Схемы по русскому языку 4 класс – Русский язык — таблицы и опорные схемы 1

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ по русскому языку для учащихся 1-4 классов

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ

по русскому языку

Учащихся 1-4 классов

(

Не путай звуки и буквы!

Звонкие б в г д ж з л м н р й

Глухие п ф к т ш с х ц ч

парные согласные непарные согласные

Всегда твёрдые согласные звуки: [ж] [ш] [ц]

Всегда мягкие согласные звуки: [ч’] [щ’] [й’]

Гласных звуков шесть: [а] [о] [у] [и] [ы] [э]

Гласных букв десять: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласных букв, после ъ, ь обозначают два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Буква и после гласных букв или после ъ, ь тоже обозначает два звука: [й’и] – соловьи — [салав’й’и].

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный разбор)

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.

Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.

Порядок фонетического разбора:

  • Сколько в слове слогов?

  • На какой слог падает ударение?

  • Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

  • Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.

  • Количество звуков и букв в слове.

Паль то – 2 слога, [пал´то]

п – [п] – согласный, твердый, парный, глухой

а – [а] – гласный, безударный

л – [л´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий

ь – не обозначает звука

т – [т] – согласный, твердый, парный, глухой

о –[о] – гласный, ударный

6 букв, 5 звуков

Я ма – 2 слога, [й´ама]

я – [й´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий

[а] – гласный, ударный

м – [м] – согласный, твердый, непарный, звонкий

а – [а] – гласный, безударный

3 буквы, 4 звука

Состав слова

Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.

за

рас цветут

от

  • Корень – общая часть родственных слов: снег, снежок, снеговик.

  • Суффикс – часть слова, которая находится после корня и образует новые слова:

ок

цвет очек

ик

  • Окончание – изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении: снегом, снега, о снеге.

Порядок морфемного разбора:

  • Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).

  • Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).

  • Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).

  • Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).

Приставка, корень, суффикс – основа слова.

п о д с н е ж н и к и

Правописание безударных гласных в корне

Безударные гласные в корне нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

Можно ли подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный звук станет ударным?

Да Нет

Пиши так, как слышишь Посмотри в словарь.

под ударением. Запомни это слово.

сады сад огурец

садик собака

Правописание парных звонких и глухих согласных

Если при произношении корень заканчивается на парный по звонкости – глухости согласный звук, например [ п, ф, к, т, ш, с] , — это «опасное» место (орфограмма). Обязательно проверь перед записью.

Чтобы проверить, подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л, м, н, р, й’ ].

са[т] – сады сад

ко[т] – коты кот

Изменять слово лучше всего так:

Один – много ро[к] — рога рог

Есть – нет есть лу[к] – нет лука лук

есть лу[к] – нет луга луг

Правописание непроизносимых согласных

Можно ли подобрать родственное слово, в котором бы непроизносимый согласный зазвучал?

Да Нет

Пиши как слышится в Непроизносимого согласного

проверочном слове. в этом слове нет. Пиши как

звёздный — звезда слышится.

устный –уста вкусный – вкус, ужасный — ужас

Правописание слов с разделительным мягким и твердым знаками

Е

от на согласную Ъ Ё

Ю

Я

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед корнем, который начинается не букву е, ё, ю, я: подъём, съел, объяснять, предъюбилейный.

Учимся применять правило.

Возьмем слово ехал. В этом слове корень начинается с буквы е. будем подставлять приставки. Подумай, после каких приставок перед корнем писать ъ?

  1. Приставка на- оканчивается на гласный звук, значит, ъ писать не надо

на + ехал = наехал.

  1. Об- — приставка, заканчивающаяся на согласный звук. Корень начинается на букву е , пишем ъ. Об + ехал = объехал.

Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е, ё, ю, я,и в корне слова или на стыке корня и окончания: вьюга, платье, пьеса, муравьи.

Учимся различать разделительные ъ и ь знаки.

  1. [л’ис’й’а]. В какой части слова орфограмма? [л’ис’й’а] лиса – лисичка. Орфограмма на стыке корня и окончания, пишем ьлисья.

  2. [падй’эзды]. В какой части слова орфограмма?

[падй’эзды] проезды – переезды. Орфограмма после приставки. Которая заканчивается на согласный звук. Корень начинается с буквы е, пишем ъподъезды.

Приставка и предлог

Приставка —

Предлог —

Это

часть слова

самостоятельное слово

пишется

с корнем слитно

с другими словами раздельно

служит

для образования новых слов

для связи слов в предложении

поставить вопрос или другое слово

между приставкой и корнем нельзя

между предлогом и словом можно

Учимся различать приставки и предлоги.

Если ты сомневаешься, что перед тобой – предлог или приставка:

  1. Проверь, можно ли вставить перед корнем другое слово, например большой.

  2. Если можно – это предлог. Предлог пишем отдельно.

Если нельзя – это приставка. Пишем слитно.

От?бежать от?дома.

  1. От (большой) бежать – вставить слово невозможно, значит это приставка. Пишем слитно: отбежать.

  2. От (большого) дома – вставить слово можно, значит это предлог. Пишем раздельно: от дома.

Отбежать от дома.

Суффиксы и их значения

Суффикс

Значение суффикса

Примеры

-анан-, -янин-, -ан-, -ян-, -ич-, -ичк-, -ец-

Житель какой-либо страны, города, края

Москвич, волжанин, африканец

-ушк-, -юшк-, -к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-, -онок-

Уменьшительно-ласкательное

Заюшка, домик, мышонок, травушка

-ист-, -чик-, -ник-, -ель-, -иц-, -арь-, -ик-

Обозначение людей по профессии или роду занятий

Футболист, переводчик, дворник, строитель

-евн-, -евич-, -ич-, -ичн-, -овн-, -ович-

Обозначают отчества людей

Алексеевна, Алексеевич, Владимирович, Ивановна

-оват-, -еват-

Обозначает значение «не очень»

Горьковатый, сыроватый, сладковатый, синеватый

Части речи в русском языке

самостоятельные служебные междометия

имена существительные союз

имена прилагательные предлог

глаголы

наречия

местоимения

числительные

Части речи

Вопросы

Что обозначают

Имя существительное

Кто? Что?

