Фотостоки для заработка – лучшие русские и иностранные сервисы

Содержание

Как заработать на фото новичку-стокеру

Привет, я стокер и я люблю деньги! Да, именно так. Всякий, кто занимается привлечением рефералов на фотостоки, любит деньги. Поверьте, никто не хочет делиться знаниями, опытом и тем более плодить конкурентов бесплатно. Я не исключение.

Мне действительно нравится писать о том, как можно заработать на продаже фотографий или иллюстраций. Меня радуют отзывы, в которых люди пишут, что мои статьи и советы помогают лучше разобраться в бизнесе (фотостоки — это бизнес! привыкайте к этому) или просто вдохновляют фотостокеров-новичков на творчество. Это действительно приятно. Мне не жалко раскрывать секреты стоков и делиться собственными наблюдениями и экспериментами. Но вдвойне приятно получать от этого не только плюсы в карму, но и в кошелек.

Кстати, ссылки на все фотостоки здесь! Можете зарегистрироваться и заработать мне денег 🙂

А если серьезно, то схема простая: фотограф или иллюстратор, регистрирующийся на фотостоке по моим ссылкам, становится моим рефералом. Если реферал продает картинку или фото — фотосток платит не только ему, но и мне. Реферал при этом ничего не теряет — копейка падает мне из кармана стока. Именно копейка, реферальные выплаты от одной продажи — это примерно $0,02 — $0,04 — бешеные деньги, короче.

Так вот сегодня я хочу высказать свое возмущение тем, как начинающие стокеры губят свою карьеру уже с первых шагов.

Привет, я стокер и я плохой учитель

Так вот, своим рефералам я всегда настоятельно рекомендую читать эти две статьи:

Как сдать экзамен. Пройти экзамен фотостокеру-новичку сегодня не составляет особого труда — многие стоки за последний год настолько снизили требования, что становится страшно. И здесь новички умудряются делать первую ошибку — сдать экзамен и… всё. И больше ничего не делать. Серьезно? А Вам не жалко потраченного времени на регистрацию, чтение статей и инструкций, отбор работ на экзамен? Ради чего это все было нужно?

Если Вы хотите зарегистрироваться, чтобы «посмотреть, что это такое», то лучше сразу проходите мимо — не тратьте время. Без усилий на стоках вы не заработаете и цента. А значит не заработаю и я. Не забываем, что я меркантильная особа, жаждущая роскошной жизни.

Что снимать на стоки? А сейчас мы подходим к главной причине моего негодования. Если Вы загуглите что-то вроде «что пользуется спросом на фотостоках», «что снимать на  фотостоки», то все статьи говорят, нет, просто орут красным жирным капслоком НЕ ВЫКЛАДЫВАЙТЕ СВОИХ КОТИКОВ, ЦВЕТОЧКИ И ПРИРОДУ! Казалось бы, что тут непонятного, но нет — 99% моих рефералов начинают именно с этого.

Десяток одинаковых фотографий кошечки и собачки, вдвое больше картинок с любимым цветком и для полного счастья все это приправлено где-то сотней фотографий травы, дерева и неба. Я вас умоляю: не надо так.

Тут, конечно, вопрос к модераторам — зачем пропускать такое, ведь все в курсе, что 1 продажа в месяц — это максимум для такого портфолио. Но отнесем это к риторическим вопросам.

Да, я адекватно понимаю, что на стоки в большинстве приходят любители и новички в фото, а не профессионалы, которые сразу могут предоставить качественное и продающееся портфолио и им свойственно совершать типичные ошибки фотостокеров. Но неужели нельзя приложить хоть минимум усилий, чтобы украсть идею придумать что-то оригинальнее котят и веточек или посмотреть несколько уроков по ретуши фотографий?

Кажется, у тебя нет фотошопа

Часто встречаются очень хорошие снимки, но они никогда не принесут дохода из-за своей серости, блеклости и отсутствия красок. Клиент их просто не заметит не фоне ярких и насыщенных фотографий. CTRL+U и Яркость/Контраст в фотошопе вам в помощь! Это как минимум, конечно.

Для наглядности хотела прикрепить ссылки на некоторых своих рефералов, но остатки адекватности и здравого смысла не позволяют мне этого сделать. Поэтому вот вам рандомные фотографии новичков (не моих рефералов), которые наглядно демонстрируют то, о чем я говорю.

Создавая такие портфолио Вы собственными руками убиваете время и свою карьеру фотостокера. Естественно, все приходит с опытом, но приложите хотя бы минимум усилий, чтобы ускорить процесс.

Для вдохновения покажу несколько снимков из портфолио с теми же котятами и природой, но эти работы принесут своим авторам достойный доход, не сомневайтесь!

А  вот это, кстати, мой реферал. Действительно кайфую и горжусь! 

Научитесь пользоваться гугл-переводчиком

Отдельно хочу сказать несколько слов об атрибутировании работ. Забудьте о таких подписях, как «Cat» и даже «Cat and window». Это одна из самых распространенных ошибок новичков на фотостоках. Пишите развернутые названия и описания работ, потраченные на это несколько минут сполна окупятся, поверьте!

И отдельный привет авторам, которые подписывают свои работы в духе «Сущность бытия», «Летнее настроение», «Безмятежность», «Смысл жизни» и прочий арт-хаус. Обожаю вас (нет).

Подробнее об атрибутировании читайте здесь.

И, подытожив все выше сказанное, вот Вам краткая инструкция по работе с фотостоками для новичков в фотографии:

  • 1) Соберите все свое портфолио в одну папку.
  • 2) Удалите 50% снимков.
  • 3) Отретушируйте оставшиеся.
  • 4) Удалите еще 50% от того, что осталось.
  • 5) Атрибутируйте оставшиеся.
  • 6) Удалите еще 99% от того, что осталось.
  • 7) Перечитайте статьи о том, что такое коммерческая ценность фотографии.
  • 8) Возьмите фотоаппарат и отснимите новый материал с моделями-людьми, а не домашними животными
  • 9) Повторите пункты 1-6.
  • 10) Грузите оставшееся на фотостоки.

При соблюдении всех пунктов есть шанс на заработок своей первой сотни долларов.

P.S. Если Ваше домашнее животное — это аллигатор, то к черту пункт 8 — снимайте только питомца!

media-stock.ru

Как можно заработать деньги на фотостоках

Интернет-издания и тематические сайты нуждаются в большом количестве тематических иллюстраций. Дизайнерам тоже необходимы качественные фотографии для качественного оформления веб-ресурсов, создания оригинальной графики. Они покупают их на фотостоках, обеспечивая реальный заработок на фотографиях начинающим и опытным специалистам.

Фотостоки привлекательны для клиентов по нескольким причинам:

  • В их базах хранятся десятки тысяч сюжетных иллюстраций.
  • Покупатель может использовать изображения легально, не нарушая авторские права.
  • Стоимость профессиональной работы символическая, что выгодно и клиентам, и авторам. Фотографы получают процент за каждое скачивание и, по отзывам, их заработок на фотостоках составляет 500-3000 долларов. И это не предел.

5 главных преимуществ сотрудничества с фотостоками

  1. Фотостоки – бесплатные площадки для старта и заработка. Чтобы получить первые деньги, достаточно камеры среднего уровня, желания и базовых навыков фотосъемки и ретуши.
  2. Сумма дохода зависит от усилий и таланта автора – верхнего предела у нее нет.
  3. Работа по свободному графику.
  4. Есть возможность путешествовать и получать деньги на своем хобби.
  5. Фотостоки подходят для заработка начинающим и опытным фотографам.

Есть и недостатки. Главный минус в том, что с момента добавления снимков на сайт до их продажи может пройти 4-5 месяцев. Первый ощутимый доход будет тогда, когда в портфолио автора будет 300-500 снимком высокого качества.

Длительное ожидание влечет за собой утрату мотивации. Для взаимовыгодного сотрудничества с банками фото необходимо запасаться терпением.

На какой доход рассчитывать начинающим?

Качественный снимок приносит мастеру 0,5-1 доллар в месяц. Сумма покажется незначительной, но только для тех, кто добавляет на сайт десяток-другой фотографий.

Профи советуют размещать от 200 фото сразу и ежедневно добавлять по 10-15 новых кадров.

Как только начинающий пользователь загрузит на сайт фотостока около 1000 снимков, он может рассчитывать на заработок 500-700 долларов. Чтобы увеличить доход, некоторые специалисты регистрируются на нескольких профильных ресурсах одновременно.

Прежде чем это сделать, нужно внимательно ознакомиться с политикой и условиями сотрудничества, предлагаемыми конкретным сервисом.

Еще один важный нюанс – размер комиссионных, от которого напрямую зависит оплата труда исполнителей. Фотостоки выплачивают авторам от 30 до 70% от первоначальной цены фото. Чем меньше комиссия, тем больше сумма выплат.

Мы составили ТОП 5 лучших фотостоков для заработка.

Shutterstock

Shutterstock – англоязычный ресурс, один из старейших в своем сегменте рынка. Сервис привлекает фотографов и иллюстраторов обширной клиентской базой, благодаря чему на снимки стабильно высокий спрос, продаются они быстро.

Цена скачивания для новичка составляет 0,25 доллара. Как только счет начинающего пользователя увеличится до 500 у.е., стоимость скачивания возрастет до 0,33 доллара.

Соискателям предстоит экзамен – сотрудничество начинается в случае его успешной сдачи.

