Тексты на разные стили речи – Стили написания текста: обзор с примерами

Стили речи: примеры текста | NUR.KZ

В процессе развития и становления языковой системы происходит отбор и группирование средств речи согласно сферам и целям их применения. Так формируются стили речи. Примеры, которые предлагаем изучить, помогут составить четкое представление о том, чем художественный стиль отличается от официально-делового, а разговорный от научного.

Фото: spbmetall.spb.ru

Публицистический стиль: примеры текста

Стили речи — это исторически сложившаяся парадигма использования определенных речевых средств. Отбираются они просто: в этом процессе важную роль играет цель и сфера их применения. Поэтому их и называют функциональные стили речи, то есть языковые средства применяются для решения конкретных коммуникационных задач, часто — в четко очерченном круге собеседников.

Каждый стиль речи отличается спецификой использования. Например, разговорный стиль в основном имеет устную форму, поэтому речевые средства характеризуются спонтанностью отбора, используются неполные предложения или эмоционально окрашенные, сленговые слова, диалектизмы, восклицания и т. д.

Фото: b17.ru

Подобные явления чужды строгому научному и официально-деловому стилям. Здесь приоритет отдан однозначным словам, терминам, сложным или усложненным различными оборотами предложениям, штампам.

Публицистический стиль отличается синтетичностью, поскольку его применяют в целях распространения общественно важной информации. Богатство жанров публицистики открывает возможности использования языковых средств всех функциональных стилей: художественного и научного в научно-популярных очерках и этюдах, разговорного в фельетонах, официально-делового в сообщениях государственного значения и т. д.

Фото: rus.azattyq.org

Примеры помогут составить четкое представление об особенностях этого стиля:

  • «Сенат принял законопроект о переносе сроков внедрения медицинского страхования в РК» (источник — Bnews.kz):

Cегодня на пленарном заседании Сената парламента РК депутаты палаты приняли в первом и во втором чтении проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обязательного социального медицинского страхования», — информирует пресс-служба МЗСР РК.

Законопроектом предусматривается изменение сроков начала уплаты отчислений и взносов в Фонд социального медицинского страхования (далее — Фонд), и, соответственно, перенос сроков начала функционирования всех процессов системы обязательного социального медицинского страхования (далее — ОСМС).

  • «Новая книга Медеу Сарсекеева» (источник — «Грани творчества писателя…»):

Во Дворце творчества детей и молодежи прошла презентация книги нашего земляка, писателя Медеу Сарсекеева «Сатпаев». Вышедшая книга является вторым переизданием. Первое было выпущено в 1980 году издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей». Нынешнее издание более красочно по дизайну и намного толще предыдущего, хотя издательство осталось прежним. Новая книга изобилует множеством не опубликованных ранее фотоснимков. Кроме того, в начале восьмидесятых цензурой не было допущено к печати несколько ценных фактов и известнейших фамилий уважаемых людей, руководивших нашей республикой. По словам самого писателя, в первом издании, исходя из условий того времени, цензурой также не были пропущены периоды голода 1932 года и репрессии 1937. Поэтому последняя книга пополнилась более содержательной и достоверной информацией.

Сфера применения публицистики широка: выступления государственных и политических деятелей, деятелей культуры, сообщения об актуальных событиях жизни общества, интервью, сатирические заметки и лирические очерки. Поэтому языковые средства, которые используются в этом стиле, разнообразны.

Научный стиль речи: примеры из книг

Несмотря на всю строгость в отборе и использовании речевых единиц, научный стиль неоднороден. Строгий и выдержанный тон характерен для научных работ (диссертаций, докладов, монографий и учебников), а вот для научно-популярных текстов допустимо использование художественных описаний.

Фото: multiurok.ru

Сравните два примера:

  • Ольга Умеренкова «Украшения эпохи бронзы Западной Сибири» — диссертация на соискание кандидатской степени, 2011 год:

В аспекте изучения социальной организации древних обществ и связанной с ней престижной экономикой украшения приобретают значение индикатора процесса межобщинного обмена. Типолого-морфологическая и технологическая эволюция украшений, наряду с другими источниками, позволяют решать проблемы происхождения древних обществ и культурных взаимосвязей. Украшения являются неотъемлемой частью атрибутики погребального обряда, поэтому наличие и сочетание в инвентаре набора определенных изделий может рассматриваться в качестве характеристики мировоззренческих представлений.

В аспекте исторических реконструкций материалы украшений составляют приоритетный источниковый фонд для изучения древнего специализированного производства. Исследования в этом направлении связаны, прежде всего, с изучением металлургических и металлообрабатывающих очагов, техники и способов изготовления предметов из металла. Это особая область исследования, которая в настоящее время не получила должного исследования и является самостоятельной темой.

  • «Археология в 2017-м: открытия и находки» (источник — «Наука и жизнь»):

В Ликфрите (Северный Стаффордшир, Англия) обнаружили четыре торквеса – шейных гривны. Украшения датируются временем от 400 до 250 гг. до н.э., что делает их самыми древними золотыми предметами раннего железного века, когда-либо найденными в Великобритании. Находка интересна не самим фактом своей древности, а тем, что совсем не типична для своего времени. Для людей бронзового века золотые украшения не были чем-то необычным, а вот с освоением железа они (украшения, а не люди) почему-то исчезают. Почему это случилось, точно неизвестно. Возможно, дело в том, что прервались торговые связи с местами, откуда поступало золото. Если раньше жители Британии импортировали олово и медь, необходимые для выплавки бронзы, то с переходом к чёрной металлургии необходимость импорта отпала (железо на островах есть своё). Когда торговля сырьём для бронзы угасла, могла прекратиться и другая торговля с континентом. Кроме того, мог сыграть роль и социальный фактор: люди стали больше внимания уделять сохранению своих сообществ, а не собственному статусу (почему, не очень понятно).

