Кикстартер это – Kickstarter — это… Что такое Kickstarter?

Содержание

Kickstarter — это… Что такое Kickstarter?

Kickstarter — это сайт для привлечения денежных средств на реализацию творческих проектов по схеме народного финансирования (краудфандинга). Kickstarter финансирует разнообразные проекты[1], такие, как создание фильмов независимого кинематографа США, комиксов, видеоигр, музыки и т.д[2].

Модель

Способ коллективного сбора средств называют «краудфандинг»[3]. Kickstarter облегчает сбор денежных средств, создав модель, которая может быть лучше традиционных способов инвестирования[4]. Тот, кто хочет получить финансирование, должен зарегистрироваться и разместить описание проекта на Kickstarter. Kickstarter содержит рекомендации[5], какие проекты будут приняты.

Владелец проекта должен указать срок и минимальное количество средств, которое необходимо собрать. Если проект не собрал нужное количество средств к определённому сроку, то деньги возвращаются жертвователям. Деньги собираются с помощью Amazon Payments[6], инициатору проекта требуется счёт в американском банке.

Kickstarter берет 5% от привлечённых средств; Amazon взимает дополнительные 3-5%[7]. В отличие от многих форумов по сбору средств или инвестиций, Kickstarter не претендует на право собственности на проекты и работы, которую они производят. Тем не менее, проекты, осуществляемые на сайте, сохраняются и доступны для общественности. После того, как финансирование проектов завершается, загруженная информация и материалы не могут быть отредактированы или удалены с сайта[8].

Лучшие проекты по количеству привлеченных средств

В следующей таблице приведены крупнейшие успешно завершенные проекты по состоянию на 25 июля 2012 года, отсортированы по количеству привлеченных средств.

ПозицияНазвание проектаАвторКатегория % финансированияВсего, в $Число жертвователейПоследний срокСсылка
1Pebble: E-Paper Watch for iPhone and AndroidPebble TechnologyДизайн10 26610 266 84568 9282012-05-18[1]
2Игровая консоль OUYAOuyaВидеоигры9058 596 47563 4162012-08-09[2]
3Project EternityObsidian EntertainmentВидеоигры3623 986 92973 9862012-10-16[3]
4Reaper Miniatures Bones: An Evolution Of Gaming MiniaturesReaper MiniaturesНастольные игры11 4303 429 23617 7442012-08-25[4]
5Double Fine AdventureDouble Fine и 2 Player ProductionsВидеоигры8343 336 37187 1422012-03-13[5]
6Wasteland 2InXile Entertainment и Obsidian EntertainmentВидеоигры3253 040 29961 2902012-04-17[6]
7Homestuck Adventure GameMS Paint AdventuresВидеоигры3552 485 50624 3462012-10-04[7]
8Oculus Rift: Step Into the GamePalmer LuckeyТехника9742 437 4309 5222012-09-01[8]
9Planetary AnnihilationUber Entertainment IncВидеоигры2472 229 34444 1612012-09-14[9]
10Shadowrun ReturnsHarebrained Schemes LLCВидеоигры4591 836 44738 2762012-04-29[10]
11Elevation Dock: лучший док для iPhoneElevationLabДизайн1 9521 464 70612 5212012-02-11[11]
12Переиздание The Order of the StickRich BurlewКомикc2 1711 254 12014 9522012-02-21[12]
13Amanda Palmer: The new RECORD, ART BOOK, and TOURАманда ПалмерМузыка1 1921 192 79324 8832012-05-31[13]
14Sedition Wars: Battle for AlabasterCoolMiniOrNotНастольные и карточные игры4 756951 2544 2782012-06-30[14]
15Ремешок, превращающий iPod в часыScott WilsonДизайн6 283942 57813 5122010-12-16[15]
16Скрытый радиоприемник и BlueTooth-колонкаJohn VDN + Vitor Santa MariaДизайн751938 7715 3582012-01-18[16]

Самые быстрофинансируемые неоконченные проекты

Последний срокНазвание проектаАвторКатегорияСсылка
2012-08-09OUYA: A New Kind of Video Game ConsoleДжулия Урман (Boxer8)Видеоигры[17]

Критика

Каждый проект должен проходить модерацию и наблюдается тенденция, что организаторы, в основном, отбирают только потенциально наиболее успешные проекты, к которым обязательно должно быть добавлено видео, обещающее своим инвесторам награды, бенефиты, благодарения. Например, готовый экземпляр или несколько, игры, комиксы, книги; гравировки имени инвесторов. Также на сайте очень трудно найти неуспешные проекты, которые не получили финансирования. Именно этим отчасти и объясняется огромный показатель успешно профинансированных проектов. По некоторым мнениям, сайт слишком сконцентрирован на успешности и слишком коммерциализирован, поэтому выступает скорее биржей или магазином предоплаты продуктов искусства, которые понравились.[9]

Другим объектом критики является принцип «всё или ничего», по которому деньги возвращаются, если проект не набрал 100 % необходимых средств. Это побуждает авторов самим дофинансировать свои проекты. По приблизительным подсчётам, точка невозврата — 25 %. Если проект их собрал, то вероятность полного финансирования у проекта составляет 90 %.[10]

Примечания

  1. Levy, Shawn. Kickstarter raises money online for artistic endeavors, tapping into Portland ethos, The Oregonian (May 29, 2010).
  2. Wortham, Jenna. A Few Dollars at a Time, Patrons Support Artists on the Web, The New York Times (August 24, 2009).
  3. Villano, Matt. Small Donations in Large Numbers, With Online Help, The New York Times (March 14, 2010).
  4. Gould, Emily. Start me up, MIT. Проверено 20 января 2011.
  5. Community Guidelines — Kickstarter. Kickstarter.com. Архивировано из первоисточника 17 сентября 2012. Проверено 4 апреля 2012.
  6. Stross, Randall. You, Too, Can Bankroll a Rock Band, The New York Times (April 2, 2010).
  7. Help Center — Kickstarter. Kickstarter.com. Архивировано из первоисточника 17 сентября 2012. Проверено 4 апреля 2012.
  8. Official website Kickstarter.com FAQ (Retrieved 2010). Архивировано из первоисточника 17 сентября 2012.
  9. kickstarter.com -зібрано $200 млн., реалізовано 20 000 проектів
  10. Kickstarter: Pros and Cons

Ссылки

dic.academic.ru

Что такое Kickstarter или как финансировать IT-проекты?

