пока ты спишь».
Примерим?
Это легко. У вас такие большие размеры?
Да, мы все крупные. Вот это сапоги.
Штаны крепятся к ним.
Как в мультфильмах? Просто впрыгиваете в них!
Это в мультфильмах нас копируют, а не мы их.
Я огнеборец!
Итак, мы будем ждать…

— Вызова.
— Да.
Позволите мне поехать с вами?

— Конечно.
— Хорошо.

— Это как лотерея.
— Что?
Как лотерея.
Можем получить вызов, а можем и не получить.
Посмотрим…
Вот увидите, я вам пригожусь.
Отлично.
Хорошо.
Мы идём в столовую. Сейчас как раз ужин.

— Они не будут против, если я войду?
— Нет, совсем нет.

— Они уже знают, что вы здесь.
— И мы попробуем…
…эту вкуснятину, что едят пожарные.

— Именно.
— Отлично.
Аккуратней, аккуратней! Не ударься.

— И вот мы в столовой.
— Да, прошу.
Привет.

— Приятного аппетита!
— Спасибо!
Приятного аппетита.
Вот, это Ману и Алекс, они будут сопровождать вас сегодня.
Очень приятно. Продолжайте, продолжайте. Меня зовут Анжела.
Сегодня мы присоединимся к вам.
Доедайте, и увидимся позже.

— Хотите заглянуть в музей?
— Да, ведите.
Повернитесь.
Положу микрофон вам в карман.
Мне надо будет ремень надеть, не помешает?
Нет, не должен. Если будет мешать, переложим.
Вот, можете спокойно двигаться.

— Посмотрим…
— Всё нормально?

— Скажите что-нибудь.
— Раз, два…

— Привет, привет…
— Говори, говори.
Скажите ещё.
Привет, меня зовут Ману и сегодня с нами репортёры.

— Будет весело… Ну не знаю.
— Хорошо.

— Готов?
— Немножко вправо сдвинься.
Знаешь чего? Надо местами поменяться.

— Если вы не возражаете. А то волосы…
— Сюда?
Итак, Алекс, опишите обычную ночь
в пожарном участке.
Обычная ночь очень монотонна, потому что…

— Обычна?
— Ну да, обычна.
Люди считают, что мы бегаем туда-сюда
тушим очаги возгорания, но
около 70% поступающих

cinematext.ru

Урок «Репортаж как жанр публицистического стиля»

Тема: Репортаж как жанр публицистического стиля

Цель: Научить пользоваться жанром репортажа в речи.

Задачи:

  1. Формировать умение доказывать принадлежность текста репортажа к публицистическому стилю (определять речевую ситуацию, условия общения, функции общения).

  2. Формировать умение определять неязыковые признаки репортажа.

  3. Формировать умение выявлять языковые средства и устанавливать их зависимость от неязыковых средств.

  4. Формировать умение отличать репортаж от заметки.

Развёрнутый план урока

    1. Вступительное слово учителя (цель – создать положительную мотивацию, показать значимость и актуальность изучаемой темы).

П: Ранним утром миллионы людей берут в руки пахнущие типографской краской газетные листы…

Что? Где? Когда? Вся жизнь нашей страны, вся жизнь нашей планеты на этих листах. События, различные по характеру, неравноценные по значению, находят своё отражение на страницах газет, журналов. Только ли на страницах газет, журналов отражается жизнь страны и мира?

У: Жизнь страны и мира представлена и на телевидении.

П: Конечно, телевидение активно и оперативно реагирует на жизнь страны и жизнь мира. Какой стиль оказывается востребованным на страницах газет, журналов и телевидении?

У: Публицистический стиль.

П: Откройте свои тетради с опорными конспектами, напомните особенности речевой ситуации, общение в которой предполагает использование публицистического стиля.

У: Это ситуация, в которой пишущий адресует информацию широкой аудитории читателя, т.к. она информирует читателя, представляет общественную значимость. Она касается всей страны и жизни каждого человека.

П: Верно. Какие две функции выполняет публицистический стиль?