Научный стиль — это стиль учебников и научных статей, которые изучают в школах, университетах, колледжах. Им пользуются научные сотрудники, исследователи. Важнейший индикатор научного стиля — это терминология, а также строгость и четкость изложения.

Читайте также: Функциональные стили речи и их особенности: таблица

Художественный стиль: примеры про осень

Художественный стиль, подобно публицистическому, использует все средства иных стилей с определенной целью.

Задача художественных текстов — вызвать эмоции и создать образ. Поэтому писатели прибегают и к средствам разговорного стиля, когда передают беседу персонажей, к научным терминам, если создают образ героя-исследователя. Не чужды писателям и канцеляризмы, которые часто используются для создания комических эффектов.

Фото: homeli.co.uk

Ознакомьтесь с такими примерами художественного стиля:

  • Иван Тургенев «Лес и степь»:

Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…

  • Андрей Белый «Петербург»:

Дни стояли туманные, странные: проходил мерзлой поступью ядовитый октябрь; замороженная пыль носилась по городу бурыми вихрями; и покорно лег на дорожках Летнего сада золотой шепот лиственный, и покорно ложился у ног шелестящий багрец, чтобы виться и гнаться у ног прохожего пешехода, и шушукать, сплетая из листьев желто-красные россыпи слов; та синичья сладкая пискотня, что купалась весь август в волне лиственной, в волне лиственной не купалась давно: и сама синичка Летнего сада теперь сиротливо скакала в черной сети из сучьев, по бронзовой загородке да по крыше Петровского домика.

  • Александр Куприн «Грантовый браслет»:

Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады.

Речь художественного стиля яркая и эмоционально окрашенная, она изобилует многозначными словами, прилагательными.

Разговорный стиль: примеры предложений

Разговорный стиль речи предусматривает спонтанность коммуникации. Этим обусловлен и выбор языковых средств. В основном преобладает бытовая лексика, часто экспрессивно окрашенная. Используются фразеологизмы, форма диалога, восклицательные и вопросительные предложения, вставные конструкции и лексические повторы.

Фото: giadinhmoi.vn

Вот примеры, которые дадут четкое представление разговорном стиле:

Я вчера себе купил новую мышь, новую клаву, а вебки в торговом центре мне не понравились. Что-то непонятное там … Посмотрю на неделе в другом магазине. А пока перебьюсь без камеры.

Видно, сериал про фей по телевизору начался. Этот ваш, «Винкс». Я смотрю: хоть бы одна девочка во дворе на площадке играла. Только что были, а теперь нет. Всех, как будто корова слизала языком.

Пробовала? — я взглядом указала на сыр.

— Папа сказал, что вкусный.

— Конечно, вкусный, раз он уплетал его вчера за обе щеки!

— А сама-то сейчас не хомячишь так, будто в последний раз обедаешь, — рассмеялась я.

Просторечные слова, уменьшительные суффиксы, сленговые словечки, неполные предложения — это часть тех индикаторов, по которым определите разговорный стиль.

Официально-деловой стиль речи: примеры предложений

С официально-деловым стилем человек ежедневно встречается на работе, службе, учебе и даже быту. Инструкции, законы, предписания, договоры — все это сфера применения средств делового стиля. Его отличает строгость формулировок и использование штампов — общепринятых и обязательных речевых формул.

Фото: vector-master.ru

Вот примеры использования официально-делового стиля:

  • «Конституция Республики Казахстан»:

Статья 1. Гражданам Республики Казахстан гарантируется равенство прав и свобод независимо от расы, национальности, пола, языка, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, членства в общественном объединении, а также понесенного ранее уголовного наказания. Запрещаются любые формы дискриминации граждан.

  • Инструкция по безопасности для учащихся:

Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в кабинете.

Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.

  • «Правила дорожного движения РК»:

Пешеходы двигаются по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, а также в соответствии с требованиями пунктов 17.1 и 17.4 Правил.

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, двигаются по краю проезжей части дороги (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части дороги), если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

Главные признаки официально-делового стиля — это безличность и стандартизация изложения.

Изучите представленные примеры. Они помогут составить наглядную картину отличий функциональных стилей русского языка и различать их в повседневной жизни.

Читайте также: Публицистический стиль: примеры из книг

www.nur.kz

Стили речи. 5-10 примеров на каждый стиль речи, русский язык

Kudrya

13 авг. 2013 г., 20:56:21 (5 лет назад)

Научный стиль:

1. Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания, долговечность, транспортабельность и длительность хранения.

2. Глицерин – это органическое соединение, трехатомный спирт 

алимфатического ряда, сиропообразная бесцветная жидкость, которую 
получают омылением жиров или синтетическим способом.

3. Наводнение — затопление местности в результате подъёма уровня воды в реках, озёрах, морях из-за дождей, бурного таяния снегов, ветрового нагона воды на побережье и других причин, которое наносит урон здоровью людей и даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб.

4. Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии

Деловой стиль:

1. Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни моей матери.

2. Предлагаем Вам посетить нашу выставку ремесел. С уважением, ваши ученики.

3. Выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

4. Прошу Вас начислить мне заработную плату в соответсвии с табелем графика работы.

Публицистический стиль:

1. Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! 

2. По данным Фонда «Общественное мнение» 45% жителей Кировской области дали негативную оценку экономике собственного региона

3. Вера в лучшее будущее менее свойственна жителям Курской области (14%), Республики Карелия (15%), Архангельской (16%) и Курганской (19%) областей, а также Москвы, Чувашской республики, Алтайского и Камчатского краев (по 20%). 

