Схема предложения 6 класс – 5-6 классы. Как составить схемы предложений в русском языке, примеры?

Содержание

Схема сложного предложения – примеры (6 класс, русский язык)

По своей сути сложное предложение – это несколько простых, на этом принципе и основывается составление его схемы. Чтобы правильно составить его схему (которая может понадобиться при синтаксическом разборе), нужно знать, как это делается и по каким принципам. Они и отличаются для разных типов сложных предложений, и имеют общие части. Эта тема изучается на уроке русского языка в 6 классе.

Схема сложного предложения – примеры (6 класс, русский язык)

Схема сложного предложения – примеры (6 класс, русский язык)

Схема сложносочиненного предложения

Ее не так сложно составить, как в случае со сложноподчиненным, так как части этого предложения равноправны. Значит, и схема будет достаточно несложной: части обозначаются квадратными скобками, между ними ставятся знаки препинания, а те сочинительные союзы, которые использованы в предложении, выносятся за пределы скобок и ставятся после знака препинания.

Вот пример схемы сложного предложения с сочинительной связью.

Солнце опускалось за горизонт, и мир окрашивался в красновато-розовые тона: […], и […].

Схема сложноподчиненного предложения

В сложноподчиненном предложении его части неравноправны – есть главная и зависимая (или несколько зависимых), так что схема будет выглядеть немного по-другому. В ней главная часть обозначается квадратными скобками, а зависимая – круглыми. Между ними ставится запятая, вынесенная за скобки.

Подчинительная связь в таком предложении выражается с помощью соответствующих союзов. Но если в схеме сложносочиненного предложения союз выносится за скобки, то в случае со сложноподчиненным он также указывается, но внутри скобок.

Вот как выглядит схема сложного предложения с подчинительной связью.

Петр знал, что должен это сделать: […], (что…).

Схема бессоюзного сложного предложения

Как и в случае с синтаксическими единицами с сочинительной связью, в бессоюзном предложении его части равноправны – значит, они обозначаются квадратными скобками. Между ними ставится тот знак препинания, который использован в предложении.

В предложении с бессоюзной связью употребляются не только запятые, но также тире и двоеточие. Это обязательно должно быть отражено на схеме.

Вот как выглядит схема бессоюзного предложения.

За работу выплатили смехотворно мало – рабочие не стеснялись высказать свое недовольство: […] – […].

Схема сложного предложения с разными видами связи

Это, пожалуй, самый сложный случай, так как при составлении такой схемы очень легко запутаться. Чтобы этого не произошло, нужно найти каждую часть синтаксической единицы, определить виды связи между ними и уже на этом основании составлять схему.

Чтобы понять, как это сделать, лучше всего рассмотреть соответствующий пример.

Тоннель шел вниз, поэтому идти было несложно: ребятам казалось, что их подталкивают в спину.

В данном предложении три части. Первая и вторая связаны между собой подчинительной связью, при этом первая является главной, вторая – зависимой. А вот между второй и третьей – бессоюзная связь, которая выражается двоеточием. Следовательно, схема этого предложения будет выглядеть следующим образом: […], (поэтому…): […].

Что мы узнали?

Для того, чтобы правильно составить схему сложного предложения, нужно определить способ связи между его частями. Если связь бессоюзная или сочинительная, предложения на схеме будут обозначаться квадратными скобками, а знаки препинания и союзы – выноситься за пределы этих скобок. А вот в предложении с подчинительной связью квадратными скобками будет обозначаться только главная часть, зависимая же обозначается кавычками, внутри которых пишется подчинительный союз. Запятая в любом случае выносится за скобки.

Предыдущая

Русский языкСложные существительные – примеры слов, правила написания (6 класс, русский язык)

Следующая

Русский языкДеловой стиль речи – примеры, черты и особенности

sprint-olympic.ru

Простое и сложное предложения. Союзы. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

На этом уроке вы получите общее представление о сложных предложениях, об однородных членах предложения. Понаблюдаете,  с помощью чего соединяются части сложного предложения, узнаете о значении союзов. Поучитесь постановке запятых в предложениях и схемах. Потренируетесь подбирать  к каждому  предложению свою схему.

