Тезисы статьи это – Тезис — что это такое и примеры тезисов для сочинения по литературе

Чем статья в журнале отличается от материалов конференции?

Перед размещением публикации каждому автору следует определиться с целями, которые он преследует. От этого зависит, стоит ли отсылать работу в качестве научной статьи, или же она зачтется лишь как доклад или тезисы.

Кому и для чего нужны публикации?

Публикации научных статей нужны не только действующим «корифеям науки»: преподавателям со стажем, доцентам, профессорам, академикам наук. Это не только подтвердит их научный статус в глазах научного сообщества, а также занимаемую должность, но и поможет в избрании на замещение должности. Публикации также необходимы и аспирантам, претендующим на получение степени кандидата наук, поскольку являются обязательным критерием для защиты диссертации. Пригодятся они и студентам, которые готовят себя к поступлению в магистратуру и аспирантуру.

Вопрос «чем публикация в научных журналах отличается от сборников по итогам конференций» встает, в первую очередь, перед аспирантами, которые только вступили на путь науки. Ответ на него стоит получить еще на ранней стадии подготовки диссертации. В противном случае соискатель может уже успеть опубликовать некоторые работы в изданиях, которые потом не зачтутся ВАК при защите. И тогда проделанная работа по подготовке статьи к публикации окажется напрасной.

Сначала следует определиться с тем, что такое научная статья, а что такое материалы научной конференции.

Что представляет собой научная статья?

Научная статья – это целостное произведение, которое имеет завершенный вид. Она содержит результаты научных изысканий. Статьи бывают нескольких видов:

  • научно-теоретические;
  • научно-практические;
  • научно-методические.

Все работы должны иметь научную новизну. Это, пожалуй, является основным их критерием. Иначе рукопись превратится в никому не нужную кипу бумаг, не имеющих никакого практического применения. Другой важный критерий – актуальность. Особенно это касается статей экономического характера.

К остальным критериям научной статьи отнесем:

  • публикация в периодических рецензируемых журналах научного характера, сборниках и альманахах;
  • указание в выходных данных издания данных о научном редакторе или редколлегии с ученой степенью;
  • примерный объем от 0,35 до 0,8 печатного листа (далее – п.л.).

Что представляют собой материалы по итогам конференций?

Они могут быть опубликованы в виде доклада или тезисов. Последние котируются меньше.

Доклад

Доклад является одной из разновидностей научных публикаций. Это лишь презентация статьи.

Отличительными особенностями доклада являются:

  • Следующий вид структуры: введение, основная часть (содержащая структурированные и взаимосвязанные разделы параграфов), выводы и заключение.
  • Отсутствие ссылок на использованную литературу в конце работы.
  • Объем доклада – 0,3-0,4 п.л. и более. Это больше, чем у тезисов, но меньше, чем у статьи.

Тезисы доклада

Они представляют собой краткое изложение научного изыскания. В них может содержаться формулировка основных его результатов.

Основные критерии доклада:

  1. определенная структура: введение, изложение тезисов, заключение;
  2. указание будущих планов исследования;
  3. отсутствие ссылок на использованную литературу. Однако некоторые авторы любят ссылаться на собственные работы;
  4. отсутствие иллюстрационного материала: рисунков, схем, таблиц.
  5. небольшой объем – от 0,1 до 0,3 п. л.

Такие публикации являются практически бесполезными для карьеры ученого. Однако они подойдут в качестве примера внедрения результатов исследования, что можно упомянуть в тексте автореферата и в самой работе в разделе «апробация».

Однако не следует использовать тезисы в качестве примера работ, в которых содержатся ключевые результаты исследования.

Тезисы докладов являются сборником, который включает материалы, которые были опубликованы до начала конференции. Они, как правило, носят предварительный характер. Таким образом, соискатель может опубликовать в сборнике работу на 15 страниц. И все равно она будет считаться тезисами.

Зачем аспиранту нужны публикации в научных журналах?

Публикация в научных журналах – это обязательная составляющая при написании диссертации. Более высоко ценятся научным сообществом публикации в изданиях, одобренных ВАК. При написании диссертации таких научных статей должно быть от одной до трех. Чем больше их будет, тем выше будет цениться работа и меньше вопросов поступит со стороны Комиссии при защите.

Однако требования печатных издательств к таким публикациям весьма высоки. Они включают: научную новизну, актуальность, оформление, научный интерес к теме, степень разработанности проблемы, методы исследования, графический материал и т.д. Кроме того, зачастую, они платные.

В бесплатных журналах издаться можно, но это довольно проблематично. Поэтому соискателю следует быть готовым к частым отказам. Помочь бесплатно опубликовать научные работы могут некоторые «хитрости»:

  • соавторство с уважаемым ученым;
  • добавление в список литературы в конце работы статей из того журнала, в который отсылается статья.

Итак, примерно три статьи должны быть опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК. Остальные работы могут быть напечатаны в менее серьезных изданиях. Существуют также и электронные издания.

Обычно объем работы, опубликованной в печатном издании, составляет от 2 до 5 страниц. Каждое издание имеет собственный список требований к работам. Обычно объем работы указывается не в обычных страницах, а в т.н. печатных листах.

Зачем аспиранту нужны публикации в материалах по итогам конференции?

Сборники по итогам конференции котируются при защите не так высоко, как научные статьи. Однако ссылка на них в списке литературы, использованной при написании диссертации, может оказаться полезной. Это сделает его более разнообразным и покажет, что соискатель разместил результаты своих научных изысканий в широком круге источников. Это всегда высоко ценится.

Сборники по итогам конференций могут быть нескольких видов. Одни из них публикуют результаты мероприятия. К ним относятся статья и доклад. Другие издают лишь краткое резюме доклада. В этом случае вы получите публикацию в сборнике тезисов. В научном сообществе она котируется невысоко. Однако она расширит кругозор соискателя и послужит отличной базой для дальнейших публикаций. В тезисах публикуется сжатое изложение самого доклада. Они могут не иметь четкой структуры и списка литературы и содержат небольшой объем (примерно 0.25 п.л).

Однако следует учитывать, что публикации в сборниках статей научных конференций не должны преобладать в списке литературы. Это может вызвать вопросы о том, что ваши работы не захотел опубликовать ни один серьезный журнал.

Тонкости

Следует учесть, что не всякая публикация в материалах конференции является научными тезисами, и не каждая публикация в печатном издании – статьей.

Публикация в материалах конференции, как правило, не считается статьей. Это объясняется тем, что она может являться как тезисами, так и докладом или статьей. В некоторых случаях в сборнике это не указывается, и сам автор решает, что у него на руках, руководствуясь критериями, определяющими, что такое статья, а что такое тезисы и доклад (см. выше).

Сошлемся на раздел 3.2.4.3.1.3 ГОСТа 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Согласно данному разделу материалы конференции представляют собой некий сборник, который включает в себя итоги конференций в виде рекомендаций и докладов. Соответственно, если соискатель публикует труд в таком издании, то ему не стоит выдавать свой «опус» за полноценную научную статью.Тем более необоснованно это будет выглядеть, когда в выходных данных сборника не указано, что в нем присутствуют статьи.

Однако может быть и другая ситуация. Иногда организаторы научного мероприятия просят авторов оформлять свои работы как статьи. Тогда они будут проходить редактирование и рецензирование.

Другой повод считать свою работу научной статьей – упоминание в аннотации к сборнику, что он является сборником статей. В этом случае сами организаторы указывают на то, что представленные в нем работы являются полноценными статьями.

Таким образом, следует обращать внимание на выходные данные издания. В них может быть указано: «сборник докладов», «сборник статей» или «сборник тезисов».

Обычно считается, что любая публикация, размещенная в научном журнале, является статьей. Это утверждение не всегда справедливо. В действительности, помимо статей журналы размещают еще и тезисы докладов.

