Схемы по русскому языку 4 класс – Русский язык — таблицы и опорные схемы 1

Учебно-методический материал по русскому языку на тему: Схемы и таблицы по русскому языку 1 — 4 классы

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

      — предмет –  изменяю (по числам и

                                               падежам)

                            Ч

                            П

     — признак – изменяю (по числам,

                                   родам и падежам)

                             Ч

                             П

                             Р

     — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

 — предмет –  изменяю (по числам и  падежам)                                  

                            Ч

                            П

 — признак – изменяю (по числам, родам и  падежам)                                                                                                

                             Ч

                             П

                             Р

 — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

      — предмет –  изменяю (по числам и падежам)                                          

                            Ч

                            П

     — признак – изменяю (по числам, родам и падежам)                                                                                    

                              Ч

                             П

                             Р

  — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание             

nsportal.ru

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ по русскому языку для учащихся 1-4 классов

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ

по русскому языку

Учащихся 1-4 классов

(

Не путай звуки и буквы!

З

вонкие б в г д ж з л м н р й

Глухие п ф к т ш с х ц ч

парные согласные непарные согласные

Всегда твёрдые согласные звуки: [ж] [ш] [ц]

Всегда мягкие согласные звуки: [ч’] [щ’] [й’]

Гласных звуков шесть: [а] [о] [у] [и] [ы] [э]

Гласных букв десять: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласных букв, после ъ, ь обозначают два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Буква и после гласных букв или после ъ, ь тоже обозначает два звука: [й’и] – соловьи — [салав’й’и].

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный разбор)

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.

Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.

Порядок фонетического разбора:

  • Сколько в слове слогов?

  • На какой слог падает ударение?

  • Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

  • Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.

  • К

    оличество звуков и букв в слове.

Паль то – 2 слога, [пал´то]

п – [п] – согласный, твердый, парный, глухой

а – [а] – гласный, безударный

л – [л´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий

ь – не обозначает звука

т – [т] – согласный, твердый, парный, глухой

о –[о] – гласный, ударный

6 букв, 5 звуков


Я ма – 2 слога, [й´ама]

я

– [й´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий

[а] – гласный, ударный

м – [м] – согласный, твердый, непарный, звонкий

а – [а] – гласный, безударный

3 буквы, 4 звука

Состав слова

Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.

за

рас цветут

от

  • Корень – общая часть родственных слов: снег, снежок, снеговик.

  • Суффикс – часть слова, которая находится после корня и образует новые слова:

ок

цвет очек

ик

  • Окончание – изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении: снегом, снега, о снеге.

Порядок морфемного разбора:

  • Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).

  • Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).

  • Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).

  • Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).

П

риставка, корень, суффикс – основа слова.

п о д с н е ж н и к и

Правописание безударных гласных в корне

Безударные гласные в корне нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

Можно ли подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный звук станет ударным?

Да Нет

Пиши так, как слышишь Посмотри в словарь.

под ударением. Запомни это слово.

сады сад огурец

садик собака

Правописание парных звонких и глухих согласных

Если при произношении корень заканчивается на парный по звонкости – глухости согласный звук, например [ п, ф, к, т, ш, с] , — это «опасное» место (орфограмма). Обязательно проверь перед записью.

Чтобы проверить, подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л, м, н, р, й’ ].

са[т] – сады сад

ко[т] – коты кот

Изменять слово лучше всего так:

Один – много ро[к] — рога рог

Есть – нет есть лу[к] – нет лука лук

есть лу[к] – нет луга луг

Правописание непроизносимых согласных

Можно ли подобрать родственное слово, в котором бы непроизносимый согласный зазвучал?

Да Нет

Пиши как слышится в Непроизносимого согласного

проверочном слове. в этом слове нет. Пиши как

звёздный — звезда слышится.

устный –уста вкусный – вкус, ужасный — ужас

Правописание слов с разделительным мягким и твердым знаками

Е

от на согласную Ъ Ё

Ю

Я

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед корнем, который начинается не букву е, ё, ю, я: подъём, съел, объяснять, предъюбилейный.

