Текст описание примеры из художественной литературы – Приведите примеры текстов трёх типов речи (описание, повествование, рассуждение) пожалуйста очень надо!!!!

Содержание

Описание в художественной литературе — Справочник писателя

  • Когда мы описываем места, где наш герой никогда не был.
  • Когда место, предмет или человек существенно изменились, и это важно для развития сюжета.
  • Когда место или предмет привлекли внимание героя.
  • Когда нам нужно показать, что случилось в прошлом, в течение длительного периода времени.

Визуализация — самое важное правило при описании

Не рассказывайте о том, что случилось, а показывайте — создавайте в головах читателей визуальные образы.

Иван страшно разозлился.

То же самое можно передать следующим образом:

Лицо Ивана побагровело, кулаки сжались.

Чувствуется разница?

«Яркие мазки»

Когда нам надо кратко рассказать, что произошло в прошлом, мы не делаем подробное описание, а даем лишь «мазки», которые характеризуют случившееся.

Она не спала всю ночь: ворочалась, садилась на кровати. Где он? Что с ним? Вставала, пила ледяную воду из-под крана. Если его арестуют — как жить?

Если мы просто предоставим сведения — «она не спала всю ночь», — текст будет звучать сухо. Но если мы дадим читателю визуальные образы: «ворочалась», «садилась на кровати», «вставала», «пила ледяную воду» — картинка оживет.

А если мы вставим еще и эмоции героини: «Если его арестуют — как жить?», то в тексте появляется напряжение.

Временной эффект

Мы можем написать «прошло много времени», но это будет абстракция: читательскому воображению не за что зацепиться. А если мы покажем читателю, что именно делал герой, пока длилось это время, эффект будет совсем иным.

В примере, который я привела выше, чувство томительного, длящегося ожидания возникает из-за слов «Вставала, пила ледяную воду из-под крана». Мы уже описывали действия героини, а теперь еще раз обращаем внимание читателя на ее состояние.

Игра на контрасте

Описание ситуации или героя можно дать, подобрав сочетания слов, которые будут усиливать друг друга.

К тридцати годам он успел побывать и охотником на крабов, и переводчиком дипломатической миссии, и дамским портным.

Сам по себе охотник на крабов — это не особо интересно. А вот охотник, переводчик и дамский портной — это уже любопытная смесь.

Скрытая энергия слов

Примечаем также энергию, которую несут слова в вышеприведенном примере. Охотник — это мужчина, добытчик, сильная личность. Переводчик — это тот, кто хорошо владеет словом и может понимать других людей. А дамский портной — это интимная профессия: в присутствии портного раздеваются.

Видите, сама энергия, заложенная в этих словах, создает нужный нам образ (и мы потратили на его создание всего одно предложение).

Описание внешности героя

Одна из стандартных проблем в работах новичков — это портрет главного героя. Персонаж останавливается перед зеркалом (водной гладью, витриной магазина), смотрит на себя и отмечает «полные губы, так и зовущие к поцелую» или «широкие спортивные плечи». На самом деле люди не оценивают свое отражение подобным образом. Они подмечают общее впечатление, одежду или прическу, но никак не «безукоризненной формы нос» или «густые брови», с которыми живут всю жизнь.

Выход из данной ситуации — либо показывать героя глазами другого персонажа, либо объяснять, как герой оценивает сам себя.

Он всегда стеснялся своего маленького роста.

Еще один вариант: кто-то может сделать вашей героине комплимент и отметить, что новый свитер подходит к ее голубым глазам.

Неудачные описания внешности

Некоторые описания в литературе давно превратились в клише: золотистые волосы, глаза цвета небесной лазури, музыкальные пальцы, косая сажень в плечах и т.п. Старайтесь избегать их.

Когда вы впервые представляете героя, не давайте ему ничем не подтвержденных характеристик.

У Тани было красивое волевое лицо.

Такое качество, как сила воли, должно проявляться в поступках, а не в лице. Исключение — детские книги. Там «добрые волшебницы» и «злые воспитательницы» вполне уместны.

Лишние описания

Не описывайте места и предметы, которые все знают.

В углу стоял прямоугольный телевизор. Экран матово поблескивал, внизу чернели кнопки управления. От телевизора к розетке тянулся шнур.

Экономьте время читателей: они и так в курсе, как выглядит телевизор.

Не приводите описания того, что не имеет отношения к развитию сюжета или личности героя. Задача описания — создать атмосферу или дать важную информацию.

