Прочитайте текст языковые средства каких стилей – Упражнение № 242 Прочитайте текст. Языковые средства каких стилей использованы в нём?

Прочитайте текст языковые средства каких стилей – Упражнение № 242 Прочитайте текст. Языковые средства каких стилей использованы в нём?

Семинар 9. Языковые средства оформления научного письменного текста

1. Структурные элементы научного
письменного текста и их языковое
оформление.

2. Оформление цитат.

3. Справочно-библиографический аппарат
научного произведения.

Вопросы

  1. Что такое аннотация?

  2. Какие части она в себя включает?

  3. Чем отличается аннотация от рецензии?

  4. Какие требования предъявляются к
    написанию реферата по специальности?

  5. Укажите общие требования к цитируемому
    материалу.

  6. Назовите основные правила оформления
    цитат.

  7. Расскажите о том, как оформляется
    библиографическое описание и
    библиографическая ссылка (внутритекстовая
    и подстрочная).

Задания

9.1 Прочитайте текст статьи (Барашенков
В.С. Искусственный разум // Человек. –
1991. — № 4. – С. 64-70), а также составленные
на его основе аннотацию, реферат и
рецензию. Проанализируйте композицию
текста аннотации, реферата и рецензии,
обратите внимание на выделенные в них
слова и словосочетания, которые служат
для организации этих типов текстов.

Искусственный разум. Феномен мышления.

Машины уже научились, и делают это весьма
добротно, слагать стихи, сочинять музыку,
рисовать картины. Возможно, кому-то
покажется, что это — несомненный признак
их разумности. Ведь если ЭВМ доступно
творчество, которое всегда считалось
свойством высокого интеллекта, то
справедливо ли отказывать ей в разуме?
Может, укоренившиеся предрассудки
мешают нам более широко взглянуть на
мир?

Все же большинство из нас едва ли
согласится считать рисующую и сочиняющую
стихи ЭВМ мыслящей. Что же тогда следует
называть мышлением? Как отличить мыслящее
от немыслящего?

Далекому от науки человеку трудно себе
представить, как много умеют делать
современные кибернетические устройства.
Стоит хотя бы упомянуть о так называемых
“экспертных системах”, которые на
основе имеющихся в их памяти сведений
(к тому же они еще и обучаются на
собственном опыте) анализируют состояние
больного, режим технологического
процесса, расстановку сил на поле боя
и тому подобные многофакторные явления
и дают советы, как поступить в том или
ином случае. При этом ЭВМ не только
сообщает свое решение, но и объясняет,
почему оно должно быть таковым.

По сравнению с электронной памятью,
выдачей архивных справок и математическими
вычислениями, что у большинства людей
ассоциируется сегодня с образом
компьютера, это — качественно новая
ступень интеллектуальной деятельности,
когда на основе имеющегося вырабатывается
новое знание. Не преобразуется из одной
формы в другую, а именно вырабатывается.
До сих пор это всегда считалось неоспоримой
привилегией человеческого мозга.
Неудивительно, что тому, кто впервые
встречается с подобными системами,
часто просто не верится, что он имеет
дело с «железной ЭВМ», а не со спрятавшимся
где-то оператором-человеком.

Да и способность ЭВМ выполнять
математические расчеты, к чему теперь
мы привыкли, еще совсем недавно
рассматривалась как одна из самых высших
ступеней духовной деятельности человека.
Комплексные числа, с которыми сегодня
легко оперирует почти любая ЭВМ, даже
некоторые карманные калькуляторы,
Г.Лейбниц, сам выдающийся математик,
называл «духовными амфибиями»,
удивительным «порождением духа Божьего»,
а писатель В.Одоевский в своей «Русской
речи» писал о нашей способности к
вычислениям как о каком-то непостижимом,
почти мистическом свойстве: «При всяком
математическом процессе мы чувствуем,
как к нашему существу присоединяется
какое-то другое, чуждое, которое трудится,
думает, вычисляет, а между тем наше
истинное существо как бы перестает
действовать, не принимая никакого
участия в этом процессе, как в деле
постороннем, ждет своей собственной
пищи, а именно связи, которая должна
существовать между ним и этим процессом,
— и этой-то связи мы и не находим».