4. В этом году лауреаты Пушкинского конкурса для учителей из ближнего и дальнего зарубежья, который организует «Российская газета», собрались в столице в 12-й раз

Разговорный стиль:

1. Он был чисто Дракула, которого не по делу разбудили. 

2. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу?

3. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку.

4. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь.

russkij-yazyk.neznaka.ru

Урок стили речи. Практическое применение знаний о стилях речи в работе над текстами

Разделы:
Русский язык




Цели урока: систематизировать знания
учащихся о стилях речи, подготовить их к
написанию исследовательской работы дома.




Задачи урока:




Образовательная: сопоставить тексты
различных стилей, провести их исследование.




Развивающая: формировать навыки поисковой
и исследовательской деятельности.




Воспитательные: формировать
коммуникативные навыки работы в группе и в паре;
воспитывать любовь к родному языку, его
лексическому богатству.


Оборудование:

  1. Компьтер, проектор, экран.
  2. Раздаточный материал.
  3. Портфолио учащихся.


Ход урока


  1. Организационный момент (проверка готовности:
    наличие тетрадей, портфолио учащихся) .
  2. Проверка домашнего задания: учащиеся, используя
    опорный конспект “Классификация стилей речи”,
    дома подбирали из текстов примеры слов,
    словосочетаний, предложений разных стилей. На
    уроке читают свои примеры и доказывают, что они
    относятся к определённому стилю речи.
  3. Тема урока.

1) Учитель: “Каждый стиль речи имеет свои
функции (назначение), поэтому они называются
функциональными стилями. Для каждого из них
характерны свои особенности, жанры, языковые
средства, сферы общения. Обратимся к конкретным
текстам и определим, к какому функциональному
стилю они относятся и почему”.




Раздаточный материал: “Скульптура – слово
латинское, первоначально обозначало “высекание,
вырубание фигур из твёрдого материала”.
Впоследствии этим словом назывались и лепные
произведения. Скульптура бывает круглой (её
можно обозревать со всех сторон) и рельефной
(скульптурное изображение на плоскости).
Произведения скульптуры делятся на станковые
(могут быть выставлены всюду) и монументально–
декоративные (компоненты архитектурной
композиции здания, моста, площади, парка)”.


На листах раздаточного материала учащиеся
должны написать стиль речи, его особенности,
языковые средства, сферу употребления. Ответы
сверяют с ответом на экране: “Текст научного
стиля. Для него характерны точность, строгость,
доказательность. Он может быть употреблён в
справочнике, научной статье, докладе. В тексте
изложена научная информация, использованы
термины искусствоведения: “лепные
произведения”, “круглая скульптура”,
“изображения на плоскости”, “станковая
скульптура”, “монументально-декоративные”,
“компоненты архитектурной композиции”.




Раздаточный материал: “Статья 1. Российская
Федерация – Россия есть демократическое
федеративное правовое государство с
республиканской формой правления. Статья 2.
Человек, его права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина – обязанность
государства”. (Из Конституции Российской
Федерации)


Учащиеся выполняют то же задание и сверяют с
ответом на экране: “Текст официально-делового
стиля. Для него характерны конкретность,
чёткость, строгость. Он предназначен для
обслуживания деятельности государственных
учреждений. В тексте использованы деловые
обороты речи: “статья”, “основы
конституционного строя”, “права и свободы”,
“Российская Федерация”, “республиканская
форма правления”, “федеративное правовое
государство”, “обязанность государства”.




Раздаточный материал: “Самая большая
ценность народа – его язык, на котором он пишет,
говорит, думает! Вся сознательная жизнь человека
проходит через родной ему язык… Язык каждого
человека – это его мировоззрение и поведение. И
если вы хотите быть по-настоящему образованным и
культурным человеком, то обращайте внимание на
свой язык. Говорите правильно, точно, экономно”.
(Д.С.Лихачёв “Земля родная”)


Учащиеся выполняют то же задание и сверяют с
ответом на экране: “Текст публицистического
стиля. Основные его функции – воздействие и
информирование. Для него характерны
экспрессивность, эмоциональность, призывность,
открытая авторская позиция. Данный текст
использован в публицистической статье.
Применена общественно-политическая лексика:
“ценность народа”, “сознательная жизнь”,
“родной язык”, “образованный и культурный
человек”; абстрактные существительные:
“мировоззрение”, “поведение”; восклицательные
и побудительные предложения”.




Раздаточный материал: “ Ночь глубокая уже
стояла над притихшей землёй. Разлив звёздного
блеска был ярок, почти нестерпим… Осенние
созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком
оконце избы… Звёздная ночь проходила над землёй,
роняя холодные искры метеоров…”
(К.Г.Паустовский)


Учащиеся выполняют то же задание и сверяют с
ответом на экране: “Текст художественного стиля,
так как имеет эмоционально-эстетическую функцию,
воздействует на читателя, создаёт определённое
настроение. Для него характерны образность,
эмоциональность, недосказанность, наличие
описания. Использованы тропы и фигуры речи
(эпитеты: “притихшая земля”, “осенние
созвездия”, “холодные искры”; метафоры: “ночь
стояла”, “ночь проходила и роняла искры”;
экспрессивная лексика: “разлив блеска”,
“маленькое оконце избы”; инверсия “ночь
глубокая”).