Если вы считаете себя гиком или хотя бы интересующимся IT человеком, то вы просто обязаны знать, что же такое Kickstarter. Kickstarter — это не магазин, не аукцион и не место разработок, Kickstarter — это одна из самых больших площадок в мире, но здесь веря в идею совершенно незнакомых людей вам никто ничего не гарантирует, а ваши деньги, потраченные на поддержку перспективного проекта, могут уйти в никуда. Тем не менее ежедневно энтузиасты, имеющие крутые IT-идеи, зарабатывают на них десятки тысяч долларов благодаря поддержке других энтузиастов заинтересованных в новинке. Так давайте все же разберемся, что такое Kickstarter, как он работает и почему люди готовы потратить десятки долларов на, возможно, бесперспективную идею.

Итак, Kickstarter — это крупнейшая в мире площадка, работающая по схеме краудфандинга, что в переводе на человеческий означает народное финансирование или же добровольные пожертвования. Схема сайта довольно проста — у вас есть умопомрачительная идея, связанная не только с информационными технологиями, а и различными проектами в области физики, кино, фотографии и даже комиксов. Основой вашего проекта ,предложенного на Kickstarter, является видео, демонстрирующее работу придуманного и разработанного вами девайса (мы же про IT говорим, а не про музыку). Видео, кстати, у всех очень интересные и качественно сделанные и это неудивительно, ведь благодаря правильно поданной визуальной информации человек лучше всего воспринимает, то, что вы хотите ему донести.

С демонстрацией проекта мы разобрались, поэтому можем плавно переходить к сбору средств для начала производства гаджета. Автор или команда авторов сами задают сумму необходимую для начала массового производства устройства и пока не наберется нужного количества денег за определенный срок (заданный автором проекта), начинать запуск аппарата авторы не будут. Если же нужной суммы не наберется, то деньги будут возвращены тем, кто пожертвовал свои кровные на эту неохотно принятую идею.

У вас может возникнуть закономерный вопрос — неужто в мире столько людей готовых бескорыстно пожертвовать деньги на идею незнакомых людей? На самом деле и такие есть, но жертвователи получают свои плюшки. например, команда разработчиков запланировала выпуск игры — tе будущая стоимость составит $20. Так вот, если вы потратите $1, то вас поблагодарят и на этом все, а если пожертвуете $10 баксов, то обзаведетесь игрой раньше официального релиза, если $20, то получите премиум-аккаунт. Конечно, это все образно и каждый автор сам решает, как вознаградить жертвователей.

С каждого удачного проекта Kickstarter получает 5% за віполнение услуги предоставления площадки для пиара своей идеи.

Главная проблема заключается в том, что человек, который пожертвовал деньги на благородную идею, может больше никогда их не увидеть. Сам Kickstarter является только площадкой для предложения проектов и никакой ответственности не несет. Поэтому отсудить свои законные деньги у вас вряд ли получится.

Такая ситуация была с очками Eyez (еще до Google Glass), которые снимают HD-видео и отправляют его на смартфон. Они предлагались всем, кто предложит $150 и выше. Клюнуло больше 2000 человек и до сих пор ни денег, ни очков они не получили.

Еще одной проблемой является незнание реального качества готовящегося продукта. Так, например, случилось с чехлом для iPhone из цельного куска алюминия i+Case. Данный проект собрал аж $85 тысяч, а в итоге пользователи получили глушитель сигнала сотовой сети, поскольку метал плохо пропускал сигнал (такая же ситуация была и с Asus Transformer Prime, задняя крышка которого целиком была выполнена из алюминия).

Конечно, неприятные ситуации случаются всегда, но в случае с Kickstarter они довольно редкие. В основном, разработчики, получившие нужную сумму, все-таки доводят проект до конца, пусть и не очень качественный, может сыроватый, но все-таки доводят. Если вы действительно заинтересованы в новых технологиях и готовы поддержать талантливых авторов и получить данный гаджет, игру или альбом музыки раньше старта продаж, то вы легко можете это сделать и все это благодаря Kickstarter!

Оцените статью:

4idroid.com

7 вещей, которые нужно знать о Кикстартере (Kickstarter.com)

1 . Kickstarter — это новый способ финансирования творческих проектов.

Здесь Вы можете найти все: от фильмов, игр и музыки до произведений искусства, дизайна и технологий. Кикстартер полон проектов, больших и малых, которые были воплощены в жизнь благодаря прямой поддержке таких людей, как Вы. С момента нашего запуска в 2009 году, 5,6 млн. человек пожертвовали на проекты $969 млн., финансировав 55 тыс. творческих проектов. Тысячи проектов собирают средства на Кикстартере (Kickstarter) прямо сейчас.

2 . Каждый проект независимо создан.

Создатели фильмов, музыканты, художники и дизайнеры, которые запускают свои проекты на Кикстартере, имеют полный контроль над ними и несут за них полную ответственность. Кикстартер является как платформой, так и ресурсом; мы не вовлечены в разработку самих проектов. Любой человек может приступить к реализации своего проекта на Кикстартере, если он отвечает нашим требованиям.

3. Вместе создатели и сторонники воплощают проекты в жизнь.

Создатели проекта ставят перед собой цель финансирования — сумму, которую хотят собрать, — и срок, за который они планируют собрать эту сумму. Если людям нравится проект, они могут пожертвовать на него деньги, чтобы воплотить его в жизнь. Финансирование на Кикстартере проходит по методу «все или ничего» — чтобы получить деньги, проекты должны собрать всю сумму, поставленную в качестве цели. В противном случае, они не получат ничего. Такой способ финансирования может показаться пугающим, но он удивительно эффективен, поскольку дает авторам проекта своего рода импульс и объединяет в людей вокруг одной идеи. На сегодняшний день 44 % проектов достигли своих целей и были успешно финансированы.

4. Создатели проектов являются 100% владельцами своей работы.

 Сторонники (бэкеры) поддерживают проекты, чтобы помочь им осуществится, а не получить финансовую прибыль. В благодарность за поддержку создатели проектов предлагают своим бэкерам вознаграждение. Люди, поддержавшие проект книги или фильма, например, часто получают в подарок копию готовой работы. Если пожертвовать на проект фильма большую сумму, можно в качестве вознаграждения получить приглашение на премьеру или закрытый показ для Вас и Ваших друзей. Один художник собирал средства для создания настенной инсталляции, затем, когда выставка закончилась, он раздал части этой инсталляции своим бэкерам.