Fotolia

Fotolia – фотосток для заработка на русском языке. По уровню дохода сервис уступает Shutterstock, но условия сотрудничества проще. Кандидаты не сдают экзамены – проходят регистрацию, во время которой загружают на сайт скан-копию паспорта или водительского удостоверения.

 

Тарифы зависят от рейтинга автора – чем он выше, тем больше ежемесячные выплаты. Сервис выплачивает партнерам 20-60% от стоимости фото при продаже поштучно и 0,24-0,40 долларов при продаже по подписке.

Dreamstime

Еще одна площадка, лояльная к молодым авторам и качеству их работ. Стартовать можно без экзамена и без подтверждения личности скан-копиями документов.

Сайт выплачивает авторам до 50% стоимости снимков с их продажи. Загружать фото можно в форматах JPG и RAW, а также векторные изображения.

Depositphotos

Depositphotos – стремительно набирающий обороты тематический ресурс с русским интерфейсом. Стать частью команды не просто. Сначала – регистрация и загрузка документов, подтверждающих личность. Затем – подготовка 5 фото для экзамена. В случае успешной сдачи экзамена можно приступать к работе и загружать на сайт файлы для продажи.

Фото не сразу появляются в каталоге – их предварительно проверяют инспекторы ресурса. Размер выплат зависит от уровня автора, всего их 5 –от начинающего до платинового.

Lori

Фотобанк Лори – идеальный вариант для начинающих. Русскоязычный интерфейс, отсутствие экзаменов, реклама опубликованных снимков сервисов с целью увеличения количества продаж – лишь немногие его плюсы.

Кандидат заполняет форму и подписывает договор, после чего приступает к работе. Требования к снимкам у Lori стандартные, приветствуется сюжетное разнообразие.

Фотобанк оставляет за собой право отклонить снимки, сюжеты которых не пользуются спросом у покупателей. Все загруженные работы проходят предварительную редакторскую проверку. Комиссионное вознаграждение авторы получают по безналичному расчету на банковские карты.

Фотонюансы

Инспекторы и редакторы рассматривают и оценивают изображения на продажу пристально и детально. Продавцам следует снимать при качественном освещении, без смазанных деталей и посторонних элементов в кадре, находить время на обработку отснятого материала.

Снимки, обработанные в графических редакторах, продаются быстрее, чем оригиналы.

Полезные советы новичкам

Опытные фотографы, ежемесячные доходы которых исчисляются несколькими тысячами долларов, советуют регистрироваться в 5-7 фотостоках и сотрудничать со всеми одновременно. Работа кропотливая, утомительная, занимает все свободное время.

Первые пару лет рассчитывать на высокие заработки не приходится – это работа на портфолио, имя, репутацию. Затем уже портфолио начнет работать на фотографа.

Чтобы стать востребованным мастером, важно правильно выбирать сюжеты. Анализ продаж показывает, что спросом пользуются сюжеты о бизнесе, деньгах, профессиях, медицине, строительстве, промышленности, технологиях.

netraboti.ru

Лучшие фотостоки для заработка начинающим и профи

Фотосток – сайт, содержащий огромную базу платных изображений. Авторы продают свои работы по невысоким ценам, однако за счет неоднократного скачивания одного и того же изображения в итоге они получают приличную сумму.

Имеются как зарубежные, так и русские фотостоки для заработка. Рассмотрим, как зарабатывать на фотографиях в Интернете.


Заработок на фотостоках

Можно ли заработать на фотостоках? Получают хорошую прибыль на фотостоках профессиональные фотографы и иллюстраторы, которые обладают серьезным опытом, креативным мышлением и предпринимательскими способностями, позволяющими им быть в тренде развития современного фото-рынка.

Преимущества заработка на фотостоках

  1. После накопления объемного и профессионального портфолио доход будет пассивным.
  2. Для заработка не нужны значительные инвестиции – только фотоаппарат и умение обрабатывать фотографии (если вы остановитесь на иллюстрациях, то начнете получать доход без первоначальных вложений – именно так выглядит заработок на фотостоках с нуля).
  3. «Потолка» дохода не существует.
  4. У вас будет свободный режим работы.
  5. Вы не привязаны к рабочему месту.

Рейтинг русских и зарубежных фотостоков

Рассмотрим лучшие фотостоки для заработка.

  1. Shutterstock занимает лидирующее положение среди остальных подобных сервисов. На нем выкладывают свои изображения огромное количество фотографов, иллюстраторов, видеографов. Чтобы начать работу с фотобанком, нужно успешно пройти экзамен и отправить скан загранпаспорта.
  2. Fotolia – фотобанк, имеющий русскоязычную версию сайта. Не требует прохождения экзамена. Чтобы начать работать с ним, необходимо загрузить копию паспорта или водительского удостоверения. Доход зависит от рейтинга на сайте.
  3. Dreamstime имеет следующие преимущества: не нужно сдавать экзамен и подтверждать личность, действуют нестрогие требования к изображениям. Принимаются векторные и RAW-форматы.
  4. Depositphotos – молодой фотобанк с удобным русским интерфейсом. Чтобы сдать экзамен, нужно отправить на проверку 5 изображений. Потребуется пройти идентификацию личности, отправив для ее подтверждения любой документ.
  5. Lori – крупный русский фотобанк, проверки изображений лояльные. Минусы – долгая проверка фотографий, нечастые продажи.
  6. Istockphoto – один из крупнейших фотобанков в мире. Модераторы предъявляют высокие требования к изображениям. Для начала работы требуется пройти теоретический тест, а затем – экзамен, отправив на проверку 3 изображения. Конечно есть и более подходящие фотостоки для начинающих.
  7. 123rf – фотобанк, который отличается лояльными требованиями к качеству изображения и наличием русскоязычной версии сайта. Загрузка осуществляется через FTP. Для начала работы требуется загрузить скан паспорта и предоставить 10 изображений на экзамен.
  8. Canstockphoto – канадский фотобанк, выплачивающий авторам высокие комиссионные. Есть русскоязычная версия сайта. Документы для идентификации личности не требуются. Загруженные изображения проверяются быстро. Экзамен состоит из 3 работ.
  9. Crestock – молодой фотобанк, который не требует прохождения экзамена и загрузки изображений. К качеству фотографий и иллюстраций выдвигаются серьезные требования.


С чего начать

Рассмотрим, как заработать на фотостоках новичку.

  1. Пройдите регистрацию на выбранном фотостоке.
  2. Пройдите экзамен – загрузите на проверку несколько своих наилучших фотографий/иллюстраций.
  3. Заполните Form W-8BEN – специальную налоговую форму (этот может потребоваться для Shutterstock).
  4. Начните активно загружать фотографии в свое портфолио.
  5. Отслеживайте статистику получаемого дохода.

Главные причины провала экзамена

С иллюстрациями шансы успешно сдать экзамен выше, чем с фотографиями. Рассмотрим основные причины провалов фотографов.

1.    Низкое качество фото (наличие шумов, артефактов).

Рекомендуется делать снимки на наименьшей чувствительности фотоаппарата (ISO). Так как артефакты и шумы возникают при увеличении яркости, снимок необходимо грамотно экспонировать. Если камера повышает резкость в автоматическом режиме, это тоже может стать причиной появления артефактов.

Поставьте в фотоаппарате наименьшее значение Sharpen (Резкость). Также можно фотографировать в RAW, при конвертации полностью убирая резкость и выборочно повышая ее в конце обработки изображения. При некачественной технике можно уменьшить артефакты и шумы, уменьшив объем фотографии до 4 MPx.

2.    Отсутствие коммерческой ценности.

Чтобы определить, какие изображения востребованы, ознакомьтесь с наиболее популярными фотографиями. Они должны быть оригинальными и интересными.

3.    Отсутствие грамотно подобранных ключевиков.

Каждое изображение потребует до 50 ключевых слов (keywords). Подберите для изображения 10 подходящих ключевиков на экзамен и увеличьте их количество до 50, если фотографию допустят к продаже.

4.    Отсутствие разрешения модели.

Если на фотографии присутствуют люди и их лица четко видны, получите от них разрешение на использование изображения. Скачайте бланк Model Release с фотобанка, заполните всю необходимую информацию, проставьте подписи, отсканируйте/сфотографируйте документ и отправьте его на фотобанк.

При наличии на фотографии детей потребуется разрешение их родителей.

Требования к загрузке фото

Фотографии должны соответствовать следующим пунктам:

  • отсутствие шумов;
  • грамотная экспозиция;
  • правильное освещение;
  • сфокусированное изображение;
  • отсутствие названий торговых марок, логотипов.

После загрузки фотографии укажите ее название и описание, подберите ключевые слова и категорию из предоставленного списка.

Проверка изображений инспекторами занимает от нескольких часов до нескольких дней. При одобрении фотографии вы получите соответствующее уведомление на электронную почту. При отказе вам будет отправлено письмо с причинами отклонения. Исправьте недостатки и вышлите фотографию заново.

Как получить деньги от фотостоков

Сколько можно заработать на фотостоках? За скачивание одного изображения начисляется не так много денег (около $0,5), однако общее количество скачиваний может быть значительным.

Основную часть прибыли будет приносить Shutterstock. Также можно выбрать еще несколько фотостоков для увеличения заработка.

Иллюстраторы и фотографы не имеют права раскрывать то, сколько зарабатывают на фотостоках.

Советы для новичков

  1. Покупатели находят изображение по ключевым словам, поэтому уделяйте этому пункту особое внимание.
  2. Самые востребованные изображения – простые, коммерческой направленности, солнечные, яркие и светлых тонов. К наиболее популярным темам относятся офис, медицина.
  3. Чтобы работать на большинстве современных фотостоков, требуется минимальный уровень знаний английского. Русские фотостоки принесут неньше дохода, чем зарубежные.
  4. Загружайте как можно больше качественных фотографий – их количество должно исчисляться несколькими сотнями и даже тысячами.