Таким образом, как в материалах конференции может быть напечатана полноценная научная статья, так и в печатном издании могут быть опубликованы тезисы.

Итак, не всегда просто отличить научную статью от научных тезисов и текста доклада. Поэтому перед размещением своего труда следует внимательно изучить критерии и решить для себя, куда лучше отправить работу на публикацию.

open-resource.ru

тезисы и выступления — Анализ данных в социально-экономических системах

Автор текста: Е.И.Кислова

Материал основан на многолетних наблюдениях над работами, участвующими в конференции «Ломоносов», а также в других молодежных конференциях. В первую очередь рекомендации предназначены для филологов, но в целом могут быть полезны и юным ученым других специальностей – с поправкой на специфику специальности, разумеется.

Рекомендации предназначены для тех, кто впервые собирается выступать на научной конференции, и могут быть полезны тем, кто не очень хорошо понимает, что это такое и как с этим всем быть. Короче, тем, кому научник сказал «Надо», а как надо – вдаваться в подробности не стал.

Перед прочтением необходимо включить чувство юмора. Все совпадения случайны, а ситуации вымышлены. Всё, теперь можно читать )

Предуведомление: тезисы на конференциях – это не план курсовой работы и не список основных положений. Тезисы – это маленькая, но гордая и самодостаточная статья!

С чего начинается работа над тезисами и докладом? С выбора темы, разумеется. Во-первых, тема тезисов должна соответствовать тематике конференции и содержать что-то новое. Лучше не брать тему, на которую существует сотня исследований.

Во-вторых, она должна быть в меру узкой: вам предстоит делать доклад на 10-15 минут, и впихнуть в это время всю курсовую или диссертацию вряд ли получится. Докладчик обычно разрывается между стремлением изложить глобальные выводы и необходимостью приводить конкретные примеры. В плохих тезисах конкретные примеры либо отсутствуют, либо болтаются где-нибудь сбоку этаким бантиком. В хороших тезисах глобальные выводы делаются на основе анализа конкретных примеров. Изложение глобальных идей без конкретного анализа выглядит бездоказательным. Анализ материала без общей идеи выглядит школьным перечислением фактов.

Теперь самое сложное. Не уйти в сторону от темы и соблюсти логику ее развития.

Не бойтесь конкретных и простых названий.

Не стоит пытаться впихнуть в название весь первый абзац своей работы. Если название длиннее двух строчек – в консерватории что-то нужно подправить.

Проще всего сформулировать название уже в самом конце работы над темой. Если тема выдержана и нет никаких отступлений от нее, это будет просто сделать.

Введение
Самое трудное – первое предложение работы (для упрощения можно воспользоваться интеллект-картами). В нем нужно ответить на простой вопрос: «Почему то, что я буду писать дальше, важно». Обычно пишут о том, что такая-то проблема важна, потому что о ней мало кто писал. Или писали очень многие известные ученые, но вы в ней увидели то, чего не видели они. Или применили известный метод на неизвестных текстах и получили значимые результаты. Значимые – то есть отличающиеся от обычных и способные повлиять на дальнейшее развитие гипотезы. Это называется «научная новизна». Работы без научной новизны являются рефератами. То есть если вы просто перечислили, какие бывают точки зрения на какую-то проблему у разных ученых – это плохо. Если вам удалось как-то их систематизировать, выделить закономерности, описать причины – уже лучше, есть элемент самостоятельной работы. Но такая работа всё равно проиграет работе, в которой есть самостоятельное исследование материала.

Если вы пишете об авторе или произведении, мало кому известном, в первом абзаце стоит дать краткую информацию: даты жизни, страна обитания, литературное направление, почему автор и поставленная вами проблема должны быть интересны читателю.

Не бойтесь обозначить во введении, что вы собираетесь делать: «в данной статье мы рассмотрим», «наша работа посвящена» и т.д. Это очень хорошие и удобные обороты. Кстати, они помогают четко задать тему работы: раз уж пообещали – придется выполнять.

Если в работе меньше 10 000 знаков, введение не должно превышать 1 абзаца и не должно содержать пересказ всех работ, когда-либо написанных на вашу тему. Плохое введение – то, которое занимает две трети всего текста и содержит общие слова о важности той конкретной науки, которой вы занимаетесь. Короче, введение должно быть четким, конкретным и маленьким. Те, кто будет читать или слушать вашу работу, сами знают о важности той науки, которой вы занимаетесь: они занимаются ей же. А «лирика» противоречит жанру научной статьи.

Текст работы должен быть четко структурирован, положения – подкреплены примерами, примеры – их анализом. Не злоупотребляйте примерами: на каждое положение достаточно 1-2.

Рассуждение должно быть логичным. Нельзя перескакивать с темы на тему, лирические отступления недопустимы.

Заключение должно суммировать выводы, сделанные на основании анализа примеров. Или отвечать на вопрос «Почему это всё важно». Иногда говорят, что заключение – это введение, написанное другими словами и в прошедшем времени (то есть «В нашей работе мы рассмотрим…» – «Таким образом, мы рассмотрели… доказали… обосновали… проанализировали… и т.д. »). Но лучше уж такое заключение, чем никакого. В заключении не должно быть новых положений или примеров: оно подводит итог уже написанной работе.

Не надо писать названия разделов “Введение” и “Заключение” в самом тексте: это ж не монография, в работе на 2 странички такая структура выглядит смешно.

Главное правило здесь – четко соблюдать требования оргкомитета. Вы удивитесь, но если оргкомитет просит вас оформить текст 12 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом, эти странные люди действительно хотят, чтобы текст, присланный вами, был оформлен 12 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом! Да-да, и поля должны быть не 0,5 см, а 1,5, 2 или 3! И да, они действительно за этим следят! Потому что эти странные люди готовят потом макет, и им проще отказать неправильно оформленным тезисам, чем возиться с их переоформлением.

Тезисы, оформленные по правилам, – это не только требования хорошего тона. Это первый показатель того, что начинающий исследователь умеет читать и правильно осмыслять информацию. О каких научных изысканиях можно говорить с человеком, который оказался не способен правильно понять фразу «сноски не допускаются» или «объем – не более 7 страниц»? Такая работа должна быть отклонена.

Текст должен быть написан грамотно, без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Печально, что приходится говорить об этом отдельно.

Кстати, слово «вуз» пишется МАЛЕНЬКИМИ буквами (см. любой справочник Розенталя, параграф 27, п. 3-б). В названии вуза только первая буква – заглавная: Московский государственный университет. И по этой модели пишется название любого вуза (Розенталь, параграф 22, п. 6), независимо от того, что думает администрация вуза или создатели вузовских сайтов. Не надо сокращать названия своих вузов (СГУ – Саратовский? Самарский? Ставропольский? Стерлитамакский? Соловецкий? Соликамский? Самый-самый?..). Не надо писать “официальное” название: ГОУ ВПО ППКС АБВГД “Парижская академия садоводства” выглядит странно.

Опасный момент оформления – схемы и картинки, нарисованные в Ворде. При макетировании они едут во все стороны, поэтому лучше ими не злоупотреблять. Равно как и таблицами, которые могут в макете выглядеть совсем не так, как в вашем тексте. Кстати, таблица не должна занимать больше трети всего текста.

Прописная истина: у всех цитат должен быть указан источник. Источник цитаты обязательно включает номер той страницы той книги, откуда она взята.

Текст, процитированный без кавычек и ссылок, является украденным текстом. То есть это плагиат.

Ссылки на интернет-сайты должны быть оформлены. Мы не требуем полного оформления по ГОСТу, но адреса сайтов должны быть указаны.

Википедия не является научным источником! Это значит: не надо использовать ее как ЛЭС или научную монографию. И ссылаться на нее как на научный источник нельзя.