Можно представить, как был бы поражен
Одоевский, узнав о вычислительных
способностях наших ЭВМ! И тем не менее
мы не считаем их думающими. Чего же им
недостает?

Любая вычислительная машина, каким бы
поразительным ни было ее «умение»
обучаться, работает на основе заранее
составленной для нее программы и
поступающих внешних данных. Правда, мы,
люди, тоже реализуем определенные
программы действий, особенно в первые
месяцы жизни, когда наше поведение почти
целиком определяется заложенной в нас
генетической программой. Однако
принципиальное различие в том, что
человек способен мотивированно, т.е. в
зависимости от определенных условий,
изменять программу и делает это так,
что между старой и новой программами
нет непрерывного логического мостика.
Как это происходит, тоже пока не ясно,
тут много споров и различных точек
зрения, но это уже — другой вопрос,
важно, что современные вычислительные
машины этим свойством не обладают. Вот
если бы случилось так, что какая-то ЭВМ,
решавшая, скажем, задачи по электромагнетизму
и квантовой механике, объединила бы эти
два раздела науки и вывела уравнения
квантовой электродинамики, а потом с
их помощью предсказала бы новые явления
в этой неизвестной ей ранее области,
тогда, наверное, мы были бы вправе назвать
ее думающей. И прежде всего потому, что
она сама, без всякой программной
подсказки, решила заняться качественно
новой задачей. Слово «решила» как раз
и означает, что она мыслит.

Всякая интеллектуальная задача
представляет собой поиск способа
достижения поставленной цели, а иначе
это будет не решением задачи, а просто
действием по точной инструкции, мало
чем отличающимся от работы станка-автомата.
Когда мы говорим, что школьник решает
задачу, это означает прежде всего, что
он должен сообразить, какую взять для
этого формулу, какие подставить в нее
числа. Однако если он, заглядывая в
тетрадь соседа, подставляет указанные
там числа в написанную на доске формулу,
это уже не решение, а механическое
повторение. Именно так ведут себя
современные ЭВМ. Строго говоря, никаких
задач они не решают, и часто используемое
нами выражение «ЭВМ решает» имеет
условный смысл… Она, как запустивший
уроки ученик, делает все по шпаргалке,
не понимая ее смысла и не умея даже на
волосок отступить от того, что ей
подсказывают. Поэтому мы и не считаем
ее разумной.

Способность ставить задачу и
самопрограммироваться на ее решение —
это как раз и есть то главное, что
характеризует феномен мышления.

Правда, кое-кто, наверное, сразу же
возразит: глупая рыбка в аквариуме и
даже примитивная амеба, преодолевая
препятствия в погоне за добычей, тоже
ставят себе задачи, изменяющиеся в
зависимости от конкретных условий,
значит — и они мыслят?

А почему бы и нет? Могут быть примитивные
формы мышления, ведь объяснять поведение
животных во всем многообразии жизненных
ситуаций одним лишь инстинктом — это
гипотеза. И было бы весьма странным,
если бы природа пошла только по этому
жесткому пути, совершенно не использовав
возможностей приспосабливаться к
окружающей обстановке «по ходу дела».

Кстати, животным и птицам присуще такое
«высшее свойство» мышления, как
способность к обобщению. Например, они
узнают пищу в самых различных конкретных
формах, так сказать — пищу вообще. Пес
узнает своего собрата в огромном доге
и в крохотной, умещающейся на ладони
японской собачке. Неторопливо разгуливающие
по тротуару голуби не обращают внимания
на людей, зато сразу же взлетают, стоит
появиться поблизости кошке — большой
или маленькой, черной или белой. Читатель
найдет еще более убедительные примеры.