Сегодня закрепиться на фотостоках некоторым новичкам может быть сложно, поскольку действует высокая конкуренция. Однако упорство, профессионализм, трудолюбие и креативность помогут в короткие сроки набрать качественное портфолио и начать получать пассивный и достаточно высокий доход. Успех на фотостоках зависит именно от этого.

Что еще посмотреть ↓

masterdohodov.ru

Заработок на фотостоках — сколько я зарабатываю на фото.

Весёлая игра с инспекторами «Кто кого»…

Читать далее

Я ещё никому не говорил, ты первый!

Читать далее

Заглядываю в блог, отвечаю на комментарии, но не пишу. Есть причины…

Читать далее

Продолжение статьи про борьбу Шаттерстока с симилярами.

Читать далее

Вот и настал мой черёд ругать Shutterstock за отказы симиляров.

Читать далее

Как барон Мюнхгаузен, выдернул себя за волосы из отпускной неги. И загрузил на стоки первый в этом сезоне батч. Давно не виделись!

Читать далее

Спойлер: когда-то бы порадовался, но сейчас уже мало.

Читать далее

Опять про интенсив и экстенсив… Будет интересно тем стокерам, которые ещё не нашли священный грааль на стоках.

Читать далее

Вчера мне написал Антон и Ангелина. Они рассказали, что при загрузке новых изображений Adobe Stock меняет ключевые слова атрибутированных изображений на свои. К сожалению, на левые. Кажется, я нашёл лекарство…

Читать далее

Спойлер: рекорд на Adobe Stock и тухляк на Shutterstock.

Читать далее

Мой Шаттерсток взломали. Я чуть не потерял все деньги!

Читать далее

Пара июньских стоковых новостей, которые тебя заинтересуют.

Читать далее

После головокружительного успеха в марте мне не просто было вернуться на землю. C’est La Vie, стоки поманили голубыми далями и… вот я опять в обычном русле.

Читать далее

Кажется, я знаю, почему вы теперь меньше зарабатываете на фотостоках…

Читать далее

Ну вот он — миг торжества, квинтэссенция стокерства, олимп! В марте 2019 я заработал ощутимые деньги на стоках.

Читать далее

Впервые такой значительный профит от одного проданного изображения. $93 разом я ещё не зарабатывал.

Читать далее

Каждый февраль — это не только мой день рождения (к слову, плюс дни рождения еще трех родных человек), но и день рождения меня как стокера. В этом году исполнилось 3 года.

Читать далее

Портфолио на Fotolia (Adobe stock) у меня в 4 раза меньше чем на Shutterstock. В декабре Fotolia впервые наторговала больше, чем Shutterstock.

Читать далее

Напомню суть: в середине месяца моя Fotolia обнаружилась впереди Shutterstock по выручке. Такое случалось, но редко и только в первые дни месяца. Поэтому я среагировал статьёй. Оказалось, что главная борьба ещё впереди…

читать

Повторилось (ибо уже было в истории моих стоков): Фотолия обошла Шаттерсток по выручке. Разница в дате: сейчас середина месяца.

Читать далее

Что будет с выручкой, если не заниматься стоками 2 месяца.

Читать далее

Октябрь 2018 щедр: Shutterstock выдал небывалый результат. Побит знаменитый ноябрь 2017.

Читать далее

В суете будней забыл поздравить себя с новой рекордной продажей на SS. Исправляю-с…

Читать далее

Нет-нет, я про вас не забыл. В сентябре не о чем было писать. Давайте так: про сентябрь 2018 либо хорошо, либо никак)))

Читать далее

У меня, в принципе, не слишком трудолюбивого человека, закрадываются временами сомнения, что этот блог — потеря времени. Но каждый раз находятся люди, которые переубеждают меня.

Читать далее

— Я вот всегда лотерейный билет покупаю.
— Выиграла?
— А как же! Два раза по рублю.

Читать далее

В своём Инстаграме я провёл чистку от ботов. Удалил больше половины подписчиков. Вовлечённость аудитории выросла в полтора раза. Может на Shutterstock прокатит? 

Читать далее

Отвечая на вопрос читательницы Светланы, да и вообще… Мечтаю, анализирую, планирую.

Читать далее

Эксперимент под кодовым названием «Август 2018» завершился и у меня есть для вас новости.

Читать далее

myphotostocks.ru

Фотостоки для заработка: Список из 42 фотобанков

Здравствуйте! Что же такое фотостоки для заработка в интернете? Наверняка многие из вас о них уже слышали. Подобные сервисы могут называть еще и фотобанками или микростоками. Но покопавшись в сети, я понял, что это не совсем одно и тоже. Хотя функции все выполняют идентичные.

Что такое фотостоки и фотобанки для заработка в интернете?

Фотобанк – это место где хранятся фотографии различного типа, например сделанные с помощью программы или цифрового фотоаппарата. Что бы разместить фотографию в фотобанке она должна соответствовать определенным характеристикам. Все фотоработы проходят фейс контроль. В некоторых фотобанках требуется сдать экзамен. Для начинающих лучше регистрироваться в проекте Fotolia, здесь требования более лояльны.

Фтосток – это более мелкие сервисы, чем фотобанки. Они дают возможность приобрести качественные фотографии, которых в свободном доступе нет. Фотостоки выполняют свою деятельность по всему миру и имеют огромный штат фотографов.

Микростоки – это сайты похожие на фотобанки и фотостоки. Основная их задача помочь фотографу продать свои фотографии. Они стараются рекламировать свой сервис и находить покупателей для фотографов.

Обзор фотостоков и фотобанков

Ниже будут приведены популярные фотобанки и не очень.

Shutterstock – это биржа фото созданная для людей творческих профессий, она позволяет делать контент лицензионным. Кроме фотографий здесь можно узаконить свои видео или музыку.

Проект позволяет продавать ваши фотографии бесконечное количество раз. Цена за скачивание начинается от 0,25$. В личном кабинете сервиса, вы можете видеть, из какого места приобрели ваше фото.

Для того что бы эта биржа фотографий стала вашим местом работы надо пройти экзамен. Для этого сделайте 10 фотографий без всяких бликов и нормального качества. Если будите фотать людей, нужна будет подпись фотомодели. Подобный сайт это отличный способ заработать дополнительные деньги в интернете!

Fotolia – данная фото биржа, уже достаточно давно, создает конкуренцию всем остальным. Основные требования биржи такие: права на фото должны быть только у вас, вам должно быть от 18 лет. Если на фотоснимках имеется чужая недвижимость или там будет запечатлен человек, необходимо приложить специальный релиз.

С каждой продажи фотографии вам будут начисляться 33%. Минимальная сумма для вывода 50$. Деньги выводятся на PayPal или Skrill. Для начала заработка вам не потребуется сдавать экзамен!

Depositphotos – этот сервис требует пройти простой экзамен состоящий из 5-и работ. За скачивания фото платят 0,30$. Минимальная сумма для вывода 50 баксов.

Lori – это уникальное место которое содержит более 21 000 000 изображений! Данный сток изображений является Российским. Прежде чем приступить к работе необходимо заключить соглашение, где вы должны заверить администрацию, что опубликованные фото действительно ваши. Фотографии не должны быть пересвечены. Когда увеличиваете изображение до 100% на нем не должно быть ни какого шума и посторонних элементов.

Istockphoto – этот банк стоковых изображений является старейшим. Прежде чем опубликовать фото придется сдать экзамен, состоящий из 3-х фото работ.

Данный сайт стоковых фотографий неплохое место для размещения снимков. Благодаря этому сервису вы можете создать галереи из своих снимков.

Dreamstime – отличный фотобанк который позволит с легкостью пройти регистрацию. В этом банке не нужно сдавать экзамен, а комиссия автора здесь составляет 60% с продажи! Сайт позволяет принимать редакционные снимки, для которых не требуется разрешение людей. Оплата за покупку снимков по стандартной лицензии идет от 0,30-10$.

123rf – этот банк фотографий является неплохим сервисом для начинающих. Требования к качеству не сильно жесткие. Работы загружаются в упрощенном режиме. При регистрации, как и во всех подобных сервисах, требуется паспорт. Имеется экзамен – 10 работ.

Canstockphoto – это сайт стоковых фотографий, с не жесткими требованиями к размещению. Есть экзамен необходимо сдать 3 фото. Стоимость составляет 2-5 долларов.

Crestock – данный сайт является норвежским фотобанком. Он очень требовательный к фотографиям. При регистрации не нужно предоставлять документы, и не надо проходить экзамен. По окончанию регистрации можно добавить свои снимки. Регистрационные данные заполняйте латиницей.

IStockphoto.com – это сайт где покупают фотографии и продают. Проект является очень древним, основан в 2000 году! Имеет уже 160 000 авторов по всему миру.

Ниже вашему вниманию будет представлена еще целая куча сайтов по продаже фотографий.

Список фотобанков и фотостоков

Если вы не знаете, куда продать фотографии в интернете то обратите свое внимание на эти фотостоки для заработка:

Photogenica.ru

Bigstockphoto.com

Cutcaster.com

Canstock

FeaturePics

ImageVortex

MostPhotos

PantherMedia

Photaki

Pixmac

Stockfresh

YayMicro

Zoonar

AreaImage

Graphic

Leftovers

PhotoStockPlus

FotoMind

Veer

Stockphotomedia

Scoopt

ScanStockPhoto

POND5

PressFoto

FotoMedia

Росфото

PhotoXpress

Интерпресс

GeoPhoto

Rusclipart

FindFoto

Теперь вы знаете, на каких сайтах можно продавать фотографии!