5. Творческие работы финансировались подобным образом в течение многих столетий.

Работы Моцарта, Бетховена, Уитмена, Твена и других художников и писателей финансировались подобными способами — не только с помощью больших покровителей, но с помощью привлечения денег от мелких покровителей, часто называемых абонентами. В обмен на свою поддержку эти абоненты могли получить один из первых экземпляров произведения или специальное издание работы. Кикстартер является продолжением этой модели, только теперь она в стократ усилена, благодаря существованию Интернета и социальных медиа.

6 . Поддержать проект — это больше, чем просто дать кому-то деньги.

Это поддержка чьей-то мечты. Мечты создать нечто новое, полезное, интересное. Люди объединяются вокруг проектов своих друзей, поклонники поддерживают людей, которыми они восхищаются, а другие просто приходят на Кикстартер, чтобы вдохновиться новыми идеями. Осуществление некоторых проектов занимает больше времени, чем ожидалось. Но если создатели не утаивают от своих бэкеров возникновение каких-то проблем и задержек, то, как правило, те относятся к этому с пониманием.

7 . Наша миссия — помочь воплотить творческие проекты в жизнь.

Мы независимая компания из 73 человек, с офисом в Greenpoint, Бруклин. Каждый день мы стараемся сделать Кикстартер (Kickstarter) немного лучше, отвечая на вопросы бэкеров и создателей, и пытаемся найти новые интересные проекты. Если проект успешно финансируется, мы взимаем плату в размере 5% от собранных средств.

Мы считаем, что творческие проекты делают мир лучше, и мы очень рады, что помогаем поддерживать новые идеи и воплощать их в жизнь. Построить сообщество сторонников вокруг идеи — это удивительный способ создать что-то новое.

Перевод с сайта www.kickstarter.com

kickstart.com.ua

Kickstarter — Википедия. Что такое Kickstarter

Kickstarter — сайт для привлечения денежных средств на реализацию творческих, научных и производственных проектов по схеме краудфандинга (то есть добровольных пожертвований). Kickstarter финансирует разнообразные проекты, такие, как создание фильмов независимого кинематографа США, комиксов, видеоигр, музыки и т. д.[2][3]

Модель

Используемый на сайте способ коллективного сбора средств называют «краудфандинг»[4]. Kickstarter облегчает сбор денежных средств, создав модель, которая может быть лучше традиционных способов инвестирования[5]. Тот, кто хочет получить финансирование, должен зарегистрироваться и разместить описание проекта на Kickstarter. Kickstarter содержит рекомендации[6], какие проекты будут приняты.

Владелец проекта должен указать срок и минимальное количество средств, которое необходимо собрать. Если проект не собрал нужное количество средств к определённому сроку, то деньги возвращаются спонсорам. Деньги собираются с помощью Amazon Payments[7].[источник не указан 2015 дней][источник не указан 2015 дней].

Kickstarter берёт 5 % от привлечённых средств; Amazon взимает дополнительные 3—5 %[8]. В отличие от многих форумов по сбору средств или инвестиций, Kickstarter не претендует на право собственности на проекты и работы, которые они принимают к публикации на своем сайте, но имеют право использовать полученную от Вас интеллектуальную собственность в любых целях, не эксклюзивно[1]. Тем не менее, проекты, осуществляемые на сайте, сохраняются и доступны для общественности. После того, как финансирование проектов завершается, загруженная информация и материалы не могут быть отредактированы или удалены с сайта[9].

Kicking It Forward

Существует программа Kicking It Forward, в которой к марту 2013 приняло участие 233 проекта (в том числе 31, находившийся на стадии сбора средств): их создатели дают обещание (не контролируемое каким-либо формальным договором) 5 % прибыли, полученной после их выпуска, потратить на финансирование других проектов на Kickstarter’е[10]. В числе проектов, присоединившихся к программе: Wasteland 2, Project Eternity, Project Fedora, Torment: Tides of Numenera.

Крупнейшие проекты по количеству привлечённых средств

В следующей таблице приведены крупнейшие успешно завершенные проекты, отсортированы по количеству привлечённых средств.

Десять крупнейших завершенных проектов Kickstarter по количеству привлеченных средств[11]
МестоСобранная суммаНазвание проектаРазработчик% от изначально запрошенной суммыУчастниковДата закрытияКомментарии
120 338 986Pebble Time[12]Pebble Technology4 06778 4712015-03-27Умные часы с цветным экраном E-Paper; обновленная версия часов Pebble
213 285 226Coolest Cooler[13]Ryan Grepper26 57062 6422014-08-30Многофункциональный походный холодильник
312 779 843Pebble 2[14]Pebble Technology1 27766,6732016-06-30Умные часы, обновленная версия часов Pebble
412 393 139Kingdom Death: Monster 1.5[15]Kingdom Death, дизайнер Адам Путц12 39319 2642017-01-07Настольная игра, усовершенствованная версия более раннего проекта Kingdom Death: Monster
510 266 845Pebble: E-Paper Watch[16]Pebble Technology10 26668 9292012-05-18Умные часы с черно-белым экраном на основе электронной бумаги
69 192 055The World’s Best Travel Jacket with 15 Features || BAUBAX[17]BAUBAX LLC45 96044 9492015-09-03Куртка для путешественников с капюшоном и множеством карманов
78 782 571Exploding Kittens[18]Илан Ли87 825219 3822015-02-20Настольная карточная игра
88 596 474OUYA[19]Ouya Inc.90463 4162012-08-09Игровая приставка на основе Android
97 072 757THE 7th CONTINENT – What Goes Up, Must Come Down[20]Serious Poulp17 68143 7332017-10-19Настольная игра
106 565 782The Everyday Backpack, Tote, and Sling[21]Peak Design1 31326 3592016-09-10Серия рюкзаков и сумок для повседневного ношения

Критика

Каждый проект должен проходить модерацию и наблюдается тенденция, что организаторы, в основном, отбирают только потенциально наиболее успешные проекты, к которым обязательно должно быть добавлено видео, обещающее инвесторам проекта награды, бенефиты, благодарности. Например, готовый экземпляр или несколько, игры, комикса, книги; гравировки имени инвесторов.
К тому же на сайте очень трудно найти неуспешные проекты, которые не получили финансирования. Именно этим отчасти и объясняется огромный показатель успешно профинансированных проектов. По некоторым мнениям, сайт слишком сконцентрирован на успешности и слишком коммерциализирован, поэтому выступает скорее биржей или магазином предоплаты продуктов искусства, которые понравились[22][неавторитетный источник?].