Раздаточный материал: “Видишь там искры? –
спросила меня Изергиль. – Это искры от горящего
сердца Данко. Я расскажу тебе. Тоже старая сказка.
Старое, всё старое! Видишь, сколько в старине
всего? А теперь вот нет такого. Почему? Ну-ка,
скажи! Не скажешь… Что ты знаешь? Что вы все
знаете, молодые? Э-хе-хе! Смотрели бы в старину
зорко – там все отгадки найдутся… И вижу я, что
многие не живут-то, а всё примеряются. А когда
обворуют сами себя, то начнут плакаться на
судьбу… Каждый сам себе судьба!” (М.Горький
“Старуха Изергиль”)


Учащиеся выполняют то же задание и сверяют с
ответом на экране: “Пример разговорной речи,
взятый из художественной литературы, – это
подобие естественной разговорной речи, которая
обработана автором в соответствии с целями и
задачами произведения. Замечательные образцы
разговорной речи представили в своих
произведениях М.Шолохов, В.Шукшин, М.Зощенко. Для
данного текста характерны обмен информацией с
собеседником; оценочность; монологическая форма
речи; простые вопросительные и восклицательные
предложения; эмоционально-экспрессивная
лексика: “обворуют себя”, “начнут плакаться”,
“что ты знаешь”, “каждый сам себе судьба”;
использование междометия “э-хе-хе”, обращения
“молодые”; частиц: “ну-ка”, “не живут-то”, “всё
примеряются”, “теперь вот”.


2) Учитель: “Стили литературного языка чаще
всего сопоставляются на основе анализа их
лексического состава, так как именно в лексике
заметнее всего проявляются различия между
ними”.


Задание. В синонимических рядах слов,
представленных на экране, определите, в каких
стилях речи они могут употребляться:

  • глазник – окулист (разговорный, научный)
  • врун – лжец (публицистический, художественный)
  • нехватка – дефицит (деловой, публицистический)
  • развлечение – потеха (публицистический,
    разговорный, художественный)

3) Учитель: “Стилистически окрашенная
лексика требует тщательного отбора. Особенно
недопустимо неоправданное смешение в речи
лексики разных стилей. В таком случае
высказывание становится разноголосым, то есть
лишается внутренней гармонии – это называется
стилистической ошибкой”.


Задание. В предложениях на экране найдите
стилистические ошибки и объясните их:


а) А когда вечером они разогревали загустевшее
варево, небо блистало ясными слезами слёз.
(Поэтические слова: “блистало”, “ясные слёзы
звёзд” недопустимы с разговорным выражением
“загустевшее варево”)


б) Хищения производились путём
непосредственного изъятия из кладовки. (В
выписке из судебного акта недопустимо
употребление разговорного слова “кладовка”,
необходимо использовать слово “кладовая”)


в) Я, Лазарев Денис, родился 18 марта 1996 года. Моя
мама – врач, папа – инженер. (В анкетах,
автобиографиях пишется “мать”, “отец” вместо
разговорного “мама”, “папа”)


4) Учитель: “Мы знаем, что стилистические
границы современного литературного языка могут
быть подвижны. Проникновение элементов других
стилей в разные тексты тогда оправдано, если оно
естественно и гармонично дополняет данный
текст”.




Задание. Обратимся к фразам на экране:


Человек рождается со способностью откликаться
на чужую боль. (Д.Гранин)


За всё добро расплатимся добром, за всю любовь
расплатимся любовью. (Н.Рубцов)




Задание. Как вы их поняли? Можно ли объединить
их общей мыслью? Какой? (Они объединены одной
мыслью: человеку свойственно проявлять чувство
сострадания, доброты, милосердия. Без этого наши
души черствеют, сердца ожесточаются)




Учитель: “Первая фраза взята из статьи
Д.Гранина “О милосердии”, вторая – из
стихотворения Н.Рубцова “Русский огонёк”.
Сопоставим эти тексты, определим их
стилистическую принадлежность”. Учащиеся
работают с текстами в раздаточных карточках.




Учащиеся: “Текст Д.Гранина –
публицистический, он изобилует социальной
лексикой: “разговоры о нравственности”,
“чувство милосердия”, “старомодный термин”,
“проявление нравственности”, “социологические
измерения”, “классическая формула”, “призыв к
милосердию”, “воспитание чувства”; имеет
функции информирования и воздействия, обладает
экспрессивностью и призывностью; в тексте
рассматривается общественно значимая проблема,
есть чёткая позиция автора, но есть и лексика
художественного стиля: “слова стареют”,
“чувство заглохло”, “выношено слово”.




Учащиеся: “Второй текст принадлежит
художественному стилю. Он также воздействует на
читателя, заставляет сопереживать. Доброта
старой русской женщины вызывает в нас чувство
благодарности, желание так же откликаться на
чужую боль. Автор использует средства
выразительности: “снега оцепенели”, “оцепенели
ели”, “в мёртвом поле”, “тихий свет”, “как
сторожевой”; элементы разговорной речи: “скажи,
родимый”, “дай бог”, “всем не угодишь”,
“пользы не прибудет”, “господь с тобой”;
эмоционально-экспрессивную лексику:
“расплатимся любовью”, “в предчувствии
тревожном”, “отчаянно далёк”, “среди тревог
великих и разбоя”, “и нет тебе покоя”. Но
несмотря на художественность текста,
стихотворение воспринимается как громкий призыв
к общественному сознанию и приобретает
публицистический характер”.




Учитель: “Оба автора говорят нам об одной
проблеме человечества, заставляют задуматься
над своими поступками, быть милосердны ко всем,
переживать чужую боль, как свою. В обоих текстах
чётко определена позиция авторов: милосердие
необходимо в жизни, поэтому использование ими
лексики разных стилей оправдано”.