Самые продаваемые фотографии на фотостоках

Желательно загружать на фотостоки фото, которые пользуются огромным спросом и хорошо покупаются. Но не так-то просто определить, что сегодня в тренде! Ориентируйтесь на сезон, если это Новый год, то продавайте снимки новогодней тематики. Используйте лучшие фотобанки приведенные в статье выше.

Многие рекламные агентства очень любят покупать фотографии на белом фоне. Это связано с тем, что потом их можно легко встроить куда угодно.

Бизнес тематика и семья так же пользуются не малой актуальностью.

Привожу краткий список актуальных ниш:

  • Бизнес
  • Семья
  • Компьютеры и периферия
  • Архитектура
  • Еда
  • Люди
  • Вещи
  • Природа

>>>Видео поможет разобраться в том, что пользуется хорошим спросом<<<

Сколько можно заработать на фотостоках?

Заработать на фотостоках для многих кажется очень сложным и непростым занятием. Но если вы упрямый, настойчивый человек, то у вас все получится. Деньги как правила поступают за многоразовую продажу одного изображения, либо за скачивание.

Начинающий фотолюбитель больших денег вряд ли сможете заработать. Хороший доход приходит со временем. Что бы продажи шли постоянно необходимо ежедневно выкладывать по несколько сотен штук новых фотографий.

Популярные фотографы зарабатывают на стоках от 10 000 – 40 000 долларов. Цифры впечатляют и говорят лишь о том, что этим людям пришлось не хило потрудиться, что бы выйти на подобный доход. В результате фотобанк фотографий может и вас кормить полупассивным доходом. Главное не опускать руки и двигаться вперед!

>>>Смотреть обязательно!!! Это интересно!!!<<<

На этом статья подошла к концу! Продажа фотографий на фотостоках это прекрасный способ построить пассивный или полу пассивный доход!

Читайте так же:

Как заработать в интернете деньги?

Заработок на фотографиях в интернете

Как загрузить фото в инстаграм с компьютера без программ онлайн?

Приложение которое делает из фото мультяшный рисунок

Как создать видео из фото с музыкой и надписями бесплатно в онлайн программе?

Как скинуть фото с телефона на компьютер?

С уважением, Максим Обухов!!!

 

webmixnet.ru

Учимся зарабатывать на фотостоках. Секреты кухни

Многие сейчас могут позволить купить себе фототехнику. Даже, если уж говорить откровенно, сегодня практически у каждого с собой в кармане есть фотоаппарат. Действительно, редкие «мобилки» выпускаются без камеры.

Однако, увы, далеко не каждый может извлечь из этого реальную пользу. В основном, пользователи ограничиваются фотографиями, в лучшем случае, идущими на заставку компьютера.

И в то же время есть все-таки люди, для которых фотоискусство не только удовольствие, интересно проведенный досуг, но и любимая, а что еще не менее важно, хорошо оплачиваемая работа.

Наш сегодняшний собеседник, успешный фотостокер, который любезно откликнулся на предложение нашего ресурса поговорить о работе в Интернете. Надеемся, его интересный и познавательный рассказ, поможет нашим читателям в выборе дела всей жизни.

Итак, знакомимся!

– Как Вас зовут, где живете, на каком ресурсе строите свою карьеру?

– Зовут меня Александр. Последние несколько лет я проживаю в Таиланде. Переехал туда уже давно, когда это еще не было трендом. У меня есть несколько проектов в разных областях, но в области фотографии мой главный проект – это сайт о фотостоках Fotostoki.ru, на котором я веду свой блог и регулярно отчитываюсь о доходах, получаемых с этого проекта.

– В каком году Вы заработали первые деньги в Интернете?

– Темой заработка в интернете я заинтересовался в 1999-ом году, практически сразу после того как у меня впервые появился этот самый интернет. Я тогда еще учился в школе и очень хотелось стать финансово независимым. Даже завел счет в Сбербанке, чтобы выводить заработанные капиталы, но так им ни разу и не воспользовался. Кажется, он до сих пор открыт.

Тогда популярным заработком была Spedia, но это было не серьезно. В поисках ниши несколько раз попадал на форумы адалт-мастеров, но так и не развил эту тему. А потом я поступил в университет и уехал в другой город, где у меня не было стабильного интернета несколько лет.

Так тема заработка в сети заглохла и вернулся я к ней только в 2006-ом году. Сейчас часто мыслями возвращаюсь к тем временам и понимаю, что если бы в 99-ом году был более настойчив и не оставил интерес к заработку в интернете, то жизнь могла бы повернуться совсем по-другому. Многие знакомые, кто начинал раньше, добились определенных успехов.

– Что Вас подтолкнуло к поиску виртуального заработка?

– Захотелось свободы и независимости. Для меня основное преимущество работы в Интернете – это свобода распоряжаться своим временем, а также отсутствие тех, кто стоит над душой и тобой командует. Может на первых порах я этого не понимал, и главным для меня на тот момент  казалась возможность просто заняться чем-то новым. Но время расставило свои акценты.

– Было ли у Вас чувство, что Вас обманут и не оплатят работу? Часто ли у вас такие случаи происходили? Как застраховаться от обмана в Инете?

– Я привык доверять людям и, мне кажется, я в них довольно хорошо разбираюсь. Поэтому я старался обходить стороной все сомнительные сделки и предложения. Работая в Интернете, трудно избежать обманов и “кидков”, но у меня их было мало. Я даже не могу вспомнить что-то серьезное. Чаще обманывали не конкретные люди, а интернете-сервисы. Особенно финансовые, которые закрывались, ничего не выплачивая. На 100 процентов застраховаться от обмана нельзя, но можно пользоваться, например, гарант-сервисами. А еще лучше чаще пользоваться своей головой и хорошо обдумывать каждое свое решение. Если говорить конкретно о фотостоках, то отмечу, что тут меня еще никто ни разу не обманывал.

– Может ли новичок с простеньким цифровым фотоаппаратом зарабатывать в сети или обязательно потребуется обзавестись зеркальной камерой?

– У современных фотостоков (фотобанков), особенно у крупнейших, которые и приносят основной доход, очень высокие требования к качеству  снимков. Как художественному, так и техническому. Поэтому от камеры очень многое зависит. Если ваша камера позволяет делать снимки высокого технического качества (например, отсутствие шумов), то не важно – снимаете вы «зеркалкой» или нет. Но, конечно, большинство фотостокеров, работает с профессиональными камерами. У меня даже есть реферал, который снимает на Hasselblad (очень дорогие студийный фотоаппараты, цена более $30000).

Многие фотобанки сейчас, чтобы быть в тренде, начали принимать снимки, сделанные на телефон. Около года назад, журнал Time, опубликовал на обложке фотографию, сделанную на айфон.

– На каком производителе фототехники «новичку» стоит остановить свой выбор – Nikon или Canon? Почему?

– Здесь нет правильного ответа – это классический холивар. Обе компании производят хорошую технику и выбор между ними – это дело вкуса. Я снимаю на Canon, но не являюсь ее адептом. Учтите, что потом поменять фирму будет уже сложно, придется менять всю технику, включая объективы, а это стоит немалых денег.

Попробуйте найти друзей, у которых есть Canon и Nikon. Поснимайте на ту и на другую камеру, а потом уже выбирайте, какая вам больше нравится.

– При покупке фотоаппарата лучше брать «тушку» или все-таки с «китовым» объективом? Какой оптимальный вариант модели для новичка Вы можете посоветовать?

китовый объектив”= “из kit’а”, комплекта фотоаппарата.

Корпус фотоаппарата («тело»«тушка» — жаргон фотолюбителей, «коробка» — в проф. среде) — базовый модуль системного фотоаппарата без объектива и других принадлежностей

– Тут много вариантов, например, у моей камеры Canon 5D Mark II китовым объективом является профессиональная линза от Canon 24-105 F4 L IS, которая сама по себе является очень хорошим и дорогим объективом. У дешевых камер китовые объективы не такого высокого качества, но на них тоже можно снимать. У меня есть несколько фотографий, снятых на китовый объектив, которые довольно хорошо продаются на фотобанках.

Если выбирать между хорошей (дорогой) тушкой и хорошим (дорогим) объективом, то я бы выбрал второе.

– Отдать ли предпочтение универсальному объективу или все-таки стоит раскошелиться и купить отдельно длиннофокусный? Какой подбор объективов (модели), Вы считаете, способен удовлетворить минимальные запросы?

– Многое зависит от того, в каком жанре вы собираетесь снимать. Если вы фотоохотник, то без телевика вам не обойтись. А если вы будете снимать моделей в студии, то вообще стоит брать фикс. Если же вы еще не определились, что хотите снимать, то берите что-то универсальное. Например тот же 24-105mm, он подойдет для большинства случаев.

Телеобъекти́в (жарг. Телеви́к) — разновидность длиннофокусного объектива, оптическая конструкция которого позволяет сделать оправу и весь объектив короче, чем его фокусное расстояние

– Насколько критично наличие (отсутствие) штатива, вспышки, осветительной аппаратуры?