Вам знакомо научное название, которое начинается словом сложные…

Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.

Например,

носорог (два корня нос- и рог-, буква о — соединительная гласная), пылесос (корни пыл- и сос-, буква е – соединительная гласная).

Сложными бывают и предложения. В них, как и в словах, соединяется несколько частей.

Тема урока: «Простое и сложное предложения. Союзы».

Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?

1)  Прозвенел звонок.

2)  Ребята зашли в класс.

3)  Начался первый урок.

4)  Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

 

Найдём грамматические основы.

      

            

Предложение, в котором одна грамматическая основа, — простое предложение.

1, 2 и 3 предложения простые, так как в каждом из них по одной основе.

 

4 предложение сложное, состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении.

Части сложного предложения – это не просто соединённые вместе простые.

Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.

Помни: в письменной речи между частями сложного предложения чаще всего ставятся запятые.

Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.

1)  На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

2)  Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

3)  Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)

1)  На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

Что? голоса, что делают? слышатся – одна грамматическая основа. Это простое предложение.

2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

Кто? синицы, что делают? распевают – первая основа.

Кто? дятел, что делает? отстукивает – вторая основа.

Это сложное предложение, состоит из двух частей.

3)      Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях

проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи.

Что? солнце, что сделает? пригреет – первая основа.

Дороги почернеют – вторая основа.

проталины обнажатся – третья основа.

Ручейки зажурчат – четвёртая основа.

Грачи пожалуют – пятая основа.

Это сложное предложение, состоит из пяти частей

Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?

1) Зима  приближается , холодное небо часто хмурится.

Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит  запятая.

2) Днём пригревало солнце

, а ночью морозы доходили до пяти градусов.

3) Ветер затих , и погода улучшилась.

4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но. Перед союзом стоит запятая.

Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

Предложения нашего языка очень разнообразны. Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих.  Такие члены предложения называются однородными. 

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.

Какой вывод можно сделать из сравнения этих схем?

  

В первой строке даны схемы сложных предложений, а во второй строке — схемы простых предложений с однородными сказуемыми (они показаны в кружке).

В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.

Помни!

1. Перед  союзами а, но всегда ставится запятая.

2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены – запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения — запятая обычно нужна.

Потренируемся. Поставим пропущенные запятые.

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

2) Люди спали и собака ревниво сторожила их. (По Л. Андрееву)

3) Пеликан бродил вокруг нас шипел кричал но в руки не давался. (По К. Паустовскому)

4) Весна сияет на небе но лес ещё по-зимнему засыпан снегом. (М. Пришвин)

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и два сказуемых — собака подкралась и улеглась. Союз и соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится.

 

2) Люди спали, и собака ревниво сторожила их.

 Предложение сложное, так как две основы – люди спали, собака сторожила. Союз и соединяет части сложного предложения, поэтому перед союзом нужна запятая.

  

3) Пеликан бродил вокруг нас, шипел, кричал, но в руки не давался.

 Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и 4 сказуемых – пеликан бродил, шипел, кричал, не давался. Перед союзом но всегда ставится запятая. Запятые ставим между однородными сказуемыми.

 

4) Весна сияет на небе, но лес ещё по-зимнему засыпан снегом.

Предложение сложное, так как две основы – весна сияет, лес засыпан. Перед союзом но всегда ставится запятая.

 

Рассмотрите схемы и решите, за какими схемами скрываются сложные предложения, а за какими – простые с однородными членами; в каких их них нужно поставить знаки препинания.

Первые три схемы отражают строение простого предложения с однородными главными членами. Они обведены в кружок. В 1 схеме  запятая не нужна, так как однородные подлежащие соединяет союз и. Во 2 и 3 схемах должны быть поставлены запятые. 4 схема соответствует сложному предложению. В ней тоже должна быть поставлена запятая между частями сложного предложения.

Предложения, в которые входят слова что, чтобы, поэтому, потому что, — чаще всего сложные. С этих слов обычно начинается новая часть сложного предложения. В таких случаях перед ними всегда ставится запятая.