Учимся применять правило.

Возьмем слово ехал. В этом слове корень начинается с буквы е. будем подставлять приставки. Подумай, после каких приставок перед корнем писать ъ?

  1. Приставка на- оканчивается на гласный звук, значит, ъ писать не надо

на + ехал = наехал.

  1. Об- — приставка, заканчивающаяся на согласный звук. Корень начинается на букву е , пишем ъ. Об + ехал = объехал.

Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е, ё, ю, я,и в корне слова или на стыке корня и окончания: вьюга, платье, пьеса, муравьи.

Учимся различать разделительные ъ и ь знаки.

  1. [л’ис’й’а]. В какой части слова орфограмма? [л’ис’й’а] лиса – лисичка. Орфограмма на стыке корня и окончания, пишем ьлисья.

  2. [падй’эзды]. В какой части слова орфограмма?

[падй’эзды] проезды – переезды. Орфограмма после приставки. Которая заканчивается на согласный звук. Корень начинается с буквы е, пишем ъподъезды.

Приставка и предлог

Приставка —

Предлог —

Это

часть слова

самостоятельное слово

пишется

с корнем слитно

с другими словами раздельно

служит

для образования новых слов

для связи слов в предложении

поставить вопрос или другое слово

между приставкой и корнем нельзя

между предлогом и словом можно

Учимся различать приставки и предлоги.

Если ты сомневаешься, что перед тобой – предлог или приставка:

  1. Проверь, можно ли вставить перед корнем другое слово, например большой.

  2. Если можно – это предлог. Предлог пишем отдельно.

Если нельзя – это приставка. Пишем слитно.

От?бежать от?дома.

  1. От (большой) бежать – вставить слово невозможно, значит это приставка. Пишем слитно: отбежать.

  2. От (большого) дома – вставить слово можно, значит это предлог. Пишем раздельно: от дома.

Отбежать от дома.

Суффиксы и их значения

Суффикс

Значение суффикса

Примеры

-анан-, -янин-, -ан-, -ян-, -ич-, -ичк-, -ец-

Житель какой-либо страны, города, края

Москвич, волжанин, африканец

-ушк-, -юшк-, -к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-, -онок-

Уменьшительно-ласкательное

Заюшка, домик, мышонок, травушка

-ист-, -чик-, -ник-, -ель-, -иц-, -арь-, -ик-

Обозначение людей по профессии или роду занятий

Футболист, переводчик, дворник, строитель

-евн-, -евич-, -ич-, -ичн-, -овн-, -ович-

Обозначают отчества людей

Алексеевна, Алексеевич, Владимирович, Ивановна

-оват-, -еват-

Обозначает значение «не очень»

Горьковатый, сыроватый, сладковатый, синеватый

Части речи в русском языке

самостоятельные служебные междометия

имена существительные союз

имена прилагательные предлог

глаголы

наречия

местоимения

числительные

Части речи

Вопросы

Что обозначают

Имя существительное

Кто? Что?

Предмет

Имя прилагательное

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета

Глагол

Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделала?…

Действие предмета

Наречие

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Признак действия

Числительное

Сколько? Который? Какой? Какая? Какие?

Количество предметов или порядок при счёте

Местоимение

Кто? Что? Какой?

Указывают на предмет, не называя его

Союзы

А, но, да, и

Связывают слова и предложения

Предлоги

От, до, из, в, на, про, с, о (об, обо), под, над, …

Служат для связи слов в предложении

Междометие

Выражает различные чувства

Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.

Имя существительное

  1. Обозначает ПРЕДМЕТ.

Отвечает на вопросы КТО? (одушевленное сущ.)

ЧТО? (неодушевленное сущ.)

  1. Бывает МУЖСКОГО

ЖЕНСКОГО РОДА

СРЕДНЕГО

  1. Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ.

