Офп расшифровка аббревиатуры – ОФП — это… Что такое ОФП?

СФП/ОФП

СФП/ОФП

Физическая подготовка – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека. Различают общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка


Общая физическая подготовка – процесс формирования двигательных умений и навыков, совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоническое физическое развитие человека.

Задачи ОФП:

1) Укрепление здоровья

2) Обеспечение всестороннего и гармонического физического развития

3) Создание основы для специальной физической подготовки

Средствами ОФП являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм человека. В частности, к ним относятся: бег, ходьба на лыжах, плавание, передвижение на велосипеде, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и т. п.

Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учётом вида его деятельности.

СФП обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных для конкретного вида спорта или профессии упражнений. СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Задачи СФП:

1) Развитие физических способностей, необходимых для конкретного вида спорта.

2) Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих успех спортсмена в избранном виде спорта.

3) Развитие способности к проявлению имеющегося функционального потенциала в специфических условиях соревновательной деятельности.

4) Формирование телосложения спортсменов с учётом требований конкретной спортивной дисциплины.

Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения. Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке зависит от решаемых задач, возраста спортсмена, его квалификации и индивидуальных особенностей, а также от вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и.т.п. Рационально организованная физическая подготовка позволяет спортсмену достигнуть такого уровня подготовленности, который необходим для соревновательного успеха в конкретном виде спорта.

В нашей Академии работают профессиональная бригада тренеров ОФП/СФП во главе с директором – Вовком Олегом Ивановичем.


Записаться в группы можно у администраторов, по тел. +74952121661

Расписание (нажмите для увеличения)

schooltennis.ru

Что такое ОФП

Что такое ОФП в спорте и зачем она нужна.В спорте есть понятие ОФП – общая физическая подготовка, и СФП – специальная физическая подготовка. Если СФП резко отличается в разных спортивных направлениях, то ОФП у всех одна. Она словно фундамент, на котором строятся как спортивные достижения, так и красивая фигура.

Общая физическая подготовка, определение


Общая физическая подготовка это комплексное развитие силы, выносливости и гибкости человека. Если вы бегун, или если вы фигуристка, или даже занимаетесь пауэрлифтингом, вам в любом случае потребуется сильное сердце и выносливость, хорошо развитые мышцы всего тела, безупречная координация движений, гибкие суставы и позвоночник. Развитие этих качеств в человеке и есть главная цель в ОФП.

Чем ОФП отличается от СФП

Специальная физическая подготовка – это развитие своих способностей к чему-то одному. Ну, например, представьте балерину и гимнастку. Как вы думаете, гимнастка сможет танцевать как балерина? А балерина делать все эти сложные гимнастические трюки? Конечно же нет, хотя обе спортсменки, несомненно, будут обладать высокой гибкостью, силой и великолепной координацией движений. Просто у каждой из них собственная СФП.

А вот ОФП у обоих одна и та же.

Как поднять свой уровень ОФП

Несмотря на то, что в итоге в каждом случае хочется получить один и тот же результат – сильного и выносливого спортсмена, тренеры по ОФП работают с каждым человеком очень индивидуально.

Большое значение в подборе программы имеют состояние здоровья, начальный вес. Например, если у вас большая масса тела, то начинать с бега вам опасно, а если у вас заболевание позвоночника, поднимать свою физическую форму придется без работы со штангой.

Даже если вы абсолютно здоровы, не пробуйте сразу начать бегать по 10 км в день и работать с 10-килограммовыми гантелями. А полненьким ослабленным девушкам порой приходится начинать со всего лишь… ходьбы и бассейна. И лишь потом, после нормализации веса и улучшения состояния здоровья усиливать интенсивность тренировок, увеличивать веса.

Интересные факты об ОФП

  • Занимаясь, вы увеличиваете массу мышц в теле и увеличиваете собственную способность к жиросжиганию.
  • Занятия быстро входят в привычку и становятся необходимостью на уровне «еда, сон», если только вы максимально выкладываетесь каждый раз, так как физическая нагрузка способствует выделению гормонов радости.
  • Со временем развивается настоящая зависимость от спорта. Вы больше не сможете жить без физической нагрузки, тело будет «просить» движения.
  • Желание чего-то достичь в спорте изменяет все привычки: вы начнете питаться правильно не просто потому, что надо питаться правильно, а для того, чтобы добиться новых результатов. Это же поможет вам избавиться и от других вредных привычек.

swell-energy.ru

Что такое ОФП? Комплекс упражнений ОФП :: SYL.ru

Что такое ОФП, сегодня знает каждый школьник. Уроки физкультуры, помимо обучения занимательным спортивным играм, призваны развить возможности детей. Для этого используют общефизическую подготовку. Она является не только частью школьной программы. ОФП обязательна для профессиональных спортсменов. Незаменима она и для приверженцев здорового образа жизни. Познакомимся с целями, основным комплексом упражнений ОФП и возрастными нормативами.

Цели

Общефизическая подготовка направлена на развитие силы, выносливости, гибкости, ловкости и скорости человека. Кроме того, не стоит забывать, что любая физическая активность укрепляет здоровье. ОФП положительно влияет на организм на молекулярном уровне. Она существенно улучшает физиологические и биохимические процессы. Организм становится более стойким к негативным воздействиям, повышается иммунитет, замедляются процессы старения.

Задаваясь вопросом, что такое ОФП, многие воспринимают ее как спорт. Но это не совсем верно. Обеспечивая всестороннее развитие человека, ОФП является базой для специальной физической подготовки.

Тест Руфье — Диксона

Перед занятиями ОФП необходимо правильно оценить физические качества человека. Тест (или проба) Руфье-Диксона представляет собой специальный нагрузочный комплекс, предназначенный для определения работоспособности сердца при различных уровнях физической активности.

