Репортаж с места события – Репортажи с места событий

Репортажи с места событий

Юбилей Новоуральска — это хороший повод увидеть город во всей красе, вспомнить его историю, запечатлеть настоящее для будущих поколений.
Самый лучший способ зафиксировать увиденное — это сфотографировать. Думаю, что лет через 50 людям будет интересно узнать, каким город был в 2019 году, в год 65-летия.

Центр патриотизма «Родина» объявил городской конкурс фотографий «Новоуральск — чудо в сердце Урала». Кстати, название — это строчка из стихотворения Маргариты Малеевой, которое она написала десять лет назад, к 55-летнему юбилею города.

Конкурс проводился в рамках Большого смотра творчества, который ежегодно проводится под эгидой отдела культуры, и был объявлен для учащихся, студентов и молодежи до 36 лет. Отрадно, что молодежь не проигнорировала и приняла активное участие в конкурсе.

Фотографии на конкурс поступили самые разные. На одних изображены достопримечательности, на других — люди, на третьих — природные объекты. В каждом кадре — большая любовь к родному городу.

Для судейства работ были приглашены известные новоуральские фотографы: Владислав Галушко, Александр Бызов и Сергей Сенников. Они оценивали не только качество исполнения и технику, но и оригинальность и художественный уровень. После долгих споров были выявлены победители и призеры.

Среди учащихся 1-4 классов победителем стала Лазукова Алиса (гимназия № 41) с работой «Мой любимый детский сад», призерами — Рябов Кирилл (школа № 45) и Гурикова Елизавета (Детский юношеский центр).
Среди 5-9 классов победила Иванова Мария (школа № 45). Ее работа «Новоуральский водопад», где была запечатлена небольшая речка с местным названием Веснянка около родника «Зеленое сердце», была оценена очень высоко. Призерами стали Захарова Варвара (школа № 45) и Якушина Виолетта (школа № 1).
Самой большой группой оказалась молодежь: учащиеся 10-11 классов, студенты и молодые люди до 36 лет. Здесь пришлось выбирать больше победителей и призеров. И, конечно же, представленные фотографии были более качественными и оригинальными.
Первое место поделили Сухих Иван и Синицына Ксения (ДЮЦ). Второе место у Дорошенко Виктории (школа № 48) и Михайловой Лины (УрГАХУ). Третье место заняли Учуватова Валерия (гимназия № 41) и Сотникова Дарья (школа № 48).

До конца июня в Детской библиотеке (Первомайская, 11) будет работать выставка «Новоуральск — чудо в сердце Урала», где можно познакомиться со всеми работами участников конкурса.


( Read more…Collapse )

reportazhi.livejournal.com

Что такое репортаж — виды, примеры и как лучше написать

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать. Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров. Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

Что такое репортаж


Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от заметки, тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод. То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.


Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

Если получаете такие отзывы от читателей, значит вы все сделали правильно.

Ваша задача, чтобы человек увидел это событие вашими глазами. Но для этого вы должны сами это событие увидеть. Притом не просто в нем поучаствовать или понаблюдать. Когда вы пишите, нужно вспомнить это событие и видеть его перед глазами.

Тогда у вас все получится!

Объем репортажа от 6 до 8 тысяч знаков. Как правило, это объемный материал. Конечно же, фотографии делают материал более живым.

Виды репортажа

Есть несколько основных видов репортажа:

  1. Исследовательский (или аналитический)
  2. Постановочный (познавательный)
  3. Событийный (информационный)

В аналитическом репортаже вы исследуете какое-то явление и показываете новый для читателя мир. К примеру, вы окунаетесь в субкультуру готов. Вы начинаете с ними разговаривать, посещать их мероприятия. То есть исследуете этот мир и потом рассказываете об этом читателю.

Вот именно ваш вход в эту среду и сам рассказ являются поводом для репортажа.

Бывают еще и постановочные репортажи. Это когда вы пробуете себя в другой роли. Хороший пример, это передача Михаила Кожухова. Это необычная передача о путешествиях.

Автор пробует себя в разных ипостасях. Он может быть то в роли электрика, то поваром в египетском ресторане, то еще кем-то.

То есть он в различных странах и городах пробует себя в разных профессиях. При этом делает телевизионные репортажи о том, с какими сложностями сталкивается, какой этот мир данной профессии.

Также это может быть какая-то тематическая информация, которая будет интересна определенному кругу лиц.

Есть еще и событийный репортаж. О нем мы выше говорили. Это, когда что-то произошло. Вы выезжаете на место события и с него записываете репортаж.