Наше обыденное понимание разумного
слишком очеловечено, и, подобно тому,
как в прошлом веке многим казалась
нелепой сама мысль о преемственной
связи между человеком и обезьяной,
сегодня многих из нас смущает мысль о
возможности нечеловеческого интеллекта.
В частности, сами того не замечая, мы
часто связываем представление о мышлении
со способностью осознавать собственное
«я», и это мешает нам более широко
взглянуть на феномен мышления. Правда,
связь между мышлением и чувством «я»,
по-видимому, действительно существует.
Можно думать, что в условиях прихотливо
изменяющейся внешней обстановки сложная
система будет устойчивой лишь в том
случае, если она обладает способностью
ощущать свое состояние, а в этом,
собственно, и состоит суть нашего «я».
Анализ показывает, что подобное чувство
необходимо уже многим роботам-автоматам.
Ведь робот, да и вообще всякая сложная
самообучающаяся и активно общающаяся
с человеком машина должна сообщать ему
о состоянии своей памяти, о том, что ей
понятно, а что — нет и почему. А для этого
автомат должен ощущать и быть способным
выразить свое состояние. Это нужно
роботу и для того, чтобы вовремя заметить
неполадки в своем «организме». Не
осознающий себя робот едва ли сможет
долго просуществовать в сложной, быстро
меняющейся и воздействующей на него
обстановке. Конечно, «я» робота сильно
отличается от нашего самосознания. Но
и здесь не должно быть резкой грани.

Как это ни удивительно, но многое из
того, что принято считать неотъемлемо
человеческим, имеет продолжение и на
низших этажах природы…

Аннотация

Статьядоктора физико-математических
наук, заведующего отделом Объединенного
института ядерных исследований в Дубне
Барашенкова В.С. «Искусственный разум.
Феномен мышления»,опубликованнаяв журнале «Человек» 1991, № 1,посвященапроблеме создания искусственного
разума.

В статье говоритсяо широких
возможностях современных кибернетических
устройств,атакже называютсяфакторы, характеризующие феномен
мышления, без учета которых нельзя
говорить об искусственном разуме.

Реферат

Статья под заголовком«Искусственный
разум. Феномен мышления»написана
доктором физико-математических наук
В.С.Барашенковым иопубликованав
журнале «Человек» № 1 за 1991 год.

В данной статье речь идето проблеме
искусственного разума.

Автор рассказываето современных
ЭВМ иставит вопросо возможности
создания разумных машин.

В начале статьи автор отмечает, что
современные кибернетические устройства
выполняют операции, считавшиеся до
недавнего времени привилегией
человеческого мозга. На примере
«экспертных систем»он объясняетдействия таких машин иутверждает,
что это качественно новая ступень
интеллектуальной деятельности, когда
на основе имеющейся информации
вырабатывается — именно вырабатывается,подчеркивает ученый, — новое знание.
Однакоавтор не можетназвать их
думающими.

Далее говоритсяо том, что недостает
ЭВМ, чтобы считаться мыслящими, разумными.

Автор пишет, что любая вычислительная
машина действует по инструкции, работает
на основе заранее составленной для нее
программы, мотивированно изменить
которую она не в состоянии. Всякая же
интеллектуальная задача,подчеркивает
автор
, представляет собой поиск
способа достижения поставленной цели.Ученыйподводит нас к мысли, что
феномен мышления характеризуется, самое
главное, способностью ставить задачу
и самопрограммироваться на ее решение,
а также способностью к обобщению.

В конце статьи автор анализирует
вопрос
о связи между мышлением и
чувством «я»и утверждает, что в
сложной, быстро меняющейся обстановке
существовать может только автомат,
осознающий себя, способный выразить
свое состояние. У не осознающего себя
робота нет будущего.