Маша вошла на кухню. Как всегда, Ваня оставил в раковине гору грязной посуды. Здесь были разнокалиберные тарелки, заляпанная жиром кастрюля и множество чайных чашек с остатками кофейной гущи на дне.

Все это лишнее. Читатель знает, как выглядит гора грязной посуды.

Чужая точка зрения

Не описывайте то, чего не может видеть или знать фокальный персонаж, т.е. герой, чьими глазами мы смотрим на данную сцену.

Маша вошла в ярко освещенную, загроможденную антикварной мебелью комнату. На зеленом рояле валялись книги. В углу горой высились коробки с игрушками.

При этом мы знаем, что Маша слепа от рождения.

Точные имена и названия

Называйте предметы и людей так, как их должен называть фокальный персонаж. Например, мы смотрим на мир глазами Пети и вдруг читаем:

Дверь распахнулась, и в гостиной появилась Петина жена Маня, 28-летняя красотка с золотистыми волосами и скверным характером.

Петя не назовет Маню «Петина жена» и уж тем более не станет описывать ее подобным образом.

Описание предмета

Если ваш герой не знает, что за вещь лежит перед ним, описывайте ее в общих чертах.

На столе лежала блестящая штука с четырьмя тупыми иглами на конце.

Если вещь понятная и общеизвестная, просто называйте ее.

На столе лежала вилка.

Если же у предмета есть какая-то особенность, укажите ее, но только в том случае, если, исходя из ситуации, фокальный персонаж способен эту особенность заметить и осознать. Если речь идет о драке с грабителями, ввалившимися в дом, герой вряд ли отметит, что он ударил нападавшего «вилкой с пятью зубцами».

Авторская оценка происходящего

В описании драматических событий старайтесь избегать оценок: ситуация должна говорить сама за себя.

Мелисса отняла руки от лица. Коридор выглядел как после артобстрела. С потолка свисали провода и куски панелей; на полу валялся чей-то раскрытый портфель с окровавленными бумагами.

Если вставить сюда оценку ситуации: «Это было ужасающее зрелище», — абзац будет испорчен.

Описаниями не стоит злоупотреблять

Пространные литературные пейзажи и портреты были уместны в эпоху, когда не было цветной фотографии и телевидения и читателям нужно было подробно объяснять, как выглядит африканский бушмен или альпийская деревня.

Самое лучшее описание — это то, которое читатель вообще не замечает: оно идет между строк, по ходу дела, но тем не менее создает нужную атмосферу.

www.avtoram.com

Задание № 23. Типы речи

 

Задание № 23. Типы речи

Все тексты делятся на три смысловые типы: повествование, описание, рассуждение. Рассмотрим особенности каждого из них.

Повествование

Повествование — это тип речи , в котором повествуется, рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности. События в повествовании сменяют одно другое.

Композиция повествования

  • завязка действия( начало событий)
  • развитие действий
  • кульминация (наивысшее напряжение действия)
  • развязка

 

Особенности текста-повествования

  • большое количество глаголов, которые передают движение действия
  • в тексте -повествовании мы может представить движение действия во времени и пространстве, поэтому в нём много наречий места и времени
  • повествование свойственно многим стилям( разговорному, художественному, научному)

Пример текста-повествования

 

 

Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
        Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
        Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. 

                                                («Капитанская дочка» А.С.Пушкина)

 Описание

Описание — это тип речи, в котором описывается что-либо, изображается какое-то явление действительности. В описании могут перечисляться как общие, так и частные признаки, высказываться  впечатления о  ком-либо или о чём-либо.

Что может описываться

  • портрет, описание внешности человека, его состояния
  • пейзаж, то есть описание природы- какого-то конкретного уголка природы или состояние природы вообще в данный момент
  • интерьер, то есть внутреннее пространство помещения
  • вещь, например. игрушка
  • животное, например, любимая собака

Композиция описания

  • общее представление о предмете описания
  • отдельные признаки предмета описания
  • может включать авторскую оценку, вывод, заключение

Особенности текста – описания

  • ведущие части речи — существительные, прилагательные, причастия
  • глаголы в основном употребляются несовершенного вида, так как они помогают передать статичность, вневременность описания. Так как что-то описывается в данный момент времени
  • предложения часто простые, могут употребляться неполные и назывные
  • в описании даются ответы на вопросы: какой он? где это находится?( справа, слева, недалеко), каково здесь? каково ему?( хорошо, плохо, весело), какие у него ощущения, чувства?(радостно, весело)

Пример текста – описания

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

   («Капитанская дочка» А.С.Пушкина, описание Емельяна Пугачёва)

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль, говорится о причинах и следствиях чего-либо, содержится оценка.