Структура

Структура репортажа практически такая же, как и в других жанрах журналистики. Это:

  1. Заголовок
  2. Лид (введение)
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование)
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж)
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным)

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий. То есть вы делаете это от первого лица (я, мы). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие. То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво».

Подмечайте яркие детали. Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности.

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое интервью в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!


Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты. Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!


Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?


Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения), то это уже будет реконструкция события, а не репортаж.

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму. Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.

Плохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

А не поняли потому что автор только восхищается. Он не смог передать детали. Что там происходило и почему. Репортер не смог это достаточно подробно все описать. Все идет какими-то общими предложениями.

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или эссе. Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия). Вот ссылка на полный текст.

Хороший пример заголовка и лида репортажа

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.

Пример текста репортажа

Дальше идет основной текст. Первый абзац этой составной части уже дает нам событие. Также нас познакомили с первым героем.

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.

Продолжение примера аналитического репортажа

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

В данном примере будут и персонажи, и диалоги, и действия. Действие не такое насыщенное. Однако есть динамика от начала путешествия и до его завершения.

Также есть событие (что случилось). А случилось то, что на Филиппинах постоянно смывает дома. Журналист поехал это исследовать.

И дальше по ходу репортажа тоже все время что-то случается с человеком. Он знакомится с людьми, заходит в разные дома и так далее. То есть наблюдается определенная динамика.

На этом все!

Теперь вы знаете, как создается репортаж новости или какого-нибудь события. Темы для написания могут быть весьма разнообразные. Главное, придерживаться тех правил, которые были упомянуты в статье. Также для практики не забываем анализировать различные примеры.

alzari.ru

Как написать репортаж: три кита журналистика, научись

Вот посмотрите сразу мой пример репортажа с места событий.

Привет, друзья. На связи Павел Ямб. Репортажи в жизни блоггера и копирайтера занимают особое место. Да, мы не журналисты, чтобы писать их круче профессионалов. Совсем немногие коллеги могут похвастаться таким специальным образованием.  А большинству из нас просто нужно знать, как написать репортаж, чтобы сделать свой блог живым и интересным.

Содержание статьи

•Из теории журналистики
•О чем писать
•О структуре
•Как научиться
•Все держится на трех китах

Из теории журналистики

Репортаж — информация, рассказ о текущих событиях, публикуемый в периодической печати или передаваемый по радио и телевидению.

(Толковый словарь Ефремовой)

Репортаж – рассказ очевидца, нацеленный на создание у читателя эффекта присутствия. Вовлечь его в событие, заставить сопереживать, чувствовать ситуацию – вот основные задачи автора. Здесь недостаточно просто сообщить новости, нужно еще и позицию сформировать, затронуть за живое, побудить к действиям.

Интересным будет тот репортаж, в котором будет чувствоваться ваше эмоциональное состояние. Даже малопривлекательная тема, если взглянуть на нее с неординарной точки зрения, может оказаться прекрасным материалом для статьи.

Например, отчетное собрание ТСЖ обычно проходит стандартно, скучно. Людей мало, вопросов еще меньше, неожиданных поворотов – ноль. А если построить свой репортаж вокруг того, что все это результат несознательности членов ТСЖ? Поднять историю развития ТСЖ в нашей стране, рассказать о том, как в других странах строится домоуправление, побеседовать с мамочками во дворе и старушками на лавочках – может получиться отличная злободневная статья. Особенно с учетом введения обязательных взносов на капремонт. Это к тому, что автору нужно «вжиться» в тему, тогда эффект будет.

О чем писать

Событийный репортаж. Самый распространенный вид статей. Поводом для написания обычно служит какой-нибудь яркий запоминающийся случай, часто неожиданный. По сути – это хроника. Достичь эффекта присутствия можно с помощью указания места события, времени, описания ярких деталей. И, конечно же, фотографий.

Тематический познавательный нужен как раз для описания тех самых конференций, слетов, семинаров, которые вы посещали. Делитесь ценным опытом, который вы приобрели на таких мероприятиях. Нашему брату, фрилансеру,  такой репортаж очень полезно почитать.

Проблемный в СМИ еще называют специальным. На подготовку такого текста уходит не один день. Журналисты проводят расследование, собирают документы, беседуют с очевидцами, жертвами, экспертами. Поводом для него обычно служит из ряда вон выходящее событие, затрагивающее многих. Именно такие работы считаются высшим пило

copirayter.ru

Как написать репортаж: пример и рекомендации

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель – создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление: краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть: информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка: впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Постановочный

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий – пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж – пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж – пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый – требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго – непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж – пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж – пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность – значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

Главное – оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре «репортаж» примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Общие рекомендации при создании репортажей

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе… ), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах… ).