  2. В предложении может быть ПОДЛЕЖАЩИМ __________________

ДОПОЛНЕНИЕМ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ _ . _ . _ . _ . _ . _

Порядок разбора имени существительного как части речи

(морфологический разбор) .

  1. Вопрос.

  2. Начальная форма ( Им.п, ед.чило)

  3. Часть речи.

  4. Постоянные признаки:

  1. Непостоянные признаки:

  1. Роль в предложении.

Образец записи: Белая берёза под моим окном…..(С.Есенин)

Берёза – (что?), н.ф. (что?) берёза – сущ., нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., Им. п., ед.ч., подлежащее.

(Под) окном – (под чем? где?), н.ф. (что?) окно – сущ., нариц., неодуш., ср.р., 2 скл., Т.п., ед.ч., обстоятельство.

Имя прилагательное

  1. Обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Отвечает на вопросы КАКОЙ? (молодой) КАКОЕ? (отличное)

КАКАЯ? (хорошая) КАКИЕ? (здоровые)

  1. Изменяется по

Р – женский

О

Д – мужской в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

А

М – средний

  1. Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ.

  2. В предложении – ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Порядок разбора имени прилагательного как части речи

(морфологический разбор)

  1. Вопрос.

  2. Начальная форма (единственное число, мужского рода, Им.п.).

  3. Часть речи.

  4. Число.

  5. Род (ТОЛЬКО в единственном числе).

  6. Падеж.

  7. Роль в предложении.

Образец записи: Пахнет мёдом, зацветает белая гречиха….

Только звёзды золотые смотрят с небес… (И.Бунин)

Белая (гречиха) –(какая?), н.ф. (какой?) белый – прил., ед.ч., ж.р., Им.п., определение.

Золотые (звёзды) – (какие?), н.ф. (какой?) золотой – прил., мн.ч., Им.п., определение.

Местоимение

Предмет

Лицо

Единственное число

Множественное число

(личные местоимения)

1-е

2-е

3-е

я

ты

он (м.р.), она (ж.р.), оно (ср.р.)

мы

вы

они

Признак

мой

твой

его, её

наш

ваш

их

Количество

сколько, столько. Несколько и др.

Порядок разбора местоимения как части речи (морфологический разбор)

  1. Начальная форма (Им.п.)

  2. Часть речи.

  3. Лицо.

  4. Число.

  5. Род ( если это местоимение 3-го лица ед.ч.)

  6. Падеж.

  7. Роль в предложении.

Образец записи: Похвалялись ежи:

— У нас шубы хороши!

(У) нас – н.ф. мы, мест., личное, 1-е лицо, мн.ч., Р.п., дополнение.

Глагол

  1. Обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧТО БУДЕТ ДЕДАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛА? и др.

  1. Имеет НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ форму (что делать?

что сделать?).

Суффиксы глаголов неопределённой формы -ть-, -ти-, -чь.

Перед суффиксом -ть- стоят глагольные суффиксы –а-, -я-, -и-, -е-, -у-, -о-.

  1. Изменяется по

В – настоящее даю, даёт, даёшь

Р по лицам

Е и числам

М – будущее дам, дашь, дадим

Е

Н

А – прошедшее (по родам и числам) дал, дала, дали

М

  1. Бывают I и II спряжения.

  2. В предложении является СКАЗУЕМЫМ ============

Порядок разбора глагола как части речи (морфологический разбор)

  1. На какой вопрос отвечает.

  2. Часть речи.

  3. Неопределённая форма (начальная форма).

  4. Изменяемые признаки:

  • число;

  • время;

  • лицо (наст. и будущ. время )

  • род (прошед.время, ед.ч.)

  1. Постоянные признаки:

  1. Роль в предложении.

Образец записи: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной. И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны…. (М.Лермонтов)

Плыла – (что делала?), глаг., н.ф. (что делать?) плыть, прош.в., ед.ч., ж.р., I спр., сказуемое.

Синтаксический разбор предложения

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения. Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.

Порядок разбора предложения:

  1. Обозначь части речи.