Приведём примеры.

Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.

Это сложное предложение, перед словом что ставится запятая.

Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья. (К. Паустовский)

Это сложное предложение, перед словом  чтобы ставится запятая.

Птицы умеют сообщать  обо всём голосом, поэтому они поют.

Это сложное предложение, перед словом поэтому ставится запятая.

Я люблю сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло.

Это сложное предложение, перед словом потому что ставится запятая.

1. Как-то днём Винни — Пух прогуливался по лесу и ворчал  себе под нос новую песенку.

2. Винни – Пух вставал рано, по утрам  он старательно занимался гимнастикой.

3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.

(Б. Заходер)

1.  

2. 

3. 

 

1 предложению соответствует 3 схема, так как это простое предложение с одним подлежащим (Винни-Пух) и двумя сказуемыми (прогуливался и ворчал).

2 предложению соответствует схема 1, так как это сложное предложение имеет две основы (Винни-Пух вставал, он занимался). Запятая разделяет части предложения.

3 предложению соответствует 2 схема, так как это простое предложение с одной основой  (Винни дошёл).

На уроке вы узнали, что предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Части сложных предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но. При письме части сложного предложения разделяются запятой.

 

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник). 
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник). 
  3. Zankov.ru (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Найди в предложениях главные члены. Какое предложение текста сложное – 1-е или 2-е? Как называется оставшееся предложение?

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

(По В. Бианки)

  • Вставь две пропущенные запятые в предложениях.

Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке. (По И. Соколову-Микитову)

Найди предложение с союзом и. Что он соединяет – однородные члены или части сложного предложения? Нужные для ответа слова подчеркни.

  • Впиши союзы и, а, но. Подчеркни основы, отметь однородные члены и поставь, где нужно, запятые.

Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о разных океанах. (По Э. Успенскому)

Кот воровал рыбу мясо сметану _ хлеб. Однажды он разрыл жестяную банку с червями. Их он не съел _ на банку с червями сбежались куры _ склевали наш запас. (По К. Паустовскому)

interneturok.ru

Синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на  элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы «Школа 2100», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами «прокладывают» преемственные связи между начальной и средней школой.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

 

 

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

 

В 4 классе

В 5 классе

В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

Сущ.(главное слово)+прил.,

Гл.(главное слово)+сущ.

Гл.(главное слово)+мест.

Нареч.+гл.(главное слово)

Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Разбор постоянно отрабатывается на уроках  и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.

В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и  [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.

Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.

Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.

Схемы предложения с прямой речью: А: «П!» или «П,» — а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.

Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: «П, — а. — П.» и «П, — а, — п». Вводится понятие диалога и способы его оформления.

Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.

 
 
План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

 

Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого — трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи:  грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

13) Вода, куда ты бежишь?

14) Может, он с ума сошёл?

15) Мне кажется, он вообразил себя… ветром.

 

Образцы разбора простых предложений

 

Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ

ruslita.ru

Правильно составлять схемы предложений



Составление схемы предложения в 1 классе имеет целью проверку знаний, умений и навыков определения границ предложения, количества слов в нём, интонацию.

Например, схема предложения «Мама мыла раму», будет выглядеть так:

На схеме отражено, что в предложении 3 слова — 3 горизонтальных черты; вертикальная чёрточка указывает, что первое слово надо писать с большой буквы; точка в конце — окончание повествовательного предложения. Если в конце стоит восклицательный знак — предложение восклицательное, если вопросительный знак — вопросительное.

В составлении схемы для 1 класса нет ничего сложного, все даже слишком просто, это лишь первый класс, начальные знания о предложении и его составе и оформлении. Так что родителям не надо хвататься за голову и вспоминать, что и как подчеркивается и как это вообще все делается)

Каждое слово в предложении нужно отметить линией, которую рисуем горизонтально. Все слова с заглавной буквы, включая первое слово, с которого начинается предложение, отмечаются вертикальной короткой линией в начале горизонтальной. И в конце ставим точку (или другой знак).