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.

fb.ru

Куликовская битва. Репортаж с места события. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 21.09.2016 

21 сентября 1380 года, в день Рождества Богородицы, московский князь Дмитрий Иванович объединил под своим знаменем враждующих князей.“Пришли разрозненные рати из разных земель, а ушло единое русское войско, — подчеркнул ученый секретарь природного музея-заповедника»Куликово Поле“ Олег Вронский. — Главное отличие Куликовского сражения в том, что у него есть государствообразующее значение».

Дмитрий отказался платить дань орде и решил дать бой войску Мамая. На поле, окруженном реками и оврагами, встретилась десятитысячная русская рать с одиннадцатитысячным ордынским полчищем. У русских было три основных полка, один резервный и засадный полк в зеленой дубраве. Каждый фланг возглавилиразные князья. Центральным должен был командовать сам Дмитрий Донской, но перед боем князь отдал плащ и шлем своему лучшему другу Михаилу Бренку. «Князь велел знаменосцу возить великокняжеский стяг за Михаилом Бренком, а сам ушел в боевые порядки передового палка, где встретился с врагом в образе простого воина», — пояснил Олег Вронский. Говорят, сам Сергий Радонежский, благословляя князя, предложил пойти на эту хитрость, предвещая победу. Поначалу для русских все складывалось неудачно. Ордынская конница смяла левый фланг. «Но в нужный момент, когда ордынцы вклинивались все глубже и глубже в нашу оборону, нанес удар засадный полк», — рассказал Олег Вронский. Исход сражения был предрешен. Враг бежал с поля боя.

Об этой битве слагали легенды. Самая популярная — поединок Пересвета с Челубеем. На самом деле воина по имени Челубей у Мамая не было. А Александр Пересвет, так же как и легендарный Родион Ослябя, погибли во время сражения. На храме Сергия Радонежского в их честь возвели два купола, форма которых напоминает шлемы воинов.

Установить истину спустя 636 лет сложно. Но историки и биологи пытаются воссоздать на Куликовом поле, ландшафт того времени. На месте дубравы, где скрывался засадный полк, уже подрастают молодые дубки. По немногочисленным находкам реставраторы создают копии доспехов, одежды и оружия, которые испытывают на прочность. В новом музее собран не один десяток доказательств того, какой суровой была эта битва и какой ценой далась Дмитрию Донскому победа на Куликовом поле.

www.1tv.ru

Глава 2. Событийный репортаж.

Это
могут быть репортажи о какой-то
торжественной церемонии или военной
операции, о катастрофе или забастовке,
о внезапном обвале курса доллара или о
массовых отставках в правительстве.
Главное — в таком репортаже определяющим
становится какое-то новое событие,
последовательность его развития. Событие
всегда неприкосновенно . Оно протекает
в реальном времени и пространстве
независимо от репортера, подчиняясь
только своей логике. На него можно
смотреть, в него можно сколько угодно
вглядываться, обдумывать, но изменить
его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому
слово репортера не организует, не ведет
событие, а следует за ним.

Проблема
информационного повода

Проблема,
на какую тему можно сделать событийный
репортаж, совсем не так проста, как
кажется. Современный мир переполнен
информацией. Каждую минуту происходит
множество событий, о которых можно
рассказать в репортаже. Как определить,
какое событие достойно того, чтобы
попасть в выпуск новостей, а какое — нет.
Проблема отбора самых важных и самых
интересных – тех, о которых расскажут
в теленовостях, — и есть проблема
информационного повода. Иначе ее называют
проблемой отбора новостей. Дэвид Рэндалл
дает такое определение новости: “Это
свежая и необычная информация на тему,
представляющую всеобщий интерес, и
ранее неизвестная”. А значит и материал
для событийного репортажа должен быть
свеж, необычен и должен представлять
интерес для зрителя. Выбрать такой
информационный повод для будущего
репортажа из сотен и тысяч других — самое
важное. В книге Эверетта Дэнниса “Беседы
о масс-медиа” приведен список
информационных поводов, наиболее
интересных телезрителю:

1.
Конфликт, столкновение интересов людей,
стран, организаций (здесь же теракты,
митинги, военные действия)

2.
Катастрофа, авария, стихийное бедствие,
другие чрезвычайные происшествия

3.
Последствия какого-то значимого события,
новые факты какого-то громкого происшествия