См. также

Примечания

  1. ↑ Alexa Internet — 1996.
  2. Levy, Shawn. Kickstarter raises money online for artistic endeavors, tapping into Portland ethos, The Oregonian (May 29, 2010).
  3. Wortham, Jenna. A Few Dollars at a Time, Patrons Support Artists on the Web, The New York Times (August 24, 2009).
  4. Villano, Matt. Small Donations in Large Numbers, With Online Help, The New York Times (March 14, 2010).
  5. Gould, Emily. Start me up, MIT. Проверено 20 января 2011.
  6. ↑ Community Guidelines — Kickstarter. Kickstarter.com. Проверено 4 апреля 2012. Архивировано 17 сентября 2012 года.
  7. Stross, Randall. You, Too, Can Bankroll a Rock Band, The New York Times (April 2, 2010).
  8. ↑ Help Center — Kickstarter. Kickstarter.com. Проверено 4 апреля 2012. Архивировано 17 сентября 2012 года.
  9. Official website Kickstarter.com FAQ (Retrieved 2010). Архивировано 17 сентября 2012 года.
  10. ↑ Kicking It Forward. Проверено 10 марта 2013. Архивировано 14 марта 2013 года.
  11. ↑ Discover >> Most Funded — Kickstarter. kickstarter.com (5 декабря 2017).
  12. ↑ Pebble Time — Awesome Smartwatch, No Compromises. Kickstarter. Проверено 9 сентября 2016.
  13. ↑ COOLEST COOLER: 21st Century Cooler that’s Actually Cooler. Kickstarter. Проверено 9 октября 2014.
  14. ↑ Pebble 2, Time 2 + All-New Pebble Core. Kickstarter. Проверено 30 июня 2016.
  15. ↑ Kingdom Death: Monster 1.5. Kickstarer. Проверено 7 января 2017.
  16. ↑ Pebble: E-Paper Watch for iPhone and Android. Kickstarter. Проверено 9 сентября 2016.
  17. ↑ The World’s Best TRAVEL JACKET with 15 Features || BAUBAX. Kickstarter. Проверено 17 января 2015.
  18. ↑ Exploding Kittens. Kickstarter. Проверено 9 октября 2014.
  19. ↑ OUYA: A New Kind of Video Game Console. Kickstarter. Проверено 25 февраля 2015.
  20. ↑ THE 7th CONTINENT – What Goes Up, Must Come Down.. Kickstarter. Проверено 27 октября 2017.
  21. ↑ The Everyday Backpack, Tote, and Sling. Kickstarter. Проверено 5 октября 2016.
  22. ↑ kickstarter.com -зібрано $200 млн, реалізовано 20 000 проектів

Ссылки

wiki.sc

Kickstarter — WiKi

Модель

Используемый на сайте способ коллективного сбора средств называют «краудфандинг»[6]. Kickstarter облегчает сбор денежных средств, создав модель, которая может быть лучше традиционных способов инвестирования[7]. Тот, кто хочет получить финансирование, должен зарегистрироваться и разместить описание проекта на Kickstarter. Kickstarter содержит рекомендации[8], какие проекты будут приняты.

Владелец проекта должен указать срок и минимальное количество средств, которое необходимо собрать. Если проект не собрал нужное количество средств к определённому сроку, то деньги возвращаются спонсорам. Деньги собираются с помощью Stripe[9].[источник не указан 2293 дня][источник не указан 2293 дня].

Kickstarter берёт 5 % от привлечённых средств; Stripe взимает дополнительные 3—5 %[10]. В отличие от многих форумов по сбору средств или инвестиций, Kickstarter не претендует на право собственности на проекты и работы, которые они принимают к публикации на своем сайте, но имеют право использовать полученную от Вас интеллектуальную собственность в любых целях, не эксклюзивно[1]. Тем не менее, проекты, осуществляемые на сайте, сохраняются и доступны для общественности. После того, как финансирование проектов завершается, загруженная информация и материалы не могут быть отредактированы или удалены с сайта[11].

Kicking It Forward

Существует программа Kicking It Forward, в которой к марту 2013 приняло участие 233 проекта (в том числе 31, находившийся на стадии сбора средств): их создатели дают обещание (не контролируемое каким-либо формальным договором) 5 % прибыли, полученной после их выпуска, потратить на финансирование других проектов на Kickstarter’е[12]. В числе проектов, присоединившихся к программе: Wasteland 2, Project Eternity, Project Fedora, Torment: Tides of Numenera.

Крупнейшие проекты по количеству привлечённых средств

В следующей таблице приведены крупнейшие успешно завершенные проекты, отсортированы по количеству привлечённых средств.

Десять крупнейших завершенных проектов Kickstarter по количеству привлеченных средств[13]
МестоСобранная суммаНазвание проектаРазработчик% от изначально запрошенной суммыУчастниковДата закрытияКомментарии
120 338 986Pebble Time[14]Pebble Technology4 06778 4712015-03-27Умные часы с цветным экраном E-Paper; обновленная версия часов Pebble
213 285 226Coolest Cooler[15]Ryan Grepper26 57062 6422014-08-30Многофункциональный походный холодильник
312 779 843Pebble 2[16]Pebble Technology1 27766,6732016-06-30Умные часы, обновленная версия часов Pebble
412 393 139Kingdom Death: Monster 1.5[17]Kingdom Death, дизайнер Адам Путц12 39319 2642017-01-07Настольная игра, усовершенствованная версия более раннего проекта Kingdom Death: Monster
511,385,449Critical Role: The Legend of Vox Machina Animated Special [18]Critical Role151888,8872019-04-19Небольшой анимационный сериал по веб-сериалу Critical Role
610 266 845Pebble: E-Paper Watch[19]Pebble Technology10 26668 9292012-05-18Умные часы с черно-белым экраном на основе электронной бумаги
79 192 055The World’s Best Travel Jacket with 15 Features || BAUBAX[20]BAUBAX LLC45 96044 9492015-09-03Куртка для путешественников с капюшоном и множеством карманов
88 782 571Exploding Kittens[21]Илан Ли87 825219 3822015-02-20Настольная карточная игра
98 596 474OUYA[22]Ouya Inc.90463 4162012-08-09Игровая приставка на основе Android
107 072 757THE 7th CONTINENT – What Goes Up, Must Come Down[23]Serious Poulp17 68143 7332017-10-19Настольная игра

Критика

Каждый проект должен проходить модерацию и наблюдается тенденция, что организаторы, в основном, отбирают только потенциально наиболее успешные проекты, к которым обязательно должно быть добавлено видео, обещающее инвесторам проекта награды, бенефиты, благодарности. Например, готовый экземпляр или несколько, игры, комикса, книги; гравировки имени инвесторов.
К тому же на сайте очень трудно найти неуспешные проекты, которые не получили финансирования. Именно этим отчасти и объясняется огромный показатель успешно профинансированных проектов. По некоторым мнениям, сайт слишком сконцентрирован на успешности и слишком коммерциализирован, поэтому выступает скорее биржей или магазином предоплаты продуктов искусства, которые понравились[24][неавторитетный источник?].