Важный элемент любой работы – библиография или список литературы.

Кажется, что это всё очень сложно. На самом деле, обычно достаточно внимательно прочитать требования. Пункт об оформлении библиографии там непременно содержится и часто именно он – самый пространный и подробный. Единой модели оформления библиографии нет, поэтому следует придерживаться предложенного оргкомитетом. Хотят они название курсивом, автора – жирным шрифтом и тире между каждым пунктом – да пожалуйста. Не хотят – не надо.

Не надо злоупотреблять библиографией. В тезисах стоит приводить в библиографии только те работы, которые непосредственно цитируются в тексте. В противном случае вы рискуете написать после своих тезисов длинный список “вообще важных” научных трудов, который оргкомитет безжалостно вырежет. Или оргкомитет, забив на сопоставление трехстраничного списка литературы с двухстраничным текстом самой работы, просто вырежет ваши тезисы из сборника…

Если объем тезисов – 2 страницы, то библиография не должна занимать даже половину страницы (да, есть научные традиции, где это норма, но мы говорим о среднестатистической работе для среднестатистической студенческой конференции). Если вы захотите перечислить все работы, написанные по вашей теме, места на собственную работу у вас не останется. Поэтому ограничьтесь 1-2 самыми важными. В принципе, в тезисах на 2 страницы библиография не должна превышать 5 пунктов.

Ну и последнее: некрасиво, когда из 5 пунктов библиографии 4 – ссылки на ваши же предыдущие работы.

Тезисы – это маленькая статья, которая разворачивается в доклад. Время доклада ограничено 10-15 минутами, а объем тезисов – обычно примерно двумя страницами Ворда. Доклад может быть чуть подробнее тезисов, может содержать больше примеров, чуть больше теоретического материала, но не стоит намного расширять текст, иначе вы не уложитесь в регламент.

Регламент необходимо строго соблюдать: это правило хорошего тона. Только очень невоспитанные люди превышают регламент.

Примеры, особенно если их много и они детально анализируются, стоит выделить в раздаточный материал («хендаут»). Это сэкономит вам время: вместо их зачитывания можно будет просто ткнуть пальцем в листочек.

Презентации должны быть уместными. Не нужно делать презентацию, которая будет состоять из текста вашего доклада. Это, конечно, красиво и впечатляет: вы нажимаете на кнопку, и тот текст, который вы только что произнесли, с переливами и всякими эффектами меняется на текст того абзаца, который вы только будете читать. Но ваши слушатели умеют воспринимать текст на слух. Презентации оправданы только в том случае, если работа построена на использовании визуальных материалов: фильмов, картин, картинок, интернет-сайтов, компьютерных программ. Во всех остальных случаях хендауты удобнее: они позволяют дать на руки зрителям все данные, тексты, примеры, таблицы, графики и диаграммы. В презентации они задерживаются на экране на 5-7 секунд, поэтому их нельзя вдумчиво проанализировать и сопоставить.

Бумажные хендауты также застрахованы от технических проблем. Им всегда хватает шнура до розетки, у них не бывает проблем с кодировкой, шрифтами, они читаются со всех флешек, дисков и дискет… Короче, хендауты надежнее и удобнее. Правда, мигать красиво при смене страниц не умеют. Но это не так уж и страшно.

Доклад лучше, конечно, рассказывать, а не зачитывать. Монотонное чтение очень быстро утомляет слушателей. Другой крайностью является «взгляд и нечто» – лирическое отступление на околонаучную тему, в котором нельзя выловить структуры и смысла.

Начинающему докладчику, конечно, проще делать доклад, зачитывая его по распечатке. Однако после третьего-четвертого выступления следует научиться отрываться от нее и стараться рассказывать, а не зачитывать.

Очень хорошо помогает в этом подготовка плана доклада и рассказ по нему дома пойманной в угол маме, кошке или младшей сестренке. В плане должны быть даны в удобной вам форме основные положения, выписаны все даты и нужные цитаты. План-конспект позволит, с одной стороны, не зачитывать по бумажке текст. С другой стороны, он не позволит потерять порядок мыслей и положений.

Обязательно потренируйтесь перед докладом с каким-нибудь слушателем и часами. Со временем вы научитесь определять, сколько именно времени уходит на определенный объем текста, но сперва лучше порепетировать с таймером на мобильнике. Потому что превышать регламент некрасиво, а чтение в жанре «пулемет Максим приветствует белогвардейскую атаку» утомляет слушателей и не позволяет им оценить все достоинства вашего прекрасного доклада.

Обсуждение – важнейшая часть научной работы. Поэтому необходимо с самого начала учиться отвечать на вопросы, а также задавать их. Цель вопросов – вовсе не завалить и унизить докладчика, как бывает на школьных конференциях («Какой вклад в науку вы внесли вашим выступлением? А вы читали малоизвестного китайского философа Сунь Фунь Чая? Нет? Так что после этого вы можете знать о русских березках?!! А процитируйте седьмую строфу пятой главы «Евгения Онегина»!»).

В научном сообществе интересное обсуждение и важные вопросы – показатель удачного доклада. Именно обсуждение способно дать важнейший толчок для научного развития молодого ученого.

Учитесь видеть суть чужих докладов, анализируйте их структуру, композицию, отмечайте удачные моменты – это поможет вам научиться выступать самим. Во время подготовки доклада продумывайте возможные вопросы – о чем вас захотят спросить? Что может потребовать дальнейшего обсуждения? Что, скорее всего, покажется непонятным? Где слабые места в ваших рассуждениях? Не пугайтесь вопросов: рассматривайте их как повод побольше рассказать о своей работе.

Помните, что слушающие – тоже люди. Если вас спрашивают о том, о чем вы уже говорили, не стесняйтесь повторить: возможно, ваш коллега просто отвлекся и прослушал, например, именно те два предложения, в которых вы описывали, как именно вы употребляете термин «концепт». Если вопрос непонятен – не стесняйтесь переспросить.

Задавая вопрос, руководствуйтесь единственным правилом: не надо выпендриваться. Спрашивайте только то, что вам действительно показалось интересным. Однако не стоит уходить в частности: не спрашивайте о том, что будет интересно только вам и докладчику. Это можно обсудить в кулуарах.

Кроме прямых вопросов, допускаются реплики: если при слушании доклада у вас возникла мысль, которая, как вам кажется, может натолкнуть докладчика на какие-то интересные выводы, не стесняйтесь ее озвучить.

Кстати, вопросы задают и пришедшие в голову мысли озвучивают после доклада, а не во время его, и докладчику, а не соседке.

Будьте благожелательны и корректны. Если дискуссия дала докладчику какие-то новые мысли, как-то способствовала его дальнейшему научному развитию – значит, конференция для него прошла не зря. И это всегда приятно.

Только неудачник делает один доклад дважды на разных конференциях. Дважды один доклад делать нельзя. И трижды тоже нельзя. Да-да, и четырежды. Начинающие авторы, написавшие всего один текст, одобренный научным руководителем, почему-то забывают об этом правиле научного сообщества и начинают рассылать свои тезисы по всем возможным конференциям. Впрочем, студентам это обычно прощают, но в списке публикаций 3 статьи с одинаковым названием и почти одинакового объема сразу показывают коллегам: вы имеете дело с неудачником, который забывает, что количество научных публикаций должно подкрепляться их качеством.

Кроме того, в случае, если оргкомитет узнает о статьях-дублях до публикации, он имеет полное право снять работу.

Впрочем, на одну и ту же тему можно сделать разные доклады – но разве не скучно писать об одном и том же два раза разными словами, строго следя, чтобы тексты не совпадали?

На большинстве конференций не приветствуют два доклада от одного автора, даже если они – на разные темы. Причина простая: хорошо подготовить и прочитать доклад сложно. Если же студент-третьекурсник заявляет сразу 2, а то и 3 доклада, сразу возникает вопрос об их качестве. Зачем делать 2 плохих доклада, если можно сделать 1 хороший?