Композиция текста — рассуждения

  • тезис – это мысль, которую надо доказать или опровергнуть
  • аргументы, доводы, доказательства, примеры
  • вывод

Разновидности рассуждения

  • рассуждение — доказательство: почему так , а не иначе? что из этого следует?
  • рассуждение – объяснение: что это такое?( толкование понятия, объяснение сути чего-либо)
  • рассуждение — размышление : как быть ? что делать ? ( даны раздумья по какой-то проблеме или вопросу)

Особенности текста – рассуждения

  • Большое место занимают вводные слова, которые помогают последовательно изложить мысли, указать на связь мыслей (во-первых, таким образом, итак, следовательно)
  • Достаточно сложный синтаксис (наличие обособленных членов,  вводных конструкций, сложноподчинённых предложений

Пример текста – рассуждения

Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.

                                                            «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Таковы типы речи и их особенности. Следует помнить, что границы между типами условны. Редко, когда текст можно отнести только к одному конкретному типу. Значительно чаще встречаются сочетания типов речи в самых различных вариантах : описание и повествование,  описание и рассуждении, описание, повествование и рассуждение, описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и другие.

 Именно такие  задания часто бывают на ЕГЭ: нужно доказать правильность высказывания, в котором названо сочетание типов речи.

Например:

В предложениях 2-8  — рассуждение с элементами описания.

В предложениях 17-25- описание с элементами рассуждения.

Выполняя задание № 21. Помните , каковы особенности каждого типа речи, находите их в данных предложениях.

Пример текста с элементами  повествования и описания

Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[описание]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание].

                                                                 «Бежин луг» И.С.Тургенева.

                                                                                                                                                                                                               

Удачи вам!

Мельникова Вера Александровна

 

 

poznaemvmeste.ru

Анализ ТекстА художественного стиля

Весна

(1) Между тем пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди… (2) Весна долго не открывалась. (3) Последние недели стояла ясная, морозная погода. (4) Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги. (5) Потом вдруг… понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. (6) В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. (7) В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. (8) Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. (9) Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. (10) Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимся бурою, не убравшеюся водой, низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготанием журавли и гуси. (11) Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. (12) Пришла настоящая весна. (Л.Н. Толстой)

НАЧАЛО: Как удивительно прекрасна природа, пробуждающаяся от долгого зимнего сна. Март улыбнётся тепло – оживает всё окружающее. Щедро и приветливо размахнет апрель ворота – и затрещит, загудит, запоёт, забурлит весна…

Ведущая тема, определенная в заглавии, – весна. Ей подчиненытри микротемы: 1) пришла весна, но долго не открывалась; 2) теплый воздух пробудил землю; 3) забурлила жизнь в деревне. Толстой радуется наступившей весне. Это время года вносит оживление, ликование как в природе, так и в душе человека. Лев Николаевич, описывая весну, заставляет читателя восторгаться красотой родной земли, вселяет в него оптимизм.Основная мысль текста, по-моему, в том, что жизнь прекрасна и надо уметь радоваться ей, ценить ее.

Этот текст – отрывок художественного произведения, в котором представлена образная картина пробуждения природы. В целом в нем описывается весна. Неожиданное начало весны передается использованием преимущественно глаголов совершенного вида (больше всего – с приставкой, имеющей значение «начало действия»), с помощью которых создается динамика. Эти глаголы составляютповествовательнуюканву текста – мгновения весны.

Предложения в тексте соединены цепной ипараллельной связью. Предложения 1 и 2, 5 и 6, а также 6 и 7 связанылексическим повтором(«весна – весна»; «ветром – ветер»; «туман – в тумане»). Дистанционную связь можно наблюдать между предложениями 8-11: все они в целом подчинены предложению 7.

Цветопись и звукопись в тексте являются основным средством образности. Краски здесь солнечные, весенние: «серый туман», «прояснело», «зазеленела трава», «золотым цветом». Но более всего слышна музыка весны: «полились воды», «затрещали льдины», «воздух задрожал», «загудела пчела», «залились жаворонки». В создании колорита весны Толстой используетолицетворения(«пришла весна», «радуются растения», «заплакали чибисы»),эпитеты(«веселые голоса», «яркое солнце»),сравнения(«тучи разбежались барашками», «вылезающая иглами трава»),метафоры(«открылась весна», «над бархатом зеленей», «затрещали голоса»),метонимию(«застучали топоры»). Такое оформление помогает ярче представить картину весны, услышать ее разные звуки.