Выделяют прямые и косвенные методы оценки. Суть их заключается в измерении сердечных сокращений в периоды восстановления после физических нагрузок. Частоту пульса определяют в положении лежа, в течение 15 секунд, перед выполнением упражнений (обычно приседаний) и после них. За минуту перерыва сердечные сокращения измеряют дважды. Затем три показателя суммируют, умножают на 4 и вычитают 200. Полученное число делят на 10. Если величина индекса составляет меньше 3, это говорит о хорошей работоспособности человека. Средний результат колеблется от 3 до 6. Промежуток 7-9 говорит об удовлетворительной работоспособности. А вот показатели от 10 и выше указывают на сердечную недостаточность.

Такой тест следует проводить каждые восемь недель. Изменения результатов говорят об улучшении или ухудшении физической формы (т. е. перетренированности).

Как строить комплексы упражнений?

Основу общефизической подготовки может составлять любой вид спорта (легкая атлетика, плавание, единоборства, подвижные игры и т. д.). Важно помнить при построении комплексов упражнений ОФП, что такого рода программа направлена на гармоничное развитие физических навыков. Необходимо исключить узкую специализацию. Например, нельзя интенсивно развивать силу в ущерб гибкости либо скорость в ущерб силе.

Упражнения ОФП отличаются по категории, методу выполнения и зоне воздействия. Логичнее начинать с простых, постепенно переходя к сложным. Для начала можно взять из каждой категории по одному простому упражнению. И в течение первого месяца увеличивать количество повторений и подходов. Это позволит плавно и корректно изменить вектор нагрузки на организм и подготовить себя к следующему уровню.

График занятий

Чтобы тренировки ОФП оказались максимально полезными и не нанесли вреда организму новичков, количество их не должно превышать трех дней в неделю. Обычно занятия проводятся в понедельник, среду и пятницу. Каждый тренировочный день предполагает выполнение упражнений из одной категории либо их сочетание. Продвинутый уровень подготовки позволяет заниматься чаще, с одним-двумя перерывами в неделю.

Перед началом тренировок ОФП рекомендуется выполнить тест на максимум физической выносливости. Для этого необходимо провести разминку и выполнить весь комплекс упражнений (по плану, одно за другим) с перерывом в две минуты. Важно выложиться на 100 % с максимальным количеством повторений. Данный тест следует проводить и при переходе на следующий уровень подготовки.

Разминка

Начинать каждое занятие ОФП следует с разминки. Она предполагает разогрев мышц тела, мобилизацию суставов, легкую растяжку и учащение пульса. На проведение этой части программы, как правило, уходит не более пяти минут. Правда, если комплекс ОФП является базой для профессиональных спортсменов, то разминка дополнительно может включать упражнения со скакалкой (не более минуты) и два-три упражнения из основного комплекса (по три-четыре повторения).

Силовые упражнения

Одной из целей программы ОФП является развитие силы. И достичь ее помогают такие упражнения, как отжимания, подтягивания, жим стоя, качание пресса, приседания, планка. Это основной комплекс. Его следует выполнять в четкой последовательности.

Обратим внимание на технику выполнения определенных упражнений.

Новичкам отжимания лучше делать, стоя на коленях. Количество повторений колеблется от 1 до 15 в 3-4 подхода. В дальнейшем можно переходить на упор лежа с теми же числовыми показателями выполнения.

Подтягивания делают на низкой перекладине с узким и обратным хватом. Количество повторений составляет от 1 до 15 раз.

Приседания новички выполняют на двух ногах от 1 до 30 раз. Профессиональные спортсмены и люди с высоким уровнем подготовки усложняют это упражнение, делая его на одной ноге. Количество повторений то же, на каждую ногу.

Планку держат на полу от 60 до 90 секунд. Угол между полом и руками составляет 45 градусов. Новички могут выполнять это упражнение, опираясь на локти. Время удержания должно составлять не менее 30 секунд.

Профессионалы к общему силовому комплексу ОФП добавляют тягу за голову сидя на полу (с амортизатором), боковую планку и ягодичный мостик (с двумя или одной ногой).

Кардиозанятия

Кардиоупражнения включают прыжки со сменой ног, бег на короткие и длинные дистанции, прыжки со скакалкой. В данном комплексе не стоит забывать о темпе. Например, количество прыжков со сменой ног в минуту составляет примерно 45-50. А в прыжках со скакалкой оптимальным показателем является 100 раз в минуту.

Профессиональные спортсмены иногда данный комплекс совмещают с силовыми упражнениями. По времени он не должен превышать 10 минут.

Для того чтобы упражнения выполнялись легче и без лишней нагрузки на сердце, необходимо помнить о дыхании. Его следует держать в определенном ритме вдоха и выдоха.

Заминка

Если разминка необходима для разогрева тела перед тренировкой ОФП, то после нее рекомендуется правильно «остыть». Для этого предназначена заминка. Интенсивность выполнения упражнений способствует учащению дыхания и пульса. Если резко остановиться, закончив тренировку, может возникнуть тошнота и головокружение. Это связано с тем, что кровь, находящаяся в большом количестве в мышцах, не успевает поступить к внутренним органам. Заминка же позволяет сгладить переход к отдыху после ОФП.

Что такое нагрузка на сердечную мышцу, можно ощутить именно при игнорировании данного компонента программы. Ведь в процессе его нормализуется артериальное давление и снижается общая температура тела. Заминка также позволяет снизить посттренировочную боль и ломоту, помогает качественнее восстановить силы.

Данная часть программы ОФП включает две фазы. На первой спортсмену необходимо постепенно привести пульс и дыхание в привычную норму. Для этого рекомендуется плавное прекращение выполнения упражнений, снижение ритма.

На второй фазе происходит растяжка мышц, на тренировку которых был направлен комплекс упражнений ОФП. Это способствует выводу продуктов метаболизма и нормализации местного кровотока. Также растяжка разгоряченных мышц делает их более гибкими и эластичными.

Выполнять заминку лучше плавно без рывков и боли. Натяжение мышц рекомендуется задерживать на 20-40 секунд.

Упражнения заминки включают плавное потягивание руками головы в разные стороны, сгибание ног по очереди (стоя, пятка касается ягодиц), складку (наклон к ногам в положении сидя на полу), скручивание позвоночника в положении лежа на полу, растяжку плечевых суставов и т. д.

