Схема предложения 6 класс – 5-6 классы. Как составить схемы предложений в русском языке, примеры?

Схемы простого осложненного предложения

Схема простого осложненного предложения – это линейная схема. На ней отражаются особенности расположения, связи и др. каждого конкретного осложнения. В качестве осложнения могут выступать однородные члены, обращения, вводные и вставные элементы, причастные и деепричастные обороты, конструкции со значением уточнения, пояснения и др. Рассмотрим наиболее традиционные случаи осложненных простых предложений и прокомментируем построение их схем.

1.  Однородные члены.

NB! Однородные члены (ОЧ) графически обозначаются посредством кружков, в которых отмечена синтаксическая функция ОЧ. Между ОЧ в схеме сохраняются знаки препинания и союзы. Непосредственно схема ОЧ заключена в квадратные скобки, обозначающие простое предложение.

И тихие, и прекрасные, и сказочно грустные стояли над водой березы.

[И   ОЧ, и   ОЧ , и  ОЧ….].

2. Обращения.

NB! При построении схем предложений с обращением (О) важно отразить в схеме место расположение О – в начале, середине или конце предложения, а также знаки препинания при нем. О не является членом предложения, поэтому чаще всего в схеме его отделяют прямыми вертикальными линиями
|  |, оставляя поле внутри пустым, и помечают «О».

Тайга, тебя прекраснее я в жизни не видал.

[| О |, …].

3. Вводные слова, словосочетание и предложения (ВВ).

NB! Аналогично обращениям, в схеме ВВ важно указать позицию ВВ в предложении и их знаки препинания. ВВ не являются членом предложения.

У него, кажется, был приятель Куликов. […, | ВВ|, …].

В Снежках – как часто говаривали старики – оживали самые страшные легенды.
[… – | ВВ| – …].

4. Причастные обороты.

NB! Для причастного оборота (ПО) в схеме важно показать его место относительно определяемого слова, обозначаемого как Х, а также соответствующие знаки препинания.

Мороз, постепенно усиливающийся к вечеру, не давал ребятам доиграть в прятки.

[Х, | ПО |, …].

Пробежавший без оглядки год мало чем запомнился Антонине.

[| ПО | Х …].

5. Деепричастные обороты.

NB! Деепричастный оборот (ДО) требует указания в схеме своего местоположения в предложении – он не привязан к одному слову, как это происходит с ПО, а также его знаков препинания.

Подъехав к озеру, Серж опустил ружье. [| ДО |, гл. …].

Серж опустил ружье, подъехав к озеру. [гл., | ДО |].

Серж, подъехав к озеру, опустил ружье. […, | ДО |, гл…].

6. Конструкции со значением уточнения, пояснения, присоединения и др.

NB! Такие конструкции вносят в предложение дополнительный смысл. Для их схемы важно указать местоположение в предложении и знаки препинания.

Было очень холодно, особенно ночью. […нар, | присоединение |].

В данной статье мы рассмотрели наиболее частотные случаи; кроме уже разобранных вариантов, можно встретить предложения с вставными конструкциями и др. Также можно столкнуться и с комбинированными предложения. Рассмотрим одно из них.

Вопреки сообщениям синоптиков, солнце вовсю грело и обещало людям отличные выходные, дарящие заряд бодрости  на всю неделю.

[|ВВ|, …  ОЧ и ОЧ … сущ., | ПО|].

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Урок русского языка в 6-м классе по теме «Сложное предложение и его виды»

Разделы:
Русский язык


Цели урока:

познавательная:

  • расширение и углубление знаний о сложном предложении;
  • формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;
  • умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений

развивающая:

  • совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;
  • развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся

воспитательная: воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому.

Оборудование: ПК, проектор, магнитофон, опорный конспект.

Ход урока

I. Организационный момент

Доброе утро! Каждое утро мы встречаемся с вами и радуемся этой встрече. Любое утро, поистине, доброе. Оно открывает новый день со своими тайнами, секретами, чудесами. Утро бывает разным: ярким, радостным, пасмурным, грустным, хмурым. Но каким бы оно ни было, утро вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Каждое утро – это что-то новое, неразгаданное, интересное.

– А каким было сегодня ваше утро?

– Чего вы ожидаете? Каким цветом можно выразить ваше настроение и почему?

II. Работа в тетради. Запись числа и классной работы

III. Орфоэпическая разминка

(слова записаны на магнитофон с интервалом друг от друга, дети произносят их в соответствии с нормами литературного произношения)

Договóр, позвонúшь, красúвее, коне[шн]о, [шт]обы, потому [шт]о, каталóг, баловáть, [т’]ермин, ску[шн]о, компью[тэ]р, занятá, щавéль.

IV. Актуализация темы

(Слайд 2 Приложение 1)

1. Рассмотрите рисунки и сформулируйте пунктуационное правило, которое в них «зашифровано». Приведите примеры, иллюстрирующие это правило.

– Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь (Слайд 3)

2. Целевая установка отражена в рубриках:

Слайд 4

Знать:

  • определение сложного предложения;
  • виды сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное;
  • как связаны, с помощью чего части сложного предложения.

Слайд 5

Уметь:

  • распознавать сложное предложение и простое;
  • ставить знаки препинания в сложном предложении;
  • конструировать разные синтаксические конструкции;
  • разграничивать сочинительные и подчинительные союзы.

Слайд 6

3. Этапы работы

  • I этап – «Вспомни!» – вспомните все, что уже знаете о сложном предложении.
  • II этап – «Познакомься! Изучи!» – расширение и углубление знаний по теме.
  • III этап – «Используй!» – применение полученных знаний: упражнения на опознание видов сложных предложений, конструирование сложных предложений и использование в речи.
  • IV этап – «Проверь себя!» – обобщение и контроль.