Домашнее задание: написать небольшую
исследовательскую работу по тексту-отрывку из
автобиографической повести В.Астафьева
“Последний поклон”: доказать его
стилистическую принадлежность; выделить
проблему, поставленную в тексте, и позицию
автора; сравнить её с позицией Д.Гранина и
Н.Рубцова по выявленной проблеме.

28.02.2012

urok.1sept.ru

Напишите 5 небольших текста разных стилей речи разговорны… -reshimne.ru

Пример художественного стиля.
Каир представляет из себя маленький Париж, очень красивый и изящный город, с широкими тротуарами, площадями, обсаженными пальмами. Жить зимой в нем очень приятно: днем температура 16 градусов тепла, ночи холодные, вечное почти солнце, дожди бывают очень редко, а потому дома строятся с плоскими крышами. (По Н. Варенцову. )
Примернаучного стиля:
Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням) , долговечность, транспортабельность и длительность хранения. (Г. Фетисов. )
Примеры

Примерами документов этой разновидности официально-делового стиля могут служить приводимые ниже отрывки.
Положение о выборах в Верховный Совет СССР
Статья 3. Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.

В другой разновидности официально-делового стиля — обиходно-деловом стиле находят свое отражение служебная переписка (деловое письмо, коммерческая корреспонденция) , официальные деловые бумаги (справка, удостоверение, акт, протокол) , частные деловые бумаги (заявление, доверенность, расписка, автобиография, счет и др.) . Все они характеризуются известной стандартизацией, облегчающей их составление и использование и рассчитанной на экономию языковых средств, на устранение неоправданной информационной избыточности.

Образцы некоторых деловых бумаг.
Заявление
Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни моей матери. 10 января 1974 г.
(подпись)

Другой пример:
Расписка.
Я, Елена Тихонова, ученица 9 класса «Б» школы № 65, получила в школьной библиотеке 5 (пять) экземпляров «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой для проведения урока русского языка. Книги обязуюсь вернуть в этот же день.
23 марта 2000 г. Е. Тихонова
Пример разговорного стиля: — Ну, и где вы были вчера? Рассказывай! — Фильм смотрели. Новый. — Про что? — Детектив какой-то. — Как называется? — Да, не помню я, забыл. Из головы вылетело.
Пример публицистического стиля: «…Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей. Они обогатили нашу жизнь великими открытиями, их труд, труд сыновей ваших, создал из зверя человека- лучшее из всего, что видано на земле. Как же можете вы допустить, чтобы рожденный вами человек снова принизился до зверя, до хищника, до убийцы. Матери! Жёны! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить на земле закон. «(М. Горький.)»

reshimne.ru

Подберите образцы текстов, написанных в разных стилях. Охарактеризуйте эти тексты.




Научный стиль

Научный стиль характеризуется жесткими требованиями к написанию, Научный стиль используется среди ученых, а также в среде образования. Отличительная особенность научного стиля заключается в его объективности и всестороннем подходе к рассматриваемому вопросу. Тезисы, гипотезы, аксиомы, выводы, монотонная окраска и закономерности – вот что характеризует научный стиль.

Пример научного стиля речи:

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

Публицистический стиль

В отличие от научного стиля, публицистический стиль более противоречивый и неоднозначный. Главная его особенность: он используется для «промывки мозгов» в СМИ, а, следовательно, изначально необъективен и содержит оценку автора происходящих событий, явлений или объектов. Публицистический стиль широко используется для манипулирования.

Пример публицистического стиля:

Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

Художественный стиль речи

художественный стиль – это легкость, яркость и насыщенность, образность и эмоциональность, чувственность изложения.



Пример художественного стиля

Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль – это стиль всех деловых документов: писем, жалоб, заявлений, нормативных актов и так далее. Для него характерны жесткие правила. Основные характеристики делового стиля – это точность, педантичность к деталям, императивность. Этот стиль делает главный акцент на передачи информации, не допускает двойственности толкований и, в отличие от научного стиля, может содержать местоимения первого и второго лица.

Пример делового стиля речи

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

Задание 4 при выполнении задания использоватьсловарь иностранных слов

Объясните значения терминов. Подберите к данным словам вариант из русского языка. Не надо переписывать значение слов, только дать вариант из русского языка.

Перипетии— внезапное осложняющее событие , а также смена, внезапные перевороты в ходе событий, в судьбе. Сложные жизненные перипетии (Устно).










infopedia.su

Урок по русскому языку на тему «Стили речи»

Разделы:
Русский язык


Цели урока:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «стили речи»;
  • актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе
    выявления общих признаков каждого из стилей.

2. Развивающие:

  • сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;
  • закрепить умение определять стиль речи.

3. Воспитательные:

  • воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных
    операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Оборудование: на доске схема — «Кластери», мультимедиапроектор,
раздаточный материал (опорная схема), презентация
(Приложение 2).

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Повторение изученного материала о стилях речи.
  3. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.
  4. Выводы, обобщение.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

— Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение о стилях речи и определите,
в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):

Нужно ясно понимать,

Что задача не простая.

Мысль словами выражать —

Суть стилистики такая.

Диссертация, беседа,

Речь, статья или роман?

Заявление на соседа,

Что устроил балаган.

В языке во всём система.

Не к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила делема, —

Нужно стили речи знать!

Ученики: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей
повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять
стиль речи?

Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, нужно
знать, в каком стиле его оформлять.

Учитель: Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности,
закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо
уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом.

2. Повторение изученного материала о стилях речи.