Нормативы

Уровень развития физических качеств человека оценивается согласно нормативам ОФП. Школьная программа имеет четкую таблицу показателей, которые меняются в зависимости от возраста и пола ребенка. Нормативы позволяют проводить аттестацию учащихся на уроках физкультуры.

Приведем основной комплекс ОФП в школе и количественные показатели в таблице.

Возраст (лет)

Физические упражнения

отжимания в упоре лежа (кол-во раз)

прыжки в длину с места (сантиметры)

поднимание туловища (кол-во раз)

вис на перекладине (секунды)

наклон туловища вперёд (сантиметры)

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

7-10

13-19

8-11

112-152

104-142

13-16

12-15

9-18

6-15

4-7

6-9

11-14

21-28

12-14

163-196

152-173

17-20

16-19

22-35

19-31

8-10

10-12

15-17

32-40

15-16

206-225

177-180

21-23

20-21

40-51

35-41

10-11

13

Школьная программа общефизической подготовки включает и бег на время. Дистанции составляют от 60 до 1000 метров, а также «челночный» бег (3 х 10 м).

Для студентов показатели выше и комплекс упражнений шире. Это видно в следующей таблице.

Упражнение

I курс

II курс

III курс

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

Бег 60 м (секунды)

9,4

11,5

9,0

11,0

8,7

10,5

Бег 100 м (секунды)

14,0

16,0

13,7

15,7

13,4

15,5

Бег 500 м (минуты, секунды)

2,00

1,55

1,50

Бег 1000 м (минуты, секунды)

3,40

4,50

3,30

4,40

3,25

4,30

Прыжки в длину с места (сантиметры)

210

170

220

180

230

190

Подтягивание (юноши, кол-во раз)

11

13

15

Сгибание и разгибание рук (девушки, кол-во раз)

15

20

25

Плавание 50 м (секунды)

50

60

45

55

40

50

Лыжные гонки 2 км (мин, с)

11,30

10,40

10,00

Что касается профессиональных спортсменов, то нормативы здесь во многом зависят от вида спорта и уровня подготовки. Людям, желающим просто поддержать себя в хорошей форме, рекомендуется ориентироваться на нормативы, предназначенные для аттестации студентов 1-3-го курсов.

www.syl.ru

Общая физическая подготовка (ОФП) основные понятия и показатели — Студопедия.Нет

1. Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или видеспорта. Перед ОФП могут быть поставлены сле-1 дующие задачи:

· достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

· приобрести общую, выносливость;

· повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

· увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

· улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

· научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и, т.е. необходима специальная подготовка.

Общая физическая подготовка (ОФП) — включает разностороннее воспитание его физической культуры, которое не сводится к специфическим способностям, проявляемым в избранном виде спорта, но обусловливают успех спортивной деятельности. ОФП должна строиться согласно закономерностям переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на соревновательные действия в избранном виде спорта. Общая физическая подготовка является основным, базовым видом физического воспитания, реализующим обще-подготовительное направление системы физического воспитания. Ее содержание, средства, методы и формы организации занятий, направлены на создание широкой базы физической подготовки (ФП) для любого вида деятельности людей в быту, спорте, и других видах деятельности. Общая физическая подготовка способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

2. Задачи общей физической подготовки

Общая физическая подготовка определяет уровень и темпы развития основных двигательных способностей человека. Поэтому задачами общей физической подготовки являются:

1. Укрепление здоровья (сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы).

2. Противодействие неблагоприятным влияниям на человека условий жизни, быта, трудовой деятельности. 3. Обеспечение всестороннего и гармоничного физического развития человеческого организма;

4.Воспитание трудолюбия, настойчивости, интереса к физическим упражнениям;

5. Расширение фонда двигательных умений и навыков;

6. Создание базы для специальной физической подготовленности к конкретному виду деятельности: трудовой, военной, спортивной.

В содержании ОФП ведущую роль играют естественные виды действий и их вариации, сопутствующие человеку на протяжении всей жизни. К ним относятся различные виды и формы физической рекреации, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, могут использоваться упражнения на различных тренажерах.

Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем, что в сферу занятий физическими упражнениями с обще-подготовительной направленностью вовлекаются почти все контингенты населения. Их популяризация и внедрение в быт всего народа имеют весьма важное значение для вовлечения людей в систематические занятия физической культурой, в результате чего происходит укрепление здоровья, повышение производительности труда и рост спортивных достижений.

Следует учитывать особенности занимающихся: их состояние здоровья, возраста, уровня и степени разносторонности физического развития, целевой установки при занятиях общей физической подготовкой.

Задачи ОФП детей и подростков, занимающихся спортом, будут отличаться от тех, которые ставятся в ОФП у юных спортсменов разрядников.

Задачи ОФП спортсменов в подготовительном периоде спортивной тренировки будут иметь свою специфику в зависимости от вида спорта и уровня спортивного мастерства. Общая физическая подготовка — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие личности.

Основной целевой задачей физической подготовки студентов является ОФП. Именно с ориентацией на достижение минимально необходимого уровня основных качеств при ОФП в учебную программу для ВУЗов по дисциплине «Физическая культура» были введены научно разработанные тесты и их оценки в баллах:

* Тест на скоростно-силовую подготовленность — бег 100 м;

* На силовую подготовленность- подтягивание, пресс;

* На общую выносливость — 2 и 3 км.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства и других сферах общественной жизни. Но может обеспечить успех в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. Это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие силы, в других — выносливости и так далее, то есть, необходима специальная физическая подготовка (СФП).

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду).

3. Задачи и организация физического воспитания в ВУЗе

Задачей физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовки гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

· воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

· сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

· всесторонняя физическая подготовка студентов;

· профессионально — прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;

· приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

· совершенствования спортивного мастерства студентов — спортсменов;

· воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов.

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов.

4. Программное построение курса физического воспитания

Содержание курса физического воспитания регламентируются государственной учебной программой для вузов «Физическое воспитание».

Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов.

Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.

Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки студентов.

Наряду с учебным материалом для всех учебных отделений программа включает материал для специального учебного отделения и материал по видам спорта для учебного отделения спортивного совершенствования.

Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов.

Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами физического воспитания.

Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий и учебно-спортивной базы.

Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.

Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное.

Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические задачи.

Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения.

Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.

Отделения комплектуются с учётом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов. Учебный процесс по физическому воспитанию преимущественно направлен на:

укрепление здоровья;

закаливание организма;

повышение уровня физической работоспособности;

возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;

приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

5. Физиологические основы оздоровительной тренировки

Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня (100% ДМПК и выше), называется оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом — кондиционная тренировка). Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для людей среднего и пожилого возраста является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в современном обществе. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические изменения в организме в процессе инволюции. Все это обусловливает специфику занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.

В оздоровительной тренировке (так же, как и в спортивной) различают следующие основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность, периодичность занятий (количество раз в неделю), продолжительность интервалов отдыха между занятиями.

6. Тип нагрузки

Характер воздействия физической тренировки на организм зависит, прежде всего, от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью:

1 тип — циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;

2 тип — циклические упражнения смешанной аэробно- анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость;

3 тип — ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость. Однако оздоровительным и профилактическим эффектом в отношении атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний обладают лишь упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей и общей выносливости. В связи с этим основу любой оздоровительной программы для людей среднего и пожилого возраста должны составлять циклические упражнения, аэробной направленности.

В среднем и пожилом возрасте на фоне увеличения объема упражнений для развития общей выносливости и гибкости снижается необходимость в нагрузках скоростно-силового характера (при полном исключении скоростных упражнений). Кроме того, у лиц старше 40 лет решающее значение приобретает снижение факторов риска (нормализация холестеринового обмена, артериального давления и массы тела), что возможно только при выполнении упражнений аэробной направленности на выносливость. Таким образом, основной тип нагрузки, используемый в оздоровительной физической культуре, — аэробные циклические упражнения. Наиболее доступным и эффективным из них является оздоровительный бег. В связи с этим физиологические основы тренировки будут рассмотрены на примере оздоровительного бега. В случае использования других циклических упражнений сохраняются те же принципы дозировки тренировочной нагрузки.

По степени воздействия на организм в оздоровительной физической культуре (так же, как и в спорте) различают пороговые, оптимальные, пиковые нагрузки, а также сверх нагрузки. Однако эти понятия относительно физической культуры имеют несколько иной физиологический смысл.

Пороговая нагрузка-это нагрузка, превышающая уровень привычной двигательной активности, та минимальная величина тренировочной нагрузки, которая дает необходимый оздоровительный эффект: возмещение недостающих энергозатрат, повышение функциональных возможностей организма и снижение факторов риска. С точки зрения возмещения недостающих энергозатрат пороговой является такая продолжительность нагрузки, такой объем бега, которые соответствуют расходу энергии не менее 2000 ккал в неделю. Такой расход энергии обеспечивается при беге продолжительностью около 3 ч (3 раза в неделю по 1 ч), или 30 км бега при средней скорости 10 км/ч, так как при беге в аэробном режиме расходуется примерно 1 ккал/кг на 1 км пути (0,98 у женщин и1,08 ккал/кг у мужчин).

Снижение основных факторов риска также наблюдается при объеме бега не менее 15 км в неделю. Так, при выполнении стандартной тренировочной программы (бег 3 раза в неделю по 30 мин) отмечалось отчетливое понижение артериального давления до нормальных величин. Нормализация липидного обмена по всем показателям (холестерин, ЛИВ, ЛВП) отмечается при нагрузках свыше 2 ч в неделю. Сочетание таких тренировок с рациональным питанием позволяет успешно бороться с избыточной массой тела. Таким образом, минимальной нагрузкой для начинающих, необходимой для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и укрепления здоровья, следует считать 15 км бега в неделю, или 3 занятия по 30 мин.

Оптимальная нагрузка-это нагрузка такого объема и интенсивности, которая дает максимальный оздоровительный эффект для данного индивида. Зона оптимальных нагрузок ограничена снизу уровнем пороговых, а сверху — максимальных нагрузок. На основании многолетних наблюдений автором было выявлено, что оптимальные нагрузки для подготовленных бегунов составляют 40-60 мин 3-4 раза в неделю (в среднем 30- 40 км в неделю). Дальнейшее увеличение количества пробегаемых километров нецелесообразно, поскольку не только не способствует дополнительному приросту функциональных возможностей организма, но и создает опасность травматизма опорно-двигательного аппарата, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы (пропорционально росту тренировочных нагрузок). Наблюдалось улучшение психического состояния и настроения, а также снижение эмоциональной напряженности у женщин при недельном объеме бега до 40 км. Дальнейшее увеличение тренировочных нагрузок сопровождалось ухудшением психического состояния. При увеличении объема беговых нагрузок у молодых женщин до 50-60 км в неделю в ряде случаев отмечалось нарушение менструального цикла (в результате значительного снижения жирового компонента), что может стать причиной половой дисфункции. Некоторые авторы беговым «барьером» называют 90 км в неделю, превышение которого может привести к своеобразной «беговой наркомании» в результате чрезмерной гормональной стимуляции (выделение в кровь эндорфинов). В связи с этим все, что выходит за рамки оптимальных тренировочных нагрузок, не является необходимым с точки зрения здоровья. Оптимальные нагрузки обеспечивают повышение аэробных возможностей, общей выносливости и работоспособности, т. е. уровня физического состояния и здоровья. Максимальная длина тренировочной дистанции в оздоровительном беге не должна превышать 20 км, поскольку с этого момента в результате истощения мышечного гликогена в энергообеспечение активно включаются жиры, что требует дополнительного расхода кислорода и приводит к накоплению в крови токсичных продуктов. Бег на 30-40 км требует повышения специальной марафонской выносливости, связанной с использованием свободных жирных кислот (СЖК), а не углеводов. Задача же оздоровительной физкультуры — укрепление здоровья путем развития общей (а не специальной) выносливости и работоспособности.