См. также

Примечания

  1. ↑ https://techcrunch.com/2017/07/27/kickstarter-co-founder-and-ceo-yancey-strickler-will-step-down-this-year/
  2. ↑ https://www.chartwellspeakers.com/speaker/charles-adler-exclusive-speaker/
  3. ↑ https://www.alexa.com/siteinfo/kickstarter.com
  4. Levy, Shawn. Kickstarter raises money online for artistic endeavors, tapping into Portland ethos, The Oregonian (May 29, 2010).
  5. Wortham, Jenna. A Few Dollars at a Time, Patrons Support Artists on the Web, The New York Times (August 24, 2009).
  6. Villano, Matt. Small Donations in Large Numbers, With Online Help, The New York Times (March 14, 2010).
  7. Gould, Emily. Start me up, MIT. Дата обращения 20 января 2011.
  8. ↑ Community Guidelines — Kickstarter (неопр.). Kickstarter.com. Дата обращения 4 апреля 2012. Архивировано 17 сентября 2012 года.
  9. Stross, Randall. You, Too, Can Bankroll a Rock Band, The New York Times (April 2, 2010).
  10. ↑ Help Center — Kickstarter (неопр.). Kickstarter.com. Дата обращения 4 апреля 2012. Архивировано 17 сентября 2012 года.
  11. Official website Kickstarter.com FAQ (неопр.) (Retrieved 2010). Архивировано 17 сентября 2012 года.
  12. ↑ Kicking It Forward (неопр.). Дата обращения 10 марта 2013. Архивировано 14 марта 2013 года.
  13. ↑ Discover >> Most Funded — Kickstarter (неопр.). kickstarter.com (5 декабря 2017).
  14. ↑ Pebble Time — Awesome Smartwatch, No Compromises (неопр.). Kickstarter. Дата обращения 9 сентября 2016.
  15. ↑ COOLEST COOLER: 21st Century Cooler that’s Actually Cooler (неопр.). Kickstarter. Дата обращения 9 октября 2014.
  16. ↑ Pebble 2, Time 2 + All-New Pebble Core (неопр.). Kickstarter. Дата обращения 30 июня 2016.
  17. ↑ Kingdom Death: Monster 1.5 (неопр.). Kickstarer. Дата обращения 7 января 2017.
  18. ↑ Critical Role: The Legend of Vox Machina Animated Special (англ.). Kickstarter. Дата обращения 16 июля 2019.
  19. ↑ Pebble: E-Paper Watch for iPhone and Android (неопр.). Kickstarter. Дата обращения 9 сентября 2016.
  20. ↑ The World’s Best TRAVEL JACKET with 15 Features || BAUBAX (неопр.). Kickstarter. Дата обращения 17 января 2015.
  21. ↑ Exploding Kittens (неопр.). Kickstarter. Дата обращения 9 октября 2014.
  22. ↑ OUYA: A New Kind of Video Game Console (неопр.). Kickstarter. Дата обращения 25 февраля 2015.
  23. ↑ THE 7th CONTINENT – What Goes Up, Must Come Down. (неопр.). Kickstarter. Дата обращения 27 октября 2017.
  24. ↑ kickstarter.com -зібрано $200 млн, реалізовано 20 000 проектів

Ссылки

ru-wiki.org

Kickstarter: Мифы vs Реальность | Rusbase

Здесь и далее под словом Kickstarter стоит подразумевать любую популярную краудфандинговую платформу общего назначения. И это не касается специализированных сервисов и ресурсов, нацеленных, например, на краудфандинг проектов по искусству.

Цель этого материала – не отговорить кого-то от Kickstarter, а развеять мифы и заблуждения относительно краудфандинга сегодня. Итак…

Самое главное: Kickstarter —  это обычный инструмент. К инструменту нужен план, умение им пользоваться и исполнение.

Kickstarter – это витрина. Витрина нужна для выставления товара, отчасти – для его рекламы. Продает продавец. Товар привозит поставщик. Бухгалтер ведет бухгалтерию. Кладовщик следит за складом. Чтобы люди покупали, нужно создать магазин со всеми процессами, связанными с закупкой товара, производством, выкладкой товара на витрину, продавцами, обслуживающим персоналом, ведением финансов и планированием.

Kickstarter за вас не делает ничего, он просто задает удобные рамки и предлагает типовую, красивую, не очень гибкую в оформлении витрину, небольшую копилку для денег на прилавке да блокнот для записи – кто пришел и сколько положил в копилку.

Если вы в подворотне на стене нарисуете банку с красной икрой, то не факт, что кто-то придёт к этому рисунку и оставит вам деньги.

Мифом является то, что Kickstarter сделает что-то важнее того, что делаете вы. Стоит только закачать ваши мечты о продукте в Kickstarter, как произойдет магия.

Два года назад, когда мы с Мишей Санниковым делали кампанию LightPack, около 20-30% людей попало к нам через Kickstarter. Некоторые из них узнали о LightPack где-то еще, а потом нашли его на Kickstarter — пришли не по внешней ссылке, а целенаправленно, через поиск. Некоторые действительно пришли через Kickstarter, ничего не зная о продукте заранее. С тех пор даже этот незначительный процент людей, которые находят продукт прямо на Kickstarter, уменьшился по некоторым данным в 2-3 раза.

Подавляющее большинство людей приходит на страницу проекта целенаправленно, извне. И не потому что Kickstarter общается с журналистами, а потому что вы общаетесь с журналистами.