У: Публицистический стиль выполняет 2 функции: информативную – сообщить объективную, проверенную информацию и воздействующую – вызвать определённое отношение к обсуждаемой проблеме, теме.

    1. Постановка цели урока.

Вы уже умеете писать информационную заметку. Теперь перед вами другая цель – научиться составлять текст репортажа.

Репортаж – один из самых ярких, самых востребованных жанров публицистики, так как помогает читателю «пережить» ситуацию, в нём отражающуюся, наглядно представить себе произошедшее.

    1. Объяснение нового материала.

  1. Вводная беседа (цель – подготовить к восприятию нового материала).

П: Вам, наверно, приходилось слышать слово «репортаж». Как вы думаете, о чём сообщается в репортаже?

П: В каких ситуациях может быть использован жанр репортажа?

П: При просмотре каких телепередач вы встречали жанр репортажа?

  1. Лингвостилистический анализ текста-образца (цель – определить неязыковые и языковые признаки).

П: В.А. Гиляровский, автор книг «Москва и москвичи», «Москва газетная» и многих других, В.А. Гиляровский был общепризнанным «королём» газетного репортажа. В любое время дня и ночи, в дождь и в стужу готов был «дядя Гиляй» мчаться к месту происшествия, чтоб в следующем номере газеты появился его интересный и правдивый репортаж. Вот как, например, рассказывает Гиляровский в репортаже «Ураган» о буре, разразившейся над Сокольниками в 1904 году и причинившей страшные разрушения:

«… Мне посчастливилось быть в центре урагана. Я видел его начало и конец: потемнело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали чёрными… Наступивший мрак сменился сразу зловеще жёлтым цветом. Грянула буря, и стало холодно.

Над Сокольниками спустилась чёрная туча – она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг всё закрутилось. Внутри этой крутящейся чёрной массы засверкали молнии. Совсем картина разрушения Помпеи по Плинию! Вдобавок среди зигзагов молний вспыхивали тяжёлые огни, и багрово-огненный жёлтый столб крутился посередине. через минуту этот ужас оглушающее промчался, руша всё на своём пути» (избр. произв. в 3-х т. М., 1960, т. 2, с. 220).

П: Итак, вы познакомились с образцовым репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа.

П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в которых бы описывалось что, где, когда произошло?

У: Даётся описание урагана над Сокольниками.

П: Кому адресован текст?

У: Текст адресован массовому адресату.

П: Каковы условия общения?

У: Текст может быть использован в официальной обстановке.

П: От чьего лица ведётся изложение?

У: От 1 лица

П: Найдите слова, в которых доказывается, что автор был на месте происшествия.

У: Мне посчастливилось быть в центре урагана.

П: Присутствие автора выражается и в том, что мы воспринимаем описываемое и происходящее его глазами. Как автору удаётся создать наглядный образ произошедшего ранее, придать картинность событию?

У: 1. Автор использует слова, называющие цвет: потемнело, бронзовые, чёрный, жёлтый, багрово-огненный.

2. Метафоры – зигзаги молний.

П: Какие слова не выражают отношение, состояние автора, но «воздействуют» на читателя?

У: Чёрный, зловеще, багрово-огненный, тяжёлые.

П: Что можно сказать о впечатлении В.А. Гиляровского от увиденного явления природы?

У: Гроза вызывает чувство страха, тревоги.

П: Какой приём, используемый автором, усиливает проявление чувств и переживаний?

У: Инверсия: грянула буря, спустилась туча, засверкали молнии, вспыхивали огни и т.д.

П: Какими средствами автор создаёт динамичную картину?

У: 4 простых предложения, связанные бессоюзной связью придают динамизм повествованию. (потемнело небо), (налетели бронзовые тучи), (мелкий дождь сменился крупным градом), (тучи стали чёрными).

П: Обратите внимание на вид глаголов, используемых в предложениях. Глаголы какого вида передают динамику, стремительность действий?

У: Глаголы совершенного вида передают стремительность действий.

П: Перечитайте начало 2 абзаца. Какое слово подчёркивает резкую смену событий?

У: Резкую смену событий передаёт наречие вдруг.

П: В каком предложении содержится авторское отношение?