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите схему «Стили речи»,
которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение
чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нём выделяются две основные
разновидности – разговорная речь и литературная речь (в первых двух пустых
квадратах записываются эти слова).

Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?

Ученики: Разговорный, научный, художественный, официально – деловой,
публицистический.

Учитель: Опираясь на известный вам материал о стилях речи, определите,
к какому стилю речи относится текст стихотворения, спроецированного на экран.
При выполнении этого задания используйте опорную схему (у каждого ученика на
столе лежит опорная схема):

  1. Сфера употребления стиля.
  2. Цель употребления стиля.
  3. Лексические особенности стиля.
  4. Характерные черты стиля.

3. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.

На доске появляется изображение стихотворения № 1 «Давай
посплетничаем»:

Поделиться впечатленьем

Если с другом захочу,

То ему, без промедленья,

По мобиле позвоню:

«Ну, привет!..Я тут скучаю.

Приходи-ка на чаёк!

Поболтать с тобой мечтаю.

Дивный нынче вечерок!

Нет, не болен,- просто скука!

Если хочешь, то хандра!

Мне молчать — ох, это мука!

Сплетен хватит до утра!»

Ученики (читают стихотворение и отвечают на вопрос учителя): Это текст
разговорного стиля!

Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного
стиля? По каким признакам?

Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди
делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по
бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа,
письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную
лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность,
образность («Сплетен хватит до утра!» — это гипербола).

Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит
отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных
стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»).

После того, как стиль определён, заполним пустой квадрат схемы, которая
нарисована на доске. Разговорная речь представлена разговорным стилем. Значит,
все остальные стили будут относиться к литературной речи.

Итак, внимание на доску!

Прочитайте стихотворение № 2, представляющее собой коллаж. Аналогичное
задание– определить стиль и назвать его характерные особенности, сферу
употребления:

  • «Я к вам пишу, чего же боле» (Пушкин)
  • «Ведь я — сочинитель» (Блок)!
  • «Ты знаешь, я томлюсь в неволе» (Ахматова)
  • «Твой мир – навек моя обитель» (Брюсов)
  • «Тоска по родине! Давно…» (Цветаева)
  • «Кто без тоски внимал из нас» (Тютчев)?!
  • «На сердце раздумье легло» (А.К.Толстой)
  • «Панихидный справляя пляс» (Есенин).
  • «Но тот, о ком я пою в тишине» (Некрасов)
  • «Молчанье надежд и молчанье отчаянья» (Маяковский) –
  • «Ты значил всё в моей судьбе» (Пастернак)
  • «До свиданья, друг мой, до свиданья» (Есенин)

Ученики: Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели
и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели —
воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который
включает разговорную, высокую лексику («томлюсь», «боле», «обитель», «внимал»),
нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое
употребление тропов и фигур. Например, стих «На сердце раздумье легло» — это
олицетворение, а строка «Твой мир – навек моя обитель» — это развёрнутая
метафора. Этому стилю присуща также эмоциональность.

Учитель: Ребята, вы правильно отметили, что многостильность –
характерная черта художественного стиля. От других стилей речи он отличается
единством коммуникативной и эстетической функций.

Обратимся к стихотворению № 3. Попробуйте определить, о каком стиле
речи говорится в приведенном тексте:

Стиль логичный, объективный,

В нём – прямое слов значенье.

Применять нам эффективно

В описании явленья.

Образности в стиле нет,

Тропы – не в участии.

В центре не один предмет,

А общее понятие.

Можем мы всегда узнать

Стиль сухой, немного скучный.

«Термин!» — стоит лишь сказать, —

Перед нами стиль -..

Ученики: Научный! Логичность, объективность, использование слов в
прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность
текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или
явления используются термины.

Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?

Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.

Учитель: Кроме терминологической лексики, научный стиль обслуживают
профессионализмы.

Какие слова в тексте № 5 являются профессионализмами?

Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические
одноклеточные организмы.

В зависимости от формы клетки бактерии различают шарообразные кокки,
палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные
спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых
цепочек, групп и плёнок. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков.
Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за
счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков.

Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или
зелёный цвет.

Ученики: Профессионализмами в этом являются такие слова, как бактерии,
кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, жгутик.

Учитель: Вы правильно определили в тексте профессиональные слова.

Ребята, обратимся к газетной статье (текст № 6). Подумайте, какую
задачу ставит автор статьи?

Господа судьи, господа присяжные заседатели!

Вам предстоит произнести приговор.

По делу, что вынесли на суд ваш кто? – Обыватели!,

Назвав подсудимого категорично «вор!»

Однако! Подсудимый, допустим, что виноват

И заслуживает (допустим мы) наказания.

Однако! Признаем, что как-то уж слабоват

Набор улик и свидетельские показания!

Нам задача судебной власти очень даже ясна:

Справедливый суд ради блага людей!

Преступивший чрез закон отвечает сполна!

Пусть будет наказан злодей!

Однако! Перед нами другой подсудимый,

Перед нами имеющий претензию человек

Считаться лицом развитым, что явно немнимо,

Лицом, неспособным на кражу, затем на побег.

Напряжённое внимание к судебному следствию,

Пытливый взор, ум, совесть, умение

Помогут достойно отнестись к данному бедствию,

Оценить справедливо это недоразумение!

Ученики: Авторская задача состоит в том, чтобы убедить адресата в
невиновности подсудимого, призвать к справедливому решению.

Учитель: Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля
является воздействие на читателя.

Какие стилевые черты вы можете проиллюстрировать на примере данной статьи?

Ученики: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность,
призывность.

Учитель: Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной
обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна
общественно-политическая лексика.