Отдельная проблема – соавторы. В филологии соавторство не особо распространено. У редкой работы бывает 2 соавтора, еще реже встречаются работы, где соавторов больше двух. Если это, конечно, не серьезная научная монография, но мы-то говорим о тезисах.

Запомните: соавторство студента и научного руководителя чаще всего выглядит смешно и унизительно для научного руководителя. Потому что если текст писал научник, то зачем ему было приписывать к себе студента? А если студент – ну, с научником, который такое позволил, тоже тогда всё понятно. Функция научного руководителя заключается именно в руководстве, но никак не в соавторстве любой работы, написанной его студентом. Случаи равноправного научного партнерства студента и его научного руководителя, которое могло бы считаться соавторством, встречаются крайне редко.

Научные конференции – это замечательный праздник науки. Именно на конференциях молодой ученый (студент, аспирант, молодой кандидат наук) получает возможность предъявить научному сообществу результаты своей работы. Именно на конференциях студенты и аспиранты учатся говорить на равных с профессорами и академиками, оттачивают мастерство публичных выступлений. В первый раз это всегда страшно. Очень страшно. И любой профессор до сих пор наверняка помнит, как тряслись коленки, когда он шел к доске, сжимая в руках листочки своего первого научного доклада…

Не бойтесь. У вас всё получится.

P.S. В процессе подготовки материала ни один чайник не пострадал )))

Источник

Небольшое видео о структуре научной статьи:

Видео о подготовке выступления на конференции:

Смотрите также другие статьи по теме:

 

pycode.ru

Чем отличается тезис от статьи

Человеку, занимающемуся наукой или публицистикой, хорошо знакомы такие элементы текстуализации, как тезис и статья. В чем их особенности?

Что представляет собой тезис?

Под тезисом принято понимать фразу или их совокупность (в объеме, не превышающем несколько абзацев), предназначенные для краткого изложения какой-либо мысли либо идеи (закрепленных, как правило, в другом, более объемном материале). Или же подлежащих закреплению впоследствии. Тезис может быть, таким образом, кратким пересказом существующего материала или же основой для последующего составления какого-либо источника.

Тезисы бывают в большей степени теоретическими, чем готовый материал. В них может закладываться некая гипотеза, которую в процессе написания полноценного материала исследователю потребуется доказать или опровергнуть.

Тезисы обычно не подлежат опубликованию. Они являются источниками, которые используются главным образом их автором — как вспомогательный текст в процессе написания нового материала или лучшего освоения готового. Поэтому структурированы и изложены они могут быть любым удобным для автора способом.

Но в тех случаях, когда готовый материал публикуется в тематическом журнале (например, научном), обязательным условием размещения в нем авторского труда может быть сопровождение его тезисами, которые размещаются в другой части журнала — к примеру, в обзорной части.

Полноценным материалом, составляемым на основе тезисов или являющимся их источником, может быть статья. Рассмотрим ее специфику.

к содержанию ↑

Что представляет собой статья?

Под статьей принято понимать структурированный, готовый к публикации или публичному прочтению материал, характеризующийся, как правило, практической направленностью. Составляться он может, как мы отметили выше, на основе тезисов — возможно, изначально содержащих в себе предположения, которые доказываются или опровергаются автором в процессе написания статьи.

Рассматриваемый источник подлежит опубликованию, поэтому способ отражения в нем информации выбирается тот, который, скорее всего, будет в наибольшей степени комфортным для читателя материала. Статья имеет общепринятую структуру — ее составляют введение, основная часть, выводы. Она, как правило, существенно объемнее совокупности тезисов — бывает, что для крупных конференций пишутся статьи на десятки страниц.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие тезиса от статьи — в объеме, а также в более выраженной теоретической направленности первых (если статья впоследствии составляется с их использованием). Также тезисы отличаются от статей, как правило, более простой структурой и свободой выбора способа изложения информации автором.

Тезисы обычно не предназначены для опубликования, но при публикации научных статей их наличие в дополнение к основному материалу может быть обязательным условием размещения авторского труда в журнале.

Тезисы во многих случаях — оптимальное дополнение к статье, основные моменты которой необходимо озвучить публично. Например, на конференции. Если объем статьи слишком большой для того, чтобы при прочтении полной версии материала уложиться в установленные ограничения на время выступления участников, лучше использовать тезисы на ее основе.

Определив, в чем разница между тезисом и статьей, отразим выводы в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

ТезисСтатья
Что общего между ними?
Тезисы могут составляться на основе статьи (как краткий ее пересказ) либо использоваться при написании статьи (как источник основных мыслей, отражаемых в ней)
В чем разница между ними?
Имеет объем порядка нескольких абзацев, иногда — меньшеМожет иметь объем в десятки страниц
Составляется так, как удобно авторуСоставляется, как правило, в соответствии с общепринятыми требованиями к структуре — с введением, основной частью, выводами
Как правило, не предназначен для опубликования (по крайней мере как самостоятельный источник)Предназначена для опубликования
Может допускать значимую долю теоретических формулировок, гипотетическую постановку проблемОбычно характеризуется практической направленностью или более предметной постановкой проблем

thedifference.ru

Написание тезисов

Согласно
словарным определениям, тезис
– это доказываемое положение или
утверждение.

Тезисы
доклада, статьи
или
другого объемного (как правило –
текстового) материала – совокупность
отдельных положений, логически связанных
друг с другом. При этом часто подразумевается,
что их доказательство имеет место в
тексте основной (объемной) публикации.

Основная
цель написания
любых
тезисов – обобщить имеющийся материал,
дать его суть в кратких формулировках,
раскрыть содержание относительно
большой по объему публикации или доклада;
глубоко разобраться в вопросе,
проанализировать его и создать возможность
противопоставления своих мыслей мыслям
других, либо дополнение последних.

Главное отличие тезисов от других
научных текстов – малый объем (1–2
печатные страницы), в котором необходимо
изложить все основные идеи доклада
(статьи). Именно по качеству тезисов
читатели будут судить обо всей работе
целиком, и принимать решение о необходимости
познакомиться с материалом в полном
объеме.
Неудачно написанные тезисы
способны отпугнуть читателя от интересной
научной работы. И наоборот, удачно
составленный текст тезисов привлекает
внимание и к научному материалу, и к
докладчику. Конечно, во многом качество
тезисов определяется реальным научным
содержанием работы, но и его можно либо
испортить, либо выгодно представить. В
настоящее время широко распространена
практика, когда по результатам рассмотрения
тезисов доклада оргкомитет международной
конференции не только принимает решение
о включении соответствующего доклада
в программу конференции, но нередко и
оплачивает участие в ней автора (полностью
или частично) по причине высокой
значимости его доклада.

Любые тезисы
могут быть отнесены к одному из двух
основных типов:
1. Тезисы, составленные
по публикации другого автора.
2. Тезисы,
написанные на основе собственного
оригинального материала.

В первом
случае автор тезисов заранее не знаком
с материалом и должен его тщательно
изучить. Поэтому после предварительного
ознакомления текст читают вторично.
При этом разбивают текст на ряд отрывков.
Далее находят в каждой части выделенного
текста то, что определило первоначальное
его членение; выписывают или временно
просто отмечают это главное в самом
тексте публикации. Затем, хорошо продумав
выделенное, уяснив его суть, формулируют
отдельные положения. Это и будут тезисы.
Ко второму типу как раз и относятся
тезисы научных работ – докладов,
презентаций, статей и др. В этом случае
подразумевается, что автор хорошо знает
вопрос и его основной задачей является
краткое и емкое выражение этого вопроса
в письменной форме. Последнее не всегда
удается легко и быстро сделать, однако
по окончании работы по написанию тезисов
оказывается, что понимание описываемого
вопроса или материала стало глубже,
нередко появляются новые идеи, становится
легче объяснять другим суть своей
работы. Облегчению этой задачи и посвящено
данное руководство.