Таким образом, Л. Н. Толстой, великий художник слова, сумел передать, как мне кажется, не только состояние весенней природы, но и состояние души человека, когда сердце наполняется любовью ко всему окружающему, когда рождается гимн весне и жизни.

studfile.net

Помогите найти примеры из художественной литературы с типом текста-рассуждение, пожалуйста!)

Примером рассуждения в разговорном стиле (на грани с публицистическим) может служить знаменитая речь о товариществе в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» : « Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… – сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, – так никому ж из них не доведется так умирать!. .Никому, никому!. .Не хватит у них на то мышиной натуры их! » Пример рассуждения в публицистическом стиле: «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственности человека. Человек — это степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи. Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими чем-то поступиться ради любимого дела и любимых людей» . (Д. С. Лихачев). есль и другие <a rel=»nofollow» href=»http://ledyclass.ru/?p=743″ target=»_blank»>http://ledyclass.ru/?p=743</a>

Polina Zaytseva 2 года назад Знаток (269) Примером рассуждения в разговорном стиле (на грани с публицистическим) может служить знаменитая речь о товариществе в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» : « Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… – сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, – так никому ж из них не доведется так умирать!. .Никому, никому!. .Не хватит у них на то мышиной натуры их! » Пример рассуждения в публицистическом стиле: «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственности человека. Человек — это степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи. Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими чем-то поступиться ради любимого дела и любимых людей» . (Д. С. Лихачев). есль и другие <a rel=»nofollow» href=»http://ledyclass.ru/?p=743″ target=»_blank»>http://ledyclass.ru/?p=743</a>

Ну вы и загнули… Найди текст где есть : утверждение, аргументы, вывод или заключение

« Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… – сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, – так никому ж из них не доведется так умирать!. .Никому, никому!. .Не хватит у них на то мышиной натуры их! » Пример рассуждения в публицистическом стиле: «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственности человека. Человек — это степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи. Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими чем-то поступиться ради любимого дела и любимых людей» . (Д. С. Лихачев). есль и други

touch.otvet.mail.ru

Написать текст в художественном стиле

Для написания любого текста в художественном стиле необходимо знать его особенности.

Особенности художественного стиля

Художественный стиль в литературе — это особый стиль речи. Он характеризуется следующими особенностями:

  • большой эмоциональностью;
  • обилием художественных средств выразительности;
  • вызывает эмоции и яркие впечатления у читателя;
  • обладает образностью;
  • в нем используется разговорный стиль речи, в том числе просторечные и жаргонные выражения.

Художественный текст заставляет читателя испытывать эмоции, погружает в мир фантазий.

Текст в художественном стиле

— А ну, стой спокойно, не топчись!
Маринка прикрикнула на лошадь, пихнув ее в бок ведром. А лошади хоть бы что – стоит, смотрит огромными карими глазами, перебирает копытами.
— Ну, я тебе! Попросишь ты у меня сахарку еще!
Лошадь обиженно дернула ушами и смешно фыркнула, но топтаться перестала. Испугалась.
— То-то же! – сказала Маринка, с трудом наливая в лохань чистую воду.
Лошадь по имени Аза была молодой кобылкой красивой черной масти. Только на лбу белело пятнышко, будто кто мукой присыпал. Ноги длинные, грива роскошная, шея гибкая и характер дурной – вот и вся Аза. Любила Аза сахар и свою хозяйку Марину. Ну и катать ее по летним лугам. Бывало, неслись они галопом, вокруг – никого, и только ветер и ароматная сочная трава бьет по ногам.
Но теперь не выводит Марина свою Азу на вечерние поля. Не запрыгивает в седло, как раньше, не выпускает попастись, пожевать вкусной травы. Не несутся они галопом, и теплый ветер больше не треплет черную гриву.
Аза вздохнула тяжело и печально.
— Ну что ты? На вот сахару.
Марина достала из кармана несколько белых сахарных кусков. Лошадь аккуратно смела их с ладони теплыми мягкими губами и тут же подставила голову, чтобы погладили. Марина так всегда делала, но почему-то не в этот раз.
Аза недоуменно мотнула головой, ожидая ласки.
— Не могу, милая. Прости, моя хорошая.
Марина вышла, избегая смотреть на Азу. Хлопнула дверь денника, которую Марина почему-то не придержала.
Свет фонаря выхватил у выхода из конюшни тоненькую фигурку Марины. Куртка, наброшенная на плечи, скрыла сверкнувший в отблеске металлический протез вместо руки.