Предмет

Имя прилагательное

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета

Глагол

Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделала?…

Действие предмета

Наречие

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Признак действия

Числительное

Сколько? Который? Какой? Какая? Какие?

Количество предметов или порядок при счёте

Местоимение

Кто? Что? Какой?

Указывают на предмет, не называя его

Союзы

А, но, да, и

Связывают слова и предложения

Предлоги

От, до, из, в, на, про, с, о (об, обо), под, над, …

Служат для связи слов в предложении

Междометие

Выражает различные чувства

Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.

Имя существительное

  1. Обозначает ПРЕДМЕТ.

Отвечает на вопросы КТО? (одушевленное сущ.)

ЧТО? (неодушевленное сущ.)

  1. Бывает МУЖСКОГО

ЖЕНСКОГО РОДА

СРЕДНЕГО

  1. Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ.

  2. В предложении может быть ПОДЛЕЖАЩИМ __________________

ДОПОЛНЕНИЕМ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ _ . _ . _ . _ . _ . _

Порядок разбора имени существительного как части речи

(морфологический разбор) .

  1. Вопрос.

  2. Начальная форма ( Им.п, ед.чило)

  3. Часть речи.

  4. Постоянные признаки:

  1. Непостоянные признаки:

  1. Роль в предложении.

Образец записи: Белая берёза под моим окном…..(С.Есенин)

Берёза – (что?), н.ф. (что?) берёза – сущ., нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., Им. п., ед.ч., подлежащее.

(Под) окном – (под чем? где?), н.ф. (что?) окно – сущ., нариц., неодуш., ср.р., 2 скл., Т.п., ед.ч., обстоятельство.

Имя прилагательное

  1. Обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Отвечает на вопросы КАКОЙ? (молодой) КАКОЕ? (отличное)

КАКАЯ? (хорошая) КАКИЕ? (здоровые)

  1. Изменяется по

Р – женский

О

Д – мужской в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

А

М – средний

  1. Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ.

  2. В предложении – ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Порядок разбора имени прилагательного как части речи

(морфологический разбор)

  1. Вопрос.

  2. Начальная форма (единственное число, мужского рода, Им.п.).

  3. Часть речи.

  4. Число.

  5. Род (ТОЛЬКО в единственном числе).

  6. Падеж.

  7. Роль в предложении.

Образец записи: Пахнет мёдом, зацветает белая гречиха….

Только звёзды золотые смотрят с небес… (И.Бунин)

Белая (гречиха) –(какая?), н.ф. (какой?) белый – прил., ед.ч., ж.р., Им.п., определение.

Золотые (звёзды) – (какие?), н.ф. (какой?) золотой – прил., мн.ч., Им.п., определение.

Местоимение

Предмет

Лицо

Единственное число

Множественное число

(личные местоимения)

1-е

2-е

3-е

я

ты

он (м.р.), она (ж.р.), оно (ср.р.)

мы

вы

они

Признак

мой

твой

его, её

наш

ваш

их

Количество

сколько, столько. Несколько и др.

Порядок разбора местоимения как части речи (морфологический разбор)

  1. Начальная форма (Им.п.)

  2. Часть речи.

  3. Лицо.

  4. Число.

  5. Род ( если это местоимение 3-го лица ед.ч.)

  6. Падеж.

  7. Роль в предложении.

Образец записи: Похвалялись ежи:

— У нас шубы хороши!

(У) нас – н.ф. мы, мест., личное, 1-е лицо, мн.ч., Р.п., дополнение.

Глагол

  1. Обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧТО БУДЕТ ДЕДАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛА? и др.

  1. Имеет НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ форму (что делать?

что сделать?).

Суффиксы глаголов неопределённой формы -ть-, -ти-, -чь.

Перед суффиксом -ть- стоят глагольные суффиксы –а-, -я-, -и-, -е-, -у-, -о-.

  1. Изменяется по

В – настоящее даю, даёт, даёшь

Р по лицам

Е и числам

М – будущее дам, дашь, дадим

Е

Н

А – прошедшее (по родам и числам) дал, дала, дали

М

  1. Бывают I и II спряжения.

  2. В предложении является СКАЗУЕМЫМ ============

Порядок разбора глагола как части речи (морфологический разбор)

  1. На какой вопрос отвечает.

  2. Часть речи.

  3. Неопределённая форма (начальная форма).

  4. Изменяемые признаки:

  • число;

  • время;

  • лицо (наст. и будущ. время )

  • род (прошед.время, ед.ч.)

  1. Постоянные признаки:

  1. Роль в предложении.

Образец записи: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной. И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны…. (М.Лермонтов)

Плыла – (что делала?), глаг., н.ф. (что делать?) плыть, прош.в., ед.ч., ж.р., I спр., сказуемое.

Синтаксический разбор предложения

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения. Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.

Порядок разбора предложения:

  1. Обозначь части речи.

  2. Определи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

  3. Определи, какое это предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное).

  4. Подчеркни грамматическую основу.

  5. Определи, простое это предложение или сложное.

  6. Укажи, распространенное оно или нераспространенное (для простого предложения).

  7. Укажи однородные члены предложения (если они есть).

  8. Выпиши словосочетания.

  9. Начерти схему.

Список литературы

    1. Бондаренко А.А. орфография для малышей// Начальная школа, №5 — 2002.

    2. Вахрушева Т., Попова Е. сборник упражнений по русскому языку. Сборник упражнений для начальной школы. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

    3. Гранин Г.Г., Бондаренко С.М. Секркты орфографии.-М., 1994.