– Чтобы начать работать с фотобанками и понять ваше это или нет, можно обойтись только камерой. Этого будет вполне достаточно. А уже по мере роста профессионализма, докупать все остальное оборудование. Конечно, если вы сразу собрались снимать в студии, то понадобиться хорошее освещение. Но здесь уже надо рассматривать каждый случай индивидуально.

– На каком фотостоке Вы посоветуете зарегистрироваться новичку? Что для этого нужно?

– Я бы рекомендовал начать с фотостоков, которые не требуют прохождение экзамена, например Dreamstime  или Fotolia.

А потом, после получения некоторого опыта работы с фотостоками и накопления портфолио, можно переключаться на другие сайты. Почти у всех фотостокеров, большую часть прибыли приносит конечно Shutterstock. Но чтобы на него попасть, нужно пройти довольно сложный экзамен, предоставив минимум 10 качественных работ. Учтите, что при регистрации, практически все фотостоки требуют скан паспорта (заграничного на английском языке).

– Какие фотоаппараты и объективы Вы постоянно используете?

– Снимаю я, в основном, на Canon 5D Mark II, линза 24-105mm F4 L IS.

– Можете ли Вы описать свой стандартный рабочий день? Во сколько часов приступаете к работе, когда оканчиваете трудовой день, есть ли у Вас выходные?

– Я занимаюсь больше travel-фотографией, поэтому у меня нет четкого распорядка дня. В студии не снимаю. Для меня съемка для фотостоков – это не работа, а скорее увлечение, хобби. Я люблю путешествовать и во время путешествий фотографирую для себя.

А по возвращении смотрю, что из отснятого материала можно использовать для загрузки на фотостоки. Довольно много времени занимает обработка фотографий, добавление описаний и ключевых слов, загрузка на сайты фотостоков. Поэтому в последнее время гружу я мало.

– Сколько можно заработать на фотостоках?

– Это один из главных вопросов, который спрашивают новички. Могу сказать, что большинство авторов, которые регистрируются на фотостоках зарабатывают меньше 100 долларов в месяц. Но это происходит исключительно из-за того, что они либо бросают эту работу, либо работают не очень усердно.

Есть середняки, которые зарабатывают от нескольких сотен, до нескольких тысяч долларов в месяц. И есть звезды, которых немного. Они содержат большие студии, производя до нескольких тысяч новых работ в неделю. Звезды могут зарабатывать десятки и даже сотни тысяч долларов в месяц. Главная звезда этой индустрии Юрий Аркурс, по оценкам, зарабатывает несколько миллионов долларов в год. Здесь все зависит от вас и от вашего усердия, но быстрых денег ждать не стоит.

Как оценить свои вероятные доходы? На качественном портфолио, если оно загружено на все крупнейшие фотостоки, можно заработать в среднем около 0.5$ за одно изображение в месяц. То есть, если у вас 1000 фотографий в портфолио, то вы можете рассчитывать на 500 долларов в месяц.

– Есть ли особые нюансы работы на фотостоке, которые обязательно стоит учесть начинающему фотографу?

– Каких-то особых нюансов я не могу назвать. Но хочу отметить, что если у вас нет большой базы качественных фотографий или изображений, то быстрых денег на фотостоках не заработать.

Придется активно трудится, чтобы представить большое и качественное портфолио. Также я не рекомендую торопиться с прохождением экзаменов на тех фотобанках, где они есть. Поработайте сначала с фотобанками, где принимают авторов без экзаменов. Изучите, как это все работает, поймите какого уровня фотографии требуются и т.д.

– Велика ли конкуренция на фотостоке? Заметно ли в последнее время ее увеличение?

– Конкуренция на фотостоках огромна. Например, на крупнейшем фотостоке Shutterstock уже более 40 млн. изображений и каждый день десятки тысяч авторов добавляют больше 200 тыс. новых изображений. Чтобы выделиться среди этого потока, нужно либо добавлять большое число работ, либо попытаться выделиться интересной идеей и качеством снимков.

– Существуют ли наиболее востребованные темы, сюжеты?

– Востребованные темы есть и они постоянно меняются. Важно следить за трендами и пытаться их уловить. Некоторое время назад довольно популярной была медицинская тематика – врачи, лаборатории, лекарства. До этого бурно росла бизнес-тематика – бизнесмены, переговоры, офисы. В ней и сейчас огромная конкуренция.

Фотостоки часто выкладывают отчеты – какие ключевые слова всех чаще запрашивали в поиске на сайте. По ним можно сориентироваться, что востребовано. Но при этом нужно учитывать конкуренцию. Я писал у себя на блоге  об одном интересном сервисе, который позволяет оценить популярность тематики по параметру количество запросов/конкурентность.

–  Какой вопрос мы упустили, но он для успешной работы на фотостоке очень важен?

– На этот вопрос я, пожалуй, отвечу, что для успешной работы на фотостоках важны креативность, новые идеи и трудолюбие. Остальному всему можно быстро научиться.

– Огромное спасибо, за такой обстоятельный рассказ. Желаем Вам догнать и перегнать Аркурса!

 В 2008 году Юрий Аркурс пересек цифру в миллион проданных лицензий, став самым продаваемым микростоковым фотографом в мире.

zarabotaydengi.com

Заработок на фотостоках. Преимущества, ошибки, перспективы

За последнее десятилетие фотостоки серьезно изменились. Теперь это не просто тихая гавань одиноких фотографов, наполняющих рынок технически-грамотными и протокольными фотографиями, а достойная площадка для размещения своих работ, в том числе — художественных.

Оплата в у.е. привлекает авторов со всего мира, в том числе и нас — фотографов из России, попавшей в экономические дрязги.

Лично я расцениваю фотостоки как прекрасный антикризисный план для фотографа. Прямая монетизация своей деятельности, основанной на работе и развитии мастерства, без оглядки (траты времени) на пиар, контекст, рыночный маркетинг.

Изучение азбуки стокера занимает длительное время и порождает массу вопросов, с которыми я обратился к фотографу Юрию Илюхину.

С позволения гостя блога, материал становится общедоступным для всех читателей и надеюсь поможет именно вам, коллегам, стремящимся зарабатывать в условиях экономической нестабильности.

Для любителей спрашивать — «Кто автор советов?» — поясню:

Юрий Илюхин, фотограф и дизайнер из Израиля. Фотографией занимается, что называется по наследству — в семье целая династия фотографов. Основатель и руководитель рекламной компании “DigitalHouse Israel”. Обладатель трех “Золотых Кактусов” и «Palme d’Or» («Золотая Пальмовая ветвь») фестиваля рекламы «Каннские львы» (Cannes Lions International Advertising Festival) (высшие награды в рекламном бизнесе). Занимается преподавательской деятельностью. Основатель и руководитель фотостудии FOTOATELIE.BY (Минск)

Бронзовый призер International Loupe Awards 2011. Участник HONORABLE MENTION GALLERY PROFESSIONAL в International Photography Awards 2011.

Введение. Есть только миг, между фотографом и стокером

А. Бондарь: Юрий, добрый день. Что вы можете сказать фотографу с интересом поглядывающему на фотостоки? Все эти успешные биографии, которые периодически мелькают в сети, хороши, но здравый смысл останавливает со словами: «Это будет не скоро, и не факт что с тобой».

Ю. Илюхин: Привет, Андрей. Приземленность — это хорошо. Избавляет от первой ошибки — желания покорить мир. А еще остается время на подумать и спросить совета тех, кто рядом и достиг немалых высот. С твоего позволения, я процитирую Андрея Журавлева:

Идея, что «я приду и заработаю кучу денег», для многих новичков становится камнем преткновения. Потребители на стоках не дураки. При огромном количестве мусора, стоки затарены качественным контентом и есть сложившийся пул стокеров, которые этот контент множат. Если ты хочешь зарабатывать деньги, ты должен начать творить. Только не как художник, а как ремесленник. Создавать не абстрактные творческие проекты, а вполне конкретный ряд фотографий, в конкретных жанрах, с конкретной стоковой спецификой. Но это должны быть произведения. Сделай так, чтобы самому понравилось и тогда это купят другие. Нужно решить одну глобальную проблему и она не на стоке, а в голове: «Если хочешь начать зарабатывать — надо пахать». И прежде всего — надо делать хороший продукт и искусство здесь нужно, но его место за кулисами. А на сцене появится только финальный кадр, который почему-то будут покупать часто и много. И главный вывод: Кто хочет творить ради самого творчества — не найдут своего места на стоках.

Эти слова взяты из нашей переписки с Андреем Журавлевым, и поверь, я подписываюсь под каждым словом. Именно с таким пониманием стоков, фотограф может рассчитывать на заработок, в противном случае — он скоро уйдет, не найдя своего места.

А. Бондарь: Хорошо. Это фотограф уяснил. Что еще необходимо закрепить в своей голове прежде чем шагать на стоки?

Ю. Илюхин: Полезно посмотреть на тех, кто быстро сошел с дистанции и задаться вопросом — почему? Новичок, приходя на сток, видит биографии, которые мало кто о себе пишет самостоятельно, т. к. не принято говорить, что зарабатываешь миллионы.

И на самом деле — таких людей единицы. К тому же, любая биография дезориентирует начинающего стокера. Необходимо понять, что успешных фотографов — один в городе, причем далеко не в каждом. А только в большом, где есть что снимать, или автор может позволить себе регулярно путешествовать. Хотя и путешествия не всегда спасают.

У меня есть знакомый, который последние полгода живет в Таиланде и за это время он сделал 3 фотографии. Не из-за лени, а потому что фотографировать нечего. Он смотрит вокруг и видит, что каждый уголок давно «запротоколирован» и ожидает покупателя на стоках. Вот так.