Тексты какого стиля используются для создания документов, в деловом общении?

Ученики: Для делового общения используется официально-деловой стиль
речи.

Ребята, перед вами текст № 7:

Документ в законную силу вступает.

В установленном порядке оформлен кредит.

Банк гарантию предоставляет.

Приговор обжалованию не подлежит.

Учитель: Текст представляет собой перечень устойчивых,
стандартизированных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как:
законодательная («Документ в законную силу вступает»), делопроизводства («Банк
гарантию предоставляет»), административно-правовая («Приговор обжалованию не
подлежит»).

Ребята, назовите основные черты официально-делового стиля.

Ученики: Краткость, точность, шаблонность, монотонность и сухость
изложения.

4. Выводы, обобщение.

Учитель: Молодцы, ребята! Итак, кластери «Стили речи» заполнен!
(Приложение №1).

Я думаю, что каждый из вас теперь чётко понимает, насколько важно знать стили
речи, уметь определять их по характерным признакам.

На протяжении всего урока вы говорили о стилях речи, учитывая два блока
признаков, которые лежат в основе характеристики функциональных стилей:
внеязыковые признаки (экстралингвистические) и собственно языковые признаки.

Постарайтесь назвать, какие из рассмотренных признаков можно отнести к
внеязыковым.

Ученики: Задача речи, обстановка, адресат.

Учитель: Наверное, вы вспомнили, что перечисленные вами внеязыковые
признаки составляют понятие «речевая ситуация». Её можно изобразить схематично:

А какие признаки, по вашему мнению, составляют перечень собственно языковых
примет? Ученики: Лексика, синтаксис, морфология.

Учитель: Молодцы, ребята. На уроке мы повторили изученный ранее
материал о стилях речи и научились определять характерные признаки стилей на
основе текстов. Полученные знания вы можете применять в разных сферах
жизнедеятельности, используя приобретённые на уроке умения и навыки.

25.03.2008

urok.1sept.ru

Стили речи

·                  
Сегодня мы
вспомним признаки каждого из стилей речи.

·                  
Рассмотрим сферы
употребления стилей речи.

·                  
Поговорим об
основных жанрах стилей речи.

Что такое стиль? Нам приходится слышать это
слово довольно часто: стиль писателя, стиль архитектуры… И даже «Будь
стильным!» Получается, что стиль – это определенная манера поведения, письма,
творчества, совокупность внешних отличительных признаков чего-либо.

У речи тоже есть свои стили – так называемые функциональные
стили
. Они называются так потому, что функции у них разные. Рассмотрим
критерии, на основе которых выделяются стили речи.

 Первый критерий – это сфера употребления. Стили
речи охватывают все сферы жизни человека, при этом у каждого стиля – своя
«специализация».  Важно знать, где и когда употребляется стиль.

Цель употребления. Мы уже сказали, что для каждого
стиля характерна своя функция. Важно знать также, зачем употребляется стиль.

Используемые средства. Цель в каждом из стилей
достигается при помощи своих языковых средств.

Наконец, для каждого из стилей характерны свои жанры.

Итак, в русском языке выделяются следующие стили:

·                  
научный,

·                  
официально-деловой,

·                  
публицистический,

·                  
художественный,

·                  
разговорный.

Первые четыре стиля при этом являются книжными.
Поэтому разговорный как бы противостоит им.

Первым стилем, который мы рассмотрим, будет научный
стиль
. Целью научного стиля является сообщение информации и предоставление
доказательств истинности
этой информации. Сферой применения, конечно,
является наука.

Для научного стиля характерны точность, логичность,
доказательность
.

В текстах этого стиля не должно быть эмоций. Зато там часто
встречаются термины, общенаучные слова, а также абстрактная лексика.

Жанры научного стиля хорошо вам знакомы. Это доклад, учебник,
лекция, монография
и так далее.

Примером научного стиля в Интернете являются, например,
статьи из широко известной Википедии – свободной электронной энциклопедии.

Приведем пример текста в научном стиле.

Существует несколько гипотез происхождения традиции дарить
цветы женщинам. По предположениям некоторых ученых, данная традиция связана с
лекарственными свойствами растений. Возвращаясь с охоты, таким образом, древний
человек приносил домой не только добычу, но и листья, цветы, пыльцу и т.д.

Обратите внимание на некоторые специфические выражения. В
первом предложении мы можем увидеть еще одну особенность научного стиля:
существительные в форме родительного падежа стоят друг за другом.

Перейдем к характеристике официально-делового стиля.
Его цель – прежде всего информировать, довести до сведения. Сфера его
применения – законодательство, делопроизводство, поскольку именно при
помощи официально-делового стиля государство и предприятия общаются с людьми.

Признаки этого стиля – точность, стандартизированность,
императивный – то есть, приказной – характер, отсутствие эмоциональности
.

Речь официально-делового стиля – клиширована. В ней
встречаются аббревиатуры, сложносокращенные слова. Материал обязательно
должен быть изложен стандартно.

К жанрам официально-делового стиля относятся закон,
приказ, постановление, справка, протокол, характеристика
и т. д.

В качестве примера официально-делового стиля сочиним
протокол.

8. 03 в 18.00 гр. Иванов Иван Иванович 1976 г. р. был
обнаружен рвущим цветы на клумбе возле дома по адресу ул. Ленина, д. 43. После
задержания гр. Иванов пояснил, что рвал цветы с целью поздравить с праздником
свою супругу, гр. Иванову Инессу Игоревну. На вопрос, по какой причине им была
выбрана клумба возле здания РОВД Ленинского района, гр. Иванов ответить не
смог.