4.
Новости политики и экономики (о принятии
новых законов, встречах на высшем уровне,
заключении политических договоров,
итогах выборов)

5.
Новости культуры, спорта (открытие
выставки, кинофестиваля, чемпоината)

6.
Значимые события из жизни известных
людей (юбилей какого-либо артиста)

На
все эти темы часто создаются событийные
репортажи, потому что все они, независимо
от свое важности привязаны к какому-то
конкретному событию, информационные
поводы другого характера чаще служат
для создания тематического репортажа.
Поэтому журналисту, выбирающему тему
для событийного репортажа, необходимо
обращать свое внимание только на
конкретные события, произошедшие в
последнее время. Конечно же приведенный
список не исчерпывает все возможные
информационные поводы. Событийные
репортажи могут быть и на другие темы,
главное -чтобы они были непосредственно
о событии, представляющем большой
интерес для зрителя.

Это
другой важный принцип выбора информационного
повода: новость должна представлять
всеобщий интерес. Другими словами
новость — это не только то, что людям
необходимо знать, но и то, что им интересно
знать.

Поэтому
выбирая информационный повод для
репортажа, нужно прежде всего учитывать
эти критерии. Для примера такой
информационный повод, как забастовка
сантехников, недовольных заработной
платой. Да, этот повод отвечает первому
критерию — новость привязана к событию.
Но интересна ли она зрителю? Должны ли
зрители знать об этом? Необходимо ли им
это знать, испытывают ли они в этом
потребность? Многие из них и так никогда
сантехников в своем доме не видели.
Хотят ли люди об этом знать? Большинству
зрителей (если они не сантехники) эта
тема просто интересна. А некоторые
сюжеты, наоборот, могут попадать сразу
в несколько категорий: они и интересны,
и необходимы. Например, репортаж о
принятии нового закона, повышающего
зарплату бюджетникам привлечет намного
больше зрителей.

В
зависимости от информационного повода
событийный репортаж может быть:

Ситуативным
(незапланированным). Обычно такие
репортажи готовят о неожиданных событиях.
Это, например, ограбление банка,
террористический акт или отставка
президента накануне Нового года.

Твердым
(запланированным). О том, что такой
репортаж будет подготовлен, известно
заранее, т. к. заранее известно о самом
событии, оно уже запланировано. Этим
событием может быть, например, какая-либо
выставка, судебное заседание,
пресс-конференция президента.

Предыстория.
Такие репортажи содержат рассказ не
только о самом событии, но и о его
причинах, о событиях, ему предшествующих.
Репортаж должен содержать несколько
точек зрения, чтобы не потерять
объективности. Если же посвятить репортаж
только разбору причин какого-либо
события, уже всем известного и не нового,
то событийный репортаж перерастет в
тематический.

Комплект
– репортаж.
Такие репортажи каким – то образом
дополняют материал, идущий в выпуске
до них. Такого типа репортажи позволяют
зрителю лучше понять и оценить весь
комплекс обстоятельств, связанных с
конфликтом, взглянуть на него с разных
сторон. Например, если ситуативный
репортаж о предпринятых сейчас военных
действиях против Ясира Арафата в Рамалле
раскроет некоторые их подробности, то
идущий следом репортаж-предыстория
укажет также на причины (противостояние
Палестины и Израиля и т.д.).

Независимо
от информационного повода работа
репортера, ведущего закадровый
комментарий, сложна и ответственна. Его
задача — прежде всего точно и достаточно
подробно проинформировать о событии.
При этом подготовка к репортажу сводится
всего лишь к предварительному сбору
данных о предстоящем событии и написанию
каких-то заготовок, а выуживать всю
информацию приходится уже на месте. Это
в том случае, когда событие запланировано.
Но чаще всего репортеру приходится
делать репортаж о событиях случайных,
экстренных. Иногда делать это нужно в
прямом эфире, и тогда телерепортер не
имеет возможности, как газетчик,
размышлять над каждым словом, каждой
фразой, а потом перечитать свой материал,
отредактировать его, исправить. Ведя
репортаж, он часто сталкивается с
неожиданными ситуациями и нередко
находится при этом в том же положении,
что и зритель, который впервые видит
материал. Такие репортажи являются
одними из сложнейших жанров новостей
и называются экстренными новостями. В
выпуске новостей они, как правило, идут
первыми.

Экстренные
новости.