Пора осознать, что каждый квадратный метр Земли сфотографирован до тебя и множить такие снимки — впустую тратить время. Но из-за стереотипа в голове это трудно для понимания.

А. Бондарь: О каком стереотипе речь?

Ю. Илюхин: Старом. 🙂 Долгое время фотостоки воспринимали как подработку. Поехал в отпуск, нащелкал увиденное, а по возвращении массовое поднятие на сток и ожидание финансовых поступлений..

Этот период давно прошел и отпускных фотографий 20 миллионов. Они никому не нужны.

Так же как и лентяи, которые не хотят смотреть вокруг, передвигаться и предпочитают сидеть дома. Если вы планируете запереть себя в четырех стенах, фотографируя все, что попадется под руку — не думайте о миллионе, его заработает другой.

И еще…

Большинство новичков «умирает» где? В самом начале. Пришли, опубликовали первые десять работ и… У тебя купили парочку фотографий и раз, мысль в голове — вот, скоро дело пойдет.

Наступает, завтра, послезавтра, а больше ни одной продажи. Через неделю уныние берет верх, и все. Туши свет, снимай насадки…

А включи новичок голову, он поймет, что купили — потому-что новое и паре человек приглянулось, а дальше «провалилось в небытие» и никто не видит. А ведь нужно каждый день загружать. Есть специальные системы: когда, сколько и как грузится на тот же «шаттер», к примеру.

На занятиях в фотошколе я пытаюсь «вбить мысль в голову», что если вы готовы:

  • Просыпаться в 6 утра.
  • С 8 до 12 заниматься обработкой.
  • До 16 проводить съемку.
  • После кейвординг, поднятие на сток.
  • Трудится 24/7. Обязательно, в первый год.
  • Способны искать нишу, что тяжело.
  • Можете фотографировать то, что другие не могут.

В таком случае фотографу прямая дорога на стоки. Если же это пугает, или соблазн снимать свадьбы выше, чем перспектива сытой пенсии, то не тратьте время. Сток, как хобби, абсолютно бесперспективное занятие.

Работа с фотостоками, или пойми куда попал

А. Бондарь: Хорошо, идем дальше. Фотограф загрузил первые работы, наблюдает за вялым спросом и тут логичная мысль — как понять свою ЦА по первым продажам? Ту ли нишу выбрал автор, попал ли в тренд и т.д.

Ю. Илюхин: По первым продажам ничего не поймешь. Потому-что ты можешь загрузить фотографию «чирь на глазу друга», ее купят и ты подумаешь — все, с завтрашнего дня буду грузить одни фурункулы. Это глупо.

Или ты сделаешь, опубликуешь, дождешься первой продажи «beauty» и проигнорируешь жизнь индустрии, из которой уже давно вычеркнуты «бьютики», т. к. эта тема себя исчерпала. Хотя их еще покупают, но для этого необходимо стать реальной звездой. А много их рождается сейчас? На моих глазах родился только один такой человек, который снимает «beauty», выгружает на стоки и зарабатывает серьезные деньги. Причина успеха проста — делает круче чем все, во всем мире. А это сложно.

Говоря о нишах и аудитории, я всегда даю простой совет — делай то, что любишь, но так, как никто не сможет. Просто долби одну тему, пока не сделаешь лучше всех в мире. Да это трудно и не всем подходит.

Тут то и выручают тренды, благодаря которым можно определить нишу, в которой будут продаваться фотографии.

Самый крутой тренд сегодня и всегда — фуд-фото. И тут важно понять два момента:

  1. В нише свои лидеры, которых подвинуть ты никогда не сможешь.
  2. С помощью фуд-фотографии легко набрать большое портфолио. Купил скромный набор оборудования, и «стреляй» как умалишенный.

Но тут появляются проблемы: надо уметь, а главное — любить готовить и есть. 🙂

Огорчились, не хотим. Хорошо, давай тревел-фото.

Можно привезти огромное количество фотографий, к примеру, махнув в Индию, Таиланд и т. д., но:

  1. Это уже не модно (о чем говорилось выше).
  2. Нужны деньги, начальный капитал, чтобы на пару месяцев уехать в ту же Индию и привезти пул фотографий.

Есть другой способ выбрать для себя нишу — анализ рейтинга фотографий на стоках. Существует прекрасный сервис, research.picworkflow.com, с помощью которого можно понять в чем нуждается аудитория, а чего пресытилась.

Правда и тут не обходится без проблем:

  1. Сможешь ли ты найти модель/продукт/реквизит для требуемой съемки?
  2. Кому это нужно? Кто именно это будет покупать и под какие цели. От этого полностью зависит создании фотографии.

По факту — сервис даст только сухой совет, анализируя который, ты проведешь бессонные ночи и не факт, что найдешь решение, снимешь фото и его купят.

Говоря все это, я не хочу запугать новичков. Обнажая возможные камни, я лишь даю понять, что на стоках нет лучшей ниши, или золотой жилы. Там есть тренды.

Любой выбор — ставка, подкреплять которую необходимо умением пахать, как говорилось выше. На мой взгляд, в этом и есть основная прелесть стоков.

Правда бывает и так, что наибольший доход приносит абсолютно проходная фотография, а те снимки, ради которых ты провел 3 часа в PS — едва окупают себестоимость. 🙂

Основы стоковой фотографии

А. Бондарь: Фотостоки как ремесло — мы обсудили. Интересует понимание стоков, как бизнеса. С уместной поправкой на профильное обучение. Что вы можете сказать по данному вопросу?

Ю. Илюхин: Я сторонник того, что если ты занялся стоком, то это уже бизнес, т. е. рабочий процесс от начала до конца. Создаешь ты ИП, или работаешь как физическое лицо — не имеет значения. Важно другое — ушел ли ты в стоки полностью, с утра до ночи. Об этом говорилось выше, но повторить уместно.

Многие думают, что если фотограф идет на стоки, то он становится свободным. Хочу — конфеты ем. Хочу — на пляже загораю. Хочу — по горам катаюсь. И прочие «хочу»…

Все это чушь.

Будучи стокером, ты полетишь в отпуск с фотоаппаратом и станешь там фотографировать, а не барахтаться в море / заниматься серфингом. Более того. Ты поставишь на доску другого человека, а сам будешь снимать. А вечер проведешь в кафе, но не попивая коктейли, а поднимая свежие фотографии на сток.

Это и есть понимание стоков, как бизнеса. Иной взгляд на мир. Но идем дальше.

Первые 2 года денег у тебя не будет. Совсем.

Подумай сам. Даже если ты будешь грузить по 100 фотографий в месяц (что очень трудно), по итогам года тебя ждут крохи ~ 300$ (в лучшем случае, если попадать в тренды). На жизнь то не хватит. А вспомни о затратах на команду, оборудование, путешествия и сразу станет ясным — без финансовых инвестиций никак. И тут два решения: готовим «подушку» заранее, или отвлекаемся от стоков (и тормозим свой прогресс) и проводим сопутствующие коммерческие съемки, дабы в карманах что-то было.

Вот такой бизнес и это нормально. На старте, всегда и во всем, требуются инвестиции. Это большое заблуждение (не только стоковых фотографов), что купил камеру и все, теперь только обогащение. Фигушки.

В идеале, твой бизнес на стоках — пенсионный фонд. Ты сейчас работаешь, чтобы получать потом выплаты.

Но опять же, если ты не будешь постоянно «подкладывать», делать и грузить новые фотографии, то и потом, по прошествии лет, твой фонд быстро иссякнет (потеряют актуальность снимки). 3-5 лет и все, поступления превратятся в крохи. Такие случаи уже есть.

Некогда успешные ребята, имеющие в своем портфолио 5-9000 снимков, достигают дохода в 5000$ и уезжают жить в Таиланд. Начало хорошее. Дети в частном садике, целыми днями не работаешь, живешь в свое удовольствие. Но через год -1000$ дохода, через два — еще тысяча. И через 5 лет все, ничего не стало.

Вот и делай вывод, лучше ли трудиться регулярно (пусть и в полсилы спустя время), или остаться ни с чем и вновь стартовать с нуля.

А. Бондарь: Вопрос качества и количества. В пользу чего сделать выбор для продвижения на стоках?

Ю. Илюхин: Существует два типа стоковых фотографов: снайперы и пулеметчики. Первым достаточно сделать 1000 фотографий для ежемесячного заработка 10000$, а другим необходимо загрузить 100000 фотографий ради аналогичных доходов.

Тут совет один — понять кто ты. Способен делать качество, или же готов задавить количеством. В любом случае — все будет расти плавно (месяц, три-пять, год-два), но прогнозируемо, если ты ежедневно работаешь, как говорилось выше.

Исключения бывают, и «выстрелить» ты сможешь:

  • Если попал в тренд и подобных фотографий мало.
  • Делаешь то, что никто не может повторить.

В любом случае, начальная тактика продвижения будет зависеть от «лагеря», к которому ты себя причислишь. Определился — грузи 100 кадров ежемесячно, или 1000. Грубо, но просто.

А. Бондарь: Образование для стоков. Где лучше учиться? Да и вообще — искать знания. На ум приходит «ютуб», с его мотивацией, ну и крохами по ретуши.

Ю. Илюхин: Ютуб никогда не предназначался для серьезного обучения. Основы там получить можно, порой какие-то тонкости, в моменты откровения. Но в целом — это площадка для досуга, развлечения. К примеру, свой обобщенный ролик я снимал удовольствия ради, а не с целью уложить все школьные лекции в 40 минут. Это просто невозможно.