Проблемы марафонского бега. Преодоление марафонской дистанции является примером сверхнагрузки, которая может привести к длительному снижению работоспособности и истощению резервных возможностей организма. В связи с этим марафонская тренировка не может быть рекомендована для занятий оздоровительной физкультурой (тем более что она не приводит к увеличению «количества» здоровья) и не может рассматриваться как логическое завершение оздоровительного бега и высшая ступень здоровья. Более того, избыточные тренировочные нагрузки, по мнению некоторых авторов, не только не препятствуют развитию возрастных склеротических изменений, но и способствуют их быстрому прогрессированию.

В связи с этим целесообразно хотя бы вкратце остановиться на физиологических особенностях марафонского бега.

В последние годы марафонская дистанция становится все более популярной, несмотря на трудности, связанные с ее преодолением и экстремальным воздействием на организм. Бегу на сверхдлинные дистанции присущ аэробный характер энергообеспечения, однако соотношение использования углеводов и жиров для окисления различно в зависимости от длины дистанции, что связано с запасами мышечного гликогена. В мышцах нижних конечностей у спортсменов высокого класса содержится 2 % гликогена, а у любителей оздоровительного бега-всего 1,46%. Запасы мышечного гликогена не превышают 300-400 г, что соответствует 1200-1600 ккал (при окислении углеводов освобождается 4,1 ккал). Если учесть, что при аэробном беге расходуется 1 ккал/кг на 1 км пути, то спортсмену весом 60 кг этого количества энергии хватило бы на 20- 25 км. Таким образом, при беге на дистанцию до 20 км запасы мышечного гликогена полностью обеспечивают мышечную деятельность, и никаких проблем возмещения энергетических ресурсов не возникает, причем на долю углеводов приходится около 80 % общих энергозатрат, а на долю жиров — только 20%. При беге на 30 км и более запасов гликогена уже явно не хватает, и вклад жиров в энергообеспечение (за счет окисления СЖК) возрастает до 50 % и более. В крови накапливаются токсичные продукты обмена, отравляющие организм. Дополнительные трудности возникают также вследствие потери жидкости с потом — до 5-6 л, а в среднем — 3-4 % массы тела. Особенно опасен марафон при высокой температуре воздуха, что вызывает резкое повышение температуры тела. Испарение с поверхности тела 1 мл пота приводит к отдаче 0,5 ккал тепла. Потеря 3 л пота (средняя потеря во время марафонского забега) обеспечивает теплоотдачу около 1500ккал. Так, во время Бостонского марафона у бегунов 40-50 лет наблюдалось повышение температуры тела (по данным телеметрической регистрации) до 39-41 градусов (Магов, 1977). В связи с этим возрастала опасность теплового удара, особенно при недостаточной подготовленности; описаны даже случаи смерти от теплового удара во время марафона.

Отрицательное влияние на организм может оказать и подготовка к марафону, требующая значительного увеличения тренировочных нагрузок. Американские авторы Браун и Грэхем (1989) отмечают, что для успешного преодоления марафона необходимо последние 12 недель перед стартом бегать ежедневно минимум по 12 км или по 80-100 км в неделю, что значительно больше бегового оптимума (уже не оздоровительная, а профессиональная тренировка). У людей старше 40 лет такая нагрузка нередко приводит к перенапряжению миокарда, двигательного аппарата или центральной нервной системы.

Вот почему, прежде чем приступить к марафонской тренировке, необходимо решить, какую цель вы преследуете, и трезво взвесить свои возможности — с учетом физиологического эффекта марафона. Тем же, кто достаточно подготовлен и во что бы то ни стало решил подвергнуть себя этому нелегкому испытанию, необходимо пройти цикл специальной марафонской тренировки. Смысл ее состоит в том, чтобы безболезненно и как можно раньше «приучить» организм к использованию для энергообеспечения жиров (СЖК), сохраняя, таким образом, запасы гликогена в печени и мышцах и предотвращая резкое снижение глюкозы в крови (гипогликемию) и уровня работоспособности. Для этого необходимо постепенно увеличивать дистанцию воскресного бега до 30-38 км, не изменяя при этом объемы нагрузок в остальные дни. Это позволит избежать чрезмерного увеличения суммарного объема бега и перенапряжения опорно-двигательного аппарата.

studopedia.net

ОФП что это такое и для чего нужно.

Занятия спортом всегда полезны для человека. Особенно если заниматься с умом, правильно распределять нагрузку, составлять точный график. Немаловажным является и ОФП. Что это такое — рассмотрим более подробно.

Тренировки

Сразу необходимо определиться, решили вы заниматься спортом серьезно или лишь для поддержания формы. От этого будут зависеть все ваши дальнейшие нагрузки. Так, если вы выбрали первый вариант, то можете практически забыть о работе или учебе. Вам придется все усилия направлять на тренировки, систематически повышать нагрузки и проводить ОФП. Что это означает? Отныне ваше время будет занято спортом и физическими занятиями. Рекомендуется тренироваться 2 раза в день, не забывая о небольших разминках. Так, утром можно выполнить пробежку и комплекс упражнений на растяжку. В первой половине дня необходимо будет провести основную тренировку, затем заминку. Спустя 4-5 часов можно проводить повторную тренировку, но уже с уменьшенной нагрузкой.

Делаем себя сильнее

Даже если вы решите просто поддерживать себя в хорошей форме, необходимо будет заниматься ОФП. Упражнения, которые позволят сделать мышцы эластичнее, сильнее, натренировать выносливость и силу. Общая физическая подготовка, несмотря на название, вовсе не является чем-то поверхностным. Все дело в том, что упражнения направлены на равномерное развитие всех групп мышц и физических качеств, но для каждого вида спорта они будут немного отличаться. Можно многое рассказать о пользе ОФП: что это укрепляет ваше тело, позволяет достичь определенных успехов. Условно разобьем все упражнения на три группы, о которых и будем говорить.