 

 

vashurok.ru

Примеры из художественной литературы в рецензии на ЕГЭ по русскому языку

1. «Слово о полку Игореве».

Князь Игорь, его брат Всеволод, Ярославна, киевский князь Святослав и его «золотое слово» о необходимости объединения русских княжеств для защиты перед внешними врагами.

Проблематика: доблесть и мужество русских воинов, защита своей земли, трагические последствия междоусобиц русских князей, верность, нежность русских женщин, предопределённость событий (затмение солнца), помощь природы русским людям.

2. Михаил Васильевич Ломоносов

Ода «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны», 1747

Проблематика: наука, постижение разумом тайн природы, способность человека к творческому преобразованию мира.

3. Гавриил Романович Державин

«Властителям и судиям»

Проблематика: сатирическое обличение порочных вельмож, создание образа достойного гражданина, утверждение идеала мудрого, просвещённого правителя.

4. Денис Иванович Фонвизин

«Недоросль»

Госпожа Простакова, её муж, сын Митрофан, брат Скотинин, учителя, кормилица, портной Тришка, Софья, Милон, Стародум, Правдин.

Проблематика: крепостничество, противостояние прогрессивно мыслящих дворян и реакционных дворян-крепостников, воспитание и образование детей, служение своему Отечеству, невежество, бесчеловечность, способность совершить подлый, бесчестный поступок, мудрость и справедливость правителя.

5. Александр Сергееевич Грибоедов

Комедия «Горе от ума»

Фамусов, Чацкий, Софья, Молчалин, Скалозуб, Лиза, Горичи, Тугоуховские, Хрюмины, Хлёстова, Загорецкий, Репетилов.

Проблематика: борьба нового со старым, противостояние вольнолюбивых, прогрессивно мыслящих дворян реакционному лагерю крепостников, отношение к крепостничеству, карьеризму, преклонению перед общественным мнением, оценка личности в зависимости от богатства, чина, положения в обществе, соблюдение внешних форм жизни, несмотря на их содержание, карьеризм, мелочность интересов, духовная пустота, идеал праздной жизни, отношение к воспитанию, образованию молодёжи, смысл жизни, нравственный выбор человека.

6. Александр Сергеевич Пушкин

Роман «Евгений Онегин»

Онегин, Татьяна Ларина, Ленский, Ольга

Проблематика: воспитание, образование человека, социальная среда как основа формирования характера, пути просвещённой передовой дворянской интеллигенции, противопоставление романтического и реалистического восприятия жизни, внешняя и внутренняя красота человека, глубина, сила и искренность чувств, праздная жизнь и духовная пустота представителей поместного дворянства, а также московского барства, отношение к светским предрассудкам, жизнь и смерть человека, выбор между любовью и долгом, русский национальный характер..

«Повести Белкина»

«Барышня-крестьянка» — Лиза Муромская, Алексей Берестов, их отцы.

Проблематика: взаимоотношения отцов и детей, любовь героев вопреки мнимым социальным преградам, обман, заканчивающийся счастьем.

«Станционный смотритель» — Самсон Вырин, дочь Дуня, гусар.

Проблематика: взаимоотношения отцов и детей, социальное неравенство, судьба «маленького человека», раскаяние, прощение.

«Дубровский»

Андрей Гаврилович Дубровский, сын Владимир, Кирилла Петрович Троекуров, дочь Маша, князь Верейский.

Проблематика: крестьянское восстание, внутрисословный конфликт, самоуправство помещиков, бюрократические злоупотребления местных властей, любовь «благородного» разбойника-мстителя.

«Пиковая дама»

Офицер Германн, старая графиня, воспитанница Лизавета Ивановна.

Проблематика: неутолимая жажда денег, наживы, обогащения как стремление к личной независимости и власти, проникновение денежных отношений во все сферы жизни общества, обличение жестокого, хищного эгоизма и необычайного честолюбия.

«Медный всадник»

Бедный чиновник Евгений, Петербургское наводнение, памятник Петру I.

Проблематика: трагичность отношений государственной власти и «маленького человека», безжалостность стихии, Петербург как «рукотворный» памятник Петру I , «Кумир на бронзовом коне» как воплощение бесчеловечной власти, карающей даже за робкий протест.

«Капитанская дочка»

Пётр Гринёв, Пугачёв, капитан Миронов, Маша, Швабрин.