Вы работаете над тем, чтобы были публикации и интервью, убеждаете ваше сообщество и пишущую братию, что ваше дело стоит времени журналиста и денег потребителей. И никто, кроме вас, продукт не продаст.

Есть куча проектов, которые собирают менее 100 долларов из намеченных тысяч долларов. Это происходит, потому что команда думает: «Вот, мы сделали офигенный проект, все прибегут сами». Великое заблуждение и подмена причины следствием! Иногда кажется, что вот – журналисты написали про супер-проект и он полетел. Но на самом деле за всем этим стоят большие усилия команды и зачастую везение. И только потом появляются журналисты и, как результат, вожделенные бэкеры.

Kickstarter очень похож на реальную жизнь. Людям надо видеть продукт «в лицо», даже если он еще не в финальном виде. Софтовым или арт-проектам в какой-то мере проще, но там люди больше смотрят на репутацию автора – делал ли он какие-либо игры до этого, известен ли он как художник.

«Железным» проектам недостаточно показать рендеры и картинки. С журналистами нужно общаться лично. Чтобы про вас написали, нужны работающие прототипы — рендерам уже никто не верит. Добиться сколько-нибудь серьезной поддержки от СМИ можно, только имея серьезные намерения и подготовленную базу. И тут мы опять приходим к тому, что первичны вы и ваш проект. Kickstarter – инструмент. Поможет только вера ваших клиентов в вас и то, что вы предлагаете.

Нет. Я бы сказал, что здесь есть существенные ограничения на типы проектов. Очень часто сталкиваюсь с тем, что приходят люди и говорят, например: «Давайте мы будем продавать средство, снижающее электростатическое притяжение волос». Надо понимать, что если у вас проект, который сложно продать за 30 секунд (70-80% просмотров видеороликов прерываются на 30 секундах), то краудфандинг в формате популярных площадок – довольно рисковое дело. Ну а если вы можете за полминуты-минуту очаровать человека и заставить его сказать: «А когда же будет и где купить?» — тогда можно двигаться дальше. Сложный продукт для небольшой аудитории, который требует вчитывания и осознания, скорее всего, не годится для Kickstarter. Можно запустить краудфандинговые сборы у себя на сайте и рассказывать о продукте в том виде, в котором он будет понятен – здесь вы не будете ограничены во времени.

Kickstarter сам по себе чуть-чуть прибавляет плюсов к вашей репутации. Немного меньше добавит площадка Indiegogo — так сложилось, что изначально Indiegogo предъявляла минимальные требования к верификации проекта, а у Kickstarter они были выше, хотя сейчас и на Kickstarter сильно ослабили модерацию.

В любом случае, вам нужно произвести впечатление на людей. Мой внутренний фильтр: идите на Kickstarter, если для вас это вспомогательный инструмент, а не самоцель. Практика показывает, что проекты, которые запускаются на Kickstarter, чтобы просто сначала собрать деньги (а команда не уверена в самом продукте и не намерена делать его «вопреки»), а только потом начать работать, даже если и собирают нужную сумму, то все равно оказываются под угрозой.

Никто вас не тянет за язык! 95% проектов Kickstarter не выдерживают своих обещаний относительно сроков. Миф: создателям часто кажется, что если пообещать все сделать через полгода, то больше людей станут бэкерами. Это не так. С момента запуска кампании и в пределах года корреляции конверсии почти нет. Со сроками лучше «перебдеть»: вам все скажут спасибо, если доставите через 9 месяцев, а не через 11, как планировалось.

Если у вас есть желание в июне сказать: «Давайте мы декабре все отгрузим» — выждите, подумайте и скажите, что выпустите продукт в марте-апреле следующего года. Потому что, если вы отгрузите продукт раньше – все будут счастливы, но если позже — это превратится в «выедание вашей печени», в первую очередь, вами же, так как вы сами будете переживать. А еще из тысяч бэкеров найдется десяток тех, которые «съедят вам мозг ложечкой». При этом, если вы не социопат или психопат, то также будете переживать.

Но сроки — это еще цветочки. На самом деле куда более важно считать экономику. И здесь я бы сказал, что для того, чтобы выходить на Kickstarter, нужно в первую очередь не слушать «море и океан» — консультантов по Kickstarter, а смотреть в ваш финансовый план, написанный с полным пониманием деталей и рисков.

Есть несколько вариантов появления проекта на Kickstarter. Часто сюда приходят команды и компании с уже имеющимися финансами, будь это инвестиции или доходы от функционирующего предприятия. Но когда запускаются проекты на нулевой стадии по какому-то конечному устройству (я имею в виду не печатные платы, например, а именно конечные устройства), и они хотят $9000-$20000 – это может говорить только об отсутствии финансового планирования. Потому что одна поездка в Китай — это $2000-5000, даже если «прижиматься» и экономно себя вести. Это гостиницы, перелеты, время. Случись что — вам лететь на фабрику, а цены на самолет и проживание в гостинице выглядят примерно так, как я описал. Это мелочи, на самом деле, еще больше вы заплатите фабрике…

Без профессионального планирования бюджета я бы на вашем месте на Kickstarter не выходил.

Когда мы запускали LightPack — за неделю до этого стартовал похожий проект, Simavision. Его делала команда из Хорватии. И если мы ставили цели по сборам на $261 тысяч, то те ребята сказали: «Мы хотим все сделать и отгрузить вам за $40 тысяч». Это было довольно смешно, потому что один тулинг пластмассовых корпусов стоит больше половины этой суммы.

Существует и другой формат участия в Kickstarter — когда у вас практически все готово, львиная доля бюжета уже есть, и вы используете Kickstarter как площадку для общения с аудиторией и предзаказов. Это распространенная практика, но ее и стоит коммуницировать соответствующим образом – в конечном счете это уже достижение, вы прошли большой путь.

Тут есть один момент: определенный процент людей воспринимает Kickstarter как магазин. Множество примеров было в моей практике, когда писали на следующий день после размещения пледжа: «Где мой трекинг-номер?» — то есть, люди заходили на сайт, нажимали «Купить», и, в общем-то, даже не разбирались, что из себя представляет Kickstarter. Но значительная (и самая дорогая) часть аудитории приходит на Kickstarter не чтобы сэкономить, а чтобы поучаствовать в процессе создания продукта. Когда чертежи и нелепые прототипы превращаются в коробочку, которая приезжает к ним с курьером или обычной почтой.

И, опять же, с этим связан миф.