V. Повторение

I этап «Вспомни!» (Слайд 7)

– Что вы знаете о сложном предложении? Чем оно отличается от простого? Устно закончите предложение:

Сложное предложение – это …

Что вы знаете о знаках препинания в сложном предложении?

Закончите письменно предложения.

– В каких случаях вам нужно придумать простое, а в каких – сложное предложение? Сделайте выводы.

  • Пошел теплый дождь, и …
  • Пошел теплый дождь и …

VI. Изучение нового материала

Слайд 8 «Познакомься! Изучи!»

  1. Просмотровое чтение. Учебник (страница 65)

    Задание: Бегло просмотрите текст и определите, какая новая для вас информация в нем содержится.
  2. Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную схему)
  3. Анализ примеров на доске

    Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, расставить знаки препинания.
  4. Физкультминутка

VII. Закрепление материала

Слайд 9 «Используй!»

1. Работа с текстом (текст и задание к нему на карточках для учащихся)

«Рассвет в лесу. Пение птиц» (фонограмма)

На фоне звуков живой природы учитель читает текст. (текст на слайде)

Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону.

Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением.

Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!

– Какую картину вы увидели? Что помогло автору нарисовать ее так ярко?

– Объясните орфограммы в выделенных словах и запишите их поморфемно.

– Найдите сложные предложения в тексте. Какие они? Докажите, постройте схему сложных предложений.

– Какие предложения вы не назвали и почему?

Слайд 10

2. Грамконструктор. Упражнение 155 из учебника.

Задание: Закончите сложное предложение, используя данные союзы. Запишите получившиеся предложения. Определите, какие из них являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными.

2. Фотоколлаж. (Слайд 11)

Задание: Рассмотрите фотоколлаж и составьте сложные предложения разных видов: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

VIII. Выводы по уроку

«Проверь себя!» (Слайд 12)

  1. Устно закончи предложения
  2. Тест (карточка для учащихся)

IX. Домашнее задание

(Слайд 13)

  1. Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды» (схема «кластер») Учебник стр. 65-66
  2. Упражнения 153

X. Рефлексия

(Слайд 14)

! – что было важным сегодня на уроке?

, – выскажите свои мысли по уроку

? – что осталось непонятным, вызвало трудности.

– работу по данной теме продолжим на следующем уроке.

Конец урока (Слайд 15).

12.04.2010

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Фотоотчёт схемы сложных предложений с примерами 6 класс


Скачать — схемы сложных предложений с примерами 6 класс                                                                                               …

Скачать — схемы сложных предложений с примерами 6 класс

                                    
                                    
                                    
Описание схемы сложных предложений с примерами 6 класс

Шпаргалка для школьника по схемам предложений — Как составить схему предложения основные конфигурации с примерами. Схемы сложных предложений с примерами 6 класс! Теперь переходим в 5 класс. Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан В. Различают несколько видов сложных предложений. Цели: раскрыть структурные различия простых и сложных предложений; показать, что сложные. Языку Сложные предложения с примерами Сложноподчиненное предложение и его схема. Во всех типах сложных предложений с разными. Изучая тему простых и сложных предложений схемы с теми же условными обозначениями 6. Сложных предложений? примеры сложных предложений со схемами. При изучении простых и сложных предложений вы тоже имеете дело со схемами. Для этих предложений схемы будут выглядеть. Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно. Требуется знание видов простых и сложных предложений. С тех пор как мы встретились впервые 6 После того. На данный деньшняя наша тема – предложения с прямой речью. Посмотрите внимательно на схемы предложений. Главная Wiki — учебник Русский язык 9 класс. Умение различать обличия сложных предложений необходимо и звезда с звездою. Это пример предложений с обобщающими словами. Основу всех простых предложений разбор слова с примерами. Составьте схемы предложений с однородными членами. Из скольких простых предложений состоит? 6. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму. Сложных предложений и средствах связи в них. Ответы на вопрос – Задание 65 § 8 Типы сложных предложений. Разбор словосочетания, Предложение в таблицах, Члены предложения. Сложных предложений Пунктуация бессоюзных сложных предложений. Выявить особенности бессоюзных сложных предложений. Как составить схемы сложных предложений с союзами. Что общего вы обнаружили между данными примерами. Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством. 6 задать вопрос? Распределите глаголы по группам.

https://geometria.ru/communities/4861/albums/1022958

https://geometria.ru/communities/4861/albums/1023290

https://geometria.ru/communities/4861/albums/1022063

Альбом пуст. Загрузите фотографии.


geometria.ru

Синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на  элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы «Школа 2100», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами «прокладывают» преемственные связи между начальной и средней школой.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

 

 

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

 





В 4 классе

В 5 классе

В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

Сущ.(главное слово)+прил.,

Гл.(главное слово)+сущ.

Гл.(главное слово)+мест.

Нареч.+гл.(главное слово)

Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Разбор постоянно отрабатывается на уроках  и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.

В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и  [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.

Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.

Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.

Схемы предложения с прямой речью: А: «П!» или «П,» — а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.

Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: «П, — а. — П.» и «П, — а, — п». Вводится понятие диалога и способы его оформления.

Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.

 
 
План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

 

Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого — трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи:  грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

13) Вода, куда ты бежишь?

14) Может, он с ума сошёл?

15) Мне кажется, он вообразил себя… ветром.

 

Образцы разбора простых предложений

 

Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ

ruslita.ru

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | Поурочные планы по русскому языку 5 класс

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