Сила

Практически всем спортсменам (и не только им) важно тренировать силу мышц. Это позволяет им быть более эффективными. Существует несколько упражнений, тренирующих данную характеристику в рамках ОФП. Нормативы различаются по возрасту, половой принадлежности и даже разряду. Есть 3 основных упражнения. Для мальчиков это – подтягивание на высокой перекладине, отжимание от пола и от брусьев. Есть множество способов проводить эти упражнения для развития разных комплексов мышц. Так, подтягиваться можно обратным и прямом хватом, а также с подниманием ног. Средний норматив без учета возраста и разряда: подтягивания – 6-9 раз, жим от пола – 20-25 раз, жим на брусьях – 3-7 раз. Для девушек упражнения немного изменяются, так им необходимо выполнить жим на низкой перекладине с упором ног, а также самые обычные отжимания. Нормативы таковы – жим на низкой перекладине от 10 до 15 раз, отжимания от пола от 10 до 15 раз. В комплекс упражнений для обоих полов также входит пресс, норматив для юношей от 40 раз в минуту, для девушек — от 30.

Выносливость

Лучшее упражнение на выносливость иногда проводят отдельными тренировками, не включая в ОФП. Что это такое, вы все прекрасно знаете – бег. Дистанция для мальчиков — от 2 до 3 км, для девушек — 1 км. Такого забега будет вполне достаточно, если проводить его ежедневно. Но выносливость также повышается любой иной физической нагрузкой, если выполнять ее комплексно и раздельно. Например, вместо обычного отжимания от пола сделать 3 подхода по 20 раз с перерывом в полминуты. Такая тренировка непременно сделает мышцы рук намного более выносливыми.

Скорость

Также важная характеристика вашего организма, являющаяся неотъемлемой частью ОФП. Что это такое — наверняка все знают, но как ее тренировать? Безусловно, лучше всего будет систематический забег с несколькими подходами на дистанцию 100 м. Ускорение надо прорабатывать несколько раз. Если вы хотите добиться более существенных результатов, то лучше ускоряться, поднимаясь по небольшой горке, или в той местности, где вам придется неминуемо бежать вверх по склону. Норматив бега на 100-метровую дистанцию известен многим еще со школы: для мальчиков — не более 15 с, для девушек — не более 17 с.

В очередной раз отметим, что все нормативы, приведенные здесь – общие, без учета возраста и достижений в спорте.

fb.ru

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП) — это… Что такое ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП)?


ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП)
— основополагающая часть физического воспитания, характеризующаяся направленностью на общее физическое развитие и овладение широким кругом двигательных навыков и умений. Содержанием ОФП предусматривается освоение всех основных элементов движений, навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний, передвижения на лыжах, плавания, преодоления различного рода препятствий, развития умения быстро овладевать новыми, незнакомыми видами деятельности. Наряду с этим ОФП обеспечивает достижение определенного уровня разностороннего развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. ОФП является основным содержанием курса физического воспитания в детских учреждениях различного типа

Психомоторика: cловарь-справочник.— М.: ВЛАДОС. В.П. Дудьев. 2008.

  • ОБУЧЕНИЕ
  • ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)

Смотреть что такое «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП)» в других словарях:

  • Физическая культура — I Физическая культура часть общей культуры общества, отражающая уровень целенаправленного использования физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития личности. Ф. к. формировалась на ранних этапах развития человеческого… …   Медицинская энциклопедия

  • ОФП — отходы фенольного производства Источник: http://chem.kstu.ru/jchem&cs/russian/n4/appl4/yal2000/0sdms112/0sdms112.htm ОФП общефизическая подготовка общая физическая подготовка спорт Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Уфимский государственный нефтяной технический университет — (УГНТУ) …   Википедия

  • УГНТУ — Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) [[Изображение:]] Файл:Здесь будет фото Главный корпус Год основания 1948 …   Википедия

psychomotor.academic.ru

Официальный сайт FTA! — ОФП и СФП

 

Что такое ОФП и СФП?

 

 

Сказать про ОФП, что это ОБЩАЯ физическая подготовка, а про СФП, что это СПЕЦИАЛЬНАЯ физическая подготовка — значило бы не сказать ничего! Потому как понятия эти очень обширные и включают в себя множество аспектов. У спортсменов одного вида спорта свои цели в физ.подготовке и свои превалирующие качества, у представителей другого вида — другие. Уровень начальной подготовки отличается от уровня спортивного совершенствования, подготовительный период отличается от предсоревновательного (специальноподготовительного) , так же сильно колеблется и процент соотношения объёма и интенсивности, средств и методов и т.д.

И очень сильно ошибаются те тренеры, которые считают, что всё отличие в подготовке измеряется лишь величиной нагрузки (интенсивностью) ОФП и СФП.

Возрастная, половая, морфофункциональная физиология, особенности пубертата у детей, психология личности и функциональная подготовка, требования вида и соревновательной практики, темпы восстановления спортсмена и степень освоения тренирующимися нагрузок, социальные проблемы касающиеся подопечных и много другое — это то, что нуждается в пристальном внимании со стороны тренерского состава при подготовке соревнующихся спортсменов.

Увы, практика показывает, что многие аспекты просто не учитываются, или пускаются на «самотёк», при том что они являются важнейшими лимитирующими факторами, не учет которых ведёт к отдалению и порой недостижимости высших спортивных результатов. Нельзя делать ставку только, на тяжёлые тренировки (тяжёлые не значит, кстати ПРАВИЛЬНЫЕ) или на технику упражнений / вида, на фармакологию при посредственных тренировках, питании и режиме и т.д. процесс тренировки должен учитывать ВСЕ АСПЕКТЫ в равной мере.

ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ, БУДЕТ ДОСТИГНУТА, ТОЛЬКО ПРИ  СОВОКУПНОМ УЧЁТЕ ВСЕХ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

 

Если это понимать — круг возможностей расширяется в разы… Наверное у каждого спортсмена бывало время когда он понимал, что «ВСТАЛ»… И что как бы сильно он не тренировался — это не решает проблемы, те кто оказывается не подготовлен к этому психологически ждёт разочарование и с мыслью : «Я сделал всё возможное» такой спортсмен уходит из спорта…

Но сделал ли он всё возможное??? Чаще всего после длительного анализа выясняется, что были бреши в подготовке и они были большими… В большинстве случаев (по моим наблюдениям за 17 лет спортивной практики) этой брешью, является ВОССТАНОВЛЕНИЕ. Неадекватное (нагрузкам) восстановление ведёт к потере работоспособности, снижению интенсивности, переутомлению (перетренированности), травмам. Причиной недовосстановления может быть неправильный режим труда и отдыха, такой же режим питания, недостаток витаминов и других веществ требуемых интенсивно тренирующемуся спортсмену, проблемы в семье (и прочие социальные проблемы, конфликты) и т.д. Аспект Восстановления нельзя недооценивать. Есть распространённое мнение а точнее стереотип, что СПОРТ ИЗНАШИВАЕТ ОРГАНИЗМ (при том, что мною пока не было найдено ни одной ссылки на научные исследования по этому вопросу, а опровергающих эту ГИПОТЕЗУ статей, наоборот мною найдено много). Моё мнение (я обязательно обосную его в статье которую готовлю по этой теме) САМ СПОРТ НЕ ИЗНАШИВАЕТ ОРГАНИЗМ И НЕ ОКАЗЫВАЕТ РАЗРУШЕНИЯ НА ОРГАНЫ. РАЗРУШАЕТ ОРГАНИЗМ НЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ ДВУХ СОСТАВЛЯЮЩИХ: НАГРУЗКА=ВОССТАНОВЛЕНИЕ. Если этот дисбаланс присутствует на протяжении длительного периода, то такие изменения (в том числе и хронические травмы) могут происходить и прогрессировать. Без восстановления все тренировки и действия бессмысленны. Поэтому я не мог не остановиться на этом подробно.

Вернёмся к теме.

Вторая по объёму брешь приходиться на недооценку кондиций.

Бытует мнение, что не следует переоценивать физические качества, на первый план нужно выводить технику и тактику (например в боксе, в лёгкой атлетике, в игровых видах спорта, до сих пор, можно встретить тренеров, которые приводят примеры давно ушедших лет и спортсменов, которые справлялись без высоких силовых показателей, забывая что уровень результатов (за последние 20 лет) значительно вырос, а детский спорт помолодел), но как собственно не переоценивать значимость физических качеств, если от их наличия, порой и зависит техника и тактика и в часто меняющихся условиях игры, борьбы и других соревнований, побеждает тот у кого арсенал этих качеств шире и надёжнее…

…….»Да силовая нагр. закрепощает, да она тяжело переводиться в технику, да она энергозатратна, но!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Если применяется она логично, а не «от балды», если обеспечивается должный уровень восстановительных мероприятий, если производится такая работа в подготовительный и специально подготовительный период, а не за неделю до старта, если сочетается она с упражнениями на расслабление и растягивание мышц, именно и есть настоящая ОФП и СФП.

Спортсмены высшего спортивного мастерства подтверждают эти заявления, при многих спортивных командах теперь есть место и тренеру по силовому атлетизму. В видах в которых сила как физическое качество, например в боксе или фигурном катании — считалось пошлостью и вредом теперь так не считают:)

 

В настоящее время тренеры клубов и спортивных команд, всё чаще отмечают нехватку специалистов по скоростно-силовой подготовке или тренеров по ОФП.

Вот пример, отражающий мнение специалиста от футбола Генадия Орлова (информация взята с сайта: http://www.arshavin.eu/news.php?id=62):

 

……Я читал интервью Домингеса два дня назад, в котором он сказал о том, что «Зенит» мало занимается тактикой, и у нас нет тренера по общей физической подготовке. Но я вижу и вправду, что ряд игроков физически не готов и конечно не настолько каждый из них профессионал, чтобы уметь самим себя готовить. Это касается и нашего лучшего игрока Андрея Аршавина. Каждый футболист, каждый человек индивидуального сложения. Если появится специальный тренер по ОФП, а что такое тренер по ОФП – это специалист который  знает индивидуально каждого, должен знать все его болячки, наклонности, вес. Вот этого специалиста не хватает. Вообще такой тренер необходим  любой команде.  Не случайно в ЦСКА уволили специалиста по ОФП, а сейчас возвратили снова. Это очень тонкая  вещь, это новый тренер, тренер на стыке медицины, ОФП и футбола, причем, с акцентом на каждого футболиста. Таких людей очень мало, в Зените явно не хватает такого специалиста. И не хватает того, что сейчас все игроки должны быть в оптимальной форме.

 

От рассуждений, перейдём к определениям ОФП и СФП

(определения мои, если есть, что добавить вы можете открыть тему на форуме с соответствующим названием и комментариями):

ОФП (общая физическая подготовка) — это физическая работа общеукрепляющего и общеразвивающего характера направленная на повышение работоспособности, развитие у индивида основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, прыгучести, координации и др.), а так же укрепление и улучшение работы функциональных систем организма (нервно-мышечной, опорно-двигательной, кардио-респираторной  и косвенно других с-м).

СФП (специальная физическая подготовка) — это физическая работа специализированная по принципу развития именно тех навыков и качеств, которые требуются в непосредственном виде спорта, а характер и режим упражнений, должны наиболее полно соответствовать характеру и режиму движений в соревновательной практике этого вида.

При этом ОФП является катализатором СФП (то есть потенциал набранный в ОФП, даёт в итоге бОльший потенциал в СФП, а рост уровня СФП — даёт прибавку в соревновательных результатах, при правильном подходе). Отсюда и важность ОФП в общеподготовительном периоде у спортсменов.

Новый уровень ОФП не даёт автоматом прибавку в соревноват. результатах, он как я уже писал, пока только создаёт ПОТЕНЦИАЛ, который и будет реализован при грамотном подходе. Я повторяю это специально, чтобы подчеркнуть абсурдность утверждений о якобы не возможности перевода приседаний со штангой, например в удар по мячу в футболе или скоростной бег (это просто пример). Всё переводиться и ещё как переводиться, нужно лишь соблюдать определённую методику которую мы, собственно и используем в нашей работе.

Тренеры всех видов, да и спортсмены тоже, часто замечают некую особенность организма и физических качеств, а именно СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ при работе мышц в различных упражнениях, режимах и их различный уровень возможностей, при казалось бы одном и том же проявлении усилий — одного и того же качества (напр. силы).