Говоря
об экстренных новостях , журналисты
обычно подразумевают информацию, которая
появляется неожиданно и требует
скорейшего распространения. В репортажах
об экстренных новостях никогда не
употребляют слово “вчера”. Экстренные
новости — это репортажи о военных
действиях, терактах, стихийных бедствиях,
Яркий пример — репортажи о гибели подлодки
«Курск», о наводнениях в Ленске,
или о терактах в США в сентябре прошлого
года.

Особенности
работы над экстренным репортажем

Для
телерепортера освещение экстренных
новостей – это , во-первых, оперативность.
Телевизионным журналистам необходимо
присутствовать на месте события в то
время, когда это самое событие происходит,
а не уже произошло. Поэтому по возможности
репортеру надо приезжать к самому
интересному моменту и за то короткое
время, пока развиваются события, успеть
сделать очень многое. Успеть собрать
информацию о событии, составить из нее
связный текст, начитать его на камеру,
заснять самые захватывающие кадры. При
съемке экстренных репортажей все это
делается одновременно, и репортер должен
решить, когда оператору снимать планы
места события и происходящего действия,
а когда идти записывать интервью с
очевидцами. Поэтому журналист должен
уметь быстро распланировать свою работу
и работу оператора на месте съемок. Хотя
эти планы очень часто приходится менять
уже по ходу съемок, и вот почему:

При
съемке экстренных репортажей практически
всегда невозможно снять все так , как
предполагалось в начале, и репортер
должен предвидеть, может ли конкретное
событие приобрести неожиданный поворот.
Там , где делают новости, вообще ничего
нельзя с абсолютной точностью просчитать
заранее. Поэтому журналист должен уметь
быстро реагировать на все происходящее
вокруг и так же быстро менять «тактику
съемок». Он должен всегда помнить,
что бывают ситуации, когда неожиданный
поворот событий ломает все составленные
планы. Например, репортерская команда
выезжает на съемку сюжета о первом
весеннем дожде. Выпускающий редактор
считает, что этот репортаж входит в
число “необязательных новостей”, на
работу отводится немного времени , а
режиссер говорит о том, что материал
должен быть как можно меньшим по
хронометражу. Корреспондент и оператор
договариваются о подготовке художественного
репортажа. Оператор думает, что неплохо
бы снять несколько планов людей под
зонтиками , крупный план капельки на
только что появившемся зеленом листике.
Но дождь перерастает в стихийное бедствие
. Вместо кадра с капелькой на листике
репортерская команда снимает потоки
грязной воды. Корреспондент собирает
информацию о нанесенном ущербе и жертвах.
Материал готовится в жанре репортажа
–катастрофы. Выпускающий редактор и
режиссер также меняют планы: сюжет о
ливне выйдет в эфир в начале программы
новостей и станет главным событийным
репортажем выпуска.

Журналисты,
работающие над событийным репортажем,
сталкиваются с трудностями даже при
сборе информации о событии. Например,
репортеру требуется узнать о подробностях
и причинах произошедшего в городе ЧП:
внезапно рухнувший мост через реку унес
несколько человеческих жизней.

Кого
можно спросить о том, как это произошло?
В первую очередь, очевидцев. Но очевидцы
не всегда способны объективно говорить
о происшедшем, их мнение подвержено
влиянию пережитых эмоций. Люди, принимавшие
участие в событии , не могут оценить его
“сторонним взглядом”. То, что человек
или участвовал в событии, вовсе не
означает, что он может говорить о его
причинах и последствиях.

Люди
же, несущие ответственность за состояние
моста, едва ли расскажут о настоящих
причинах аварии. Всегда надо принимать
в расчет личную заинтересованность
такого источника информации. Представитель
строительной фирмы вряд ли скажет, что
мост рухнул из-за халатности монтажников.

Способы
трансляции событийного репортажа.

Могут
быть несколько вариантов подачи
событийного репортажа:

1.
Фиксированный репортаж, снятый за
несколько часов до выхода в эфир и
смонтированный перед ним. В таком случае
репортер имеет возможность следить за
ходом событий из студии и при необходимости
вносить в закадровый текст необходимые
изменения и новые факты.

2.
Прямой репортаж с места события. В
основном используется для передачи
экстренной новости. Журналисты замечают,
что событие достигнет своего апогея
незадолго или во время выхода новостей
в эфир. В таком случае на место съемок
выезжает передвижная телевизионная
станция (ПТС). В эфир выдается прямое
включение , в котором репортер может не
только говорить о новых фактах, но и
показывать то, что происходит “прямо
сейчас”. В последнее время такие прямые
включения становятся неотъемлемой
частью выпусков новостей некоторых
телекомпаний. Сейчас можно даже говорить
о развитии так называемого интерактивного
телевидения, которое будет основано
только на рассказе о том, что происходит
в данный момент. Для этого телекомпания
должна владеть оборудованием , позволяющим
выходить в прямой эфир из любого места
(достаточным количеством ПТС). Также
интерактивное телевидение подразумевает
высокую степень информированности
репортеров, умение быстро ориентироваться
на месте события, добывать информацию
и выражать ее четко, понятно и просто.