Проблематика: семьи Мироновых и Гринёвых как воплощение честности, прямоты, простоты в быту, чувства собственного достоинства

«Береги платье снову, а честь смолоду», противопоставление старинного «коренного «дворянства (Гринёвы) «новой знати» (Швабрин), черты национального характера в образе Савельича, верность, преданность, любовь, милосердие, прощение, причины, последствия народной войны под предводительством Пугачёва.

7. Михаил Юрьевич Лермонтов

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Царь Иван Грозный, опричник Кирибеевич, Калашников, Алёна Дмитриевна.

Проблематика: конфликт между справедливостью, правдой-матушкой (Калашников) и эгоизмом, необузданными страстями (Кирибеевич), защита чести, права, достоинства человека в условиях самодержавной власти.

Поэма «Мцыри»

Проблематика: протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического ей служения, страстная жажда жизни.

Роман «Герой нашего времени»

Печорин, Максим Максимыч, Бэла, Казбич, ундина, Янко, слепой мальчик, старуха, Грушницкий, княжна Мери, драгунский капитан, Вернер, Вулич.

Проблематика: герой и общество, «лишний человек», «портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего поколения», трагическое мироощущение и философские искания личности, осознание своего места в мире, активная или пассивная жизненная позиция, удачные или неудачные попытки реализовать свои желания и таланты, проблемы бытия — смерти, добра — зла, выбор цели жизни, отношение человека к окружающим людям, любовь и дружба, подлость и предательство, ответственность человека за его поступки..

8. Николай Васильевич Гоголь

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Проблематика: красота духовной сущности народа, характеры, духовные свойства, моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства, победа добра над злом, великодушия над корыстолюбием, гуманизма над эгоизмом, отваги над трусостью, энергии над ленью и праздностью, благородства над низменностью и подлостью, одухотворённой любовью над грубой чувственностью; власть денег губительна, счастье достигается не преступлением, а добром, человеческие, земные силы побеждают дьявольские, нарушение естественных, народно-нравственных законов, предательство родины заслуживает самой тягчайшей кары.

Повесть «Тарас Бульба»

Тарас, Остап, Андрий, Запорожская Сечь

Проблематика: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение, вольнолюбивый характер казачества, утверждение демократических основ Запорожской Сечи, прославление её, чувства товарищества и коллективизма, стремление запорожцев к воле и свободе, их преданность отечеству, нравственный выбор человека между долгом и любовью.

Повесть «Шинель»

Акакий Акакиевич Башмачкин, Значительное лицо

Проблематика: жизнь «маленького человека», духовное и физическое подавление, измельчание человеческой личности в условиях антагонистического общества.

Комедия «Ревизор»

Городничий, его жена, дочь, судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почмейстер , Добчинский и Бобчинский, Иван Александрович Хлестаков.

Проблематика: социальная сущность, нравы и быт дворянства, показанного в условиях уездного города: злоупотребления чиновников (взяточничество, казнокрадство, грубый произвол), праздная жизнь помещиков, притеснения купцов со стороны власти и их собственный обман покупателей, тяжёлая жизнь мещан, обличение бездельников, сплетников, лгунов, комический характер любовной интриги.

Поэма «Мёртвые души»

Павел Иванович Чичиков, помещики Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин, чиновники губернатор, прокурор. Председатель палаты, полицмейстер, служащий канцелярии Иван Антонович Кувшинное Рыло, «приятная дама» и «дама приятная во всех отношениях».

Проблематика: противоречия современной Гоголю действительности: исполинские духовные силы народа и его закабалённость, состояние помещичьего хозяйства, моральный облик поместного и чиновного дворянства, судьба народа в России, произведение как гениальная сатира на крепостническую Русь: паразитизм существования помещиков, полная внутренняя опустошённость, безалаберное расточительство одних, стяжательство других и полное вырождение третьих, пошлость, узость интересов, нерадивость, казнокрадство, взяточничество, полное равнодушие к народным нуждам.

9. Александр Николаевич Островский

Драма «Гроза»

Кабанова (Кабаниха), Тихон, Катерина, Варвара, Борис, Дикой, Кулигин, Кудряш.

Проблематика: противоречия между старыми социально-бытовыми принципами и прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности, мир самодурства, основанный на семейной и имущественной тирании, диком произволе и деспотизме, обличение мертвящих условий «тёмного царства», пробуждение самобытной, цельной личности, нравственная чистота, душевная красота русской женщины.