Если говорить о качественном образовании стокового фотографа, то решение одно — идти в подмастерье. Ни МК, ни WorkShop. Все это фигня.

Ищем мастера. Авторитета для себя. Главное — не в интернете. В реальной жизни, ходим по мастерским, знакомимся, советуемся.

На что смотреть? Если человек рассказывает как заработать на стоках, то неплохо бы узнать о его продажах, как он продвигается. Добился он чего, или давно забросил, и теперь зарабатывает на новичках, раздавая советы.

Если в течении беседы ты ловишь себя на мысли, что обогатился знаниями на год вперед и твой собеседник зарабатывает 3-4000$ — смело иди к нему. Сначала он скажет тебе, что все твое портфолио г*****. Тебе нужно с этим согласиться и делать так, как он скажет. Свою правоту он уже доказал на деле. У тебя доход 10$ (к примеру), а у него — 4000$.

Дабы не болтнуть лишнего, пойми одну «мелочь»: то, что он зарабатывает — правильно; а твоя бедность — показатель того, что занимаешься чем-то не тем.

Тут у нас полезный видос по теме.

Как выбрать нишу для заработка. Выгода и перспектива площадки

А. Бондарь: Хорошо. Учителя мы нашли, «микростоковую кухню» изучаем, но возникает вопрос — при выборе своей ниши, как оценивать перспективы и размер доходов? Самой площадки и создаваемых работ.

Ю. Илюхин: Это вопрос трендов, прогнозирования, планирования съемок. Запомни, в стоковой фотографии ты не будешь постоянно снимать одно и тоже (или что любишь ты), плодить бессмысленное количество. Надо учиться анализировать.

К примеру, заглянем в Google Trends. Удобный инструмент, который показывает все популярные запросы в нужном тебе разрезе: по континентам, странам, городам и прочим критериям.

Наша задача анализировать тренды, но не которые актуальны сегодня, а смотрим более широкие временные промежутки — месяцы. Что растет и почему. Прогнозируем всплески активности, под которые нам нужно готовить контент.

К примеру — фуд. Ага, растет популярность виски определенного сорта. Что делать? Берешь это виски и фотографируешь.

Смотрим дальше — фастфуд. «McDonald’s» пользуется спросом. Окей… Берем бургеры, к примеру, и фотографируем.

Бросим еду, глянем в спорт — футбол. Фотографируем игроков, болельщиков и моменты индустрии, которые могут заинтересовать покупателя.

Так постоянно и во всем. С едой, предметами, людьми и т. д. Исключений нет.

Если честно, то стоковый фотограф — во вторую очередь фотограф, а в первую — стоковый, т. е. производитель картинок для покупателя. Это надо понять и не обижаться. А при создании фотографии думать (в первую очередь) о ее коммерческой пригодности, а во вторую — о творческой составляющей, определяющей стоимость фотографии вне стока.

Если вычленить суть в оценке перспектив, то получим 2 правила:

  1. Ты не можешь снимать то, что хочешь именно ты.
  2. Попав «в струю», нельзя ждать когда пресытится твоя аудитория. Необходимо снимать под потребности будущего.

А финансы, выгода… Надеюсь ты понял, что если будешь попадать в тренды (следить за актуальностью работ) и делать грамотную картинку — покупать будут хорошо.

Отбор фотографий для продажи

А. Бондарь: Хорошо. Мы отсняли серию работ, теперь интересно узнать критерии отбора снимков под загрузку.

Ю. Илюхин: Мой товарищ, опытный стокер, дал мне совет:

— Как-только ты сделал фотографию, необходимо подумать и представить 5 разных мест размещения этой фотографии. Если у тебя меньше 5 вариантов — фотография никому не нужна и нет ей места на стоке. По сути — ее и снимать не стоит.

У фотографии должен быть концепт, согласно которому и будет проводится выборка работ.

Возьмем те же «бьютики». Просто красиво, просто красивая девочка — нафиг никому не надо, прости за честность. А вот если это «бьюти» продумано под Spa, ногтевой бизнес или салон красоты — можно на что-то рассчитывать, если ты совсем упрям и лезешь в эту тему. 🙂

Хотя если ты сделаешь фотографию, а не продукт (с кадрированием под размещение текста, с ориентацией под сайт и т.д.), то вновь можно «пролететь». Заказчик не будет любоваться на твою красивую девочку, его проблема — отсутствие фотографии-заготовки, которую он сможет применить в своем бизнесе. С этим он и пришел на сток. А ты, как стоковый фотограф, создаешь это решение и предлагаешь купить. Все просто.

В целом, можно рекомендовать простую памятку для отбора фотографий на сток:

  • Оценка коммерческой ценности. Первична и от нее зависит твой доход (будет ли он вообще). На что смотреть? Как может применить фотографию заказчик. Не ты, а заказчик — ключевой момент. Никогда не смотри на фото своими глазами и не берись оценивать художественную ценность. Фигня все это. Твой вопрос — хочу. Хочу ли я купить эту фотографию (потому-что) или нет? Вот она, фотография, пригодится в твоем блоге, например, или она бесполезна? Если хоть доля сомнения — не грузи снимок, а лучше — не делай. Учись думать ДО, а не разгребать завалы после. Да, это трудно, но окупается.
  • Техничность. Это уже больше для проверщика. Просто не греши шумами, не жести с обработкой и все будет хорошо.

Сроки жизни фотографии на стоках

А. Бондарь: Говоря о регулярном пополнении своего портфолио, невольно возникает мысль — а сколько, в среднем, «живет» фотография на стоках?

Ю. Илюхин: Есть «хиты», система рейтингов. Формула, по которой работает алгоритм, держится в секрете, что логично. Но кое-что можно подметить:

  • Ничто не мешает новой фотографии стать хитом. Все зависит от баланса между датой загрузки и количеством продаж. К примеру, фотография за сутки заработала 100$ и оказалась на первых позициях по своим запросам. А фотография, которая заработала 100$, но в течении года — никогда не увидит топа.
  • Став хитом, фотография держится в топе, в среднем, около года. Это гарантирует тебе ежедневные продажи.
  • А если фотография попала на первое место в категории, то это позволяет не сдавать позиции 2-4 года, если конечно никто не снимет лучше.

В целом, «срок годности» фотографии тебя не должен волновать. Следи лучше за трендами.

Перспектива предметной и фуд-фотографии

А. Бондарь: Почему так популярна фуд-фотография?

Ю. Илюхин: Открой любой журнал о еде. Печатный или электронный — без разницы. 99% фотографий купили на стоках. Журналов в мире огромное количество, а ведь еще есть блоги. И тем и другим, нужен качественный контент. Где его брать?

  1. Пойти к фуд-фотографу и отдать 600$ за фотосъемку, это если снимать у нас, в Минске.
  2. Отправиться на сток и взять любой понравившийся снимок за 1$.

А теперь вспомни среднюю стоимость журналов, 5$, и ты поймешь почему фуд-фотография так востребована на стоках.

Поверь, ничего и никогда не изменится. Сколько будет жить человек — столько он будет интересоваться едой и журналами о ней. Это потребность.

А. Бондарь: С фуд поняли, а предметка? Какие у нее перспективы?

Ю. Илюхин: Давай скажем так, что предметка и фуд — очень связанные, в данном случае, направления. И преимущество их в том, что даже на стоках они могут быть арт-фотографией. Причем очень высокого уровня.

И авторы таких работ есть. Делают из фуд — предметную фотографию, смотря на которую, ты даже не сразу понимаешь как снимали и главное — нет сомнений, что это искусство. Шикарный свет, постановка, нюансы световых акцентов. Все о чем ты думаешь и реализуешь в портретной фотографии, эти авторы делают с предметами, в том числе — с едой. А это круто. 🙂

Вот и получается, что спрос есть. Предложение имеется и выводит фотографию на качественно новый уровень. Все больше фотографий на которых не просто «печенюшка», а история создания.

Предметка не потеряет актуальности. Будь спокоен. 🙂

Формирование / поиски команды для заработка на стоках

А. Бондарь: Еда нас успокоила, давайте подумаем о команде. Точнее — где ее искать и нужна ли она для стокового фотографа?

Ю. Илюхин: Говоря о стоках, как о бизнесе, необходимо понимать — без команды не обойтись, причем в любой нише.

  • Делаешь «бьюти»? У тебя должен быть свой визажист, парикмахер, стилист. Это минимум. В идеале — необходим костюмер (а то и два-три). Все они должны работать, как и ты, за идею. В противном случае, помни о простой арифметике: чем больше ты вложил — тем больше тебе надо вернуть. А после вспомни — ты вначале пути, работаешь в минус. И чем больше сопутствующих затрат — тем сильнее брешь в твоих финансах. Перегнешь палку — затея с фотобанком тебя превратит в банкрота. А потерянное время — в бомжа на обочине фотографии твоего местного рынка.
  • Собирая команду, посматривай на возможность соединить 2в1. Визажист и парикмахер прекрасно уживаются в одном человеке, который в идеале — твоя муза. Кстати, это тоже приятный бонус, когда семья задействована в твоем бизнесе. Можно повременить с выплатами, консолидировать каждую копейку в семейном бюджете. Но это не у всех получится. Ввиду творческого таланта и понимания роли музы. Да, такой вариант исключение, нежели правило, но у нас с тобой честный разговор, говорю как есть.
  • Если не соберешь идейную команду — готовь финансы и посматривай на преимущество такого сценария — качество твоих работ. У коммерческой команды оно всегда будет выше (ну если конечно ты не набрал балбесов) и ты сразу вспомнишь о еще одном человеке — ретушере. Без него, уходя на сток, никак. Особенно если снимаешь крутые исходники, которые можно и нужно довести в PS до совершенства. Да, ты можешь и сам провести вечер у пк, работая над 1-3 кадрами. Но лучше делегировать, а самому пойти и снять еще 5 кадров.