» Как правильно составлять

Как составить схему предложения?

Схема предложения – это не очередной каприз преподавателей. Благодаря ей можно лучше понять структуру и специфику предложения и быстрее его разобрать. Однако не все ученики знают, как составить схему предложения, считая это занятие бесполезным. А ведь любая схема — это наглядность, которая позволяет понять суть. А поняв её, можно применять эту схему к другим предложениям, а значит, можно избежать ошибок на письме в будущем.

Составляем схему предложения

Перед тем как составить графическую схему предложения, необходимо начать с определения того, какими членами предложения являются слова. В первую очередь, следует определить подлежащее и сказуемое, которые и составляют его грамматическую основу. Затем следует распределить остальные слова по членам предложения, только при этом нужно учесть, что каждый из них относится к подлежащему или сказуемому. К подлежащему относятся определения, к сказуемому — дополнение и обстоятельство. Также следует учесть, что некоторые слова к членам предложения не относятся: союзы, междометия, вставные и вводные конструкции. Может быть и так, что несколько слов вместе являются одним членом предложения: причастные и деепричастные обороты. После проведенного разбора у вас будет начальная схема предложения, из которой нужно только убрать слова и оставить линии, которыми подчёркнуты члены предложения.

Составляем схему сложного предложения

Если с простым предложением все довольно легко, то сложное многих ставит в тупик. И большинство школьников задаются вопросом о том, как составить схему сложного предложения. Если это сложносочиненное предложение, то на схеме следует отразить все предикативные части, имеющиеся в нем. После этого обе части нужно выделить квадратными скобками, а между ними поставить знак препинания и союз, соединяющий их: [], и []. Если предложение сложное бессоюзное, то также разбираем по отдельности каждую из его частей, а затем выделяем их в квадратные скобки.

Если вам нужно разобрать сложноподчиненное предложение, то в этом случае следует показать все взаимосвязи между частями. Здесь следует учесть, что та часть, которой подчиняются, является главной, та, которая подчиняется, — это придаточная. Таким образом, главная обозначается квадратными скобками, в то время как придаточная — круглыми: [], (который. ). Изучив

sovetyisekrety.ru

Синтаксический разбор предложения

Просто о синтаксическом разборе предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

 

Пример синтаксического разбора простого предложения

простое предложение
Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

 

Пример разбора сложного предложения

сложное предложение
Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Пример схемы для синтаксического разбора

Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor — uchim.org

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое — какой формой глагола;
    • составное глагольное — из чего оно состоит;
    • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

uchim.org

Урок русского языка в 6-м классе по теме «Сложное предложение и его виды»

Цели урока:

познавательная:

  • расширение и углубление знаний о сложном предложении;
  • формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;
  • умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений

развивающая:

  • совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;
  • развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся

воспитательная: воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому.

Оборудование: ПК, проектор, магнитофон, опорный конспект.

Ход урока

I. Организационный момент

Доброе утро! Каждое утро мы встречаемся с вами и радуемся этой встрече. Любое утро, поистине, доброе. Оно открывает новый день со своими тайнами, секретами, чудесами. Утро бывает разным: ярким, радостным, пасмурным, грустным, хмурым. Но каким бы оно ни было, утро вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Каждое утро – это что-то новое, неразгаданное, интересное.

– А каким было сегодня ваше утро?

– Чего вы ожидаете? Каким цветом можно выразить ваше настроение и почему?

II. Работа в тетради. Запись числа и классной работы

III. Орфоэпическая разминка

(слова записаны на магнитофон с интервалом друг от друга, дети произносят их в соответствии с нормами литературного произношения)

Договóр, позвонúшь, красúвее, коне[шн]о, [шт]обы, потому [шт]о, каталóг, баловáть, [т’]ермин, ску[шн]о, компью[тэ]р, занятá, щавéль.

IV. Актуализация темы

(Слайд 2 Приложение 1)

1. Рассмотрите рисунки и сформулируйте пунктуационное правило, которое в них «зашифровано». Приведите примеры, иллюстрирующие это правило.

– Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь (Слайд 3)

2. Целевая установка отражена в рубриках:

Слайд 4

Знать:

  • определение сложного предложения;
  • виды сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное;
  • как связаны, с помощью чего части сложного предложения.

Слайд 5

Уметь:

  • распознавать сложное предложение и простое;
  • ставить знаки препинания в сложном предложении;
  • конструировать разные синтаксические конструкции;
  • разграничивать сочинительные и подчинительные союзы.

Слайд 6

3. Этапы работы

  • I этап – «Вспомни!» – вспомните все, что уже знаете о сложном предложении.
  • II этап – «Познакомься! Изучи!» – расширение и углубление знаний по теме.
  • III этап – «Используй!» – применение полученных знаний: упражнения на опознание видов сложных предложений, конструирование сложных предложений и использование в речи.
  • IV этап – «Проверь себя!» – обобщение и контроль.

V. Повторение

I этап «Вспомни!» (Слайд 7)

– Что вы знаете о сложном предложении? Чем оно отличается от простого? Устно закончите предложение:

Сложное предложение – это …

Что вы знаете о знаках препинания в сложном предложении?

Закончите письменно предложения.

– В каких случаях вам нужно придумать простое, а в каких – сложное предложение? Сделайте выводы.

  • Пошел теплый дождь, и …
  • Пошел теплый дождь и …

VI. Изучение нового материала

Слайд 8 «Познакомься! Изучи!»

  1. Просмотровое чтение. Учебник (страница 65)
    Задание: Бегло просмотрите текст и определите, какая новая для вас информация в нем содержится.
  2. Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную схему)
  3. Анализ примеров на доске
    Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, расставить знаки препинания.
  4. Физкультминутка

VII. Закрепление материала

Слайд 9 «Используй!»

1. Работа с текстом (текст и задание к нему на карточках для учащихся)

«Рассвет в лесу. Пение птиц» (фонограмма)

На фоне звуков живой природы учитель читает текст. (текст на слайде)

Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону.
Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением.
Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!

– Какую картину вы увидели? Что помогло автору нарисовать ее так ярко?

– Объясните орфограммы в выделенных словах и запишите их поморфемно.

– Найдите сложные предложения в тексте. Какие они? Докажите, постройте схему сложных предложений.

– Какие предложения вы не назвали и почему?

Слайд 10

2. Грамконструктор. Упражнение 155 из учебника.

Задание: Закончите сложное предложение, используя данные союзы. Запишите получившиеся предложения. Определите, какие из них являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными.

2. Фотоколлаж. (Слайд 11)

Задание: Рассмотрите фотоколлаж и составьте сложные предложения разных видов: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

VIII. Выводы по уроку

«Проверь себя!» (Слайд 12)

  1. Устно закончи предложения
  2. Тест (карточка для учащихся)

IX. Домашнее задание

(Слайд 13)

  1. Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды» (схема «кластер») Учебник стр. 65-66
  2. Упражнения 153

X. Рефлексия

(Слайд 14)

! – что было важным сегодня на уроке?
, – выскажите свои мысли по уроку
? – что осталось непонятным, вызвало трудности.
– работу по данной теме продолжим на следующем уроке.

Конец урока (Слайд 15).

urok.1sept.ru

Дидактический материал по теме «Простые и сложные предложения» для учащихся 5-6 классов

Простые и сложные предложения

  1. Прочитайте высказывания известных людей. Какие это предложения по своему строению: простые или сложные? Докажите.

Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

  1. Думайте хорошо и мысли созреют в добрые поступки. (Л.Н.Толстой) 2) Ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах ошибка в словах вызывает ошибку в делах. (Д.Писарев) 3) Мудрые люди обдумывают свои мысли а глупые провозглашают их. (Г.Гейне) 4) На то человек родился чтобы жить своим умом. (Л.Н.Толстой) 5) Где не погибло слово там и дело еще не погибло. (А.Герцен) 6) Великий человек лишь скромен на делах и думает свою он думу без шуму. (И.А.Крылов)

— Какая тема объединяет данные высказывания?