Драма «Бесприданница»

Лариса Огудалова, Паратов, Кнуров, Вожеватов

Проблематика: утверждение власти бессердечного чистогана, превращающего неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего — в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения, трагедия возвышенной, одухотворённой души в мире стяжательства и холодного эгоизма.

10. Иван Сергеевич Тургенев

Роман «Отцы и дети»

Евгений Базаров, Павел Петрович, Николай Петрович и Аркадий Кирсановы, Одинцова и Катя, Ситников и Кукшина, родители Базарова

Проблематика: взаимоотношения «отцов» и «детей», споры об отношении к культурному наследию, об искусстве и науке, о системе поведения человека, о нравственных принципах, о воспитании, общественном долге, вопрос о судьбах России, русского народа, о путях его дальнейшего развития, опасность нигилистического отношения к жизни, прогрессивность научного мышления, стремления к практической деятельности и т.д.

11. Иван Александрович Гончаров

Роман «Обломов»

Илья Ильич Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская

Проблематика: социальная косность и инертность, апатия и безволие как результат влияния помещичьего быта, угасание в человеке лучших качеств характера: живого ума, доброты, правдивости, кротости, склонности к самоанализу, истинная дружба и любовь, настоящее счастье, равноправие женщин, узость практицизма, стремление к деятельному счастью.

12. Николай Алексеевич Некрасов. Лирика

Проблематика: родина и русский народ, духовный мир крестьянина, его нужды, стремления, доля русской женщины, высота её нравственных принципов, душевная простота, талантливость, назначение поэта и поэзии, гражданственность, народность творчества, обличение власть имущих, позор крепостничества,

идеал общественного деятеля, вера в могучие силы народа..

13. Николай Семёнович Лесков

«Очарованный странник»

Иван Северьяныч Флягин, князь, Груша.

Проблематика: мятежный дух, неутомимость в поисках истины, неповторимые черты русского национального характера, странничество как элемент русского самосознания, вера в могучие силы народа.

14. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

«История одного города», «Сказки»

Проблематика: обобщение порочной сущности представителей государственной власти, несовершенство системы монархического правления, язвы общественной жизни, галерея нравственных уродов (Перехват-Залихватский «:въехал в город на белом коне, сжёг гимназию, упразднил науки», майор Прыщ — обладатель фаршированной головы, служака Брудастый с «органчиком» вместо головы, проигрывающим всего две фразы: «Разорю!» и «Не потерплю!»).

15. Фёдор Михайлович Достоевский

Роман «Преступление и наказание»

Родион Романович Раскольников, его мать, сестра Дуня, старуха-процентщица Алёна Ивановна, её сестра Лизавета, Разумихин, Лужин, Мармеладов, Соня, Катерина Ивановна, Поленька, Порфирий Петрович, Свидригайлов, Миколка.

Проблематика: индивидуалистический бунт против порядков окружающей жизни, жизнь «униженных и оскорблённых», социальная несправедливость, безысходность, стремление стать «высшим», «сильным мира сего», кому «всё дозволено», муки совести как наказание за преступление, несостоятельность «наполеоновской теор

urok.1sept.ru

Художественный текст — примеры и определение. Художественная литература :: SYL.ru

Любое литературное произведение имеет в своей основе текст. Несмотря на все разнообразие текстов как в содержательном, так и в стилистическом плане, они имеют определенные закономерности построения и анализа.

Понятие текста

Сам текст как таковой является не столько выражением имеющейся вне его информации, определением чего-то, существовавшего уже до него (идеи, языка, авторской интенции, внетекстовой реальности, и др.), сколько самостоятельным универсумом, порождающим и включающим это в свою структуру. Существует даже метафорическое представление о тексте как о неком лабиринте, в который погружается читатель во время чтения и который предстоит определенному «распутыванию».

 текст из художественной литературы [1]

Текст и контекст

Любой текст принято рассматривать в соответствии с другим текстом – контекстом. «Только в точке этого контакта текстов вспыхивает свет, освещающий и назад и вперед, приобщающий данный текст к диалогу», — говорил М. Бахтин. Если внутри текста возможно определенное противоречие (оппозиция) используемых высказываний, то между текстом и контекстом оно считается недопустимым. Значимым моментом в данном случае является личностное понимание текста читателем, а не механическое усвоение.

В зависимости от определенных критериев принято различать художественный и научный тексты.