Задержание провел сотрудник РОВД Ленинского района мл.
лейтенант Сидоров С. С.

Отметим обороты, которые характерны для официально-делового
стиля. Заметим, что в нашем документе есть и сокращения, и аббревиатура.

Одним из признаков официально-делового стиля являются канцеляризмы
– слова и обороты речи, характерные для деловых бумаг и документов. Это такие
обороты, как довести до сведения, оказать помощь, имеет место,
вышеуказанный, в связи с распоряжением
и так далее. 

Канцеляризмы не следует употреблять за пределами
официально-делового стиля.

Фраза «Мы собирались пойти с другом в лесной массив с целью
собирания грибов» разумеется, звучит нелепо и смешно.

Именно поэтому в литературе канцеляризмы часто становятся
основой для пародий. С их помощью авторы пародируют чиновников, окончательно
разучившихся говорить без рабочих штампов.

Умерщвление произошло по причине утонутия (А. Чехов).

Дело об изгрызении плана оного мышами (А. Герцен).

Дело о влетении и разбитии стекол вороною (Дм. Писарев).

Поговорим теперь о публицистическом стиле. Его
цель – не только сообщить, но и убедить, воздействовать на массы, сформировать
определенное отношение человека
к происходящим событиям. Сфера применения
этого стиля – средства массовой информации.

Признаки публицистического стиля – логичность,
эмоциональность, образность, оценочность
.

В текстах этого стиля мы можем встретить слова с
общественно-политическим значением
(кризис, гуманизм, гласность).

Его жанры – статья, очерк, фельетон, репортаж, интервью.

В качестве примера публицистического стиля сочиним небольшую
заметку по поводу уже известных нам событий.

Тюльпановый конфуз

На что только не идут наши мужчины, в своем стремлении
поздравить любимым с праздником! Некого Иванова И.И. это стремление, например,
привело прямиком на клумбу Ленинского РОВД. Поступок отважный, никто не спорит.
Однако вряд ли умный и рыцарственный. С учетом штрафа, который придется
уплатить Иванову И.И., тюльпаны ему обошлись гораздо дороже, чем в магазине или
цветочном киоске! Будем надеяться, никому не захочется повторить такой вот
«подвиг».

Отметим эмоциональность текста и его оценочность.

Перейдем теперь к художественному стилю, целью
которого является передача мыслей и чувств автора, а также воздействие
на читателя
. Художественный стиль используется в художественной
литературе
.

Для него характерны образность и выразительность.
Художник слова может использовать все богатство и разнообразие лексики, средства
любого из стилей
.

С жанрами художественного стиля вы знакомились на уроках
русской литературы: это роман, повесть, рассказ, эпиграмма, поэма, трагедия,
комедия
– и остальные жанры, с которым вы наверняка встречались.

В качестве примера художественного стиля создадим небольшую
зарисовку.

Тюльпаны для Инессы

Тюльпаны! Это слово пело в его душе. Не пафосные розы, не
робкие незабудки, а именно тюльпаны – свежие, яркие, пахнущие юностью и весной.

«Вот достойный подарок», — произнес он раздумчиво.
Казалось, цветы улыбнулись в ответ десятками алых губ, так похожих на губы той,
кому они предназначались. Словно завороженный, он протянул руку к бархатным
стеблям…

Отметим большое количество определений в этом тексте. Здесь
есть и метафоры, и сравнения.

Последний стиль, который нам предстоит охарактеризовать – разговорный.
Цель этого стиля – непосредственное общение между людьми. Он
употребляется в неофициальной обстановке.

Разговорная речь обычно – емкая, красочная, экспрессивная,
живая
.

Нередко в ней используется разговорная и просторечная
лексика. Речь сопровождается жестами, мимикой.

Разговорный стиль встречается обычно в диалогах. А еще
в личной переписке, записях, телефонных разговорах.

Приведём пример разговорного стиля, причем используем уже
известную нам тему.

− А что я… да я вообще просто поздравить жену хотел!
Ну, вижу,  − цветы. Красиве́е, чем у нас в мага́зине.
Думаю – чего там, раз есть цветы, то можно брать! Да кто ж знал-то, что их
нельзя рвать на клумбах в городе? Обалдеть можно!

Слова красиве́е и мага́зине – примеры неправильной
постановки ударения, которая встречается в просторечии. Правильно –
краси́вее и магази́не. Еще в нашем примере присутствуют
слова-паразиты. А обалдеть – это просторечное слово.

Что же нам требуется запомнить?

В русском языке выделяются следующие стили:

·                  
научный,

·                  
официально-деловой,

·                  
публицистический,

·                  
художественный,

·                  
разговорный.

Эти стили различны по функциям, сфере употребления,
средствам выражения и жанрам.

Как просто различить стили речи?

 Если текст словно прочитан лектором или списан из
учебника – это научный стиль.

Если это – текст распоряжения или заявления, под которым
так и хочется поставить печать – это официально-деловой стиль.

Если мы легко можем вообразить текст на странице газеты –
это публицистический стиль.

Текст принадлежит художественному произведению? Стиль –
художественный.

Наконец, если перед нами хорошо знакомая нам повседневная
речь – перед нами разговорный стиль.

Смешивать различные стили и ошибаться со сферой их употребления
крайне нежелательно. Вопросы правильного использования стилей речи регулируются
стилистической нормой.

Предприятию на постоянную работу требуется классный
специалист.

Мой друг не пишет мне за неимением времени.

Мы рассмотрели основные особенности стилей речи, и это
нереально круто.

Все эти предложения содержат стилистические ошибки,
поскольку  средства различных стилей в них смешиваются.

videouroki.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о