Но это если о людях, а давай о нашей еде. 🙂

Фуд-стилист — нужен как воздух. А лучше — повар с творческим безумием в голове, потому что набирают популярность фотографии не предметного фуда, а фотографий самого процесса. С руками, действиями, кухонной атмосферой. Для таких дел одного желания и финансов маловато, тут необходимы личные контакты, умение заинтересовать, быть лидером.

В общем, что я хочу сказать? Без команды на стоках делать нечего.

Возможности арт-фотографии

А. Бондарь: Есть ли смысл в продвижении арт-фотографии на стоках?

Ю. Илюхин: Если говорить про микростоки, то в фуде и предметке. Арт в данном направлении уместен и востребован.

Но вспомни, есть еще макростоки и стоки, которые пытаются продавать художественную фотографию. Правда есть заминка — туда невозможно попасть. Только по личному приглашению администрации ресурса.

Среди знакомых, у меня только один такой счастливчик. Получил приглашение, заключил договор. Что самое интересное, он известен в Минске и круто снимает, а на микростоках продается мало. Не покупали и все тут. А макростоки стали его площадкой, продажи идут и автор всем доволен.

Но вот что интересно.

На площадках, которые продают художественную фотографию все немного иначе. И целевая аудитория и требования. Вновь шумы на фото. Портреты людей, живых и настоящих, как они есть в повседневной жизни. Но все равно, учти, это очень специфичные стоки и неизвестны реальные тамошние финансовые обороты. Информации не просто мало, ее нет совсем.

Да, продажи на этих стоках есть, и есть люди, которые полностью ушли на арт-стоки. Но есть и те, кто ждали когда закончится контракт, чтобы скорее выйти. И тех других много, поэтому трудно судить о реальной ситуации и перспективах.

Частые ошибки стокера/фотостокера

А. Бондарь: Хорошо. Представление о бизнесе на фотостоках сформировано. Но любое дело, на раннем этапе, не обходится без ошибок, часть которых мы обсудили. Попрошу вас обозначить наиболее частые ошибки начинающих стокеров. Хочется иметь памятку с пунктами, которые нельзя проверять на себе. 🙂

Ю. Илюхин: Дело нехитрое, давай соберем:

  • Самая распространенная ошибка — остановка после первой неудачи. Начитался человек мотивации, блестящих историй и пришел на сток. Прошел экзамен, дождался первой ошибки, провала и все — опускает руки. Идет снимать свадьбы, деток или что востребовано в его городе. Уныние и разочарование — глупость. Если начало не такое стремительное, как ты ожидал — это в тебе проблема, а не в том, что делаешь. Снимаешь круто? Все у тебя будет. Просто вспомни зависимость — время-деньги. Чем дольше ты будешь на стоках, тем больше ты будешь зарабатывать. Ведь с каждым днем твое портфолио будет становиться больше, а фотографии лучше. Терпения многим не хватает и это первая ошибка.
  • Загрузка случайных фотографий. Ты снимаешь не думая о коммерческой стоимости, возможности применения для покупателя. При отборе снимка многие первым делом смотрят на «красиво», а только потом задают вопрос «зачем»? Надобно все поменять местами и тогда жизнь станет лучше. Правда такова, что загрузкой лишнего страдает 90% стокеров. Хотя для 80% это не трагично и они верно понимают, что «мусор» в портфолио будет всегда. Важно не превращать свою «витрину» в свалку, а лишь иногда увеличивать свое портфолио за счет «проходных» кадров.
  • Понимание природы микростоков. Все таки арт, в чистом виде и кроме еды / предметки, для них работать не будет. Но это не исключает ситуаций, когда ты работал с колоритным персонажем и не забыл о коммерческой ценности фотографии. Такие снимки можно подмешивать в портфолио, но строить только на этом (искусство ради искусства) свое продвижение — ошибка.
  • Фотографирование всего, что видишь. С одной стороны — это способ увеличить портфолио, а с другой — сегодня это ошибка, ниша «все подряд» забита. Все сфотографировано. И твое «все подряд», будет еще одним в очереди, среди таких же упрямых балбесов.

Но есть оговорка. Кто такой настоящий стокер? Это человек, который едет в своем авто, к примеру, бам — авария. Машина разбита, у самого перелом ноги. Что делает стокер? Он достает камеру, фотографирует свою ногу, машину, других пострадавших. Потом ждет приезда скорой, фотографирует медиков, как его укладывают на носилки, берет релизы с каждого и едет в больницу. Там снимает все вокруг и причастных к своей проблеме, вновь подписывает дополнительные релизы и грузит фотографии на сток. Пока будут продаваться снимки, стокер занимается своим здоровьем.

К чему это я? Ситуация, выдуманная, утрированная, но наглядно поясняет какое «все подряд» можно снимать для продаж на микростоках, но главное — протоколирование этой ситуации никто не купит, а только снятое с «изюминкой». Ты должен это грамотно, уникально преподнести. В общем если ты можешь из каждого «жизненного лимона» делать себе лимонад, то снимай «все подряд», если же нет — не лезь. 🙂

  • Тяга к лени. Глупо думать, что без ежедневной работы тебя ждет доход. Поснимаю сегодня, а потом через месяц, когда придет вдохновение… С таким подходом, 2-3$ в месяц. Вот и весь доход. Кстати, распространенная ошибка, которую проверяет на себе 95% стокеров.

И давай развеем «розовые мысли о стоках» большинства новичков:

  • В сущности, стоки — «крысиные бега». Ты бежишь за очередным $, но достигнув — начинаешь вновь, новый круг, понимая последствия остановки. Год-два и все умрет. Если ты редко фотографируешь — все умрет. Если ты не попадаешь в топы — то уже беда, т. к. нет достойной оплаты твоего труда и ты, спустя год-два, не можешь вернуться на реальный рынок, ты отстал от его трендов и запросов. Выхода нет. Крыска в лабиринте.
  • Стоки, это не традиционный вид безнеса. И само за тебя ничего работать не будет. Стоки — ежедневная работа, как на заводе, и загрузки фотографий дважды в неделю. Пропустил, махнул рукой? На следующей неделе твои доходы снизились. Пускай чуть-чуть, на 2%, но эти «крохи» ты очень почувствуешь. Спроси тех, кто давно на стоках и зарабатывает 5000$ и более. Они всегда замечают последствия отпуска, лени.

Перспективность заработка на фотостоках

А. Бондарь: И последний вопрос. Заработок на фотостоках — перспективный бизнес? С оглядкой на развитие ИИ и опасений, что протоколированием может заняться робот и вытеснить фотографа со стоков, по сути — убить надобность в стоковом фотографе.

Ю. Илюхин: Первое:

Стоки может убить то, что все перестанут пользоваться визуальным контентом. А это невозможно, по крайней мере, ближайшие 20-30 лет.

Второе:

Пару недель назад, мы с семьей посетили выставку роботехники. Да, организовано было круто. Представлены Американские, Английские роботы. Много опытных образцов. Был там и по нашей теме экземпляр — обучаемый робот. Можно взять его руку, показать действия и он их повторяет.

Мне нравятся интересные диалоги, вот и спросил, «приставленного» к роботу человека:

— Давайте подумаем, куда можно задействовать обучаемого робота?

В ответ привычные сверлить, строгать и т. д. Я остановил собеседника и поделился идеей:

— Есть же McDonald’s. Можно поставить робота на свободную кассу. Научить принимать заказ, протягивать руку к бургеру и клиенту. Ничего ведь сложного.

Ответ оказался предсказуем:

— Простите, но вы забегаете вперед. Для таких профессий робот не готов.

О чем и речь. Правда к слову: кассир McDonald’s — самая тупая должность из всех возможных вариантов. Ну согласись, примитивнее ничего не придумано в трудовом обществе. И когда я слышал от людей, что: «Ура, я устроился работать в McDonald’s» — то понимал, что у человека квадратная голова. Но теперь все изменилось. Я знаю что есть обучаемый робот, который еще глупее…

Собственно, давай по твоему вопросу. В нашей с тобой жизни, никакого вытеснения роботами на стоках не увидишь. Работой спокойно и не отвлекайся на мелочи пиарщиков.

Вообще, вот так по-честному, заработок на фотостоках — хорошая перспектива. Я сегодня так много говорил о трудностях, подводных камнях, что многие невольно подумают:

— Че они городят? Там нет перспектив, пойду на свадьбу…

Нет, давай скажем коротко и ясно:

Заработок на стоках имеет хорошие перспективы и полностью зависит от фотографа. Если ты ежедневно работаешь 7-8 часов в сутки, хорошо ведешь бизнес — все у тебя будет хорошо. И сыт будешь, и семью обеспечишь и свое личное развитие будешь спонсировать (обучение, техника и подобные дела). Главное приглушить свое «Я» и помнить, что потребители на стоках не дураки и нуждаются в правдивой и коммерчески-пригодной фотографии.

А. Бондарь: Юрий, благодарю вас за интересный разговор. Многое для себя прояснил.

Ю. Илюхин: Не за что. Применяй с умом. 🙂

Рекомендую к прочтению:

blog.andrewbondar.ru

Оставьте комментарий