Специфика научного текста

Научный и художественный тексты различаются по цели создания, а также по предмету и способу описания. Научный текст отличается четкостью и лаконичностью, что отражает его цель: передача информации, изложение фактов. Соответственно, допустимо употребление только точных данных и прямого значения слов. Например: «В рамках научной конференции в области педагогики были рассмотрены проблемы снижения читательской активности среди молодежи. Особое внимания было уделено идее возрождения литературных секций на базе средних общеобразовательных школ». Или: «Согласно пресс-релизу регулятора банк Англии в четверг принял решение сохранить основные параметры монетарной политики».

Читателю данного типа текста необходимо владение лексическим значением слов, используемых автором и знать о синтаксической структуре речи. Речевая деятельность читателя в процессе чтения научного текста направлена на извлечение и усвоение информации.

художественный текст

Цели художественного текста

Активизация воображения, сопереживание читателя героям и т.д. – все это характеризует художественный текст. Пример: «Нет людей несчастнее станционных смотрителей, ибо во всех своих неприятностях путешествующие непременно винят смотрителей и стремятся на них выместить свою злость по поводу плохих дорог, несносной погоды, скверных лошадей и тому подобного» (А.С. Пушкин). Пытаясь разбудить в своем читателе сочувствие к категории станционных смотрителей, создавая определенный эмоциональный настрой, автор тем самым готовит читателя к встрече с будущим героем.

текст художественного стиля

Таким образом, художественный текст, в отличие от научного, обладает эмоциональной окраской, которая в свою очередь оказывает влияние на восприятие и оценку читателем повествуемых событий.

Морфологические особенности в художественном тексте

Художественный текст может иметь особую морфологию, не свойственную типичному представлению о тексте как таковом. О чем идет речь? Например, такой текст может быть полностью безглагольным или, напротив, перенасыщен глаголами. Во втором случае автор таким образом пытается подчеркнуть динамичность событий, интенсивность действий. Пример — текст из художественной литературы: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли. Исполнись волею моей…» (А.С. Пушкин). Автор побуждает героя к действию, призывает к активной гражданской позиции.

Дополнительную образность описания текст художественного стиля может приобретать за счет насыщения его прилагательными и причастиями. Например: «Яркий солнечный свет проходил сквозь прозрачный хрусталь вазы на столе и разбивался радужными брызгами по ее поверхности, искрящимися и переливающимися всеми цветами радуги». Благодаря данному описанию перед читателем встает красочная картина, создающая светлое и радостное настроение. Однако стоит свести количество прилагательных к минимуму, и весь колорит сразу исчезает: «Солнце освещало хрустальную вазу на столе». Несмотря на то что основное содержание, которое в данном случае передает текст художественной речи, сохранено, картина представляется менее яркой и, соответственно, менее эмоциональной.

художественный текст пример

Синтаксическая специфика

Как мы могли уже убедиться, художественный текст может различаться по цели высказывания. Для сравнения: «Редкая птица долетит до середины Днепра». Или: «И вон она понеслась, понеслась, понеслась!..» «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?» (Н.В. Гоголь). Соответственно, художественный текст может включать в себя все виды предложений относительно цели высказывания. Также нет ограничений по интонации, наличию главных и второстепенных членов и т.д. Напротив, чем сложнее структура предложений художественного текста, чем больше она изобилует различными дополнениями, средствами выразительности и прочими изысками, чем более эмоциональным становится восприятие его читателем, тем глубже передается основной замысел автора.

Особенности художественного текста в поэзии

Для поэтического текста характерно преимущественное описание художественной действительности. Она может носить либо вымышленный характер, либо быть слегка приукрашенной. В любом случае данная действительность имеет многозначную специфику и может по-разному восприниматься читателем. Слово в поэтическом тексте приобретает особую роль. Помимо носителя конкретной информации, слово становится средством создания образа, на который нацелен данный художественный текст. Пример: «Опять весна в висках стучится. Снега землею прожжены» (Б.Л. Пастернак).

текст художественной речи

В данном случае для читателя уже становится недостаточным обычное понимание лексического значения слов. Ведь если воспринимать текст художественного стиля дословно, то представляется довольно странная картина: весна принимает форму некоего физического существа, которое странным образом попадает внутрь головы человека и оттуда стучит ему в висок.

 особенности художественного текста В реальности же такой картины не возникает – мы понимаем, что речь идет о физиологическом ощущении лирического героя, которое вызывает у него приход весны. Однако чтобы осознать данное значение, читателю необходимо осуществить определенную эстетическую деятельность – взаимосвязанная работа мышления, воображения и конечно же эмоций. Только в результате ее успешного осуществления возможно постижение авторского замысла, определяющего текст художественной речи.

www.syl.ru

Оставьте комментарий