— Как вы понимаете слова И.А.Крылова (см. предложение 6)

— Какие виды сложных предложений вы записали?

  1. Запишите пословицы, расставляя, где нужно, знаки препинания. Свой выбор объясните графически: подчеркните однородные члены или грамматические основы.

  1. Гора с горою не сойдется а человек с человеком сойдется. 2) Один собирает другой зевает. 3) Кто пахать не ленится у того и хлеб родится. 4) Птица радуется весне а мать радуется деткам. 5) Не бойся работы пусть она тебя боится. 6) Дружба крепка правдой и честью.

  1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Графически объясните свой выбор.

  1. Ученье свет а неученье тьма. 2) Каждая книжка результат большого коллективного труда и этот труд надо беречь. 3) Книги это окна через которые человек смотрит на мир.(Вильсон) 4) Чужбина калина родина малина. 5) Точность вежливость королей и долг всех добрых людей. 6) Хлеб батюшка вода матушка.

— Какие виды сложных предложений вы встретили в этом задании? Подтвердите ответ примерами записанных предложений.

— Назовите простое предложение с однородными членами.

— Чем выражены подлежащее и сказуемое в данных предложениях? Какой знак препинания должен разделять подлежащее и сказуемое в данных предложениях?

— ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Вильсона: «Книги – это кона, через которые человек смотрит на мир».

  1. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания, графически объясните свой выбор.

  1. С полей с лугов с вод подн..лись туманы и растаяли в небесной лазури но в лесу туманы застряли надолго. 2) Большой и спокойный ручей замерз а маленький быстрик все еще б..ется. 3) День был жаркий и солнечный и с наступлением в..черней прохлады семейство отправилось на прогулку.(О.Уайльд) 4) Они (синицы) в..сели вниз гол..вами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена. (К.Паустовский) 5) На четвертый день пути путники должны были переменить почтовых лош..дей на долгих и свернуть с б..льшой дороги на проселочную. (К.Ушинский) 6) Тускло л..ется свет лампады буря плач..т у окна (И.Бунин) 7) Обл..чко обр..тилось в белую туч.. которая т..жело подымалась росла и постепенно облегала небо. (А.Пушкин)

  1. Прочитайте текст стихотворения. Подумайте, какие это предложения по наличию грамматических основ.

Еще земли печ..лен вид

А воздух уж весною дыш..т

И мертвый в поле стебль колыш..т

И елей ветви шевелит.

Еще природа не пр..снулась

Но сквозь редеющего сна

Весну п..слышала она

И ей невольно улыбнулась… (Ф.Тютчев)

— Проследите роль союза И в каждом случае в предложениях текста: что он соединяет – однородные члены или простые предложения в составе сложного?

— Какие еще союзы вы встретили в предложениях текста? Какова их роль?

— Запишите стихотворение, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор графически.

— Произведите синтаксический разбор первого предложения, начертите его схему.

— Укажите в первом предложении наречия, запишите их в транскрипции.

  1. Прочитайте размышления философа Монтеня. Какова роль книги в жизни Монтеня?

Книги сопровождают меня на прот..жении всего моего ж..зненного пути и я общ..юсь с ними всегда и везде. Они утешают меня и пом..гают. чтобы стр..хнуть с себя назойливые и несносные мысли, мне достаточ..но взяться за чтение.

— Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняя правописание слов с пропуском букв.

— Начетрите схемы предложений: 1) сложносочиненного; 2) простого с однородными членами.

— ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Роль книги в моей жизни».

  1. Прочтите размышления английского астронома Гершеля. Согласны ли вы с мнением, что «человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек»? Что значит «уметь читать»?

Приучите человека к чтению и вы его осч..стливите. вы введете его в общество мудрецов и остроумцев. Его друзьями станут самые нежные чистые и мужественные люди, какие были укр..шением человечества во все времена его истории. Вы сделаете его гражданином всех наций и современником всех эпох.

— Запишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор графически.

— Какие виды предложений по структуре есть в тексте?