  2. Определи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

  3. Определи, какое это предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное).

  4. Подчеркни грамматическую основу.

  5. Определи, простое это предложение или сложное.

  6. Укажи, распространенное оно или нераспространенное (для простого предложения).

  7. Укажи однородные члены предложения (если они есть).

  8. Выпиши словосочетания.

  9. Начерти схему.

Список литературы

    1. Бондаренко А.А. орфография для малышей// Начальная школа, №5 — 2002.

    2. Вахрушева Т., Попова Е. сборник упражнений по русскому языку. Сборник упражнений для начальной школы. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

    3. Гранин Г.Г., Бондаренко С.М. Секркты орфографии.-М., 1994.

    4. Дружок. Правила по русскому языку для начальных классов. –М.: Стрекоза,2008.

    5. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии.// Начальная школа, №8 -1991.

    6. Кирюшин В.А. работа со схемами при обучении грамоте.//Начальная школа, №7 – 2000.

    7. Клюхина Н.В. Правила по русскому языку.-М.: Вако, 2013.

    8. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах.-СПб.: Литера, 2008.

    9. Ушакова О.Д. Все виды разбора по русскому языку. 1-4 классы.- СПб.: Литера, 2012.

    10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все правила орфографии: морфологический разбор, упражнения, тесты, контрольные работы по теме «Имя существительное».- М., 2004.

multiurok.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (4 класс): Опорные схемы по русскому языку

Характеристика согласных

        Парные согл.

звонкие        б   в    г   д   ж   з

глухие                п   ф   к   т   ш   с

Непарные зв.согл.                й   л   м   н   р

Непарные глух.согл.                х   ц   ч   щ

Всегда твёрдые                [ ж ],   [ ш ],   [ ц ]

Всегда мягкие                [ й , ],   [ч ,],   [ щ , ]

Характеристика согласных

        Парные согл.

звонкие        б   в    г   д   ж   з

глухие                п   ф   к   т   ш   с

Непарные зв.согл.                й   л   м   н   р

Непарные глух.согл.                х   ц   ч   щ

Всегда твёрдые                [ ж ],   [ ш ],   [ ц ]

Всегда мягкие                [ й , ],   [ч ,],   [ щ , ]

Характеристика согласных

        Парные согл.

звонкие        б   в    г   д   ж   з

глухие                п   ф   к   т   ш   с

Непарные зв.согл.                й   л   м   н   р

Непарные глух.согл.                х   ц   ч   щ

Всегда твёрдые                [ ж ],   [ ш ],   [ ц ]

Всегда мягкие                [ й , ],   [ч ,],   [ щ , ]

Характеристика согласных

        Парные согл.

звонкие        б   в    г   д   ж   з

глухие                п   ф   к   т   ш   с

Непарные зв.согл.                й   л   м   н   р

Непарные глух.согл.                х   ц   ч   щ

Всегда твёрдые                [ ж ],   [ ш ],   [ ц ]

Всегда мягкие                [ й , ],   [ч ,],   [ щ , ]

Характеристика согласных

        Парные согл.

звонкие        б   в    г   д   ж   з

глухие                п   ф   к   т   ш   с

Непарные зв.согл.                й   л   м   н   р

Непарные глух.согл.                х   ц   ч   щ

Всегда твёрдые                [ ж ],   [ ш ],   [ ц ]

Всегда мягкие                [ й , ],   [ч ,],   [ щ , ]

Характеристика согласных

        Парные согл.