    4. Дружок. Правила по русскому языку для начальных классов. –М.: Стрекоза,2008.

    5. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии.// Начальная школа, №8 -1991.

    6. Кирюшин В.А. работа со схемами при обучении грамоте.//Начальная школа, №7 – 2000.

    7. Клюхина Н.В. Правила по русскому языку.-М.: Вако, 2013.

    8. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах.-СПб.: Литера, 2008.

    9. Ушакова О.Д. Все виды разбора по русскому языку. 1-4 классы.- СПб.: Литера, 2012.

    10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все правила орфографии: морфологический разбор, упражнения, тесты, контрольные работы по теме «Имя существительное».- М., 2004.

multiurok.ru

Учебно-методический материал по русскому языку на тему: Схемы и таблицы по русскому языку 1 — 4 классы

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

      — предмет –  изменяю (по числам и

                                               падежам)

                            Ч

                            П

     — признак – изменяю (по числам,

                                   родам и падежам)

                             Ч

                             П

                             Р

     — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

 — предмет –  изменяю (по числам и  падежам)                                  

                            Ч

                            П

 — признак – изменяю (по числам, родам и  падежам)                                                                                                

                             Ч

                             П

                             Р

 — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

      — предмет –  изменяю (по числам и падежам)                                          

                            Ч

                            П

     — признак – изменяю (по числам, родам и падежам)                                                                                    

                              Ч

                             П

                             Р

  — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание             

nsportal.ru

Материал по русскому языку (4 класс) по теме: Опорные схемы по русскому языку

Опорные схемы по русскому языку

1.     Безударные гласные в корне слова   

 

              а    и   е   о   я

2. Правописание разделительного Ъ и  разделительного  Ь

                                                Е                                                                                       Е

                                              Ё                                                                                        Ё                                                                  

           Ъ           Ю                                                                Ь                  Ю

                                              Я                                                                                       Я

                                                                                                                                       И

3. Правописание гласных О и Е в окончаниях имен существительных и имен прилагательных после шипящих и Ц

Ш

Ж          ⁄

Ч                               О                        Е       

Щ

Ц

4. Правописание суффиксов –ЕЦ- и  -ИЦ-  в именах существительных

М.р.         -ЕЦ- (молодец)

Ж. р.               -ИЦ- (красавица)

5. Правописание сочетаний –ИЧК- и  -ЕЧК- в именах существительных

от слов на …ИЦА               -ИЧК- (пуговица – пуговичка)

от остальных слов               — ЕЧК- ( чашка – чашечка)

6. Правописание суффиксов –ИК-, -ЕК-  у имен существительных

Нет … ключИка                 ключИК

Нет…замочка  Е               замочЕК

7. Правописание сочетаний –ИНК-, -ЕНК- в именах существительных

от слов на   -ин а               -ИНК- (вершина – вершинка)

от слов на  -ня или –на                -ЕНК- (вишня – вишенка)

8. Правописание количественных числительных

         Ь                     5-10                            ДЦ            Ь             20-30

     ДЦ        Ь                     11-19                               Ь                           50-80

                                           Ь                        500-900

9. Звуки

                        Звуки

 Гласные

     Ударные               Безударные                            Согласные

                                                           

                                                         

                    Твердые            Мягкие                Звонкие                 Глухие

                                                всегда               всегда                                               Степка хочешь

                                     [ж ]                      [ч’]                                                  щец? Фи!                      

                                     [ш]                       [щ’]

                                     [ц]                        [й’]

nsportal.ru

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс «Построение схем простых и сложных предложений»

Технологическая карта урока общеметодологической направленности

1. Ф.И.О. учителя: Куштель Татьяна Николаевна

2. Класс: 4 В класс. Дата: 25.10.2016 г. Предмет: русский язык.

3. Тема урока: «Построение схем простого и сложного предложения».

4. Место и роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок по теме «Простое предложение с однородными членами и сложное предложение»

5. Цель урока: Создание условий для развития у учащихся умения преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую.

Задачи:

  1. Создать среду для формирования у учащихся умений составлять алгоритмы (репродуктивный уровень).

  2. Развивать навык работы по составлению схем предложений (продуктивный уровень).

Формирование УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(2 мин.)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

Великий русский писатель К.Паустовский говорил: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

— Вы согласны с ним?

— Почему?

— Ребята, а вам нравится изучать русский язык?

— А для чего нужно знать русский язык?

— А вы можете изучать русский язык самостоятельно?

— Сегодня мы продолжим изучать русский язык.

– Откройте тетрадь, запишите сегодняшнюю дату.

Отвечают на вопросы.

Комментированная запись числа.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(7 мин.)

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Перед вами два предложения:

а) внимательно прочитайте;

б) спишите;

в) поставьте, где нужно запятые;

г) составьте схемы предложений.

Кривоклювый Капитан пел целыми днями и песня его звучала сочно сильно.

Синицы садились на крышу клетки сыпали на клеста снег и тинькали в самое ухо.

— Оцените свою работу. Поставьте знак «+» или «-» в первой колонке.

Утверждения

Поставь знак

«+» или «-»

В начале урока

В

конце урока

1) Я умею выделять грамматическую основу в предложении.

2) Я умею ставить запятые в сложных предложениях и в простых предложениях с однородными членами.

3) Я могу составлять схемы различных видов предложений.

4) Мне необходимо поработать над…

Записывают предложения.

Проверка задания по образцу.

Дети проводят самооценку.

Диагностика уровня сформированности умения составлять схемы.

3. Выявление места и причины затруднения.

(2 мин.)

Цель: локализация индивидуальных затруднений, осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

— У кого всё получилось?

— Что не получилось?

— Почему?

— Над чем ещё предстоит поработать?

Называют затруднения.

Анализ уровня сформированности умения составлять схемы предложений.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

(2 мин.)

Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

— Давайте теперь попробуем сами сформулировать тему нашего урока, над чем сегодня мы будем работать.