— Какова роль союза и в предложениях текста?

— Составьте и запишите два предложения, в которых союз и будет соединять: а) однородные члены; б) грамматические основы.

  1. Прочитайте высказывания известных людей. Запишите сначала те предложения, в которых союз и соединяет грамматические основы; подчеркните подлежащее и сказуемое.

Затем запишите предложения, в которых союз и соединяет однородные члены; укажите синтаксическую роль однородных членов. Расставьте, где необходимо, знаки препинания.

  1. Любовь к Отечеству даст тебе силу и все остальное без труда совершишь. (М.Салтыков-Щедрин) 2) Всякая благородная личность глубоко сознает кровное родство и свои кровные связи с Отечеством. (В.Белинский) 3) Жизнь каждого принадлежит отечеству и только истинная храбрость приносит ему пользу. (П.Нахимов) 4) Желание служить общему благу процветанию отечества должно быть потребностью души и условием личного счастья. (А.П.Чехов) 5) Дым отечества приятнее всех благоуханий в мире и голос родины утешительнее всех сладчайших гласов пернатых и певиц. (Ф.Глинка)

— Какое предложение вы писали дважды? Почему? (предложение 5. В нем первый союз и соединяет грамматические основы в сложносочиненном предложении, а второй союз и соединяет два однородных члена.)

— Начертите схемы предложений 3 и 4.

  1. Прочитайте схемы. Какие по структуре в них отражены? Вспомните и проговорите пунктуационные правила, которые отражают данные схемы:

  1. [ ], и [ ]. 2) [ О и О ].

Прочитайте данные ниже предложения и запишите сначала те из них, строение которых соответствует первой схеме; затем запишите предложения, строение которых соответствует второй схеме. Расставьте, где нужно, знаки препинания. Подчеркните члены предложения, которые соединяет союз и.

  1. Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин) 2) Река бежала быстро и едва слышно урчала около свай купальни. (А.П.Чехов) 3) По воде пробежали тусклые блики и гребни волн опять стали белыми. (Ж.Верн) 4) После обеда опять явилось солнце и до вечера было прекрасно. (М.Пришвин) 5) Тропинка обогнула куст боярышника и лес сразу раздался в стороны. (Ю.Нагибин) 6) В коридоре было тихо и через крышу сеялся свет. (М.Булгаков) 7) В одиннадцать вечера семья удалилась на покой и полчаса спустя в доме погасили свет. (О.Уайльд) 8) Намокшие дрова горели плохо и сильно дымили. (В.Арсеньев) 9) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. (М.Ю.Лермонтов)

— В чем состоит трудность определения грамматической основы (подлежащего) в предложении 9?

  1. Прочитайте пословицы. Запишите их в такой последовательности: 1) простые предложения с однородными членами; 2) сложносочиненные предложения; 3) сложноподчиненные предложения; 4) сложные бессоюзные предложения. Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Подчеркните грамматические основы и однородные члены.

  1. Дружба создает вражда разрушает. (Немецкая) 2) Плачет хлебушко когда ест его лентяй. (Литовская) 3) Если люди объединятся они могут связать льва. (Эфиопская) 4) Труд человека кормит а лень портит. (Русская) 5) Не с деньгами жить а с добрыми людьми. (Русская) 6) Дружба заботой и подмогой крепка. (Русская) 7) Дождь портит шубу насмешки портят дружбу. (Монгольская) 8) Дорогу указывает свет который сияет впереди. (Китайская)

  1. Начертите схемы предложений, указывая графически расстановку знаков препинания.

  1. Солнце село но долго еще не тухнет закат. (Н.Плавильщиков) 2) Родился ландыш в майский день и лес его хранит. (Е.Серова) 3) На территории России не водятся слоны жирафы и бегемоты. (Е.В.Симонова) 4) На востоке разгорается заря и вода кажется розовой. (И.С.Соколов-Микитов) 5) Росистым утром и смолою пахнет в густом лесу. (И.С.Соколов-Микитов)

— Произведите полные синтаксический разбор предложения 5.