звонкие        б   в    г   д   ж   з

глухие                п   ф   к   т   ш   с

Непарные зв.согл.                й   л   м   н   р

Непарные глух.согл.                х   ц   ч   щ

Всегда твёрдые                [ ж ],   [ ш ],   [ ц ]

Всегда мягкие                [ й , ],   [ч ,],   [ щ , ]

nsportal.ru

Материал по русскому языку (4 класс) по теме: Опорные схемы по русскому языку

Опорные схемы по русскому языку

1.     Безударные гласные в корне слова   

 

              а    и   е   о   я

2. Правописание разделительного Ъ и  разделительного  Ь

                                                Е                                                                                       Е

                                              Ё                                                                                        Ё                                                                  

           Ъ           Ю                                                                Ь                  Ю

                                              Я                                                                                       Я

                                                                                                                                       И

3. Правописание гласных О и Е в окончаниях имен существительных и имен прилагательных после шипящих и Ц

Ш

Ж          ⁄

Ч                               О                        Е       

Щ

Ц

4. Правописание суффиксов –ЕЦ- и  -ИЦ-  в именах существительных

М.р.         -ЕЦ- (молодец)

Ж. р.               -ИЦ- (красавица)

5. Правописание сочетаний –ИЧК- и  -ЕЧК- в именах существительных

от слов на …ИЦА               -ИЧК- (пуговица – пуговичка)

от остальных слов               — ЕЧК- ( чашка – чашечка)

6. Правописание суффиксов –ИК-, -ЕК-  у имен существительных

Нет … ключИка                 ключИК

Нет…замочка  Е               замочЕК

7. Правописание сочетаний –ИНК-, -ЕНК- в именах существительных

от слов на   -ин а               -ИНК- (вершина – вершинка)

от слов на  -ня или –на                -ЕНК- (вишня – вишенка)

8. Правописание количественных числительных

         Ь                     5-10                            ДЦ            Ь             20-30

     ДЦ        Ь                     11-19                               Ь                           50-80

                                           Ь                        500-900

9. Звуки

                        Звуки

 Гласные

     Ударные               Безударные                            Согласные

                                                           

                                                         

                    Твердые            Мягкие                Звонкие                 Глухие

                                                всегда               всегда                                               Степка хочешь

                                     [ж ]                      [ч’]                                                  щец? Фи!                      

                                     [ш]                       [щ’]

                                     [ц]                        [й’]

nsportal.ru

Учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Опорные схемы по русскому языку

БУКВЫ 

Е,  Ё,  Ю,  Я

ОБОЗНАЧАЮТ     2  ЗВУКА:

  • В  НАЧАЛЕ СЛОВА;
  • ПОСЛЕ  ГЛАСНОЙ;
  • ПОСЛЕ   Ь  И  Ъ.

МУЖСКОЙ  РОД

(КАКОЙ?)

ЗЛОЙ, КРАСНЫЙ

ЖЕНСКИЙ  РОД

(КАКАЯ?)

ДОБРАЯ, СИНЯЯ

СРЕДНИЙ  РОД

(КАКОЕ?)

ЯРКОЕ, ЗИМНЕЕ

МН. ЧИСЛО

(КАКИЕ?)

        

ЛЕТНИЕ, ТЁМНЫЕ

Женский  род

(она, моя)

корова  

Мужской род

  (он, мой)

   мяч

Средний  род

(оно, моё)

яблоко

ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ

                

ПОДЛЕЖАЩЕЕ                   СКАЗУЕМОЕ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

ДОПОЛНЕНИЕ      ОПРЕДЕЛЕНИЕ     ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

 

   КОГО?   ЧЕГО?           КАКОЙ?  КАКАЯ?          ГДЕ?  КОГДА?  КАК?

   КОМУ? ЧЕМУ?           КАКОЕ?  КАКИЕ?          ОТКУДА?  КУДА?

   КОГО?  ЧТО?              ЧЕЙ?   ЧЬЯ?   ЧЬЁ?

   КЕМ?  ЧЕМ?

   О КОМ?  О ЧЁМ?

nsportal.ru

Памятка «Виды разборов по русскому языку, 4 класс»

Синтаксический разбор предложения

1. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)

2. По интонации ( восклицательное, невосклицательное)

3. Выделить грамматическую основу. ( подлежащее — ______ , сказуемое – )

4. По наличию грамматических основ

( простое — 1 грам. основа, сложное – 2 и более грам. основ.).