— Какие цели перед собой поставим?

— Что для этого нужно сделать?

Построение схем простых и сложных предложений.

Научиться составлять схемы простых и сложных предложений и читать их.

Вспомнить правила составления схем.

Формулирование плана по формированию умений составлять схемы и читать их.

5.Реализация построенного проекта.

(6 мин.)

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Работа по составлению алгоритма

— У вас на столах есть листочки, сейчас вы поработаете в парах и допишите недостающие фразы:

«Как нужно действовать, чтобы правильно составить схему предложения»

1. Внимательно читаю __________________

2. Нахожу и подчеркиваю _______________

3. Считаю _____________________________

4. Если предложение ____________________, нахожу границы каждой части.

5. Ставлю _____________________________

между частями сложного предложения.

6. Нахожу и обозначаю __________________,

(если есть)

7. Если однородные члены соединены без помощи союзов или союзами а, но, повторяющимся союзом и, то запятая _______________________________________

Если однородные члены соединены при помощи одиночного союза и, то запятая ______________________________________.

8. Составляю __________________________.

— Что у вас получилось?

-Для чего составили алгоритм?

Составляют алгоритм.

(Алгоритм – точно определённая последовательность действий для выполнения задания).

Дети отвечают: «Алгоритм».

Умение обобщать и систематизировать полученные знания через составление алгоритмов.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(2 мин.)

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

— Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно построить схему предложения?

— Кто справился с заданием?

— У кого возникли трудности? Какие?

Проговаривают пошаговое действие.

Сравнивание с эталоном.

Проговаривают действия, которые вызвали затруднения.

Формирование умения составлять алгоритмы.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(8 мин.)

Цель: интериоризация* нового способа действия, применение нового знание в типовых заданиях.

1) Запишите предложение под диктовку. Пользуясь алгоритмом, составьте схему предложения:

Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски но солдатика они не нашли.

2) Выполните задание в рабочей тетради

с.18 № 6, №7.

— Какая схема соответствует данному предложению?

— У кого возникли трудности?

— Что именно не получилось?

Самостоятельная работа.

Самопроверка по образцу.

Дети читают каждую схему и находят нужную.

Дети выявляют причины своих ошибок.

Формирование умения работы по алгоритму.

8.Включения в систему знаний и повторения

(6 мин.)

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

— Ребята, представьте, вы – юные лингвисты.

— Кто такие лингвисты?

— Сейчас, вы, используя все свои знания, составите схемы-подсказки разных видов предложений.

— Работать будете в группах.

(1 и 2 группы составят схемы сложных предложений, 3 и 4 группы – простых предложений с однородными членами).

— У вас на столах все необходимое: листы, маркеры.

— У вас на эту работу будет отведено 5 минут.

— Я предлагаю вам вывесить свои работы на доску.

Лингвист – языковед, изучают законы языка, чтобы помочь людям освоить язык и облегчить взаимное общение.

Дети работают в группах, составляют схему подсказку.

Презентация работ.

Формирование умения обобщать и систематизировать полученные знания через составление схем.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(5 мин.)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

— Чему должны были научиться на уроке?

— Что для этого мы сделали?

— Мы достигли своей цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

— Ребята, скажите, умение составлять алгоритмы и схемы нужно только на уроках русского языка?

— Где ещё могут понадобиться эти умения?

— Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке (2 столбик) и в последней строчке записать вопросы, которые у вас могли возникнуть в течение урока.

Утверждения

Поставь знак

«+» или «-»

В начале урока

В

конце урока

1) Я умею выделять грамматическую основу в предложении.

2) Я умею ставить запятые в сложных предложениях и в простых предложениях с однородными членами.

3) Я могу составлять схемы различных предложений.

4) Мне необходимо поработать над…

— У кого всё получилось?

— Какие изменения вы у себя зафиксировали?

Домашнее задание:

• Для тех, у кого еще остались вопросы, я предлагаю упр.1 на с. 78

• Те ребята, которым все понятно могут выполнить упр.3 на с.79

Научиться составлять схемы простых и сложных предложений.

Составили алгоритм.

Отвечают, где можно использовать алгоритмы.

Проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Учитель собирает таблички с целью построения коррекционной работы.

Диагностика уровня сформированности УУД.

infourok.ru

Дополнительный материал «Схемы и таблицы. Русский язык. 1-4 класс»

В предложении бывают: подлежащим, обстоятельством, дополнением. Редко сказуемым.

Падежи существительных.

Р.п.

от, до, из, без, у, около, возле, с подле, вдоль, для

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Буквы е –и в безударных падежных окончаниях существительных

Р.п.

Д.п.

П.п.

Отвечать по географии (1 скл. Д.п. на –ия)

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:

какая? здоровая – женский род (ж.р.) единственное число (ед.ч.)

какое? прозрачное – средний род (ср. р.)

Имена прилагательные изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам. Эти морфологические признаки определяются по существительному.

Например: к старому (ед.ч., м.р., Д.п.) дому (ед.ч., м.р., Д.п.).

В предложении прилагательное чаще всего бывает определением.

Безударные гласные в окончаниях прилагательных

1) найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное, определить род и падеж

2) вспомнить окончание прилагательного в этом падеже

3) окончания имен прилагательных проверяйте по окончаниям вопросов к ним.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозна­чает действие предметов и отвечает на вопросы: что делать? мечтать, что сделать? Смастерит.

что сделать? написать, принести

2. Глаголы изменяются по временам:

Настоящее время – действие происходит в момент речи.

что делаю? – читаю, вижу;

Будущее время – действие будет происходить после момента речи.

что сделаю? – почитаю, увижу, буду говорить;

Прошедшее время – действие происходило до момента речи.

что делал? – читал, что сделал? – увидел.