Таким образом, можно прийти к выводу,
что современные ЭВМ, не обладающие пока
перечисленными характеристиками, нельзя
назвать мыслящими, а значит нельзя еще
говорить об искусственном разуме.

Рецензия

Тема статьидоктора физико-математических
наук В. Барашенкова —одна из самых
актуальных
в эпоху НТР: и ученых, и
далеких от науки людей волнует мысль о
возможности существования нечеловеческого
интеллекта.

Тема раскрывается автором с научных
позиций
, нодоступноиярко.

Используя интересные примеры,
иллюстрации, ученый рассказывает
о
новых кибернетических устройствах,
способных сочинять стихи, музыку,
создавать художественные полотна,
анализировать человеческие заболевания,
устанавливать режим технологических
процессов и многое другое, что совсем
недавно считалось интеллектуальной,
духовной деятельностью только человека.

В ходе рассуждений автор убеждает
нас
, что, хотя современные ЭВМ находятся
на качественно новой ступени
интеллектуальной деятельности, их
нельзя еще считать думающими, мыслящими.

В связи с этим на первый план правомерно
выдвигается
вопрос о феномене мышления,
о том, что его характеризует, как
представление о мышлении связано со
способностью осознавать собственное
«я».Убедительно звучит тезисо том,
что главное, что характеризует феномен
мышления, — это способность ставить
задачу и самопрограммироваться на ее
решение, а также способность к обобщению.

Видимо, не все бесспорнов рассуждениях
автора,и его точка зрения, конечно
же, не нова и отнюдь не сенсационна
,
что признает он сам, но стержень, ключ
к проблеме,на наш взгляд, найден
верный. Все дело,безусловно, не в
непостижимых способностях суперсовершенной
ЭВМ, а в мотивированности действий, и
мышление машины — это,прежде всего,
следствие масштабности, глубины разума
человека.

studfiles.net

Основные языковые средства в русском языке. Языковые средства: определение и употребление

Русский язык — один из самых богатых, красивых и сложных. Не в последнюю очередь таким его делает наличие большого количества средств словесной выразительности.

В этой статье мы разберем, что такое языковое средство и каких видов оно бывает. Рассмотрим примеры употребления из художественной литературы и повседневной речи.

Языковые средства в русском языке — что это такое?

Средства речевой выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.

Русскую поэзию и литературу невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшают его, но и показывают уровень мастерства писателя, его речевую культуру, стиль.

Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые художественные средства.

Слова и выражения, придающие тексту выразительность, условно делят на три группы: фонетические, лексические (они же тропы) и стилистические фигуры.

Чтобы ответить на вопрос, что такое языковое средство, познакомимся с ними ближе.

Лексические средства выразительности

Тропы — языковые средства в русском языке, которые используются автором в переносном, иносказательном значении. Широко применяются в художественных произведениях.

Тропы служат для создания зрительных, слуховых, обонятельных образов. Помогают создать определенную атмосферу, произвести на читателя желаемый эффект.

В основе лексических средств выразительности лежит скрытое или явное сравнение. Оно может базироваться на внешнем сходстве, личных ассоциациях автора или желании описать объект определенным образом.

Основные языковые средства: тропы

С тропами мы сталкиваем еще со школьной скамьи. Вспомним самые распространенные из них:

  1. Эпитет — самый известный и распространенный троп. Часто встречается в поэтических произведениях. Эпитет — это красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Подчеркивает особенности описываемого объекта, его самые выразительные черты. Примеры: «румяная заря», «легкий характер», «золотые руки», «серебряный голос».
  2. Сравнение — слово или выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета с другим. Чаще всего оформляется оно в виде сравнительного оборота. Узнать можно по использованию характерных для этого приема союзов: будто, как будто, словно, как, точно, что. Рассмотрим примеры: «прозрачная, как роса», «белая, словно снег», «прямая, будто тростинка».
  3. Метафора — средство выразительности, в основе которого лежит скрытое сравнение. Но, в отличие от сравнительного оборота, оно не оформляется союзами. Метафора строится, полагаясь на сходство двух предметов речи. Например: «луковки церквей», «шепот травы», «слезы неба».
  4. Синонимы — слова близкие по значению, но отличающиеся в написании. Помимо классических синонимов, существуют контекстуальные. Они принимают определенное значение в рамках конкретного текста. Познакомимся с примерами: «прыгать – скакать», «смотреть – видеть».
  5. Антонимы – слова, имеющие прямо противоположное друг другу значение. Как и синонимы, бывают контекстуальными. Пример: «белый – черный», «кричать – шептать», «спокойствие – волнение».
  6. Олицетворение — передача неодушевленному объекту признаков, характерных черт одушевленного. Для примера: «ива качала ветками», «солнышко ярко улыбалось», «дождь стучал по крышам», «на кухне щебетал радиоприемник».

Бывают ли другие тропы?

Средств лексической выразительности в русском языке очень много. Помимо группы знакомых каждому, существуют и те, которые многим неизвестны, но также широко используются:

  1. Метонимия — замена одного слова на другое, имеющее схожее или такое же значение. Познакомимся с примерами: «эй, синяя куртка (обращение к человеку в синей куртке)», «весь класс выступил против (имеются в виду все ученики класса)».
  2. Синекдоха — перенос сравнения с части на целое, и наоборот. Пример: «было слышно, как ликовал француз (автор говорит о французской армии)», «насекомое залетело», «в стаде было сто голов».
  3. Аллегория — выразительное сравнение идей или понятий с использованием художественного образа. Чаще всего встречается в сказках, баснях и притчах. Например, лиса символизирует хитрость, заяц — трусливость, волк — злобу.
  4. Гипербола — намеренное преувеличение. Служит для придания тексту большей выразительности. Ставит акцент на определенном качестве предмета, человека или явления. Познакомимся с примерами: «слова губят надежду», «его поступок — высшее зло», «он стал красивее в сорок раз».
  5. Литота — специальное преуменьшение реальных фактов. Например: «он был тоньше тростинки», «он был не выше наперстка».
  6. Перифраз — замена слова, выражения синонимичным сочетанием. Используется для того, чтобы избежать лексических повторов в одном или соседних предложениях. Пример: «лиса — хитрая плутовка», «текст — детище автора».

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры — языковые средства в русском языке, которые придают речи определенную образность, выразительность. Изменяют эмоциональную окраску ее значений.

Фигуры речи широко используются в поэзии и прозе еще со времен античных поэтов. Однако современное и устаревшее толкования термина различаются.

В древней Греции полагали, что стилистические фигуры — языковые средства языка, которые по своей форме значительно отличаются от повседневной речи. Сейчас же считается, что фигуры речи — неотъемлемая часть разговорного языка.

Какими бывают стилистические фигуры?

Стилистика предлагает немало собственных средств:

  1. Лексические повторы (анафора, эпифора, композиционный стык) — выразительные языковые средства, которые включают в себя повтор какой-либо части предложения в начале, конце или на стыке со следующим. Например: «Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы».
  2. Антитеза — одно или несколько предложений, построенных на основе противопоставления. Для примера рассмотрим фразу: «В пыли влачусь — и в небесах витаю».
  3. Градация — использование в предложении синонимов, расположенных по степени нарастания или угасания признака. Пример: «Искорки на новогодней елке светили, горели, сияли».
  4. Оксюморон — включение во фразу слов, которые противоречат друг другу по смыслу, не могут употребляться в одной композиции. Самый яркий и известный пример этой стилистической фигуры — «Мертвые души».
  5. Инверсия — изменение классического порядка расположения слов в предложении. Например, не «он бежал», а «бежал он».
  6. Парцелляция — разделения единого по смыслу предложения на несколько частей. Для примера: «Напротив Николай. Смотрит не моргая».
  7. Многосоюзие — использование союзов для связи однородных членов предложения. Применяется для большей речевой выразительности. Пример: «Это был странный и удивительный, и прекрасный, и загадочный день».
  8. Бессоюзие — связи однородных членов в предложении осуществляется без союзов. К примеру: «Он метался, кричал, плакал, стонал».