5. По наличию второстепенных членов предложения

(распространённое, нераспространённое)

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения:

определение — (какой?, какому?, каким?…),

дополнение — (вопросы падежей, кроме И.п.),

обстоятельство — (где?, как?, куда?, зачем?, почему?, когда?)

7 Указать над каждым словом в предложении часть речи

(сущ., прил., гл., мест., нар., числ.,предл., союз )

8. Выписать словосочетания

( подлежащее + второстепенные члены предл.,

сказуемое + второстепенные члены предл.,

второстепенные члены предл. + второстепенные члены предл.)

9. Составить схему предложения.

пр. сущ. глаг. прил. сущ.

В тени   росли душистые ландыши. (Повеств., невоскл.,прост., распр..)

х

ландыши (какие?) душистые

х

росли (где?) в тени

Ск. П.

↓ ↓

(где?) (какие?)

Фонетический разбор слова.

hello_html_m1e11cbab.gif

Морковь – мор – ковь, 2 слога.

м — [м ] — согл., звонк., твёрд..

о — [а ] – гласн., безударн..

р — [р ] – согл., звонк., твёрд..

к — [к ] – согл., глух., твёрд..

о — [о ] – гл., ударн.

в — [ф’] – согл., глух., мягк..

ь — [-]_______________

7 букв, 6 звуков.

Разбор слова по составу

1.Измени форму слова,укажи окончание.

2. Определи часть слова без окончания, укажи основу.

3. Подбери однокоренные слова, укажи их общую часть – корень.

4. Определи часть слова перед корнем, укажи приставку.

5. Определи часть слова после корня, укажи суффикс.

Морфологический разбор имени существительного

Часть речи.

I.Начальная форма (Им. п., ед. ч.)

II. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение.

Непостоянные признаки: число, падеж.

III. Синтаксическая роль.

Солнце освещает землю.

Землю — сущ..

I.Н.ф.- земля; неодуш., ж.р., 1 скл., ед. ч., В. п.,

II. Пост. — неодуш., нариц., ж.р., 1 скл..

Непост. – ед.ч., В.п.

III.Синт. роль – дополн.. Освещает (что?) землю

Морфологический разбор имени прилагательного

Часть речи.

I.Начальная форма (Им. п., ед. ч., м.р.)

II. Непостоянные признаки: число,род, падеж.

III. Синтаксическая роль.

Цветёт алая гвоздика.

Алая(гвоздика) – прил..

I.Н. ф. – алый.

II. Непост. — ед.ч., ж.р., И.п..

III. Синт. роль – определ.. Гвоздика (какая?) алая.

Морфологический разбор глагола.

Часть речи.

I.Неопределёная форма (что делать? что сделать?))

II. Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид, спряжение.

Непостоянные признаки:

время(нет настоящего времени у глаголов совершенного вида),

число(в прошедшем времени),

род( в прошедшем времени, единственном числе),

лицо (в настоящем и будущем времени).

III. Синтаксическая роль.

Дует лёгкий ветерок.

Дует – глаг..

I.Н. ф. – дуть ( что делать?).

II. Пост. – несоверш. в., Iспр..

Непост. – наст. вр., ед.ч., 3 л.,

III.Синт. роль – сказ.. Ветерок (что делает?) дует.

Морфологический разбор местоимения

Часть речи.

I.Начальная форма (Им. п.)

II. Постоянные признаки: род, число, лицо.

Непостоянные признаки: падеж.

III. Синтаксическая роль.

Мальчик побежал за ней.

(За) ней – мест..

I.Н. ф. – она (кто? что?).

II. Пост. – ж.р., ед.ч., 3л..

Непост. – Т.п..

III.Синт. роль – дополн.. Побежал ( за кем?) за ней.

infourok.ru

Справочный материал «Опорные таблицы для учащихся начальной школы»

Опорные таблицы для учащихся начальной школы

Эти таблицы находятся у ребёнка в папке «Помогай-ка»


 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Оставьте комментарий