3. Изменяются по числам и лицам

4. В единственном числе прошедшего времени изменяются по родам:

Мужской род (м.р) – он блестел

Женский род (ж.р) – она блестела

Средний род (ср.р) – оно блестело

5. Глаголы бывают 1 и 2 спряжения.

6. В предложении чаще всего – сказуемое.

Спряжение глаголов

все глаголы на –ать (кроме 4)

4 глагола на – ать:

гнать, держать, слышать, дышать

все глаголы на — уть — ють — ыть — ять — чь

Правописание безударных окончаний глаголов:

1) Чтобы написать правильно безударное личное окончание глагола, надо определить его спряжение по 3 лицу множественного числа.

Если окончание – ут, — ют – I спр. — Е

Если окончание – ат, — ят – II спр. — И

2) По неопределённой форме.

Если глагол оканчивается на – ить – II спряжение.

Если глагол оканчивается на – еть, ать, ять, уть, оть, ыть

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

Личные местоимения изменяются

по лицам и числам.

По падежам

Гласный в корне слова.

1. Безударная гласная в корне слова(а, о, и, е, я) – чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.

Алгоритм проверки

1) Прочитай слово, поставь ударение.

2) Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.

3) Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.

4) Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.

5) Обозначь орфограмму.

Например: волна́ – во́лны.

2. Жи –ши, ча – ща, чу – щу.

Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Предложение

Знак в конце предложения

по цели высказывания

по интонации

Повествовательное

(рассказ, повествование)

Невосклицательное

Восклицательное

!

Вопросительное

(вопрос)

Невосклицательное

?

Восклицательное

? !

Побудительное

(приказ, просьба)

Невосклицательное

Восклицательное

!

Грамматическая основа предложения

(главные члены предложения)

Подлежащее

(лежащее в основе предложения)

Сказуемое

(что сказано о подлежащем)

– это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

– это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства.

– отвечает на вопросы кто? или что?

– отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков?

– подчёркивается одной чертой

– подчёркивается двумя чертами

– может быть выражено:

существительным

Послышалась тихая музыка.

местоимением

Все собрались в зале.

сочетанием слов

Недавно у мамы было день рождения.

– может быть выражено:

глаголом

Весело запели петухи.

существительным

Моя сестра художница.

прилагательным

Ночь звёздная.

кратким прилагательным

Наша Катя аккуратна.

– может быть одно подлежащее

Ночь. Поздняя осень.

– может быть одно сказуемое

Морозит. Запиши в тетрадь.

Второстепенные члены предложения

— служат для пояснения, уточнения, дополнения главных и других второстепенных членов и грамматически подчинены им.

Определение

Дополнение

– второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, причину, способ действия предмета и отвечает на вопросы:

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

– второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

– второстепенный член предложения, обозначает предмет и который отвечает на вопросы всех падежей (кроме именительного): кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?

Маша читает выразительно.

Проливной дождь шёл ночью.

На тополях набухли почки.

Земля сырая от дождя.

Я пошёл в магазин за хлебом

Зелёная листва шелестит на ветках.

Листва (какая?) зелёная.

Оля взяла мамин зонт.

Зонт (чей?) мамин.

На прошлом уроке мы узнали об определении.

Узнали (о чём?) об определении.

Ученики слушают учителя.

Слушают (кого?) учителя

– подчёркивается – точка тире

– подчёркивается волнистой линией

– подчёркивается – тире, тире

Распространенные и нераспространенные предложения.

Распространенные предложения – предложения, в которых, кроме главных членов, есть второстепенные. Например: Зелёная листва шелестит на ветках.

Нераспространенные предложения – предложения состоящие только из главных членов. Например: Запели петухи. Тишина.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых снов. Она пишется слитно.

Правило: чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки.

Выход – вход, уход, приход, ходит

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых снов.

Правило: чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.

Котёнок – окончание нулевое, корень – кот, значит суффикс – ёнок.

Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении и для образования формы слова.

Правило: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова.

Друг – другу, друга, другом, о друге.

Основа слова – все слово без окончания.

Корень – это главная часть слова, в которой заключено общее для всех однокоренных слов значение.

Однокоренные слова – слова, которые имеют общую часть и общее значение.

Правило: чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова.

Книга – книжный, книголюб.

Не надо путать однокоренные слова и форму слова.

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Н-р: Густая зеленая крона укрывает птиц, жуков, бабочек, ос и паучков.

Укрывает (кого?) птиц, жуков, бабочек, ос и паучков.

2) Однородными членами могут быть главные и второстепенные члены.

Н-р: Густая зеленая крона укрывает птиц, жуков, бабочек, ос и паучков.

Старый дуб часто навещали синицы, поползни и пищухи.

3) Однородные члены предложения связаны интонацией перечисления или союзами и, а, но.

Н-р: Ока и Кама притоки реки Волги. Лебеди летели низко над озером, но на воду не садились.

4) Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми. Запятая не ставится, если два однородных члена связаны союзом и.

Н-р: В саду поспели яблоки, груши и сливы.

5) Перед союзами а, но между однородными членами предложения ставится запятая.

Н-р: Полил сильный дождь, но быстро перестал.

Разделительный ь знак

Е (ученье)

Ё (бельё)

согласный Ь Ю (вьюга)

Я (лисья)

И (воробьи)

Ь знак – показатель мягкости согласного звука

согласный Ь тетрадь

согласный Ь согласный тьма

Разделительный Ъ знак

Е (подъезд)

Ё (съёжился)

После приставки, оканчивающейся на согласный перед Я (объявление)

Ю (предъюбилейный)

Синонимы – слова, близкие по значению. Например: глаза – очи.

Антонимы – слова с противоположным значением. Например: белый – черный.

Согласный в корне слова.

1. Парный согласный – для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного следовал бы гласный звук: луг – луга, глаз – глаза.

2. Непроизносимый согласный – для проверки подобрать однокоренное слово, чтобы после непроизносимой гласной стоял гласный: местный – место, опасный – опасен.