 

Классификация
тезисов научных работ

Такие тезисы могут
быть представлены двумя основными
группами:

1. Написанные тезисы
по уже имеющемуся материалу (большой
статье или докладу).

2. Написанные тезисы
до того, как составлен доклад.

В первом случае
основной сложностью при составлении
тезисов является необходимость
значительного уменьшения объема
печатного текста при максимальном
сохранении его содержания. Чем хуже
автор владеет материалом, тем труднее
ему выразить свои мысли кратко. В такой
ситуации поможет тот же рецепт, что и
при составлении тезисов по материалам
другого автора (приведены в предпоследнем
абзаце Введения).

Наиболее часто
встречается ситуация второго типа –
когда вначале пишут тезисы, которые со
временем автор расширяет до размеров
статьи. Именно так преимущественно и
поступают авторы тезисов докладов,
представляемых на научные конференции.

Основная сложность
в таком случае заключается в том, что
автор не до конца сформировал свое
представление о том, что хочет написать.
В научных исследованиях это является
нормальной ситуацией. Вначале появляется
идея, которую хочется записать. Запись
будет краткой, так как кроме нее писать
нечего. Дальше хочется сделать эту идею
достоянием общественности – и автор
садится за написание тезисов, которые
потом отправит на конференцию. Чтобы
сделать идею понятной читателю, необходимо
ее аргументировать, ввести читателя в
проблему, изложить другие аспекты
работы. Первоначальное описание всех
этих аспектов такое же короткое, как и
описание самой идей. Весь текст умещается
на 1–2 страницах – тезисы готовы.

Дальнейший материал
данного руководства сфокусирован именно
на этом тяжелом случае.

 

Можно выделить
три основных типа тезисов:

·
К постановке проблемы;

·
Результаты исследования;

·
Новая методика работы.

 

Каждый тип
предъявляет довольно жесткие требования
к структуре работы. Что предполагают
эти варианты?

 

Типовая
структура тезисов

При
написании тезисов типа «К
постановке проблемы»

необходимо представить следующие блоки
информации:

— Краткое вступление
(актуальность темы).

— Цель работы
(поставить проблему/задачу).

— Обзор существующих
точек зрения на проблему, или описание
ситуации в предметной области.

— Некоторые
собственные мысли на эту тему.

— Предполагаемые
исследования (опционально).

— Вывод (какая
задача или проблема ставится для
последующего решения).

При
написании тезисов типа «Результаты
исследования»

необходимо представить следующие блоки
информации:

— Краткое вступление,
постановка проблемы (собственно, все-то
же, что в тезисах «к постановке проблемы»,
только коротко).

— Цель работы
(исследовать что-то конкретное).

— Базовые положения
исследования или гипотеза (в случае
экспериментального исследования).

— Примененные
методы.

— Параметры выборки.

— Промежуточные
результаты (при необходимости).

— Основные результаты.

— Интерпретация +
выводы.

При
написании тезисов типа «Новая
методика работы»

необходимо представить следующие блоки
информации:

— Краткое вступление,
описывающее задачи, для решения которых
необходима разрабатываемая методика,
область применения методики (актуальность).

— Цель работы
(разработать такую-то методику).

— Описание
существующих методик.

— Описание новой
методики.

— Описание результатов
применения.

— Оценка преимуществ
и ограничений новой методики.

— Выводы.

 

Оформление
тезисов

Требования к
оформлению тезисов определяются
оргкомитетом конференции и доводятся
до сведения всех потенциальных участников.
Их необходимо неукоснительно соблюдать,
т.к. любое нарушение требований приводит
к значительному увеличению затрат на
составление сборника тезисов доклада,
что может послужить причиной отказа со
стороны оргкомитета.

Обычный объем
тезисов устанавливается равным 1–2
страницам печатного текста. Реже его
указывают в количестве слов или знаков.
При часто встречающихся требованиях к
оформлению тезисов (шрифт Times New Roman, 12,
интервал одинарный, формат-документ
Word), 1 страница печатного текста составляет
около 45 строк или 5–7 средних абзацев.
При этом заметную часть занимает
заголовок, фамилии авторов и названия
организаций, где они работают. В общем,
это совсем небольшой объем, доступный
для внятного изложения мыслей автора.

 

Алгоритм
написания тезисов

1.
Определитесь,
к какому типу будут относиться ваши
тезисы и выберите соответствующую
структуру. 2.
Четко
представьте себе, что будет основным
результатом или выводом вашей работы.

3.
Подберите рабочее название тезисам.

При этом необходимо
одновременно учитывать:

— выбранный выше
тип тезисов;

— основной
результат/вывод вашей работы и ее
фактическое содержание, которое будет
описано в тезисах;

— название
конференции, в которой предполагается
участие.

Последний пункт
нужен для того, чтобы ваши тезисы
соответствовали тематике конференции.
В случае несоответствия вам откажут в
участии. В то же время, любую работу
можно представить с различных точек
зрения. Поэтому употребите в названии
ключевые слова по теме конференции
(конечно, с умом), взяв их из названия
конференции, ее отдельных секций или
тематики. В общем, скажите то, что от вас
хотят услышать оргкомитет и другие
участники конференции. Помните –
название определяет все остальное
содержание тезисов («Как яхту назовем,
так она и поплывет»).

4.
Составьте структуру тезисов согласно
обязательным разделам тезисов выбранного
вами типа, указанным выше. Подумайте, о
чем пойдет речь в каждом разделе, и
напишите его основную идею (тезис) одним
– предложением напротив каждого раздела.
Обычно одному разделу в тексте тезисов
(точнее – каждой идее) соответствует
один абзац. Если у вас оказалось в одном
разделе несколько идей, значит, этот
раздел будет состоять из нескольких
абзацев. Таким образом, вы получили
подробный план ваших тезисов – основное
содержание по каждому абзацу.

5.
Внимательно
прочитайте написанное и проверьте,
достаточно ли этих разделов и абзацев
для полного раскрытия темы. Если
недостаточно – допишите. Составленные
вами идеи каждого абзаца должны быть
выстроены логически так, чтобы доказать
основную идею всей работы – результат/вывод
ваших тезисов (самый последний раздел
тезисов любого типа), которые вы определили
на этапе 2 данного алгоритма. При
необходимости, поменяйте порядок
следования абзацев, уточните формулировки.
Возможно, вам захочется внести
корректировки в название работы.

6.
Внимательно прочитайте требования к
оформлению тезисов, обратив внимание
на их объем. Выразите его в количестве
строк соответствующего шрифта и
распределите (примерно) этот объем между
отдельными разделами и абзацами. Таким
образом, вы получили подробный план
ваших тезисов. Можно переходить к их
написанию.

7.
По очереди, начиная с первого абзаца,
излагайте свои мысли, стараясь уложиться
в отведенный для них объем. После
написания первого абзаца переходите
ко второму и т.д. 8. Прочитайте весь
получившийся текст целиком. Отредактируйте
переходы между абзацами, само содержание
абзацев. Очень вероятно, что в процессе
написания у вас появились новые
соображения по тезисам. Если считаете
необходимым, внесите их в план, начиная
с п. 4 данного алгоритма, и повторно
пройдите пп. 4–8.
По объему отдельные абзацы могут
отклониться от первоначального плана.
В этом нет ничего страшного – кроме вас
этот план был никому не известен. Важно,
чтобы основной результат/вывод вашей
работы был хорошо аргументирован.

9.
Проверьте соответствие получившихся
тезисов заданному общему объему. Если
их размер несколько больше – найдите
и сократите второстепенные детали,
измените отдельные фразы, которые
помогут избавиться от неполных строчек
и др.