У: Совсем картина разрушения Помпеи.

  1. Сообщение учителя об основных признаках текста репортажа.

Репортажу присущи следующие неязыковые признаки: документальность (точное указание места, времени, участников событий), логичность. В репортаже всегда присутствует личность автора («эффект присутствия»), раскрывается его отношение к событию (радость, гордость, сочувствие и т.д.). Такие неязыковые признаки репортажа, как экспрессивность, эмоциональность, побудительность, оценочность приводят к широкому использованию лексико-фразеологических и синтаксических средств выразительности (тропов и стилистических фигур).

  1. Заполнение таблицы «Репортаж» (цель – систематизировать полученные знания).

П: Продолжаем заполнять таблицу. Откройте тетради с опорными конспектами. С какой целью создаётся репортаж?

П: Присутствует ли автор, выражает ли своё отношение к событию?

П: Кому адресован текст репортажа?

П: В какой обстановке может быть использован текст репортажа?

П: Каким типом речи следует воспользоваться при составлении текста репортажа?

П: Сжато или развёрнуто передаётся информация в репортаже?

П: Какие вопросы можно задать к тексту репортажа?

Изложение материала

Репортаж

  1. Цель

Сообщить о новом, воздействовать, дать оценку событию

  1. Автор

Автор присутствует, даёт оценку события

  1. Адресат

Рассчитан на определённый круг людей

  1. Условия общения

Официальная обстановка

  1. Тип речи

Сочетание типов речи: повествование, описание, рассуждение

  1. Требования к передаче информации

Развёрнутость:

(Что? Где? Как? Когда? Какой?

Что? Где? Как? Когда? Почему?)

    1. Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).

Упражнение № 1. Лингвистический анализ текста-репортажа (цель – определить языковые признаки в тексте репортажа).

П: Докажем, что данный текст является репортажем.

П: Найдите предложения, в которых указывалось бы что, где, когда произошло.

Текст

Со скоростью, близкой ко второй космической, мчится домой спускаемый аппарат.

Его уже ждут. Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.

В 22 часа 12 минут по московскому времени 25 февраля возвращаемый аппарат совершил мягкую посадку в 40 километрах северо-западнее Джезказгана. Исключительная, поистине снайперская точность!

П: Как автор создаёт наглядный образ произошедшего ранее?

У: В тексте используются выразительные средства речи: олицетворения – шар врезается, окунается, рвётся; эпитет – бушующее пламя.

П: Какова роль инверсии в 1 предложении?

У: Инверсия переводит высказывание из нейтрального плана в экспрессивно-эмоциональный.

П: Какая временная форма преобладает в репортаже?

У: Глаголы настоящего времени несовершенного вида.

П: Замените глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Какой текст вам кажется динамичнее – данный или преобразованный?

У: Данный текст динамичнее.

П: С какой целью автор прибегает к членению предложения «Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.»

У: Данный приём усиливает выразительность текста.

П: Ощущаем ли мы присутствие автора – участника событий? Какая частица указывает на это?

У: Да, поскольку автор передаёт нам подробности события, оценивает действия. Частица вот.

П: Каково отношение автора к событию? В каком предложении содержится авторское отношение?

У: Исключительная, поистине снайперская точность!

Упражнение № 2. Определение жанра текста (цель – определить отличия репортажа от заметки).

Пользуясь таблицей, определите какой из текстов относится к жанру заметки, какой – к репортажу.

Текст № 1

Ледовый поход завершён

Мурманск, 22 ноября.

Сегодня в Мурманский порт из плавания в высокие широты Полярного бассейна возвратился атомный ледокол.

Беспримерный в истории освоения Арктики поход завершён. В беседе с корреспондентом капитан атомного ледокола Борис Макарович Соколов рассказал:

– В тяжёлых условиях полярной зимы, полярной ночи атомный ледокол прошёл боле восьми тысяч миль, из них свыше пяти тысяч – в тяжёлых льдах. Никогда раньше ледоколы в этих широтах не плавали. Атомная установка работала безукоризненно, корабль продемонстрировал замечательные ходовые качества.

Все задания выполнены.