3.
Также для подачи событийного репортажа
зрителю может быть использована форма
некомментированного прямого репортажа,
или трансляции. Но она используется
только тогда, когда происходящее на
экране не требует комментария, например,
при показе важнейших общественных или
культурных событий: это заседания
законодательных органов, пресс-конференции
государственных деятелей, спортивные
соревнования. Та же трансляция открытия
зимних Олимпийских игр, например, почти
не требовала комментариев. Наконец,
трансляции некоторых концертов или
спектаклей тоже в какой-то мере
соответствуют жанру некомментированного
телерепортажа. Трансляция -это простейшая
форма подачи событийного репортажа. В
тематическом репортаже она не используется,
потому что видеоряд тематического
репортажа в любом случае требует
комментария.

Особенности
событийного репортажа. Отличия от
тематического и постановочного
репортажей.

Тематический
репортаж.

Иногда
говорят, что журналист готовит “свой”
материал. В течение некоторого промежутка
времени репортер собирает факты о каком
– то явлении , выстраивает причинно-
следственную цепочку. Именно интересная
цепочка фактов, из которой следует
неожиданный вывод об интересующем
зрителя явлении, является поводом для
создания тематического репортажа.

Он
чаще связан с показом интересного для
зрителей регулярно происходящего
действия, а не единичного события, как
репортаж событийный. Это может быть
репортаж о работе городского транспорта,
об экологическом состоянии какого-то
региона, репортаж с автозавода или со
съемочной площадки.

Создание
тематического репортажа существенно
отличается от подготовки экстренного
репортажа. Тематический репортаж, в
отличие от событийного, можно
контролировать. Если при оперативной
работе тележурналист вынужден следовать
за событиями, то в ходе работы над “своим”
материалом репортер может планировать
заранее , что будет сказано и показано.
Упор в таком репортаже делается на
подготовку материала заранее, на
подробный сбор информации, на кропотливую
и продолжительную работу над материалом,
а не на умение быстро сориентироваться
в ситуации и оперативно изложить основные
факты, как в событийном репортаже. Работу
над событийным репортажем можно сравнить
со спринтерским забегом, работу над
тематическим — с бегом на длинную
дистанцию.

И
между тем эти два типа репортажа тесно
взаимосвязаны. Хотя в основе тематического
репортажа лежит не один факт, а цепочка
фактов, объединенных общей темой, часто
тематический репортаж рождается из
событийного. Так иногда тематический
репортаж – это несколько более глубоко
разработанная тема оперативного
репортажа, с целью придания материалу
глубины и перспективы. Это так называемый
репортаж – последствие, связующее звено
между жанрами событийного и тематического
репортажа. В нем упоминается о последствиях
события, основной рассказ о которых мог
появиться в эфире за день, неделю, месяц
и даже год до этого.

Постановочный
репортаж.

Когда
журналист самостоятельно организует
или провоцирует какое-то событие(какую-нибудь
уличную демонстрацию, например), а потом
следит за реакцией людей на него, чтобы
описать в своем репортаже, это называется
постановочным репортажем, или
«спровоцированной ситуацией».
Основное отличие постановочного
репортажа от событийного — в том, что
событие полностью под контролем
репортера, он может влиять на него, вести
за собой действие, а не следовать за
ним.

Приложение

Телевизионный
репортаж подразумевает наличие четырех
основных элементов:

закадровый
текст;

видеоряд;

звуковой
фрагмент или синхрон;

шумы.

Закадровым
текстом называют текст сообщения,
написанный репортером и записанный на
пленку в студии. При монтаже закадровый
текст закрывается видеорядом.

Видеоряд
– это смонтированные воедино кусочки
видеоизображения, планы, отобранные из
исходного, отснятого оператором
материала.

Шумы
– это звук, записанный на пленку ,
синхронный изображению, который звучит
параллельно (интершум) или вместо ( люфт
– пауза) закадрового текста.