Пример из воспоминаний:):

2006 году я поехал на Спартакиаду в которой принимали участие представители разных видов спорта, в том числе был и гиревой спорт, о котором здесь и пойдёт речь. Соревнования были любительские — Спартакиада/Чемпионат среди нефтяных компаний и участвовали все кому не лень и спортсменов приглашали под это дело, разумеется «оплаченных» в т.ч. и меня:)) От нашей команды поехали туда 2 паренька — Мастера спорта по пауэрлифтингу, их тоже привлекли организаторы за «$$$» :^)) они (организаторы) ещё не знали как сильно прогадают с выбором… Это наглядно демонстрировало стереотип: «Раз этот человек такой сильный в подъёме тяжестей и штанг, то уж 32-х килограммовую гирьку он вообще поднимет 1000 раз:))

 

Ребята конечно заслуженные спортсмены — (МС в пауэрлифтинге просто так не раздают), сильные 110 кг мастодонты с бёдрами как мой корпус и руками как моя нога:), но там их ожидал полный крах, при чём и мне и им это было известно ещё до начала, хотя и я не ожидал, что будет ТАКОЙ крах… в итоге пузатые дедушки — ветераны гиревого спорта, сделали примерно в 5 раз больше повторений в каждом виде. И это не удивило бы тех кто ещё около 100 лет назад выделил в физической нагрузке ПРИНЦИП СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, но тогда я помню у всех был шок! Как так??? Такие брутальные самцы :), проиграли в гире дедушкам??? Да для них эти гирьки должны были быть как для слона соломинка — недоумевали все…

 

На самом деле разгадка такого «феномена» очень проста…

Во-первых, хоть эти 2 вида и можно отнести к силовым они всё же настолько разны, насколько например, отличаются футбол от баскетбола и вроде и там и там нужно бегать и забивать мяч (и в гире и в П.Л. нужно поднимать железки). Про типы волокон как-то не многие знают, а судить принимаются с ходу почти все, мол что это за качёк который 30 раз не подтянется если я дохлый 15 подтянусь))), но продвинутый спортсмен так рассуждать не будет он как никто знает, что абсолютная (максимальная) сила предъявляет одни требования к ЦНС (центральной нервной системе) и типу волокон, а силовая выносливость (относительная сила) предъявляет другие к мышцам и биохим. процессам, которые призваны отдалить наступление утомления…

И как ни один пауэрлифтер не способен выиграть соревнования у опытного гиревика, так совершенно точно, никакой самый сильный рекордсмен Мира по гиревому спорту не поднимет и половины на соревнованиях по пауэрлифтингу того, что поднимают представители этого вида спорта.

 

Получается, что каждый силён в своей специализации и понятно, что спортсмены для того и специализируются на выбранных видах спорта, чтобы продвинуться в них максимально.

В выносливости наблюдается всё та же картина. Бегун на 5 000 метров никогда не выиграет марафон у марафонца, а марафонец не выиграет бег на 5000 метров у спеца по этой дистанции. Танцор не выполнит гимнастический комплекс и наоборот гимнаст не станцует так как танцор (хотя у обоих координация супер!).

Отсюда есть философская тренерская поговорка:

Чтобы быстро бегать — быстро бегай, чтобы высоко прыгать — высоко прыгай! и т.д. (чтобы поднять максимально большой вес — поднимай максимально большой вес и т.д.).

 

НО!!!

Хоть тут всё и верно, но тема раскрыта, что называется, НЕ ПОЛНОСТЬЮ. Если бы всё было так просто то борцы, только боролись бы на тренировках, а спринтеры бегали только спринт, но в действительности, и те и другие имеют очень высокие результаты в тестах, которые на первый взгляд не коррелируют с видом??? Борцы бегают кроссы, жмут штанги, делают тяжелоатлетические рывки, занимаются акробатикой и т.д. на очень высоком уровне, а уж про легкоатлетов и говорить не приходиться у нас на этот взгляд есть даже пословица: «тяжёлая-лёгкая атлетика» или «легкая-тяжёлая атлетика», потому как современному спринтеру без рывков толчков и приседов обойтись вряд ли удастся.

Так как же быть??? Кому верить??? Мы же сами пришли к выводу, что надо специализироваться в упражнениях характерных для вида, а теперь получается что ОФП направленное на общее развитие всё таки нужно??? НУЖНО И ЭТО ФАКТ! Представьте себе как строиться дом… Сначала строят фундамент (это основа дома), потом накладывают основание в виде стен, окон и т.д. потом кладут облицовочный кирпич и выравнивают стены. Если что-то упустить дом рассыплется. В нашем примере ОФП и есть этот ФУНДАМЕНТ, если его минуть, сразу поставив стены, то пристраивать другие комнаты из года в год уже будет тяжело, поэтому фундамент нужно не только один раз построить (если кстати его в детстве спортсмену не заложили в качестве разностороннего развития, то многое уже упущено…), но и постоянно укреплять его из года в год подбирая всё более качественные методы и средства.

СФП же, в предсоревновательном периоде тесно сопутствует с технико-тактической, контрольно-тестовой работой, объёмы которых снижаются, при одновременном повышении интенсивности. И тут конечно ещё всё сложней.

Важнейшим аспектом в этот период является интенсифицирование восстановления.

Всё это и создаёт спортивный РЕЗУЛЬТАТ! Есть аспекты которые я здесь не упомянул нарочно, хотя они отнюдь не менее важные (психологическая подготовка и медицинский контроль, например…). Это работа специалистов областей спортивной медицины и психологии, а не моя. Есть и темы развитие которых было бы необходимым, но цель статьи была лишь ознакомительная, в противном случае мне пришлось бы написать книгу, а это было бы неправильно, ибо я ничего нового не изобрёл, я лишь своими словами (понятными, я надеюсь, обывателю) попытался рассказать, про то чем мы занимаемся в нашей практике, при подготовке спортсменов к ответственным стартам. Надеюсь Вам статья понравилась…) За сим откланяюсь, оставляя Вас подумать)))))

 

 

Автор статьи: Переверзев Артур Алексеевич

Мастер спорта, тренер FTA.

fta-russia.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о