3. Двойные согласные в корне слова: класс, классный.

Правописание предлогов.

Предлог – служебная часть речи, он не изменятся, к нему нельзя задать вопрос.

Предлог со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Предлоги употребляются с существительными, с числительными, с местоимениями: по дороге, у пяти, у них.

infourok.ru

Тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему: Карточки по русскому языку для 4 класса

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.  Во 2 и 3 предложениях подчеркни грамматическую основу.  В предпоследнем предложении графически обозначь однородные члены.  Выполни фонетический разбор слова:   дятел.  Составь схему первого предложения.

Этажи леса.

У птиц и зв..рьков  в  л..су  есть  свои  эт..жи.   Мышки  кр..ты  з..мл..ройки  ж..вут  в  к..рнях —  в  самом  низу.  С..л..вьи    тетерева  в..ют  гнёзда  прямо  (на)з..мле.   Др..зды  устраивают  гнёзда  (по)выше,  (на)кустарниках.   Дятел    с..ницы   совы  ж..вут  (в)дуплах    д..рев..ев.  А  на  самом  в..рху    селятся   хищники:  ястребы   и  ..рлы.

Составьте предложения с однородными членами

и запишите их.

Светит, но не греет;  

искали,  но  не  нашли;  

яблоки, груши, и сливы;    

пишем,  рисуем,  читаем;  

собираются в стаи и улетают;

жнёт,  молотит,  веет;

на огородах  и  в  садах.  

Составьте предложения с однородными членами

и запишите их.

Светит, но не греет;  

искали,  но  не  нашли;  

яблоки, груши, и сливы;    

пишем,  рисуем,  читаем;  

собираются в стаи и улетают;

жнёт,  молотит,  веет;

на огородах  и  в  садах.

Домашнее задание

Прочитай.  Расставь  в  каждом  предложении знаки препинания.

Спиши, вставляя пропущенные буквы  и  раскрывая  скобки.  Выдели  грамматическую основу каждого предложения.

Составь схемы 1, 2, 3 предложений. Дай характеристику первому предложению.

Выполни разбор по составу слов: СКРИПКА,  ФУТБОЛИСТОМ.

Вика  умеет  петь   а  (с,С)вета  умеет  играть  (на)скрипке.  Данила  хочет  стать  футболистом,  но  не  хочет  стать  нападающим.   Аня делает  уроки   а (н,Н)астя  уже  пошла  гулять.   Весной  дни  становятся  дли(н,нн)ее   а  ночи   к..роче.    Ос..н?ю    лист?я  (на)б..рёзах  опадают  а  сосны  всю  зиму  ст..ят   з..лёные.

Домашнее задание

Прочитай слова.  Разбей слова на группы по орфограммам  и  спиши  по столбикам. Каждую группу озаглавь. В каждый  столбик  допиши по  2 своих слова  с  той  же  орфограммой.

Выполни  фонетический разбор слова ОВЁС.  

Выполни  разбор по  составу:  ЛЕСНИК,  ЗВЁЗДНЫЙ.

Праздник,  лесник,  овёс,  спрос,  сугроб,  чудесный,  моряк,  звёздный,  лесник,  тропа,  страна,  радостный,  стена,  пищат,  шкаф,   рукав,  местный,  звезда,  счастливый,  лестница,  книжка,  малышка,  варежка,  озеро.

Домашнее задание

Прочитай текст. Какова его тема? Какова его главная мысль? (Ответь письменно)

Выпиши из текста предложения с однородными членами и составь  их  схемы.  

Разбери  по составу  слова: ХОДИЛИ,  ПОКУПКАМИ,  ПОМОЩНИК,  МОРКОВКУ.

В воскресенье мы с мамой пошли на рынок. Мы взяли  с собой  сумку для овощей и фруктов  и  несколько  пакетов.  По дороге  мы  встретили  несколько  знакомых.   Они  тоже  ходили  за  покупками.  

Вот  мы  пришли  на  рынок.  Здесь  много  народа.   Но  мама  точно  знает,  что  мы  должны  купить.  В  одной  из  палаток  мы  купили  картофель,  морковку,  тыкву и  кабачки.  При  выходе  с  рынка  мы  купили  свёклу.   Тяжелы  покупки.  Я  несу  пакеты,  ведь  я – помощник.

Домашнее задание

Прочитай предложения. Составь из них текст. Запиши получившийся текст, вставляя пропущенные буквы  и  раскрывая  скобки.

Составь  схему первого  предложения. Выдели  грамматическую  основу  во 2-м  предложении и  укажи  части  речи.

Разбери  по составу  слова: ШИРОКОЕ,  ГРУЗОВЫЕ,  ПОДЪЕХАЛА.

Слева  (от)нашей  д..ревни  есть  ш..рокое  шо(с,сс)е.  

Это  (при/е)в..зли  новую  мебель.

Они  в..зут  (в)магазины  разные  товары.

Вот  (к)нашей  к(а/о)литке  под?ехала  такая  маш..на.  

Там  ч..сто   (про/а)езжают  грузовые  машины.

Домашнее задание

Прочитай предложения. Спиши только  предложения  с однородными  членами. Выдели  в них  грамматическую  основу и укажи части речи  и  однородные члены.

Составь  схему каждого такого предложения.

Выполни фонетический разбор слова ЕЛА,    разбор  по  составу   СОЛНЕЧНЫМ.  

Катя  и  (С,с)вета  идут  (в)кино.   (У)Марины  много   игрушек  и  книг.  Солнечным  утром  мы  идём  (на)пр..гулку.  (М,м)осква,  (С,с)уздаль,  (В,в)ладимир,  (П,п)лёс – старинные  г..р..да  (Р/р)о(с/сс)ии.  Утки, гуси и  леб..ди  г..товятся  (к)о/атлёту  в  тёплые  кр..я.  (Под)н..гами  шуршит  ковёр  из  ж..лтых,  красных,  б..рдовых  листьев.   Таня  ела  кашу и пила  компот.   (В)скв..реч?нике  по(я/е)вились  новые  ж..льцы.