Есть трюк ранних пледжей и скидок, но большая часть людей покупает фактически ваше внимание и возможность с вами общаться — для них играет роль не столько скидка, сколько само участие. Эти скидки играют минорную роль и для тех, кто приходит на Kickstarter в первый раз, не зная, что это такое. Они видят продукт, и если их устраивает цена — покупают его. Они готовы вложиться раньше, и это желание не пропадет, если вы будете продавать что-либо за $99, а не за $79.

Ранние скидки опасны: их не надо делать очень большими, потому что люди, которые приходят позже, начинают писать вам с их стороны вполне обоснованные претензии: «А что так дорого? Давайте как было – по $60, я тоже так хочу». Поэтому не увлекайтесь: скидки могут работать против вас. Вы получите меньше денег в расчете на единицу товара, и если вы промахнулись, то можете вообще не выполнить обязательства или уйти в глубокий минус, а еще потеряете клиентов из-за разницы в цене и восприятии.

Крайне серьезно надо относиться к подготовке самой кампании. То есть, из моего опыта, два месяца до компании просто нужно посвятить «полировке», десяткам операций, «вылизыванию» видео, текстов, правок, иллюстраций. Редко у кого получается сделать все с первого раза так, чтобы «прокатило» – я бы сказал, что таких проектов нет. Нужны десятки вариантов текста, расстановка акцентов, копирайтинг, перевод (если сначала текст пишется по-русски). Подготовка пресс-релизов — это два месяца работы команды из 3-4 человек. Бюджет — попробуйте сами рассчитать. Вы можете, конечно, почти все сделать самостоятельно, но затраты все равно будут, и немаленькие. Озвучка видео профессиональным диктором тоже стоит денег, как и копирайтинг. Я бы не планировал найти какие-то дешевые шорт-каты. Если у вас совсем нет средств, то очень сложно будет сделать качественную кампанию — близко к невозможному. Если брать во внимание затраты собственного времени и все вовлеченные ресурсы, то подготовку кампании я бы оценил в 5000-20000 USD. Это не исключает того, что можно уложиться в меньшую сумму, если вы уговорите, например, снять видеоролик сейчас, а выплатите за него деньги после успешного завершения кампании.

Общение с прессой. Здесь можно написать энциклопедию. Если говорить в двух словах, это требует очень значительных ресурсов всех видов с вашей стороны: времени, денег, усилий.

Работают все виды форумов и социальных сетей, где попадается информация про схожие с вашим продукты. Полезнее всего личные контакты с журналистами – с теми, кому ваш продукт может быть интересен и кто уже писал на подобную тематику.

Массовые рассылки пресс-релиза почти не работают, некоторый выхлоп дают специализированные рассылки – есть с десяток сервисов для подобных целей, которые имеют неплохую репутацию.

Когда запустился LightPack, в первые выходные у нас было, по-моему, пара тысяч личных сообщений разного характера. Естественно, большая их часть относилась к уже известным вопросам, и мы вносили их в FAQ, но для команды это все равно означает занятость 24/7 без отвлечения. И если вы тщательно подходите к планированию своей деятельности и ведению проекта, то Kickstarter как раз сдвигает исполнение любого проекта как минимум на время проведения кампании — на самом деле, еще и на большее. 

Самое важное – не забывать про бэкеров. Выпускать апдейты во время и после кампании, общаться с аудиторией во что бы то ни стало. Это будет отнимать кучу времени до того момента, когда вы закончите со своими обязательствами на Kickstarter.

Может показаться, что никому не интересно, какие события у вас там случаются. На самом деле, люди часто ради этого «неинтересного» приходят. Сделали обновление – написали. Произошла неудача – написали. Получилось или не получилось – написали. Есть примеры неуспешных кампаний, в которых основатели были открыты с самого начала и в какой-то момент написали: «Знаете, ребята, ничего не получилось». Претензии к ним были минимальны.

Здесь важно перейти к следующей вещи, о которой тоже никто никогда не пишет.

Планируя Kickstarter, вам нужно фактически планировать предприятие – компанию, фирму – со всеми сопутствующими выводами.

То есть, закладывая фундамент Kickstarter, сразу думайте, как будете развивать бизнес, где у вас будут располагаться сотрудники, кто займется продажами, кто будет вести поддержку. Для проекта недопустимо выходить на Kickstarter, не имея отработанных функций поддержки: она вам стопроцентно будет нужна. И из этого много вырастет: чем более взвешенный будет подход, тем меньше стресса вас ждет.

Этот момент — чисто психологический. Как бы это странно и пафосно ни звучало, но после успешной кампании и перевода денег психологическое напряжение только возрастает. Деньги вы начинаете тратить почти сразу же, а обязательства никуда не денутся. Здесь, как я уже говорил, катастрофически важно тщательное планирование — и если вы не авантюрист, психопат или социопат, то давление будет только расти.

Каждое утро вы будете просыпаться, видеть уменьшающийся счет и все больше осознавать риски, возникающие по мере подготовки продукта.

Прецедентов судебного преследования не так много, как проектов, которые не выполнили обязательства, но давление со стороны бэкеров будет громадным. До ваших объявленных сроков вас будут терроризировать «ну когда же, где же» – и даже если вы уверены в себе и все просчитали, давление будет действовать. Я бы еще десять раз подумал, повторять этот опыт или нет. Потому что, с какой-то стороны, психологически проще потратить то же самое время или на плотное общение с инвесторами, или на организацию собственных ресурсов, чтобы вывести продукт уже готовым. Использование своих средств, привлеченных инвестиций – венчурных и невенчурных, и банковских кредитов лучше тем, что механизмы намного гуманнее. И ответственность, и сроки, и обязательства. Мое внутреннее ощущение говорит, что следующий продукт мы будем выводить на Kickstarter в стадии завершения разработки, а не перед этим.

К подобным выводам сейчас и приходят все успешные проекты на Kickstarter. Некоторые, правда, скатываются в крайности, как Pebble — когда они использовали Kickstarter для Pebble Time, это был, по сути, просто предзаказ. Такой же, какой Xiaomi делает регулярно у себя на сайте. Но не будем их судить строго.

Будьте готовы: спать вам придется мало. И не потому, что дел будет много — просто вы будете плохо спать и думать, как же справиться со всеми этими обязательствами, которые вы на себя повесили.