Текст № 2

Льды за кормой

Атомный ледокол завершил экспедицию.

На мостике атомохода, вцепившись в дубовые поручни, – качка – стоит вахтенный штурман и напевает тихонько песню, которая полюбилась на судне:

«Корабль несётся на крыльях короткого слова «Вперёд!». Но теперь последнее слово в ней звучит иначе: вместо «вперёд» штурман поёт «домой».

Вчера утром в кромешной полярной ночи мы обогнули с севера Новую Землю. По левому берегу в двенадцати милях скрывались Оранский остров и полярная станция мыса Желания. В шестнадцать часов судового времени минута в минуту на смене вахт, когда отзвенели склянки, корабль пересёк ледовую кромку.

Конечно! Льды за кормой!

Впереди – до самого Мурманска – море Баренца катит волны в космах бурлящей пены… Моряки, полярники атомохода, скоро ступят на родную землю. Им бы сейчас накрахмалить рубашки, отутюжить кители… Но шторм – нелёгкое дело, даже когда он попутный. Порою судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студёной рекой по палубам. В каютах идёт «война» с настольными лампами, креслами, книгами – со всеми предметами обихода, не желающими стоять на местах…

Шторм осложняется снегом. Сплошная его завеса временами скрывает море. Постоянно включен локатор. Идём, подавая гудком сигналы. На баке – вперёдсмотрящий. Он возвращается с вахты в бушлате, промокшем, блестящем корочкой льда от замёрзших брызг и солёной пены…

П: Чем отличается информация, содержащаяся в заметке, от информации в репортаже?

У: В заметке информация представлена сжато, в репортаже – развёрнуто. Из репортажа читатель узнаёт не только о маршруте, длительности похода, но и получает представление об обстановке, в которой проходило плавание.

П: При помощи каких средств достигается «эффект присутствия» читателя на корабле?

У: Употребление местоимений: мы обогнули; форма глагола: идём.

П: По каким деталям в тексте репортажа мы можем сделать вывод о прямом участии автора в экспедиции?

У: Порой судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студёной рекой по палубам; вперёдсмотрящий возвращается с вахты в бушлате, блестящем корочкой льда.

П: Репортаж, в отличии от заметки, как бы переносит читателя на борт корабля, мы словно видим людей, слышим их голоса, ощущаем качку корабля и брызги ледяной воды.

Упражнение № 3. Конструирование предложений (цель – подготовить к созданию собственных текстов).

П: Кроме обычного, «текстового» репортажа, в газетах и журналах можно встретить фоторепортажи. Основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер. Перед вами несколько спортивных фоторепортажей.

  1. Постройте предложения, поясняющие содержание фотографий.

  2. Предложения должны образовать связный текст.

  3. Выразите своё отношение к изображённому на фотографиях.

П: Какие языковые средства помогут вам передать своё отношение к происходящему?

У: Слова оценочные, выражающие эмоциональность, восклицательные предложения, вводные слова и предложения, обращения.

Упражнение № 4. Составление текстов репортажей (цель – формировать умение строить текст репортажа).

П: Работаем в группах. Ваша задача – смоделировать речевую ситуацию по 1 – 2 фотографиям. Используя составленные предложения, придумать текст репортажа.

    1. Итог урока (цель – проверить усвоение учащимися теоретических сведений о репортаже).

П: Что вы узнали о репортаже?

П: Чему вы учились на этом уроке?

П: Какая работа на уроке была самой интересной?

П: В каких ситуациях, по-вашему, знания, полученные на данном уроке, будут востребованы?

    1. Домашнее задание.

П: Выдающимся спортивным комментатором в нашей стране был Николай Николаевич Озеров. Дома вам нужно будет, прочитав текст упр. 361, в котором Н.Н. Озеров обращается к начинающим журналистам, составить памятку для пишущего репортаж. Не забудьте употребить слова «соблюдайте», «не забывайте», «старайтесь».

П: Каким типом и стилем речи вы воспользуетесь, составляя заметку?

П: Найдите в последних газетах репортажи, укажите характерные признаки одного из них.

infourok.ru

Оставьте комментарий