Домашнее задание

Прочитай слова. Выпиши их в алфавитном порядке.

У имён  существительных  укажи  род  и  число,  а  у глаголов – время (прошедшее, настоящее  или  будущее).

Выбери три слова  и  составь  с  ними  предложение  с  однородными  членами. Запиши , выдели  грамматическую  основу  и  составь  схему этого предложения.

(О,а)втобус,  (а,о)бед,  праз?ник,  а(л,лл)ея,  з..вод,  ж..лтый,  уж..н,  м..чта,  д..рога,  ш..л,  с..п..ги,  т..традь,  з..втракали,  ежата,  ч..сы,  к..ртины,  г..товила,  ж..вотное,  шурш..т,  з..ботливый,  учит.ль,  м..двед..ца,  обл..ко,  оз..ро,  кр..сивые,  ч..йник,  зел..нь,  х..зяйничают,  п..л..тенце,  со?нце,  лес?ница,

ябл..ко.

Домашнее задание

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подумай, где надо поставить запятые.

В 1, 2, 3  предложениях выдели подлежащее и  сказуемое  и  укажи  части  речи.

Дай  характеристику  предпоследнему  и  последнему  предложениям  и  составь  их  схемы.

Выполни  разбор по составу слов ПОДРАСТАЮТ, СТЕБЕЛЬКИ.

Выполни  фонетический  разбор  слова   ЛАЕТ.

(На)смелого  с..бака  лает  а  трусливого  кусает.  М..двед/ть  питается  пл..дами  поч?ками.   Зубы  (у)белки  то  стирают?ся  то  (под)растают.   Свет  солнеч?ных  лучей  (про)никает   сквоз/сь   л..ству   кусты  и ветви.   (На)л..сной  п..ляне  с..неют   кр..снеют   ж..лтеют  и  б..леют   цв..ты.   Работяги  мурав?и   носят  ст..бельки  хв..инки   л..сточ?ки  (к)себе  д..мой.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.  

В 1 и 2 предложениях подчеркни грамматическую основу.  Составь схемы этих предложений.

В предпоследнем предложении графически обозначь однородные члены.  

Выполни фонетический разбор слова:   дождь.

Дож(д, т)ь  стуч..л   (по)крыше  и  тр..пал  лист?я.  Сверкнула  молния  и  послышался  ре..кий  удар  грома.   Д..рога  шла  (на)п..д..ём  и  маш..нист  с  трудом  (за)т..рмозил  па….аж..рский  состав.   Ближний  сугро(п,б)  (на)питался  в..дой  и  капли  стали  тенькать.  Ручей  падает  с  камня   на  кам..нь  и  проп..дает  в  траве.  Птичка  ныряет  (на)дно  а  потом  выскакивает  (на)бер..(г,к).

Домашнее задание

Прочитай. Определи  границы  предложений. Спиши, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

В первом и последнем  предложениях выдели подлежащее и  сказуемое  и  укажи  части  речи.

Дай  характеристику  предпоследнему  предложению  и  составь  его  схему.

Выполни  разбор по составу слов ЖАВОРОНКИ, РОБКИЙ.

Выполни  фонетический  разбор  слова   РОНЯЕТ.

К..сой  до(ш/ж)(т/д)ь  ст..новит?ся  всё  мельче   тучи  нач..ли  (раз)д..лят?ся  на  обл..ка   чере(з/с)   минуту  (з..)бл..стел   ро(б/п)кий  луч  со?нца   б..рёзовая  роща  р..няет  (с)в..твей  капли  д..ждя   (с)в..сёлой  песней  в?ют?ся   жаворонки  (в)небе   (в)т..ни  папоротника  п..р..л..вают?ся  з..ркальные  капли.

nsportal.ru

Схемы-опоры по русскому языку (1-4классы)

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

А О У Ы И Э

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ

А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ПАРНЫЕ

звонкие

б,б,в,в,г,г,д,д,ж,з,з

всегда твёрдые

глухие

п,п’,ф,ф’,к,к’,т,т’,ш,с,с’

НЕПАРНЫЕ

звонкие

л,л’,м,м’,н,н’,р,р’,й’

глухие

х,х’,ц,ч’,щ’

всегда

твёрдый

всегда

мягкие

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

В КОНЦЕ СЛОВА

утюг

утюги

лёд

льды

этаж

этажи

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

В КОНЦЕ СЛОВА

Город

города

городок

пригородный

ЖИ-ШИ

лыжи

шина

ЧА-ЩА

дача

щавель

ЧУ-ЩУ

чугун

щука

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

О

основа основа

пчеловод

пароход

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

Е

основа основа

пулемёт

кашевар

ПЕРЕНОСИ ПРАВИЛЬНО

УЧЕ-НИК

РУ-ЧЬИ

ПОДЪ-ЕЗД

МО-РОЗ

МОЙ-КА

ГРУП-ПА

НЕ ПЕРЕНОСИ:

ОСЁЛ

ЯМА

МОСТ

УЛЬИ

КРОСС

ФЕЯ

ТРАВА

ТРАВЫ

ТРАВУШКА

ГРЯДА

ГРЯДКА

С ГРЯДКИ

РАССКАЗ

ХОККЕЙ

СУББОТА

КАССА

ОСЕННИЙ

ГРАММ

РАС-СКАЗ

ХОК-КЕЙ

СУБ-БОТА

КАС-СА

ОСЕН-НИЙ

ГРАММ

ЗАПОМНИ:

ЛЕСТНИЦА

ПРАЗДНИК

ЧУВСТВО

щенок Дружок

корова Бурёнка

котёнок Тишка

цыплёнок Пушок

Иванова Анна

Ростов-на-Дону

Москва

Черное море

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь

СОГЛАСНАЯ

Ь

ГЛАСНЫЕ

Е,Ё,И,Ю,Я

ВАРЕНЬЕ

ВОРОНЬЁ

РУЧЬИ

ВЬЮГА

ОБЕЗЬЯНА

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ

СОГЛАСНАЯ

Ъ

ГЛАСНЫЕ

Е,Ё, Ю,Я

СЪЕЗД

ПОДЪЁМ

ОБЪЯВЛЕНИЕ

ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

ЧЕСТНЫЙ

ЧЕСТЬ

ЗВЁЗДНЫЙ

ЗВЕЗДА

ЗАПОМНИ:

ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ, РЩ

Ь

ЧТЕНИЕ

ДОЧКА

БАРАБАНЩИК

ПТЕНЧИК

СКВОРЕЧНИК

СПОРЩИК

СН Т

ужасный

прекрасный

напрасный

опасный

вкусный

ясный

СУФФИКСЫ

-к-

-ик-

-инк-

-н-

-ник-

-еньк-

-оньк-

СУФФИКСЫ

-ок-

-ов-

-очк-

-ек-

-ёк-

-ск-

СУФФИКСЫ

-щик-

-чик-

-ышк-

-ишк-

-юшк-

СУФФИКСЫ

-ист-

-тель-

-оват-

-еват-

чудесный

чудеса

чудесен

интересный

интересы

интересен

женский род

(она, моя)

земля

дочь

скатерть

мужской род

(он, мой)

друг

восток

ужин

средний род

(оно, моё)

пальто

село

здоровье

Единственное

число

дом

сестра

река

Множественное

число

дома

сестры

реки

ПАДЕЖИ ИМЕН

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ

РОДИТЕЛЬНЫЙ

ДАТЕЛЬНЫЙ

ВИНИТЕЛЬНЫЙ

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ

ПРЕДЛОЖНЫЙ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

(КТО? ЧТО?)

(КОГО? ЧЕГО?)

(КОМУ? ЧЕМУ?)

(КОГО? ЧТО?)

(КЕМ? ЧЕМ?)

(О КОМ? О ЧЕМ?)

ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ

КОРОВА

КОРОВЫ

КОРОВЕ

КОРОВУ

КОРОВОЙ

О КОРОВЕ

ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ

ЗЕМЛЯ

ЗЕМЛИ

ЗЕМЛЕ

ЗЕМЛЮ

ЗЕМЛЁЙ

О ЗЕМЛЕ

ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ

КОНЬ

КОНИ

КОНЮ

КОНЯ

КОНЁМ

О КОНЕ

ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ

ПОЛЕ

ПОЛЯ

ПОЛЮ

ПОЛЕ

ПОЛЕМ

О ПОЛЕ

ТРЕТЬЕ СКЛОНЕНИЕ

МЫШЬ

МЫШИ

МЫШИ

МЫШЬ

МЫШЬЮ

О МЫШИ

ТРЕТЬЕ СКЛОНЕНИЕ

СИРЕНЬ

СИРЕНИ

СИРЕНИ

СИРЕНЬ

СИРЕНЬЮ

О СИРЕНИ

ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ

И.п.

-а, -я

Р.п.

-ы, -и

Д.п.

В.п.

-у, -ю

Т.п.

-ой, -ей, -ёй

П.п.

ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ

И.п.

, -о, -е

Р.п.

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

В.п.

, -о, -е

Т.п.

-ом,-ем,-ём

П.п.

ТРЕТЬЕ СКЛОНЕНИЕ

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

-ью

П.п.

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАТЬ?

ГУЛЯТЬ ОДЕВАТЬСЯ

УСЛЫШАТЬ

ОГЛЯДЕТЬСЯ

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

(ЧТО ДЕЛАЕТ?)

играет

поёт

учит

красит

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

(ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?)

играл

спел

выучил

красил

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ

(ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАЕТ?)

будет играть

будет петь

выучит

покрасит

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Единственное число

1 л.

2л.

3л.

Множественное число

1л.

2л.

3л.

НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

I спр.

II спр.

-у, -ю

-у, -ю

-ёшь,-ешь

-ишь

-ёт, -ет

-ит

-ём, -ем

-им

-ёте, -ете

-ите

-ут, -ют

-ат, -ят

ЧИСЛО ИМ. ПРИЛ.

Ед.ч.

Мн.ч.

м.р.

-ый, -ий, -ой

-ые, -ие

ж.р.

-ая, -яя

-ые, -ие

ср.р

-ое, -ее

-ые, -ие

СКЛОНЕНИЕ ИМ.ПРИЛ.

И.п.

какой?

Р.п.

какого?

Д.п.

какому?

В.п.

какого?

Т.п.

каким?

П.п.

о каком?

МУЖСКОГО РОДА

добрый (…)

доброго (…)

доброму (…)

доброго (…)

добрым (…)

о добром (…)

СКЛОНЕНИЕ ИМ.ПРИЛ.

И.п.

какая?

Р.п.

какой?

Д.п.

какой?

В.п.

какую?

Т.п.

какой?

П.п.

о какой?

ЖЕНСКОГО РОДА

летняя (…)

летней (…)

летней (…)

летнюю (…)

летней (…)

о летней (…)

СКЛОНЕНИЕ ИМ.ПРИЛ.

И.п.

какое?

Р.п.

какого?

Д.п.

какому?

В.п.

какое?

Т.п.

каким?

П.п.

о каком?

СРЕДНЕГО РОДА

глубокое (…)

глубокого (…)

глубокому (…)

глубокое (…)

глубоким (…)

о глубоком (…)

МЕСТОИМЕНИЕ

лицо

Ед. число

Мн. число

1

я

мы

2

ты

вы

3

он, она, оно

они

НАРЕЧИЯ

ИЗ

НА КОНЦЕ СЛОВА

А

ДО

С

НАРЕЧИЯ

В

НА КОНЦЕ СЛОВА

О

НА

ЗА

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о