10.
Оформите тезисы согласно всем требованиям
оргкомитета.

11.
Покажите их научному руководителю,
своим знакомым, чтобы выслушать их
мнение по содержанию, аргументации,
стилю работы. Внесите исправления и
дополнения, которые посчитаете
существенными. 12.
Отправьте готовые тезисы в оргкомитет
конференции.

 

Некоторые
общие требование к написанию тезисов

· Каждое утверждение
(тезис) должно быть кратким и ёмким.

· Каждое утверждение
должно быть обосновано либо логикой,
либо эмпирикой.

· Не «переписывайте»
Internet и учёные статьи.

· Не пишите доклады,
рефераты, теоретические записки.

· Не стремитесь
рассмотреть в тезисах решение проблемы,
тезисы – это аналитический труд по
выбранной теме.

· Соблюдайте
научный стиль, меньше эмоций – выше
результативность

studfiles.net

Руководство для написания тезисов

Д.Б.Берг Краткое руководство по написанию тезисов доклада

Введение

Согласно словарным определениям, тезис – это доказываемое положение или

утверждение.

Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала – совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной) публикации.

Основная цель написания любых тезисов — обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних.

Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (1-2 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи). Именно по качеству тезисов читатели будут судить о всей работе целиком и принимать решение о необходимости познакомиться с материалом в полном объем.

Неудачно написанные тезисы способны отпугнуть читателя от интересной научной работы. И наоборот, удачно составленный текст тезисов привлекает внимание и к научному материалу, и к докладчику. Конечно, во многом качество тезисов определяется реальным научным содержанием работы, но и его можно либо испортить, либо выгодно представить. В настоящее время широко распространена практика, когда по результатам рассмотрения тезисов доклада оргкомитет международной конференции не только принимает решение о включении соответствующего доклада в программу конференции, но нередко и оплачивает участие в ней автора (полностью или частично) по причине высокой значимости его доклада.

Любые тезисы могут быть отнесены к одному из двух основных типов:

1.Тезисы, составленные по публикации другого автора.

2.Тезисы, написанные на основе собственного оригинального материала.

В первом случае автор тезисов заранее не знаком с материалов и должен его тщательно изучить. Поэтому после предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают текст на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте публикации. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы.

К второму типу как раз и относятся тезисы научных работ – докладов, презентаций, статей и др. В этом случае подразумевается, что автор хорошо знает вопрос и его основной задачей является краткое и емкое выражение этого вопроса в письменной форме. Последнее не всегда удается легко и быстро сделать, однако по окончании работы по написанию тезисов оказывается, что понимание описываемого вопроса или материала стало глубже, нередко появляются новые идеи, становится легче объяснять другим суть своей работы.

Облегчению этой задачи и посвящено данное руководство.

Классификация тезисов научных работ

Такие тезисы могут быть представлены двумя основными группами:

1.Написанные по уже имеющемуся материалу (большой статье или докладу).

2.Написанные до того, как составлен доклад.

В первом случае основной сложностью при составлении тезисов является необходимость значительного уменьшения объема печатного текста при максимальном сохранении его

2

содержания. Чем хуже автор владеет материалом, тем труднее ему выразить свои мысли кратко. В такой ситуации поможет тот же рецепт, что и при составлении тезисов по материалам другого автора (приведены в предпоследнем абзаце Введения).

Наиболее часто встречается ситуация второго типа – когда вначале пишут тезисы, которые со временем автор расширяет до размеров статьи. Именно так преимущественно и поступают авторы тезисов докладов, представляемых на научные конференции.

Основная сложность с таком случае заключается в том, что автор не до конца сформировал свое представление о том, что хочет написать. В научных исследованиях это является нормальной ситуацией. Вначале появляется идея, которую хочется записать. Запись будет краткой, т.к. кроме нее писать нечего. Дальше хочется сделать эту идею достоянием общественности – и автор садится за написание тезисов, которые потом отправит на конференцию. Чтобы сделать идею понятной читателю, необходимо ее аргументировать, ввести читателя в проблему, изложить другие аспекты работы. Первоначальное описание всех этих аспектов такое же короткое, как и описание самой идей. Весь текст умещается на 1-2 страницах

– тезисы готовы.

Дальнейший материал данного руководства сфокусирован именно на этом тяжелом случае.

Можно выделить три основных типа тезисов:

К постановке проблемы

Результаты исследования

Новая методика работы

Каждый тип предъявляет довольно жесткие требования к структуре работы. Что предполагают эти варианты?

Типовая структура тезисов

При написании тезисов типа «К постановке проблемы» необходимо представить следующие блоки информации:

-Краткое вступление (актуальность темы).

-Цель работы (поставить проблему/задачу).

-Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области.

-Некоторые собственные мысли на эту тему.

-Предполагаемые исследования(опционально).

-Вывод (какая задача или проблема ставится для последующего решения).

При написании тезисов типа «Результаты исследования» необходимо представить следующие блоки информации:

-Краткое вступление, постановка проблемы (собственно, все то же, что в тезисах «к постановке проблемы», только коротко).

-Цель работы (исследовать что-то конкретное).

-Базовые положения исследования или гипотеза (в случае экспериментального исследования).

-Примененные методы.

-Параметры выборки.

-Промежуточные результаты (при необходимости).

-Основные результаты.

-Интерпретация + выводы.

При написании тезисов типа «Новая методика работы» необходимо представить следующие блоки информации:

-Краткое вступление, описывающее задачи, для решения которых необходима разрабатываемая методика, область применения методики (актуальность).

3

-Цель работы (разработать такую-то методику).

-Описание существующих методик.

-Описание новой методики.

-Описание результатов применения.

-Оценка преимуществ и ограничений новой методики.

-Выводы.

Оформление тезисов

Требования к оформлению тезисов определяются оргкомитетом конференции и доводятся до сведения всех потенциальных участников. Их необходимо неукоснительно соблюдать, т.к. любое нарушение требований приводит к значительному увеличению затрат на составление сборника тезисов доклада, что может послужить причиной отказа со стороны оргкомитета.

Обычный объем тезисов устанавливается равным 1-2 страницам печатного текста. Реже его указывают в количестве слов или знаков. При часто встречающихся требованиях к оформлению тезисов (шрифт Times New Roman, 14, интервал одинарный, формат-документ Word), 1 страница печатного текста составляет около 45 строк или 5-7 средних абзацев. При этом заметную часть занимает заголовок, фамилии авторов и названия организаций, где они работают. В общем, это совсем небольшой объем, доступный для внятного изложения мыслей автора.

Алгоритм написания тезисов

1.Определитесь, к какому типу будут относиться ваши тезисы и выберите соответствующую структуру.

2.Четко представьте себе, что будет основным результатом или выводом вашей работы.

3.Подберите рабочее название тезисам. При этом необходимо одновременно учитывать:

-выбранный выше тип тезисов,

-основной результат/вывод вашей работы и ее фактическое содержание, которое будет описано в тезисах,

-название конференции, в которой предполагается участие.

Последний пункт нужен для того, чтобы ваши тезисы соответствовали тематике конференции. В случае несоответствия вам откажут в участии. В то же время, любую работу можно представить с различных точек зрения. Поэтому употребите в названии ключевые слова по теме конференции (конечно, с умом), взяв их из названия конференции, ее отдельных секций или тематики. В общем, скажите то, что от вас хотят услышать оргкомитет и другие участники конференции. Помните – название определяет все остальное содержание тезисов («Как яхту назовем, так она и поплывет»).