Про давление я могу говорить долго. Есть «золотая» сторона айсберга, про которую все пишут и которая у всех на виду — это истории успехов. Это Pebble, Oculus Rift. Но есть и обратная сторона — это люди, которые ответственно подходят к проектам, но по каким-то причинам не смогли реализовать задуманное. И тут история, на самом деле, довольно грустная, потому что не все выдерживают стресс.

Сам по себе формат Kickstarter очень часто заставляет команды спешить. Как с описанием продукта, так и с его исполнением. Красиво представив продукт в 30-секундном ролике, можно упустить важные моменты.

Например, люди умеют продавать продукт за 15 секунд, при этом он полностью не соответствует ожиданиям качества. Или бэкеры не вдаются в подробности и покупают, а когда к ним приезжает какая-то коробка и устройство работает не так, как хотелось бы — они понимают, что просто не дочитали страницу.

Был случай: ребята делали левитирующий скейт. Все говорили: «Оооо! Левитирующий скейт!» А там мелким-мелким-мелким шрифтом буквально в паре мест объяснялось: да, скейтер левитирует (но недолго), а еще он летает только над непрерывной металлической поверхностью. То есть, чтобы на нем подняться в воздух, нужно сделать себе маленький полигончик, застеленный металлическими листами. Причем их надо плотно сварить, без зазоров. Вы можете представить эмоции людей – они заказали такую штуку стоимостью $600, а к ним в итоге приехала коробка с девайсом, который не летает. Потом люди читают инструкцию, видят пункт про металлическую поверхность…

Хорошего в этой истории мало. Конечно, про такую «поверхность» не скажешь во вступительном видео сразу. С другой стороны, затыкать это мелким шрифтом тоже непонятно зачем. В результате деньги создатели получат, но потеряют связь со сверхлояльной аудиторией – людьми, которые их поддерживали и верили им с самого начала.

Другая ситуация – когда обязательства выпустить продукт в срок приводят к тому, что он не совсем соответствует обещаниям. И если при другом виде финансирования можно было бы взять побольше времени и доделать обещанное, то на Kickstarter часто случается так, что создатели решают отправить все, как есть. Даже с LightPack мы не сделали до сих пор всего, что наобещали. Слава богу – по мелочам, но это висит надо мной до сих пор. Никто ведь не тянул за язык!

Есть и девайсы, которые полностью не соответствуют заявленным функциям. Создатели обещают просто «чудо». Примеров много: Healbe, который делали наши соотечественники, сейчас по всем критериям попадает в эту категорию. Были сомнения до выхода: никто не мог рассказать, на каких научных принципах основано действие этого прибора (браслет считал калории, которые «съел» человек). Оказалось, что устройство не работает — сейчас есть куча негативных отзывов. Получилась такая короткоживущая компания. Продать один раз продукт можно, но на этом бизнес не сделаешь.

Бизнес делается там, где вы перевыполняете ожидания, а не уходите от своих обязательств.

Следующий момент касается троллей, критики и разных адекватных и неадекватных людей. Ваша задача — всегда уметь превратить негатив в позитив. На Kickstarter это одна из больших «болей», так как, если в комментариях появляется человек, который дал вам $1 и пишет, что «продукт – плохой» – унижать его в тех же комментариях будет деструктивно. Часто бэкеры помогают, когда пишут обратное. Но уметь дискутировать о своем продукте и отвечать на все вопросы быстро и по делу — это крайне необходимый навык. И чаще такое встречается на форумах, а не на самом Kickstarter.

На самом деле, вся кампания должна быть фаном. Делать Kickstarter нужно на волне внутреннего энтузиазма, нужно заливать его драйвом. Если вы хотите просто выпускать апдейты и рисовать бантики и смайлики, то Kickstarter — не самый хороший формат, лучше открыть корпоративные pre-order.

Здесь нужно крайне много энергии и уверенность в том, что вы сможете поддержать дух команды, какая бы ни возникла ситуация. Без фана все это превращается в следование обязательствам и графику выпуска апдейтов (которые будут получаться сухими и скучными, и в итоге вы потеряете людей).

Если у вас «железный» проект — то логистика, дистрибуция и прочее — это то, чем вы должны заниматься с первого же дня после окончания кампании. Отгрузить 7000 посылок — задача, требующая автоматизации. Несмотря на то, что есть стандартные схемы, заниматься вопросами, которые сейчас кажутся далекими — нужно сразу же. Нам потребовалось 4,5 месяца на создание логистической схемы, причем потрачено было много усилий.

Фото: Shutterstock.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

rb.ru

Kickstarter — Викиреальность

(▲)

Kickstarter: как начать финансировать проекты? / Wylsacom

Kickstarter — сайт, на котором собираются деньги на реализацию разнообразных проектов путём добровольных пожертвований. Основан компанией Avantlumiere 28 апреля 2009 года.

Создание проектов разрешено только для резидентов и компаний из США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Нидерландов, Швеции, Дании, Норвегии, Ирландии, Германии, Франции, Испании, Италии, Австрии, Бельгии, Люксембурга и Швейцарии; жертвователи же могут быть со всего мира. Для каждого проекта, после создания, определяется срок на сбор пожертвований, которые принимаются с использованием платежной системы Amazon Payments. Если проект не собирает необходимое количество средств, деньги возвращаются пользователям. От собранных денег сервис с партнерами забирают себе примерно 10 %.

На нём существует программа Kicking It Forward — суть её в том, что двадцатая часть собранных денег (5 %) каким-то проектом перечисляется на счёт другого (проекта).

По статистике, за время существования проекта было собрано более 1 млрд долларов США от более чем 5,7 млн человек, открыто более 135 тысяч проектов.

[править] Крупнейшие проекты

  • Pebble (часы)
  • OUYA (видеоигра)
  • Project Eternity (видеоигра)
  • Премодерация
  • Отбор только важных идей
  • Если проекту не удалось заработать нужную сумму, то деньги возвращаются обратно жертвователям (так же как и на всех крупных платформах).
  • Проекты могут создаваться лишь резидентами и компаниями ограниченного числа государств, куда не входят РФ и другие постсоветские страны.
  • Kickstarter выступает исключительно как площадка для сбора средств и никак не гарантирует, что собравшие деньги проекты действительно будут реализованы. Тем не менее, в 2015 году появился прецедент судебного преследования за невыполнение взятых на Кикстартере обязательств[2].

11 февраля 2014 года на сайт была проведена мощная хакерская атака.

Один пользователь разместил запрос $10 на салат и собрал $55 492.[3]

www.wikireality.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о