Звуковой
фрагмент (синхрон) – это записанный на
видеопленку звук, синхронный изображению.
Ирвинг Фэнг так говорит о важности
звуковых фрагментов: “ Написать текст
к видеосюжету — не значит просто должным
образом соотнеси слова и изображение.
Авторы текста и видеоизображения должны
уметь работать со звуком. Под этим
подразумевается выбор лучшей из имеющихся
цитат, той , которая содержит самую
ценную информацию и передает ее наиболее
четко и увлекательно.”

Кроме
описанных четырех основных элементов,
телевизионный репортаж, как правило,
содержит еще два важных композиционных
элемента. Это так называемый “стендап”
– появление журналиста в кадре – и лид.

Лид
– это первый абзац текста репортажа. В
телевизионных репортажах лид – это
текст, которым ведущий представляет
репортаж. Лиды бывают двух видов. Жесткий
лид содержит главный факт , на котором
и строится репортаж. Телезритель точно
знает, о чем последует сюжет. Жесткий
лид всегда прямой и конкретизированный.
Мягкий лид – это , напротив, некая
неконкретизированная, обобщенная
информация.

Стендапом
называют появление журналиста в кадре,
в котором обычно задним планом является
место событий. Различают стендапы трех
видов: начальный, “мостик” и завершающий.
Задача стендапа “дать понять зрителю,
что репортер находится на месте события,
где , как считается, информации больше,
чем в newsroom”* Журналисту не всегда легко
сориентироваться в содержании будущего
закадрового текста на месте съемок. А
текст стендапа непременно должен легко
в него вписываться. Поэтому стоит
записать несколько вариантов фрагмента
“репортер в кадре”. Так как скорее
всего у журналистов не бывает шанса
переписать стендап, то его текст надо
выверять со всех позиций. Например, не
стоит в нем сообщать изменяющиеся цифры
или факты – ко времени выхода материала
в эфир они скорее всего устареют и
стендап придется исключить из репортажа.
Текст стендапа должен быть таким же
ясным и четким , как и весь текст репортажа.
Записывая фрагмент “ корреспондент в
кадре” , репортер не должен забывать о
языковых нормах. Нередко стендапы
выбраковываются как раз из-за неграмотности
построенных фраз.

Появление
журналиста в кадре – это не просто
демонстрация себя. В стендапе репортер
чаще всего сообщает наиболее важную
информацию. Также журналист может
объяснить зрителю, что произошло, и
указать на место. (Например, словами “За
моей спиной тот самый дом в котором
пожар возник раньше всего”)

Существуют
разные способы записи стендапа. Журналист
может просто стоять на каком-то фоне.
Необходимо следить, чтобы задний план
имел как возможно большую перспективу
( за журналистом ни в коем случае не
сплошная стена) . Если есть возможность
, то стендап снимают в гуще событий. На
митинге, например, репортерская команда
может расположиться где-то в колонне :
репортер говорит, а в это время мимо
него идут демонстранты.

В
некоторых телевизионных службах новостей
вообще неприемлемы стендапы с неподвижным
корреспондентом. Другой способ создания
стендапа основывается на движении
телерепортера. В таком случае журналист
одновременно говорит и идет (бежит) . Но
и стендап с неподвижным репортером, и
включение с идущим не должны выбиваться
из общей картины сюжета по цветности,
времени суток, обстановке и месту.
Поэтому стендап снимают одновременно
со съемкой самого события. Ирвинг Фэнг
дает такие советы по съемке стендапов
: “Идите с демонстрантами без ущерба
для своего здоровья; проезжайте по
снесенному городу; сидите на
полуразвалившемся крылечке рядом с
работниками соцобеспечения и бедняками;
стойте в толпе орущих подростков;
выходите из-за диковинной статуи;
рассказывайте о знаменитости, когда
она за вашей спиной говорит или пожимает
руки. Будьте визуальной частью сообщения!”*

Но
далеко не каждое событие настолько
зрелищно, что позволяет записать
визуально содержательный стендап . В
таких случаях стендап может выполнять
функцию композиционного элемента, с
помощью которого в репортаже происходит
переход от одной видеоинформации к
другой. ( Такую функцию выполняют стендапы
– мостики.) Например, в начале репортажа
видеоряд повествовал о пожаре. Затем и
в тексте и на “картинке” речь идет о
последствиях пожара. Переходом в таком
репортаже как раз и мог бы стать стендап
– мостик.

Финальные
стендапы выполняют также функцию некой
подписи репортера под всем сказанным.
Журналист говорит последние фразы, а
потом называет себя. Таким образом,
телезритель может еще раз взглянуть на
место, откуда велся репортаж, и на
человека, которого они выслушали.