4.Составьте структуру тезисов согласно обязательным разделам тезисов выбранного вами типа, указанным выше. Подумайте, о чем пойдет речь в каждом разделе и напишите его основную идею (тезис) одним — предложением напротив каждого раздела. Обычно одному разделу в тексте тезисов (точнее – каждой идее) соответствует один абзац. Если у вас оказалось в одном разделе несколько идей, значит, этот раздел будет состоять из нескольких абзацев. Таким образом, вы получили подробный план ваших тезисов — основное содержание по каждому абзацу.

5.Внимательно прочитайте написанное и проверьте, достаточно ли этих разделов и абзацев для полного раскрытия темы. Если недостаточно – допишите. Составленные вами идеи каждого абзаца должны быть выстроены логически так, чтобы доказать основную идею всей работы – результат/вывод ваших тезисов

4

(самый последний раздел тезисов любого типа), которые вы определили на этапе 2 данного алгоритма. При необходимости, поменяйте порядок следования абзацев, уточните формулировки. Возможно, вам захочется внести корректировки

вназвание работы.

6.Внимательно прочитайте требования к оформлению тезисов, обратив внимание на их объем. Выразите его в количестве строк соответствующего шрифта и распределите (примерно) этот объем между отдельными разделами и абзацами. Таким образом, вы получили подробный план ваших тезисов. Можно переходить к их написанию.

7.По очереди, начиная с первого абзаца, излагайте свои мысли, стараясь уложиться

вотведенный для них объем. После написания первого абзаца переходите ко второму и т.д.

8.Прочитайте весь получившийся текст целиком. Отредактируйте переходы между абзацами, само содержание абзацев. Очень вероятно, что в процессе написания у вас появились новые соображения по тезисам. Если считаете необходимым, внесите их в план, начиная с п. 4 данного алгоритма, и повторно пройдите пп. 4-8. По объему отдельные абзацы могут отклониться от первоначального плана. В этом нет ничего страшного – кроме вас этот план был никому не известен. Важно, чтобы основной результат/вывод вашей работы был хорошо аргументирован.

9.Проверьте соответствие получившихся тезисов заданному общему объему. Если их размер несколько больше – найдите и сократите второстепенные детали, измените отдельные фразы, которые помогут избавиться от неполных строчек и др.

10.Оформите тезисы согласно всем требованиям оргкомитета.

11.Покажите их научному руководителю, своим знакомым, чтобы выслушать их мнение по содержанию, аргументации, стилю работы. Внесите исправления и дополнения, которые посчитаете существенными.

12.Отправьте готовые тезисы в оргкомитет конференции.

Некоторые общие требование к написанию тезисов

Каждое утверждение (тезис) должно быть кратким и ёмким.

Каждое утверждение должно быть обосновано либо логикой, либо эмпирикой.

Не «переписывайте» Internet и учёные статьи.

Не пишите доклады, рефераты, теоретические записки.

Не стремитесь рассмотреть в тезисах решение проблемы, тезисы – это аналитический труд по выбранной теме.

Соблюдайте научный стиль , меньше эмоций – выше результативность.

Даже неподготовленный читатель должен понять ваш текст.

studfiles.net

Чем тезисы отличаются от статьи: описание и отличия

Каждый читающий или пишущий человек, будь-то ученый, студент, учитель, аспирант, журналист, должен знать или хотя бы ориентироваться к какому стилю относится текст, находящийся перед ним. В мире слов и публикации существуют правила стилистики, которые имеют свои особенности, тонкости и которых следует придерживаться. Сегодня речь пойдет о различии между тезисами и статьей.

Тезисы

Для того чтобы найти отличия, нужно понимать с чем имеешь дело и каковы особенности вопроса. Итак, что же такое тезисы? Во-первых, тезисы никогда не употребляются в единственном числе. Во-вторых, тезисы текстуально представляют собой краткое описание статьи или доклада, передавая их суть в краткой и доходчивой форме. Тезисы могут состоять из одной фразы или двух-трех предложений. Четких рамок или критериев по написанию тезисов нет, поэтому они имеют свободную форму изложения.

При публикации тезисы могут быть независимыми или же быть дополнением к статье, к примеру, в разделе обзора. Также, тезисы готовятся в случае длительного доклада на конференции с целью экономии отведенного времени. А вот, аспирантам или докторантам в обязательном порядке нужно готовить тезисы для публикации статей, это есть обязательным условием защиты ученой степени. Тезисы по своему предназначению имеют в большей мере теоретический характер.

Статьи

В отличие от тезисов, статья в первую очередь, намного объемнее. Она может состоять не из двух-трех предложений, а из двух-трех страниц и более. Все зависит от объема затрагиваемой темы, проблемы, вопроса и практического его решения. Структурно статья состоит из вводной части, основной части и вывода. Целью статье есть раскрыть, в максимально допустимой форме, суть проблемы, чтобы читатель не только впитал информацию, но и проникся затронутой темой, сопереживал. Характер статей может быть разным от научно-публицистического до повествовательного. В отличие от тезисов статьи могут содержать картинки, ссылки, литературу и подобный дополнительный материал, расширяющий затронутую в статье тему.

Также, ошибочным является всеобщее мнение, что все публикации в научных (научно-технических) журналах, тоже статьи. Но на самом деле, кроме статей, в таких журналах публикуются всяческого рода материалы в виде докладов (научных), тезисов, своего рода сообщений, темы которых затрагивались на конференциях, семинарах, фестивалях, симпозиумах.

Чтобы определить какой материал представляет автор (статью, доклад или тезисы), нужно выяснить, что же такое статья, тезисы доклада, текст доклада:

  • Статья как одна из вида публикации несет в себе теоретический, практический, экспериментальный и аналитический характер исследования одного, двух или нескольких вопросов. Соответствуя тематике, статьи публикуются в разного рода периодических изданиях (журналах, сборниках, альманахах). К примеру, при публикации обязательно указывается автор и научный руководитель (редактор) с ученой степенью. Объемы исследований опять же зависят от широты затронутой тематики. Существует еще такой термин как «синопсис» (европейская терминология), что относится к научному сообщению.
  • Тезисы доклада – это материалы, в которых содержатся краткие пояснение процессов исследований (цели, задачи, методы), которые представляются для всеобщего обозрения научному сообществу. В большинстве своем, тезисы доклада, являются прямой ссылкой на материалы проведенного научного исследования, результаты которого были опубликованы ранее (статьи, доклады, монографии).
  • Текст доклада – это материал, который представляется научному сообществу, и является потенциальной статьей. Иногда в публикациях делаются сноски, что такая статья зачитывалась, обсуждалась на каком-то из семинаров, симпозиумов и т.п.

В чем же разница?

Итак, основные различия между тезисами и статьей:

  1. В первую очередь – объем.
  2. Более выраженный теоретический характер первых.
  3. Более простая и структура тезисов дает некую свободу изложения (мысли, информации) автора.
  4. Тезисы зачастую не предназначены для публикации, но если все же если это произошло, то тезисы являются дополнением к основному материалу статьи, краткой его копией.
  5. Во многих случаях тезисы будут оптимальным дополнением к статье, если основные ее моменты необходимо озвучить публично (на конференции, семинаре, докладе).

В случае огромного объема статьи, и декламировать ее нет времени, а основную мысль просто необходимо донести до научной публики, тезисы очень пригодятся.


























vchemraznica.ru

Алгоритм написания тезисов



Поиск Лекций




Понятие тезисов и их типы

Тезисы— кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения и т.д.;

Основная цель написания любых тезисов — обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних.

Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (1-2 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи). Именно по качеству тезисов читатели будут судить о всей работе целиком и принимать решение о необходимости познакомиться с материалом в полном объем.

Неудачно написанные тезисы способны отпугнуть читателя от интересной научной работы. И наоборот, удачно составленный текст тезисов привлекает внимание и к научному материалу, и к докладчику.

 

Любые тезисы могут быть отнесены к одному из двух основных типов:

Тезисы, составленные по публикации другого автора.