Фонетические средства выразительности

Фонетические средства выразительности — самая маленькая группа. Они включают в себя повтор определенных звуков с целью создания живописных художественных образов.

Чаще всего этот прием используется в поэзии. Авторы применяют повтор звуков, когда хотят передать звучание раскатов грома, шелест листьев или другие природные явления.

Также фонетические средства помогают придать поэзии определенный характер. За счет использования некоторых сочетаний звуков текст можно сделать более жестким, или наоборот — мягким.

Какие фонетические средства существуют?

  1. Аллитерация — повтор в тексте одних и тех же согласных, создающих необходимый автору образ. Например: «Я мечтою ловил уходящие тени, уходящие тени угасшего дня».
  2. Ассонанс — повторение определенных гласных звуков с целью создания яркого художественного образа. Для примера: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм».
  3. Звукоподражание — применение фонетических сочетаний, которые передают определенный звуковой эффект: топот копыт, шум волн, шелест листвы.

Употребление речевых средств выразительности

Языковые средства в русском языке широко применялись и продолжают применяться в литературных произведениях, будь то проза или поэзия.

Прекрасное владение стилистическими фигурами демонстрируют писатели золотого века. За счет мастерского использования средств выразительности их произведения красочны, образны, приятны для слуха. Не зря их считают национальным достоянием России.

С языковыми средствами мы сталкиваемся не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни. Практически каждый человек использует в своей речи сравнения, метафоры, эпитеты. Сами того не осознавая, мы делаем свой язык красивым и богатым.

fb.ru

Прочитайте тексты разных стилей. Постарайтесь определить, к какому стилю относится каждый из текстов (одинаковы ли сферы

Прочитайте тексты разных стилей. Постарайтесь определить, к какому стилю относится каждый из текстов (одинаковы ли сферы их употребления, цели общения, языковые средства).
1)  Слово стиль многозначно, В самом широком смысле стиль понимается как совокупность признаков, особенностей, свойственных чему-либо, отличающих что-либо. Это -счто-либо» может быть и деятельностью {сталь работы), и способом исполнения {стиль плавания и т.п.), и манерой вести себя* одеваться (она одевается в стиле «ретро» и т.п.). В более узком смысле стиль означает направление в искусстве (стали в живописи, архитектуре, музыке). Есть и очень специальное значение слова стиль — — способ летоисчисления (старый стиль, новый стиль).
Более всего и теснее всего понятие стиля связано со словесностью. Словом стиль стали обозначать манеру пользоваться языком, разновидность употребления языка. Такое понимание стиля вполне правильно. (По А. Горшкову)
2)  1, Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
(Закон Юбобразовании», ст.5)
3) Говорят: жизнь течёт… Это значит, восходит и заходит солнце, течёт вода и речке, расцветают и увядают, оставив семена, растения, кто-то родился, какая-то новость поразила мдр… Жизнь необъятна, многообразна. Мириады живых существ {человек в их числе), связанные друг с другом законами жизни, добывают пищу, спасаются от хищников, греются на солнце, играют, болеют, делают для себя маленькие и большие открытия и радуются жизни — животные неосознанно, человек же эту радость вполне понимает. {В. Песков)
4) Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно/1 После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём — — бабочка.
Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край — — дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит,
Я осторожно присел с нею рядом.
Бабочка взмахнула крыльями1 н снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.
— Тут неплохо, — ответил ей я, — тепло.
Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.
— Вдвоём веселей5, — согласился я. Говорить было вроде больше не о чем.
Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки> а моя глядела на небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.
Так мы и сидели рядом до самого заката. (ГО. Коваль)

www.soloby.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о