  1. Начертите схемы предложений, указывая графически расстановку знаков препинания.

  1. Перо пишет а ум водит. 2) Лодырь хочет прожить не трудом а языком. 3) Жатва поспела и серп изострен. 4) Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет. 5) Не в деньгах счастье а в полном согласии. 6) Глупый осудит а умный рассудит. 7) Скорость нужна а поспешность вредна. 8) Кто за спиной корит а друг в глаза говорит. 9) Буквы кривые да смысл прямой.

  1. Заполните таблицу, вписав в нее соответствующие номера предложений.

  1. Солнце выгл..нуло из-за туч и поле осв..тилось ярким светом. 2) Дни и ночи падали листья и устилали землю. 3) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 4) Пел сверчок и под полом ворочались мыш.. . 5) Ночью ветер злится и стучит в окно. (А.Фет) 6) В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят. (И.Никитин)

Союз И

Примеры

1. Связывает части сложного предложения, запятая ставится

2. Связывает однородные члены, запятая не ставится

  1. Составьте из простых предложений сложные с союзом и. запишите их в тетрадь.

А) Промелькнула короткая осень. Пришла седая морозная зима.

Б) Сейчас пойдет дождь. Все в природе освежится и легко вздохнет.

— Объясните, чем они отличаются по смыслу от данных.

  1. Спишите предложения.

Пенек давно-давно сгнил, а вокруг него вырос ельничек. Вечером повалил мокрый снег, а ночью ударил мороз. Сумрачно под елью, но я разглядел коричневую головку гриба. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, но поля еще блестели росой.

— Подчеркните в них грамматические основы, а союзы, которыми связаны их части, обведите кружок. Прочитайте предложения, опустив в них союзы. Изменился ли их смысл?

  1. Тестовая работа.

А. Найдите предложения, соответствующие утверждению, и запишите их в тетрадь (знаки препинания не расставлены):

— союз и соединяет два однородных сказуемых.

  1. Я уселся в машину со своим приятелем и мы отправились за город.

  2. Родились и выросли снежинки высоко над землей.

  3. Снега уже везде растаяли.

союз и соединяет части сложного предложения.

  1. Мы ходили по грибы и забирались под дубы.

  2. Я подставил ладошки и на них упало несколько семечек.

  3. Мы посмотрели на дно и увидели блестящий предмет.

Б. Запишите предложения, вставив пропущенные запятые. Определите их вид по количеству грамматических основ и начертите схемы.

Блеснул на востоке луч солнца и природа оживилась. Проснулись птицы и все вокруг наполнилось разноголосым пением. Деревья не заслоняли простора и можно было видеть небо и даль.

— Замените союзы в предложениях на другие: когда, так как, потому что. Запишите получившиеся предложения в тетрадь.

  1. Выборочное списывание.

А) Выпишите из текста сложное предложение, указав его вид и начертите схему; б) найдите предложение с однородными членами и подчеркните их как члены предложения; в) первое предложение разберите по членам.

В мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. Все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным.

(А.С.Пушкин)

  1. Прочитайте текст. Найдите сложные предложения. Выпишите их и подчеркните главные члены. Начертите схемы этих предложений.

Край пруда порос сплошь кувшинками. Лодка вырезала эту гущу с сухим шорохом.

Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. Оба ухватились за один и тот же тугой, как резина, стебель. Стебель стянул их вместе. Дети стукнулись головами, а лодку багром подтянуло к берегу. Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою желтою сердцевиной уходили под воду и выныривали со льющейся из них водою. (По Б.Пастернаку)

  1. Прочитайте текст, разделите его на предложения. Докажите правильность своего решения. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Все известные орфограммы объясните.

Я прибл..жался к месту моего назн..чения вокру.. меня пр..стиралась п..чальная пустыня всё п..крылось снегом со..нце с..дилось кибитка ехала по у..кой д..роге.

(П.А.С.Пушкину)

Использованная литература:

  1. Аксенова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – Москва, 2015

  2. Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку. – Москва, 2014

multiurok.ru

Оставьте комментарий