Тезисы, написанные на основе собственного оригинального материала.

В первом случаеавтор тезисов заранее не знаком с материалов и должен его тщательно изучить. Поэтому после предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают текст на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте публикации. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы.

Ко второму типу как раз и относятся тезисы научных работ – докладов, презентаций, статей и др. В этом случае подразумевается, что автор хорошо знает вопрос и его основной задачей является краткое и емкое выражение этого вопроса в письменной форме. Последнее не всегда удается легко и быстро сделать, однако по окончании работы по написанию тезисов оказывается, что понимание описываемого вопроса или материала стало глубже, нередко появляются новые идеи, становится легче объяснять другим суть своей работы.

Можно выделить три основных типа тезисов:

При написании тезисов типа «К постановке проблемы» необходимо представить следующие блоки информации:

— Краткое вступление (актуальность темы).

— Цель работы (поставить проблему/задачу).

— Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области.



— Некоторые собственные мысли на эту тему.

— Предполагаемые исследования(опционально).

— Вывод (какая задача или проблема ставится для последующего решения).

При написании тезисов типа «Результаты исследования» необходимо представить следующие блоки информации:

— Краткое вступление, постановка проблемы (собственно, все то же, что в тезисах «к постановке проблемы», только коротко).

— Цель работы (исследовать что-то конкретное).

— Базовые положения исследования или гипотеза (в случае экспериментального исследования).

— Примененные методы.

— Параметры выборки.

— Промежуточные результаты (при необходимости).

— Основные результаты.

— Интерпретация + выводы.

При написании тезисов типа «Новая методика работы» необходимо представить следующие блоки информации:

— Краткое вступление, описывающее задачи, для решения которых необходима разрабатываемая методика, область применения методики (актуальность).

— Цель работы (разработать такую-то методику).

— Описание существующих методик.

— Описание новой методики.

— Описание результатов применения.

— Оценка преимуществ и ограничений новой методики.

— Выводы.

Алгоритм написания тезисов

1. Определитесь, к какому типу будут относиться ваши тезисы и выберите соответствующую структуру.

2. Четко представьте себе, что будет основным результатом или выводом вашей работы.

3. Подберите рабочее название тезисам. При этом необходимо одновременно учитывать:

— выбранный выше тип тезисов,

— основной результат/вывод вашей работы и ее фактическое содержание, которое будет описано в тезисах,

— название конференции, в которой предполагается участие.

Последний пункт нужен для того, чтобы ваши тезисы соответствовали тематике конференции. В случае несоответствия вам откажут в участии. В то же время, любую работу можно представить с различных точек зрения. Поэтому употребите в названии ключевые слова по теме конференции (конечно, с умом), взяв их из названия конференции, ее отдельных секций или тематики. В общем, скажите то, что от вас хотят услышать оргкомитет и другие участники конференции.




Помните – название определяет все остальное содержание тезисов («Как яхту назовем, так она и поплывет»).

4. Составьте структуру тезисов согласно обязательным разделам тезисов выбранного вами типа, указанным выше. Подумайте, о чем пойдет речь в каждом разделе и напишите его основную идею (тезис) одним — предложением напротив каждого раздела. Обычно одному разделу в тексте тезисов (точнее – каждой идее) соответствует один абзац. Если у вас оказалось в одном разделе несколько идей, значит, этот раздел будет состоять из нескольких абзацев. Таким образом, вы получили подробный план ваших тезисов — основное содержание по каждому абзацу.

5. Внимательно прочитайте написанное и проверьте, достаточно ли этих разделов и абзацев для полного раскрытия темы. Если недостаточно – допишите. Составленные вами идеи каждого абзаца должны быть выстроены логически так, чтобы доказать основную идею всей работы – результат/вывод ваших тезисов (самый последний раздел тезисов любого типа), которые вы определили на этапе 2 данного алгоритма. При необходимости, поменяйте порядок следования абзацев, уточните формулировки. Возможно, вам захочется внести корректировки в название работы.

6. Внимательно прочитайте требования к оформлению тезисов, обратив внимание на их объем. Выразите его в количестве строк соответствующего шрифта и распределите (примерно) этот объем между отдельными разделами и абзацами. Таким образом, вы получили подробный план ваших тезисов. Можно переходить к их написанию.

7. По очереди, начиная с первого абзаца, излагайте свои мысли, стараясь уложиться в отведенный для них объем. После написания первого абзаца переходите ко второму и т.д.

8. Прочитайте весь получившийся текст целиком. Отредактируйте переходы между абзацами, само содержание абзацев. Очень вероятно, что в процессе написания у вас появились новые соображения по тезисам. Если считаете необходимым, внесите их в план, начиная с п. 4 данного алгоритма, и повторно пройдите пп. 4-8. По объему отдельные абзацы могут отклониться от первоначального плана. В этом нет ничего страшного – кроме вас этот план был никому не известен. Важно, чтобы основной результат/вывод вашей работы был хорошо аргументирован.

9. Проверьте соответствие получившихся тезисов заданному общему объему. Если их размер несколько больше – найдите и сократите второстепенные детали, измените отдельные фразы, которые помогут избавиться от неполных строчек и др.

10. Оформите тезисы согласно всем требованиям оргкомитета.

11. Покажите их научному руководителю, своим знакомым, чтобы выслушать их мнение по содержанию, аргументации, стилю работы. Внесите исправления и дополнения, которые посчитаете существенными.

12. Отправьте готовые тезисы в оргкомитет конференции.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

Известно, что…

Следует отметить, что…

Однако…

При этом важно, что…

Предполагается, что…

Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

Ставит вопрос…

Считает…

Сравнивает…

Приводит пример…

Перечисляет…

Характеризует…

Подчеркивает…

Некоторые общие требование к написанию тезисов

· Каждое утверждение (тезис) должно быть кратким и ёмким.

· Каждое утверждение должно быть обосновано.

· Не «переписывайте» Internet и учёные статьи.

· Соблюдайте научный стиль, меньше эмоций – выше результативность.

· Даже неподготовленный читатель должен понять ваш текст.

· При оформлении тезисов статей для опубликования требуется обозначить УДК.

· Клссификатор УДК

Код УДК Описание
Наука в целом(информационные технологии — 004)
Философия. Психология
Религия. Теология
Теория и методыобщественных наук
Демография. Социология.Статистика
Политика
Экономика. Народноехозяйство. Экономические науки
Право. Юридические науки
Государственноеадминистративное управление. Военное искусство. Военные науки
Обеспечение духовных иматериальных жизненных потребностей. Социальное обеспечение. Социальнаяпомощь. Обеспечение жильем. Страхование
Народное образование.Воспитание. Обучение. Организация досуга
Этнография. Нравы. Обычаи.Жизнь народа. Фольклора
Общие вопросыматематических и естественных наук
Математика
Астрономия. Геодезия
Физика
Химия. Кристаллография.Минералогия
Геология. Геологические игеофизические науки
Палеонтология
Биологические науки
Ботаника
Зоология
Прикладные науки. Общиевопросы
Медицина. Охрана здоровья.Пожарное дело
Инженерное дело. Техника вцелом
Сельское хозяйство. Лесноехозяйство. Охота. Рыбное хозяйство
Домоводство. Коммунальноехозяйство. Служба быта
Управление предприятиями.Организация производства, торговли и транспорта
Химическая технология.Химическая промышленность. Пищевая промышленность. Металлургия.Родственные отрасли
Различные отраслипромышленности и ремесла. Механическая технология
Различные отраслипромышленности и ремесла, производящие конечную продукцию. Точнаямеханика
Строительство.Строительные материалы. Строительно-монтажные работы
Искусство.Декоративно-прикладное искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт
Языкознание. Филология.Художественная литература. Литературоведение
География. Биография.История

 

 




Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту







poisk-ru.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о