Заканчивая
разговор о применении стендапов, стоит
отметить, что на некоторых телекомпаниях
не принято “показывать” репортеров.
Зачастую это компании, в которых занижено
мнение о роли личности журналиста при
работе над новостями.

“Синхрон”.
Важной частью большинства репортажей
является звуковой фрагмент , записанный
на месте съемок — интервью кого-либо
(например, очевидца или эксперта).
Звуковой фрагмент выбирается до того,
как написан текст, поскольку для того,
чтобы синхрон естественно ложился в
канву репортерского рассказа, ему должен
предшествовать текст, подводящий к
высказыванию. Интервьюируемый не всегда
заканчивает свою мысль, иногда он отходит
от темы разговора. Поэтому редактору
иногда приходится состыковывать две
фразы, чтобы получить одну законченную
мысль. В этом случае склеенное утверждение
должно звучать цельно и естественно. А
сам синхрон – точно передавать сказанное
не искажая мысль интервьюируемого. Фэнг
предупреждает: “ … ни в коем случае
нельзя связывать вместе несвязный
вопрос и ответ – такой монтаж может
вызвать протест или судебный иск”.
Текст , предшествующий синхрону, должен
подводить к утверждению интервьюируемого,
но в нем нельзя использовать слова,
которые скоро прозвучат или которые
могут выдать содержание и сгладить
эффект неожиданности заявления.

Список
литературы

1.
Пол Стенли. Телевизионный репортаж.
Практическое пособие для профессионалов.
(стр. 15) Internews network. Москва, 1997

2.
Теленовости: секреты журналистского
мастерства. Реферат книги Ирвинга Фэнга
“Теленовости. Радионовости”. (стр.
95)Москва, Институт повышения квалификации
работников телевидения и радиовещания.
1993.

4.
Дэвид Рэндалл. Универсальный журналист.
(Стр. 34) Международный центр журналистики.
Москва. 1996.

studfiles.net

Репортажи с места событий

17 января Свердловской области исполнилось 85 лет. Она была образована в 1935 году по Указу о разделении Уральской области РСФСР на три отдельных субъекта: Свердловскую, Челябинскую и Тюменскую области. Четыре года спустя из ее состава был Выделен Пермский край.
В царское время регион был частью Сибирской губернии, а затем — Зауральской области Пермского губернии.
Трудно представить, но когда-то столицей Урала именовалась Пермь, а не Екатеринбург.

Порядковый номер Свердловской области — 66, мы располагаемся между Сахалинской (65) и Смоленской (67) областями.
Территория Свердловской области — 195 000 кв. км. По этому показателю область превосходит такие европейские страны как Австрия, Болгария, Греция, Португалия и др.

Свердловская область находится в двух частях света — в Европе и в Азии. Граница проходит по главной водораздельной оси Уральских гор. Первый памятный знак «Европа-Азия» был установлен по инициативе В. Н. Татищева в 1735 году.

Свердловская область известная, прежде всего, своей промышленностью: здесь находятся около четырех тысяч предприятий, основная специализация которых — черная и цветная металлургия, машиностроение, выпуск оборонной продукции, добыча и переработка полезных ископаемых.
Наша область — еще и кузница государственных кадров и творческих талантов, общественных деятелей, спортсменов, ученых, актеров. Из самых известных политиков — Борис Ельцин. Д. Мамин-Сибиряк, П. Бажов, А. Попов, П. Чайковскй, А. Гайдар, Н. Кузнецов, Э. Неизвестный, Б. ДИжур, Г. Жуков, К. Дзю, А. Шипулин, Н. Коляда — вот далеко не полный список людейс мировым именем, родившихся или проживавших в Свердловской области. Регион дал целую плеяду отечественных рок-звезд: группы «Чайф», «Наутилус-Помпилиус», «Агата Кристи».

Свердловская область — это красивейшая природа, интересная история, самобытная культура, вековые традиции народов, удивительные населенные пункты, мощная экономика, уникальные люди.

В Центре патриотизма «Родина» оформлена выставка к 85-летию Свердловской области. В ней представлены книги и статьи, касающиеся истории, культуры, символики, природы, городов, людей области.
Например, представлена книга Н. Рудквиста «Губерния-66», где не только собраны фотографии разных уголков региона, но и имеется интересная информация.

В отделе собрана богатая информация по лучшим людям Свердловской области — почетным гражданам, выпускавшаяся в 2008 году на страницах «Областной газеты». Самые известные почетные граждане представлены на выставке.


( Read more…Collapse )

reportazhi.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о